Книга Таро за пределами основ: более глубокое понимание значений карт - читать онлайн бесплатно, автор Энтони Луис. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Таро за пределами основ: более глубокое понимание значений карт
Таро за пределами основ: более глубокое понимание значений карт
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Таро за пределами основ: более глубокое понимание значений карт

Поскольку это единственная карта масти Кубков во всем раскладе, я думаю, вы пребываете в растерянности из-за своих душевных переживаний и не знаете, как вам поступить. Возможно, вы сейчас выбираете из нескольких вариантов, но выбрать не можете.

Здесь Джейн прервала меня и сказала следующее:

Карты поразительно точно описали мою ситуацию. Я думаю о разводе. То, что вы сейчас сообщили про Семерку Кубков, попало в самую точку. Я много лет закрывала глаза на то, что муж пьет. Он алкоголик. Я не получаю от него никакой эмоциональной поддержки. Это его вы сейчас описали, рассказывая про Рыцаря Пентаклей. Возможно, мне нужно прекратить наши отношения ради меня самой и ради нашего сына. Оставаться нам с ним вместе становится небезопасно.

Признаюсь, до этого момента при толковании расклада Джейн мысль о разводе не приходила мне в голову. Однажды я видел Джейн с мужем в ресторане, они выглядели вполне благополучной и счастливой семейной парой. Да, я действительно истолковал Тройку Мечей как некую болезненную утрату или разделение. Но развод… Что ж, я, в конце концов, всего-навсего человек, и мое личное знакомство с Джейн затуманило мою способность к прорицанию. Я не разглядел картину, которую открывали мне карты. Хотя мог, потому что «Золотая заря», опираясь на старинный арабский текст «Пикатрикс», описывала Семерку Кубков как указание на плохой брак из-за неумеренности одного из супругов.

Карта 8 – Семерка Жезлов

(вторая снизу карта в столбце справа)

то, что вас окружает. И те, кто вас окружает

Карта 8 описывает состояние людей из окружения кверента, к которым относится вопрос. Согласно Уэйту:

Восьмая карта означает его (кверента) дом. То есть то, что находится вокруг человека, не дом как стены, но дом как положение человека в жизни, степень его защищенности, наличие или отсутствие друзей, их влияние и так далее[24].

Я рассказал Джейн о Семерке Жезлов: мужчина использует палку как оружие, чтобы защититься от шести атакующих палок, направленных на него снизу. Он стоит в позе обороны, пытается удержаться на своем месте и упрямо защищает свое положение. Кроме того, он размышляет о том, как поступить дальше. Еще одна «семерка» и еще одна пауза в действиях. Что вы предпримете, оказавшись на седьмой сфере небес, которой управляет Сатурн, в древности считавшийся наиболее отдаленной от нас планетой?


Семерка Жезлов (классическая колода Таро)


«Мужчина с палкой – это мой муж, – сообщила Джейн. – Он упрямый и сопротивляется разводу». Если верить изображению на Семерке Жезлов, вторая половинка Джейн отчаянно не хотела оставаться в одиночестве. Рыцарь Пентаклей, в котором Джейн опознала мужа, боролся за свою даму изо всех сил.

Карта 9 – VIII – Сила

(третья снизу карта в столбце справа)

ваши надежды и страхи

Карта 9 показывает связанные с исходом ситуации надежды, желания и страхи кверента. Согласно Уэйту:

Девятая карта сообщает, на что надеется и чего боится задавший вопрос[25].

Карта Сила (классическая колода Таро)


Когда мы вместе с Джейн посмотрели на карту Сила, VIII карту козырей в колоде Уэйта—Смит, Джейн сказала: «Я надеюсь, что смогу быть такой. Ну, в бракоразводном процессе. Чтобы через это пройти, мне понадобятся силы. Если честно, я вообще не уверена, что справлюсь». Здесь вспоминаем о том, что Джейн «перечеркнута» картой 2, Девятка Жезлов («сила соперника»). Джейн хочет быть сильной, но боится, что не сможет.

Карта 10 – Рыцарь Мечей

(верхняя карта в колонке справа)

вероятный исход ситуации

Карта 10 показывает вероятный исход ситуации. Но ключевое слово здесь вероятный. Этот исход не выбит в камне. У людей есть свобода воли. Они могут и должны использовать то, что рассказали им карты, чтобы скорректировать свое поведение и соответственно свой жизненный путь. Согласно Уэйту:

Десятка – это то, что будет, конечный результат, кульминация. Это то, к чему все идет, в том числе и под влиянием других карт расклада[26].

Последнее замечание очень важно. Финальную, завершающую, десятую карту следует толковать строго в контексте, вдумываясь в то, о чем говорят карты, которые легли рядом.

Я еще раз рассказал Джейн о том, что Рыцари означают в раскладе. По правде говоря, появление этой карты меня несколько удивило. Возможно, это и было причиной, по которой я проглядел развод. Джейн – женщина средних лет, соответственно молодой мужчина (Рыцарь) не навел меня на мысль о ее муже.


Рыцарь Мечей (классическая колода Таро)


Когда я видел их вместе, они смотрелись ровесниками. Но, впрочем, моложавость Рыцаря Пентаклей не обязательно относится к биологическому возрасту. Она может выражаться в инфантильности, эмоциональной незрелости, да и в алкогольных пристрастиях тоже.

Но здесь неплохо было бы все же уточнить. Поэтому я сказал Джейн: «Поскольку Рыцарь в 5-й позиции, как мы выяснили, указывает на вашего мужа, не может ли быть, что Рыцарь Мечей в 10-й позиции означает другого мужчину в вашей жизни?» Джейн ответила, что она ни с кем не встречается. Я сказал: «Это не обязательно любовник. Возможно, просто друг, близкий знакомый. Скорее всего, он резковат, как в движениях, так и на язык, всегда спешит, действует бесцеремонно. В общем, в нем много от подростка. Рыцари Мечей – они такие.

«Наверное, этой мой друг Натан, – ответила Джейн. – Но он совсем не подросток, ему за пятьдесят. Хотя выглядит он намного моложе. Натан, кстати сказать, считает идею с разводом правильной и всячески меня к этому подталкивает. Уговаривает быть решительнее и поскорее разобраться со всем этим. Я знаю, что нравлюсь ему. Если я подам на развод, он, возможно, захочет встречаться со мной. Думаю, мы с ним поладили бы».

После этого рассказа мне стало понятно, откуда в раскладе взялся напористый Рыцарь Мечей. Вот, значит, как… Я новыми глазами взглянул на то, как стоит и куда смотрит Рыцарь Пентаклей, он же муж Джейн. Смотрит он вправо, в сторону соперника. А соперник, Рыцарь Мечей, со своей позиции «результат» смотрит прямо на него. Смотрит так, словно атакует.

«Возможно, двух рыцарей в раскладе стоит рассматривать следующим образом, – сказал я. – Рыцарь Пентаклей в позиции 5 – это ваш муж. И это же возможный итог, то, как разрешится ваша ситуация, если вы не надумаете разводиться и останетесь с мужем. Рыцарь Мечей в позиции 10 может быть Натаном, который торопит вас оборвать связь с мужем, чтобы самому заняться вами. Да, возможно, это Натан. Но может быть, и нет. Предлагаю вытащить еще одну карту, которая поможет разобраться».

«Давайте», – сказала Джейн. Я предложил ей сосредоточиться и вытащить из колоды любую карту. Она достала Рыцаря Жезлов – еще одного мужчину, куда-то спешащего с фаллического вида задранной вверх палкой. Увидев эту карту, мы с Джейн дружно рассмеялись. Похоже, карты Таро решили нам тут устроить целый рыцарский турнир.

На момент толкования расклада я упустил из виду важный момент: Артур Уэйт считал, что Рыцари в его колоде обозначают мужчин старше сорока. Дело в том, что многие современные авторы не учитывают мнение Уэйта и под Рыцарями понимают молодых мужчин. Королей они, соответственно, рассматривают как мужчин старшего возраста. В литературных источниках много путаницы вокруг Рыцарей и Королей как раз из-за того, что разные толкователи придерживаются разных взглядов на то, кто же все-таки тут олицетворяет молодость, а кто – опыт. С учетом оригинального замысла Уэйта расклад Джейн становился более понятным. И ее мужу, и ее другу Натану было хорошо за сорок.

И здесь закономерно возникает следующий вопрос: должен ли таролог следовать прямым значениям карт, тем, что заложены автором колоды? Или же он волен интерпретировать увиденное как ему угодно, неважно, чью колоду он при этом держит в руках? Джеймс Уэнлесс, автора колоды «Таро путешественника» (Voyager Tarot), на этот счет высказался определенно: «Работая с конкретной колодой, используйте присвоенные ей значения. Не пытайтесь придать картам этой колоды иные значения, взятые из других колод»[27]. Ну, скажем так: это мнение Джеймса Уэнлесса. Лично я считаю, что, толкуя карты, следует слушать исключительно собственную интуицию. Карты – это, в конце концов, всего лишь инструмент.

Поясняющая карта – Рыцарь Жезлов

указывает на наиболее вероятный исход ситуации

В случае, когда Рыцарь Жезлов никак не может быть истолкован, я прошу кверента вытянуть дополнительную карту, которая прояснит значение Рыцаря. Некоторые тарологи в такой ситуации делают второй расклад. При этом они используют карту 10 или любую другую карту из первоначального расклада в качестве сигнификатора для второго расклада. В описании «Кельтского креста» Уэйт упоминает, что придворная карта в десятой позиции означает, что исход ситуации находится в руках человека, на которого указывает карта. Далее он берет эту карту в качестве сигнификатора для нового расклада. И уже в ходе него выясняет, как именно придворная карта способна повлиять на результат.


Рыцарь Жезлов (классическая колода Таро)


Я редко пользуюсь методом Уэйта, потому что считаю его слишком сложным. В моем случае анализ десяти карт с одиннадцатой поясняющей – это предел моей умственной нагрузки. Чем проще, тем лучше, так я считаю. С другой стороны, бывают случаи, когда поясняющая карта ничего не поясняет, а только все запутывает. Вот тогда я следую советам Уэйта и выкладываю второй «Кельтский крест». Если Джейн обратится ко мне с просьбой снова посмотреть ее судьбу в картах, я сделаю расклад из десяти карт, чтобы больше понять про Рыцаря Мечей. Процитирую совет Уэйта:

Если в каком-либо гадании Десятой картой окажется придворная карта, это следует понимать так, что ситуацией управляет тот, на кого эта карта указывает. Именно от него зависит, каким будет конечный результат. В этом случае полезно разложить второй «Кельтский крест», используя придворную карту как сигнификатор. Это поможет выяснить, в чем сила того, кто управляет ситуаций, как он это делает и чем его управление может закончиться[28].

В раскладе Джейн Рыцарь Жезлов в качестве проясняющей карты, казалось, усиливал значение двух Рыцарей в первоначальном раскладе. Джейн следовало сделать выбор между двумя мужчинами, на которых указывали Рыцари. Оба эти мужчины были моложавы либо инфантильны. Один из них жаждал поухаживать за Джейн (Рыцарь Мечей), другой настойчивости не проявлял (Рыцарь Пентаклей). Обычно Рыцарь Мечей означает быстрое движение, отъезд, переезд, путешествие. Кто-то уйдет из жизни Джейн? Исходом ситуации будет переезд Джейн на новое место жительство? Окажется ли Натан ее Рыцарем в сияющих доспехах? Означает ли Рыцарь Мечей в позиции 10, что Джейн разведется с мужем? Или же, если верить Уэйту, именно в руках Рыцаря Мечей и сосредоточена власть над ситуацией?

Исход

Спустя несколько месяцев я повстречал Джейн. Как вы помните, ее мама умерла от послеоперационных осложнений. Джейн была в тяжелом душевном состоянии, поэтому мысли о радикальных переменах в личной жизни пока отложила в сторону. Королева Мечей – вот кем она была все это время. В это непростое для Джейн время ее муж ее всячески поддерживал, и она пересмотрела свое отношение к их браку. Джейн по-прежнему не нравилось, что муж пьет, но она уже не спешила с разводом. Натан остался ее хорошим другом, но ничего романтического между ними не возникло.

В ретроспективе мне было интересно, кто же стоял за картой Рыцарь Мечей. Кто держал в своих руках власть над ситуацией. События развивались таким образом, что в их центре оказалась кончина мамы Джейн. Эта смерть и последующее поведение мужа радикально изменили взгляды Джейн на ее семейную жизнь. Могла ли карта указывать на хирурга, оперировавшего ее маму, чьи действия невольно повлекли за собой такие последствия? Если это было так, то предсказание сбылось в точном соответствии с тем, что писал Уэйт. Ситуация в самом буквальном смысле оказалась в руках хирурга (Рыцаря Мечей), и этот человек своими действиями, пусть и невольно, предопределил ее исход.

С другой стороны, в трактовке «Золотой зари» Рыцари не всегда указывают на человека. За этими картами может стоять ситуация, ситуация в развитии – в зависимости от того, в какую сторону смотрит Рыцарь. Для понимания этой ситуации зачастую требуются карты Младших арканов. Их необходимо соотнести с картой-Рыцарем (см. Приложение C). В раскладе Джейн Рыцарь Мечей в итоговой позиции тематически связан с Семеркой Пентаклей, а также Восьмеркой и Девяткой Мечей. Таким образом, исходы для Джейн видятся следующие: она погружается в размышления о том, что могут принести ей новые отношения, ее ждут бессонные ночи и душевные муки. В раскладе Рыцарь Мечей повернут лицом к Тройке Мечей в центральном кресте и смотрит на Королеву Мечей в позиции близкого будущего. Королева Мечей, которая может обозначать маму Джейн, в свою очередь тоже смотрит на Рыцаря. При таком положении карт Король Мечей несет печаль и горе (масть Мечей) кверенту и ее матери.

Совет напоследок

Ввиду того что расклад «Кельтский крест» может быть сложным для толкования, автор Хайо Банцхаф рекомендует разбить его на две группы карт[29]. Для тех, кто только начинает свое знакомство с «Кельтским крестом», подход Банцхафа это как раз то, что нужно. Чтение карт начинается с карты в позиции 4 (недавнее прошлое) и карты в позиции 9 (надежды и страхи). Это позволяет понять, что произошло недавно в жизни кверента, на что могут быть направлены его надежды и что может вызывать у него страх. Далее по Банцхафу следует смотреть карту в позициях 1 (закрывающая) и в позиции 2 (пересекающая). Тем самым становится понятна суть происходящего здесь и сейчас. Затем внимание толкователя переходит к карте в позициях 3 (бессознательные факторы) и в позиции 5 (сознательные факторы). Это позволяет увидеть, куда уходит корнями ситуация, что там, в прошлом, есть такого, что способно оказывать влияние на настоящее. Затем Банцхаф советует присмотреться к картам 7 и 8, чтобы понять, как к ситуации относятся сам кверент и окружающие его люди. Наконец, толкуются карты 6 (ближайшее будущее) и 10 (наиболее вероятный исход). После этого уже можно с определенной степенью уверенности сказать, как будут разворачиваться события.

Мой собственный подход слегка отличается от подхода Банцхафа, поскольку я рассматриваю карту 5 – венчающую – в качестве карты, где зашифрован наиболее вероятный исход. Таким образом, я читаю карты 5, 6 и 10 вместе, чтобы понять, чего ждать от будущего. Кроме того, чтобы у меня сложилось представление о том, как будут развиваться события, я толкую карты 4 (недавнее прошлое), 1 (накрывающая карта) и 6 (ближайшее будущее) все вместе, как расклад из трех карт на прошлое, настоящее и будущее.

Рано или поздно у каждого практикующего таролога вырабатывается свой способ толкования расклада «Кельтский крест». Сам же расклад пользуется популярностью и при умелом прочтении о многом может рассказать.

Глава 2. Основы астрологии для тарологов

Suspiciendo despicio

(Глядя вверх, я вижу то, что внизу)[30].

Тихо Браге (1546–1601)

Процитирую Стюарта Каплана, эксперта по символизму Таро, основателя издательства U. S. Games Systems:

Знание астрологии может значительно помочь в толковании Таро, и наоборот. Идею „Золотой зари“ соединить астрологию и Таро следует считать гениальной[31].

Каплан также особо отмечает, что Уэйт попросил художницу Памелу Колман Смит (для друзей и близких «Пикси») создать иллюстрации для сорока нефигурных карт, «аккуратно следуя астрологическому значению каждой масти. Оно для всех мастей разное, поскольку на них влияют разные знаки зодиака»[32].

С учетом мнения Стюарта Каплана, эта глава посвящается основам астрологии в той мере, в какой они применимы к толкованию Таро. Я хочу рассказать об астрологических представлениях, которыми руководствовалась Пикси при создании иллюстраций к колоде Уэйта—Смит. Незнакомому с астрологией читателю материал может показаться сложным. В таком случае я бы посоветовал еще раз вернуться потом к этой главе, уже после того, как будут прочитаны остальные. Для тех, кто хорошо разбирается в астрологии, я привел примеры реальных раскладов, в которых карты толкуются одновременно и с позиции астрологии, и с позиции Таро. Такие расклады, взятые из жизни, лучшая иллюстрация того, что представляет собой союз астрологии и Таро и какие возможности он открывает для того, кто понимает язык звезд и язык карт.

«Астрология» происходит от латинского astrologia. Слово образовано из корней двух слов: «астрономия» (от греческого astron – небесное тело и logia – изучение чего-либо). Происхождение астрологии тесно связано с появлением календарей, которые были необходимы в сельском хозяйстве. Астрология возникла тысячи лет назад, когда жрецы наблюдали за небесными знамениями: связями между космическими явлениями и событиями на Земле. Такие связи были, говоря современным языком, либо научными, либо нет. Пример научной связи: «Когда определенное созвездие становится видно на небе, Нил выходит из берегов». Связь псевдонаучная: «Когда Марс поравняется с Юпитером, Вавилония развяжет войну».

Астрология для прорицания

И астрология, и Таро пытаются измерить долю божественного в закономерностях природного порядка. Подобно Таро, астрология – это способ прорицания, только вместо взаимодействия карт она изучает взаимодействие звезд и планет. Цель в обоих случаях одна: расшифровать, что божественное может сообщить о земных событиях. Этот принцип выражен в знаменитом герметическом афоризме: «Что вверху, то и внизу». В XIII веке итальянский астролог Гвидо Бонатти (современник Фомы Аквинского) считал астрологию способом прорицания, то есть разгадыванием божественного намерения, и толковал волю звезд клиентам только после того, как те получали божественное наставление. Для этого последним требовалось отрешиться от суеты и проводить время в молитвах. Если эти попытки узнать божественную волю оказывались безрезультатными, Бонатти строил особый график, чтобы с его помощью расшифровать те символы, которыми, как он считал, излагает свою волю Всевышний.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Albert Einstein, “The Quotable Einstein,” Turn the Tide, http://www.turnthetide.info/id54.htm (ссылка проверена 7 января 2012 года).

2

Rachel Pollack, Tarot Wisdom: Spiritual Teachings and Deeper Meanings (Woodbury, MN: Llewellyn Publications, 2008), p. 139.

3

Juliet Sharman-Burke and Liz Greene, The New Mythic Tarot (New York: St. Martin’s Press, 2008), p. 13.

4

Герметический орден Золотой зари был магическим орденом, действующим в Великобритании в конце XIX и начале XX столетия. Среди его членов были такие знаменитости, как поэт У. Б. Йейтс, оккультист А. Э. Уэйт, художница Памела Колман Смит и оккультист Алистер Кроули. В данной книге для краткости я упоминаю этот орден как «Золотая заря».

5

Rachel Pollack, The New Tarot Handbook (Woodbury, MN: Llewellyn Publications, 2011), p. 2.

6

Ronald Decker, Art and Arcana, Commentary on the Medieval Scapini Tarot (Stamford, CT: U.S. Games Systems, 2004), p. 8.

7

Эта книга посвящена связи между астрологией и Таро. Алхимический символизм – явление, которое требует отдельного рассмотрения. Интересующимся алхимией рекомендую прочесть труды Алистера Кроули и Роберта Пейла, в которых говорится о связи алхимии с Таро.

8

Dion Fortune, Practical Occultism in Daily Life (Northamptonshire, UK: The Aquarian Press, 1976), p. 39.

9

На самом деле ее зовут не Джейн. За исключением особо оговоренных случаев, в этой книге я в интересах конфиденциальности изменил имена и другие личные данные своих клиентов.

10

Gareth Knight, The Magical World of the Tarot (San Francisco: Weiser Books, 1996), p. 2.

11

Robert M. Place, The Tarot: History, Symbolism, and Divination (New York: Penguin Group, 2005), p. 273.

12

Arthur Edward Waite, The Pictorial Key to the Tarot (Secaucus, NJ: Citadel Press, 1959), p. 59.

13

Marcus Katz, “The Origin of the Celtic Cross,” Tarosophist International Magazine, Vol. 1 Iss. 2 (Spring, 2009), pp. 22–45.

14

Marcus Katz, ibid., p. 45.

15

“Sign of the Cross,” The Catholic Encyclopedia, http://www.newadvent.org/cathen/13785a.htm (ссылка проверена 11 февраля 2012 г.).

16

Arthur Edward Waite, The Pictorial Key to the Tarot (London: W. Rider, 1911), онлайн-публикация в открытом источнике по адресу http://www.sacred-texts.com/tarot/pkt/pkt0307.htm (ссылка проверена 15 февраля 2012 г.).

17

Пифагорейцы считали число один числом рационального восприятия и генератором измерений; единица представляет собой безразмерную точку чистого потенциала. Число два считалось первым четным/женским числом, связанным с дуализмом мнений и выбором, а также генератором прямых линий вдоль одного измерения. Число три считали первым истинным мужским числом, генератором треугольников (три точки) в двух измерениях или планах (возможно, имеющим связь с внутренним или ментальным/эмоциональным пространством). Считалось, что число четыре генерирует три измерения и является первым числом, связанным с внешней или трехмерной реальностью, – подобно кубическому трону Императора (IV козырей).

Если речь о людях, то число один соотносится с одинокой жизнью, число два – с парными отношениями или с необходимостью выбирать из двух вариантов, число три – с результатом приложения силы двух людей, являющихся парой. Например, муж (1) и жена (2) родили ребенка (3) и таким образом создали новую сущность (набор отношений), нуклеарную семью. Возможен другой вариант: кто-то пытается завести отношения с двумя разными партнерами, в результате возникает любовный треугольник (3).

18

Waite, Pictorial Key онлайн-публикация.

19

Waite, Pictorial Key онлайн-публикация.

20

Waite, Pictorial Key онлайн-публикация.

21

Waite, Pictorial Key, онлайн-публикация.

22

Waite, Pictorial Key, онлайн-публикация.

23

Waite, Pictorial Key, онлайн-публикация.

24

Waite, Pictorial Key, онлайн-публикация.

25

Waite, Pictorial Key, онлайн-публикация.

26

Waite, Pictorial Key, онлайн-публикация.

27

James Wanless, Strategic Intuition for the 21st Century, Tarot for Business (Carmel, CA: Merrill-West Publishing, 1996), p. 61.

28

Waite, Pictorial Key, онлайн-публикация.

29

Hajo Banzhaf, The Crowley Tarot (Stamford, CT: U.S. Games Systems Publishers, 1995), p. 204.

30

New World Encyclopedia, s.v. “Brahe, Tycho,” http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Tycho_Brahe (ссылка проверена 7 марта 2013 г.).

31

Stuart Kaplan, LWB for the Hermetic Tarot deck (Stamford, CT: U.S. Games Systems, 2006), p. 6.

32

Stuart Kaplan, The Artwork & Times of Pamela Colman Smith (Stamford, CT: U.S. Games Systems, 2003), p. 76.