Станислав Сазонов
Как вернуть автомобиль в салон, даже если он кредитный, с пробегом и не на гарантии
Ситуация 1. Купили новый автомобиль в салоне, с автомобилем все в порядке, но вы хотите вернуть его в течение 14 дней
На практике есть множество автосалонов-жуликов, целью которых является, по сути, не продажа автомобиля, а продажа автомобиля именно в кредит под завышенные проценты, чтобы получить откат от банка и к тому же навязать дополнительные услуги, например, опционный договор, договор на эвакуацию и так далее.
В качестве повода для возврата новых машин мне на консультациях называют ситуации:
1) Увидели, что переплатили за машину. В соседнем салоне авто такой комплектации гораздо дешевле, особенно если вы купили в кредит.
2) Поняли, что не могут платить кредит за машину, так как в салоне их обманули, кредитный менеджер обещал, что будут одни суммы, а по факту в договоре другие.
3) Увидели после покупки, что автомобиль оказался не в той комплектации, в которой хотели, хотя она и соответствует договору. То есть обещали одну комплектацию, а продали и вписали в договор другую.
Как правило, в таких ситуациях люди хотят вернуть машину в 14 дней, искренне думая, что так можно.
Но это не так.
Правило «14 дней», в которые можно вернуть товар, написано в статье 25 Федерального закона «О защите прав потребителей».
Вот цитата: «Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации».
Жирным я выделил сначала правило про срок 14 дней, а затем про перечень товаров, которые возврату и обмену не подлежат. Этот абзац никто не замечает.
Так как перечень в самом законе не расписан и, где его смотреть, тоже не указано, люди и делают ошибочный вывод, что машина подпадает под общее правило.
А перечень это утвержден Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену».
В пункте 10 этого перечня прямо сказано, что не подлежат возврату или обмену:
• автомобили и мотовелотовары;
• прицепы и номерные агрегаты к ним;
• мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ;
• прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.
Так что просто так вернуть новый автомобиль нельзя. Вернуть новый автомобиль можно только, если в нем найдутся поломки, недостатки. И на это дается 15 дней. Об этом написано в следующей главе.
Если вы не знаете, что вам делать, то вариантов тут немного:
• либо смириться с ситуацией (если увидели, что переплатили за машину);
• либо пробовать продавать машину с уценкой, закрыть кредит, а разницу доплатить из своего кармана – это будет все равно выгоднее, чем платить завышенные проценты по кредиту;
• либо можно попробовать рефинансировать кредит, чтобы меньше платить.
Других вариантов нет.
Есть лишь одна возможность, но шансы примерно 50 % на 50 %, – заказать выезд эксперта-автотехника из моей команды, возможно, он найдет какие-то неочевидные поломки, которых вы не заметили.
Если вы успеете сделать это в 15 дней со дня покупки, то машину мы вернем (более подробно об этом варианте – в следующей главе).
Если вы купили новую машину у НЕофициального дилера, то в ней точно есть брак, потому что новые машины должны продаваться только у официального дилера.
Например, в декабре 2020 года мой эксперт выезжал осматривать новый 15-дневный Datsun on-DO в город Ростов Ярославской области. Эксперт обнаружил, что машину подкрашивали после небольшого ДТП, а также в коробке передач уровень масла был почти на нуле, поэтому она завывала.
Машина продавалась как новая, не у официального дилера.
Теперь мы возвращаем эту машину и вернем 100 %.
Вот, кстати, мое фото с этой машиной, сделал после первого суда.
Еще один пример с автомобилем Chery Tiggo 8.
Людям подпихнули совершенно не ту комплектацию, для них единственным шансом было найти хоть что-нибудь в автомобиле. Обычно в китайских машинах найти что-то не проблема, хотя в последнее время их стали делать получше.
Однако я отправил машину на осмотр к своему эксперту, потому что она была куплена не у официального дилера. А когда новая машина продается не через официального дилера, как правило, это брак.
В результате так и вышло. В этой машине был не заметный обычному потребителю брак лакокрасочного покрытия аж на 5 различных элементах.
Та же самая ситуация с этим KIA в Нижнекамске. Брак лакокрасочного покрытия.
В экспертном учреждении при Министерстве юстиции прошла экспертиза, которая это подтвердила, так что эту машину мы тоже вернем.
Но эксперт может и не найти недостатки, и тогда, к сожалению, возвращаемся к вариантам, указанным выше.
В общем, решать вам. Если хотите попробовать, я на связи.
Пишите: 9078078@mail.ru Звоните: 8-921-9-078-078
https://vk.com/stanislav.sazonov
Также рекомендую подписаться на мой Ютуб-канал «Страшный суд», там у меня есть специальный плейлист «Школа возврата автомобилей», в нем много полезных советов по теме, вот ссылка: https://www.youtube.com/channel/UCd12lY3ZbO0j11lhOQ0YswQ
Ситуация 2. Купили новый автомобиль в салоне и нашли поломку в течение 15 дней со дня передачи машины
Из первой главы вы помните, что автомобиль относится к товарам, которые не подлежат обмену или возврату. Кто не начал читать сразу с этой главы, смотрите пункт 10 перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену.
Тем более, что любой автомобиль – это технически сложный товар, для возврата которого установлены специальные правила.
То, что автомобиль относится к технически сложным товарам, указано в Постановлении Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров».
Но не подлежит возврату именно автомобиль надлежащего качества, то есть без поломок.
Если в машине проявились поломки, то применяется не 25, а 18 статья ФЗ «О защите прав потребителей».
Цитирую: «В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара».
Следовательно, если вы найдете в автомобиле любую поломку, в течение 15 дней его можно возвращать.
Проблемы и ошибки
Автосалон будет стараться обмануть вас, чтобы вы не смогли доказать поломку в этот срок.
Первая ошибкаВы подаете претензию, но в ней просто указываете, что есть поломка, но ничего не требуете. Возврат не требуете, обмен не требуете – просто утверждаете, что есть поломка и вы недовольны.
Последствия: Вас можно просто игнорировать. Претензия без требования не имеет никакого правового значения.
Вторая ошибкаВы подаете претензию, у вас забирают оригинал претензии, делают копию с вашей претензии и на ней ручкой (без печати) либо без ссылки на доверенность ставят подпись непонятно кого и отдают вам.
Последствия: Вы не докажете, что обращались с претензией. Фамилия сотрудника вымышленная, если даже не вымышленная, то официально такой человек в штате не числится и не уполномочен претензии принимать. У вас на руках лишь копия, с копии нельзя сделать почерковедческую экспертизу и экспертизу давности документа, поэтому даже доказать, что вы написали претензию именно в тот день и что это ваш почерк, невозможно.
Это очень популярная схема. Клиенты присылают мне такие обращения регулярно. Вот одно из многих:
Как видите, отдана копия, в левом верхнем углу какая-то подпись и надпись «Получил», при этом ни расшифровки подписи, ни печати, ни ссылки на доверенность, чтобы понять, что этот человек уполномочен от автосалона хоть на что-нибудь. Ничего!
Последствия: Вы ничего не докажете, вас проигнорируют, и срок пройдет.
Третья ошибкаВы вообще не составляете претензию. Просто звоните в автосалон и жалуетесь.
Вам предлагают взять машину на осмотр. Машину у вас забирают, хранят ее у себя 15 дней, пока не выйдет срок, а потому отдают и говорят, что с машиной все хорошо.
Никаких документов не дают. Поломка по-прежнему есть, но, так как не доказать, что вы обратились вовремя и поломка не зафиксирована, вы ничего не можете доказать и сделать. Максимум теперь – у вас примут машину на ремонт. Но вернуть ее уже нельзя.
Либо поломку неофициально устраняют, а потом разводят руками и говорят, что с машиной все в порядке.
Четвертая ошибкаВы предъявляете претензию автосалону-однодневке, взять с которого будет нечего. Поэтому неважно, вовремя ли вы подадите претензию и правильно ли вы ее составите.
Пример. В декабре 2020 года ко мне обратился клиент, зовут его Александр, он купил автомобиль Datsun on-DO в городе Ростове Ярославской области. Через пару дней после покупки он обнаружил, что при движении автомобиль уводит вправо, при работе коробки передач сильный гул и шум, двигатель работает не ритмично, с перебоями.
Поскольку уже прошло 13 дней с момента покупки, я в первую очередь спросил, обращался ли он куда-нибудь с претензией. Он ответил, что да, и прислал мне фото своей претензии.
Я ввел данные, так сказать, автосалона, где он купил машину, в поисковик и вот что увидел:
Автосалону всего год, у него всего один-единственный сотрудник, он же генеральный директор, и объем продаж за год – аж 8 миллионов рублей. (Чтоб вы понимали, примерно такой же объем продаж в любом овощном ларьке у дома, по крайней мере в Питере).
Очевидно, что, даже если выиграть суд против такого автосалона, взять все равно будет нечего. Поэтому Александр по моему совету очень быстро побежал на почту и отправил претензию, которую я ему написал, производителю машины – компании «Ниссан».
Кстати, через год этот автосалон закрылся и исчез в неизвестном направлении, как я и говорил.
Основные моменты
1. Если в машине поломка, обязательно составляете претензию.
2. В претензии нужно подробно описать поломку, обязательно сформулировать конкретное требование – возврат автомобиля в связи с выявлением недостатка в течение 15 дней со дня передачи. Срок в 15 дней считается не с даты договора купли-продажи, а с даты подписания акта приемки-передачи.
3. Претензию нужно обязательно отправить на юридический и фактический адрес автосалона.
4. Чтобы найти юридический адрес автосалона, можно взять ИНН автосалона из договора купли-продажи, ввести его в поисковике, скачать выписку из ЕГРЮЛ и посмотреть. Если автосалон сомнительный, лучше подать претензию производителю машины.
Данные о производителе машины есть в ПТС.
5. Отправить письмо с описью вложения. Опись вложения доказывает, что вы отправили именно претензию, а не что-то другое. Заполнить правильно опись, вот пример:
И после этого можно еще и отвезти претензию в салон.
Если вы переживаете, что автосалон просто не получит ваше письмо, то спешу вас успокоить: это не важно. Этот финт ушами от автосалона предусмотрен в Гражданском кодексе.
ГК РФ Статья 165.1. Юридически значимые сообщения
Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
То есть если письмо ушло на надлежащий юридический адрес, значит, все в порядке. Неважно, получат или нет. Претензия будет считаться полученной.
А чтобы сдать претензию вовремя, есть другая статья Гражданского кодекса:
ГК РФ Статья 194. Порядок совершения действий в последний день срока
1. Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
2. Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
То есть даже если вы отправите претензию на надлежащий адрес по почте в последний пятнадцатый день, то претензия будет считаться поданной в срок, даже если будет фактически получена через несколько дней.
При этом для претензии не важно, насколько серьезной была поломка. Это будет ниже подтверждено судебной практикой.
Если повезет, машину могут вернуть и без суда.
Вот пример того, как моему клиенту вернули автомобиль сразу же после претензии:
Еще пример возврата без суда по недостатку, выявленному в течение 15 дней.
Этот «Киа» был куплен и сразу же выявлен чек по двигателю. Вот платежка – автосалон перевел сумму кредита в банк клиента, остальное отдал наличными. Включая расходы на ОСАГО, КАСКО, ГАП и мои услуги.
Судебная практика
Позиция суда № 1: Потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, если они были предъявлены в течение 15 дней со дня передачи его потребителю.
Где это сказано?
Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17 октября 2018 г.) (пункт 5).
Позиция суда № 2: Потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных в статье 4 Закона «О защите прав потребителей», при условии, что такие требования были предъявлены в течение пятнадцати дней со дня его передачи потребителю.
Где это сказано?
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (пункт 38).
Позиция суда № 3: В п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что право выбора вида требований, которые в соответствии со статьей 503 ГК РФ и пунктом 1 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю. При этом потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных в статье 4 Закона «О защите прав потребителей», при условии, что такие требования были предъявлены в течение пятнадцати дней со дня его передачи потребителю.
Где это сказано?
Апелляционное определение СК по гражданским делам Новосибирского областного суда от 15 января 2019 г. по делу № 33–647/2019.
Обратите внимание!
При возврате автомобиля важно на берегу определиться, к кому именно вы будете предъявлять претензию, к продавцу либо к производителю.
Часто по ошибке предъявляют 2 претензии параллельно, так делать нельзя.
Позиция суда № 4: Предъявление одних и тех же требований по одному и тому же недостатку товара одновременно к продавцу и изготовителю товара не допускается.
Где это сказано?
Апелляционное определение СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 26 февраля 2015 г. по делу № 33–840/2015.
Позиция суда № 5: Законодательством не предусмотрено право потребителя на одновременное обращение с требованиями об отказе от исполнения договора купли-продажи товара ненадлежащего качества к продавцу, изготовителю, импортеру либо уполномоченной организации.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 октября 2017 г. по делу № 33–17291/2017.
Обратите внимание!
Нельзя предъявлять сразу несколько требований.
Это важно, потому что, если вы напишете в претензии два требования, например, «прошу вернуть деньги или поменять автомобиль на другой», то можно вас игнорировать, так как заявлены два противоположных требования.
Позиция суда № 6: Лицо, чье право нарушено передачей ему товара ненадлежащего качества, вправе избрать только один из перечисленных способов защиты своего нарушенного права, иное приведет к возложению двойной ответственности на ответчика за одно нарушение обязательств, что противоречит принципам гражданского законодательства.
Где это сказано?
Определение судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 25.12.2018 № 5-КГ18–257.
Обратите внимание!
При возврате автомобиля продавец, изготовитель или импортер обычно начинают предварительно требовать какие-нибудь документы или просят, чтобы вы сами доставили им машину.
Такие требования незаконны.
Изготовитель или продавец обязаны сами вывезти автомобиль на эвакуаторе для осмотра.
Позиция суда № 7: Надлежащее исполнение импортером обязанности принять товар у потребителя предполагает среди прочего разъяснение ему порядка возврата товара и организацию его приемки.
Где это сказано?
Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17 октября 2018 г.) (пункт 2).
Позиция суда № 8: В пределах гарантийного срока потребитель вправе по своему выбору обратиться с требованием о возврате товара ненадлежащего качества к изготовителю, продавцу или импортеру, на которых лежит обязанность разъяснить потребителю порядок возврата и приемки такого товара у потребителя.
Где это сказано?
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 июля 2018 г. № 32-КГ18–16.
Позиция суда № 9: Покупатель вправе, обратившись к импортеру, потребовать возврата стоимости технически сложного товара в случае обнаружения в нем недостатков в течение пятнадцати дней со дня передачи его потребителю при условии возврата товара ненадлежащего качества импортеру, на котором лежит обязанность по приему такого товара у потребителя и возврату полученной за данный товар суммы. Надлежащее исполнение этой обязанности предполагает разъяснение потребителю порядка возврата товара импортеру и организацию приемки такого товара у потребителя.
Где это сказано?
Апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 23 января 2019 г. по делу № 33–809/2019.
Хотите гарантированно вернуть автомобиль?
Пишите: 9078078@mail.ru Звоните: 8-921-9-078-078
https://vk.com/stanislav.sazonov
Также рекомендую подписаться на мой Ютуб-канал «Страшный суд», там у меня есть специальный плейлист «Школа возврата автомобилей», в нем много полезных советов по теме, вот ссылка: https://www.youtube.com/channel/UCd12lY3ZbO0j11lhOQ0YswQ
Ситуация 3. Купили новый автомобиль в салоне, за 15 дней ничего не случилось, а во время гарантийного срока начались поломки
В этой главе рассмотрим самую распространенную ситуацию – возврат гарантийного автомобиля, который ломается в пределах гарантийного срока.
Проблемы и ошибки при возврате автомобиля на гарантии
1. Люди обращаются с требованием одновременно к дилеру и производителю.
Так нельзя делать, потому что перед вами должен отвечать только кто-то один. Судебная практика приведена во второй главе.
2. Люди пишут взаимоисключающие требования или 2 и более требований.
Например, прошу обменять мой автомобиль или, если невозможно обменять, вернуть деньги.
Вы вредите сами себе, так как в этом случае просто непонятно, что вам нужно, и вас можно просто игнорировать. Судебная практика об этом во второй главе.
3. Люди не собирают заказ-наряды и идут качать права без доказательств.
Самое главное в возврате гарантийных автомобилей – наличие доказательств в виде документов о гарантийных ремонтах: предварительных заказ-нарядов, итоговых заказ-нарядов, других письменных документов. В них написано, сколько времени длились ремонты (чтобы понять, нарушены ли сроки), написано, что именно ремонтировалось (чтобы доказать повторяемость недостатка), и так далее.
Как правило, люди думают, что они напишут письмо с просьбой предоставить эти документы и им их выдадут, увы, это не так. Об этом будет указано далее в этой главе.
4. Люди не знают, как действовать при передаче машины на проверку качества и (или) экспертизу.
На процедуре проверки качества совершается обман. Дефекты машины чинят прямо у вас под носом, а затем говорят, что машина была исправна.
Эксперты нанимаются автосалоном за деньги с определенной задачей, и те пишут заведомо ложное заключение, под которое также подгоняется состояние машины.