Книга Неумирающий снег - читать онлайн бесплатно, автор Ирина Уральская. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Неумирающий снег
Неумирающий снег
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Неумирающий снег

Часть 2

Северобайкальск 1978 год

Бабочка в камне, жук или рыбка,

Запечатлелись столетья назад.

Мы же стихами, колышемся зыбко,

В вечности эхом стократ.

Бабочка в камне, мгновенья покоя.

Трепета крыльев не уловить.

Бархат ее ты не тронешь рукою,

С камня живое уже не слетит.

Ирина Уральская

Перелёт и глупые мысли

Группа из восьми человек следовала в аэропорт «Пулково». Смотрелись они странно. В руках перевязанные бечевками большие свернутые и закатанные вещи: валенки, фуфайки и ватные брюки. На восемь девчонок один пацан, маленький и тщедушный Толик. Толик и помогал. Сопровождающих не было. Лёля позвала всех на пустырь перед аэропортом, и там среди травы распили бутылку вина из горлышка. За отлёт.

Зачем это надо было, Марише не понять. С детства вокруг любое событие отмечалось распитием спиртного. Дома всегда стоял бидон браги. Самогон гнали всегда. Праздники нескончаемыми вереницами дней вплетались в будни. Никто не считал себя пьяницей, потому что все следы праздника исчезали быстро, мама отмывала посуду и пол, а утром все шли по делам на свои работы.

По приезду в город продолжалось то же самое. На стройке их обязывали на каждый праздник сдавать по три рубля в бригадный общак. Мариша и Лена как-то отказались. Протест вызвал бурю возмущения. Их всё-таки заставили сдать деньги и в наказание заставили работать, когда все сидели за столом и угощались. Все рабочие вагончики-переодевалки гудели и пьянствовали в праздники. Это было обычно.

Девушки курили. Это было единственным оправданием тому, кто не работал в рабочие часы. Перекур – дело святое.

Марина это поняла, когда залетевшая бригадир гневно накинулась на нее:

– А ты что тут делаешь? У них перекур, а ты иди, работай!..

За иллюминатором разлеглись облака барашками дыма, похожего на сигаретный.

Пришлось учиться курить. От дыма наступала тошнота, здоровый крепкий организм боролся изо всех сил, дым оседал в легких и вызывал удушливый кашель, и выдавливал слёзы из глаз.

Марина летела по облакам в лайнере, и улыбалась – так ведь и не научилась курить, хотя очень старалась. Девушка, работающая на сигаретной фабрике, приносила ароматные сигареты вроссыпь. С ментолом. В пачках с овчаркой сигареты «Друг», «Родопи», «Стюардесса» и другие.

Потом в компании один парень, танцуя и прижимая ее, сказал:

– От одной тебя табачищем не пахнет, как пепельницы все.

– Я только учусь.

– Не надо, что ты, брось и не думай даже.

Вот и не научилась, бросила и не думала даже.

Летели долго, пять часов. Совершенно неинтересно лететь в больших лайнерах, в Ту-134 в иллюминаторе практически ничего не видно. Да и зима за окном не радовала. Стоял конец октября. Предзимье. Всегда холодное время, бесснежное.

Хотелось увидеть другие края – Сибирь, Байкал, заработать, вернуться в Ленинград уже замужней женщиной. Зачем ей замуж, она тоже не знала. Престиж, наверное. Вечное стремление перейти из одного статуса в другой.

Вспомнив о путешествиях во времени и пространстве, она взялась опять читать Мишин дневник.

Дневник брата

Сдал эти чёртовы экзамены, трясся из-за анализов – всё позади. Сейчас лежу 21 декабря 1974 года у дяди Вити (он сейчас пьяненький храпит) и жду поезда. Завтра буду в Ростове. Еду в управление в Одессу.

Воскресенье 1974 года

Сижу на РТМ (рыболовный траулер морозильный) «Измаил» уже четыре дня, без денег, в Ильичёвском порту. Когда отправят в море неизвестно. Обманули нас наглухо, иду практикантом. Назначен на рыболовную базу «Восток», а там видно будет. Кормят до отвала. Всё. Сплю.

Одна плавбаза «Восток» состоит из десяти СРТМ-ов (средних рыболовных траулеров морозильных), я попал на СРТМ «Тархан».

17 января 1974

01:10 московское время

Рейс начался 16 января в 20:00 московского времени. Волнение моря три балла. Ветер южный, юго-западный. Включил «Волну» – одни турки. Нашли первую русскую программу и слушали о космонавтах. Всё, погрелся, иду на палубу смотреть вдаль.

Проходим пролив Босфор. Сейчас взяли лоцмана – турка с усами. Вокруг – огни, в бинокль видны разнокалиберные дома. Босфор не широкий, по локатору около километра, точнее восемьсот метров. Жалко – не днем проходим. Скоро мост.

01:45

Только что прошли мост. Вещь! Мост на двух опорах, почти висячий. В кают-компании смотрят фильм «Возвращение к жизни», первая серия.

02:00

Пролив Босфор – за кормой. Мы в Мраморном море.

18 января

Уже два часа идем проливом Дарданеллы. Оба берега видно прекрасно. Правый – в полмили. Турецкие домики в деревнях и над каждой высится минарет. Почти тепло. Деревни и селения аккуратные под красными крышами. Местность гористая, вернее, холмистая, покрытая зелёным лесом. Встречаются желтые рощи и голые. Турков почти никого не видать, так, изредка промелькнет в бинокль. Наверное, на работе. Машины, паромы – всё расцвеченные, странные. Мимо прошли два грека, сейнер турок и наш советский сухогруз. Мы приспустили флаг, смотрим – они тоже. Большой, с бульбой (бульба – это устройство для повышения скорости судна на носу – форштевне).

Скоро Средиземное море и обед.

Только сейчас прошли узкость пролива. Вокруг старинные форты, турки на лодках. Машут руками. Вообще, картинка восточная, красочная.

12:00

Вышли из пролива и идем по Эгейскому морю, а не по Средиземному. Довольно прохладный ветер, волны небольшие.

18:50

По-прежнему Эгейское море. Очень спокойно, на горизонте много свинцовых туч. Пацаны видели чей-то плавник. Может, акула? Перевели часы.

21:12

Ночь. Видны огни берегов Греции. До тоски жалко, что ночью идем. Пообедал от души. Надо переходить на режим. Дует ветерок и плавно качает.

12:20

Проходим сорок миль от Афин. Между двумя островами. Смотрим телевизор. Американский боевик с надписями по-гречески. Вообще-то интересно. Волнение моря – нулевое.

19 января

Встал, вышел на палубу. Всё в смягченных притушенных тонах, еще сумрак, московское время 8:30, местное – 7:30.

В мягком сумраке по корме встали два синих или, лучше сказать, туманных острова. Теплый ветерок и не качает. Это западная часть Эгейского моря или Критское море, или почти Средиземное.

10:40

Идем мимо Греции. Большие холмы опускаются прямо в море, это на свежий взгляд. Кое-где на вершинах небольшие селенья, церквушки. Мимо идет много судов, даже какой-то военный. А вода в Эгейском море синего-синего прозрачного стекла, ультрамаринового цвета при облаках. Лежу, слушаю частоту 500 кГц. У нас вахта два часа через два. Слушаю с другого канала музыку, поет Адамо. Наших не передают совсем.

20:15

Идем мимо Ионических островов. Миль сорок пять от Спарты. Представьте себе такую картину: ночь, звёзды, в море справа и по корме – огни судов. Корма ярко освещена и на ней сидит толпа, курит и слушает транзистор. Почти не качает, чуть слышно стучит дизель – один из четырех, делаем одиннадцать узлов. А прямо за бортом, в каком-то метре пенится и убегает назад тёмная вода. Смотрю на карту – балдею. Наш курс лежит (это я в штурманской) мимо Спарты, миль шестьдесят до острова Итака, острова Кефаля и так далее.

Странные названия, странная жизнь.

 12:35 московское время, судовое время 10:35. Сегодня миновали второй часовой пояс.

20 января

Средиземное море. Чуть качает. Скоро будет остров Сицилия и чуть дальше – Италия. Двадцать пять миль до Сиракуз, пять миль до южной оконечности острова.

15:18

Мимо, всего в девяти милях идут берега острова Сицилия. Я долго смотрел в бинокль. Холмы покрыты низкой растительностью – это характерная и даже, пожалуй, основная черта. Дома, кажущиеся глиняными или из серого кирпича, несколько остроконечных зданий дополняют горизонт. Около берега с десяток рыбаков, на судах типа СЧС (средний черноморский сейнер). Как-то верится, что эти места очень старые.

Земля лежит как мудрый, мудрый и даже уставший человек. Да, Греция и острова Средиземного моря – колыбель нашей цивилизации.

Скорость у нас одиннадцать узлов, кэп обещал, что часам к пяти утра (это семь по Москве) увидим Африку.

***

Лежать в рубке, дышать свежим воздухом, слушать музыку. Смотреть, как в иллюминаторе качаются облака. Думать о разном – это ли не философская жизнь лентяя, а?

21 января

С утра видны берега Африки. Алжир или Тунис лежат в облаках. Средиземное море встретило нас у берегов Африки негостеприимно. Ночью был дождь, сейчас ветер постепенно развел зыбь. Нам еще везет – мы идем почти на ветер, и у нас только килевая качка. Всё равно китобоец ныряет как утка. Идем на двух дизелях, скорость четырнадцать узлов, температура 16°С.

Это место называется Тунисским проливом. Море серое, мелких волн нет, только периодически появляются валы и впадины, как небольшие долинки.

22 января

Чуть моросит дождь. Афины слева по борту. Видны снежные горы и селения по берегу. Бортовая качка довольно приличная.

14:25

Только что начали проходить Алжир, он на траверзе, слева. Идет мертвая зыбь, откуда-то еще – ветер. Бортовая качка достигает 17°. Мачта качается, тонкая, как спичка. У нас все держатся молодцом, кроме одного, тот травит (травит – блюёт за борт) – укачался.

16 часов. Ветер свистит в снастях, как живой. Брызги и верхушки волн летят дождем, сам дождь канул в море. Волнение моря пять-шесть баллов, ветра 7-6 м/сек. Крен достигает 25°. Это для китобойца еще семечки.

18:30

Ветер стих, но еще прилично качает. Море балла полтора. Разговаривали по УКВ – радиостанции «Корабль-3» со «Святогорском». Это сухогруз, идет в двадцати милях впереди на Гавану. Только что видели дельфинов, сначала их выпрыгнуло штук пять, но я видел только последнего, шестого. Тело вылетело из воды, серое с белым, метра полтора и нырнуло под нос судна.

23 января

10:50 московское время, местное 7:50, то есть судовое. Это значит у нас Гринвичское время, а оно на три часа позже московского. Море тихое. Справа, милях в девяти, видна Испания. Говорят, опять видели дельфинов. Включили станцию УКВ «Корабль» и оказалось, что впереди нас и позади два или три наших судна. Поболтали, устроили «обмен погодой». Вообще – приятно. Вот что интересно: все эти программы иностранные почти не слушаем, ищем что-нибудь советское, родное, пусть даже это разговорная станция.

Мыс Гама, Море Альдебаран – так называется западная часть Средиземного моря. Берега Испании в этом месте гористые. Горы упираются прямо в облака – так видно в бинокль. Вроде покрыты растительностью, но и голой земли много. Оказывается, этих дельфинов здесь до чёрта. Рулевой Виктор рассказывает, что встречаются и кашалоты. Утро, вода розовая, и они прыгают тоже розовые с серым. Дельфины вообще очень балдёжные, прыгают, играют, идут прямо под носом, сантиметрах в двадцати, выпрыгивают друг через друга и резко уходят в сторону.

17:00

14 смт. Хорошая весть. Мы идем с опережением графика и сегодня днем должны пройти Гибралтар. Уже справа по борту видать какой-то остров и скалу. Погода – ништяк, уже загорал.

17:50

Ура! Это, оказывается, знаменитая скала Гибралтар, а за ней и сам город. Справа, сзади и впереди штук двадцать разных судов. И наши, и контейнеровозы, и сухогрузы, и рудовоз. Прошел даже пассажир типа «Ивана Франко». Слева виден берег, а прямо – широкий проход. Этот Гибралтар очень красив! Виктор говорит, что там воды нет, и правда на скале видны шиферные пятна, по ним собирают дождевую воду. Скала по обе стороны – как бы из воды поднимаются белые небоскребы. Море синее-синее, небо еще сероватое. Ночью был дождь.

20:00 московское время. 17:00 смт. По обе стороны земля гористая, покрытая редкой растительностью, по горам раскиданы домишки. Смотришь, смотришь и вдруг видишь старинную башню или крепостцу. Горы сглаженные и только вдали в Испании – поострее и повыше. При проходе к Гибралтару мы долго смотрели, как турок обходит наше судно – советское. Он был немного побольше, труба повыше да две мачты. А у нашего – всего одна мачта. Орали, кричали, подбадривали, но… он всё равно обошел. Мы хоть и меньше всех, нас редко кто обгонял, всего два-три судна, да и то одно из них – наше. Так что мы этого турка держим на хвосте, иногда.

Виктор рассказывает, что на вершине скалы есть ресторанчик, к нему – подвесная дорога. На полпути можно высадиться, там обезьянник. Обезьяны лазят по деревьям без всяких ограждений, малыши – по туристам, просят есть, а старшие обезьяны метрах в пяти-десяти сидят и жуют. Было, что один турист погладил обезьянёнка, так большая обезьяна, которая только что сидела и жевала черт-те где, оказалась вдруг на спине туриста, стала рвать на нём одежду и кусать его. Шофер-таксист опытный был, марокканец. Он вылез, стал ругаться по-своему, снял туфель, и обезьяна тут же удрала. А если палками по ней колотить, ей хоть бы хны.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги