Книга ‘Али ибн Абу Талиб - читать онлайн бесплатно, автор Фазл Аллах Компани. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
‘Али ибн Абу Талиб
‘Али ибн Абу Талиб
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

‘Али ибн Абу Талиб

В ответ на это мы говорим, что ‘Али никоим образом не сравним с так называемыми логичными людьми и говорить об этом сравнении могут лишь люди, которые, по словам Джалал ад-дина Руми, судят о деяниях непорочных людей по своим собственным. Во-первых, зрелость имеет значение в шариате (выполнение религиозных обрядов. – Пер.) и не касает ся интеллектуальных особенностей человека, вера же в Аллаха, Его единство и признание пророческой миссии относится именно к числу интеллектуальных особенностей личности, а не к шариатским обязанностям. Во-вторых, не всегда ум и рассудительность приходят к человеку с годами. Существует немало случаев, когда малолетний ребёнок обладал большим умом и логикой, нежели сорокалетние или даже пятидесятилетние люди, в особенности, если этот ребёнок был святым и ниспосланным Господом. Например, его светлость Иисус (а), будучи новорожденным младенцем, сказал:

«Воистину, раб я Божий. Ниспослал Он мне Писание и воздвиг пророком [Своим]»[30]. О его светлости Йахйи Господь в Священном Коране говорит:

«[Когда Йахйа стал разуметь], [раздался глас]: „О Йахйа! Истово соблюдай установления Писания (т. е. Торы)“, – и ниспослали Мы ему (т. е. Йахйе) пророческий сан, когда он был [еще совсем] ребенком»[31].

Саййид Хумайри, восхваляя его светлость имама ‘Али, говорит: «Подобно тому как Йахйа с детства был назначен пророком, ‘Али с детства был назначен имамом и руководителем людей». Также в истории о Йусуфе (библейском Иосифе), приведённой в Священом Коране, говорится: «Возмутился Йусуф: „Это она пыталась соблазнить меня!“, – а свидетель из её семьи заключил: „Если рубаха его разорвана спереди, то она говорит правду, а он – ложь“»[32]. Ребёнком, который освидетельствовал непорочность и правдивость слов его светлости Йусуфа, по словам комментаторов, был малолетний ребёнок, родственник Зулайхи.

В-третьих, вера ‘Али не была похожа на веру других людей, ибо она брала свои истоки из его натуры, в то время как вера других людей (даже если и была искренней, а не показной) возникла после еретизма. Его светлость никогда не был еретиком и даже до ниспослания Пророку (с) его миссии был в душе монотеистом. Сам он в книге «Нахдж ал-балага» («Путь красноречия) сказал: «Я родился с монотеистической душой и раньше других уверовал в Аллаха и совершил переселение с Божьим Пророком».

Его светлость Хусейн в день ‘Ашуры, гордясь своим отцом, сказал солдатам ‘Умара ибн Са‘да следующее:

«Моей матерью является Фатима аз-Захра, а отцом – сокрушитель еретизма. В сражениях при Бадре и Хунайне он поклонялся Богу, в то время как был ребёнком, а курайшиты поклонялись двум идолам Латт и Узза».

Мухаммад ибн Йусуф Ганджи и другие (как, например, Ибн Аби ал-Хадид и Мухиб ад-дин Табари) повествуют, что великий Пророк ислама (с) сказал:

«Три человека первыми уверовали в Аллаха и ни на миг не были язычниками. Это ‘Али ибн Абу Талиб, владелец «Йасина» (Пророк ислама) и правоверные из семейства Фир‘ауна (Фараона), которые были искренними в своей вере»[33].

В-четвёртых, слова и деяния Пророка (с) имеют для нас первостепенное и неоспоримое значение, ибо Аллах сказал о его светлости:

«И речи он ведёт не по прихоти (своей). Они (т. е. речи) – лишь откровение внушённое»[34]. Таким образом, если бы вера ‘Али была детским подражанием, посланник Аллаха (с) сказал бы ему: «О, ‘Али, ты ещё ребёнок и не достиг совершеннолетия». Однако Пророк не только не сказал ‘Али таких слов, но и принял его веру и в тот же миг открыто представил его всем как своего наследника, опекуна и халифа. Таким образом, те, кто имеет сомнения по поводу первенства ‘Али в обращении в ислам, в действительности не познали ни Пророка, ни ‘Али.

Аллах лучше всех знает цену веры ‘Али и восхваляет её в Священном Коране. По словам историков и различных аналитиков, когда ‘Аббас ибн ‘Абд ал-Муталлиб и Шайба по традиции арабов стали с гордостью перечислять свои достоинства, ‘Али, проходивший мимо, спросил у них, чем они гордятся.

‘Аббас сказал: «Я занимаю должность водовоза и доставляю воду для паломников». Шайба сказал: «А я – служитель Божьего храма и храню ключи от него». Тогда ‘Али ответил: «Это я должен гордиться, ибо я задолго до вас уверовал в Аллаха и совершал молитву в сторону этой киблы». Ни один из троих не соглашался признать первенство других, и поэтому было решено пойти к Пророку, чтобы тот рассудил их. В это время Джибрил (Божий ангел, приносящий откровения. – Пер.) передал следующий коранический айат:

„Неужели утоление жажды паломника и пребывание в Запретной мечети вы приравниваете к (деяниям) тех, кто уверовал в Аллаха и Судный День?..“[35]»[36].

Историки признают, что первым, кто отозвался на призыв Пророка и уверовал в Бога, был ‘Али. По словам историков, великий Пророк ислама (с) в тот же момент сказал: «Первый, кто отзовётся на мой призыв, станет моим преемником». В пятой части этой книги мы обстоятельно поговорим на эту тему.

Важным и заслуживающим внимания обстоятельством является то, что уровень веры и богобоязненность ‘Али не сравним с другими людьми, так как его светлость обратился в ислам не только по причине близости и родственных связей с Пророком (с) или под воздействием необдуманного порыва. ‘Али с юношеских и даже детских лет стремился к истине и перед ее лицом забывал обо всём на свете. Поэтому он полностью растворился в Пророке, который был олицетворением истины, а его героизм и самопожертвование на пути распространения религии посланника Аллаха (с) достигли своего апогея.

Можно смело утверждать, что Пророк (с) не имел рядом с собой никого, кто был бы столь же горячо предан ему, как ‘Али, и никто не может отрицать заслуги и самоотверженность имама ‘Али во имя распространения возвышенных идеалов ислама. Во всех трудных ситуациях он грудью защищал Пророка и был счастлив этой своей самоотверженностью.

С самого восхождения ислама великий Пророк (с) ежедневно сталкивался с протестами курайшитов, которые под различными предлогами пытались причинить ему зло и страдания. В течение тринадцати лет после начала пророческой миссии, проведённых в Мекке, посланник Аллаха (с) ни на минуту не был избавлен от колкостей и мучений курайшитов и даже давления своих близких родственников, как, например, Абу Лахаб, и всё это время ‘Али подобно тени следовал за Пророком (с) и охранял его от выпадок еретиков и жестокостей идолопоклонников Мекки. Никто не смел причинить зло Пророку (с), когда рядом с ним находился ‘Али.

В период тайного и открытого призыва Пророка (с) ‘Али постоянно доказывал ему свою преданность, и Мухаммад (с) с каждым днём всё увереннее выполнял свою миссию и открыто призывал людей к Аллаху и отречению от поклонения идолам. Таким образом, Пророку (с) удалось направить на истинный путь и обратить в ислам группу женщин и мужчин Курайша. Это разозлило курайшитов и они с ещё большим рвением стали причинять мучения Пророку (с).

Самыми лютыми врагами его светлости были Абу Джахл, Ахнас ибн Шариг, Абу Суфйан, ‘Амру ‘Ас и дядя Пророка Абу Лахаб. Они открыто потребовали от Абу Талиба, чтобы тот перестал поддерживать посланника Аллаха (с) и выдал его Курайшу, однако Абу Талиб покровительствовал Мухаммаду (c) до самой смерти и создавал необходимые предпосылки для распространения его идей.

В результате давления курайшитов великий Пророк ислама (с) вместе с группой своих родственников и сподвижников три года тайно жил в горном ущелье Ша‘б Аби Талиб. Он не мог показываться на глаза врагам и открыто поклоняться Богу.

Всё это трудное время ‘Али находился рядом с Пророком (с). Эти двое настолько переплелись душой и моральными качествами, что их жизни были неразделимы друг от друга.

Ввиду того, что возникновение ислама в Мекке было сопряжено с многочисленными проблемами и распространение было незначительным и почти приостановилось за тринадцать лет, было необходимо найти подходящую атмосферу для роста и расцвета саженца новой религии. Именно это послужило причиной переселения Пророка (с), подробности которого приведены в следующей главе.

4 – Роль имама ‘Али в переселении

Одной из причин, подготовивших почву для переселения Пророка в Медину, было распространение ислама в этом городе. Когда арабские племена приезжали из Медины в Мекку для торговли и других дел, Пророк встречался с ними и призывал их к исламу. В этом деле он добился хороших результатов.

После смерти Абу Талиба группа людей из племени аус, приехавших из Медины в Мекку, встретилась с Пророком (с). Шесть человек из этой группы обратились в ислам и, возвратившись в Медину, стали призывать жителей этого города к новой религии.

Через некоторое время группа из свыше семидесяти женщин и мужчин Медины посетила Мекку и приняла ислам. Таким образом, исламская религия стала быстро распространяться в Медине.

Этот город более подходил для распространения ислама, нежели Мекка, ибо в Медине не было постоянно враждовавших с Пророком (с) курайшитов. Поэтому он приказал нескольким из своих сподвижников переселиться из Мекки в Медину, дабы освободиться от жестокостей еретиков Мекки.

Сподвижники Пророка (с) тайно и открыто направились к Медине, и жители этого города встретили мекканских переселенцев с распростёртыми объятиями.

С другой стороны, сам Пророк (с) в душе желал переселиться в Медину, но, будучи Божьим посланником, не мог без позволения и указа Господнего переменить место выполнения своей миссии. Однако происшедшее в то время событие само по себе вынудило Пророка переселиться в Медину. Это событие можно считать основной причиной переселения.

Когда курайшиты узнали о быстром распространении ислама в Медине, а также о переселении в этот город нескольких мусульман, они испугались, что исламская религия окрепнет в этом городе и затем создаст для них проблемы. Дабы избежать опасностей, грозивших им в будущем, они решили покончить с Пророком (с) и навсегда избавиться от него.

Однако выполнить этот план было непросто, так как Пророк (c) принадлежал к семейству ‘Абд ал-Муталлиба и если бы он погиб от рук нескольких человек, убийц непременно бы настигли мечи юношей из рода Хашимидов, восставших для совершения кровной мести. Как же быть?

Главы Курайша провели тайное собрание и после длительных дискуссий пришли к решению выбрать из каждого племени по одному храбрецу, искусному в сражении на мечах. Эта группа должна была совершить ночное нападение на дом Пророка (с) и убить его в постели. А так как Хашимиды не могли противостоять всем арабским племенам, в результате кровь Пророка (с) осталась бы неотомщённой.

Этот сатанинский план был разработан втайне с целью уничтожения Пророка (с), однако Всемогущий Аллах, который озарил в пещере Хира Мухаммада (с) лучом своего бесподобия, святости и величия, вновь предупредил жаждущего истины Пророка (с) об этом решении Курайша и разрешил ему начать ночью переселение из Мекки в Медину[37].

Однако было необходимо предпринять меры, чтобы еретики Курайша не пронюхали о переселении Пророка (с) и чтобы его дом и постель не остались без хозяина. Найдётся ли человек, который ляжет в постель Пророка и станет приманкой для вооружённых мечами курайшитов?

Здесь и выявляется герой этого события, и это предисловие было приведено для представления этого известного всем человека. Этим храбрецом с сердцем льва мог быть только ‘Али, и второго такого не было и никогда не будет.

Пророк (с) познал ‘Али, его глубокую веру и искренность. Обратившись к нему, он сказал: «О, ‘Али! Аллах приказал мне покинуть Мекку и отправиться в Медину, однако это переселение не является обычной поездкой и должно оставаться в тайне, чтобы еретики Курайша не узнали о нём, ибо они решили этой ночью убить меня в моей постели. Для того, чтобы провести их, необходимо, чтобы мой дом и моя постель не пустовали. В таком случае курайшиты не будут преследовать меня. Господь приказал, чтобы ты лёг в мою постель, дабы я мог втайне отправиться в Медину».

Не успел Пророк (с) довести до конца свою речь, как ‘Али с радостью ответил: «Повинуюсь, о Божий Пророк! Я с радостью и благодарностью выполню этот приказ!»

Пророк сказал: «О, ‘Али! Тебе поручено очень опасное дело. Курайшиты ночью ворвутся в мой дом и оголят свои мечи над моей постелью, а в ней будешь спать ты!»

Пророк (с) представлял ‘Али всю важность и опасность этого дела, а лицо ‘Али всё более и более озарялось радостью. Наконец, ‘Али сказал: «О, Божий Пророк! Разве, в крайнем случае, меня не ожидает смерть? Какое счастье может быть превыше того, что я по Божьему приказу принесу свою жизнь в жертву тебе ради распространения твоей религии?»

Глаза Пророка (с) наполнились слезами, когда он увидел эту искренность и самоотверженность ‘Али на пути истины. Пророк (с) растроганно обнял ‘Али и покрыл поцелуями его лицо и голову. Затем он попрощался с ним и покинул Мекку[38].

‘Али, которому в ту пору было 23 года, облачился в особую одежду Пророка, которую тот надевал во время сна, и лёг в постель его светлости в ожидании опасности.

Авторы книг «Фусул ал-мухимма» и «Кифайат ат-Талиб», а также другие написали, что когда ‘Али лёг ночью в постель Пророка (с), Всевышний Аллах сказал двум ангелам Джибрилу и Микаилу: «Я сделал вас братьями и дал одному из вас более долгую жизнь. Кто из вас готов подарить другому лишние годы своей жизни?» Ангелы спросили: «Господи, вольны ли мы в своём решении или должны сделать это по принуждению?» Господь ответил: «Вы вольны в своём решении». Ни один из ангелов не пожелал подарить другому годы своей жизни. Тогда Всевышний Господь сказал: «Я установил братство между ‘Али и проро ком Мухаммадом (с), и ‘Али лёг в постель Пророка. Посмотрите, как он пожертвовал своей жизнью ради своего брата и предпочёл его жизнь своей. Спуститесь на землю и защитите его от врагов».

Два ангела спустились к ‘Али. Джибрил встал у его изголовья, а Микаил – у его ног. Джибрил говорил: «О, сын Абу Талиба! Кто может уподобиться тебе, кем гордится Господь перед своими ангелами?»[39].

Итак, воины Курайша, собравшиеся в Дар ан-Надве для того, чтобы уничтожить Пророка (с), при наступлении темноты покинули это место и, держа наготове обнажённые острые мечи, окружили дом посланника Аллаха (с).

На рассвете, когда в Мекке царила тишина, они решили привести в исполнение свой зловещий план. Как только они ворвались в дом, ‘Али приподнялся с ложа и воскликнул: «Что вам нужно?» Увидев ‘Али, курайшиты изумлённо и испуганно застыли на своих местах. Наконец они прервали тишину и спросили: «Где Мухаммад?»

‘Али хладнокровно ответил: «Я не охранял его, а вы не поручили мне его, чтобы теперь требовать ответа».

Один из воинов сказал: «‘Али – защитник и сподвижник Мухаммада. Хорошо бы убить ‘Али вместо Пророка!»

‘Али сказал: «Жаль, что Пророк (с) не разрешил мне нападать, а то бы я проучил вас мечом за вашу дерзость и за то, что вы осмелились войти в дом его светлости. Уходите! Вы – невежественные люди и будете лишены счастья».

Курайшиты, узнав о переселении Пророка (с), отправились по его следам и дошли до пещеры Сур, в которой находился Божий Пророк вместе с Абу Бакром, однако Господь защитил его светлость и не позволил курайшитам настичь его.

Самопожертвование ‘Али во время переселения Пророка (с) неописуемо. Мужественный двадцатитрёхлетний юноша с твёрдым духом, стремящимся к истине, подверг себя смертельной опасности ради распространения исламской религии и защитил посланника Аллаха (с) своей грудью. Сам ‘Али сказал:

«Своей грудью я защитил наилучшего человека, который когда-либо был рожден на земле, того, кто обходил Ка‘абу и камень Исма‘ила – посланника Аллаха, когда на него напали курайшиты, чтобы убить его. Тогда мудрый и милосердный Аллах спас его от хитрости врагов»[40].

В награду за эту самоотверженность ‘Али великому Пророку (с) был ниспослан коранический айат, и таким образом ‘Али удостоился похвалы Всевышнего Аллаха.

«Среди людей есть и такой, который приносит в жертву душу, желая заслужить благоволение Аллаха»[41]. По словам комментаторов и различных историков, этим человеком мог быть только имам ‘Али.

Самоотверженность его светлости ‘Али во время исторического переселения мусульман из Мекки в Медину не ограничивалась лишь тем, что он лёг в постель Пророка (с). В его отсутствие в Мекке он разрешал проблемы мусульман, а также возвращал людям всё то, что они доверили Пророку (с) на хранение.

Несколько дней спустя после прибытия Пророка (с) в Медину (по словам некоторых историков, его светлость приказал остановиться в Ка‘абе, чтобы дождаться ‘Али и вместе с ним прибыть в Медину) ‘Али вместе со своей матерью, дочерью Пророка (с) и двумя другими женщинами, а также со слабыми здоровьем мусльманами отправился в Медину и, прибыв в этот город, обнял великого Пророка ислама (с), чьи ноги были изранены в результате изнурительного пути, заплакал от радости встречи с ним.

В Медине ‘Али постоянно находился рядом с Пророком (с) и в первый год хиджры (переселения, 622 год. – Пер.), когда между мекканскими переселенцами и жителями Медины был заключён братский союз, Пророк назвал ‘Али своим братом[42].

На втором году хиджры (623 г.) Пророк (с) выдал свою единственную дочь Фатиму замуж за ‘Али и сказал:

«О, ‘Али, Всевышний Аллах приказал мне выдать Фатиму замуж за тебя, и я даю её тебе в жёны за четыреста мискалев (единица измерения, равная приблизительно 4,64 граммам. – Пер.) серебра». ‘Али сказал: «Я согласен на это, о посланник Аллаха, и рад милости, оказанной мне Всевышним и Его пророком». Затем ‘Али склонился в поклоне и возблагодарил Аллаха за оказанную ему милость[43].

В тот же год Господь приказал сражаться с язычниками, и важнейшим фактором побед Пророка (с) в сражениях с врагами было участие в них ‘Али. С этого времени в жизни его светлости ‘Али открылась новая глава, которую можно назвать его военными услугами. Этой теме посвящены следующие страницы книги.

5 – Военные заслуги имама ‘Али

На протяжении четырнадцати лет призыва Пророка (c) наставления его светлости, основанные на логике и аргументах, не оказали воздействия на погрязшие в невежестве и идолопоклонничестве арабские племена. Поэтому в нескольких коранических айатах Аллах приказал начать священную борьбу во имя идеалов ислама, и со второго года хиджры (623 г.) в течение девяти лет, оставшихся из жизни посланника Аллаха (с), было совершено около восьмидесяти сражений и битв с еретиками, язычниками и иудеями Аравии, в некоторых из которых принимал участие сам Пророк (с). Эти сражения называются «газават».

Мужество и самоотверженность ‘Али в этих битвах не остались скрытыми ни от кого. За свою бесподобную храбрость и героизм он был назван «львом сражений» и «сразителем арабов». Он участвовал во всех битвах, кроме сражения при Табукеа, когда по приказу Пророка (с) остался в Медине, и знамя победы всегда находилось в его руках.

В числе важных и известных сражений, проведённых Пророком (с) с язычниками и врагами ислама и в которых ‘Али одерживал победы над арабскими богатырями, можно указать на битвы при Бадре, при Ухуде, битва с бани Надир, битва «Ахзаб» (битва «Хандак»), сражение в Хайбаре, захват Мекки, а также сражения при Хунайне и сражение в Та’ифе.

Настоящая глава посвящена героизму и военным услугами ‘Али, и потому, не указывая причин возникновения битв, мы отметим героизм его светлости на аренах сражения с известными арабскими воинами и богатырями, ибо повесть о жизни имама ‘Али без упоминания о его участии в сражениях будет неполной и неинтересной. Дабы ознакомить читателей с изумительной силой и ловкостью ‘Али, необходимо упомянуть о нескольких важных сражениях.

Битва при Бадре

Хотя до битвы при Бадре между мусульманами и их противниками произошло много небольших сражений (сарийа), битва при Бадре была первым сражением, в котором Аллах проверил мусульман, ибо некоторые из них страшились язычников и не хотели сражаться с ними. Господь в Священном Коране говорит:

«С дележом [добычи обстоит так], как [обстояло], когда по велению Господа твоего выступил ты в поход во имя Истины, хотя были решительно против этого некоторые из верующих»[44].

Причиной этого страха было то, что число вражеского войска достигало тысячи человек, которые в полном вооружении под командованием Абу Суфйана двинулись на мусульман, чтобы уничтожить их, в то время как мусульманское войско состояло из 313 человек, большинство из которых не были вооружены. В распоряжении мусульман было не более семидесяти верблюдов и несколько лошадей. Наконец, 17 числа благословенного месяца рамадан[45] второго года хиджры (13 марта 624 г.) эти два войска предстали друг перед другом в местечке между Меккой и Мединой под названием Бадр (по названию колодца Бадр. – М.П.), и Аллах отправил своих ангелов на помощь правоверным. В Священном Коране приведено: «Прежде помог вам Всевышний в [сражении] при Бадре, когда были вы слабы»[46]. В начале, на арену борьбы вышли трое язычников ‘Утба, Шайба и Валид ибн ‘Утба и потребовали противников. Великий Пророк (с) отправил на борьбу с ними ‘Али и приказал своему дяде Хамзе и ‘Убайду ибн Харису ибн ‘Абд ал-Муталлибу сражаться с язычниками вместе с ‘Али. ‘Али вскоре расправился с Валидом, своим противником, и затем поспешил на помощь Хамза и ‘Убайду. Язычников, ставших свидетелями смерти своих соплеменников, охватил страх перед мусульманами. На арену борьбы выступили другие воины языческого войска, большинство которых было убито мечом ‘Али. Мужество его светлости принесло победу мусульманам в сражении при Бадре. Было убито свыше семидесяти и захвачено в плен семьдесят язычников, в числе которых были ‘Аббас ибн ‘Абд ал-Муталлиб и ‘Акил ибн Абу Талиб, которые, выплатив выкуп, освободились и приняли ислам. По словам историков, свыше половины убитых пали от меча ‘Али[47], а остальные были убиты другими мусульманами и помогавшими им ангелами. В числе знатных курай шитов, убитых от руки ‘Али были ‘Ас ибн Са‘ид, Ханзалат ибн Абу Суфйан (брат Му‘авийи) и ‘Умайр ибн ‘Усман (дядя Талхи)[48]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

(с) – здесь и далее по тексту сокращённая форма фразы: «Салла Аллаху ‘алейхи ва алихи!», что в переводе с арабского языка значит: «Да благословит Аллах его и род его!». В соответствии с исламской традицией, данную словесную формулу благопожелания необходимо произносить после упоминания имени пророка Мухаммада (с). – Примеч. ред.

2

(а) – здесь и далее по тексту сокращение от фразы «‘алейхи (-ха, -хим) ас-салам», что в переводе с арабского языка значит: «Мир ему (ей, им)!». В соответствии с исламской традицией, данную словесную форму благопожелания необходимо произносить после упоминания имен пророков и наследников из рода Мухаммада. – Примеч. ред.

3

Из сборника стихов Касима Раса.

4

Раджаб – название седьмого месяца мусульманского лунного календаря.

5

‘Амал – фил (араб.) – год Слона. В этом году абиссинцы под предводительством Абрахи верхом на слонах направились к Мекке, чтобы разрушить Ка‘абу. Однако Аллах покарал их. Сам Абраха умер последним. Арабы Хиджаза сочли тот год благословенным и назвали его годом Слона. Пророк ислама родился в том же году. С тех пор в течение 71 года, т. е. до 18 года хиджры (639 г.), календарное исчисление мусульман производилось относительно года Слона. В 18 году хиджры, на шестом году правления халифа ‘Умара, по предложению имама ‘Али вместо года Слона мусульмане начали свой календарь с года переселения (хиджры).

6

Худжжатал – исламвал – муслимин (араб., букв: «довод ислама и верующих мусульман») – звание для авторитетного мусульманского богослова-теолога в высших учебных исламских академиях.

7

До рождения ‘Али у Абу Талиба было три сына: Талиб, ‘Акил и Джа‘фар.

8

Бейт ал-мукаддас (араб., букв.: «священный дом») – город Иерусалим.

9

См.: Мухаммад ибн ‘Али ибн Бабавайх ал-Куми (известный как шейх Садук). Ал-Амали. Собрание 27, хадис 9. Шейх Мухаммад ибн ал-Фатал ан-Нишабури. Рауда ал-ва‘изин. Т. 1. С. 76; ‘Аллама Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 35.С. 8; ‘Али ибн ‘Иса ал-Арбали. Кашф ал-гамма фи ма‘рифа ал-а’имма. С. 19