Книга От Каракурта до Барселоны – со всеми остановками - читать онлайн бесплатно, автор Анна Константиновна Желяскова-Берлинская
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
От Каракурта до Барселоны – со всеми остановками
От Каракурта до Барселоны – со всеми остановками
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

От Каракурта до Барселоны – со всеми остановками

Анна Желяскова-Берлинская

От Каракурта до Барселоны – со всеми остановками

От автора

Мне с детства нравились дороги,

К себе манили дальние края,

Лесов и рощ зеленые остроги,

Где я надежд бросала якоря.

Я верила в закаты и восходы,

Святую и безгрешную любовь,

И этой веры радужные всходы,

Мне и поныне так волнует кровь.

Что, отмотав по жизни километры,

Презреть хочу безрадостный уют,

И пусть над головою веют ветры,

И песнь свою надрывную поют.

У вас в руках моя книга "От Каракурта до Барселоны – со всеми остановками". Спасибо, что открыли её.

Прежде всего, посвящаю это издание моим самым родным и близким:

дочери – Берлинской Елене Константиновне 1979 года

сыну – Берлинскому Константину Константиновичу 1980 года

и племянникам:

Желяскову Игорю Николаевичу 1985 года

Желясковой Алене Николаевне 1977 года

Маноловой Виктории Николаевне 1980 года

Маноловой Ирине Николаевне 1985 года

В этой книге я рассказываю о странах и городах, в которых мне довелось побывать. Повидать красоты этих мест и немного пожить. В некоторых пару дней, а в других и много лет. Здесь я описала свои впечатления об этих прекрасных городах. Конечно же все они разные, как и люди. Как у всех людей нет одинаковых лиц, так и города отличаются друг от друга. Городов на нашей прекрасной планете более 2,5 миллионов, а я повидала лишь малую их часть.

При описании я использовала личные фотографии. Не могла не поделиться своей коллекцией фото с видами посещённых мест. Города совсем по-новому открываются, когда знакомишься с их обитателями. Ведь именно прекрасные люди делают их такими притягательными. В книге много снимков с лицами моих родных, близких, соседей, друзей и одноклассников.

Я очень люблю фотографировать. Этим увлекательным делом я занялась еще в далекие школьные годы, на уроке физики. Мне было очень интересно узнать принципы работы фотоаппарата. В седьмом классе я купила простенький фотоаппарат – "Чайка – 2". С удовольствием, без устали, фотографировала в школе, в окрестностях села, на стадионе, в роще, на лимане. Отсняла тысячи метров пленки, а фотобумаги перевела, наверное, не один десяток пакетов.

Очень много путешествовала по окрестностям родного села, по деревням и городам родной мне Одесской области. Процесс фотографирования меня настолько увлек, что до сих пор занимаюсь этим с большим энтузиазмом.

Надеюсь и верю, что книга будет интересна моим родным, близким, односельчанам, одноклассникам, соседям села Жовтневое, с кем росла рядом, развивалась и взрослела с раннего детства. Им и посвящаю эту книгу. Основу текста составляют рассказы о моих путешествиях в прекрасные уголки нашей чудесной Земли.

Все города, поселки и села, где я побывала, дороги мне по-разному. Некоторые города, являются крупными центрами туризма, ежегодно привлекающим десятки тысяч людей.

Множество памятников прошлого, замечательные примеры градостроительного искусства – все это восхищает. Меня привлекают эти города, хочется прикоснуться к их истории и культуре.

Есть места, которые не посещают тысячи туристов. В них нет мировых архитектурных шедевров, но они особенно дороги моему сердцу. Таким местом является село Жовтневое. Ведь именно здесь я родилась и провела детство. Именно сюда я приезжала к родителям во взрослом возрасте. Здесь меня всегда окружают друзья, родные и близкие.

Путешествия остаются моей великой и настоящей любовью. Всю жизнь, с самой первой поездки из родного села Жовтневое в город Болград, я знала, что готова пожертвовать всем ради путешествий, что не пожалею на них никаких денег. Ничто так не открывает глаза на мир и не расширяет кругозор, как путешествия.

Каждое лето у меня в голове запускается механизм. Вдохновение, старт к путешествию, не сидится мне дома. Сидеть на одном месте – это как жить с завязанными глазами, лишая себя при этом новых открытий, радости, поиска чего то нового. Повседневная жизнь лишает ощущения свободы новых эмоций, поэтому стоит путешествовать.

Путешествия – лучший целитель! Туризм – это желание узнать больше о нашей планете, стремление расширить кругозор, отвлечься от обыденности. Человек исследует этот мир потому, что хочет получить новые впечатления, чтобы в будущем было что вспомнить, о чем рассказать родным и близким.

Путешествие – это урок, который нам представляет жизнь. Это как возможность понять самого себя, ничто нас так не обогащает, как новые впечатления.

У путешественника есть свои преимущества. Если путешественник посещает лучшие страны, то он может узнать, как улучшить свою. Если же судьба заносит его в худшие страны – он научится ценить свою страну.

Мы в жизни часто отправляемся в дорогу,

К родным, на отдых, по делам, к друзьям,

Нам интересного встречается так много,

Что все запомнить не под силу нам !

И каждый новый день, как приключение,

За поворотом новые места, нас ждут,

Красивая природа, города ,

Счастливые и интересные места!

Нас путешествия встречают каждый день,

В различных областях рутиной жизни,

Мы открываем что-то новое в себе,

Стремясь познать неведомые дали.

О, сколько неизведанного в них,

В тех удивительных местах, в далеких странах,

Которые нам доведется посетить,

Открытия, мы новым будем рады!

Жовтневое – Каракурт – мой дом родной!

"Село мое – оазис во вселенной!"


МОЕ СЕЛО

Мое село родное,

Мой дом возле реки,

Вода совсем уж рядом,

Течет, шумит, блестит.

И яркие стрекозы,

Над камышом снуют…

Так радует картина,

А на душе – уют!

Видны холмы зеленые,

Деревья там растут,

Лисицы, волки, зайцы,

Все обитают тут.

Село мое Жовтневое,

Тебе уж 200 лет,

Но для меня на свете,

Чудесней края нет.


      Мое село Жовтневое (Каракурт) расположено на самом юге Одесской области, в устье реки Дунай.

Его основали в 1811 году жители юго-восточной Европы: албанцы, гагаузы, болгары, которые переселились на юг Бессарабии, которая входила в состав Российской империи. Первоначально село именовалось Каракурт. Легенда гласит, что при рытье фундамента под первый дом, на глаза жителям попал черный паук – каракурт, поэтому так и назвали новое поселение.

В 1944 году село стало именоваться Жовтневое, а в 2016 году Каракурт.

Село относительно молодое, юное – ему всего 206 лет. Со времени основания в 1811 году оно разрослось. Первоначально отстраивались дома рядом с рекой, они и составили улицу, которая так и называлась "Первая улица". Чтобы избежать подтопления домов в дни половодья жители стали строить дома подальше от реки – так появились "Вторая, Третья, Четвертая и Пятая" улицы. Уже при советской власти, улицы получили названия – Заречная ( Первая улица), имени Ленина, Школьная, имени Христо Ботева, Лиманная.



Наше село уникально во многих смыслах: географическому расположению – в центре Европы, рядом с великой рекой Дунай, недалеко от Черного моря и рядом с озером Ялпуг; климатическим условиям – черноморские лесостепи, которые дарят очень жаркое лето и приятную мягкую зиму.

Смягчает очень жаркое лето в Жовтневом (Каракурт) близость больших водных артерий: озера Ялпуг, которое находится всего в 7 км от села и является самым большим природным озером в Украине и реки Дунай.

Наша сельская речушка Карасулак впадает в Дунай, который протекает всего в 40 км от села. Мне всегда хотелось увидеть Дунай – вторую по протяженности реку в Европе (после Волги).

Дунай берет начало в горах Германии, бежит через все европейские страны, чтобы через дельту Дуная, рядом с Измаилом, попасть в Черное море. Мы с подружками очень любили петь песню "Венок Дуная". Мы её пели на летних посиделках на улице около дома, запевали в хоре, ходили под ручку с подружками по улице и распевали эту песню:

Дунай, Дунай,

А ну, узнай,

Где чей подарок!

К цветку цветок

Сплетай венок,

Пусть будет красив он и ярок.

Уникальное географическое расположение и климатические условия дают успешно развиваться разным отраслям экономики, но не в этом кроется секрет 205 – летнего развития села.

Главным богатством села являются люди. Каракурт является уникальным поселением по своему этнографическому составу – его населяют албанцы, гагаузы, болгары и представители других национальностей. Где вы еще увидите, чтобы местные жители одинаково свободно владели албанским, болгарским, гагаузским, русским, украинским и молдавским языками?!

Я с моими детьми и племянниками, которые были маленькими, всё лето проводили в Жовтневом. Я попросила своего сына Костю вспомнить свои впечатления о тех годах. Вот что он написал:

"Первым нас встречало солнце. Мы приезжали в село в начале августа. От станции автобус довозил нас до окраины. Поёживаясь от утренней прохлады и здороваясь со всеми встречными, мы доходили до стадиона как раз к тому моменту, как огромный оранжевый шар неспешно поднимался из-за горизонта. С первыми лучами солнца птицы сходили с ума и так громко чирикали, что заглушали всё вокруг.

Доходим до калитки, она заперта, прыгаю через забор и открываю её изнутри. Собака оглушительно лает, затем узнает нас и яростно виляет хвостом. В доме все давно уже встали. Бабушка готовит еду, дедушка убирает за животными. Потом он стучит тесаком на длинном деревянном столе и рубит зелень курам, уткам, гусям, индюшкам. Нам остаётся только покормить поросёнка, собаку и дать сено и воду овцам. Только кошка сама по себе. Она уже перекусила парой мышей и прибегает, чтобы её погладили. От угощения, впрочем, тоже не отказывается. Днём работаем, вечером идём купаться на водоём.

Не забуду вкус шелковицы, слив, абрикосов и черешни. Запах степной травы на баире. У нас ответственное задание – пасти индюшек. Постелив одеяло в тени акации, время от времени бегаем за ними и возвращаем их обратно. Увидев кузнечика, индюшка становится смертельно серьёзной, затем медленно приближает клюв, один удар и всё кончено. В охотничьем раже они убегают далеко за овраг на соседнем переулке. Если две стаи сойдутся вместе, молодняк затевает драку. Иногда взрослые индюшки начинают беспокойно кудахтать. На высоте нескольких километров они заметили пролетающий самолёт и приняли его за хищную птицу. Они созывают всех вместе и прячутся в траве, укрывая птенцов под крыльями.

Что мне больше всего нравится в этих людях – их удивительное жизнелюбие и предприимчивость. Кажется, у мамы никогда не бывает плохого настроения. В сельском доме всегда были деньги – дедушка складывал печи, бабушка шила одежду. Как только мы приезжали – затевали генеральную уборку. Каждый внук получал в руки колючую метлу в человеческий рост. Подметали двор и улицу. Красили окна, двери, забор и ворота. Белили потолки и стены. Все соседи сразу начинали то же самое. "Бог в помощь! Спасибо! Что делает мама? Работает! Хорошо, приходите вечером в гости!". Универсальный формат беседы со всеми, кто проходит по улице.

Не верится, что всего двести лет назад ничего этого не было. Что заставило албанцев, болгар, гагаузов переселиться сюда? В английском есть хорошее слово "фронтирмен" – люди границы, поселенцы, колонисты. Те, кто в какой-то момент ставят точку. Оставляют в прошлом свои ошибки. Начинают новую жизнь с нуля. Веря в лучшее и обретая второй шанс. Это похоже на американскую историю – страну, созданную людьми, которые верили и мечтали."

Переселенцы, которые основали село в 1811 году, привезли с собой на арбах, запряженных волами, только семьи и самое необходимое. Обустраивать быт приходилось с нуля, в тяжелых условиях – рядом не было крупных населенных пунктов (город Болград был основан позже). Помощи ждать было неоткуда, что сделало жителей упорными, предприимчивыми, готовыми к трудностям.

Мои родители – Желясков Константин Иванович (1928-2014) и Радушко Варвара Радионовна (1927-1992) прививали своим детям именно такие качества. Они личным примером показывали, как важно трудолюбие, честность, целеустремленность и умение преодолевать трудности. Когда мне было 5 лет, родители построили собственный дом и мы перешли туда жить. Дом состоял всего одной комнаты, построенной из "ломпачей" (самодельные блоки из глины и соломы). В доме не было воды, печки – готовили на улице, на костре; не было мебели – спали в единственной комнате на соломе. Никто не жаловался на бедность, стойко переносили бытовые проблемы и неустроенность.





В новый дом мы перешли жить из родительского дома моего отца, в котором остался жить его младший брат – Георгий Иванович с женой Еленой. Я решила, что будет несправедливо уходить в новый дом с пустыми руками, поэтому уходя прихватила все монетки, которые россыпью лежали на подоконнике в доме Георгия Ивановича.

Мне казалось абсолютно правильным принести в новый дом хоть что-то полезное, ведь у нас ничего нет, а в старом доме осталась вся мебель и другие полезные вещи.

Через пару часов мама заметила у меня в руках деньги и спросила, где я их взяла. Я честно рассказала – откуда, и искренне добавила, что нам они намного нужнее. Мама мне сказала, что брать чужое нельзя, даже если нам это больше пригодится, даже если очень хочется – и сейчас же нужно вернуть людям монеты, рассказать, что сделала, извиниться и пообещать больше такого не делать.

На улице уже стемнело, не было ни одного фонаря или лампочки, по дороге находился недостроенный дом, которым дети пугали друг друга и рассказывали, что оттуда из чердачного окна ночью выползают черти и охотятся за ребятами.

Я очень не хотела ночью никуда идти. Поэтому я охотно разрешила маме самой отнести монетки и извиниться от моего имени. Мама настаивала – это должна была сделать я самостоятельно. Я пыталась торговаться – сделаю, но завтра утром.

Мама была непреклонна – не откладывая, именно сейчас, чтобы лучше запомнить! От страха я расплакалась и прорыдала всю дорогу до старого дома. Там вернула монетки, извинилась. Уже по дороге обратно я заметила маму, которая шла за мной всё время, чтобы мне было не так страшно. Эту историю и выводы из неё я запомнила на всю жизнь!



Я всегда очень гордилась своими родителями. Помню свои детские мысли: "Как же хорошо, что у меня именно эти родители (а не какие-то дебоширы и пьяницы)! Какая же я счастливая, что родилась именно здесь, в Жовтневом, в СССР (а не в Африке или Китае)! "

Моя мама – РАДУШКО ВАРВАРА РАДИОНОВНА, родилась 14 июля 1927 году – 11 декабря 1992 года.

Бабушка по матери – Кравченко Феодосия – Украинка (1904 -1966).

Дедушка по матери – Радушко Радион – Болгарин (1902 -1947)

Мой отец – ЖЕЛЯСКОВ КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ , родился 30 января 1928 года – 30 июля 2014 года.

Бабушка по отцу – Чернева Анна Георгиевна – Гагаузка (1903-1947)

Дедушка по отцу – Желясков Иван Константинович – Гагауз (1905-1947)



Моя мама всегда была веселым, активным, целеустремленным и энергичным человеком. Она сохраняла оптимизм и жизнелюбие в самые тяжелые времена.

Мама родилась в 1927 году в бедной семье, в которой было шестеро детей. Во время голодовки 1947 года её отец Радион отдавал всю еду жене Феодосии и детям, поэтому они выжили. Отец мамы умер и все шестеро детей остались на попечении одной Феодосии.

Мама очень хотела учиться, но у неё не было даже обуви, чтобы в зимнюю слякотную погоду дойти до школы. В семье была всего одна пара галош, поэтому на семейном совете решили, что в школу пойдет старший брат – Федор. Он должен был научиться писать и читать, а потом обучить этой грамоте остальных братьев и сестер. Но Федор учился спустя рукава и не смог научить чтению и письму остальных в семье. Затем отправили в школу старшую сестру моей мамы – Надежду, в этих же калошах, надетых на теплые вязаные носки, но история повторилась. Тогда послали в школу мою маму Варвару, самую юркую, сообразительную девочку в семье. Только она, приходя из школы, объясняла чему они учились в классе, показывала, писала карандашом на бумаге и в конце концов все домашние преодолели 4 класса , научились писать и читать.

Семье очень тяжело жилось после смерти дедушки Радиона. Бабушка Феодосия не работала в колхозе, так как у неё было шестеро детей, которых не на кого было оставить дома. Никаких выплат от государства в то время не было. Бабушка выкручивалась как могла, кормила шестерых детей овощами и фруктами из своего огорода. Самым же большим подспорьем было разведение индюков. В округе было много необработанных полей, в которых дети могли их пасти. Бабушка разводила около 200 индюков в год. Только моей маме доверяли продавать индюков на рынке в Болграде. Бабушка знала, что Варвара продаст товар по выгодной цене и принесет домой все вырученные деньги. Ведь мама знала, что от каждой принесенной копейки зависит жизнь братьев и сестер. Благодаря бережливому и расчетливому ведению хозяйства, общим усилиям всей семьи, удалось выжить и вырастить шестерых детей.

Дети подрастали и в семье решили самого старшего ребенка научить какому-то ремеслу, чтобы он в дальнейшем зарабатывал себе на хлеб. Брат мамы – Федор, целый год ходил в подмастерьях у портного в Болграде. С трудом оплачивали его обучение из скудного бюджета семьи. И каждый раз, возвращаясь, с занятий, мама спрашивала его, чем они сегодня занимались. Он все рассказывал. Как они обрабатывали шкуры, чтобы они были мягкими и податливыми шитью. Как снимали мерки с человека, выкраивали, резали, шили, штопали и украшали. Мама внимательно выслушивала, запоминала и научилась на практике применять свои навыки.

Прошел год обучения. Брат Федор, так и не научился шить изделия из овечьих шкур. А мама, не посетив ни одного занятия, научилась отлично шить. И всю жизнь мама шила – дубленки из овечьих шкур, шапки, безрукавки из шкур ягнят. Её мастерство так ценилось, что к ней приезжали заказчики из соседних сел. Папа всегда был маминым помощником в этой домашней артели. Помню всю жизнь, папа замачивал шкуры овец, потом долго их обрабатывал мелом, до тех пор , пока шкуры не становились мягкими и белоснежными, приятными на ощупь. Потом он долго выполнял подручную работу мамы, вырезал на полосках шкуры разные узоры, для украшения у безрукавок – карманы, воротники. А мама снимала мерки с людей, шила изделия. Отбоя не было от желающих. Я тоже непосредственно участвовала в этом процессе. Так как я была, как мама, быстрая, шустрая, с хорошей памятью, то мама меня посылала по селу сообщить очередным клиентам, что нужно прийти к нам в такой то день – на примерку изделия, или принести нитки определенного цвета или подкладочную ткань для дальнейшей работы. Все село меня отлично знало, а я назубок выучила, кто где живет. Прошло много лет с тех пор, но люди по-прежнему продолжают носить мамины изделия. А увидев меня издалека, люди вспоминают, как я девчонкой прибегала к ним и звала на примерки.

Мама умела шить не только тулупы из овчины, но и любую другую одежду. Хотя этому тоже не училась. Мамину старшую сестру Надежду решили обучить полезному ремеслу – шить платья, блузки. Она ходила на обучение к сельской портнихе, но учили неважно. Тогда мама объяснила Наде, что шитье – это элементарное дело, здесь тот же принцип, что и при пошивке шубы: снимаешь размеры у человека, отражаешь на бумаге все размеры, получается выкройка. По выкройке режешь ткань, сшиваешь, примеряешь несколько раз, украшаешь платье и все готово! В результате, мама всю жизнь шила и верхние изделия из овечьих шкур, и платья, блузки на заказ, что было немалым подспорьем семейному бюджету.

Моя мама всю жизнь работала в колхозе имени Ленина в селе Жовтневом – кассиром, бухгалтером, воспитателем в детском саду, в птичнике, в полевой бригаде. Она стала первой комсомолкой в селе и именно ей доверили в голодовку 1946-1947 годов работать учетчицей, выдавать хлебные пайки односельчанам.



Мама работала летом от зари до ночи – кроме работы в колхозе, у нас было большое хозяйство, огромный огород, виноградники. Долгими зимними вечерами, никогда не сидела сложа руки. Была организатором вечерних посиделок с соседями – по очереди собирались у каждой из соседок и помогали справится с трудной работой – чистили овечью шерсть, пряли нитки из шерсти, вязали носки, безрукавки, готовили нитки и лоскуты для ковров. Из этих ниток ткали уникальные ковры в болгарском, албанском и гагаузском стиле, которые до сих пор сохранились у меня, у сестры и брата. А ее изделия из овечьих шкур до сих пор носят люди в Жовтневом. В том числе, мой муж носит тулуп, который помог пережить 40-градусные морозы на Севере, в Тюменской области.

Папа родился в 1927 году в зажиточной, состоятельной семье, в которой было четверо детей. Во время голодовки 1947 у них отобрали все продовольственные запасы, даже те, что оставались после выплаты всех налогов. Попытка спрятать часть пшеницы в замаскированной яме в огороде не удалась, поэтому зимой родители моего отца – Анна и Иван, умерли от голода. Меня назвали в честь матери моего отца – бабушки Анны, которую я никогда не видела.

Папа окончил 7 классов румынской гимназии, а с приходом в 1940 году советской власти, несколько лет обучался в этой же гимназии, но языком обучения стал русский. Он умел разговаривать на 5 языках: своем родном – гагаузском, болгарском – родном языке своей жены Варвары, албанском, русском и румынском.

Сразу после свадьбы, которая состоялась 1 августа 1948 года, папу мобилизовали в школу фабрично-заводского обучения. Несколько десятков человек из села насильно отправили в Донецкую область. Там в городе Енакиево организовали школу ФЗО, которая готовила рабочих для шахт. Несмотря на то, что за побег из ФЗО грозила колония, папе сбежал обратно в Жовтневое, ведь дома его ждала молодая жена Варя и малолетние брат Георгий и сестра Анна.

Папа всю свою жизнь работал в колхозе имени В.И. Ленина строителем. Он никогда не обучался специально какому-то ремеслу. Внимательно наблюдая за работой старших товарищей – столяров, плотников, печников, он перенимал их навыки, учился новому.

Папа был наблюдательным, внимательным, старательным, аккуратным, поэтому быстро стал востребованным мастером. В Жовтневом была очень востребована профессия печника, ведь каждый дом отапливался дровами или углем. В печке готовилась еда, выпекался хлеб, с помощью неё отапливались подсобные помещения для выращивания молодняка – индюков, цыплят, уток и гусей. Буржуйки нужны были в парниках, где выращивали раннюю рассаду помидор, огурцов, баклажан, перца. Каждый выходной у папы был расписан – он строил печи односельчанам.



Наряду с печами, папа занимался изготовлением на заказ деревянных ворот, заборов, штакетника, столов, стульев, табуреток. Иногда он также выкапывал бассейны для хранения питьевой воды. Папа занимался этим в свободное время, после основной работы в колхозной строительной бригаде.

В 1973 году папа самостоятельно, в помощниках у него были только жена и дети, построил для нашей семьи новый кирпичный дом. Дом построен на совесть, он до сих пор в отличном состоянии!

Мой отец приобрел заслуженную репутацию трудолюбивого, аккуратного, обязательного, ответственного и непьющего мастера. Сейчас работу столяра и плотника вытесняет прогресс. Все больше в селе устанавливают железные ворота, пластиковые окна. Но потребность в печах, думаю, никогда не уйдет в забытье.

Мама и папа работали в колхозе на совесть, с утра до позднего вечера. Родители были передовиками производства, их фото висело на доске почета возле сельсовета. Папа получил золотую медаль к 100- летию В.И. Ленина. За работу в колхозе начисляли трудодни и выплачивали мизерную зарплату. Чтобы прокормить, одеть и побаловать своих троих детей, родители всё своё свободное время занимались индивидуальным предпринимательством: шитьем, строительством, столярным делом, продажей мяса, овощей на рынке.