Третий этап – «формулирование цели» – «подбор адекватных средств» – это процесс овладения данной формой Жизни умением самостоятельно приобретать материально – энергетически – информационное. На этом этапе развития потребности быть форма Жизни должна учиться анализировать, обобщать, сравнивать, т.е., учиться мыслить.
Четвертый этап – «подбор адекватных средств» – «овладение средствами» – этап применения всей накопленной информации, энергии, материального начала в жизни, на практике.
Пятый этап – «овладение средствами» – «реальный процесс удовлетворения потребности» – это этап создания нового – знаний, материально – энергетического. Этот этап можно назвать этапом «творческим», «созидательным». На этом этапе конкретная форма Жизни создает что – то новое, что она сможет отдать другим формам Жизни. При этом, получая от них созданное ими.
Шестой этап – это этап реального взаимодействия данной формы Жизни с другими формами Жизни, это этап истинной Жизни, этап целенаправленного, планируемого данной формой Жизни процесса отдавания вновь созданного, нового, другим формам Жизни.
Пройдя шестой этап, каждая форма Жизни переходит на новый, более высокий, более совершенный, виток своей жизни.
Прирост материально – энергетически – информационного способствует возникновению новых целей, что, в свою очередь, порождает поиск новых средств – то есть, новых форм Жизни, которые необходимо изучать, чтобы можно было успешно взаимодействовать с ними.
Это и есть механизм развития потребности и каждой формы Жизни, как потребности быть. Это и есть способ и путь самоусложнения каждой формы Жизни и Жизни, в целом.
Но, самоусложнение любой системы (формы Жизни) может происходить только в случае, если она взаимодействует (проходит все этапы развития потребности), то есть ставит цель приобрести готовое, чтобы создать новое и отдать «другим» формам Жизни). Это – главное условие. Система живет только тогда, когда создает и отдает другим формам Жизни материально – энергетически – информационное.
Если система ставит цель: приобретать материальное, то она, непременно, погибает, как форма Жизни. При таких целях система не развивается, не обучается умению взаимодействовать с другими формами Жизни, которые являются средствами реализации ее целей. А, без средств, система жить не может.
Как отмечает Силин А.А., до сих пор не создана теория, которая позволяла бы объяснить, как осуществляется процесс самоусложнения любой системы. Но, такая теория и не могла быть создана в рамках материалистического подхода, отделявшего материю от других структурных компонентов любой формы Жизни. К тому же, для создания такой теории нужны были универсальные знания из области богословия, философии и всевозможных наук, объединение их в единое целое, и, главное, понимание Жизни, как потребности быть, а Вселенной, человека и всех явлений, происходящих в них – как форм Жизни.
«Теория Жизни, как всеобъемлющая теория развития» является философией человеческой жизни и методологией науки, в рамках которой смогут найти объяснение все непонятные явления в науке и человеческой жизни.
Жить – это значит пройти по всем этапам развития потребности. Человечество потому и погибает, что разрушило свою структуру (не поняло своей связи с другими формами Жизни), выделило только материальное начало в структуре Жизни, и ставит цель приобретать материальное.
Создаются новые технологии для того, чтобы приобрести побольше денег и другого материального – взять их у других людей, у природы.
Человечество замкнуто само на себе, не понимает своей сущности, как формы Жизни, не ставит цель найти способы взаимодействия с другими формами Жизни. Мало того, у всех «других» стремится только приобретать «материальное». А, истинная Жизнь – это забота о «других», дела на пользу «другим», любовь к «другим».
Есть утверждение, что Бог есть любовь. Жизнь, на самом деле, и есть любовь каждой формы Жизни к «другим», а потому и к самой себе, поскольку, «Я» и «другие» – неразделимы, как цель и средства.
Любовь – процесс, проходит все этапы процесса развития потребности: брать готовое, создавать новое и отдавать «другим». Это – слияние с «другими», которые являются второй половиной каждого человека, если он развивается, как форма Жизни.
У людей, однако, все построено на приобретении материального (в том числе и биологического). Именно поэтому, люди «любовью» называют удовлетворение сексуальных потребностей.
Жизнь – это любовь к «другим». Поэтому, у Жизни нет таких понятий, как отобрать, украсть, смошенничать, присвоить, унизить, оболгать, оговорить, уничтожить и т.п. Это – категории, которые обозначают негативное отношение к «другим», т.е., это – категории, которыми пользуется человечество, не понимающее своей структуры, сущности, как формы Жизни, своей целостности и неделимости с другими формами Жизни, с Жизнью, в целом.
У людей «любовь» (которая – «псевдо» любовь) умирает, как только они перестают удовлетворять цели (материальные, биологические), средством удовлетворения которых планируют друг друга. Изменить это положение человечество может, только осознав себя, как форму Жизни.
Остаться в Жизни человечество сможет только, как форма Жизни. Поэтому и необходимы людям знания о Жизни.
«Теория Жизни, как всеобъемлющая теория развития» и есть те знания, о которых писал еще Аристотель: «Не существует другого знания, кроме знания общего».
«Теория личности и её формирования» – концептуальная основа деятельности руководителя
Мы преподавали психологию на протяжении почти тридцати лет. И всегда чувствовали себя неловко перед студентами, поскольку на их вопросы: «Что такое человек»? «Когда мы поймем, «увидим», «целого» человека»? не знали, что ответить. Сегодня у нас есть такая возможность. Мы поняли целое – Творца, Жизнь, что позволило понять часть – сотворённого человека, как форму Жизни. Со временем, все науки будут единой наукой о формировании личности. Но, для этого наука (и ученые), должна пройти все этапы, как процесс развития.
На современном же этапе для создания науки о человеке необходим творческий коллектив ученых – философов, психологов, педагогов, социологов, физиологов, культурологов и т.д., которые должны осмыслить и понять, каков он – человек, как осуществляется процесс его развития, как неделимой целостности со всей Жизнью в целом, что представляет из себя «целый» человек, на разных этапах своего развития, как осуществляется взаимодействие «целого» человека с различными «другими».
Каждый ученый – «предметник» должен определить место той или иной информации о человеке (о его теле, сознании, мышлении, мозге и т.д.) при рассмотрении его, как процесс развития потребности быть. При этом, каждый «предмет» должен быть рассмотрен, как процесс, как форма Жизни. Как мы уже отмечали, У человека, по отдельности, нет тела, сознания, мышления и т.д. Есть «целый» человек, который одновременно и тело, и энергия, и мышление, и другие формы Жизни. Но, на разных этапах своего развития, как потребности быть, человек имеет разную характеристику (с точки зрения информации, энергии и т.д.) и по – разному проявляет себя.
Мозг человека, например, на разных этапах (подэтапах, подподэтапах) развития человека выполняет разные функции, и, в зависимости, от целей, которые на разных этапах развития ставит человек, функционирует по – разному. На этапе «приобретение готовой информации» мозг живет (работает) совершенно не так, как на этапе «создание новой информации». Внимательное изучение информации о строении мозга человека позволяет видеть, что мозг приспособлен для функционирования на разных этапах жизни человека. Точно так, как и любой другой орган человека. Жизнь, создав человека, как процесс развития потребности быть, снабдила его всем необходимым для такой жизни. Другое дело, что люди не используют своих потенциальных возможностей, данных им от Жизни. И не только потому, что не знают о них, а потому, что не развиваются, как личность, а, чаще всего – деградируют.
При этом, надо помнить, что каждый орган человека живет не сам по себе (а именно так пытаются изучать человека медики, физиологи), а вместе с другими органами, которые по отношению к этому органу выступают, как средства реализации его целей. По отдельности ни один орган человека не смог бы функционировать. Точно так, как не может успешно жить и развиваться сам человек без «других» – людей и других форм Жизни, которые выступают по отношению к нему, как средства реализации его целей.
Любое взаимодействие – это всегда отношения, в которые вступают цели и средства. Именно специфику этих отношений и должны исследовать ученые – специалисты по различным явлениям, предметам, системам и т.п. Именно «предметники» – ученые и должны выявить особенности, закономерности протекания процесса взаимодействия человека с различными предметами, и должны дать эту информацию людям, для успешности процесса формирования каждого из них, как личность.
Вот почему новая наука о человеке будет создана не завтра. Необходимо найти ученых, готовых отказаться от методологии, на которой они строили свои научные изыскания, готовых обсудить, понять и принять новую методологию науки и своей собственной жизни, готовых войти в состав творческого коллектива ученых, которые и начнут разрабатывать (создавать) новую науку о человеке.
Что касается материала, который мы представляем в этой книге, то в нем мы освещаем только те вопросы, в которых разбираемся, которые исследовали, изучали на протяжении длительного времени, являясь преподавателем психологии, а также создателем первой в стране городской медико – психолого – педагогической службы, консультантом по проблемам «отклоняющегося» поведения детей, подростков и взрослых. То есть, мы имеем не только опыт научной, преподавательской деятельности, но и многолетний, более сорокалетний, практический опыт работы с реальными людьми, которым помогали решать их жизненные проблемы.
Именно, применение на практике, в реальной жизни знаний по проблеме формирования личности, позволило нам осмыслить человека, как неделимую целостность с Жизнью, и создать «Теорию Жизни, как всеобъемлющую теорию развития».
О том, что «…психологии пристало ориентироваться на полного, целостного человека», – пишет Б.С. Братусь. Еще в свое время Б.Ф.Ломов писал о том, что в психологии накоплено много результатов исследования психических функций, процессов и состояний конкретных индивидуумов. Но, «сложить» из них целостную личность не удается. Как нам кажется, мечтают преподавать целостного человека все преподаватели психологии. Однако, реально, до сих пор этого сделать не удается никому. Б.С.Братусь, который призывает «ориентироваться на полного, целостного человека», тем не менее, дробит его на части, и пишет: «имеющего не только тело, сложное сознание, многообразие переживаний, внешнюю сторону души, но и ее внутреннюю сторону и высшие проявления «дух». В том – то и дело, что, как еще говорил Б.Ф.Ломов, «нужен другой подход». В рамках диалектического материализма и нельзя по – другому увидеть человека, как только – поделенного на части.
Позволяет увидеть человека цельного, как неделимую целостность со всей Жизнью «Теория Жизни, как всеобъемлющая теория развития».
«Вы должны знать целое, прежде чем вы сможете познать его часть, и высочайшее, прежде чем вы сможете по – настоящему понять самое низшее. Такова перспектива высшей психологии, ожидающей своего часа, психологии, перед которой исчезнет, обратится в ничто это жалкое блуждание в потемках» – писал весьма умный человек.
Именно поняв, что такое Жизнь, и поняв, что человек – «факт бытия», часть Жизни, а, потому – потребность быть, материально – энергетически – информационная неделимость, целостность с другими формами Жизни («бытия»), как «Я» плюс «другие», можно дать ответы на вопросы, волновавший ученых во все времена жизни на земле.
Только человек, который поймет себя, как сотворенного Творцом (Богом), Жизнью, который поймет себя, как форму Жизни, сможет начать развиваться, как личность.
В свое время Забродин Ю.М. отмечал, что представление об идеале личности, к которому стремится наше общество, «развито в теории марксизма – ленинизма». В настоящее время ясно, что наше общество не может ориентироваться в своем развитии на это представление. Но, другого представления наука до сих пор не разработала. Если соединить науку и веру, понять и принять «Теорию Жизни, как всеобъемлющую теорию развития», то станет ясно, что идеалом личности является Иисус Христос. Он нам показан, как личность, которая достигла в своем развитии высшего уровня, этапа гениальности.
Личность – это человек, развивающийся, как форма Жизни, который характеризуется высоким уровнем развитости любви к Жизни, к различным ее формам; который не только умеет брать готовое, самостоятельно отыскивать, приобретать готовое, но и умеет применять приобретенное на практике, умеет создавать и отдавать другим то, что создал. Это – человек, который понимает свою неделимость и целостность с Жизнью, для которого «другие» – смысл жизни, который живет именно для того, чтобы создавать и отдавать «другим».
Человек, как личность – процесс, поэтому может развиваться до бесконечности.
Совершенное общество, общество будущего – это общество гениальных людей. Чтобы когда – либо было создано такое общество, наше поколение должно начать формировать личность из каждого человека. А это и предполагает необходимость изменения у людей информации о самих себе. Это и предполагает знакомство людей с «Теорией Жизни, как всеобъемлющей теорией развития», организацию различных сфер жизни людей, как форм Жизни.
Чтобы понять человека, как конкретную форму Жизни, надо рассмотреть его, как процесс жизни, с самого начала – от зачатия. Развиваться в утробе матери каждый ребенок начинает, уже, будучи на земле, создаваясь, как новая форма Жизни. Однако, эта, вновь начавшая развиваться форма Жизни, связана с Жизнью. Именно Жизнь дает ей возможность жизни и развития.
В ДНК человеку дается программа, сценарий его развития, как формы Жизни. Наверно, это и есть то, что называют судьбой. Как реально будет развиваться человек – это другой вопрос. Но, информация, необходимая зарождающемуся человеку, чтобы жить, развиваться и стать личностью, заложена в ДНК, и она есть у человека как то бессознательное, которое дано человеку от Жизни.
В ДНК заключены потенциальные возможности развития конкретного человека, как формы Жизни. Каждый человек, рождаясь, не начинает жить, а продолжает жизнь, начатую задолго до его появления на земле, в этом своем рождении (воплощении). Наверно, именно поэтому, один человек, идя по жизни, умеет только брать готовое, а другой – как будто создан для того, чтобы отдавать «другим», или – создавать новое.
Потенциальные возможности развития, как формы Жизни, в ДНК даны каждому зарождающемуся человеку, но этап, с которого начинается процесс его развития, у каждого ребенка – свой.
Раньше ученые думали, что в ДНК содержится вся информация, необходимая человеку для жизни. Но, исследования последних лет показали, что та информация, которая заложена в ДНК – слишком мала, а потому – недостаточна, чтобы человек смог прожить свою жизнь. Если понять человека, как форму Жизни, то станет ясно, что каждому человеку от Жизни даны возможности взаимодействовать со всей Жизнью, в целом, и, в процессе взаимодействия с другими формами Жизни, получать не только необходимую человеку для жизни информацию, но и энергию, материальное начало.
Потенциальная возможность взаимодействовать с различными формами Жизни, заложена в ДНК вновь зарождающейся формы Жизни, которая – процесс развития потребности быть. А реально, каждый человек должен научиться взаимодействовать с разными формами Жизни, чтобы получать от них, в процессе взаимообмена, необходимую информацию, энергию, материальное. В зависимости от того, начнет ли человек развиваться, как форма Жизни (как потребность быть), или деградировать (жить, как потребность иметь материальное – с разрушенной структурой), так и будет осуществляться его взаимодействие с другими формами Жизни, то он и будет приобретать в процессе этого взаимодействия.
Потенциально в ДНК, как «духе» Жизни, человеку даны безграничные возможности развития, и вечность Жизни. А что с этими возможностями делает человек – это уже другое дело и другой вопрос.
Видимо, в ДНК заложена информация о специфике и основных средствах взаимодействия человека с разными формами Жизни. Но, чтобы человек мог ее использовать, он должен осознать себя, как форму Жизни, должен иметь знания о том, что такое Жизнь, понимать механизм, этапы взаимодействия, понимать сущность и структуру Жизни, как неделимую целостность цели и средств. Человек должен начать истинно Жить: приобретая готовую информацию, научиться самостоятельно приобретать новую информацию, применять ее в жизни, создавать новую информацию, отдавать ее Жизни, получая взамен готовую информацию более высокого уровня.
Новую информацию, энергию, материальное (биологическое начало) для себя может добывать только сам человек. отдавать «другим»). Вот почему, так важно научить каждого человека самостоятельно жить.
У некоторых людей есть такое представление, что они могут «извлечь» из себя информацию, заложенную в них Жизнью, необходимую им для жизни. В частности, делают попытку получить знания о себе, как о человеке, познать себя путем медитации. Однако, чтобы получить информацию, потенциально имеющуюся в человеке, как в форме Жизни (но, по сути дела, сконцентрированную в Жизни, в разных формах Жизни), человек должен научиться взаимодействовать с отдельными формами Жизни, с Жизнью, в целом. Человек должен сам получить эту информацию, в процессе взаимодействия с различными формами Жизни. Составляя неделимую целостность с Жизнью, человек потенциально имеет всю информацию о Жизни. Но, получить ее реально он может именно как форма Жизни, только развиваясь и живя, как Любовь к Жизни, в целом, к каждой, отдельно взятой, форме Жизни.
Подтверждением этой точки зрения является получение от Жизни (от Высшего Разума) информации истинными учеными, святыми, мудрецами, пророками, гениями. Любой человек взаимодействует с Жизнью, с ее разными формами. И, так как, люди находятся на разных этапах развития, то и вступают во взаимодействие с другими формами Жизни на этапах развития, адекватных своему уровню развития. Поэтому, один человек может получить от Жизни информацию очень высокого уровня, а второй – только такую, которая адекватна его уровню развития. Или, если взять взрослого человека и ребенка. Они взаимодействуют с Жизнью на разных уровнях и, соответственно, ребенок, в принципе, не может получить информацию, которую в состоянии получить взрослый человек.
Люди поделили человека на части, тело отделили от сознания и считают, что в сознании накапливаются знания, которые в процессе жизни приобретает человек. Однако, если понять человека, как форму Жизни, то станет ясно, что нет у человека сознания отдельно от тела и других форм Жизни. Все вместе – либо развивается, либо деградирует. И всякое мгновение – человек иной, другой, измененный, поскольку, всякое мгновение человек либо что – то осознает, либо находится в состоянии напряжения, либо применяет на практике или получает готовую информацию, энергию, материальное, либо создает что- то или отдает созданное «другим». Человек – это непрекращающийся ни на мгновение процесс. И не изменяется у человека сознание в отдельности от тела. И разный уровень развития сознания – это и есть разный уровень развития человека.
Механизм формирования Личности
Изменение, развитие (или деградация) человека происходит в процессе его взаимодействия с различными «другими» – людьми, землёй, космосом, растениями и т.д.
Напомним, что взаимодействие – это процесс, который осуществляется между различными формами Жизни, как процесс развития потребности быть. То есть, чтобы происходил процесс взаимодействия между различными формами Жизни, каждая из них должна пройти все этапы процесса развития потребности быть: брать готовое; самостоятельно находить готовое; применять на практике; создавать; отдавать.
Взаимодействие между отдельными формами Жизни, как потребности быть, осуществляется, как отношения целей и средств. Анализ средств, как видимого основания процесса взаимодействия, позволяет определить цели, которые предполагает реализовать та или иная форма Жизни, вступая во взаимодействие с другой формой Жизни.
Как мы уже отмечали, каждый вид взаимодействия имеет свою специфику, которую и должны изучать отдельные «предметные» науки. Но, существуют общие закономерности процесса взаимодействия, которые изучает «Теория Жизни, как всеобъемлющая теория развития», и которые мы изложили в соответствующем разделе книги.
В данном разделе мы хотели бы изложить общие закономерности процесса взаимодействия человека, как конкретной формы Жизни, с другими формами Жизни, раскрыть механизм этого процесса, показать специфику этапов процесса взаимодействия человека, как формы Жизни (развивающегося, как личность) с другими формами Жизни.
Существуют конкретные виды взаимодействия человека с конкретными формами Жизни. В следующем разделе – «Формирование личности, как процесс развития мотивов», мы покажем, как должен осуществляться процесс взаимодействия воспитателей (в том числе и руководителей) с другими людьми, чтобы формировалась личность.
Как мы уже показали в «Теории Жизни, как всеобъемлющей теории развития», потребность быть, как процесс, проходит в своем развитии следующие этапы: напряжение (Хаос) – осознание – цель – средства – овладение средствами – реальное взаимодействие – идеал. По таким же этапам осуществляется процесс развития каждого человека, процесс формирования личности.
Внимательное изучение схемы, на которой мы изобразили процесс развития потребности быть, позволяет увидеть, что компонентами потребности являются цели и средства, и развитие именно целей и средств, отношений между целями и средствами, и есть процесс развития потребности.
Если помнить, что структурные компоненты потребности – цели и средства, то человека и необходимо рассматривать, как процесс взаимодействия целей и средств.
При этом понятно, что любую другую форму Жизни, с которой вступает во взаимодействие человек, тоже необходимо рассматривать, как потребность быть, как неделимую целостность целей и средств. При этом человек, как форма Жизни, выступает, как средство реализации целей той формы Жизни, с которой он вступает во взаимодействие.
Как и человек, каждая другая форма Жизни имеет свои цели, и если одна из вступающих во взаимодействие форм Жизни, стремится, без учета целей другой формы Жизни, их реализовать, то взаимодействия, как процесса взаимной отдачи, взаимного обмена, не получается.
Взаимодействие (и тогда – развитие, приобретение) имеет место только в том случае, если каждая из сторон взаимодействия принимает цели другой стороны, и создает условия для удовлетворения целей именно другой стороны. Только при этом условии могут быть удовлетворены цели как одной, так и другой формы Жизни, которые вступают во взаимодействие друг с другом.
В реальной человеческой жизни люди, как правило, вступают во взаимодействие друг с другом или с другими формами Жизни, не учитывая целей «других». Такое «взаимодействие» очень часто не приводит к ожидаемому эффекту, поскольку энергия, информация, биологическое (и другое материальное) может быть приобретено человеком только от «других». Именно «другие» и должны захотеть обеспечить реализацию целей человека, вступающего с ними во взаимодействие. Но, чтобы они захотели это сделать, необходимо соблюсти во взаимодействии некоторые условия.
Информацию о сущности взаимодействия, взаимодействии, как процессе поэтапного развития целей и средств, об условиях успешного взаимодействия необходимо дать каждому человеку. Каждого человека необходимо научить использовать конкретные средства взаимодействия с конкретными формами Жизни.
Любое взаимодействие осуществляется, как процесс развития потребности быть, по ЭТАПАМ: на первом этапе (от напряжения до осознания) человек должен уяснить для себя, осознать свои цели, которые он предполагает реализовать, вступая во взаимодействие с другими формами Жизни. На этом этапе каждый человек будет находиться до тех пор, пока не осознает ту цель, ради которой он должен вступить во взаимодействие, как идею, идеал.
Этап «напряжение» – «осознание» необходимо рассматривать, как процесс развития потребности, который протекает следующим образом: вначале человек хаотично собирает необходимую ему для определения цели взаимодействия информацию (чаще – на неосознаваемом уровне), затем информация систематизируется (на подэтапе «осознание» – «цель»), затем человек осознает, какие знания ему нужны для формулирования цели, побудившей взаимодействие (на подэтапе «цель» – «средство»), затем человек осознает, какие ему нужны знания о средствах, с помощью которых цель может быть сформулирована (подэтап «средства» – «овладение средствами»), затем человек осознает, какие ему нужны знания, чтобы овладеть этими средствами (подэтап «овладение средствами» – «реальное взаимодействие»), затем человек начинает реально использовать всю имеющуюся у него информацию и знания для того, чтобы понять и сформулировать, уяснить для себя цель, побудившую его взаимодействие. И только в конце подэтапа «реальное взаимодействие» – «идеал» человек четко осознает, какую цель предполагает реализовать, вступая во взаимодействие.