Книга Водные пути северо-запада. Путеводитель. Москва – Санкт-Петербург. Москва-Соловки - читать онлайн бесплатно, автор Людмила Зуева
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Водные пути северо-запада. Путеводитель. Москва – Санкт-Петербург. Москва-Соловки
Водные пути северо-запада. Путеводитель. Москва – Санкт-Петербург. Москва-Соловки
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Водные пути северо-запада. Путеводитель. Москва – Санкт-Петербург. Москва-Соловки

Водные пути северо-запада. Путеводитель. Москва – Санкт-Петербург. Москва-Соловки


Людмила Зуева

© Людмила Зуева, 2022


ISBN 978-5-0056-3034-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Канал имени Москвы

Наше путешествие начинается от причалов Северного речного вокзала, расположенного на берегу Химкинского водохранилища, входящего в систему водохранилищ канала имени Москвы.

Северный речной вокзал был построен одновременно с каналом имени Москвы в 1937 году (архитекторы А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, скульптор И. С. Ефимов, художник Н. Я. Данько). Вокзал является памятником архитектуры и одним из символов Москвы – «порта пяти морей».

Здание выполнено в форме огромного корабля. Его фасад, обращенный к воде, украшает широкая центральная лестница. Длина всего здания около 150 метров, высота 85 метров. Здание венчает 85-метровый шпиль, на самой вершине, которого расположена металлическая звезда с размахом лучей 5 метров и весом 1,3 тонны, в 1935—1937 годах она находилась на Спасской башне московского Кремля. В башне расположен механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой. По первоначальному замыслу звезду должны были опускать каждый раз, когда заканчивалась навигация и поднимать, когда начиналась, но за все годы звезду опускали лишь несколько раз.

Центральная часть здания украшена порталами из трех мощных арок, на поверхности которых установлены по 12 (со стороны парка и со стороны реки) полуметровых тондо из полихромной керамики. Вблизи каждая из тарелок – законченная многоплановая, глубинная композиция, изящно вписанная в круглую форму. Издали изображения воспринимаются цветными декоративными вставками, а вблизи это настоящие объемные картины. Речной вокзал – это характерный для архитектуры 1930-х годов пример синтеза искусств, когда множество хорошо подобранных и великолепно исполненных деталей дополняют и обогащают основную архитектурную идею. И в то же время это совершенно уникальный объект, единственный в своем роде памятник истории, культуры и архитектуры, сохранение которого важно не только для Москвы, но и для всей России.

К вокзальному зданию примыкает парк площадью около 50 га. В нем установлен бюст Алексея Николаевича Крылова – ученого кораблестроителя, академика АН СССР.

Общая длина причалов вокзала – около полутора километров, из них примерно половина была построена в 1960-е годы.

Канал имени Москвы как гидротехническое сооружение.

Канал имени Москвы соединил реку Москву с Волгой. После строительства Беломоро-Балтийского канала, канала имени Москвы, Волго-Донского и Волго-Балтийского каналов, Москву стали назвать портом пяти морей: Белого, Азовского, Черного, Балтийского, Каспийского.

Канал представляет собой комплексное гидротехническое сооружение, обеспечивающее водоснабжение Москвы, обводнение рек, протекающих через столицу, и транспортную связь московского промышленного района с единой глубоководной системой Европейской части РФ.

Профиль канала имеет вид трапеции. Ее верхнее основание это цепочка водохранилищ, которая проходит по Клинско-Дмитровской гряде, являющейся водоразделом бассейнов рек Москвы и Волги. Если мы с вами стоим спиной к Речному вокзалу, то слева от нас находится боковая сторона трапеции, являющаяся южным склоном канала и обеспечивающая с помощью 5 шлюзов спуск судов на 36 метров к реке Москве. Шлюзы южного склона канала используются для прохода грузового транспорта. Шлюзы №7 и 8, расположенные на сравнительно коротком участке южного склона канала от Химкинского водохранилища до реки Москвы, образуют аллею, украшающую водную магистраль. Башни шлюза №9 решены в виде высоких параллелепипедов. Последним на южном склоне является Перервинский узел гидросооружений. Шлюз №10 расположен у Коломенского и служит для спуска и подъема судов, следующих от южного речного вокзала по реке Москве. Недалеко от него находится шлюз №11, используемый для маломерного флота.

Справа от нас цепочка водохранилищ, связанных участками канала, по ним нам предстоит пройти 50 километров, прежде чем мы подойдем к северному склону канала и начнем спуск к Иваньковскому водохранилищу. Этот спуск в 38 метров нам обеспечат 5 шлюзов, и затем, пройдя еще один шлюз, мы попадем в Волгу ниже Иваньковской плотины. Перепад высот от Химкинского водохранилища до Волги ниже плотины составит 49 метров.

На северном склоне канала расположены шлюзы с первого по шестой. Вода в канал подается из Волги, вверх по северному склону с помощью насосных станций, т.е. течение воды направлено вверх от Волги к реке Москве, поэтому нумерация шлюзов начинается от Волги. Итак, из 11 шлюзов канала, один находится на Волге, пять на северном склоне канала, два на южном склоне и три на реке Москве. Габариты камер шлюзов: полезная длина 290 м, полезная ширина 30 м, глубина на пороге 5,5 м.

Насосные станции, расположенные около шлюзов северного склона то с левой, то с правой стороны, являются сооружениями промышленного типа и составляют с шлюзами единый архитектурный ансамбль. Фасады насосных станций делятся на сектора соответствующие количеству установленных в них насосов.

Строительство канала имени Москвы продолжалось 4 года и 8 месяцев, с 1932 по 1937 год. В систему канала входят более 240 крупных гидросооружений, в том числе 11 плотин (8 земляных и 3 железобетонных), 11 шлюзов, 8 гидроэлектростанций небольшой мощности, 5 насосных станций, 8 заградительных ворот для перекрытия и осушения отдельных участков канала, 15 мостов, 2 туннеля под каналом, водоспуски и три главные пристани – Большая Волга, Дмитровская и Северный речной порт Москвы. С постройкой плотин на канале образовались водохранилища: Химкинское, Клязьминское, Пяловское, Пестовское, Икшинское и Иваньковское. А также Пироговское и Учинское, которые лежат в стороне от маршрута теплоходов. Площадь всех водохранилищ 327 кв. км.

Общая протяженность канала от Волги до реки Москвы 128 км. Из них 19.4 км канал проходит по водохранилищам, а на остальном протяжении это искусственно укрепленное ложе шириной 85 м и глубиной 5,5 м общей протяженностью 108,6 км. На протяжении 32 км канал пролегает в выемках, глубина которых достигает местами 20 м. На протяжении 8 км он проходит высоко над окружающей местностью в мощных насыпных дамбах высотой местами до 14 м.

Канал питается за счет волжской воды, которая поднимается по северному склону канала на 38 метров от уровня Иваньковского водохранилища с помощью насосных станций, установленных у шлюзов, проходит водохранилища, а после Химкинского водохранилища самотеком спускается на 36 метров по южному склону канала в реку Москву.

2 мая 1937 года судоходство по каналу открыла флотилия пароходов и катеров, специально построенных к открытию канала в Нижнем Новгороде. С этого момента Москва стала портом трех, а затем и пяти морей. Канал до 1947 года не имел собственного имени, а к 800-летию столицы получил имя Канал имени Москвы.

По каналу

Наш путь к Волге начинается от Северного речного вокзала, и лежит по Химкинскому водохранилищу. Водохранилище невелико – его протяженность вдоль канала 8 км, площадь 3,5 кв. км, ширина 1,5 км, максимальная глубина 18 метров.

Напротив Северного речного вокзала в парке Северного Тушина на берегу водохранилища находится музей, расположенный в дизель-электрической подводной лодке с бортовым номером Б-396 проекта 641-Б, проходившей службу с 1981 года в боевом составе Северного флота. Сторожевой корабль «Дружный» был построен в 1975 году на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде, а в 2003 году там же переоборудован для музейного комплекса. Правительство Москвы постепенно обустраивает прилегающую территорию и добавляет экспонаты, создавая музей Военно-морского флота. В конце августа 2007 года из Каспийска (Дагестан) в Москву были доставлены и установлены рядом с подводной лодкой, экраноплан С26-П «Орленок» и десантный штурмовой катер «Скат» на воздушной подушке.

С правого борта проходим Северный грузовой порт, затем мосты Ленинградского шоссе, мосты МКАД и мост Октябрьской железной дороги, по левому борту город Химки.

На выходе из Химкинского водохранилища по правому борту на самом берегу стоит небольшое белое сооружение, в нем находится механизм управления заградительными воротами. С помощью заградительных ворот можно выключить из общей системы канала отдельные участки и водохранилища. Сами ворота расположены на дне канала, но в случае необходимости они могут быть приведены в вертикальное положение, примерно за 20 минут. Всего на канале 8 заградительных ворот.

Подходим к водоразделу канала, то есть к возвышенности, которая разделяла бассейны реки Москвы и реки Волги. С этого места речка Химка текла в сторону Москвы, а речка Клязьма в сторону Мытищ. С постройкой канала их русла были затоплены и образовались Химкинское и Клязьминское водохранилища, водораздел был прорезан участком канала, который называется «Глубокой выемкой». Это самая глубокая траншея на канале им. Москвы глубиной до 23,5 м и шириной в верхней части до 140 м. Для обеспечения возможности ремонта этот участок с обеих сторон огражден заградительными воротами.

За «Глубокой выемкой» с левого борта место впадения в канал реки Клязьмы и выход на прямую линию, выходящую в Клязьминское водохранилище, справа город Долгопрудный. За мостом Савёловской ж. д. слева Хлебниковский судоремонтный завод, справа причалы Московского яхт-клуба.

Выходим в Клязьминское водохранилище, длина его 16 км, ширина до 1,2 км, площадь 16 кв. км. Через весь водоем проходит русло реки Клязьмы. Средняя глубина водохранилища 6 м, наибольшая – 18 м. На берегу множество баз отдыха, пансионатов, яхт-клубов.

С левого борта в Павельцеве стоит часовня в честь Новомучеников и Исповедников Российских, посвященная погибшим строителям канала. С правого борта поселок Троицкое – бывшая усадьба князей Черкасских. Здесь сохранилась Троицкая церковь постройки 1704 года и колокольня 1822 года. Пройдя Клязьминское водохранилище, подходим к следующему участку канала. Справа Пироговское водохранилище, которое лежит в стороне от нашего маршрута. Далее поворачиваем в канал прорезающий водораздел между реками Клязьмой и Учой. В 4-х км отсюда, в селе Жостово находится художественная мастерская, изготавливающая широко известные подносы, также недалеко село Федоскино – центр русской лаковой миниатюры.

Выходим в Пяловское водохранилище, образованное на реке Уче. Длина водохранилища от деревни Аксаково до Пяловской плотины 7 км, длина по каналу – 3,6 км, максимальная ширина около 1 км, площадь 6,3 кв. км. Мы пересекаем водохранилище поперек и путь по нему занимает всего несколько минут.

Слева пристань Солнечная поляна и Аксаковский рукав, справа Учинское водохранилище (водозабор города Москвы) и пристань Витенево. Это место связано с жизнью М.Е.Салтыкова-Щедрина, проводившего здесь летние месяцы. При входе в следующий участок канала справа красивая деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 2000 году.

Следующий участок канала выводит нас в Пестовское водохранилище, оно образовалось при сооружении плотины на реке Вязь. Длина водохранилища 7 км, ширина от деревни Подольниха до Хвойного Бора – 1,2 км, площадь 11,6 кв. км. Рельеф дна и глубины водоема разнообразны, в руслах рек они достигают 10—12 м, на плесах не превышают 5—7 м, а прибрежная часть совсем мелководная. Снова входим в канал. Справа, скрытое за лесом, Рождествено-Суворово. В XVII – XVIII веках село принадлежало князьям Барятинским, с 1773 года – Суворовым, сначала отцу, а потом Александру Васильевичу, знаменитому полководцу. В усадьбе сохранились шатровая церковь Рождества Богородицы (1714), образец московского барокко, и часть приусадебного парка. Церковь восстановлена известным врачом-офтальмологом и политическим деятелем Святославом Федоровым, здесь рядом с храмом его могила.

Пройдя канал, снова выходим в водохранилище – Икшинское, площадь – 8,4 кв. км, ширина – до 1,5 км, длина составляет 5,6 км, глубина – до 8 м. Впереди видны очередные заградительные ворота, расположенные на дамбах поперёк водохранилища. Вскоре нам предстоит спуск по Северному склону канала.

Первый шлюз на нашем пути имеет номер 6, так как нумерация шлюзов начинается от Волги. Участок канала, в котором мы находимся, называется верхним бьефом. Нам предстоит опуститься в шлюзе и попасть в нижний бьеф, который находится на 8 метров ниже. Шлюзовая камера отделена от верхнего бьефа верхними воротами, от нижнего – нижними. При эксплуатации шлюза одни из ворот обязательно должны быть закрыты. Если шлюз готов к спуску судов, то верхние ворота открыты и суда входят в шлюз. Они закрепляются к специальным устройствам – рымам, установленным на стенах шлюзовой камеры. После того как суда вошли в шлюз верхние ворота закрываются и суда оказываются в изолированном пространстве. Воду из шлюзовой камеры начинают спускать и суда плавно опускаются вниз вместе с водой. Когда уровень воды в шлюзе сравняется с уровнем воды в нижнем бьефе, нижние ворота откроются и суда выйдут в нижний бьеф. Таким образом, шлюз – это своеобразный водяной лифт, который позволяет опускать и поднимать суда. Опускаемся вниз на 8 метров, проходим станцию и посёлок Икша. На башнях шлюза №6 установлены фигуры строителей (скульпторы Р. Р. Иодко, Д. П. Шварц, А. И. Тенита), архитектор шлюза Г. Г. Вегман.

На расстоянии 2,5 км от шлюза №6 находится шлюз №5. Он виден после выхода из 6 – го шлюза. Справа от входа в 5—й шлюз установлена скульптура девушки, поднимающей над головой модель корабля. Точно такая скульптура стоит на главной аллее Северного речного

вокзала при входе в парк, ее автор скульптор Юлия Кун. Архитектор 5-го шлюза Д. Б. Савицкий. В 5 —м шлюзе суда опускаются на 8 метров.



Через 7,5 км 4-й шлюз. Рядом проходит Савёловская железная дорога, недалеко находится станция Турист. Проходим под автомобильным мостом «малой бетонки» Москвы. Шлюз №4 расположен в очень живописной долине и при его оформлении использованы приемы классической архитектуры (архитектор А. Л. Пастернак, брат поэта Бориса Пастернака). Насосная станция с большими арочными проемами гармонично вписывается в пейзаж. В шлюзе опускаемся еще на 8 м.

Через 4 км теплоход подойдет к шлюзу №3, который находится у города Яхрома. На башнях нижней головы шлюза №3 установлены декоративные парусные корабли-каравеллы, выполненные из красной меди и копирующие корабль Колумба «Санта-Мария». Архитектор гидроузла №3 – В. Я. Мовчан.

Впереди справа высокие холмы, которые называют Перемиловскими высотами, они тянутся примерно на два километра вдоль русла канала и возвышаются над ним на 50 метров. Здесь в конце ноября 1941 года, немецкие войска захватили город Яхрому и, перейдя канал, закрепились у деревни Перемилово, захваченный участок они планировали использовать как плацдарм для удара по Москве с севера. Но через несколько дней они были выбиты со своих позиций и отброшены на другой берег канала. Эти события считают началом контрнаступления Советской армии под Москвой. В 1966 году в год 25-летия битвы под Москвой на Перемиловской высоте установили памятник на высоком 15 метровом постаменте – бросившийся в атаку бронзовый солдат с поднятым над головой автоматом. Авторы скульпторы А. Постол, В. Глебов, Н. Любимов, В. Федоров. Общая высота памятника – 28 метров.

На участке канала между Яхромой и Дмитровом на правом берегу канала (для нас он с левого борта) за мостом Дмитровского шоссе, установленный в 1997 году в память о строителях канала крест, напротив него, на другом берегу канала установлен дот – памятник участникам обороны Дмитрова в ноябре 1941 года.

Участок, на котором мы находимся, от 3-его шлюза до 2-го – самый длинный участок северного склона канала – его протяженность 43 километра.


Дмитров

По правому борту на нашем пути древний Дмитров. Город основан в 1154 году князем Юрием Долгоруким на землях древнего угро-финского племени меря. Назван в честь святого великомученика Димитрия Солунского – небесного покровителя сына Юрия Долгорукого, Всеволода, родившегося в тот год, в русскую историю он вошел под именем Всеволода Большое гнездо.

Как свидетельствуют летописи, в 1181 году Дмитров представлял собой уже мощную крепость. Высокие земляные валы и рвы, сохранившиеся до настоящего времени, относятся к тому времени. Высота валов достигает 15 м, общая протяженность – 960 м.

Одним из центральных событий истории всей Северо-Восточной Руси стал княжеский съезд в Дмитрове в 1301 году, в нем приняли участие Даниил Московский, Иоанн Переяславский, Андрей Владимирский и Михаил Тверской. Впервые четыре князя решали свои споры не на поле брани, а за столом переговоров. Через 480 лет после этого события, Екатерина Великая утверждая герб Дмитрова, в память о съезде повелела изобразить на гербе города четыре княжеские короны.

В 1364 Дмитровское княжество вошло в состав Московского княжества. Наивысшего расцвета город достиг в первой половине XVI веке при князе Юрии (правил в 1505—1533), втором сыне Ивана III. Именно в это время возводится Успенский собор и начинается каменное строительство в Борисоглебском монастыре. Торговые связи дмитровских купцов достигали Каспия, через Дмитров проходил торговый путь на север, куда поставлялся хлеб и откуда в Москву везли пушнину, соль и ценных охотничьих птиц. В 1781 году Дмитров становится центром уезда, который помимо территории современного Дмитровского района включал также Сергиев Посад и в числе многих русских городов получает герб.

Во второй половине XIX века после строительства Николаевской железной дороги Москва-Санкт-Петербург через Клин (1851) и Ярославской железной дороги через Сергиев Посад (1869) Дмитров, оставаясь административным центром, оказывается в относительно невыгодном экономическом положении. Из этого состояния город отчасти вывела постройка железной дороги Москва-Савёлово (1900).

Очередной подъем города связан со строительством канала, в 1932—1938 годах в городе существовало подразделение ГУЛАГа – Дмитровлаг, занимавшееся строительством канала имени Москвы. Стройка дала импульс промышленному развитию города, население увеличилось в 3 раза.

26—27 ноября 1941 года в районе Дмитрова развернулось наступление немецко-фашистских войск, им удалось форсировать канал и закрепиться на Перемиловской высоте (к югу от Дмитрова), но 29 ноября они были выбиты оттуда, после чего началось контрнаступление Красной армии, к 11 декабря весь Дмитровский район был освобожден от захватчиков.

В 1960—1990 годах город был застроен многоквартирными домами и приобрел основные черты современного облика. К 850-летию города (2004) была проведена масштабная кампания по благоустройству. В 2005 году Дмитров занял первое место во Всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России» в категории городов численностью до 100 тыс. жителей.

Одна из достопримечательностей города дмитровский кремль, в центре которого возвышается величественный Успенский собор (Собор Успения Пресвятой Богородицы). Существующее ныне здание было построено в начале XVI века (1509—1523) при князе Юрии Ивановиче. Необычно, что кремль в Дмитрове строился не на холме, а в низине, поэтому с борта теплохода видны только купола Успенского собора.

Древний Борисоглебский монастырь документально известен с 1472 года. В 1926 году монастырь был закрыт, власти разместили в его стенах городской краеведческий музей. С 1932 года, при строительстве канала Москва-Волга на территории обители находилось управление Дмитлага. С начала Великой Отечественной войны в течение последующих тридцати лет монастырь занимают воинские части, различные учреждения и организации. Новая эпоха в жизни Борисоглебского Дмитровского монастыря началась в 1993 году, когда он был возвращен Русской Православной Церкви.

За Дмитровом, после двух поворотов, теплоход выходит на длинную прямую, в конце которой видна пристань Соревнование. Здесь канал проходит в высоких насыпных дамбах. Пройдя от шлюза №3 участок канала в 43 км теплоход подходит к шлюзу №2. На строгих башнях шлюза №2 установлены скульптурные группы (скульпторы Ю.П.Поммер, А. А. Стемпковский), изображающие строителей канала. Над архитектурой сооружений гидроузла №2 работал архитектор В. М. Лисицын. В шлюзе №2 опускаемся на 6 метров.

Протяженность следующего участка канала от 2 – го до 1-го шлюза 16,5 км. Здесь русло канала проложено в насыпи высоко над местностью. С правого борта деревня Мельдино, затем канал пересекает реку Сестру с правого борта виден мост через реку. Река проходит под дном канала в трубах, также в этом месте предусмотрен водосброс из канала в реку Сестру, в случае необходимости проведения ремонтных работ на данном участке канала.

Осенью 1941 года, когда немецкие войска начали наступление на участке Клин – Рогачево – Дмитров командующий Западным фронтом Г. К. Жуков отдал распоряжение о затоплении поймы рек Сестры и Яхромы. Несмотря на налеты вражеской авиации, к 1 декабря 1941 года был осуществлен сброс воды из канала в реку Сестру через водосброс Сестринских сооружений. В результате интенсивного сброса воды в реки Яхрому и Сестру на пути гитлеровской армии был поставлен мощный водный заслон.

Проходим последние заградительные ворота. Справа Большой Волжский маяк и после поворота открывается огромный монумент В. И. Ленина работы скульптора С.М.Меркурова. Памятник установлен в 1937 году, высота вместе с постаментом – 37 метров. На противоположном берегу в 1935 году был установлен памятник Сталину. После разоблачения культа личности Сталина памятник был взорван в 1961 году, но площадка под постамент осталась до сих пор.

На подходе к шлюзу №1 канала имени Москвы судовой ход раздваивается, суда, которые следуют по верхней Волге к Твери, поворачивают налево и входят в Иваньковское водохралище, суда, направляющиеся вниз по Волге, входят в шлюз №1.

По Волге

При подходе к Дубне судовой ход разделяется. Налево «Московское море» (Иваньковское водозранилище), поворот на Тверь, направо путь вниз по Волге – шлюз №1 – главные ворота канала им. Москвы. Архитектор 1-го шлюза И. К. Белдовский. Спустившись в шлюзе №1 на 11 метров, попадаем в русло Волги ниже Иваньковской плотины. С кормы теплохода открывается вид на Иваньковскую плотину. На этом участке Волги от 1-го шлюза канала имени Москвы до плотины Угличской ГЭС путь наш лежит по акватории Угличского водохранилища.


Дубна

Дубна – наукоград на севере Московской области, крупнейший в России центр по исследованиям в области ядерной физики. Население – 75 тыс. жителей (2019).

Город расположен на реке Волге, ограничен реками Дубна и Сестра, каналом имени Москвы и Иваньковским водохранилищем, Дубна – единственный населенный пункт Московской области расположенный на Волге. На территории города расположена Иваньковская ГЭС.

Первое упоминание о Дубне относится к 1134 году, городок на границе ростово-суздальских и новгородских земель основал князь Юрий Долгорукий. Городок Дубна был сожжен новгородским войском в 1216 году и окончательно уничтожен во время монгольского нашествия на Русь в 1238 году. В дальнейшем на его месте существовал таможенный пост Дубенское мыто, затем – село Городище на устье Дубны и дворянская усадьба.

В 30-х годах XX века в районе современной Дубны началось строительство первой на Волге ГЭС (Иваньковская) и канала имени Москвы. После завершения строительства комплекса Волжских гидросооружений (1937 год) начал расти рабочий посёлок Большая Волга.

После окончания Великой Отечественной войны советским правительством принимается решение о научных исследованиях в области физики атомного ядра. Вопрос о выборе места для строительства мощного циклотрона решался на заседании Специального комитета при Совете Министров СССР и было вынесено решение: «Утвердить в качестве площадки для строительства мощного циклотрона район Иваньковской ГЭС».

Статус города Дубна получила в 1956 году в связи с организацией Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ). Построенные в Дубне синхроциклотрон и синхрофазотрон, в 60-х годах были крупнейшими в мире ускорителями заряженных частиц и сыграли значительную роль в развитии физики.

В 2001 году указом Президента Российской Федерации Дубне присвоен статус наукограда. В 2005 году в Дубне была создана Особая Экономическая Зона технико-внедренческого типа. К развиваемым направлениям деятельности в ОЭЗ «Дубна» относятся ядерная физика и нанотехнологии, информационные и медицинские технологии. Для привлечения компаний в ОЭЗ предусмотрены такие меры, как упрощённый порядок приобретения земельных участков, налоговые льготы, предоставление квартир ведущим специалистам и прочее.