Некоторые божества, такие как Яхве, Один и Олорун, вдохнули жизнь в первых людей. Индейцы племени навахо верят, что первый вздох ребенка определяет его судьбу. В некоторых индейских практиках шаман может вобрать в свои легкие фрагмент чьей-то души и выдуть его обратно в этого человека. Шаман умеет с помощью дыхания воссоединить осколки распавшейся души. Помимо этого связь между дыханием и духом выражается, например, как многие считают, в том, что дыхание способно очистить ум и может стать ключом к астральному плану.
Во многих древних цивилизациях существовало поверье, что в воздухе обитают духи. В Древней Греции их называли даймонами. Их считали полезной или безвредной группой духов, куда входили духи природы, души умерших, хранители и наставники[2]. Даймоны могли действовать от имени людей в мире, а также выступали посредниками на встречах людей и богов.
В некоторых древних культурах ветер ассоциировался с духами. Ирландская легенда о сидхе, или духах, называемых феями, буквально переводится как порыв ветра или воздушный народец[3]. Скандинавский миф рассказывает о Дикой охоте – сборище духов во главе с Одином, которые ездят на призрачных лошадях, заставляют ветер завывать и предвещают гибель любому, кто их увидит.
Во многих культурах ветер считался божеством. В религии индейцев племени навахо Святой ветер – это всеведущая, всемогущая сущность, управляющая всеми процессами на Земле. Эти индейцы верят, что все на свете заключает в себе этот внутренний ветер, который можно перевести как дух. В некоторых культурах (например, у египтян, греков, римлян, кельтов, американских индейцев и скандинавов) имелось божество для каждого из «четырех ветров», или ветра для каждой из четырех сторон света. Такое божество ассоциировалось с определенной энергией, температурой и временем года.
Еще одно распространенное представление, возникшее в те времена, заключается в том, что на энергетическом уровне ум служит связующим звеном между мышлением, визуализацией, передачей информации и другими аспектами Воздуха. Эта идея ясно прослеживается в индуистской шестой чакре, скандинавском хугре, суфийском нафсе, кельтском Койре Соис (котле знаний) и ухане учения Хуна, где этот термин обозначает как сознание, так и дух.
После падения Рима, в 476 году нашей эры, наступили темные века Средневековья. Языческие религии в Европе деградировали, а патриархальные религии приобретали все большую популярность. По мнению некоторых историков, это изменение было связано с мировоззренческой революцией, произошедшей в результате изобретения линейного письма. К 538 году Римская церковь запретила все языческие культы. Те же немногие языческие обычаи, которые сохранились, были лишены своего первоначального значения и включены в систему вероучения. Научные, алхимические и магические исследования были запрещены. Некоторые алхимики бежали в районы Ближнего Востока, где религиозная терпимость была выше.
Для значительной части Западного мира это был период регресса. Грамотных людей было мало, а книги хранились лишь в библиотеках землевладельцев, по причине их дороговизны. Однако, несмотря на растущую мощь Церкви, кое-что от язычества и фольклора уцелело. В VIII и IX веках церковные чиновники записали ряд показаний женщин, сообщивших о том, что они летали – по-видимому, в астральной проекции или в осознанном сновидении – по ночному небу вместе с другими людьми, животными, богиней Дианой и/или сверхъестественными сущностями. Сказки о ведьме, летающей по ночному небу, возможно, возникли благодаря этим рассказам.
В XI и XII веках в Европу были доставлены недавно переведенные арабские, еврейские и греческие книги, что пробудило на континенте интерес к науке. Люди начали изучать философию, астрономию, астрологию, физику, алхимию, магию, общение с духами, гадание и такие предметы, как магическая сила камней и растений. Этой информации было достаточно, чтобы заложить основу для развития средневековой магии и так называемого Возрождения XII века.
В это время церковные чиновники, вероятно, читали древние тексты о даймонах, которых они считали злыми духами. Такое предположение можно сделать исходя из того факта, что около 1200 года было придумано слово «демон», означающее злого духа, дьявола[4]. Церковь считала злыми вообще всех духов, в том числе старых богов, усопших, духов природы, духов места и фольклорных духов, таких как феи, эльфы и домовые. Эти «демоны» были связаны со стихией Воздуха и с «дьяволом», которого называли Князем тьмы, летающим над землей[5].
Таким образом, демонизировался сам воздух, необходимый для дыхания, и формировалось пугающее представление о жизни как об арене непрерывной битвы между добром и злом. Церковь проявляла все больше ожесточенной нетерпимости к людям, которые вызывали этих духов и общались с ними, называя это некромантией. В 1239 году Церковь создала инквизицию, целью которой было искоренение ереси, всякого зла и смутьянов. По разным оценкам, от сорока до шестидесяти тысяч человек были убиты и еще больше замучены в ходе террора, продолжавшегося несколько столетий вплоть до самой эпохи Просвещения. Однако в то же время люди продолжали издавать и распространять новые книги по магии, невзирая на угрозу смертной казни.
Возрождение (оно же Ренессанс) – подходящее название для новой эпохи, когда изобретение печатного станка дало новую жизнь некоторым областям знаний, таким как классические искусства, науки и философия. Книги и брошюры копировались быстрее, а информация распространялась шире, что способствовало развитию грамотности и накоплению знаний. Однако не вся информация, опубликованная в эту эпоху, была полезной. В 1487 году инквизиция выпустила «Молот ведьм» (Malleus Maleficarum) – своего рода инструкцию для охотников на ведьм: как их выявлять, пытать и убивать.
Несмотря на все жестокости инквизиции, оккультные науки втайне процветали с помощью печатных станков. Слово «оккультизм» было придумано около 1520 года[6]. Оно означает скрывать или таить. Необходимо было скрывать тайные знания от тех, кто хотел их уничтожить. В эту эпоху были основаны магические ордена, которые начали распространять брошюры. В то время было опубликовано несколько книг, где выдвигались гипотезы о природе Воздуха.
Эпоха Возрождения закончилась в середине XVII века, когда философ Декарт разработал новую редукционистскую философию, которая ставила во главу угла рациональное мышление. Логика и разум начали проникать в мышление обычных людей, тем самым сея семена эпохи Просвещения. Охота на ведьм усилилась, как реакция на эти тенденции, чтобы подавлять свободу мысли и духа.
В эпоху Просвещения, начавшуюся примерно в 1715 году, люди, в целом, были более образованными, чем когда-либо прежде за последнюю тысячу лет. Они подвергали сомнению авторитеты, почитали разум и уважали свободу слова. Все эти воздушные принципы начали ослаблять жесткий контроль религии и развеивать суеверия, сеющие страх.
Благодаря большей свободе мысли было скопировано и издано несколько новых книг по оккультизму, расширивших доселе существовавшую картину мира. Образовалось еще несколько тайных обществ (Ложа масонов, Клуб адского пламени и т. д.). И хотя инквизиция еще свирепствовала – например, во Франции, Германии, Швейцарии, Польше – именно в эту эпоху, в 1793 году, в Европе и Северной Америке произошли последние казни за колдовство.
В конце XVIII века наступила романтическая эпоха, с большей свободой слова в искусстве. В литературе зародилась любовь к мрачному и таинственному, как, например, у Китса и Шелли, в произведениях которых часто упоминаются языческие божества. Появились новые художественные и духовные движения. В эту эпоху гаитянские последователи вуду эмигрировали в Новый Орлеан, после чего их религия пустила корни на юге США. Тогда же началось движение за возрождение друидизма – когда в 1798 году друиды провели церемонию в честь осеннего равноденствия.
В XIX веке, в разгар промышленной революции, эпоха романтизма продолжала процветать. Вышло в свет несколько новых книг по мистике и оккультизму, а многие старые книги были переизданы. Книга «Маг», опубликованная в 1801 году, и поныне, хотя прошло больше двухсот лет, продолжает оказывать влияние на адептов церемониальной магии. В 1820 году была издана книга «Давно потерянный друг». Этот сборник рецептов и заклинаний с христианским уклоном стал ассоциироваться с возрождением народной магии и практикой, называемой худу[7].
Движение спиритуалистов началось в 1848 году с интереса к спиритическим сеансам и медиумизму, которые вскоре получили широкое распространение в Европе и Северной Америке. Это веяние побудило людей изучать оккультизм, древнее язычество и духовные практики в других частях света.
В эту эпоху опубликовал несколько оккультных книг Элифас Леви, герметический алхимик и церемониальный маг. Похоже, у него было большое сродство со стихией Воздуха, поскольку превыше всего он ценил знание. Леви разработал принципы стихиалей, в том числе для познания Воздуха, и присвоил стихиалям, управляющим Воздухом, имя Паралда. Он внес огромный вклад в понимание системы соответствий и учения ритуальной магии.
Во второй половине XIX века в сообществе духовных искателей наблюдалось заметное оживление. Так, с 1850 по 1869 год в Новом Орлеане большой популярностью пользовалась община практикующих вуду во главе с признанным лидером Мари Лаво. Елена Блаватская активно пропагандировала оккультную философию. Именно в это время, около 1875 года[8], появилось слово «неоязычник» и образовались несколько групп и эзотерических обществ, в том числе скандинавские языческие общины и Общество розенкрейцеров в Англии, позднее преображенное в герметический орден «Золотая заря». Именно в «Золотой заре» был разработан ритуал открытия Сторожевых башен по сторонам света, в том числе на востоке, чтобы вызывать стихиалей, правящих Воздухом. Алистер Кроули, который состоял в нескольких эзотерических общинах, в том числе и в ордене «Золотая заря», еще больше популяризировал церемониальную магию. Другие авторы той эпохи, такие как Чарльз Леланд и Маргарет Мюррей, опубликовали книги, в которых утверждалось, что знания о колдовских практиках сохранились со времен Римской империи в неизменном виде. И хотя многие из идей этих авторов так и не получили подтверждение, они все же отразили дух противления той эпохи и свойственную ей идеализацию магии и мифа.
В 1951 году в Британии был отменен закон о борьбе с колдовством. В том же году Роберт Кокрейн основал традиционное колдовство, неязыческое колдовское движение. В 1954 году Джеральд Гарднер опубликовал книгу «Колдовство сегодня», в которой он рассказал о практике Викки, ранее неизвестного варианта колдовства. В 1960-е годы зародилась контркультура. Многие люди, покончив с социальным конформизмом и организованными религиями, стали ратовать за большее равенство. В это время из пепла спиритуализма вышло движение Новый век. Эта новая парадигма опиралась на силу позитивного мышления и поиск духовного смысла вне социальных норм. Люди начали искать способы соединить ум, тело и дух, в результате чего стали более востребованными восточные практики, такие как медитация и йога. Многих потянуло к природе, язычеству и колдовству.
Тогда же был опубликован ряд книг о колдовстве, некоторые из них пропагандировали одиночную практику, самопосвящение и опору на интуицию в магии и колдовстве.
Интернет произвел в мире настоящую революцию, ведь в наши дни информация распространяется шире и легче, чем когда-либо прежде, и люди по всему миру отныне общаются не только вживую, но и онлайн. Кроме того, социальные сети открыли людям доступ к знаниям всего мира. Многие называют наше время Информационной эрой или Эпохой Водолея, и это вполне справедливо, если учесть, что стихия Воздуха сейчас гораздо более значима, чем на любом предыдущем этапе истории человечества. Информация буквально витает в воздухе благодаря Wi-Fi и сотовой связи. К лидерам «воздушных» технологий относятся микроволновые печи, энергия ветра, беспилотные летательные аппараты и лидар[9]. И конечно же, вы наверняка знаете об облачных хранилищах данных. Наше время настолько полно воплощает в себе стихию Воздуха, что мы можем уверенно назвать его Эпохой Воздуха.
Многие люди, несмотря на это небывалое разнообразие возможностей с возросшим доступом к информации, испытывают разочарование в современных социальных институтах. Для себя они выбирают возможности, связанные с другой стороной жизни – с колдовством, которое в наши дни изучают больше людей, чем когда-либо прежде. С 2008 по 2018 год численность ведьм, язычников и оккультистов в США удвоилась и, по разным оценкам, составляет примерно 1,5 миллиона практикующих[10]. Книги о колдовстве, язычестве и оккультизме издаются и продаются активнее, чем в прежние годы, и нет ни малейших оснований полагать, что этот «тренд» в скором времени сойдет на нет[11]. Приверженцы магических искусств считают их духовными практиками и способом привнести больше силы в свою жизнь.
В наш Информационный век мы также переживаем невиданный доселе кризис, тесно связанный со стихией Воздуха. Накопленные в атмосфере нашей планеты парниковые газы вызывают изменение климата, которое может оказаться необратимым.
К счастью, мы можем воспользоваться помощью стихии Воздуха для решения дилеммы нашей эпохи. Мы можем быть более разборчивыми при потреблении информации и товаров, осознанно делая тот или иной выбор. Мы можем обращаться к чиновникам, чтобы принимались законы, позволяющие замедлить потепление. Будем надеяться, что с новыми изобретениями и инновациями человечество продолжит процветать в эту эпоху и повсюду на Земле раскрепостится психологически и духовно.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Ann Brown, “How Many Breaths Do You Take Each Day?” The EPA Blog, published April 24, 2014, accessed July 3, 2019, https://blog.epa.gov/2014/04/28/how-many-breaths-do-you-take-each-day.
2
“Daimon,” Online Etymology Dictionary, accessed December 28, 2019, https://www.etymonline.com/word/daimon.
3
Ottis Bedney Sperlin, Studies in English-World Literature, (New York: Century Company, 1923), 268.
4
“Demon,” Online Etymology Dictionary, accessed December 28, 2019, https://www.etymonline.com/word/demon.
5
Eph 2:2 KJV.
6
“Occult,” Dictionary, accessed December 28, 2019, https://www.dictionary.com/browse/occult.
7
Худу – североафриканское колдовство и религиозный культ, основанный на суеверии и страхе перед смертью. – Примеч. пер.
8
“Neopaganism,” ibid, accessed December 21, 2019, https://www.dictionary.com/browse/neopaganism.
9
Лидар – технология получения и обработки информации об удаленных объектах с помощью активных оптических систем, использующих явления поглощения и рассеяния света в оптически прозрачных средах. – Примеч. пер.
10
Melissa Malamut, “Witch Population Doubles as Millennials Cast Off Christianity,” New York Post, published November 20, 2018, accessed December 28, 2019. https://nypost.com/2018/11/20/witch-population-doubles-as-millennials-cast-off-christianity/.
11
Lynn Garrett, “Season of the Witch: Mind Body Spirit Books,” Publishers Weekly, published August 2, 2019, accessed December 28, 2019. https://www.publishersweekly.com/pw/by-topic/new-titles/adult-announcements/article/80847-season-of-the-witch-mind-body-spirit-books.html.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги