На четвертом этапе, как это видно на схеме (зона Г – Д), уровень всех функций снижается, и это всегда в экстремальных условиях уже явно ухудшает результативность деятельности (это дистресс Г. Селье).
Анализ полученных результатов позволяет считать, что приведенная схема демонстрирует единую последовательную приспособительную реакцию организма в экстремальных условиях. Однако не во всех случаях эта реакция разворачивается полностью, с последовательной сменой всех ее этапов. Поэтому можно выразить согласие рядом авторов (В. С. Мерлин, Б. А. Вяткин, 1975), считающих, что стресс как реакция (когда удается зарегистрировать все ее этапы) начинается не с момента дезинтеграции, а имеет фазу положительного влияния (приспособительная полезная реакция) и фазу отрицательного влияния, начинающегося с обнаружения дезинтеграции. Некоторые авторы, в частности А. И. Вейн и И. В. Родштат, считают возможным следствием стрессовой реакции формирование патологии – психосоматических заболеваний, неврологических форм и т. д. Р. М. Баевский, В. Н. Кудрявцева, Г. А. Никулина, Г. Д. Семенова (1973) пишут, что при максимальной выраженности стресса падает коэффициент синхронизации функций и формируются специфические патологические синдромы. Анализ полученного нами материала прямо указывает на такую возможность.
Если обратить внимание на зоны В – Г–Д (участок, характеризующий состояние с момента возникновения рассогласования между функциями) в тех случаях, когда реакция организма на психический стресс развернулась полностью, то обращает на себя внимание следующее.
Это состояние не может быть определено иначе, чем «состояние, которое по уровню психического возбуждения отличается двумя фазами (сначала повышение, затем – понижение), разворачивающимися на фоне непрерывно снижающейся работоспособности». Имеется факт психического перенапряжения (подъем психического возбуждения, перегиб кривой и снижение). Неуклонно снижается работоспособность, ибо функциональное состояние (биоэнергетика) и состояние деятельного навыка – это те параметры, которые непосредственно влияют на спортивную деятельность. Таким образом, легко убедиться, что заключительная часть схемы является графическим изображением неврастенического состояния с его гиперстенической и астенической фазами, полностью соответствующим приведенному выше в кавычках определению, которым характеризовали неврастению И. П. Павлов и А. Г. Иванов-Смоленский.
Однако ясно и то, что наблюдаемые состояния у спортсменов не могут считаться истинной неврастенией по многим причинам. Одна из них – кратковременность этих состояний. Их продолжительность чаще всего исчисляется минутами и часами, редко растягиваясь более чем на сутки. В редких случаях состояния сопровождаются жалобами, которые, если они и есть, имеют определенный характер. Наконец, состояния у спортсменов регистрируются приборами в определенной напряженной ситуации с чрезвычайным психическим напряжением, которое возникает психогенно, как реакция, и с разрядкой ситуации завершается. Таким образом, речь идет о кратковременных психических личностных реакциях, имеющих лишь в своей структуре сходство с неврастенией. Можно говорить только о тенденции изменения состояния в сторону неврастении, т. е. о неврастеноподобном эпизоде – как элементарном функциональном расстройстве, ведущем к снижению результативности; оно может иметь различное содержательное и поведенческое оформление.
Понимание природы неврастеноподобного эпизода диалектических позиций может быть двояким: с одной стороны, это первый шаг за границы условной нормы, выход за которые, даже временный, снижает возможности организма, и потому это явление в период ответственной деятельности нежелательно и требует предупреждения, профилактики; с другой стороны, это «адаптационный поиск» организма, тренирующий механизм, использование которого в подготовке организма к предстоящей напряженной ситуации необходимо.
В приложении к спортивной деятельности из этого следует, что подобные эпизоды должны быть предусмотрены и планироваться в тренировочных периодах, но в периоды ответственных соревнований должна быть обеспечена их профилактика.
В приведенной схеме был выделен один, наиболее часто встречающийся в экстремальных условиях соревнований, вариант динамики взаимоотношений функций, в котором ведущим признаком является психическая сфера. В этом случае кратковременное изменение состояния спортсменов по механизму своего возникновения обнаруживает сходство с неврастенией. Менее часты случаи (возможно, они чаще наблюдаются в тренировочном периоде), когда ведущим признаком оказывается функциональный или двигательный показатель. В принципе такие варианты возможны.
В целом же оптимальное состояние спортсменов можно определить как состояние, в котором при ведущем и регулирующем значении центральных интегративных отделов нервной системы сохраняется скомпенсированное взаимодействие основных функций, обеспечивающих высокую результативность специальной деятельности в экстремальных условиях.
Результаты исследования позволяют сделать и еще вывод. Действительно, первоначально отрицательное влияние стресса проявляется в явлениях дезинтеграции, тем не менее при этом остались не определенными критерии прогноза. А количественные ориентиры необходимы. В дальнейших исследованиях количественная оценка была получена при стандартизации результатов всего массива данных. Отработка результатов с помощью ЭВМ для каждого из определявшихся критериев позволила выявить значение стандартной оптимальной зоны показателей. Колебания показателей внутри пределов оптимальной зоны естественны для каждого индивида. Если даже в периоде регистрации параметров состояния определяется их разнонаправленная динамика в пределах оптимальной зоны, то это свидетельствует о стабильности состояния и не сопровождается ухудшением работоспособности и результативности спортсмена. Лишь динамика показателей с тенденцией движения за пределы оптимальной зоны и с удалением от нее (независимо, в сторону повышения или понижения) говорит об истинной дезинтеграции и служит неблагоприятным прогностическим признаком.
Подводя итоги, можно отметить, что была рассмотрена причина изменения состояния у спортсменов в напряженных предсоревновательных и соревновательных ситуациях. Но это лишь одна из причин, появление внешней ситуационной экстремальности еще само по себе не определяет целиком возникновение реакции.
Анализировать следствие стресса – подробно излагать и характеризовать наблюдающиеся у спортсменов в этих условиях варианты состояний было бы преждевременно. Прежде необходимо остановиться на других вопросах, ответы на которые, возможно, позволят приблизиться к первопричине. Уже отмечалось, что не сама внешняя ситуация как таковая воздействует на состояние спортсмена, существуют еще и внутренние причины. Роль ситуации определяется отношением спортсмена к ситуации. Таким образом, требуют рассмотрения психологические особенности личности спортсмена, а среди них прежде всего мотивационные особенности как показатели направленности личности. Ведь далеко не у всех спортсменов и совсем не всегда стресс приводит обязательно к отрицательным изменениям. У одних спортсменов это наблюдается регулярно и часто, у других – редко, а у третьих – никогда. Почему?
Глава 2. Взгляд на внутренние условия и поиски основных особенностей личности, которые необходимо научиться измерять
1. О некоторых особенностях личности, которые предстоит изучать
Практически все советские исследователи, работающие над проблемами переходных форм психических состояний, отмечают важнейшее значение психологических особенностей личности. Так же велико значение проявления свойств личности в экстремальных условиях. Поэтому психопрофилактические меры немыслимы без выявления основных психологических особенностей личности. Они могут либо увеличивать вероятность рассогласования функций в экстремальных условиях, либо помогать их согласованности. Ядром психодиагностического изучения личности должна стать направленность, в частности мотивация личности спортсмена.
Любая психическая деятельность всегда обусловлена внешними и внутренними воздействиями. И внешние, и внутренние условия психической деятельности человека могут рассматриваться только в единстве их взаимодействия. Внешние причины вызывают психологический эффект опосредованно через внутренние условия. Результатом взаимодействия является психическое состояние, характеризующее личность в данный отрезок времени. Определенные особенности личности, формируя ее, могут обуславливать поведение человека в ответственных, трудных ситуациях, его отношение, мотивы, потребности.
В формировании психического состояния важную роль играют свойства эмоциональной сферы, они, наряду с мотивацией, определяют устойчивость психики к воздействиям неблагоприятных факторов внешней среды. Именно от влияния мотивационных и эмоциональных особенностей может зависеть стабильность состояния и деятельности человека в экстремальных условиях. Мотивационное и эмоциональное влияние на организм идет через систему «мозг – гипофиз – кора надпочечников», через эндокринно-гуморальные воздействия, распространяющиеся на исполнительные отделы, на мышечно-двигательный аппарат.
Психическое состояние в условиях напряжения, стресса изучалось у лиц, занимающихся различной деятельностью: у диспетчеров систем управления, водителей автомашин и грузовых поездов, работников больших ЭВМ и сборщиц часов, у работников умственного труда. Большое внимание эффективности деятельности человека в экстремальных ситуациях уделяется в инженерной психологии. Этими исследованиями показано, что в условиях стресса наблюдаются импульсивные действия, ошибки при выполнении операций, вплоть до срыва в работе. К исходным выводам приходят исследователи в космической психологии и психологии летного труда.
Соревновательная деятельность спортсмена тоже осуществляется в экстремальных условиях, поэтому сходным проблемам уделяется значительное внимание и в спортивной психологии. К сожалению, в большинстве исследований внимание уделяется лишь эмоциональным компонентам состояния, что является ошибкой, так как предстартовое состояние не исчерпывается только эмоциями. Исследования должны комплексно охватывать все уровни личности. При этом справедливо утверждение В. С. Мерлина (1971): «Психологическое исследование только тогда обладает достаточной точностью и надежностью, когда мы можем измерить изучаемые психические явления и выразить их числом». Хотя проблема измерения в психологии еще не решена, необходимо всегда стремиться к обоснованности и точности выводов. Это в наибольшей степени относится к исследованию мотивов.
Изучение мотивов необходимо при определении происхождения психического стресса. Стрессовая ситуация возникает, когда избыток мотивации и невелики адаптационные возможности личности. Каждый человек реагирует на ситуацию по-своему, в зависимости от потребностей, опыта и активности. П. Фресс (1963) отмечал два вида причин стресса: 1) недостаточные адаптационные возможности (новизна, неопытность, внезапность); 2) избытки мотивации (перед или после действия, в социальном поведении; при фрустрации, в конфликтах). Единственный общий элемент в стрессовых ситуациях – расхождение между возможностями человека и требованиями к его личности. Эти требования и определяются мотивацией. Личностный подход – это не просто анализ самой деятельности, но и побуждающих ее тенденций.
Источники активности личности, регулирующая функция сознания, понимание значения и смысла ситуации и своей деятельности стали предметом многих исследований (А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Добрынин, В. Н. Мясищев, Д. Н. Узнадзе, С. Л. Рубинштейн). В их основе теория высшей нервной деятельности, разработанная И. П. Павловым, А. А. Ухтомским, П. К. Анохиным.
Особо выделяется смыслообразующая функция мотива.
Смысл, по мнению психологов, связывает мотив деятельности с ее целью. В этом источник активности человеческой деятельности.
Активность человека зависит от значимости выполняемой деятельности, как объективной, так и субъективной.
Понятие «значимость» тесно связано с понятием «отношения». Психологические отношения рассматриваются как система сознательных связей личности с различными сторонами действительности. Эта система – личный опыт человека и его действия. Успех или неудача могут стать мотивом положительного или отрицательного отношения к деятельности. Мотиву придается двоякий смысл: побудительная движущая сила поведения или переживания и обоснование поступка, решения, мнения.
Эмоциональное отношение человека к достижению цели формируется под влиянием момента ожидания. Во многом фактор ожидания служит связью между психическими процессами управления поведением и мотивацией человека. В научных работах отмечается несовпадение субъективной ценности и реальной ситуации с тем, что ожидается человеком. Несовпадение (или противоречие) истинной ситуации с ожидаемым явлением служит источником аффективного волнения, вызывает дополнительный мотивационный заряд».
Связь между управляющими и активационными психическими функциями осуществляется через сравнения и оценку. От того, как оценена ситуация (положительно или отрицательно), возникает ощущение ее значимости, которая и вызывает активность. Некоторые исследователи обозначают (понимая, конечно, условность терминов) это отношение либо как эмоциональное состояние «надежды», либо как чувство «страха». Они играют роль мотивационных факторов. Таким образом, каждое подобное состояние возникает на основе афферентного синтеза.
Физиологическую сущность связи между управляющими и активационными функциями более всего объясняют исследования П. К. Анохина (1949, 1965). Деятельность направлена на завершение, к ее окончанию приводит обратносвязевая информация о достижении цели. Оценивающей системой является «акцептор действия», который представляет собой непрерывную, опережающую ход событий функцию мозга. Начиная действие, мозг уже подготавливает модель предстоящих результатов, с которой будет сопоставляться обратная информация. Несовпадение внесет коррекцию и повысит активность, совпадение усилит положительную мотивацию и подкрепит реакцию.
Однако способность человека прогнозировать и заранее переживать последствия предстоящих событий может вызвать и отрицательный эффект. Прогнозируя вероятные неприятности, человек заранее как бы ставит себя в неблагоприятную ситуацию. Он переживает ее еще до того, когда ситуация возникает на самом деле, готовится к встрече с неудачей, поражением.
Растущая эмоция накладывает отпечаток на двигательную систему, меняет двигательный навык. Это особенно выявляется в условиях спортивной деятельности, при выполнении сложных, тонко координированных движений. Оценка предстоящей ситуации как угрожающей и ожидание ее слишком рано мобилизует защитные силы организма. Такая мобилизация, казалось бы, рассчитана на интенсификацию физических усилий, но разум человека, включаясь раньше целесообразного срока, удлиняет период подготовки и выводит ее за биологически полезные пределы. Спортсмену это оказывает плохую услугу – оптимум состояния достигается преждевременно, а к моменту старта состояние ухудшается.
Приходится отметить два существенных момента. Во-первых, прогнозируемая отрицательная эмоция может оказаться сильнее реальной – этому способствует суммация и накопление слабых эмоций. Во-вторых, чрезмерная мобилизация нарушает специальный навык появлением более размашистых движений, что, естественно, не способствует точности. И в результате – предвидение опасности обходится дороже, чем сама реальная опасность. Стресс, вызванный ожиданием, когда деятельность еще только предстоит, а немедленные активные действия исключены, проявляется чаще всего в виде тревоги, фиксирующейся при повторении подобных ситуаций.
Вся соревновательная, да и тренировочная деятельность спортсменов сводится к достижению результата. Тот факт, что при равных способностях, но при разной мотивации спортсмены достигают различных результатов, объясняют мотивированным поведением.
Однако следует учесть, что однонаправленное (только положительное) влияние мотивации на результат деятельности наблюдается далеко не во всех случаях. Чем сложнее задача, тем ниже оказывается оптимальный уровень мотивации: высокомотивированные имеют преимущество над низкомотивированными людьми лишь при относительно легких заданиях.
Две основные черты определяют поведение в достижении высокой результативности: одна характеризуется стремлением прямо достичь успеха, вторая тоже нацелена на достижение успеха, но более сложным способом, с предотвращением возможной неудачи. Так возникают соответственно состояния «надежды на успех» или «страха перед неудачей» как мотивы деятельности.
Большинство авторов считает, что, изучая взаимоотношения мотивации и деятельности, совершенно необходимо учитывать и индивидуальные различия по степени возбудимости эмоций. Повышенная эмоциональная возбудимость, тревожность, невротичность приводят к тому, что человек порой реагирует на слабый раздражитель так же, как если бы он обладал чрезмерно сильной мотивацией. При этом под тревожностью или невротичностью понимается не актуальная реакция тревоги, а постоянное свойство личности. В определенных ситуациях оно приводит к повышению активности, и получается, что высокая тревожность оказывает влияние на продуктивность деятельности такое же, как высокая мотивация. Однако прямая связь между этими факторами есть лишь в ситуациях угрозы, но не всегда обнаруживается в обычных ситуациях.
Ученые характеризуют тревожность как приобретенное свойство психики, как один из компонентов характера, свойство личности как свойство темперамента. Была установлена связь тревожности со слабостью, инертностью и неуравновешенностью нервных процессов.
Изучая особенности личности спортсменов, без чего невозможно прогнозирование их состояния в напряженных соревновательных условиях, и не претендуя на организацию всеобъемлющего исследования, в настоящее время мы должны ограничиться изучением некоторых особенностей личности, в наибольшей степени влияющих на состояние. Без попытки характеризовать особенности мотивации спортсменов, присущие им тревожность и степень ситуационно выраженной тревоги прогнозирование становится просто бесперспективным. Это определяет направленность и содержание исследовательской работы.
2. Только точно измерив, можно сравнивать
Проблема работоспособности в экстремальных условиях требует изучения целостной реакции личности в ситуациях психического стресса, меняющего и иногда снижающего работоспособность. Изучение предполагает объективный личностный подход, который тем более важен при анализе до невротических изменений в состоянии, когда влияние личности еще более существенно.
Всестороннее исследование всей многоуровневой системы личности ограничивается не только сложностью ее понимания, но и недостаточностью имеющихся методов регистрации, дающих достоверные и сравнимые данные. Это вынуждает, с одной стороны, всегда объединять ряд адекватных методов, а с другой – разворачивать задуманное исследование постепенно, шаг за шагом.
Попробуем пройти такой путь вслед за исследованием особенностей личности спортсменов, помня, что нас интересует связь между этими особенностями и результатами деятельности и в наибольшей степени – такие определяющие особенности, как мотивация, тревожность, ситуационная тревога.
В серии соревнований длительно наблюдались 77 спортсменов высокой спортивной квалификации. В исследованиях применялись следующие четыре метода: анкетирование; тематико-апперцептивный тест (ТАТ); миокинетическая психодиагностика; определение гемодинамических показателей по формуле Старра (Е. А. Калинин, 1975).
1. Анкетирование проводилось в двух вариантах. В первой анкете спортсменам предлагалось охарактеризовать свое наиболее частое состояние по четырехмерной шкале отношений: «страх – тревога – безразличное спокойствие – мобилизация». Одновременно фиксировались паспортные данные, стаж занятий спортом, спортивная квалификация и динамика спортивных результатов.
Во втором варианте спортсмены давали самооценку предстартового состояния, выявлялось отношение к предполагаемым результатам, соответствие притязаний реальным возможностям спортсмена.
2. Тематико-апперцептивный тест (ТАТ) – прожективный метод, широко применяемый в медицинской психологии. Набор из 20 постоянно применяющихся картин, содержание которых каждый испытуемый интерпретирует по-своему, коротко рассказывает свое понимание ситуации, изображенной на картине, позволяет дать глубинный анализ особенностей личности. Метод хоть и хорош, но для массовых исследований его использование затруднительно из-за слишком большого времени, требующегося на обследование. В практической работе более приемлем вариант, предложенный Х. Хекхаузеном, направленный именно на определение мотивации достижения. Рассматривая шесть стандартных картин, отвечая на четыре постоянных вопроса, испытуемый составляет небольшой рассказ об изображенной на картине ситуации. С помощью специального ключа можно количественно оценивать характеризуемые стороны мотивации достижения.
Определение степени активности мотива и его качественных особенностей требует преодоления ряда методических трудностей. Мотивы, которыми человек объясняет свое поведение, далеко не всегда совпадают с теми мотивами, которые в действительности побуждают его к деятельности. Отсюда применение «прямых» методов исследования приводит к получению недостоверных результатов, испытуемый скрывает свои подлинные мотивы и от экспериментатора, и часто даже от самого себя. Чтобы преодолеть эти трудности, и приходится создавать испытуемому такие условия, когда он не может догадаться, что по его ответу будут судить о мотивах, которыми он руководствуется. Для этого создаются «косвенные», в частности, пролективные методы.
3. Психомоторный метод «миокинетическая психодиагностика» (разработан Э. Мира-и-Лопесом, 1958) позволяет отдифференцировать обычную склонность личности к тревожности и степень актуальной, ситуационной выраженности ее.
Понимание тревоги и тревожности и методы для их регистрации достаточно полно приводятся в сборнике «Стресс и тревога в спорте» (1983), к которому следует обратиться заинтересованному читателю. По нашему же мнению, подтверждающемуся результатами многих лет практической работы, наиболее подходящим методом (и особенно в работе со спортсменами) является психомоторный метод.
О связи психомоторных явлений с различными особенностями личности говорят данные многочисленных исследований. Еще И. М. Сеченов писал, что за каждой мыслью скрыто движение. Можно только сожалеть, что тренеры и спортсмены, как показывает опыт многолетнего общения с ними, часто недооценивают роль психомоторики в сложной двигательной спортивной деятельности: нельзя ее сводить к одним лишь законам биомеханики, более годным для робототехники. Движения человека, личности, спортсмена – всегда психомоторика. Одно представление движения уже вызывает поток импульсов и микросокращения в тех мышцах, которые участвуют в этом движении. Сознание сдерживает движение, но многократный посыл импульсов к соответствующим мышцам создает и поддерживает у человека лишь одному ему присущую структуру распределения тонуса в мышечных группах, что и может характеризовать особенности его личности.
Состояние тревожности проявляется иногда в увеличении амплитуды движений. Это результат усиления двигательных импульсов и бывает при определенной степени беспокойства и тревоги, носящей характер психомоторного возбуждения. Уменьшение амплитуды движений возникает при ослаблении двигательных импульсов; тревога и страх приводят к мышечному закрепощению и скованности движений. Если такие состояния переживаются достаточно часто, устанавливается типичный нейромышечный ответ и фиксируется определенная стереотипия в моторике. Метод миокинетической психодиагностики, применяющийся в спортивных условиях, позволяет выявить такой двигательный стереотип и количественно оценить его.
4. Гемодинамические показатели дают возможность количественно оценить предстартовое состояние спортсменов (степень эмоционального возбуждения в экстремальной ситуации), а также выявить качественные особенности (характер реакции – «тревога» или «гнев»).
Использование показателей только пульса или только артериального давления для сравнения интенсивности психического стресса может привести к ошибочным заключениям, ибо каждому человеку свойственна своя определенная интенсивность ответной реакции на ситуацию психического напряжения. Показатели кровообращения как вегетативные выражения эмоций связаны с гормональными и моторными механизмами. Уже указывалось, что эмоциональная реакция «тревога» сопровождается усилением секреции адреналина, возрастанием частоты пульса и артериального кровяного давления за счет увеличения ударного объема сердечного выброса. Минутный объем крови (МОК) увеличивается. Противоположная по характеру эмоциональная реакция характеризуется секрецией норадреналина с повышением артериального давления при неизменном объеме сердечного выброса за счет увеличения периферического сопротивления кровеносных сосудов. Имея данные пульсового давления (ПД), диастолического давления (ДД) и возраст спортсмена (В), по формуле Старра определяется систолический объем крови: