Книга Султанат Оман. Легенды, сказания и факты истории - читать онлайн бесплатно, автор Игорь Петрович Сенченко. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Султанат Оман. Легенды, сказания и факты истории
Султанат Оман. Легенды, сказания и факты истории
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Султанат Оман. Легенды, сказания и факты истории

Подход сеййида Са’ида ибн Таймура к здравоохранению англичане деликатно называли странным. По словам полковника Дэвида Смайли (1916–2009), британского спецназовца и офицера разведки, командовавшего с 1958 по 1961 гг. армией султана, во время одной из их встреч, тот высказывался на эту тему так. Госпитали нам ни к чему. Мы – страна бедная, и ресурсы наши в состоянии поддержать только немногочисленное население. Сейчас, говорил он, много детишек умирает еще в младенчестве, и численность населения не увеличивается. Если же мы построим клиники, то ситуация изменится, и многие из них выживут. Но, спрашивается, зачем? Чтобы умереть с голода?79.

Карательная система в Омане во времена сеййида Са’ида ибн Таймура была, по мнению тех же англичан, одной из самых жестких в Аравии. Заключенных в тюрьмах содержали в нечеловеческих условиях, тяжелых даже для зверей, практически без воды и пищи. Тех, к примеру, кто попадал в темницы крепости Джалали, приковывали цепями к стенам. Спали они на голых камнях. И, как правило, там и заканчивали свой жизненный путь. Умирали от обезвоживания, истощения и болезней80.

Жители Омана времен сеййида Са’ида ибн Таймура, рассказывает Ян Скитт, страдали от множества введенных им ограничений. Без разрешения султана никто из оманцев не мог выехать за границу. Режим выдачи въездных и выездных виз находился под его личным присмотром. Действовали жесткие правила на ввоз в страну не только автомобилей, но даже мотоциклов и велосипедов, и радиоприемников. Тех, у кого в конце 1960-х годов имелись в Маскате мотоциклы, можно было пересчитать на пальцах одной руки. Обладателями их становились только с личного разрешения султана81. У водителей грузовиков английской компании, занимавшихся доставкой грузов, притом только из Матраха в Маскат, имелись специальные на то разрешения, опять-таки лично утвержденные султаном.

Маскат второй половины 1960-х годов, сообщает Ян Скитт, окружала мощная оборонительная стена с тремя въездными воротами, отворявшимися по утрам и закрывавшимися через три часа после захода солнца. Малые ворота предназначались для прохода в город пешеходов и осликов; Большие ворота (главные) – для торговых караванов и торжественных въездов в Маскат султана; и третьи, Баб Масаиб, – для проезда автомобилей с грузами (работали они, повторимся, только на линии Матрах – Маскат).

После того, как въездные ворота затворяли, «любые механические средства передвижения», как говорилось в указе султана, могли попасть в город или выехать из него только с личного разрешения губернатора Маската.

За 20 минут до закрытия въездных ворот раздавался громкий барабанный бой из форта Джалали. Так горожан и гостей Маската оповещали о наступлении времени передвижения по городу только с зажженными лампами и держа их у головы, чтобы лица идущих были хорошо видны гвардейцам султана, дежурившим на улицах Маската. Любому из европейцев выходить из дома в ночное время разрешалось только в сопровождении оманца с фонарем. Встречаясь на улочках со смотрителями порядка оманец непременно докладывал им о «цели ночного передвижения по городу чужеземца». Всех тех, кто нарушал установленные правила, арестовывали и сажали в кутузки. Во избежание каких-либо недоразумений жилища свои в это время суток оманцы без надобности старались не покидать82.

Курение на главных улицах города, равно как и игра на музыкальных инструментах, и прослушивание радиопередач в общественных местах, на тех же рынках, скажем, или в кофейнях, запрещалось категорически. Многие оманцы, свидетельствует Ян Скитт, тайно бежали тогда в Дубай, на Бахрейн и в Кувейт.

Единственными иностранцами, более-менее свободно передвигавшимися по землям Омана во времена правления сеййида Са’да ибн Таймура, отмечает Ян Скитт, можно, пожалуй, назвать только геологов-нефтяников, да состоявших на службе у султана англичан. Журналисты вообще были преданы «анафеме».

Образ жизни, судя по воспоминаниям работавших в Омане британцев, сеййид Са’ид ибн Таймур вел замкнутый. Жил в своем виртуальном мире. В Маскат наведывался редко. Предпочтение отдавал Салале, городку в Дофаре, где и проводил большую часть времени. Там, «повернувшись спиной к внешнему миру», он наслаждался всеми доступными ему радостями жизни. Любил наблюдать за волнами Индийского океана83.

Первым из россиян, кто повидал земли Южной Аравии и побывал в Омане, стал знаменитый тверской купец Афанасий Никитин (ум. 1474/1475). Летописи Твери повествуют, что на главной площади города издревле торговали «товаром индийским», перцем и другими специями, а также «ладаном аравийским», «зернами гурмызьскими» (жемчугом) и «драгоценными камнями, всякими и дивными», шедшими с караванами торговыми из Персии. Поэтому, когда узнали купцы тверские о том, что Самодержец Российский, царь Иван III, направляет в Ширван (Персия) с посольством Василия Папина, их бывшего земляка, купчину-тверчанина, «с кречетами в подарок для шаха ширванского», то «испросили позволения присоединиться к каравану посла московского». Получив на то «согласие высочайшее», снарядили «две ладьи с товаром русским», в основном с мехами, или «рухлядью мягкой», как тогда говорили. И от имени Великого князя Тверского, Михаила Борисовича, послали товар свой в Ширван в составе каравана Василия Папина. Сопровождать товар доверили Афанасию Никитину «со товарищами».

Весной 1468 г. добрался Афанасий Никитин до Гурмыза, «великого пристанища торгового» (речь идет об Ормузе, легендарном островном королевстве у входа в Персидский залив, одном из крупнейших в прошлом торговых центров Востока). И «узрел на рынках тамошних», по словам его, «много товара, разного и дивного». О самом Ормузе отзывался так: «Со всего света люди в нем бывают и всякий товар в нем есть; что на всем свете родится, то и в Гурмызе есть». Бойко, по выражению тверчанина, торговали там «зернами гурмызьскими» (жемчугом) и «лошадьми арабскими», высоко ценившимися, как ему сказывали купцы местные, в Индии.

Исполняя задание, данное ему Великим князем Тверским, непременно побывать в Индии и присмотреть товары для земли русской, «приобрел он на Гурмызе жеребца арабского и пошел есми за море Индийское», на таве (местном парусном судне) с конями84.

Переход из «Гурмыза в Мошкат» (с Ормуза в Маскат), рассказывает Афанасий Никитин, с «заходом в Галат» (Калхат), занял 10 дней. Покинув земли оманские и проведя в море еще 4 дня, пристало, наконец, их судно арабское к берегу индийскому, что у города Диу.

На обратном пути Афанасий Никитин еще раз пересек «море Оманово» и побывал (1472) в Мошкате (Маскате), где отпраздновал, как вспоминал потом, «шестую за время его хождения за три моря Пасху». Следуя из Мошката на Гурмыз (из Маската на Ормуз), видел «на море разбойников много», грабивших суда купеческие. К счастью, «участь сея печальная» судно их миновала. Прибыв на Ормуз, где жара стояла страшная, или, как он говорил, «вар был силен настолько и солнце так варно», что могло человека сжечь, запасся там продуктами, и устремился через земли персидские в родные края. Но, будучи уже «на родной стороне», неожиданно скончался.

Повествуя об Афанасии Никитине в «Историии Государства Российского» Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) писал, что и Русь имела «своих Тавернье и Шарденей» (известные европейские торговцы-путешественники); менее, может быть, просвещенных, но таких же смелых и предприимчивых. И что, благодаря им, купцам-русичам, прослышали индусы о Руси (добавим, что и арабы Южной Аравии тоже) «прежде, нежели о Португалии, Голландии и Англии». «В то время как Васко да Гама, – отмечал М. Н. Карамзин, – мыслил только о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара и беседовал с жителями о догматах их Веры»85.

В своем «Хождении за три моря» Афанасий Никитин упомянул, кстати, не только о Гурмызе (Ормузе) и Мошкате (Маскате), но и о Жиде (Джидде) и Кятобаграиме (Бахрейне).

В 1695 г. «хаживал в Индию, к Великому Моголу, через земли персидские, купчина московской гостиной сотни» Семен Мартынов Маленький, со слугой своим, Андреем Семеновым, вместе с несколькими купцами, да с «грамотой царской» и товарами государевыми. Первым, к слову, из русичей, он пожаловал в Индию «с официальной грамотой Государя Российского». Шли они в земли индийские от берегов персидских на двух «наемных судах». Одно из них, как следует из отчета по результатам этой миссии, «отбили арапы

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

1

See: The Travels of Marco Polo, trans. by William Marsden, London 1946, p. 63-69, 404-407.

2

Книга Марко Поло. Перевод И. П. Минаева. М., 1995. С. 184, 200-202, 209, 210, 263; Харт Генри. Венецианец Марко Поло. М., 1999. С. 109-113, 164-169; Марко Поло. Книга о разнообразии мира. www.vostlit.info/Texts. Восточная литература. Авторы и источники на букву «П».

3

Марко Поло. Книга о разнообразии мира. Перевод И. П. Минаева. Вестник Европы, 1887. № 11. Книга третья. Глава СХС и СХСVII (Ормуз) CXCV (Зафар); Харт, Генри. Указ. соч. С. 112, 113, 164, 165, 169.

4

Географическое описание Аравии. Из глав «Географии» (Таквим аль-больдана) Абульфеды. Казань, 1891. С. 60.

5

Абу-л-Фида. Книга упорядочения стран. www.vostlit.info/Texts. Восточная литература. Авторы и источники на букву «А». Публикация 2002 г. Текст.

6

Colonel S. B. Miles. The Countries and the tribes of the Persian Gulf, London, 1919, vol. II, p. 476-484; https://dl.wdl.org/17107/serice/1707.pdf

7

Абд ар-Рашид ал-Бакуви. Книга о памятниках и чудеса царя могучего. Первый климат. Глава 34. Оман. www.vostlit.info/Texts.

8

John Fryer, A New Account of East India and Persia, London, 1919, vol. II, p. 155, 156.

9

John Ovington, A Voyage to Surat in the Year 1689, Oxford, 1929, p. 251.

10

Alexander Hamilton, A New Account of East Indies, 2 vols, London, 1930, vol. I, p. 45.

11

Henry Cornwall, Observations upon Several Voyages to India out and Home, London, 1720, p. 42.

12

Сенченко И. П. Аравийский полуостров: «колыбель арабов». СПб, 2014. С. 47-54.

13

Parsons, Abraham, Travels in Asia, London, 1808, p. 207, 208.

14

Kaye J. W. The Life and Correspondence of Sir John Malcolm, London, 1865, vol. I, p. 433-435, 438.

15

Sultan Muhammad Al-Qasimi. The Myth of the Arab Piracy in the Gulf, London, 1986, p. 39.

16

Сенченко И. П. Кувейт. Мозаика времен. СПб, 2017. С. 571, 574.

17

William Heude, Voyage up the Persian Gulf and a journey over land from India to England in 1817, London, 1819, p. 19-34.

18

Frazer, James B., Narrative of a Journey into Khorasan in the Years 1821 and 1822, London, 1825, p. 67.

19

Там же. С. 9, 10.

20

Там же. С. 9.

21

Там же. С. 16.

22

Kappel, George, Personal Narrative of a Journey from India to England, … in the Year 1824, London, 1827, 2 vols, vol. I, p. 15, 18, 20.

23

W.S.W. Ruschenberger M.D., A Voyage Round the World including Embassy to Muscut and Siam in 1835, 1836 and 1837, Philadelphia, 1838, p. 34.

24

Там же. С. 41.

25

Там же. С. 42.

26

Там же. С. 47.

27

Bayard Taylor, Travels in Arabia, New York, 1892, p. 40-42, 55; James Raymond Wellsted, Narrative of a Journey into the Interior of Oman in 1835, Journal of the Royal Geographical Society, 7 (1837), p. 102-113; James Raymond Wellsted, Travels in Arabia, London, 1838, vol. I, p. 7, 12-19, 21,22, 33, 52, 53, 59, 63, 101, 105, 110, 111, 120, 143, 144, 338, 344, 351-354.

28

Stafford Bettesworth Haines, Memoir of the South and East Coast of Arabia, Journal of the Royal Geographical Society, 15 (1845), p. 117, 120, 130, 134, 135.

29

Gordon Waterfield, Sultans of Aden, London, 1968, p. 205, 209, 240; Сенченко И. П. Йемен. Земля ушедших в легенды именитых царств и народов Древнего мира. СПб, 2019. С. 315-336.

30

Charles J. Cruttenden, Journal of an Excursion from Morbat to Dyreez, the principal town of Dofar, Transections of the Bombay Geographical Society, 1, p. 185, 186.

31

C.S.D. Cole, An Account of an Overland Journey from Leskkairee to Muscat and the “Green Mountain” of Oman, Transections of the Bombay Geographical Society, 8 (1847-1848), p. 106–119.

32

Henry John Carter. The Ruins of El Balad, Journal of the Geographical Society, 16 (1846), p. 187–199.

33

Аравия. Материалы по истории открытия. М., 1981. С. 195.

34

Сенченко И. П. Аравия. Фрески истории. СПб, 2016. С. 41, 42.

35

Сенченко И. П. Арабы Аравии. Очерки по истории, этнографии и культуре. СПб, 2015. С. 52–54.

36

Robbert Binning, A Journal of Two Years Travel in Persia, Ceylon, Etc., 2 vols, London, 1857, p. 123-129.

37

Charles Rathbone Low. The Land of the Sun, London, 1870, p. 178-203.

38

William Ashton Shepherd, From Bombay to Bushir, and Bassora, Including an Account of the Present State of Persia, and Notes of the Persian War, London, 1857, p. 43-58.

39

Пальгрэв, Джиффорд. Путешествие по Средней и Восточной Аравии. СПб, 1875. С. 415-433; Hogarth, D.G. The Penitration of Arabia: A Record of the Development of the Western Knowledge Concerning the Arabian Peninsula, NewYork, 1904, p. 127-279.

40

James Theodor Bent, Southern Arabia, London, 1900, p. 58, 63.

41

Vinchenzo Maurizi, History of Seyd Said Sultan of Muscat, 2ndedition, Cambridge, 1984.

42

S. B. Miles, On the Route between Sohar and el-Bereymi in Oman, with a note on the Zatt, or gipsies in Arabia, Journal of the Asiatic Siciety of Bengal, 46 (1877), p. 57-59.

43

S. B. Miles, Across the Green Mountain of Oman, Geographical Journal, 18 (1901), p. 468.

44

J. C. Wilkinson, Bayasirah and Bayadir, Arabian Studies, 1 (1974), p. 75-85.

45

S. B. Miles, Across the Green Mountain of Oman, Geographical Journal, 18 (1901), p. 484, 485.

46

S. B. Miles, On the Route between Sohar and el-Bereymi in Oman, op. cit., p. 44.

47

S. B. Miles, Across the Green Mountain in Oman, op. cit., p. 471.

48

Там же. С. 467, 471.

49

S. B. Miles, On the Border of the Great Desert: A Journey in Oman (part I), The Geographical Journal, vol. 36, № 2, Aug. 1910, p.159-178.

50

S. B. Miles, Across the Green Mountain in Oman, op. cit., p. 495.

51

S. B. Miles, Journal of an excursion in Oman, in south-east Arabia, Geographical Journal, 7 (1896), p. 533.

52

S. B. Miles, On the Border of the Great Desert: A Journey in Oman (part II), Geographical Journal, 36 (1910), p. 414.

53

Colonel S. B. Miles. The Cuntries and the Tribes of the Persian Gulf, London, 1919, vol. I, p. 9-11.

54

Nicholas Clapp. The Road to Ubar: Findingthe Atlantis of the Sands, London, 1999; Ranulph Fiennes, Atlantis of the Sands: the Search of the lost city of Ubar, London, 1993.

55

Muhammad Morsy Abdullah. The United Arab Emirates: A Modern History, London, 1978, p. 60.

56

Bertram Tomas, Among Some Unknown Tribes of South Arabia, Journal of the Royal Authropological Institute of Great Britain and Ireland, 59, № 32 (1929), p. 101.

57

Bertram Tomas, Arabia Felix: Across the “Empty Quarter” of Arabia, London, 1932, p. 71, 72.

58

Bertram Tomas, Arabia Felix, op. cit., p. 55, 56.

59

Там же. С. 42.

60

Там же. С. 94, 95.

61

Там же. С. 84-86.

62

Там же. С. 154, 155.

63

Bertram Sidney Tomas, Alarms and Excursions in Arabia, London, 1931, p. 117, 118.

64

Bertram Tomas. The Musandam Peninsula and its People the Shihuh, Journal of the Royal Antropological Institute of Great Britain and Ireland, 59 (1929), p. 104.

65

Bertram Sidney Tomas, Alarms and Excursions in Arabia, op. cit., p. 168.

66

Там же. С. 178.

67

Там же. С. 278.

68

Там же. С. 119.

69

Там же. С. 115.

70

Там же. С. 185, 186.

71

Там же. С. 154, 155.

72

Gwynne-James, David, Letters from Oman: A Snapshot of Feudal Times as Oil Signals Change, UK, 2001, p. 63, 80.

73

Там же. С. 77, 78.

74

Ian Skeet, Muscat and Oman: The End of an era, Bulletin of the School of Oriental and African Studies, 38, 1 (1975), p. 156.

75

Там же. С. 168.

76

Hough Bousted. The Wind of Morning, California, 2002, p. 223.

77

Fred Halliday, Arabia Without Sultans, Manchester, 1974, p. 276.

78

David Holden, Farewell to Arabia , New York, 1966, p. 236; Jan Morris, Sultan in Oman, London, 2000, p. 153.

79

David Smiley, Arabian Assignment, London, 1975, p. 40, 41.

80

Там же. С. 29.

81

Ian Skeet, op. cit., p. 195, 196.

82

Там же. С. 22, 23.

83

David Holden, op. cit., p. 219.

84

Хождение за три моря Афанасия Никитина (1466–1472). М.-Л., 1948. С. 12.

85

Карамзин М. Н. История Государства Российского. Т. VI. Глава VII. С. 441, 442.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги