Книга Опыт выживания. Часть 7. «Искусство самопознания» - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Николаевич Лазарев. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Опыт выживания. Часть 7. «Искусство самопознания»
Опыт выживания. Часть 7. «Искусство самопознания»
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Опыт выживания. Часть 7. «Искусство самопознания»

Один из законов вселенной можно описать так: у природы нет плохой погоды. Это означает, что добро и зло существуют только на внешнем уровне, привязанном к нашему телу, нашему сознанию и нашим чувствам. А на том уровне, где любовь, – там нет добра и зла, там все едино, там все закономерно.

Если твое чувство любви зависит от отношений с близкими людьми, это значит, что душевный гомеостаз у тебя слабенький. Следовательно, энергии у тебя должно быть мало. Чем меньше твоя зависимость от любой ситуации, чем стабильнее твое чувство любви, тем больше у тебя в душе будет энергии.


– Ты сейчас работаешь? – интересуюсь я.

– Нет, никак не могу найти работу.

– Понятно. Если у тебя нет энергии, работу тебе не предложат. А энергии нет, потому что не умеешь держать любовь. А любовь не можешь сохранить, потому что искажена подсознательная система целей.

Несколько лет назад я говорил с твоей матерью, которая устраивала тебя во второй институт. «Не нужно ей второе, престижное образование, – объяснял я. – Для нее главным в жизни станут карьера, сознание, способности. А когда у женщины на первом месте работа, благополучие, деньги, статус, – гордыня тогда становится неуправляемой, и рассчитывать на семью и детей уже не приходится». Но этот институт был одним из лучших в стране, немалые деньги за поступление были уже заплачены…

Когда ты получала второе образование, о чем ты думала? О своей душе, о семье, о детях? Нет, конечно. В голове у тебя было совсем другое: работа, карьера, деньги, статус, высокое положение. Причем думала ты обо всем этом не месяц и не два. Вот теперь и получаешь закономерный результат.

Когда у человека нет энергии, его не возьмут ни на одну работу. Посмотри на себя: у тебя два высших образования, ты очень симпатичная, раньше у тебя всегда была престижная работа, у тебя большой опыт и высокий профессионализм. Но работодатели тебя не замечают.

Каждый из нас интуитивно сканирует окружающих на наличие энергии. Это необходимый элемент эволюции. У животных это проявляется достаточно жестко и быстро: любая особь с пониженной энергетикой или программой самоуничтожения забивается насмерть или изгоняется из стада.

Так же интуитивно ведут себя дети в школе. Над ребенком с пониженной тонкой энергией издеваются сверстники, над ним смеются, его делают козлом отпущения. Если мать долгое время осуждала мужа или испытывала уныние, то у ее ребенка могут быть такие проблемы. Таким матерям я советовал для начала снять все формы агрессии к мужчинам, а потом – любые аспекты недовольства собой. Они делали это, и происходило чудо: поведение детей по отношению к их ребенку менялось мгновенно, и он становился полноправным членом детского коллектива.

– Знаешь известную фразу, – продолжаю я, – «Не родись красивой, а родись счастливой»? Дело в том, что красота – это остатки былой энергии. А женщина счастливая – это и есть женщина с мощным энергетическим потенциалом. У нее хватит сил и на рождение и воспитание детей, и на заботу о муже. Она сможет справиться с многочисленными домашними проблемами.

Обидчивость, агрессивность, недовольство – это признаки пониженной энергетики. Женщина с высокой энергией добродушна, весела и внимательна. Любую проблему она воспринимает легко, как какую-то мелочь. Чем больше у нас энергии, тем быстрее уменьшается в наших глазах и становится незначимой любая наша проблема. Я постоянно объясняю на семинарах, что размеры проблем и несчастий определяются самим человеком.

Как известно, женятся не на красивых, а на веселых, жизнерадостных и заботливых. Такие нигде не пропадут. Они внутри неагрессивны, потому что не зависят от инстинктов. Мужчины слетаются к ним, как мухи на мед, причем хотят от них не секса, а именно создания семьи и рождения детей.

Если женщина красивая, а внутренняя энергетика у нее ослаблена, мужчины ждут от нее только сексуальных утех. Когда же у женщины с энергией совсем беда, мужчины даже секса с ней не хотят. Таких женщин просто не замечают.

Сейчас я тебя продиагностирую. Сохранение любви при унижении тела у тебя на хорошем плюсе. Сохранение любви при унижении духа – никакое. Не просто маленькое, не просто ноль или минус, – тут будто запечатано пятью крестами. А параметр души – вообще не берется. Раньше я сказал бы, что у тебя огромная подсознательная гордыня. Так бывает обычно у тех, кто только начинают читать мои книги. С такими параметрами рассчитывать на работу или семью – нереально.

– Что же мне делать? – жалобно спрашивает девушка.

– Мать невольно нацелила тебя на образование, работу, успех. Попробуй перенаправить себя: останови голову, останови сознание, живи чувствами, – руководствуясь не понятиями «надо» и «обязана», а понятиями «хочу» или «не хочу».

Конечно, у нас есть и животные чувства, – ориентироваться нужно не на них, а на чувства, стремящиеся к любви. Помнишь, что говорил Блаженный Августин? «Люби Бога – и делай все, что хочешь». Гуляй, занимайся спортом, работай на даче, – легче будет остановить голову и разбудить любовь.

– А вы знаете, ведь так оно и было! – восклицает девушка. – Когда я жила на даче, мне начинали звонить по поводу работы, и мужчины обо мне вдруг вспоминали…

– Как только душа просыпается, окружающий мир тут же реагирует. Кстати, по поводу работы. Мой приятель-бизнесмен рассказал такую историю. У него работал целый коллектив продавщиц, и у двоих из них объемы продаж были намного больше, чем у других. Почему-то покупатели шли к ним толпами. Моего приятеля заинтересовало, каким же секретом владеют эти женщины. Он пообщался с ними, и картина прояснилась.

У первой был муж с очень тяжелым характером, и она научилась радоваться независимо ни от чего, легко смотреть на любую проблему, ссору и обиду, улыбаться в любой ситуации. Она перестала зависеть от добра и зла, научилась с юмором относиться к любым жизненным трудностям. Эта женщина просто светилась изнутри.

А вторая продавщица, как оказалось, прежде работала в детдоме с трудными детьми. Там она поняла, что обидами, раздражением, недовольством ничего не изменишь и никого не воспитаешь: надо не упрекать человека за ошибки, а помогать ему их исправить. «Необыкновенная женщина! – говорил о ней бизнесмен. – Все время улыбается, в споры не вступает, правоту свою не доказывает, все делает легко и быстро». Вот таких продавщиц и выбирали покупатели. Вот как на практике выглядит гомеостаз любви в душе.


– В молитвах мы выпрашиваем у Бога счастье, – продолжаю я, – не понимая, что счастья не будет, если нет энергии. А энергия приходит из чувства любви. А для того чтобы чувство любви открылось в душе, любовь нужно отдавать.

Любой процесс во вселенной – это уподобление Богу. Вселенная – это портрет Бога. Как мы относимся к Богу, так мы будем относиться и ко всему остальному. Если к Богу мы обращаемся только с просьбами, то и у окружающего мира мы также будем выпрашивать для себя здоровье и благополучие. А когда, вместо того чтобы отдавать любовь, пытаешься выпросить, забрать здоровье и счастье, – любовь уходит. Корыстное отношение к Богу рождает корыстное отношение к близким.

Молитва, обращенная к Богу, – это в первую очередь любовь, единение и благодарность. Бог дает нам любовь каждую долю секунды, и мы должны отвечать Ему тем же. Молитва – это свидание с Богом, это уподобление Ему.

– Все очень просто, – обращаюсь я к своей невидимой собеседнице. – Все становится просто, когда правильно расставишь приоритеты.

Одна моя знакомая недавно сказала: «Нужно заботиться о своей душе, чтобы несчастья обошли стороной». Получается, душу надо спасать для того, чтобы нашему телу было комфортно, а любовь к Богу, по такой логике, – это средство для улучшения благополучной судьбы. А потом, после таких умозаключений, мы молимся и удивляемся, почему Бог нас не слышит. Да ведь мы сами отвернулись от Него – и недоумеваем, отчего же наши желания не исполняются. Если нет энергии, никакое желание не исполнится. А если нет любви, – откуда взяться энергии?

Очищать и спасать свою душу нужно для того, чтобы стать счастливым. Человек – это не тело и не сознание, человек – это, в первую очередь, душа. А душа без любви начинает страдать, мучиться и умирать, – и затем разрушаются сознание и тело.

Смысл жизни каждого человека – в том, чтобы стать счастливым. Многие задают себе этот вопрос: в чем смысл жизни? А ответ простой: в обретении счастья. А счастье – это, в первую очередь, любовь в душе, – любовь, которая постоянно увеличивается. Если у нас есть такое счастье, такой фундамент, – тогда для нас становятся возможными и благополучная судьба, и хорошая работа, и образование, и раскрытие способностей. Тогда и материальные блага нам можно иметь без вреда.

Инстинктами можно наслаждаться, пока не становишься их рабом. Тело и сознание – это аспекты развития нашей души, но ориентироваться нужно, в первую очередь, вовсе не на материальные или духовные аспекты счастья. Без любви в душе любые разновидности счастья становятся невозможными. Попробуй это понять, принять и измениться внутри. Все получится, если в душе сохраняется любовь.

ВОСХОЖДЕНИЕ

Телефонный разговор окончен. Задумавшись, я продолжаю сидеть в кресле. Все-таки я упустил какие-то важные моменты. Почему мать так фанатично хотела дать дочери второе образование? Откуда такая концентрация на благополучной судьбе?

Раньше я сказал бы об этом просто: повышенная гордыня. С точки зрения православия и католичества, это самый тяжкий грех. Известно его происхождение, – по библейской легенде, ангел возгордился, то есть почувствовал себя выше Бога. Привычное православное мышление тут же выдает схему: гордыня побеждается самоунижением. Значит, нельзя стремиться к таким благам, как высокий статус в обществе, благополучие, деньги, хорошая работа и т. д. Таким образом, честолюбие становится опаснейшим грехом. Эта наивная и примитивная религиозная схема сделала несчастными не один миллион людей. Хотя, в принципе, все закономерно. Ведь в рамках языческого мышления мы весь мир делим на добро и зло: либо это хорошо, либо это плохо.

К деньгам сформировалось такое же отношение. Православие стало придерживаться той позиции, что деньги являются злом, и началась проповедь нищеты. А католичество заняло позицию противоположную, выбрав не духовность, связанную с нищетой, а материальный прогресс, связанный с подсознательной идеей, что деньги – это добро.

Итак, гордыня. Для того чтобы преодолеть гордыню, нужно разобраться, каким образом она появляется. Дьявол возгордился позже. Сначала он перестал принимать Божественную волю, утратил ощущение единства с Богом, забыл о том, что создан Творцом, что его истинное «я» Божественно. Его собственная воля оказалась для него на первом месте, а воля Всевышнего – на втором.

В этой религиозной притче, сказке зашифрована важнейшая информация. Любое существо есть душа, созданная Богом по Своему подобию. Бог есть душа вселенной. Каждая душа живет и развивается, пока устремляется к Богу и ощущает потребность в единении с Ним.

Как только устремление к внешнему миру, поверхностным наслаждениям выходит на первый план, единение с Богом ослабевает и начинается процесс привязанности. Но это еще не первое звено в процессе утраты единства с Богом. Перед этим человек утрачивает непрерывное ви́дение Божественной воли. Как только человек решает, что Бог когда-то создал вселенную, а потом забыл о ней или наведывается на грешную землю только периодически, тут же происходит утрата ви́дения Божественной воли. Умение чувствовать ежесекундное присутствие Божественной воли во всем – это один из главных механизмов преодоления привязанности.

Но неприятие Божественной воли – это тоже не главное звено. Человек воспринимает как реальность то, с чем постоянно взаимодействует, и в этом плане окружающий мир не является для нас главной реальностью. Ведь мы можем спать, уединяться, не думать о внешних проблемах. Единственная реальность, с которой мы взаимодействуем постоянно, каждую долю секунды, – это мы сами: наши чувства, наши мысли и наше тело.

Если мы понимаем, что мы Божественны по своей сути, что мы – часть Творца, тогда каждую долю секунды мы взаимодействуем со своим высшим «я» и чувствуем, что оно и есть главная реальность. Тогда все, что происходит в окружающем мире, – это есть средство для развития нашего человеческого «я», его приближения к нашей Божественной сущности. Персонаж спектакля, развиваясь, становится все больше похожим на актера.

В спектакле на первом месте всегда персонаж. Сам актер как бы незаметен, но при этом каждому понятно, что актер реален, а персонаж – это иллюзия.


Мои мысли возвращаются к телефонному разговору. Когда для матери главное, чтобы ее дочь имела образование и работу, – это уже проблема. Когда не душа, а дух, сознание выходят на первый план, тогда гордыню преодолеть гораздо труднее.

Вспоминаю историю 20-летней давности. Хотя, пожалуй, это произошло еще раньше, – я тогда только начал профессионально работать целителем. Та женщина была одной из первых моих пациенток. Ей поставили неутешительный диагноз и предложили удалить одну почку. На внешнем плане это было вполне разумное решение, но на полевом уровне картина выглядела несколько иначе. Я увидел, что вторая почка также затронута болезнью, поэтому ампутация одной почки не спасет положения.

– Не хочу спорить с врачами, они прекрасно работают со следствием, – сказал я пациентке. – Давайте поработаем с причиной. Для начала попробуйте простить всех мужчин. Поймите, что для вас любая обида от мужчины – это лекарство, данное Богом.

Изменения у женщины происходили медленно и мучительно. Я посоветовал ей обследоваться, чтобы определить, есть ли положительная динамика. Если изменений в лучшую сторону нет, тогда необходима немедленная операция.

Началось улучшение. Диагноз «рак» заменили более щадящим, и врачи сообщили, что первоначальный диагноз был поставлен ошибочно. Потом диагноз «киста» заменили также.

На самом деле, я не понимал причин ее болезни. Я видел только поверхностный уровень, где было накоплено очень много обид на мужчин и недовольства собой и своей судьбой.

Проблемы с почками я тогда связывал с темой гордыни. А потом вдруг, совершенно необъяснимо, я увидел противоположную картину – ревность. Да я и у самого себя наблюдал эту странную взаимосвязь гордыни и ревности.

Помню, как это произошло в первый раз. Дело было на даче, где я гостил. Очень красивая природа, ослепительно голубое небо, в душе – ощущение полета и счастья. Любуясь природой, я подумал: «Вот бы запечатлеть эту красоту, сохранить ее!» И тут же у меня резко заболели почки. С точки зрения моей системы, это была гордыня. Однако на тонком плане я увидел у себя не гордыню, а зацепку за отношения, то есть ревность.

И потом не раз бывало: когда я любовался природой или человеком и чувствовал, как в душе вспыхивает привязанность, у меня тут же возникала боль в обеих почках. А когда я заходил в крупные торговые центры, через 15–20 минут у меня также начинали ныть почки.

Тему привязанности я ассоциировал с телом, с отношениями. Понятно было, что каким-то образом ревность переходит в гордыню, и наоборот…

Всплывает в памяти еще одна ситуация, достаточно сложная. У моей пациентки начались сплошные неприятности на уровне судьбы. Ее характер и поведение свидетельствовали о повышенной гордыне, и я попытался помочь ей, исходя из этого диагноза.

Действительно, агрессивность уменьшилась, поле выровнялось, дела пошли на лад, – но женщина вдруг начала слепнуть и буквально за несколько дней потеряла зрение. Я с ужасом понял, что это связано с моим лечением. Тогда я поставил ей другой диагноз – ревность. Через несколько дней работы над собой зрение у нее восстановилось.

Долгие годы эта ситуация оставалась для меня загадкой. Ревность связана с телом. Ревность усиливается похотливостью, чревоугодием, сексуальной одеждой, обидами на близкого человека. Но дух важнее тела, дух первичен по отношению к телу. Под ревностью я всегда видел гордыню. Я наблюдал множество случаев, как гордый человек становился ревнивцем. Корни ревности уходили в гордыню. Тот, кто осуждал других, не мог принять унижения, потери. Тот, у кого было чувство превосходства над другими, неизбежно становился ревнивцем. Такой человек жестко защищал свою территорию, не мог принять потери отношений, измены. Если у человека уменьшалась гордыня, то становилось легче и с ревностью. Это было вполне логично. Но тот неожиданный и необъяснимый случай заставил меня усомниться в своих выводах.

Ситуация прояснилась позднее. В очередной раз перечитав Ветхий Завет, где написано, что гордыня – это удаление от Бога, я понял следующее. Мы удаляемся от Всевышнего, когда возвеличиваем себя, то есть поклоняемся своему эго, или когда поклоняемся другим, – а в этом случае гордыня превращается в ревность. Получается, что гордыня и ревность – это две стороны одной медали.

Если бороться с гордыней, она перейдет в ревность; если бороться с ревностью, она перейдет в гордыню. Необходимо восстановить систему приоритетов: на первое место поставить устремление к Богу, то есть выполнение первой заповеди. Только тогда мы сможем не нарушать вторую заповедь. Нужно не столько бороться с привязанностями, сколько учиться видеть во всем Божественную волю, испытывать благоговение и благодарность Богу за возможность существовать и радоваться жизни во всех ее проявлениях.

Гордыня и ревность – это две противоположности, которые едины и перетекают друг в друга. Гордый человек всегда ревнив, а у ревнивого, – возможно, и скрыто, – всегда присутствует гордыня.

По прошествии нескольких лет я понял еще одну важнейшую вещь: внутренняя утрата единства с Богом приводит к падению жизненной энергии, и на это реагируют почки, причем боль становится острой, если падение энергии происходит слишком быстро. Таким образом организм сигнализирует нам: «Ты идешь не туда, ты утрачиваешь гармонию!»

Ревность и гордыня – это поклонение двум инстинктам. Поклонение инстинкту продолжения рода приводит к ревности, поклонение инстинкту самосохранения – к гордыне. Я пришел к выводу, что у человека, на самом деле, не два инстинкта, а три.

Первый, главный инстинкт связан с нашей душой. Это инстинкт устремления к Богу и единения с Ним. Второй инстинкт – это инстинкт самосохранения. Сознание, контроль над ситуацией, управление окружающим миром – все это нужно для того, чтобы выживать. Третий инстинкт, продолжения рода, тесно привязан к телу. Еда, секс, семья, человеческие отношения – все это механизмы продолжения жизни.

Эта классификация помогает ориентироваться в событиях окружающего мира, лучше разбираться в психике, характере, поведении людей. В принципе, эта классификация перекликается с индийской философией. Человек, для которого на первом месте интересы тела, живет в гуне невежества. Тот, для кого самым важным является сознание, дух, воля, способности, – находится в гуне страсти. Тот, у кого на первое место выходит душа, пребывает в гуне благости.


Любая религия помогает человеку найти дорогу к Богу. Латинское слово religare означает «связывать, соединять». Религия должна помогать человеку объединиться с Богом. Вполне логично, что начинать этот путь нужно с преодоления проблем, мешающих обрести единство с Творцом. Эти проблемы называются грехами.

В католичестве и православии есть такое понятие, как семь или восемь смертных грехов. В восточной, православной традиции принято говорить о восьми главных грехах: чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, гнев, уныние (лень), тщеславие и гордыня.

В католической традиции речь идет о семи смертных грехах, список которых составил папа римский Григорий Великий. Он объединил печаль с унынием, тщеславие – с гордыней и добавил к списку зависть. Кроме того, изменена была последовательность грехов: сначала перечислены грехи «душевные», а затем – «плотские». В результате этот список стал выглядеть так: гордыня, зависть, гнев, уныние, сребролюбие, чревоугодие, похоть (блуд).

В обоих списках смертных грехов речь идет о грехах тела, то есть материальной составляющей, и грехах «душевных», то есть нематериальной составляющей. Христианские богословы не видели существенной разницы между духом и душой, поскольку мыслили в рамках языческой, двумерной системы координат: в мире существуют добро и зло; добру следует поклоняться, а зло – ненавидеть. Единобожник пользуется трехмерной системой координат: есть добро, есть зло, и есть то, что незримо связывает их между собой, объединяет.

Для язычника Бог – это символ добра, а дьявол – символ зла. Для единобожника Бог – это источник всего: и добра, и зла.

Что такое зло? На уровне языческого мышления яд – это зло, а пища – это добро. Для единобожника яд может быть лекарством, если употреблять его в малых дозах, а еда может стать ядом, если постоянно переедать, то есть зло – это результат нашего несовершенства, непонимания Божественных законов.

Идолопоклонник считает, что необходимо истребить зло и оставить только добро. Единобожник понимает, что нужно не уничтожать зло, а трансформировать его в добро.

Понятно, что все смертные грехи сводятся к двум инстинктам. Блуд, то есть разнообразие сексуальных связей, и чревоугодие – это зависимость от инстинкта продолжения рода. Жадность, зависть, гнев, уныние, лень, гордыня – это следствие поклонения инстинкту самосохранения. По сути дела, результаты моих исследований совпадают с давно известными истинами христианства.

Поскольку все эмоции человека связаны между собой и вытекают одна из другой, то очень важна последовательность перечисляемых грехов, – так же, как и последовательность заповедей. Заповедь «Возлюби Бога…» не может быть второй, третьей или пятой. Это привело бы к самоистреблению тех, кто поверил бы в такую последовательность.

Поскольку в основе любого греха лежит гордыня, то именно она и должна быть названа первой – как главный грех, а затем должны следовать прочие грехи, которые она порождает. Значит, христианскому богословию нужно было уделить серьезное внимание вопросам преодоления гордыни и изменения характера. К сожалению, подобные попытки были подвергнуты забвению.

Почему это произошло? Скорее всего, потому что идея спасительной миссии Христа была воспринята поверхностно и буквально. Если Христос уже спас всех людей, зачем тогда каждый день бороться с гордыней и улучшать свой характер? Гораздо проще пойти причаститься, исповедоваться и пожертвовать на нужды церкви. Мифическое всепрощение грехов постепенно уничтожило желание бороться с грехами и преодолевать их.

В православии и католичестве, по сути дела, нет объяснения, как один грех вытекает из другого, нет системного подхода, поэтому человеку сложно ориентироваться. Если мы не знаем, где корень греха, где стебель, а где цветы, – бороться с ним сложнее. Когда я вижу, что грехи свалены в кучу, бессистемно, мне кажется, это лишает нас возможности реально бороться с ними и побеждать их.

Скажем, убийство – это явный, видимый грех; если исходить из Десяти заповедей, этому греху предшествует неуважение к родителям. А неуважение к родителям есть результат неуважения к Богу. А поклонение кумирам рождает пренебрежительное отношение к Творцу.

Для того чтобы выполнять все Десять заповедей, необходимо соблюдать первую, которая высшей ценностью называет любовь к Богу и гласит, что все едино и миром управляет Всевышний. Если мы забываем о первой заповеди, мы тогда нарушаем вторую, а потом – третью, четвертую и пятую. Сначала все это совершенно незаметно на внешнем уровне, а потом человек неожиданно становится развратником, вором и убийцей, и никто не может понять, почему же это произошло.

Если человек пытается преодолеть зависть, жадность, похотливость, желание обмануть и ограбить другого и при этом забывает о выполнении нескольких первых заповедей, поклоняется любимому человеку, работе, жизни, обижается на родителей, – в этом случае его попытки изменить свой характер и поведение будут мучительными и бесплодными. На уровне поведения ему, конечно, удастся как-то себя сдерживать, но характер, свои негативные наклонности он переделать не сможет. То есть внутри он останется преступником, которого от внешнего преступления будет удерживать только страх наказания.

Не только один человек, но и общество, отказавшееся от веры в Бога и соблюдения заповедей, по своей сути становится преступным, – даже если уголовные и административные законы скрупулезно выполняются.

Человек, теряющий любовь и веру, неизбежно начинает грешить, а грешник неминуемо становится преступником или передает эту тенденцию своим детям. Это законы развития души и законы ее деградации, которые описаны в Библии.

С гордыней можно бороться самоуничижением, жадность можно преодолевать жертвенностью, чревоугодие – аскезой, – но что толку? Одна крайность перейдет в другую, человек будет топтать не других, а самого себя, а душа его при этом только еще больше озлобится.