Книга Отец русской революции. Книга первая. Взлёт и падение. Историко-публицистический роман (1867–1910 годы) - читать онлайн бесплатно, автор Владлен Анжело. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Отец русской революции. Книга первая. Взлёт и падение. Историко-публицистический роман (1867–1910 годы)
Отец русской революции. Книга первая. Взлёт и падение. Историко-публицистический роман (1867–1910 годы)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Отец русской революции. Книга первая. Взлёт и падение. Историко-публицистический роман (1867–1910 годы)

Карл Каутский с пониманием отнёсся к желанию молодого журналиста и снабдил его соответствующими рекомендациями, которые должны были помочь Гельфанду устроиться на новом месте.

Однако, к величайшему сожалению, прибытие Гельфанда в центр германской политики и экономики не способствовало улучшению его материального положения. Он снял дешёвую комнату в рабочем районе Северного Берлина, откуда должен был ходить пешком несколько километров до редакции ежедневной газеты «Форвертс» – центрального органа социалистической партии Германии. Невероятно, но факт: Гельфанд приносил в кармане свои статьи, так как у него в то время не было денег ни на проезд в трамвае, ни на оплату почтовых расходов.

Но даже в этих крайне неблагоприятных материальных условиях он сделал успешный старт в своей карьере в качестве журналиста. Важно отметить: все наиболее значительные статьи, опубликованные в газете, принадлежали Гельфанду.

В 1892 г. Гельфанд получил заказ от газеты «Форвертс» написать цикл статей о голоде в царской России.

В 1891 г. обширную территорию Российской империи поразил неурожай. Вслед за ним в деревни пришёл голод, вспыхнули эпидемии… Русская общественность организовала сбор средств в помощь голодающим. В деревнях устраивались бесплатные столовые. Голодный год усугубил тяжёлую обстановку в Чернозёмной полосе. В деревнях накапливались недовольство, безысходность, отчаяние…

Исследование причин голода в России стало первым главным успехом Гельфанда в социалистической журналистике. Его немецкие друзья были явно не способны сделать столь же хороший анализ российских событий.

Взгляды Гельфанда, несмотря на его молодость, были достаточно убедительны, и немецкие социал-демократы приняли их лишь много лет спустя (как это нередко происходило в аналогичных случаях) в качестве самых авторитетных.

Гельфанд рассматривал голод в России не как случайное явление, а как проявление хронического заболевания длительного воздействия. Он информировал своих читателей о том, что лишь пролетариат является надёжной силой в царской России.

Важно отметить: с выводами Гельфанда целиком и полностью согласились Энгельс и Плеханов. Энгельс, кстати, утверждал: «Ослабление России будет означать опасность для Европы». Плеханов трактовал голод в России как пролог к подъёму рабочего движения.

                                         ***

Говоря об экономических перспективах, Гельфанд прогнозировал быстрый прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Он утверждал: в течение 10—15 лет Россия должна процветать в рамках капитализма. Это удивительное пророчество Гельфанда целиком и полностью подтвердилось. С 1907 по 1914 год в России были достигнуты крупные успехи в экономическом развитии. Череда урожайных лет позволила России стать крупнейшим экспортёром зерна. Цены на продаваемый хлеб достигли в то время небывало высокого уровня.

Касаясь перспектив грядущей буржуазно-демократической революции в России, Гельфанд обращал особое внимание на полное отсутствие революционного энтузиазма русской буржуазии.

Статьи Гельфанда сыграли большую роль для реалистического восприятия немецкими социалистами ситуации, которая начала складываться в царской России. До Гельфанда немецкие социалисты, наблюдая упадок народничества, полностью разочаровались в перспективах революционных перемен в России.

                                          ***

К величайшему сожалению, блистательные успехи Гельфанда в немецкой журналистике вскоре были омрачены крайне неблагоприятными событиями. Прусская полиция стала проявлять особый интерес к публикациям Гельфанда: были собраны вырезки из газет с его статьями. Министерство внутренних дел Пруссии наложило запрет на его журналистскую деятельность. В начале 1893 г. Гельфанд был вызван в полицию, где ему вручили предписание: незамедлительно покинуть Берлин.

После изгнания из Берлина у Гельфанда не было пристанища. Он вынужден был совершать поездки между Дрезденом и Мюнхеном, Лейпцигом и Штутгартом. И в этих крайне неблагоприятных условиях Гельфанд выдвинулся в число самых популярных журналистов социалистической прессы Германии.

Как-то он поехал в Швейцарию, в Цюрих, где встретился со своими старыми друзьями – Розой Люксембург и Джулианом Маршлевским. Они с огромным интересом слушали рассказ Гельфанда о его «приключениях» в Германии. Свои поездки Гельфанд совершал только третьим классом. Тем не менее он не терял надежду на лучшее будущее.

                                         ***

Теоретические статьи Гельфанда, опубликованные в газете «Нойе цайт» («Новое время»), произвели огромное впечатление на Карла Каутского, который рекомендовал молодого журналиста своим австрийским единомышленникам в качестве корреспондента для их центрального органа – «Арбайтерцайтунг». В письме лидеру австрийских социалистов Виктору Адлеру Каутский писал: «Доктор Гельфанд провёл в Германии 6 лет. Он очень проницательный журналист, который внимательно следит за развитием Германии и при этом имеет собственное мнение. В настоящее время он живёт в Штутгарте, так как за свои прогрессивные взгляды он был изгнан из Берлина. Ему бы хотелось стать гражданином Австрии для того, чтобы быть в состоянии вступить в социалистическое движение открыто. Его гражданство в Германии оказалось невозможным в связи с его ордером на депортацию. Ваша партия получит в нём отличного трудолюбивого сотрудника. Считаете ли Вы возможным получение Гельфандом гражданства у Вас?»

Вопрос о гражданстве волновал Гельфанда ещё тогда, когда он, находясь в Швейцарии, собирался поехать в Штутгарт. В своём письме Вильгельму Либкнехту, главному редактору берлинской газеты «Форвертс», он писал: «Мне бы хотелось иметь Отечество, где я мог бы стать гражданином без каких-либо проблем».

По иронии судьбы Гельфанд в конце концов стал гражданином… Пруссии. Но это случилось спустя 30 лет (!), в феврале 1916 г.

Глава 4. Восхождение

Изгнанный из Берлина, Гельфанд тем не менее продолжал активно участвовать в политической жизни Германии. В октябре 1893 г. он изложил свои взгляды на выборах в прусский парламент.

Гельфанд, кстати, обратил внимание на то, что в Германии также распространены антисемитские настроения. Дело в том, что немецкие евреи в основном были привержены либеральным взглядам. Эта приверженность евреев к либерализму вызвала ненависть «железного канцлера» – Бисмарка.

25 апреля 1881 г. канцлер получил от недавно организованной антисемитской лиги петицию, в которой среди прочего требовалось лишить евреев гражданских прав. Под этим документом стояли не менее… 255 тысяч подписей! О том, чтобы открыто согласиться на такие требования в конце 19 века, уже не могло быть и речи, но власти без лишнего шума ввели ряд дискриминационных мер. Например, для еврея было практически невозможно (если он не принимал крещения) стать офицером в армии, занять кафедру в университете или важный пост в государственном аппарате.

Эти настроения нашли выход в антиеврейских эксцессах в разных концах страны, в нападках, которым подвергались лица с еврейской внешностью на улицах самой столицы. Не раз прусский рейхстаг возвращался к вопросу лишения евреев гражданских прав. Нескончаемый ряд поджигательных статей всё больше ухудшал отношения между евреями и их соседями.

Я больше чем уверен: еврейское происхождение Израиля Лазаревича Гельфанда сыграло ключевую роль в вопросе о его депортации из столицы антисемитской Пруссии – Берлина.

                                          ***

Вот почему Гельфанд решил изменить и имя, и отчество, и фамилию. Герой моей трилогии стал Александром Львовичем Парвусом. По крайней мере, все свои последующие статьи он подписывал этими именем и фамилией.

В ходе работы над настоящей главой меня пронзила потрясающая мысль. Оказывается, Гельфанд был не только тёзкой дедушки Ленина по материнской линии, но и изменил своё имя так, как это сделал дедушка Ленина. Об этом можно прочитать в книге Дмитрия Волкогонова «Ленин», том первый (составная часть трилогии «Вожди»; М.: Новости, 1994, кн. 1, с. 44, 45).

Прадедушку Ленина по материнской линии звали Мойше Ицкович Бланк. Он был чистокровным евреем и жил в городе Староконстантинове Волынской губернии. Женился он не на еврейке (как это принято у евреев), а на шведке по имени Анна. Она родила двух сыновей. Одного из них назвали неблагозвучным именем Сруль, которое происходит от имени Исроэл, а по-русски – Израиль. Когда Сруль Мойшевич (точнее, Израиль Моисеевич) стал взрослым, он крестился, и при крещении получил имя Александр. Его крёстным отцом был священник Дмитрий. Благодаря переходу в христианство Александр Дмитриевич сделал успешную карьеру. Он женился на немке по имени Анна, которая родила пятерых дочерей. Одна из них, Мария, и стала матерью будущего вождя мирового пролетариата – В. И. Ленина.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги