«Доктрину Трумэна» буржуазные деятели западного мира рассматривали как программу сдерживания роста влияния социализма в мире, стремление обеспечить США выход к границам СССР и стран народной демократии. Американский журналист У. Липпман писал тогда, что «мы выбрали Турцию и Грецию не потому, что они особенно нуждались в помощи, и не потому, что они являются блестящими образцами демократии, а потому, что они представляют собой стратегические ворота, ведущие в Черное море, к сердцу Советского Союза» (Lipрman W. The Cold war. N. Y., 1947, p. 29—30).
После разоблачения мировой общественностью агрессивной сущности «доктрины Трумэна» в США был выдвинут «план Маршалла», ставший орудием более широкой экспансии американского империализма. В нем содержалось стремление США «помочь» экономическому восстановлению многих европейских государств. Советское правительство хорошо понимало подлинный смысл этого нового маневра. Осуществление «плана Маршалла» должно было расчистить путь для экономической экспансии в Западной Европе посредством установления контроля США над военно-экономическим потенциалом европейских стран, а также способствовать восстановлению военной экономики Западной Германии, помочь европейской реакции в ее борьбе против прогрессивных сил.
США рассчитывали вовлечь в сети «плана Маршалла» и страны народной демократии в расчете добиться в них реставрации капитализма. «План Маршалла» служил орудием подготовки антисоветского военного блока во главе с США.
Инициатором создания первого военного блока в Европе выступила Англия, стремившаяся укрепить собственные позиции путем объединения под своим руководством в этом блоке ряда западноевропейских стран. 22 января 1948 г. министр иностранных дел Англии Бевин, выступая в парламенте с программной речью о внешней политике, выдвинул предложение о создании военного союза в Западной Европе. Государственный департамент США в официальном заявлении одобрил его предложение. В марте 1948 г. в Брюсселе открылась конференция пяти государств – Великобритании, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга, подписавших Брюссельский пакт, которым провозглашалось создание обособленной группировки под названием Западного союза.
Советский Союз и европейские социалистические страны выступили против империалистической ПОЛРГТИКИ сколачивания агрессивных военных блоков в Европе и противопоставления Западной Европы Восточной Европе. В марте 1948 г. в своих нотах правительствам США, Англии и Франции СССР разоблачил подлинные, реакционные цели создания Западного союза, указав, что как американский «план Маршалла», так и Западный союз, созданный по инициативе Англии, фактически «ведут к политическому расколу Европы» («Внешняя политика Советского Союза. 1948 год», ч. 1. М., 1950, стр. 145). Создание этого союза, подчеркивалось в заявлении Министерства иностранных дел СССР от 29 января 1949 г., «означает, что правительства Великобритании, Франции и других участвующих в нем стран окончательно порвали с той политикой, которая проводилась демократическими государствами, входившими в антигитлеровскую коалицию в период второй мировой войны…» («Заявление Министерства иностранных дел СССР о Североатлантическом пакте». М., 1949, стр. 4—5)
Агрессивные цели этого союза достаточно ясно обнаружились прежде всего в резком увеличении военных расходов входившими в него странами. Так, в Англии они возросли с 1400 млн. долларов в 1938/39 г. до 3 млрд. долларов в 1948/49 г., то есть увеличились на 114%. Военные расходы Франции возросли соответственно с 800 млн. до 1500 млн. долларов – - увеличились на 88%, военные расходы стран Бенилюкса возросли с 350 млн. до 1 млрд. долларов, то есть на 186% («Боевое содружество братских народов и армий». М., 1975, стр. 72).
Для всей мировой общественности было совершенно очевидно, что «доктрина Трумэна», «план Маршалла», как и Западный союз, являлись лишь этапами на пути подготовки империалистическими державами более широкой агрессивной военной коалиции, направленной против Советского Союза и стран народной демократии.
Добиваясь укрепления «американского руководства» в Западной Европе, дипломатия США с апреля 1948 г. развернула активную работу по созданию нового военного блока, в котором Вашингтону отводилась господствующая роль. 11 июня 1948 г. сенат США принял так называемую «резолюцию Вандерберга», предусматривавшую вступление США в мирное время в военный союз с государствами, находящимися за пределами Западного полушария. Резолюция наделяла правительство США правом создания военных блоков в любом регионе мира. Договор о создании Североатлантического блока (НАТО) был подписан 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне 12 государствами: США, Англией, Францией, Италией, Канадой, Исландией, Норвегией, Данией, Голландией, Бельгией, Люксембургом и Португалией.
Для расширения зоны действия этого блока в районах, прилегающих к границам СССР и народно-демократических государств, в 1952 г. в его состав были вовлечены Греция и Турция. Эти две страны стали более усиленно, чем прежде, превращаться в военно-стратегический плацдарм для подготовки агрессии против Советского Союза и других стран социализма.
Содержание Североатлантического договора совершенно определенно выразило реакционную направленность НАТО. В договоре, в частности, говорится, что страны – участницы пакта должны сотрудничать между собой в укреплении существующего общественно-политического строя, иными словами, совместно подавлять выступления трудящихся против буржуазного господства.
Договор, таким образом, «обеспечивал право» на иностранное вмешательство, вооруженную интервенцию против народов, ведущих борьбу за свободу, мир, демократию, национальную независимость и социализм.
Статья третья договора предусматривает обязательства участников пакта содействовать друг другу в усилении военной мощи. На деле это является призывом к гонке вооружений. Одна из статей договора требует установления взаимного сотрудничества его участников, включая «применение вооруженной силы», в случае возникновения конфликта в Европе и Северной Америке. На деле эта весьма туманная формулировка позволяет оправдать любые акты агрессии со стороны участников договора. Другие положения договора позволяют использовать в качестве предлога для вооруженной агрессии любой инцидент с кораблем или самолетом, принадлежащим одному из участников пакта.
Все содержание договора показывает, что НАТО является агрессивной военной группировкой, направленной прежде всего против СССР и других социалистических государств. Последующие действия стран НАТО полностью подтверждают эту оценку.
В пространном заявлении под громким названием «Строим мир. Коллективная безопасность в „Североатлантическом районе“», опубликованном в январе 1949 г. в целях обмана общественного мнения и маскировки агрессивной сущности НАТО, государственный департамент США пытался представить подготовленный им Североатлантический пакт как региональное соглашение по вопросам безопасности между странами Северной Атлантики. Тем самым затушевывался истинный смысл этого пакта. Несостоятельность такого объяснения очевидна: странам Северной Атлантики никакая агрессия не угрожала и не угрожает, а Североатлантический пакт ни в какой мере нельзя отнести к региональному соглашению, так как этот договор определяет в качестве сферы его действия огромное пространство, простирающееся от Полярного круга до тропика Рака, от Алеутских островов до Балтийского и Средиземного морей, от Мексики до Северной Африки. Он охватывает, таким образом, государства обоих полушарий.
Маскируя истинные цели Североатлантического пакта, государственный департамент США прибег к нелепым утверждениям об «обструкционистской политике» Советского Союза в ООН, о том, будто обязанностью группировки стран во главе с США является встретить потенциального агрессора «подавляющей силой».
В заявлении Министерства иностранных дел СССР от 29 января 1949 г. отмечалось, что «возглавляемый Соединенными Штатами Североатлантический Союз был бы просто никому не нужен, если бы не существовало стремления к насильственному установлению господства Соединенных Штатов и Великобритании над другими странами, если бы не существовало стремления к насильственному установлению англо-американского мирового господства. Североатлантический пакт нужен отнюдь не для самообороны, а для осуществления политики агрессии, для осуществления политики развязывания новой войны» (Заявление Министерства иностранных дел СССР о Североатлантическом пакте». М., 1949, стр. 26).
С созданием НАТО заметно активизировалась непосредственная подготовка империалистических государств к войне против СССР и других социалистических стран Европы. Уже в начале 1950 г. правящие круги западных держав начали разрабатывать планы подготовки военных действий против стран социализма. Планирующим органам стран, входящих в НАТО, были разосланы специальные инструкции постоянной группы стратегического планирования, в которых предписывалось «проводить свою деятельность, исходя из предположения, что война начнется в 1954 г.» (Ismay H., NATO: The First Five Years. 1949—1954. Utrecht, 1954, p. 102).
К тому времени на территории европейских стран – членов НАТО размещалось 125 военных аэродромов и строилось еще 40, вводились или строились около 300 различных объектов дальней связи, а также многочисленные учебные базы, радарные установки и т. д.
Военные базы НАТО, разбросанные в Северной Америке, Гренландии, Европе, странах Ближнего Востока, Северной Африке, а также в Латинской Америке, стали многоярусной системой плацдармов, предназначенных для осуществления агрессивных целей империализма США в отношении стран социализма, для борьбы против рабочего и национально-освободительного движения.
Целям подготовки войны против СССР и других стран социализма служили и провозглашенные после второй мировой войны правительством США реакционно-агрессивные внешнеполитические доктрины «сдерживания», а затем «отбрасывания» социализма.
Эти доктрины с самого начала были обречены на провал, так как они строились, исходя из расчета на слабость Советского Союза, всего мирового революционного движения, игнорировали коренные изменения в соотношении сил в мире в пользу социализма. Вопреки надеждам мировой реакции Страна Советов, несмотря на огромные потери, вышла из войны еще более окрепшей и мощной социалистической державой. Социалистический общественный строй, обусловивший морально-политическое единство народов СССР, невиданный в истории патриотизм советских людей, мудрая ленинская внутренняя и внешняя политика Коммунистической партии явились важнейшими источниками силы и могущества Советского государства, его дальнейшего продвижения к
коммунизму и упрочения влияния в мире. На страже мирного труда советского народа стояли прославленные в боях против немецко-фашистских захватчиков Вооруженные Силы СССР, готовые в любую минуту дать сокрушительный отпор всем, кто попытался бы использовать силу для осуществления своих реакционных доктрин «сдерживания» или «отбрасывания».
Успешно развертывалось строительство нового общества в странах народной демократии, крепла дружба СССР со всеми государствами мировой системы социализма, ширилось их единство действий в области внешней по ли гики.
Тем не менее империализм лелеял надежды на уничтожение социализма, восстановление безраздельного господства капитализма на земле. Подтверждалось то, о чем В. И. Ленин в свое время предупреждал: «Переход от капитализма к коммунизму есть целая историческая эпоха. Пока она не закончилась, у эксплуататоров неизбежно остается надежда на реставрацию, а эта надежда превращается в попытки реставрации» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., т. 37, стр. 264).
В создавшихся условиях Коммунистическая партия Советского Союза, братские марксистско-ленинские партии вынуждены были предпринимать новые шаги, чтобы оградить безопасность стран социализма перед лицом возросшей угрозы агрессивных замыслов империалистов, отстоять мир для всех народов.
Были приняты меры по дальнейшему укреплению военно-политического сотрудничества между Советским Союзом и братскими государствами на двусторонней основе. С этой целью в дополнение к подписанным СССР еще в годы минувшей войны договорам о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Чехословакией (декабрь 1943 г.) и Польшей (апрель 1945 г.) в 1948 г. были подписаны подобные же договоры с Румынией (4 февраля), с Венгрией (18 февраля) и с Болгарией (18 марта). Одновременно с этим большинство стран народной демократии Европы подписали между собой договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Тем самым в Европе возникла стройная система договорных отношений между СССР и странами, вступившими на путь строительства социализма, а также между самими этими странами. Она создала прочную международно-правовую базу военно-политического сотрудничества братских государств в укреплении мира на Европейском континенте и обороны всего мирового социализма. Надежной материальной основой дальнейшего сплочения социалистического содружества служило экономическое сотрудничество, принявшее более широкие масштабы с созданием в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).
Все страны, подписавшие двусторонние договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, обязались консультироваться друг с другом по важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы; совместно принимать необходимые меры в целях обеспечения мира и безопасности народов; в случае агрессии против каждого из них со стороны Германии пли какого-либо другого государства, объединившегося с Германией в актах агрессии, оказать жертве нападения всю необходимую помощь, включая и военную. Договоры подняли дружбу и сотрудничество братских государств, строящих социализм, боевое содружество их армий на новую ступень. Они заложили основу коллективной защиты социализма, служили серьезным предупреждением империалистическим агрессорам.
В соответствии с духом этих двусторонних договоров Советский Союз расширил оказание помощи братским странам в строительстве их новых армий, призванных служить орудием диктатуры пролетариата в борьбе за упрочение революционных завоеваний трудящихся, против сил внутренней и внешней реакции. Боевое содружество Советской Армии с армиями братских государств, зародившееся еще в годы войны против немецко-фашистских захватчиков, получило уже в первые послевоенные годы новое развитие, приобрело более глубокое классовое содержание.
Планам претендентов на мировое господство Советский Союз противопоставил развернутую программу мирного сосуществования государств с различным общественным строем, основанную на отказе от войны как средства решения спорных вопросов, на признании равноправия сторон, невмешательстве во внутренние дела других стран, на уважении их территориальной целостности и суверенитета, взаимовыгодном сотрудничестве.
КПСС и Советское правительство неоднократно подчеркивали стремление советского народа к мирному сосуществованию государств с различным социальным строем. Еще на первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в январе 1946 г. советская делегация заявила о стремлении4 СССР к мирному соревнованию государств с различными общественными системами, выступила за развитие дружественных отношений между всеми странами и народами.
Руководствуясь искренним стремлением к обеспечению мира, Советское правительство в начале 1949 г. выдвинуло идею подписания Пакта мира между СССР и США, а в сентябре 1949 г. – предложение о заключении Пакта мира великих держав – СССР, США, Великобритании, Франции и Китая, что способствовало бы упрочению мира и безопасности во всем мире. Однако это не отвечало агрессивным планам империалистов. Правящие круги империалистических стран отвергли предложения СССР.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги