И, конечно, состояние девочки стало намного хуже. Настолько, что она совсем перестала спать и даже боялась выходить из дома. Только представьте себе, какое количество мыслей душило девочку. Чувство вины, жалость к черепахе, страх с ней встретиться, чувство стыда перед мамой и страх смерти, который внушил ей папа.
У девочки был дядя, с которым у нее были замечательные теплые отношения. Они часто играли вместе, и девочка доверяла ему. Так как ситуация была безвыходная, дядю пригласили в гости, чтобы он успокоил девочку и поддержал ее. Дяде рассказали обо всем, что случилось, а также о разговоре отца с ребенком. Дядя, судя по всему, растерялся. Объективно, ситуация была, конечно, очень непростая и не совсем рядовая. Кроме того, дяде было сложно представить, что творится в душе у девочки, и почувствовать ее состояние. Обычно когда мы сталкиваемся с подобными ситуациями и не можем понять, что чувствует другой человек, мы пытаемся примерить эту ситуацию на себя и понять, что почувствовали бы мы сами и какие слова нам хотелось бы услышать. Дяде объяснения папы девочки показались убедительными и достаточными, и он, искренне недоумевая, произнес: «Так ведь папа прав! Черепаха сейчас на небе, ей там хорошо, а когда ты состаришься и умрешь – ты тоже попадешь на небо и встретишься со своей черепахой».
Понятно, что дядя, будучи взрослым человеком и мужчиной, был устроен иначе и размышлял иначе. Ему в его возрасте этих слов, конечно, было бы достаточно. Но ведь речь шла о ребенке, которому было всего 9 лет, который уже столько дней находился в сильнейшем стрессе и в душе у которого было столько боли и горечи! Очевидно, что и дядя не смог почувствовать и понять, в чем именно нуждалась девочка и что творилось у нее на душе.
После общения с папой и дядей страх смерти и страх последующей встречи с черепахой настолько крепко засели в девочке, что она невольно забыла о том, что у нее умерла черепаха и что она вовремя не поменяла ей воду. Страх смерти оказался настолько сильным, что вытеснил первоначальные переживания.
Примерно через 10 дней после этого девочка оказалась у меня. Бледная, измученная, напуганная и очень уставшая. Мама рассказала обо всем, что у них случилось, с самого начала. Очень важно было понять и почувствовать, от чего на данный момент больше всего СТРАДАЛА девочка.
Думаю, несложно догадаться, что девочку очень сильно пугал именно страх смерти. К тому времени черепаха уже отошла на второй план. Также в подобных ситуациях важно понимать, что ребенок одновременно надеется на помощь со стороны взрослого, но, с другой стороны, очень боится снова услышать что-то, от чего ему станет еще хуже. Поэтому в подобных ситуациях важно сказать ребенку (да и взрослому человеку тоже) то, чего он не ожидает, то есть очень важно удивить его. Ведь он напряжен, в том числе и от того, что ожидает чего-то очевидного, банального. То есть он не сможет расслабиться, раскрепоститься от того, К ЧЕМУ ОН ГОТОВ и что он ОЖИДАЕТ услышать. А без расслабления и раскрепощения очень сложно избавить человека, особенно ребенка, от подобной внутренней боли. Удивление заставляет задуматься, снять контроль. Включаются мозг, эмоции, начинается процесс мышления, а самое главное – включается СВЕЖЕЕ ВОСПРИЯТИЕ.
Мы остались с ребенком в кабинете одни, она начала свой рассказ с момента ОБЩЕНИЯ С ПАПОЙ. Видно было, как ей обидно от того, что папа сказал ей эти слова и как ей больно от них. И когда она уже собиралась рассказать о дяде, который повторил папины слова, я остановил ее и сказал: «Ты знаешь, люди и животные попадают после смерти в разные миры. И они никогда не встречаются».
На лице девочки отразилось огромное удивление! Было ощущение, что у нее внутри все перевернулось. Я почувствовал, что девочка давно уже ждала примерно этих слов. Она была удивлена тому, что все то, что ей сказали до этого папа и дядя, больше не является правдой, что эти слова больше не имеют над ней той власти, которую они имели до этого. Новая информация помогла ей задуматься, что, в свою очередь, позволило ей сбросить груз страха. Сам по себе страх смерти перестал пугать ее, ведь больше не было самого травмирующего момента – встречи с черепахой. Девочка стала расспрашивать, почему люди и животные попадают в разные миры, как они устроены, что там находится.
В такой момент очень важно уверенно и спокойно ответить на вопросы, рассказать, включить фантазию. Ребенку хотелось, с одной стороны, еще больше убедиться в том, что она не встретится с черепахой, а с другой стороны, ей хотелось подольше находиться в пространстве, где она услышала информацию, которая помогла ей избавиться от мучившего ее страха. Через 30—40 минут общения девочку было не узнать. К ней вернулись улыбка, здоровый цвет лица, настроение и непосредственность. Мама еще долго не могла поверить, что весь этот ужас позади.
Что мы увидели в этой истории? Прежде всего, мы увидели, что внешние реакции девочки, эмоции, которые она испытывала, не позволили ее родителям и родным понять, что творится у нее внутри и от чего именно она так страдает. И родители, и родственники включили линейное мышление или, выражаясь иначе, усредненное восприятие и такое же мышление. Усредненное – то есть приблизительное, основанное на своем предыдущем опыте, но без учета конкретных особенностей ситуации, без учета конкретного человека и его восприятия. Это то, что называется «стричь под одну гребенку».
И в таких случаях только развитая эмпатия может позволить почувствовать, что именно испытывает другой человек. Очень хорошо написал об этом явлении З. Фрейд: «Эмпатия является формой понимания другого человека путем временной и частичной идентификации с ним».
Только так можно помочь человеку, суметь подобрать нужные слова, поддержать его. И наши слова и действия не обязательно будут следовать очевидной логике. Но зато они будут искренними, аутентичными, не вымученными и не приблизительно подобранными. Как в известной мудрости: «То, что идет от сердца – до сердца и доходит».
Как научиться видеть в человеке человеческую сторону
Очень многие родители задаются вопросом, как научить собственных детей видеть мир во всем его многообразии, быть отзывчивыми к людям, уметь видеть их потребности и считаться с ними. Обычно арсенал родительских методов не очень разнообразен и оригинален. Это лекции и морализаторство, попытки пристыдить и вызвать чувство вины у собственных детей, это сравнение их с предыдущими поколениями и призывы «становиться людьми» и вести себя по-человечески.
Подобные методы редко достигают цели. Если даже и достигают, то чаще всего ребенок просто запоминает, как надо себя вести и что именно нужно демонстрировать в социуме. А сколько раздражения и неприятия вызывают такие лекции, насколько подобные разговоры портят отношения между родителями и детьми и подрывают доверие между ними – об этом взрослые редко задумываются. Умение видеть в человеке его человеческую сторону, считаться с его чувствами и эмоциями, чувствовать и понимать состояние другого человека являются, как уже было отмечено ранее, неотъемлемой частью эмоционального интеллекта. Давайте вернемся к понятию «эмоциональный интеллект», разложим его по полочкам и еще раз вспомним, что оно означает.
Интеллект – способность понять и усвоить определенное знание. Эмоциональный – то, что связано с эмоциями и относится к эмоциям. Когда мы читаем детям мораль, пытаемся их пристыдить или внушаем чувство вины за неподобающее поведение, что именно мы пытаемся донести до них?
Вести себя в социуме уважительно, считаться с чувствами и эмоциями других людей, бережно относиться к ним. Но мы не преподносим детям никакого знания. Мы ничего им таким образом не объясняем и тем более ничему не учим. Мы ТРЕБУЕМ. Причем требуем того, чему мы их не научили. По сути, мы требуем у них СООТВЕТСТВОВАТЬ некоему стандарту. Но прежде чем требовать, нужно научить, дать детям некий ИНСТРУМЕНТ ПОНИМАНИЯ И ИНСТРУМЕНТ ДЕЙСТВИЙ. Для того, чтобы ребенок научился всему этому, мы должны объяснить ему следующие важные моменты.
1. Что такое чувства и эмоции, и как их различать.
2. Что обеспечивают чувства и эмоции, и за что они отвечают.
3. Что испытывает человек, когда с его чувствами и эмоциями не считаются.
4. Как правильно взаимодействовать со своими чувствами и эмоциями и с чувствами и эмоциями другого человека.
5. Почему нужно считаться с чувствами и эмоциями других людей.
Если преподнести ребенку всю эту информацию грамотно, спокойно и желательно в доступной и понятной форме, то тогда можно будет сказать, что мы донесли до ребенка всю необходимую информацию. Информацию для интеллекта. Чтобы суметь добраться и до эмоциональной сферы ребенка, очевидно, что нужно суметь затронуть эмоции ребенка. Что это такое – затронуть эмоции ребенка?
Мы затрагиваем эмоции тогда, когда ребенок от наших слов, рассказов и примеров что-то ЧУВСТВУЕТ. Когда наши слова ВЫЗЫВАЮТ эмоции ребенка. И тогда ВОСПРИЯТИЕ и ПОНИМАНИЕ происходит не через силу, не через мораль и нотации, не через чувство вины и долга, а потому, что РЕБЕНОК ПОЧУВСТВОВАЛ. Когда ребенок чувствует, когда понимание приходит через ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ, подобное понимание оставляет глубокий след, и ребенок НАДОЛГО запоминает такой пример, определенное знание или понятие. В таких случаях говорят «врезалось в память». В данном случае врезалось в ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ПАМЯТЬ.
Мы затрагиваем эмоциональную сферу и тогда, когда наш рассказ красочный, образный, когда благодаря нашим словам рождаются яркие картинки и услышанное можно ЖИВО ПРЕДСТАВИТЬ. В этом случае также происходит усвоение информации через канал эмоций и интеллекта. Именно таким образом происходит развитие эмоционального интеллекта.
А теперь вернемся к способности видеть в человеке его человеческую сторону. Есть категория родителей, которые видят в своем ребенке только будущего мужчину и отца или будущую мать и жену. То есть они не видят в своем ребенке ребенка, не видят в нем личность, не видят его уникальности и не видят в нем ничего, что отличает его от других. Они не особо замечают его сильные стороны, интересы и увлечения. С первых лет жизни они готовят его к некоей СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ и делают все, чтобы он или она соответствовали стандартам мужа или жены, отца или матери.
Другая категория родителей видит в своем ребенке только некую социальную единицу. Они видят в нем сначала ученика в школе, потом студента в университете, затем работника и опять же будущих мужа или жену. Также они видят в нем члена семьи со всеми вытекающими из этого ОБЯЗАННОСТЯМИ перед остальными членами семьи. В этом случае родители также не видят в своем ребенке ребенка, не видят в нем человека, не видят в нем личности и, конечно, отказывают ему и в его желаниях, и в его уникальности, и в некоей личностной свободе. То есть у этого ребенка чуть ли не с детства жизнь расписана наперед: как он должен себя вести, что, кому и почему он обязан, что нельзя и недопустимо, какие у него обязанности перед обществом, перед родственниками, в школе, в университете, на работе, а потом и перед своей собственной семьей.
Наконец, третья категория родителей видит в своем ребенке только ребенка. Они могут его баловать, исполнять все его желания, они позволяют ему самовыражаться и даже иметь свободу действий. Но и в этом случае родители не видят в своем ребенке личность, не видят его уникальность и, как и предыдущие две категории родителей, по большому счету не считаются со своим ребенком. Когда мы видим ребенка или человека только в одной ипостаси, то мы не можем увидеть человека полностью. Мы не видим его потребности, его желания, его эмоциональную сторону и его внутренний мир. Мы знаем о человеке очень мало, а то, что знаем, очень легко может оказаться ошибочным. Ведь мы не видим ребенка или взрослого человека во всех ипостасях.
Если мы оцениваем человека только как работника, а ребенка – только как ученика в школе, то наше представление о них будет ограниченным и неполным. В школе и на работе ребенок и взрослый вынуждены вести себя определенным образом и соблюдать различные правила, чтобы соответствовать стандартам, принятым в обществе. Но ведь дома этот ребенок является еще сыном или дочкой, братом или сестрой, внуком или внучкой. Когда он на улице, со своими друзьями, то он оказывается другом или подругой. Дома, когда он играет в различные игры, рисует, лепит, конструирует, он является исключительно ребенком. Когда ребенок просит подарки, игрушки, хочет внимания к себе, то он тоже является ребенком и пытается удовлетворить свои потребности ребенка.
А вот когда ребенок не хочет посещать тот или иной кружок, если ему не нравится то или иное занятие или если он не хочет общаться с тем или иным человеком, то ребенок во всех этих ситуациях проявляет себя как личность. Когда он отстаивает свое мнение по каким-то вопросам, когда спорит, когда хочет узнать больше – в этих случаях также проявляется личность ребенка.
А теперь давайте задумаемся, разовьется ли эмоциональный интеллект у ребенка, которого видят только учеником, только социальной единицей или же только ребенком? Думаю, ответ очевиден. Интеллект ребенка в подобных случаях остается совершенно без пищи, его эмоциональная сфера также не затрагивается, и ею никто не интересуется. Видя, как к нему относятся родители и близкие родственники, ребенок перенимает этот же способ восприятия людей, и сам оказывается не способным видеть в своих родителях человека, личность, брата или сестру, сына или дочь, друга или подругу.
Одно из своих занятий я посвящаю разбору этих ролей, и это занятие надолго запоминается и детям, и взрослым. Я рисую на доске таблицу и делю ее на три части. В первой графе я помещаю взрослых, во второй – подростков, а в третью графу помещаю детей. Затем я начинаю писать, кем приходится быть взрослому человеку в течение дня.
Утром взрослый является папой или мамой, затем в течение дня он является работником. После работы он опять превращается в родителя, когда забирает ребенка из школы, возит его по кружкам и секциям, кормит его обедом и ужином, делает вместе с ним уроки. Но на этом роли взрослого человека не заканчиваются. Он должен побыть еще и мужем или женой, сыном или дочкой своим родителям. Не исключено, что ему еще приходится быть другом или подругой. Однако и это еще не все. Ведь взрослому человеку хочется не только приготовить ужин, покормить ребенка, сделать с ним уроки и проверить домашнее задание. Ему также хочется пообщаться, отдохнуть, получить удовольствие, посмотреть фильм и почитать книжку, удовлетворить свои духовные и психологические потребности. Также вечером ему придется еще раз побыть работником, чтобы подготовиться к завтрашнему дню.
Уже на этом этапе детям становится очень интересно, и они… задумываются. Задумываются и понимают, насколько непросто быть взрослым, как много у него функций, обязанностей и ответственности.
Затем мы уже вместе заполняем графу, которая относится к подросткам. Дети диктуют, а я вношу роли в таблицу. Во время заполнения графы подростка дети очень удивляются, как много обязанностей у подростков и как непросто им приходится, находясь между детьми и взрослыми.
Затем мы заполняем графу детей. Ребята удивляются, обнаружив, что им приходится быть не только учеником в школе и ребенком дома, но и братом и сестрой, дочкой и сыном, внуком и внучкой, другом и подругой. Удивляются и опять же начинают думать. Еще одно удивляет их, когда они САМИ ПОНИМАЮТ, что у детей практически нет ответственности ЗА КОГО-ТО и, в отличие от взрослых и подростков, у них очень мало обязанностей.
После этого занятия и у детей, и у взрослых появляется способность ВИДЕТЬ человеческую сторону в каждом человеке, они ЗНАЮТ и понимают, что у каждого человека есть ПОТРЕБНОСТИ, и эти потребности им хочется удовлетворить. Практически всегда после этого занятия дети отмечают, как они могут проявить свою ЛЮБОВЬ к родителям, как они могут им ПОМОЧЬ, сделать их день лучше и радостнее. Они также становятся способными видеть, понимать и ЧУВСТВОВАТЬ количество обязанностей своих родителей, как они устают, как много им надо успеть за день. Понимают также, почему родители не всегда могут исполнить все их желания, проводить с ними больше времени, от чего они устают и бывают нервными. Устанавливается тесная эмоциональная связь, настоящие теплые человеческие отношения. Подобное знание всех ролей ребенка, подростка и взрослого человека отлично развивает эмоциональный интеллект. Развивается способность к эмпатии и пониманию того, что у каждого живого человека есть естественные человеческие потребности.
В свою очередь, родителям в общении с детьми надо стремиться к тому, чтобы ребенок видел в них не только социальную и биологическую единицу. В этом случае ребенок не научится различать и видеть в людях живое человеческое начало, соответственно, не будет видеть потребности, желания, чувства и эмоции другого человека. А это, в свою очередь, не только не позволит развиться эмоциональному интеллекту, но и приведет к потребительскому отношению к людям, неспособности к благодарности, сочувствию, сопереживанию и, конечно, к отсутствию эмпатии. А значит, и к ограниченному пониманию.
Как формируется и развивается сообразительность – важная составляющая эмоционального интеллекта
Сообразительность обычно понимается как способность мгновенно принимать решения, находить выход в сложных ситуациях, уметь нестандартно мыслить, а также быстро думать и достигать нужного результата. Применительно к эмоциональному интеллекту сообразительность в большей степени означает догадливость, проницательность, способность ПОЧУВСТВОВАТЬ И ПРЕДВОСХИТИТЬ.
Когда ребенок или взрослый знакомятся с пирамидой потребностей человека, начинают понимать их важность и способы их удовлетворения, у них в разы повышается сообразительность. В этом случае им не нужно каждый раз объяснять, как и от чего мы устали, сколько нам нужно времени на отдых и каким именно образом мы будем/хотим отдыхать. Совсем не обязательно валиться с ног или падать в обморок, чтобы ребенок или близкий человек понял, догадался и почувствовал, что нам требуется отдых. Развитая эмоциональная сообразительность позволяет ему увидеть, что мы устали, что нам хочется побыть наедине и восстановить силы.
Намного проще и ЕСТЕСТВЕННЕЕ понимать состояние и настроение человека, а также ПРИЧИНЫ этих состояний и настроений, если мы знаем о естественных человеческих потребностях и необходимости их удовлетворения. Подобное знание позволяет быть намного более эмпатичным, чутким, отзывчивым и, как следствие, намного более сообразительным. Когда мы становимся эмоционально отзывчивыми и гибкими, то эмоциональная глухота и слепота пропадает, будто исчезают невидимые шоры. Мы начинаем намного тоньше воспринимать людей и окружающую действительность, что позволяет естественным образом считаться с ними.
Еще одной важной составляющей сообразительности является способность воспринимать информацию не только через слова, но и через другие каналы. Имеется в виду язык тела, выражение лица и глаз, мимика. У детей и взрослых людей резко повышается наблюдательность, умение правильно интерпретировать слова и действия другого человека. Это происходит, когда они знакомятся с самыми простыми проявлениями обмана, лжи и несоответствием слов чувствам на языке тела. Например, касание или поглаживание носа во время диалога очень часто оказывается явным признаком обмана и лжи. Если во время общения человек не смотрит в глаза, отводит взгляд или смотрит по сторонам, это значит, что он сам не верит в то, что говорит, но хочет убедить в этом собеседника. Активная жестикуляция и размахивание руками, особенно в непосредственной близости от нас и от нашего лица, говорит об агрессивных намерениях человека, о покушении на наше психологическое пространство и о том, что человек явно манипулирует. Также явным признаком обмана является очень быстрый темп речи, когда одна сторона хочет в чем-то убедить другую. Признаком неуверенности может быть тихий голос и невнятная, неразборчивая речь.
На наших занятиях очень популярна игра под названием «Привратник у ворот Волшебной страны». Правила в ней следующие. Мы выбираем одного участника, который играет роль привратника. Остальные ребята по очереди подходят к привратнику и убеждают его, что им необходимо попасть в Волшебную страну. Для этого они придумывают различные причины, которые должны звучать искренне. По условиям игры привратник пропускает только тех, кто убедит его в своей искренности.
В этой игре удается хорошо проследить, с какой степенью искренности и уверенности в себе говорит каждый участник. Многие ребята, получив отказ от привратника, во второй и последующие разы начинают вести себя намного более нетерпеливо, агрессивно, манипулируют или, наоборот, ведут себя неуверенно и зажато. Это проявляется в том, что они, например, начинают очень активно размахивать руками, показывая в направлении Волшебной страны. На языке тела они таким образом давят на привратника, пытаются оказать на него психологическое воздействие. Конечно, дети не всегда осознают и не фиксируют эти моменты.
Когда мы анализируем игру и участие в ней каждого ребенка, мы подробно останавливаемся на всех деталях «выступления»: его слова, жестикуляция. Ребята очень быстро запоминают и свои ошибки, и типичные проявления обмана, лжи, манипуляции, давления со стороны тех, кто хочет попасть в Волшебную страну. Возрастает уровень распознавания обмана и со стороны привратника. Буквально на 5—6-й раз участия в этой игре дети и взрослые становятся невероятно наблюдательными и эмпатичными. Они легко распознают ошибки других участников, а находясь в роли привратника, объясняют каждому подошедшему участнику его ошибки и причину, по которой его не пропускают.
Разумеется, потом эти знания переносятся и на обычную жизнь. Ребята начинают обращать внимание на то, как с ними разговаривают их друзья, одноклассники, родители, близкие и незнакомые люди на улице. Благодаря полученным знаниям и навыкам, они намного живее включаются в любой разговор, в любое взаимодействие с другим человеком. При этом как дети, так и взрослые начинают видеть и чувствовать намерения человека сразу по трем каналам. Они обращают внимание на мимику, выражение лица, глаза, на язык тела и тембр голоса. Благодаря большому количеству различных сигналов, они легко, быстро и, главное, безошибочно анализируют поведение и действия человека.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги