Книга Интернет-маркетинг и его разновидности - читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Акулич
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Интернет-маркетинг и его разновидности
Интернет-маркетинг и его разновидности
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Интернет-маркетинг и его разновидности

Интернет-маркетинг и его разновидности


Маргарита Акулич

© Маргарита Акулич, 2021


ISBN 978-5-4485-8705-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

В данной книге раскрыто все основное, что необходимо знать об интернет-маркетинге в первую очередь.

Книга адресуется начинающим инернет-маркетологам и всем, кому интересен интернет-маркетинг.

I Интернет-маркетинг, его безопасность, ограничения, планирование и подчинение этическим требованиям

1.1 Понятие интернет-маркетинга и история его развития

Понятие интернет-маркетинга

Интернет-маркетинг (internet marketing) рассматривается в качестве направления маркетинга. При его реализации применяются все компоненты традиционного маркетинга, но в интернет-среде. Это компоненты маркетинг-микса, состоящего из: цены, товара, продвижения (поисковый маркетинг и маркетинговые коммуникации в интернете) и распределения. Особо важное значение имеют коммуникацииввиду высоких коммуникативных возможностей, предоставляемых маркетингу интернетом. Основной целью интернет-маркетинга является максимизация эффекта от пользователей интернета и используемых для работы с ними интернет-ресурсов (веб-сайтов).

Интернет-маркетинг (онлайн-маркетинг) можно рассматривать и как часть электронной коммерции, включающий ряд разновидностей, в частности:

1. Поисковый маркетинг.

2. Скрытый маркетинг.

3. Партизанский маркетинг.

4. Вирусный маркетинг.

5. Маркетинг в социальных сетях.

6. Аффилированный (партнерский) маркетинг

Популярность электронной коммерции и интернет-маркетинга связана с расширением возможностей доступа к интернет-ресурсам. Без этой коммерции не обходится в настоящее время ни одна маркетинговая кампания. Интернет-маркетинг все более интенсивно применяют компании, относящиеся к разным секторам бизнеса.

История развития Интернет-маркетинга

Периодом зарождения интернет маркетинга считается период начала 1990-х годов. Это время ознаменовалось появлением текстовых сайтов с размещаемой на них информацией о товарах (чаще всего информационных).

Постепенное развитие интернет-маркетинга привело к тому, что через интернет либо благодаря ему стали продаваться целые информационные пространства, бизнес-модели, программные продукты и еще очень много всего. Рентабельность инвестиций стала существенно выше, начала пользоваться большим успехом предложенная компаниями Google, Yahoo и MSN локальная реклама (особенно у компаний, относящихся к среднему и к малому бизнесу).

Интернет-маркетинг открыл для людей и компаний совершенно новые горизонты, прежде всего с точки зрения достижения максимально широкой аудитории для идей, товаров, услуг.

При реализации интернет-маркетинга начало практиковаться применение стратегии прямого отклика, использующей такие инструменты как прямая почтовая рассылка, рекламные ролики. Причем в интернет-среде данные инструменты имеют имманентные этой среде качества.

Постепенно предприниматели поняли, что при применении интернет-маркетинга они всегда могут быть в курсе событий и предпринимать меры для влияния на эти события.

Ведя бизнес в интернете, компании стали пользоваться возможностью точного отслеживания статистики, касающейся потребителей, и находиться с ними в непрерывном контакте. Это имеет отношение как к сектору B2B (бизнес – профессиональный покупатель, или бизнес – бизнес), так и к сектору B2C (бизнес – конечный потребитель). Кстати говоря, интернет, можно сказать, «породил» такой сектор как «пользователь – пользователь», в котором напрямую взаимодействуют пользователи интернет, продавая/покупая продукцию без участия юридических лиц, то есть без посредников.

1.2 Влияние интернет-маркетинга на бизнес. Компоненты маркетинг-микса в интернет-маркетинге. Особенности интернет-маркетинга

Влияние интернет-маркетинга на бизнес

Интернет-маркетинг оказал и продолжает оказывать существенное влияние на такие деловые сферы, как музыкальная индустрия, банковское дело, рынок электронных портативных устройств (мобильных телефонов, плееров и т. д.), реклама и многие другие. Потребители стали приобретать музыку и загружать ее интернете в MP3-формате вместо покупки CD. Все большим числом банков предлагаются разные услуги в онлайн-режиме, предоставляя, к примеру, интернет-банкинг, избавляющий клиентов от необходимости посещения каждый раз банка либо его филиала.

Продажа товаров осуществляется на интернет-аукционах (например, на аукционе eBay). Их развитие оказало существенное влияние на цены уникальных и антикварных вещей. Если потенциальные потребители таких вещей прежде не могли ориентироваться в ценах на них, то благодаря интернету на аукционах можно посмотреть, какие предлагаются цены на подобные вещи и получить, по крайней мере, общее представление об их стоимости. Все чаще продавцы таких товаров переходят на ведение бизнеса онлайн.

Сегодня весьма проблематично представить себе крупную или среднюю компанию, не продвигающую себя в интернет-сети. Также малый бизнес в этом плане старается не отставать. Растет число веб-сайтов компаний и интернет-магазинов.

Огромные возможности и инструменты интернет-маркетинг предоставляет для продвижения товаров и коммуникации (реклама, связи с общественностью, email-маркетинг и т.д.).

Тенденции роста использования интернет-маркетинга можно наблюдать, отмечая постоянное расширение торговых интернет-площадок, а также рост их числа. Многие из них сегодня рассматриваются в качестве крупных корпораций, предоставляющих множество маркетинговых услуг. Несмотря на увеличение их количества, цены за участие на них растут (в рамках привилегированного членства).

Компоненты маркетинг-микса в интернет-маркетинге

Маркетинг-микс в интернет-маркетинге состоит из 4 основных компонентов – 4P.

Товар (Product). Компании должны разрабатывать товарную и сервисную политику. Это касается, в том числе тех компаний, которые реализуют продукцию только через интернет. Конкурентоспособность товаров определяется не только по отношению к изделиям конкурентов из интернета, но и из физических компаний.

Цена (Price). Компании должны разрабатывать ценовую политику. Это касается, в том числе, тех компаний, которые реализуют продукцию только через интернет. Считается, что такие компании экономят на затратах больше, чем традиционные компании. Поэтому они могут себе позволить предлагать товары по более низким ценам.

Продвижение (Promotion). Продвижение касается с одной стороны продвижения сайта компании (поисковый маркетинг), с другой – маркетинговых коммуникаций в интернете и их инструментов (применяемых в рамках интернет-маркетинговой коммуникационной политики).

Распределение (Placement). Компании должны разрабатывать распределительную политику. Это касается, в том числе, тех компаний, которые реализуют продукцию только через интернет.


Особенности интернет-маркетинга

Интернет-маркетинг имеет ряд особенностей. Рассмотрим их в нижеследующем изложении.

Особенность, касающаяся перехода ключевой роли от товаропроизводителей к потребителям. В интернете отдельная компания способна быстро привлекать внимание пользователей. Но такая же возможность имеется у ее конкурентов. Поэтому компании-конкуренты вынуждены соперничать за внимание потребителей в интернет-среде, налаживая и улучшая с ними взаимодействия.

Особенность, состоящая в отсутствии обязательной пространственной локализации. Эта особенность выражается в возможности осуществления деятельности без привязки к определенной территории либо локальному рынку.

Особенность, связанная с глобализацией деятельности. Благодаря интернету происходит изменение пространственного и временного масштаба ведения бизнеса. Он предоставляет возможности для глобальных коммуникаций, которые не ограничиваются территориально. Стоимость доступа к имеющейся в интернете информации независима от того, насколько географически удалены от пользователя те, кто ее предоставляет.

Компании независимо от их специализации и размера могут заниматься бизнесом и обеспечивать свое глобальное присутствие с использованием возможностей интернета. Расстояние от поставщика до клиента может иметь значение лишь при необходимости доставки грузов, в том числе с точки зрения затрат на транспортировку товаров.

Особенность, касающаяся быстрого нахождения партнеров. Практически у всех компаний имеются сегодня веб-сайты. Найти их в интернете по поисковым запросам не представляет труда. Благодаря интернету и его высокому коммуникативному уровню компании более быстро находят партнеров, принимают решения, осуществляют разного рода сделки и т. д. Это достигается при небольшой стоимости коммуникаций и высоком уровне их функциональности и масштабируемости.

Особенность, имеющая отношение к предоставлению информационных услуг. Это имеет в условиях ускорения устаревания информации огромное практическое значение.

Особенность, относящаяся к сокращению транзакционных издержек. Транзакционные издержки, касающиеся аспектов налаживания, поддержания и развития взаимодействий между компанией и ее рыночными партнерами с помощью интернета минимизируются. Сокращаются прочие транзакционные издержки, в том числе накладные расходы (командировочные сотрудникам, потери от несостоявшихся, неправомерных либо недобросовестных сделок).

Особенность, касающаяся персонализации взаимодействия. Получение компаниями благодаря интернету подробной информации о клиентах и их запросах, а также возможностей взаимодействия с ними содействует предоставлению ими товаров и услуг, соответствующих индивидуальным потребностям и запросам.

Особенность, имеющая отношение к снижению асимметрии информации. Асимметрия информации заключается в ее неполноте и неравномерности распределения. Ее снижение посредством интернета сокращает информационные транзакционные издержки.

Особенность, связанная со снижением трансформационных издержек. Снижение происходит благодаря оптимальному выбору структуры товарного ассортимента, сокращению времени на разработку и внедрение новой продукции, обоснованию политики ценообразования, уменьшению числа посредников и сбытовых затрат и т. д.

1.3 Направления интернет-маркетинга, его преимущества и безопасность для потребителей

Направления интернет-маркетинга

Интернет-маркетинг имеет направления. Рассмотрим их в нижеследующем изложении.

Направление, связанное с применением инструментария Интернета для расширения системы маркетинга компаний традиционного типа. Направление касается аспектов организации информационного взаимодействия между такими субъектами рынка как сотрудники компании, заказчики (потребители, клиенты), партнеры. Маркетинг данного направления предусматривает проведение маркетинговых исследований, а также продвижение и продажу товаров через интернет.

Направление, связанное с появлением видов моделей бизнеса, основой которых стал непосредственно сам интернет, и для которых он играет основополагающую роль. Этот маркетинг касается деятельности интернет-магазинов, торговых электронных площадок, виртуальных информационных агентств, компаний, оказывающих услуги для клиентов (копирайтинга, продвижения сайтов и т.д.) и доставляющих их непосредственно через интернет.

Преимущества интернет-маркетинга

Преимущества интернет-маркетинга раскрываются в нижеследующем изложении.

Преимущество интерактивности. Преимущество обеспечивается возможностью максимально точного таргетинга (нацеленности на конкретные аудитории), проведения анализа кликов, ведущего к росту как конверсии сайта (превращения посетителей в покупателей), так и эффективности интернет-рекламы.

Преимущество предоставления потребителю возможности получить информацию о товарах. Потенциальному потребителю интернетом предоставляется возможность получения информации о товарах и их покупки. Если какая-то компания не предоставит подобную информацию, потребитель сможет найти ее у конкурентов этой компании и соответственно приобрести товары конкурентов.

Преимущество более легкого выявления эффективности проведения интернет-маркетинговой кампании. Благодаря статистическому оцениванию числа покупок и посещений сайта клиентами обеспечиваются надежные данные в отношении полученного эффекта от кампании.

Преимущество экономии средств компании и расширения ее деятельности. Экономить средства можно на зарплате сотрудников, занимающихся продажами, на коммуникациях и рекламе (интернет-реклама обходится относительно не дорого).

Преимущество возможности расширения географии деятельности компании. Благодаря интернету компании получают возможность прямого выхода на новые региональные и зарубежные рынки, используя фактор уравновешенности шансов разных по размеру компаний в борьбе за рынки.

Преимущество предоставления клиентам возможности делать выбор товаров и заказывать их не выходя из дома либо из офиса. Обеспечивается получение потребителями максимального объема информации о товарах и услугах. Потребители могут сравнивать товары различных товаропроизводителей и основывать свой выбор на объективной информации. Заказать же товар или услугу они могут в любое время суток.

Преимущество предоставления потребителям возможности избежания контактов с посредниками. Покупатели избавляются от воздействия факторов эмоционального свойства, связанных с контактированием с посредниками.

Преимущество предоставления шансов компаниям, которые стремятся реализовывать свою продукцию через интерне. Преимущество состоит в возможности: быстрого реагирования на постоянно изменяющиеся рыночные условия; оперативного изменения ассортимента, цен и описаний товаров и услуг;

экономии на доставке и распространении информации.


Безопасность интернет-маркетинга для потребителей

Проблемы безопасности важны как для компаний, так и для клиентов, принимающих участие онлайн-бизнесе. У многих потребителей имеются опасения по поводу конфиденциальности их персональной информации, и поэтому они не всегда настроены на совершение покупок в интернете. В практике интернет-маркетинга имели место случаи разглашения компаниями сведений о клиентах, касающихся их конфиденциальной информации, несмотря на декларирование некоторыми из них на веб-сайтах гарантирования конфиденциальности.

Если компания занимается продажей информации о клиентах, она может допустить нарушение законов одновременно ряда государств, и подорвать свой имидж.

Отдельными компаниями практиковалась скупка информации о потребителях с последующим предложением изъятия этой информации из базы данных за деньги.

Многие из потребителей не имеют представления о разглашении их приватной информации и не могут влиять на недобросовестные компании, чтобы они предотвратили обмен подобной информацией.

Если компания серьезно подходит к интернет-бизнесу, ей нужно отдавать приоритет безопасности потребителей. Чтобы обеспечивать безопасность и конфиденциальность передаваемых в интернете данных, компании прибегают к применению метода шифрования, то есть к преобразованию информации, чтобы она была доступна лишь авторизованным пользователям.

1.4 Ограничения использования Интернет-маркетинга компаниями и потребителями

Ограничения использования Интернет-маркетинга компаниями

Рассмотрим ряд ограничений использования интернет-маркетинга компаниями в нижеследующем изложении.

Ограничение, вызванное наличием раздражающих факторов. Некоторые компании и отдельные персоны предпочитают чрезмерно часто напоминать о себе другим, навязывать свои торговые предложения и предложения о сотрудничестве. Это может выражаться, скажем, в многочисленных звонках и письмах. Не всегда люди, занимающиеся бизнесом в интернете, и клиенты оказываются деликатными, культурными и хорошо обученными. К сожалению, они могут раздражать.

Ограничение, связанное с нечестностью, обманом и мошенничеством. Нечестности, обмана и мошенничества в интернете гораздо больше, чем в офлайновом пространстве. Ведь в интернете не заглянешь людям в глаза и не оценишь их поведение и жесты. Здесь обманывать друг друга могут разные стороны: клиенты – товаропроизводителей, товаропроизводители – клиентов, рыночные партнеры – друг друга. И поэтому совершаемые в интернете сделки являются зачастую довольно рискованными.

Особо нужно остерегаться обмана в отношении вопросов, касающихся безопасности финансовых сделок и конфиденциальности информации. Сокращению потерь от мошенничества и злоупотреблений способствует обращение к фирмам, профессионально занимающимся вопросами безопасности и осуществления платежей. Необходимо обращать внимание на репутацию компаний, с которыми предполагается совершение сделок. Нужно стремиться их досконально изучать еще до начала сделок.

Ограничение, относящееся к необходимости повышенной бдительности. В интернете может найтись немало недоброжелателей, которые склонны негативно отзываться о компании, ее товарах и сотрудниках. Эти моменты обязательно нужно постоянно отслеживать и избавляться от негатива, чтобы он не подорвал репутацию компании.

Ограничения использования интернет-маркетинга потребителями

Ограничение для потребителя в отношении использования интернет-маркетинга в основном состоит в том, что с помощью демонстрирования товара в интернете невозможно добиться того, чтобы его можно было опробовать до совершения покупки. Однако иной раз потребители могут осуществить ознакомление товара в традиционном магазине, а затем приобрести его в интернет-магазине.

На многих сайтах интернет-магазинов практикуется помещение фотографий товаров высокого качества и схем, передающих все особенности и детали продукции. Некоторыми компаниями используются также 3D-изображения (объемные изображения), дающие возможность всестороннего рассмотрения товаров посетителями интернет-магазина.

Некоторые государства (например, Германия) установили законы, согласно которым приобретенный в интернете товар может быть без всяких объяснений возвращен производителем потребителю вместе с уплаченными деньгами.

Ограничение состоит и в том, что не всегда имеются платежные методы, которым доверяют клиенты (это касается, прежде всего, клиентов сектора B2C, ориентирующегося на реализацию товаров не конечным потребителям).

1.5 Последовательность процесса стратегического интернет-маркетингового планирования в компании и определение миссии. Проведение аудита интернет-маркетинга

Последовательность процесса стратегического интернет-маркетингового планирования в компании и определение миссии

Процесс стратегического интернет-маркетингового планирования в компании необходимо осуществлять поэтапно с соблюдением последовательности: 1) определение миссии предприятия; 2) проведение аудита маркетинга; 3) проведение SWOT-анализа; 4) формирование маркетинговых стратегий роста; 5) установление стратегических целей. На основании этого осуществляется формирование стержневой стратегии.

Первым шагом в процессе стратегического интернет-маркетингового планирования в компании является формулирование миссии.

Определение миссии должно состоять из набора компонентов: предназначения, стратегии, поведенческих норм, системы ценностей предприятия.

Предназначение. Посредством этого компонента миссии объясняется причина существования данного интернет-бизнеса, и указываются те, кто получает от усилий предприятия выгоды.

Стратегия. Данный компонент является, по сути, коммерческой логикой интернет-бизнеса. Посредством стратегии очерчиваются границы данного бизнеса и определяются его конкурентные преимущества либо сферы исключительной компетентности, с помощью которых компания может с успехом противостоять конкурентам в своем направлении предпринимательской деятельности.

Поведенческие нормы. Они рассматриваются в качестве предписаний в отношении поведения работников компании, которым эти работники должны следовать в соответствии с интернет-этикой.

Система ценностей предприятия. Это система, базирующаяся на таких аспектах как высокое качество товаров, оптимальное соотношение “ качество/цена», высокий уровень обслуживания клиентов и забота о людях, в том числе в интернет-среде.

Миссия предприятия если она грамотно и четко сформулирована, способствует обеспечению эффективности маркетингового аудита.


Проведение аудита интернет-маркетинга

Аудит интернет-маркетинга подразделяется на внешний и внутренний. Области аудита внешнего: микросреда; конкуренция; рынок.

Микросреда. В процессе аудита: 1) анализируется экономика страны (или стран, если компания распространяет свою деятельность на ряд стран): уровень безработицы, инфляция; 2) исследуется социально-культурная сфера: взгляды и ценности интернет-пользователей, изменения в стиле жизни людей, возрастная структура интернет-пользователей; 3) изучаются: политика и право, изменения в законодательстве (или в ряде законодательств, если компания распространяет свою деятельность на ряд стран), ограничения, касающиеся интернет-деятельности.

Конкуренция. Анализируются:

– основные потенциальные и существующие конкуренты (которые присутствуют в интернете);

– стратегии и задачи основных конкурентов;

– сильные стороны конкурентов (их конкурентоспособность и исключительная компетентность в определенных областях);

– слабые стороны конкурентов (их уязвимость в конкретных областях), масштаб предприятий-конкурентов и их рыночные доли;

– прибыльность конкурентов.

Рынок. Анализируются:

– темпы роста рынка, его развитие, тенденции развития и размеры;

– потребители (кем они являются, когда, где и как они приобретают товары и услуги, насколько высока их оценка в сравнении с конкурентами данного предприятия в отношении товаров, цен, продвижения и распределения);

– распределение (методы физического распределения (логистики), субъекты влияния и принятия решений, степень привлекательности распределительных каналов – в том числе в интернете, возможности роста).

– рынок на предмет сегментации (разбиение рынка на потребительские группы и определение выгод, к получению которых эти группы стремятся).

При проведении аудита внутреннего предусматривается изучение производственных результатов компании (в географическом, товарном и потребительском разрезах). Для этого:

– определяются объемы продаж, рыночная доля, прибыли, затраты, маркетинговые задачи, сегменты рынка и позиционирование товаров, сферы исключительной компетентности, преимущества в конкуренции (учитываются соответствующие факторы – потенциал предприятия, его имидж, ресурсы и т.д.);

– проводится анализ бизнес-портфеля.

Внутренний аудит также подразумевает анализ эффективности маркетингового комплекса в интернете (определяется эффективность товарной и ценовой политики, продвижения и распределения товаров и услуг в интернете).

Кроме того при внутреннем аудите анализируются системы планирования и управления маркетингом в интернете, а также маркетинговой информации, получаемой благодаря интернету.

Аудит маркетинга служит базой для проведения SWOT-анализа.

1.6 SWOT-анализ. Интернет-маркетинговые стратегии роста и установление стратегических целей. Формирование стержневой стратегии

SWOT-анализ

SWOT-анализ предусматривает фиксирование и изучение:1) сильных сторон (Strengths); 2) слабых сторон (Weakness); 3) возможностей (Opportunities); 4) угроз (Threats). «S» и «W» – переменные, касающиеся состояния компании, «O» и «T» – внешнее окружение организации.

При SWOT-анализе практикуется применение структурного подхода к оценке положения предприятия на базе синтеза результатов аудита маркетинга, предусматривающего рассмотрение компонентов изучения (S, W, O и T) в комплексе. При этом используется матрица SWOT и ее составляющие:

Внешняя среда

Внутренняя среда

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

Поле СИВ (сильных сторон и возможностей)

Поле СИУ (сильных сторон и угроз)

Слабые стороны

Поле СЛВ (слабых сторон и возможностей)

Поле СЛУ (слабых сторон и угроз)


Интернет-маркетинговые стратегии роста и установление стратегических целей

По итогам аудита маркетинга и SWOT-анализа формируются маркетинговые стратегии развития и устанавливаются стратегические цели. Стратегии развития бывают нескольких видов: роста; развития товара; развития рынка; вступления на новые рынки.