– уровень развития общества;
– место человека в обществе.
Вопросы для самоконтроля
1. Нужда, которую человек переживает в чём-либо, – это:
– благо;
– интерес;
– потребность;
– ценность.
2. Выберите из предложенного списка лишний признак в характеристике человека как личности:
– убеждения;
– разумное поведение;
– вероисповедание;
– ценностная ориентация.
3. Выберите из предложенного списка виды самопознания:
– опосредованное;
– реалистическое;
– нереалистическое;
– общественное.
4. Выберите из предложенного списка научный метод эмпирического исследования:
– дедукция;
– описание;
– анализ;
– синтез.
5. Верны ли эти суждения о характере деятельности?
А) Общественный характер деятельности проявляется в том, что в процессе деятельности человек вступает с другими людьми в различные отношения.
Б) Преобразующий характер деятельности проявляется в том, что деятельность направлена на получение конкретного результата.
1) верно только суждение А
2) верно только суждение Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли эти суждения о бытии человека?
А) Бытие человека – это философская категория, которая обозначает существование человека, его реальность.
Б) Бытие отдельного человека представляет собой единство его тела и природы.
1) верно только суждение А
2) верно только суждение Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли эти суждения о мотивах деятельности?
А) Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься деятельностью.
Б) Мотивами деятельности являются: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.
1) верно только суждение А
2) верно только суждение Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Впишите слово, пропущенное в схеме.
9. Впишите слово, пропущенное в схеме.
10. Найдите в приведённом ниже списке мотивы деятельности:
– интересы;
– желания;
– влечения;
– эмоции;
– убеждения;
– жизненные принципы.
11. Найдите в приведённом ниже списке компоненты сознания:
– воспоминания;
– рефлексы;
– предчувствия;
– духовные идеалы;
– инстинкты.
12. Найдите в приведённом ниже списке виды деятельности:
– общение;
– игра;
– плавание;
– труд;
– субъект;
– учение.
13. Найдите в приведённом ниже списке социальные потребности:
– экономические;
– экзистенциальные;
– индивидуальные;
– престижные;
– идеальные.
14. Найдите в приведённом ниже списке элементы структуры внутреннего мира человека:
– познание;
– идеи;
– эмоции;
– чувства;
– мировоззрение;
– идеалы.
15. Установите соответствие между биологическим существом и его характеристиками: к каждой позиции, обозначенной цифрой, подберите соответствующие позиции, обозначенные буквами.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО:
1) человек;
2) животное.
ХАРАКТЕРИСТИКИ:
а) может осуществлять сознательную целенаправленную творческую деятельность;
б) приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни;
в) воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность;
г) преобразует окружающий мир, создаёт материальные блага;
д) может изготавливать орудия труда.
Познание
Познание мира
Познание мира – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
Познание мира – это:
– особый вид отражательной деятельности человека;
– духовная сторона практической деятельности человека;
– высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно;
– социальный заказ в виде актуальных потребностей общества.
Процесс познания мира предполагает наличие субъекта и объекта.
Субъект познания – человек, наделённый волей и сознанием; коллектив людей; всё человеческое общество.
Объект познания – весь окружающий мир.
Существуют различные философские направления, имеющие своё мнение о познаваемости мира.
Агностицизм (от греч. agnostos – «недоступный познанию»). Агностики отрицают возможность познания мира.
Скептицизм (от греч. skeptikos – «рассматривающий, исследующий»). Скептики сомневаются в том, что все знания о мире носят достоверный характер.
Оптимизм (от лат. optimus – «наилучший»). Оптимисты уверены в познаваемости мира.
Познание мира подразделяют на обыденное, научное, религиозное, мифологическое, художественное и социальное.
Формы познания
Существует две ступени познания: чувственное (эмпирическое) познание и рациональное (теоретическое) познание.
Чувственное познание представляет собой первую ступень познания.
Формы чувственного познания – ощущение, восприятие и представление.
Ощущение возникает в результате непосредственного воздействия предметов на органы чувств человека. С помощью этих органов он ощущает отдельные свойства предмета: форму, цвет, запах.
Восприятие позволяет человеку выделить предмет из окружающего мира, отобразить его форму и положение в пространстве, создать целостный образ предмета или явления. Восприятие служит также основой формирования представлений.
Представление сохраняет в памяти человека чувственный образ предметов и явлений без их непосредственного воздействия на органы чувств.
Чувственное познание всегда субъективно, и это порождает большое количество суждений и оценок одного и того же предмета или явления. Но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с внешним миром.
Особенности чувственного познания:
– непосредственность;
– наглядность и предметность;
– воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Рациональное познание представляет собой вторую ступень
познания. Формы рационального познания – понятие, суждение, умозаключение.
Понятие отражает общие принципы и свойства предметов. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение – мысль, в которой утверждается или отрицается какая-либо характеристика предмета, явления или события.
Умозаключение осуществляет связь между несколькими суждениями.
Индуктивное умозаключение – от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение – от общего к частному.
Особенности рационального познания:
– опора на результаты чувственного познания;
– абстрактность и обобщённость;
– воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
Интуиция – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства.
Основные признаки интуиции: внезапность, частичная осознанность, непосредственный характер возникновения знаний.
Различают два вида интуиции:
• интеллектуальная интуиция – связана с умственной деятельностью;
• мистическая интуиция – связана с эмоциями и чувствами.
Истина, её критерии
Главная цель познания – достижение истины.
Истина – это соответствие знаний, полученных субъектом познания, содержанию объекта познания.
Объективная истина не зависит от человека, т. к. существует в объективной реальности. Объективная истина всегда конкретна. Конкретность истины – это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, а также от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.
Субъективная истина зависит от сознания субъекта познания.
Истина субъективна, т. к. при её получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.
Принято выделять истину абсолютную и истину относительную.
Абсолютная истина – полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении.
По своему содержанию истина объективна, а по форме – относительна.
Основные виды истины – обыденная (повседневная), научная, нравственная, художественная. Виды истины соответствуют видам знания.
Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика.
Практика (от греч. praktikos – «активный») – это активная деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира.
Формы практики:
– материальное производство;
– социальные действия (например, революции, реформы, войны);
– научный эксперимент.
Черты практики:
– целенаправленность;
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги