Это сообщение получило сильный резонанс. В заключительном слове известный художник и искусствовед А.В. Щусев отметил: «Мы заслушали чрезвычайно важное сообщение Петра Дмитриевича. Работа проделана по личному энтузиазму и почти даже на личные средства. Но суть не в этом, а в том, как проделана эта работа, как проведено исследование и датировка. Это чрезвычайно любопытно и вместе с тем просто удивительно, как мог Пётр Дмитриевич… добиться датировки по полуистёртой надписи, которая пережила целый ряд столетий… Мы должны проявить известный напор, чтобы поддержать Петра Дмитриевича и дать ему возможность довести эту работу до конца».
В сентябре 1947 года Москва праздновала свое 800-летие. За неимением источников сложно говорить о том, какие тонкие политические мотивы были поставлены во главу угла советскими лидерами самого высокого уровня в решении вопроса по «открытию» очередного памятника. Совершенно ясно то, что эти мотивы являлись не случайным проявлением «прихоти вождя», а одним из фрагментов государственного курса в сфере отечественной культуры.
Так 10 декабря 1947 года было подписано и обнародовано Постановление совета министров СССР за № 3974 «О мероприятиях по сохранению памятников архитектуры Андроникова монастыря в г. Москве». Главными задачами Постановления являлись:
1. проведение реставрационных работ по восстановлению архитектурного ансамбля Андроникова монастыря как «древнейшего из сохранившихся памятников Москвы»;
2. организация музея имени «русского художника Андрея Рублёва» в белокаменном соборе монастыря;
3. организация в монастырской трапезной мастерских по реставрации памятников архитектуры.
Но к начальному моменту организации музея все здания на территории будущего музея-заповедника, были заняты жильцами (408 человек занимали 1440 кв. м). Здания необходимо было освободить. Выселению подлежали и все учреждения, не имеющие отношения к заповеднику. Любопытный документ из музейного архива свидетельствует о той ситуации:
«В зданиях на территории заповедника им. Андрея Рублёва помещаются:
1. Белокаменный собор.
Музей имени Андрея Рублёва (по Постановлению Совета Министров СССР от 10 декабря 1947 года). Кроме того, три комнаты (Собор был разделён перегородками на небольшие помещения. – Д.А.) незаконно заняты отделами Управления по делам архитектуры РСФСР, выселение которых необходимо.
Часть подвального помещения занята складом Комитета по делам строительства Совета Министров СССР.
2. Трапезная палата.
2-й этаж занимает Центральная проектно-реставрационная мастерская Академии архитектуры СССР (согласно Постановлению Совета Министров СССР от 10 декабря 1947 г.).
1-й этаж незаконно занят столярной мастерской экспериментально-строительной площадки Академии архитектуры и складом типографии Государственного комитета по делам строительства СССР, которые необходимо выселить.
3. Архангельская церковь.
Верхние этажи без указания Правительства заняты Центральной проектно-реставрационной мастерской Академии архитектуры СССР. Нижний этаж незаконно занят складами Комитета по делам строительства Совета Министров СССР и складом экспериментально-строительной площадки Академии архитектуры СССР, которые необходимо выселить.
4. Бывшие Митрополичьи палаты.
5. Бывшие монастырские кельи (2 корпуса).
6. Бывшая школа XVIII века.
7. Башни (две).
Все перечисленные здания заняты жильцами и должны быть освобождены. Бывшая монастырская усыпальница занята конторой экспериментально-строительной площадки Академии архитектуры СССР.
Недостроенные здания вдоль северной стены заповедника достроены и приспособлены под гаражи экспериментально-строительной площадки Академии архитектуры в 1951 г. без специального на то разрешения и должны быть освобождены».
Так на основе проекта представлялось восстановление наполовину утраченного архитектурного ансамбля бывшего Спасо-Андроникова монастыря и создание в его стенах музея древнерусского искусства и культуры. Однако между проектом и реалиями пока ещё пролегала пропасть. Организаторам, специалистам и первым сотрудникам музея предстояло ещё приложить немалые, а порой неимоверные усилия, чтобы воплотить этот проект в жизнь.
Для решения этих задач Постановлением предписывалось освободить здание Спасского собора до 1 июля 1948 года. Выселить из его стен арендаторов. Первым подлежал выселению архив главного управления военных трибуналов Вооруженных сил СССР. Затем предполагали освободить помещение, занимаемое гаражом Осоавиахима. В том же 1948 году предполагалось произвести ограждение территории монастырского ансамбля и запретить дальнейшее заселение его жилых помещений.
Таким образом, в Постановлении просматривались две конкретные цели – восстановление «древнейшего из числа сохранившихся» ансамблей Москвы и создание музея, связанного с именем и художественным наследием виднейшего русского иконописца Средневековья Андрея Рублёва. Проведение этих мероприятий было возложено на комитет по делам архитектуры и строительства при Совете Министров СССР. Постановление подписали: председатель Совета Министров СССР И. Сталин и управляющий делами Совета Министров СССР Я. Чадаев[3].
* * *В основу настоящей работы положен немалый комплекс исторических источников, включающих в себя массу архивных материалов. К разряду источников законодательного порядка относятся: Постановления Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР, опубликованные в материалах «Собрания Постановлений и Распоряжений Совета Министров СССР» или в материалах «Постановлений Совета Министров РСФСР», издаваемых в советский период. Кроме того, авторы использовали издание Министерства культуры Российской Федерации: «Культура в нормативных актах советской власти 1938–1960 гг.». По ряду вполне объяснимых причин идеологического характера постановление Совмина СССР за № 3974 «О мероприятиях по сохранению памятников архитектуры Андроникова монастыря в г. Москве» от 10 декабря 1947 года не вошло в материалы «Собрания Постановлений Совета Министров СССР». Это основной документ государственного значения, определивший создание музея. Однако данное Постановление за подписью председателя Совмина Иосифа Сталина и управляющего делами Совмина Якова Чадаева сохранилось в архиве МиАР. К тому же и законодательная, и правовая основы деятельности музея регулировались рядом постановлений, изданных после 1947 года. Таковым является Постановление Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 года «Об охране памятников архитектуры»[4]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
ЦХД после 1917 года. Ф. Р-1. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 94.
2
ЦХД после 1917 года. Ф. Р-1. Оп. 1. Ед. хр. 120. Л. 45–48.
3
ЦХД после 1917 года. Ф. Р-2971. Оп. 1. Д. 100. Л. 63.
4
Культура в нормативных актах советской власти 1938–1960 гг. М.: изд. Министерства культуры Российской Федерации. 1992. С. 146–167.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги