Книга Оздоровительные программы по физической культуре и спорту - читать онлайн бесплатно, автор Коллектив авторов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Оздоровительные программы по физической культуре и спорту
Оздоровительные программы по физической культуре и спорту
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Оздоровительные программы по физической культуре и спорту

Хуббиев Ш. З., Намозова С. Ш., Незнамова Т. Л., Минвалеев Р. С., Коваль Т. Е., Ярчиковская Л. В., Ошина О. В., Карпунина А. Д., Меркулова О. А., Романенко М. В.

Оздоровительные программы по физической культуре и спорту

© Авторы, 2014

© С.-Петербургский государственный университет, 2014

Введение

Учебные занятия по оздоровительным программам физической культуры и спорта для студентов СПбГУ организуются и проводятся согласно Рабочей программе, разработанной в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения и Образовательного стандарта СПбГУ. Оздоровительные программы осваиваются студентами I–IV курсов на учебных практических занятиях физической культурой и спортом под руководством преподавателя и при самостоятельной работе.

ОП по ФК и С предназначены для формирования у студентов основной компетенции (ОК-9), связанной с пониманием и правильным использованием представлений о средствах и методах физического воспитания и спорта для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья и последующего применения полученных методических знаний, навыков и умений для обеспечения активной конкурентоспособной профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач:

– формирование положительного отношения к оздоровительной физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование, удовлетворение потребности в регулярной физической активности оздоровительной направленности на основе занятий избранным видом спорта;

– развитие умений и навыков самостоятельного компетентного использования оздоровительных программ для укрепления и сохранения здоровья; развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

– обеспечение общей и профессионально направленной физической подготовленности студента к будущей профессиональной деятельности;

– содействие накоплению практического опыта творческого использования ФК и С в системе здорового образа жизни для успешного достижения жизненных и профессиональных целей.

Обучение студентов по ОП ФК и С может проводиться во время занятий с преподавателем или дистанционно, самостоятельно.

Актуальность затронутых в пособии тем обусловлена неблагоприятной ситуацией относительно состояния здоровья студентов СПбГУ, а также возрастающей их потребностью в занятиях по ОП ФК и С и популярностью этих программ у обучающихся.

Заведующая Общеуниверситетской кафедрой ФК и С, доцент С. Ш. Намозова

Список основных сокращений

АВ-блокада – атриовентрикулярная блокада

АД – артериальное давление крови

АТФ – аденозинтрифосфорная кислота

БРС – балльно-рейтинговая система

ВИ Кердо – вегетативный индекс Кердо

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

ГТО – готов к труду и обороне

ГЦИФК – Государственный центральный институт физической культуры

ДМПК – должный уровень максимального потребления кислорода

ДЦП – детский церебральный паралич

ЖЕЛ – жизненная емкость легких

ИБС – ишемическая болезнь сердца

ИГСТ – Гарвардский степ-тест общей выносливости

ИМТ – индекс массы тела

ИП – исходное положение

ЛПВП – липопротеиды высокой плотности

ЛПНП – липопротеиды низкой плотности

МП – максимальное повторение

МПК – максимальное потребление кислорода

ОДА – опорно-двигательный аппарат

ОП – оздоровительная программа

ОРУ – общеразвивающие упражнения

ОФП – общая физическая подготовка

ПР – показатель реакции

ПСД – показатель сердечной деятельности

ССС – сердечно-сосудистая система

СУП – степень учащения пульса

Ф и ФП – физическая и функциональная подготовленность

ФК и С – физическая культура и спорт

ФН – физическая нагрузка

ЦНС – центральная нервная система

ЧДД – частота дыхательных движений

ЧСС – частота сердечных сокращений

Глава 1

Теоретико-технологические основания составления оздоровительных программ по физической культуре

(Ш. З. Хуббиев, С. Ш. Намозова)

1.1. Общие подходы к разработке ОП

(С. Ш. Намозова)

Важнейший принцип системы физического воспитания и спортивной подготовки – оздоровительная направленность. Его суть заключается в том, что в современном обществе ФК и С должны содействовать укреплению здоровья, формированию разносторонне и гармонически развитого, адаптированного к окружающей природе и социуму гражданина России. Что касается здоровья человека, то оно согласно трактовке Всемирной организации здравоохранения представляет собой состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Известно, что здоровье человека на 10–15 % зависит от медицины, на 15–20 % – от генетических факторов, на 20–25 % – от состояния окружающей среды и на 50–55 % – от образа жизни. Таким образом, здоровый образ жизни является ведущим фактором оздоровления человека. При этом физические упражнения как основное средство ФК и С – важнейшая составляющая здорового образа жизни. Их вклад в поддержание и укрепление здоровья человека повышается при условии оздоровительной направленности. Если же человек регулярно не занимается физическими упражнениями, это существенно влияет на здоровье и соответственно возрастает уровень зависимости от наследственности, медицины и экологии. Понятно, что ключ к решению задачи укрепления здоровья находится в руках человека, и управлять им он сможет при условии, если в его жизни физическая подготовка займет достойное место.

Оздоровительная физическая культура представляет собой эффективное средство формирования, развития и социализации личности, успешной социально-биологической адаптации ее к новым изменяющимся условиям, в том числе экологическим, производственным и учебным. Существует мнение, что в наше время физическая нагрузка уменьшилась в 100 раз, по сравнению с предыдущими столетиями, из-за чего возникли совершенно новые болезни – «болезни цивилизации». Поэтому в современных условиях возросла значимость физической культуры как средства оздоровления людей. Ее положительное влияние на здоровье человека возможно при соблюдении следующих правил:

– применять только научно обоснованные средства и методы физического воспитания¸ имеющие высокую оздоровительную ценность;

– выбирать объем и интенсивность ФН адекватно возможностям занимающихся;

– сопровождать занятия оздоровительными физическими упражнениями регулярным врачебно-педагогическим и постоянным самостоятельным контролем.

Реализация ОП по ФК и С способствует:

– повышению функциональных возможностей организма и психики человека;

– профилактике заболеваний;

– оптимизации режима двигательной активности;

– снижению утомляемости;

– индивидуализации оздоровительно направленных тренировочных нагрузок;

– использованию физических упражнений в борьбе с вредными привычками;

– приобщению лиц разного возраста, пола и состояния здоровья, в том числе инвалидов, к активным физкультурно-оздоровительным занятиям;

– использованию физической активности в качестве важного компонента здорового образа жизни;

– развитию профессионально важных физических качеств;

– повышению работоспособности;

– лучшей адаптации человека к условиям жизни, в том числе к трудовой деятельности.

Студенты – наиболее социально-активная и мобильная группа населения, которая в значительной степени определяет стратегию развития и будущее государства. Современное образование связано с высокими психоэмоциональными нагрузками и интеллектуальным напряжением, интенсификацией учебной деятельности, повышением требований к качеству теоретической подготовки студентов. Все это ведет к снижению физической активности обучающихся: возможностей организма, адаптационного потенциала, показателей работоспособности, повышению утомляемости. Нерациональный режим учебы сопровождается преобладающими в повседневной жизни обучающегося статическими мышечными нагрузками. За время обучения в вузе здоровье студентов ухудшается: так, на втором курсе заболеваемость возрастает на 23 %, а на выпускном курсе – на 43 %. В некоторых вузах количество студентов в специальной медицинской группе достигает 60 %. Проблема снижения работоспособности и функциональных возможностей организма в условиях возрастания учебной нагрузки вызывает большую озабоченность. В связи с этим роль физической культуры как действенного фактора здоровьесбережения молодого человека резко возрастает. И здесь не обойтись лишь учебными занятиями по физической культуре – они могут удовлетворить лишь 25–30 % суточной потребности студентов в физической нагрузке, поэтому для студентов весьма значимы и другие формы занятий физической культурой. При этом оздоровительно направленными должны быть учебные занятия и другие формы физкультурно-спортивной активности.

В СПбГУ ОП ФК и С предусмотрены как для студентов специальной медицинской группы, так и для зачисленных по состоянию здоровья в подготовительную и основную медицинскую группы. Таким образом, у обучающихся появляются дополнительные возможности участвовать в занятиях оздоровительной физической культурой, а также расширяется образовательная среда реализации Рабочей программы учебных занятий по ФК и С. В итоге это позволяет приобщать все больше обучающихся к студенческому спорту.

Учитывая сказанное, а также популярность у студентов ОП, основанных на современных технологиях ФК и С, актуализируется необходимость правильного составления этих программ и широкого внедрения их в практику ФК и С высшей школы.

Сегодня существует множество разнообразных ОП. Однако ознакомление с ними свидетельствует о том, что среди теоретиков, технологов, разработчиков и практических работников сферы ФК и С нет единого мнения относительно должного содержания, структуры и порядка составления ОП, основанных на средствах и методах физической культуры. Анализ авторских работ, литературы по вопросам теории, методики, организации занятий по ОП физической культуры в высшей школе, многолетняя работа в сфере студенческого спорта, а также опыт деятельности по внедрению и реализации инновационной Рабочей программы учебных занятий по ФК и С в СПбГУ в течение трех последних лет позволили авторам настоящего учебного пособия выработать свое представление об оздоровительных программах по физической культуре как неотъемлемой части системы подготовки по ФК и С студентов университета и о технологии их составления.

Цель ОП – повышение и поддержание оптимального уровня физического, психического и социального здоровья студента, формирование у него умений и навыков самостоятельного применения средств оздоровительной ФК и С.

Задачи ОП: 1) оптимизировать физическое состояние за счет увеличения адаптационных резервов нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем; развития и совершенствования двигательных способностей; благоприятствования физическому и психическому развитию обучающегося; 2) научить разработке ОП (на основе использования средств и методов ФК и С) и ее реализации адекватно индивидуальным особенностям и специфике будущей профессиональной деятельности обучающегося.

Достижение цели ОП при успешном решении ее задач позволяет добиться выраженного оздоровительного эффекта. Это может произойти, если физические упражнения оптимальны по объему и интенсивности нагрузок, прежде всего на нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы; сопровождаются значительным расходом энергии; все это протекает в условиях доставки тканям органов и систем организма человека кислорода, необходимых питательных веществ и выведения из этих органов и систем продуктов обмена в необходимом и достаточном количестве; имеет место четко выраженная аэробная направленность. Оздоровительный эффект физкультурно-спортивных программ обеспечивается при адекватных периодичности и длительности занятий, объеме, интенсивности и специфике применяемых средств и методов, разумном сочетании режимов работы и отдыха, т. е. основных параметрах ФН.

Рассмотрим классификацию направлений ОП. При организации физкультурно-спортивных занятий по ОП для разных категорий граждан, в том числе с учетом возраста, учитывается:

– направление ОП;

– особенности ОП и последствия ее применения для физического состояния, здоровья, образовательной и будущей профессиональной деятельности;

– интересы, потребности и мотивация занимающихся в физическом или спортивном совершенствовании;

– наличие свободного времени.

С учетом этих факторов определяются наиболее подходящие для студентов виды и формы оздоровительных занятий по ФК и С, средства и методы тренировок, создаются необходимые условия.

При контроле нагрузок в процессе реализации оздоровительной программы по ФК и С важно ориентироваться на ее направление: реабилитационное – после перенесенных заболеваний; восстановительное – для снятия психологического и физического напряжения после работы; поддерживающее достигнутый уровень физической подготовленности; развивающее функциональные возможности организма, повышающее степень физической подготовленности.

Развивающие нагрузки характеризуются активным воздействием на основные функциональные системы организма и вызывают значительное утомление организма. Такие нагрузки требуют восстановительного периода для наиболее задействованных в процессе тренировки функциональных систем в течение 24–96 ч.

Стабилизирующие нагрузки воздействуют на организм спортсмена на уровне 50–60 % по отношению к большим нагрузкам; восстановление наиболее утомленных систем происходит за 12–24 ч.

Восстановительные нагрузки – это нагрузки на уровне 25–30 %, по сравнению с большими, и после них для восстановления сил требуется не более 6 ч.

Направления ОП, основанные на физической активности, можно классифицировать соответственно интересам и потребностям занимающихся.

Спортивное направление. Для занятий детско-юношеским спортом, школьным спортом, студенческим спортом, спортом ветеранов и др. приоритетны не победы или рекорды, а тренировки для развития силы, выносливости, гибкости и координации движений, всестороннего физкультурно-спортивного совершенствования; бодибилдинг. Тренирующимся нравится процесс занятий спортом и возможность периодически участвовать в различных соревнованиях.

Кондиционное (развивающее) направление. Предназначено для улучшения показателей функционирования организма и психики человека, развития двигательных способностей (физических качеств и двигательных навыков), нормализации массы и состава тела, повышения мышечного тонуса, изменения пропорций тела и т. п. Это направление больше привлекает молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет. Но и среди «ветеранов» немало тех, для кого основной смысл занятий – приобретение хорошей физической формы: моложавый внешний вид, достаточно высокий уровень развития основных физических качеств и, главное, их сбалансированность.

Оздоровительное направление. Значительное количество людей старшего возраста и молодежь мотивированы поддерживать свое здоровье в хорошем состоянии и поэтому начинают заниматься оздоровительной физической культурой. При этом они ожидают увидеть признаки улучшения своего здоровья, почувствовать явные положительные изменения физического состояния организма, снизить утомляемость, повысить работоспособность и активность. Оздоровительная тренировка предоставляет для этого богатейшие возможности.

Реабилитационное направление. Большинство людей желает вести здоровый образ жизни, ощутив, что тело «стареет раньше души», появились новые отклонения в состоянии здоровья, плохо поддающиеся лечению или коррекции только медицинскими методами. ОП, основанные на физической активности и позволяющие избавиться от состояний, ухудшающих качество жизни, связаны с реабилитацией. Важно понимать, что ОП реабилитационного направления принципиально отличается от лечебных программ, ее главная цель – оздоровление человека с помощью средств и методов ФК и С. Данное направление успешно используется в трудовой, военной практике, а также в спорте. Например, летный состав и подводники регулярно проходят реабилитацию в специальных центрах, после которой их допускают к исполнению служебных обязанностей. В профессиональном спорте реабилитация особенно полезна после напряженной подготовки к главным соревнованиям и участия в них, например, после Чемпионата мира и Олимпийских игр. При современных предприятиях также функционируют реабилитационные центры, где персонал проходит курс именно реабилитации, а не восстановления.

Рекреационное направление. Связано с физической активностью ради хорошего настроения, развлечения, активного отдыха, получения возможности пообщаться в неформальной обстановке с друзьями или семьей, отвлечения от стрессов рабочих дней. Оно ориентировано не на тренировки «до седьмого пота», а на снятие физического, психического напряжения, на полезное для здоровья проведение досуга, активный отдых, удовлетворение потребности в физической активности в свободное время, на физкультурно-спортивные занятия по собственному выбору и т. п. Данное направление иногда справедливо называют восстановительным, поскольку таким образом можно восполнить запас физических и психических сил после трудовой деятельности.

Восстановительное (рекреационное) направление реализуется в процессе отдыха, основанного на физической активности, и обеспечивает устранение последствий гиподинамии, гипокинезии, стресса, психического и интеллектуального перенапряжения, физических перегрузок, травм и др.

Гигиеническое направление. Предполагает использование различных форм физической активности, в том числе тренировок, в повседневных бытовых условиях. К нему относятся: утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками. Основная цель ОП данного направления – оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма и психики в повседневной бытовой обстановке, на отдыхе.

Рассмотренные направления не в полной мере учитывают специфику оздоровительной физической культуры, поэтому целесообразно выделить такие направления ОП, как совершенствующее, профилактическое, поддерживающее, коррекционное.

Совершенствующее направление. Обеспечивает «проработку» систем организма и их функций для закрепления адаптационных перестроек, вызванных освоением новых движений и достижением качественно новых характеристик проявления физических качеств и психических свойств человека.

Профилактическое направление. Предполагает предотвращение деформации личностного и телесного развития в условиях воздействия неблагоприятных факторов образовательной и профессиональной деятельности, оптимизацию психофизиологических процессов для формирования устойчивости организма и психики человека к неблагоприятным условиям внешней среды.

Поддерживающее направление. Способствует стабилизации ранее достигнутых результатов развития функциональных возможностей организма и психики человека, что обеспечивает соответствующий уровень состояния здоровья, физической и спортивной подготовленности, психологической устойчивости.

Коррекционное направление. Связано с необходимостью предотвращения последствий, проявляющихся в виде каких-то утрат, вызванных неудачным перераспределением функций двигательного аппарата (техническими или тактическими ошибками) и выбором неверных приоритетов в развитии физических способностей (ошибками в общей и специальной физической подготовке) лиц, занимающихся спортом.

Что касается зон мышечной деятельности, в которых создаются относительно благоприятные условия для реализации основных направлений ОП ФК и С, параметры интенсивности ФН в этих зонах не имеют однозначного толкования. В частности, А. И. Чикуров предлагает следующие зоны работы по ЧСС: до 120 уд/мин – подготовительная, разминочная, основной обмен; до 120–140 уд/мин – восстановительно-поддерживающая; до 140–160 уд/мин – развивающая выносливость, аэробная; до 160–180 уд/мин – развивающая скоростную выносливость; более 180 уд/мин – для развития скорости.

Таким образом, ФН по оздоровительному и тренировочному эффекту дифференцированы по уровням.

Нулевая зона характеризуется аэробным процессом при ЧСС до 130 уд/мин, когда не возникает кислородный долг, поэтому тренировочный эффект может обнаружиться лишь у слабо подготовленных занимающихся. Данная зона применяется при подготовке организма к нагрузкам большой интенсивности, для восстановления (при повторной или интервальной тренировке) или для активного отдыха.

Первая тренировочная зона (от 130 до 150 уд/мин) наиболее типична для начинающих спортсменов, так как прирост спортивных достижений и увеличение потребления кислорода происходит у них, начиная с ЧСС, равной 130 уд/мин (порог готовности).

Во второй тренировочной зоне (от 150 до 180 уд/мин) подключаются анаэробные процессы энергообеспечения физической активности. 150 уд/мин – порог анаэробного обмена, он ниже у спортсменов со слабой подготовкой (130–140 уд/мин) и выше у квалифицированных спортсменов (160–165 уд/мин).

В третьей тренировочной зоне (более 180 уд/мин) развиваются анаэробные процессы на фоне значительного кислородного долга. К тренировке такой интенсивности организм адаптируется в ходе повторной работы. Максимальных значений кислородный долг достигает только в условиях соревнований.

Согласно исследованиям в области физиологии и биохимии по интенсивности и характеру воздействия ФН могут быть разделены на шесть условных зон (табл. 1).


Таблица 1



Объем и интенсивность ФН необходимо варьировать в зависимости от пола, возраста тренирующегося, состояния его организма, индивидуальных особенностей, условий и режима жизни, специфики профессиональной деятельности, а также для одного и того же человека в разные периоды его жизни. При реализации физкультурно-спортивных ОП следует помнить, что при резком и значительном снижении уровня физической нагрузки, особенно при ее прекращении, возможна детренированность, вызывающая атрофию мышц, а в случае неоправданного увеличения ФН – перетренированность, ведущая к гипертензии мышц. По мнению большинства специалистов, оздоровительные физические упражнения нужно выполнять при пульсе, соответствующем аэробному режиму. Такие тренировки практически исключают опасность возникновения нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы. Физиологи полагают, что наиболее эффективны оздоровительные тренировки при нагрузках, повышающих ЧСС от 100 до 170–180 уд/мин – в зависимости от возраста, пола и состояния здоровья человека.

Оптимальный оздоровительный эффект достигается при уровне нагрузок, соответствующем функциональным возможностям организма. Регулирование нагрузок производится по относительной мощности, по абсолютным и относительным значениям количества повторений упражнений, по величине физиологических параметров, по субъективным ощущениям.

Дозирование ФН по относительной мощности. В оздоровительной физической культуре мощность ФН колеблется в пределах 40–90 % МПК, но рациональнее интенсивность 60–70 % МПК.

Дозирование ФН по частоте сердечных сокращений. Этот метод целесообразен, так как регламентация нагрузок с учетом уровня МПК или максимальной работоспособности весьма затрудняется в процессе занятий массовыми видами спорта. Для достижения необходимого оздоровительного эффекта во время физкультурно-спортивных занятий сердце должно работать с нагрузкой, соответствующей безопасному для непрерывных упражнений уровню, который вычисляется по формуле: 190 минус возраст. Дозирование ФН по пульсу позволяет программировать физиологические сдвиги в организме. Этот метод более объективен по сравнению с дозированием нагрузки в зависимости от ее объема и интенсивности упражнений. Ведь один и тот же уровень нагрузки вызывает неодинаковое изменение ЧСС у разных людей: для одного ФН недостаточна, а для другого – чрезмерна.

Дозирование ФН в соответствии с энергетическими затратами. ЧСС, отражая интенсивность работы сердечно-сосудистой системы, в то же время свидетельствует о степени напряжения практически всех систем организма и об энергообмене. Между ЧСС и скоростью расхода энергии существует прямая зависимость. Зная частоту пульса и продолжительность физических упражнений, можно подсчитать энергозатраты организма человека.