Бесконечность
Чтобы достигнуть концептуального уровня, на котором возможно осуществить новую связь пространства♣ и времени♣, математической мысли пришлось ждать начала ХХ века. Простая, а затем общая теория относительности открыли потрясающие перспективы для физической науки. Сновидение является скромным провозвестником этого открытия, ибо всегда поддерживает столь свободные пространственно-временные отношения, которые интеллект мог бы назвать относительность дерзкая. Эта свобода воображения в отношении измерения пространства и времени является одним из фундаментальных отличий его от рационального мышления, нуждающегося в ориентирах. Интеллект сформировался в рамках измеряемого пространства и времени. Будучи зависимым от созданных им ориентиров, он не может, не ощущая головокружения, приблизиться к понятиям бесконечности и вечности♣. Воображение пребывает в мире, где пространственная эластичность и временная гибкость естественным образом вездесущи.
Кто решится на определение бесконечности? Попытки разума осуществить это вызывают головокружение и чувство бессилия. Сущностью сновидения является способность игнорировать формальную логику. Его пространство неограниченно, и ему нравятся анахронизмы. Коль скоро динамика воображения уносит сновидящего в бесконечность, то не для того, чтобы он встретил ужас[37] Пустоты, но для того, чтобы примирить его с тайной будущего, которое нельзя предвидеть. Бесконечность в сновидении позволяет пережить некий опыт. Он указывает на непостижимость завершения пути, начатого в животе♣ матери. Почувствовать бесконечность – это значит согласиться на встречу с самим собой, на встречу с тем, чего мы о себе еще не знаем, на встречу с неизвестным, со всевозможным. Бесконечность – это не победа разума, а благодать любви♣.
Терапевт – свидетель онейроидного сценария, в котором сновидящий или сновидящая переживают опыт бесконечности, – не должен ограничивать свою интерпретацию указанием на очевидные проявления тревоги♣ перед лицом небытия. Он может быть уверен, что присутствует при разрешении некоего парадокса: разрывая свою связь с прошлым, которое защищало его от страха перед будущим, с доверием полагаясь на судьбу, пациент улучшает тем самым свою приспособленность к объективному миру.
Богородица или Мадонна с младенцем
Не стоит отрицать религиозную коннотацию данного образа. Ортодоксальный католицизм не смог противостоять истовости религиозного чувства, возбуждаемого образом, продолжающим античные представления о сущности материнства и женственности. Давление догматических идей, стремящихся навязать мужские ценности Святой Троицы, было и поощрением к восстановлению сизигии[38] и подкреплением общественной потребности считать Деву Марию олицетворением христианской души.
Мы лишили бы данный символ жизненно важной части его сущности, если бы отказались от рассмотрения его в качестве наивысшей степени выражения анимы, наиболее отдаленной от земных устремлений. Дева Мария с очевидностью причастна к символике всех известных богинь-матерей. Но эти богини также воплощают собой землю♣ – вещество, материю. Дева – это земля, в которой рождается дитя♣ – надежда.
Царица неба♣, Дева приглашает сновидящего или сновидящую спуститься на землю. Дева Мария – это, прежде всего, мать♣. Она находится в той зоне воображаемого, где небо открывается, когда земное страдание становится слишком тяжелым[39], и где земля зовет к себе тех, кто заблудился в чрезмерной сублимации. Богоматерь играет роль посредника. Она появляется тогда, когда сновидящая или сновидящий испытывают потребность исправить свои отношения с земной матерью. Интерпретатора сновидения всегда прельщает объяснение символа Девы Марии как выражения высшего уровня анимы. Отчасти он будет прав. Однако интерпретация образа Богородицы как сублимированного выражения матери сновидящего или сновидящей будет наиболее правильной. С такой точки зрения он сможет обнаружить то, что скрыто в самой глубине сценария сновидения и что, без сомнения, связано с отношениями матери и ребенка – ребенка, которым каждый из нас остается в своем отношении к образу матери.
Бог Отец
Когда терапевт является свидетелем антропоморфного упоминания Бога Отца, он иногда склонен недооценивать эти наивные образы. Будь то лицо разгневанного старца[40], изрекающего проклятия среди бушующего грозового неба, или же благодушная фигура улыбающегося в седую♣ бороду♣ патриарха, было бы слишком просто приписать эти образы влиянию древних религиозных изображений. Пренебречь интерпретацией символа из-за его наивного изображения означает изменить долгу перед истиной.
В словаре сновидений Бог, Бог Отец являются законченной цепочкой ассоциаций, ведущей от отца земного♣ к Отцу небесному. Отец, король♣, мудрый старец♣, солнце♣ и Бог – все эти символические ступени ведут от авторитета мирского к божественному Закону. В сновидении Бог Отец выражает противопоставление или взаимодополняемость телесных потребностей и духовных устремлений. Его образ, часто карикатурный, может появляться по меньшей мере в трех ситуациях различного типа:
– чтобы выразить протест, когда сновидящий или сновидящая чувствуют себя несправедливо наказанными тяжелым испытанием;
– чтобы выразить упование на некую недоступную истину, когда то же испытание принимается с безмятежной искренней верой;
– чтобы восстановить равновесие♣, когда сновидящий или сновидящая исчерпали свою энергию♣ в поисках исключительно духовного самовыражения или в упрямом преследовании исключительно материального благополучия.
В онейроидной динамике Бог Отец выражает то, что находится вне цивилизации♣ и над ней, вне мира и над ним.
Борода
При наличии в сновидении образа бороды терапевт имеет все основания задать себе вопрос об отношениях сновидящей или сновидящего с ее или его отцом♣. Подобное предположение даст ему наиболее надежное направление для анализа большей части содержания сновидения. Безусловно, по мере накопления опыта анализа сновидений психотерапевт начнет различать разного типа бороды. Он может столкнуться с огромного размера дровосеком с рыжей или черной♣ бородой – характерным образом людоеда. Ему встретятся мудрый старец♣, отшельник или пастух♣ с длинной белой♣ бородой – образ посредника. Эти образы кажутся далеко стоящими друг от друга, но у них несколько общих элементов. Часто они даже встречаются в одних и тех же сновидениях.
В своем первоначальном значении онейроидная рыжая или черная борода появляется как проявление мужественности, если только она не скрывает компенсаторные механизмы импотенции. Белая борода считается признаком мудрости. Помимо этих вполне допустимых клише изучение механизмов воображения заставляет признать существование двух важных фактов, касающихся данного символа. Он родствен образу падающей воды, водопаду♣. Он сродни глаголу спускаться в его переносном значении. Этот образ приглашает психику, занявшую некую отстраненную, искусственно завышенную позицию, спуститься на разумную высоту. Высоту по отношению к чему? Подобная постановка вопроса ошибочна. Правильнее будет сказать: по отношению к кому? За образом бороды, будь то борода черная или белая, опытный интерпретатор сновидений без особых трудностей увидит индикаторы, которые определяют процесс корректировки отношения к образу отца.
Брат
Интерпретатор сновидений, который хочет найти в образе брата выражение братства, будет жестоко разочарован. Никакие философские идеи относительно братского согласия не могут что-либо изменить: со времен Каина воображение использует этот символ для обозначения соперничества. Брат в 95 % случаев появляется в сновидениях женщин. Он никогда не надевает маску, открыто играя одну из основных ролей своего репертуара.
Что происходит, когда речь идет о младшем брате сновидящей? Он останется всегда самозванцем, отнявшим часть внимания родителей. Будучи объектом зависти, он также выступает как препятствие, порождающее у сновидящей чувство горечи по отношению к ее матери♣. В крайне болезненной ситуации, когда этот конкурент умирает, у сновидящей возникает чувство вины, вызванное постыдным удовлетворением от исчезновения соперника. Старший брат выступает в качестве возможной замены отца♣. Довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда чувства, связанные с комплексом Эдипа, претерпевают перенос с личности отца на личность старшего брата. Почти в 30 % сновидений, где встречается данный образ, сущностью проблематики пациентки являются последствия сексуальных отношений с ним. Лишь иногда эти отношения остаются на уровне фантазма, чаще всего они реальны. Сопровождаясь амбивалентными переживаниями желания и отторжения, эти отношения, иногда грубо навязанные, в свою очередь участвуют в формировании у женщины чувства протеста против матери, которая не смогла (или не захотела) ее защитить.
Буря
Символические бури являются результатом слишком длительного напряжения между огнем♣ вытесненных эмоций, оказывающих давление, чтобы себя обнаружить, и интеллектуальной конструкцией, возведенной холодным♣ интеллектом для защиты от этих чувств. Когда вырываются наружу неотвратимые силы[41] онейроидной бури, ни одно из возможных значений не кажется достаточно надежным, чтобы устоять против этих сил: молнии♣ сновидений рассекают небо сильнее, чем молнии небесные♣, гром сновидений оглушает гораздо сильнее, порывы ветра – более разрушительны, и ливни♣ вызывают опустошение, подобного которому мир не встречал со времен всемирного потопа!
Интерпретатор сновидений напрасно потратит свое время, если будет искать за этим символом какие-то конкретные связи с основными темами, которыми обычно питается психологическая проблематика пациентов. Онейроидная буря не ищет себе сообщников ни среди свидетелей комплекса Эдипа, ни среди травм при рождении♣, ни в рамках метафизической тревоги[42], ни среди других составляющих психологических затруднений. По отношению к символам, способствующим динамике психологического развития, буря является тем, чем крик является по отношению к речи: непревзойденным по своей силе выражением, содержащим в себе все, доминирующим над всем, овладевающим всем. Подобно крику♣, буря находится вне оправдательной речи, вне осмотрительного движения, робкого продвижения по пути, заполненному массой препятствий. Она выражает некий революционный эпизод в процессе психического изменения.
Язык образов никогда не употребляет слово буря, не имея для этого веских оснований. Проявление всех элементов, соединившихся в образе бури, – молнии, брызгающей из неспокойного скопления грозовых туч под треск грома, ливня[43], способного вызвать горные♣ обвалы, – подтверждает перестройку психики сновидящего или сновидящей, которая должна привести к новой психической гармонии.
Бутылка
Менее чем в 15 % ситуаций появления образа бутылки в сновидении она свидетельствует о следах травмирующих сцен, пережитых сновидящим из-за родителей-алкоголиков. Поэтому при появлении данного символа опытный терапевт постарается выделить признаки, способные подтвердить или опровергнуть данную гипотезу. Помимо этого прозаического значения, данный образ предлагает проницательному интерпретатору сновидений несколько возможных путей анализа.
Из-за своей формы и назначения бутылка хорошо подходит для обозначения человеческого тела♣ – сосуда, содержащего душу и разум. Ее можно также рассматривать как материальное вместилище нематериальной сущности.
Многочисленные корреляции между водой♣ и бутылкой позволяют предполагать, что эта последняя является частью женской♣ составляющей психики – анимы.
Данное предположение находит свое подтверждение в способности этого образа символизировать плацентарную полость, что позволяет ему участвовать в сценах психологического возрождения♣, а также иногда в сценах, выдающих фрустрацию, вызванную женским бесплодием.
Ассоциация образа бутылки с цифрой 2 (два)♣ заставляет признать за данным символом роль возбудителя процесса индивидуации[44], то есть примирения противоположностей.
Динамика воображения чаще всего помещает бутылку в центр сложного сочетания элементов, в рамках которого описанные нами возможные объяснения могут сочетаться в различных пропорциях. Это, безусловно, усложняет интерпретацию и требует от нее большой деликатностии, но в то же время не позволяет рассматривать бутылку в качестве простого, банального объекта.
Бык
Стоит ли доказывать солнечную♣ природу♣ быка? Существует обильное количество показателей, подтверждающих это утверждение. Возможно, стоит отдать предпочтение лунному характеру образа? Можно легко привести факты, убеждающие в справедливости подобного подхода. Нет смысла опираться на культурные источники для выбора правильного решения. Жан Ани[45] показал, что культ быка Аписа, по своей природе солнечный, в течение веков изменился и стал, бесспорно, лунным. Существует слишком большое количество вариантов, которые могут оказаться тупиковыми и ошибочными, если мы будем следовать за неясной тенью Минотавра!
Настойчивое присутствие поблизости от быка женского образа с распущенными длинными волосами♣, почти всегда черными♣, выявляет способность символа выражать мощь[46] анимы и, если быть более точным, возможно, ее теневой♣ аспект. Воображение часто заменяет быка буйволом, бизоном, бараном, слоном♣, словом, животными, обладающими общими характеристиками: силой, весом♣, рогами или бивнями, естественной склонностью идти напролом, сметая все на своем пути. Животными, у которых голова♣ кажется сросшейся с телом, у которых отсутствует шея♣, что вызывает представление о мгновенном действии без размышления. А между тем изучение сновидений показывает, что появление быка, напротив, выдает психологическое состояние, в котором доминируют запреты.
В сновидении окружение быка явно пропитано сексуальностью. Поль Диель[47] интерпретирует образ коня♣ как выражение неудержимости желаний, особенно желаний сексуальных. Пегас – белый крылатый♣ конь – выражает сублимацию либидо, его превращение в поэтическое вдохновение. Появляясь вместе в примитивных изображениях, бык и конь также являются двумя млекопитающими, которых мифы наделяют крыльями. Крылатый бык и крылатый конь имеют похожие значения. Похожие, но не идентичные. Пегас появляется в качестве доказательства успешной сублимации. Бык в онейроидном мире никогда не выставляет напоказ свои крылья. Он предпочитает отдать их персонажам, которые его окружают. Он одновременно является утверждением стремления к превосходству и неодолимого пристрастия к наиболее естественным желаниям. Сексуальное устремление представляется столь тяжелым[48], что быку в сновидении не дано познать полет ангела♣. Символ свидетельствует о дезориентации психики, ослепленной сильными сексуальными желаниями, которые ей не удается ни реализовать, ни эвакуировать посредством сублимации.
В
Ведьма
Всякий, кто приближается к образу ведьмы, естественно ожидает, что подобный символ будет окружен зловещими декорациями. На ночном♣ небе♣ деревья будут жестикулировать голыми ветвями, подобно щупальцам. Сова♣ поведет за собой находящегося в состоянии ужаса сновидящего в чащу леса♣ к секретному логовищу с котлами и ретортами. И там очень старая♣ и страшная женщина с клювообразным носом и подбородком, сжимая беззубый рот♣, будет колдовать над приготовлением устрашающего приворотного зелья.
На сцене сновидения ведьма играет двойную роль. Под ярким светом прожекторов она воплощает отношение к негативному материнскому образу. Она без устали повторяет роль, созданную автором Белоснежки♣, в которой значительное место занимают волнения пубертатного перехода к сексуальной зрелости. В этих сценах, где присутствует старуха-волшебница[49], также обнаруживается настолько значительное и открытое вмешательство матери♣ сновидящего или сновидящей, так много упоминаний о детстве, так много сексуальных ассоциаций, что невозможно избежать этой первичной интерпретации символа, поэтому интерпретатор должен внимательно к ней отнестись. Однако с его стороны было бы упущением ограничить этим свой анализ. Ему следует несколько приглушить слишком сильный свет на сцене. Тогда он лучше увидит теневую♣ часть ведьмы, играющей одну из наиболее важных ролей. Одним широким и мощным жестом она объединяет гномов[50], глубинные силы[51] земли и небесных♣ духов. Это единение земного и божественного – символ реабилитации инстинктивного начала и единства живого существа – представляет собой путь, подготавливаемый появлением воображаемой ведьмы, которая приглашает сновидящего следовать за ней.
Великан
Поль Диель рассматривал Титанов, противопоставивших себя Зевсу и хотевших разорить Олимп, как олицетворение протеста против сознания. Они символизируют пагубную трансформацию стремления к психическому изменению в пользу упрощения способа удовлетворять земные потребности. Автор уточняет, что в отличие от дионисийского упрощения, которое раскрывает свой потенциал в области сексуальных устремлений, упрощение, которое он назвал титаническим, является социальным извращением в виде стремления к доминированию. Каждый сновидящий, который переживает во сне встречу, а иногда даже идентификацию с гигантом, обнаруживает себя раздавленным вплоть до полного бессилия чрезмерностью своих амбиций! Великан в сновидении, главным образом, выражает некое отношение.
Великан появляется, когда для пациента приходит время♣ осознать то, что парализует его отношения с другими. Этот символ выявляет ошибку пациента в оценке причин его трудностей при общении со своим окружением. Чем больше размер великана в сновидении, тем в большей степени он подтверждает чрезмерность стремления к материальному превосходству. Чрезмерность в данном случае является правильно выбранным словом, ибо оно выражает неизбежность увеличения разрыва между амбициями и реальными возможностями пациента. Чем больше проявляет себя стремление к власти, тем сильнее проявляется на психологическом уровне ощущение бессилия. Чем быстрее растет великан за счет некоего рода психического воспаления, тем в большей степени пациент ощущает свою незначительность и ничтожность. Титаническое упрощение – пожиратель энергии♣ – приводит к пониженному психическому напряжению.
Гигантский персонаж сновидения является показателем опасной иллюзорной веры в возможность замещения потребности духовной самореализации за счет доминирования силы. Дух соревнования, способный благотворно стимулировать, в своей преувеличенной форме становится неким типом извращенной религии, приводящей в тупик вместо того, чтобы открывать путь к надежде. Ни сновидящий, ни слушающий его терапевт не должны пугаться величины персонажа: лишь психика, способная почувствовать дискомфорт духовного тупика, куда ее влечет великан, способна породить подобного типа образ. Онейроидный великан – это предвестник психического изменения, а не обвинитель, обличающий недостатки.
Велосипед
Если человек хочет перемещаться в пространстве дольше и быстрее, чем ему позволяют его собственные возможности, то он может использовать животных или различные средства передвижения, которые придумал. Среди этих последних велосипед – единственное устройство, чье продвижение вперед и управление являются прямой функцией энергии♣ и воли его пассажира. Как только велосипедист прекращает крутить педали, велосипед возвращается к исходному состоянию. Он становится мертвым объектом, механической конструкцией. В свободном полете воображения данный символ позволяет увидеть два направления интерпретации.
В многочисленных онейроидных сценариях сновидящий или сновидящая испытывают чувство удивления, когда их велосипед поднимается[52] в небо♣, подобно волшебному ковру-самолету♣. Этот образ содержит в концентрированном виде проявление двух противоположных психологических тенденций: той, что стремится к контролю, защите Я, и той, которая стремится к изменению и доверию, к непредсказуемому будущему. В этом значении данный образ указывает на начальную фазу исчезновения метафизической тревоги[53].
Из-за дыхательного ритма♣, связанного с кручением педалей, или из-за воспоминаний о реально пережитой в детстве сцене, когда пациентка сидела на перекладине велосипеда своего отца♣, образ велосипеда способствует осознанию сексуальных влечений, связанных с комплексом Эдипа.
Венок или Корона
О какой короне или венке идет речь? О королевской♣ короне? О венке Девы Марии[54]? О венке новобрачной? О лавровом венке? О терновом венце? О венке из цветов♣? О погребальном венке? Интерпретация символа, связанная исключительно с выражением господства или власти, не выдержит свидетельства многочисленных фактов: короны или венки из сновидений могут появиться в виде всех тех многочисленных образов, которые мы перечислили выше и которые в реальности еще более разнообразны. Повеления богов и мирское величие везде и всегда связаны с сиянием короны. Алхимия дает нам очень красивый образ этой амбивалентности. Из яйца♣ вылупливается двухголовый орел♣, одна голова его украшена папской короной, другая – императорской. Трудно более четко выразить эту двойственность[55] коронования, которое освящает власть[56].
Корона или венец в динамике воображения имеют значения, близкие к тем, которые мы описали в статье «Кольцо»♣. Как и кольцо, в сновидении корона связана с символикой объединения. Она вписана в центр широкой сети ассоциаций, что открывает путь для обширного спектра интерпретаций. Если терапевт сосредотачивает свое внимание на образах, предположительно относящихся к классическим отношениям пациента или пациентки с их родителями в рамках комплекса Эдипа, то в лице коронованного персонажа он часто увидит короля-отца♣ или королеву-мать♣. Иногда пациент, короновавший сам себя таким образом, осознает стремление к узурпации власти в контексте пережитого им комплекса Эдипа… Онейроидное коронование освящает динамику реабилитации родительской пары. Таким образом, оно делает возможным союз между анимусом и анимой, который является необходимым условием гармонизации противоположностей и подтверждением высшего смысла коронации.
Верблюд
От морского♣ песка до песка пустыни♣ – путь следования воображения в данном случае не длинен! Корабль пустыни! Образы показывают, в какой степени это выражение, как всякое выражение, пользующееся успехом, покоится на несокрушимой символической основе. Верблюд – это дополнение к образу Туарега. Важной является также связь между глазом самки лани♣ и глазом верблюда. Самка лани является одним из наиболее чистых образных представлений, воплощающих женскую составляющую психики – аниму. Как и вода♣! Поэтому интерпретация образа верблюда очевидна! Символ, несущий в себе влагу♣, поддерживающую жизнь♣ в сердце обжигающего песка, ибо содержит свой собственный запас воды, самой своей природой выдает свое значение. Именно в этом смысл фразы, которую я употребил: «Верблюд – это дополнение к образу Туарега». Этот принц пустыни является одним из наиболее красивых воплощений роли анимуса. Объединяет эти два образа не их естественная близость, а их глубокая психологическая взаимодополняемость. Так же как фигура араба♣ выступает в качестве индикатора единения анимуса и анимы, верблюд играет роль посредника между этими двумя составляющими психики. Прохождение через глаз верблюда – это образ преодоления порога сознания, свидетельствующий о получении доступа к аспектам, связанным с анимой.
Будь то сновидения мужчин или женщин, в которых появление верблюда отражает реабилитацию анимы, пациент почти всегда в таком случае хочет выразить идею воскресения, возрождения энергии♣. Примирение анимуса/анимы естественным образом сопровождается глубоким изменением отношения к понятию предназначения. Верблюд побуждает сновидящего отказаться от стремления интеллектуально контролировать свое будущее. Он приглашает его, подобно ему самому, доверчиво следовать навстречу горизонту среди непрерывно обновляющихся и непредсказуемых дюн. Откуда приходит корабль пустыни? Куда он следует своим неторопливым шагом? Верблюд – это поступь жизни, которая продолжается, обновляясь, которая растворяется в универсуме, ускользая от знакомых ориентиров. Он выражает чувство дороги вне памяти, поскольку несет в себе влагу, звезду♣ судьбы, аниму.