В 1453 году турки вплотную приблизились к Византийской столице. Началась длительная осада. Константин XII принял решение оборонять Константинополь до конца. Он решительно отверг предложение султана сдать город в обмен на возможность перебраться в Морею.
Город постоянно обстреливался турецкими осадными пушками. Построив плоты и установив на них пушки, турки стали бомбардировать город и со стороны моря, сомкнув кольцо осады. Более месяца турки вели обстрел города, разрушив несколько участков крепостной стены. Наконец им удалось полностью разрушить крепостную башню возле ворот Святого Романа, но византийцы яростно отбили все атаки противника. По улицам Константинополя прошли крестные ходы, в храме Святой Софии отслужили христианскую службу, император и вместе с ним многие другие защитники столицы приняли соборование.
28 мая после общего штурма, несмотря на то, что византийцы отбили все атаки, турки проникли в город через керкопорту, маленькую калитку в городской стене, которую защитники случайно оставили открытой после одной из вылазок. Турки поднялись на городские стены. Византийское войско было рассеяно. В уличном бою погиб последний император Константин XII. Его изрубленное тело опознали лишь по царским сапогам. Тело обезглавили и императорскую голову, по приказу султана, выставили на всеобщее обозрение на ипподроме, а тело похоронили с царскими почестями.
Так погибла Византийская империя и её последний правитель, но исторической иронии, носивший одинаковое имя с основателем Константинополя. Император Константин XII Палеолог своей мужественной смертью смыл позор предательства со своих не очень разборчивых в средствах предков, когда-то узурпировавших власть.
Чтобы подчеркнуть значимость своей победы, султан Мехмед II, льстивыми царедворцами прозванный «Завоевателем», въехал верхом на коне в собор Святой Софии. Прятавшиеся в Софийском храме христиане были перебиты.
Народное христианское предание повествует о том, что в момент появления захватчиков в храме Святой Софии происходило богослужение и священник, увидев ворвавшихся в собор мусульман, вошёл в раскрывшуюся перед ним стену алтаря и исчез. Согласно преданию он выйдет из храмовой стены и продолжит служить литургию, когда Константинополь вновь перейдет в руки христиан.
Ворвавшиеся в Константинополь турки грабили и убивали византийцев. Грабёжи продолжались три дня. Как писал турецкий хронист «не было ни одного воина, который не стал бы богатым благодаря захваченной добыче и рабам. По-прошествии же трёх дней султан Мехмед запретил под страхом тяжких наказаний продолжать грабёж и резню, которая всё ещё не утихала. Все повиновались его приказу. Когда наступило полное спокойствие, вместо колокольного звона раздался приятный голос муэдзина, возвещающий пять раз в день час молитвы. Из церквей выбросили идолов, очистили их от запахов, которыми они были оскверняемы, и устроили в них ниши, дабы обозначить место, куда следует устремлять взор, когда творишь молитву. К церквам приделали минареты: одним словом, не забыли ни чего, чтобы превратить их в места благочестия для мусульман».
К 1453 году, ко времени падения Константинополя, в живых осталось двое Палеологов, братьев погибшего императора Константина XII. Это Деметриос (1407/08 – 1470, Андрианополь), деспот Мореи в 1436 —1438 и 1451 —1460 годах. И Фома (1409 – 13.05.1465, Рим), так же являвшийся правителем Мореи. У каждого из них была семья.
Таким образом, в 1453 году вместе с разгромом Византийской империи прекратила существование династия Палеологов, находившаяся у власти почти двести лет, с 1261 по 1453 год.
Фактически узурпировав императорскую корону в 1261 году, и лишив власти и жизни законного правителя Иоанна IV Ласкариса, Палеологи нарушили религиозную клятву, вступив в прямое противоборство с церковью. Разлад с Православной церковью с годами только усиливался, из-за стремления императоров, не веривших в национальные силы и добивавшихся помощи латинского Запада, к соединению церквей и подчинению Риму. Итогом их деятельности стала Флорентийская уния, подписанное 5 июля 1439 года соглашение об объединение Западной-Католической и Восточной-Православной христианских церквей, на условиях признания Константинопольской церковью латинских догматов веры и главенства Римского папы, при сохранении православных обрядов.
Уния лишила Палеологов поддержки православных иерархов и вызвала возмущение народа, обострив до крайности разногласия между светской и церковной властью.
Палеологи не смогли, да и не стремились, объединить страну возродить её национальную мощь и независимость. Поэтому с уверенность можно назвать династию Палеологов антинациональной, а их падение вполне закономерным.
Жертва последнего императора Константина XII отстаивавшего независимость империи и погибшего при защите города, была призвана смыть позор с династии.
Морея, последний осколок империи
Морея, область на юге Греции, располагавшаяся на Пелопоннесском полуострове. В 1204 году поле захвата Константинополя крестоносцами на землях империи образовалось несколько самостоятельных и полунезависимых государств, управляемых франками. Так территория полуострова Пелопоннеса, южной части Греции, отделяемая от основной части Балкан небольшим Коринфским перешейком, была подчинена в 1205 году знатным шампанским рыцарем Гильомом I де Шамплитом.
Завоевание Пелопоннеса было осуществлёно крестоносцами не сразу. После захвата Константинополя на территориях подвластным крестоносцам образовалось два крупных государства. В Константинополе 9 мая 1204 года императором был провозглашён граф Балдуин I Фландрский (1171 – 1205). Под его властью, кроме собственно Константинополя, оказались земли Азиатской Греции и Фракия.
Другим крупным государственным образованием стало королевство Фессалоники, располагавшееся на северо-востоке Греции, во главе с другим лидером крестоносцев, итальянским маркграфом Бонифацием I Монферратким (умер 4.09.1207).
Фессалоникский король, не довольствуясь своими владениями, продолжил завоевание Греции, устремившись со своими вассалами на юг Греции. Тогда большая часть Пелопоннеса находилась под властью византийского архонта Льва Сгура (умер 1208).
В начале наступление франков было успешным. В сентябре 1204 года Бонифаций I Монферратский занял город Ларису, крупный мегаполис в центральной Греции. Лев Сгур укрепился в Фермопильском проходе, узком участке между горами и морским берегом залива Малиокоса, соединяющим северную и южную части страны. Намереваясь, как когда-то античный царь Спарты Леонид, сдержать крупные силы крестоносцев. Но местное население, возмущённое жестокостью архонта, предпочло власть крестоносцев. Лев Сгур отступил на Коринфский перешеек, соединяющий Грецию с полуостровом Пелопоннесом, надеясь там остановить продвижение франков.
Тем временем король Бонифаций I занял всю Беотию и Аттику, древние греческие области и передал их в лен своему вассалу бургундскому рыцарю Оттону де Ла Рошу (умер до 1234). Дальнейшее продвижение короля Фессалоники на Пелопоннес было остановлено восстанием в бывшей византийской феме Никополис, располагавшейся на северо-западе Греции, примыкавшей к границам королевства. Воспользовавшись неурядицами в Никополисе и отсутствием Бонифация I Монферратского, там утвердился, приняв титул деспота Эпира, знатный византиец Михаил Дука, приходившийся правнуком императору Алексею I Комнину.
Казалось, что Пелопоннес спасён, и византийское присутствие на полуострове будет незыблемым. Но тут случилась непредвиденная случайность, открывшая доступ франков на полуостров.
Франкский отряд вот главе с шампанским рыцарем Жоффруа де Вилллардуэном, родным племянником маршала Шампани Жоффруа де Виллардуэна, хрониста 4-го крестового похода, высадился в Пелопоннесе в порту Модон. Первоначально Жоффруа направлялся в Сирию, чтобы бороться с сарацинами. В Святой Земле он узнал, что франки с венецианцами захватили Константинополь и решил присоединиться к крестоносцам. Однако его корабль попал в бурю. Франкам едва удалось спастись. Их выбросило в Пелопоннесе. Там к Жоффруа присоединился один греческий архонт, желавший с помощью франков добиться независимости. Соединённое войско начало завоевание полуострова. Но вскоре союзник-грек умер, а его сын не желал способствовать антивизантийскому успеху. Жоффруа Виллардуэн оказался без союзников в окружении врагов. Чтобы выстоять он предложил свои услуги королю Боницафию I Монферратскому. Король Фессалоник отрядил в Пелопоннес войско во главе с Гильомом I де Шамплиттом.
Гильом Шамплитт происходил из семьи графов Шампанских и был правнуком Французского короля Людовика VI Капетинга. Гильом с братом Эдом участвовал в завоевании Константинополя, а после став союзником короля Фессалоники участвовал в его походе на юг Греции.
Гильом I Шамплитт, при поддержке Жоффруа Виллардуэина, оба они происходили из французского графства Шампань, разгромил византийских архонтов в Пелопоннесе, и создал Ахейское княжество с центром в Андравиде. Своё название новое владение приняло от античного наименования.
Его наследники продолжили завоевание полуострова, растянувшееся на несколько десятилетий. И если в равнинных областях крестоносцы смогли относительно быстро добиться успеха, то в горных районах они натолкнулись на серьёзное сопротивление греков.
Чтобы обезопасить свои владения и обеспечить плацдарм для дальнейшей экспансии на полуострове, наследники князя Гильома I де Шамплита решили создать систему мощных укреплений. Замки крестоносцев должны были блокировать укрывшихся в горных районах греков, не давая им возможность спускаться в долины и совершать грабительские рейды. Следуя данной тактике, новый Ахейский князь Гильом II Виллардуэн (1208 —1278), правивший в 1246 – 1278 годах, младший сын завоевателя Пелопоннеса Жоффруа Виллардуэна, в 1249 году приказал возвести в пяти километрах к западу от античной Спарты, на высоком скалистом холме крепость, получившую название Мистра. В системе франкских укреплений Мистра занимала центральное место, поэтому князь Гильом II сделал её своей резиденцией.
После крушения власти латинян в Византии, когда Михаил Палеолог отвоевал Константинополь, Ахейское княжество на протяжении ещё почти двух столетий, оставалось самым крупным владением франков в Греции. Вначале Ахейские князья, обладая сильной властью, держали в подчинении своих многочисленных вассалов, ведя завоевательные войны. Так Ахейские князья из династии Виллардуэнов успешно воевали с Венецией и мелкими франкскими барониями. Князь Гильом II Виллардуэн стал настолько могущественным правителем, что вознамерился противостоять Никейской империи, последнему осколку Византии. В союзе с греческим правителем Эпира, государства на севере Балканского полуострова, Михаилом II Дукой и королём Сицилии Мальфредом Штауфеном, князь Гильом II начал войну против Никеи. Союзники в октябре 1259 года вторглись в Македонию, но в битве при Пелагонии были разгромлены никейцами во главе с севастократом Иоанном Палеологом, родным братом императора Михаила VIII. Ахейский князь Гильом II Виллардуэн попал в плен. Император за освобождение предложил князю передать под власть империи несколько крепостей в Пелопоннесе. Но Гильом II не желал ослаблять свою власть уступкой владений.
Однако успехи византийцев были внушительными. 13 марта 1261 года они в Нимфеоне в Лидии подписали союзный договор с противницей венецианцев Генуэзской республикой, обещавшей содействие византийской армии на море. А 25 июля 1261 года кесарь Алексей Стратегопулос, следуя с незначительными военными силами во Фракию, для подавления восстания, застал врасплох франков и занял Константинополь. Латинский император Балдуин II в спешке бежал из столицы на венецианской галере.
Когда императору Михаилу VIII Палеологу сообщили об освобождении Константинополя, он не поверил. В столицу император вступил лишь 15 августа, без излишней пышности. Михаил VIII шёл пешком, впереди монарха несли икону Божьей Матери «Путеводительницы».
После известий о крушении Латинской империи, находившейся в плену Ахейский князь, был сломлен и согласился на передачу части своих владений византийцам. Для решения данного вопроса в Пелопоннес был послан знатный ахейский пленник Жоффруа де Брюйер (ум. 1269), барон Каритайны 1230 – 1269, приходившейся родным племянником князю Гильому II Виллардуэну.
Жоффруа де Брюйер собрал в Никли совет Ахейских баронов. Там в основном присутствовали дамы, жёны и сёстры погибших в Пелагонской битве франкских баронов. Совет принял условия византийцев. Каринтайский барон, с двумя знатными ахейскими дамами: своей племянницей Маргаритой де Нейль, баронессой Пассавы и Аковы и сестрой великого коннетабля Жана Шодрона возвратился в Константинополь.
Весной 1262 году князь Гильом II обрёл свободу. За освобождение он передал византийцам часть Пелопоннеса со своей столицей Мистрой.
Эти территории стали основой византийских владений в Пелопоннесе, получивших наименование Мореи. При византийцах Мистра из небольшой крепости франков за несколько лет превратилась в большой город. Прежде всего, в Мистру было отправлено значительное войско из Константинополя. Вначале со стратигом Макриносом прибыло около двух тысяч греческих солдат и полторы тысячи турецких наёмников. Затем ещё тысяча воинов под командование родного брата императора кесаря Константина Палеолога (ум. 1271), получившего должность командующего византийской армией в Пелопоннесе. Помимо военных значительно увеличилось число мирных горожан. В Мистру, ставшую византийским городом массово хлынули греки из подвластной франкам соседней области Лаконии.
Со временем Мистра становится одним из центров византийской культуры. Особенно после падения Константинополя, Морея и её столица Мистра, не считая затёртого в горах Трапезунда, стала последним осколком древнейшей Византийской цивилизации. Туда, спасаясь от произвола турок, выехали многие представители аристократических фамилий и духовенства, ученые мужи-философы, торговцы и ремесленники, куртизанки. Мистра, на короткое время, стала культурной столицей всего средневекового мира, сосредоточением образованнейших людей, выдающихся мыслителей, поэтов, администраторов, дипломатов. На этом крохотном участке земли, в миниатюре, была сосредоточена вся гениальность философской мысли и производственной мощи Византийской цивилизации.
Измученные многолетним напряжением военного противостояния с грозным соперником турками византийцы, обосновавшись в Мистре, были рады хоть на какое-то время ощутить свободу и насладиться спокойной жизнью. Получив возможность не тратить свои силы на вооружённую борьбу, византийцы, сплотившись вокруг двора Морейского деспота, посвятили себя мирным и любимым занятиям, стремясь с пользой использовать то немногое время, что им отвела судьба.
Именно в Мистре созидал свою философскую теорию, выходец из Константинополя, Георгий Гемист (135/1360 – 25.06.1352), более известный под псевдонимом Плифон.
Пользуясь безусловным покровительством Палеологов, отказавшихся от духовно-религиозного господства при дворе и развивавших светское начало, Плифон добился утверждения своей философской концепции.
Поклонник античного философа Платона, Плифон стремился возродить на обломках Византии античный эллинизм и прежде всего в религиозной сфере. Конструируя новую универсальную систему религиозных взглядов, Плифон пришёл к отрицанию традиционных религий, христианства и ислама, основанных на единобожии. Призывал к поклонению греко-римским божествам, возрождая широкий пантеон древнегреческих языческих богов.
Отстаивая интересы светских землевладельцев, философ особенно резко относился к монахам. Прежде всего, он осуждал церковно-монастырское землевладение, отказывая в праве духовенству пользоваться какой-либо долей государственного богатства. По выражению философа, монахи, будучи освобождены от всяких общественных обязанностей перед государством и обществом, ведут жизнь бездельников и трутней и поэтому не имеют право пользоваться государственным имуществом. Плифон указывал, что раздача средств духовенству и монастырям приносят большой вред укреплению безопасности государства.
Кроме теоретических изысканий Плифон разработал проекты широких политических реформ, направленных на централизацию управления и ликвидацию церковного землевладения, призванных вывести Грецию из кризиса византийской государственности и вернуть её к исконным, античным началам.
Трезво оценивая возможности клонившейся к упадку Византии в борьбе с турками Плифон, проведший несколько лет в османском плену, отрицая национально-патриотическое начало, был приверженцем союза с латинянами. Осознавая, что помощи от Запада можно достичь, лишь пойдя на значительные уступки, философ выступал за церковную унию. Отрицая само христианское начало, Плифон считал унию лишь простой политической сделкой. Именно Плифон был главным советником императора Иоанна VIII Палеолога (1425 – 1448) в деле о церковной унии. Философ сопровождал императора во время поездки в Италию и участвовал в работе Ферраро-Флорентийского собора, утвердившего церковную унию.
В Италии Плифон приобрёл много сторонников среди итальянских гуманистов, активно изучавших античную философию и науку. По просьбе многих просвещённых мужей Плифон написал философский трактат с разъяснением идей Платона, набиравших популярность среди итальянских гуманистов. Его популярность в Италии была очень велика. В самой же Византии к идеям Плифона относились более сдержанно, хотя находились и приверженцы.
Именно Мистра стала главным опорным пунктом византийцев, проводивших постоянное наступление на франков, стремившихся отвоевать Пелопоннес и всю Грецию у латинян. Этот процесс получил в исторической науке название «греческой реконкисты».
Вся политическая история византийской Мореи была связана с непрерывными войнами с франками. Поэтому связь византийского анклава на юге Греции со столицей была жизненно необходима, поскольку морейцы постоянно нуждались в военной и материальной помощи.
Положение Мореи, окружённой враждебными франкскими барониями, ещё более осложнялось её отдалённостью от Константинополя. Связь со столицей была не постоянной. Сухопутный путь был невозможен. Единственно доступный морской путь, в условиях растущей турецкой экспансии, становился всё более затруднительным. Решения императора достигали Мистры с большим опозданием, а порой обстановка требовала немедленного принятия решений. Система управления областью, основанная на часто сменяемых наместниках была недейственной, так как императорские ставленники не были в состоянии по-настоящему ознакомиться с местными условиями и положением дел. Поэтому для лучшего управления Мореей императором Андроником II в 1308 году было установлена особая деспотия. Деспотов назначал сам император. Их власть была пожизненной. Сначала титул деспотов Мореи закрепили за собой представители византийского аристократического рода Кантакузенов, но в 1383 году власть перешла к Палеологам.
Первым деспотом Морее из Палеологов стал младший сын императора Иоанна V – Феодор Палеолог (1355/1382 – 24.06.1407, Мистра). С этого времени правителями Мореи становились младшие представители императорской династии.
Морейцы вели постоянные войны с латинянами. В 1278 году у византийцев в Греции появился новый грозный противник в лице короля Неаполя Карла I Анжу (1227 – 1285). Он в 1278 году стал властелином Ахейского княжество и намеревался осуществить вторжение в Грецию. Однако вовремя начавшиеся переговоры императора Михаила VIII Палеолога с Ватиканом, заявившем в 1274 году на Леонском церковном соборе о соединении церквей, побудили папу Григория X несколько остудить завоевательные пыл Неаполитанского короля. Желая ещё более упрочить своё присутствие в Морее, император планировал брак своего сына Андроника с наследницей Ахейского княжества Изабеллой Виллардуен (умерла 1312), дочерью князя Гильома II.
В начале XIV века, воспользовавшись междоусобицей в Ахейи, наместник Мореи Андроник Асень, потомок Болгарских царей, разгромив латинян в Скорке в 1320 году, захватил несколько франкских крепостей. Многие франкские бароны признали власть Константинополя, принимали православие или продавали свои владения византийцам.
Начало XV века так же было благоприятным для византийцев. Турки 20 июля 1402 года были разбиты в битве у Анкары тюркским завоевателем Тамерланом. Турецкий султан Баязид I попал в плен, где вскоре и умер. Его сыновья начали ожесточённую борьбу за власть. Пришедший к власти, при военной поддержке византийцев, султан Мехмед I подписал с Константинополем мир.
Ослабление натиска с Востока, развязало руки византийцам в Греции. В 1402 году умирает правитель Ахейского княжества Педро Бордо де Сан-Суперан. Он неудачно воевал с византийцами, даже в 1395 году был пленён. В конце жизни опасаясь турок-османов, заключил союз с деспотом Морееи. Воспользовавшись династическими неурядицами в Ахеи, византийцы разгромили армию княжества, подчинив почти весь Пелопоннес.
В 1427 году византийцы нанесли поражение другому могущественному франкскому правителю Кефалии и Закинфа Карлу I Токко, утвердившемуся в Эпире и на Ионических островах. В боевых действиях с Карлом I Токко лично участвовал император Иоанн VIII. Император с войском прибыл в Мистру. Византийская армия с суши и моря осадила столицу Карло I Токко город Кларенцу. Византийцы выиграли морскую битву около небольших островов Эхинадов при входе в Патрасский залив. Флот Токко был разбит. Это был большой успех византийцев.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги