Книга Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9-11 классы - читать онлайн бесплатно, автор Ирина В. Синова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9-11 классы
Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9-11 классы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9-11 классы

– уровень развития общества;

– место человека в обществе.

Вопросы для самоконтроля

1. Нужда, которую человек переживает в чём-либо, – это:

– благо;

– интерес;

– потребность;

– ценность.


2. Выберите из предложенного списка лишний признак в характеристике человека как личности:

– убеждения;

– разумное поведение;

– вероисповедание;

– ценностная ориентация.


3. Выберите из предложенного списка виды самопознания:

– опосредованное;

– реалистическое;

– нереалистическое;

– общественное.


4. Выберите из предложенного списка научный метод эмпирического исследования:

– дедукция;

– описание;

– анализ;

– синтез.


5. Верны ли эти суждения о характере деятельности?

А) Общественный характер деятельности проявляется в том, что в процессе деятельности человек вступает с другими людьми в различные отношения.

Б) Преобразующий характер деятельности проявляется в том, что деятельность направлена на получение конкретного результата.

1) верно только суждение А

2) верно только суждение Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


6. Верны ли эти суждения о бытии человека?

А) Бытие человека – это философская категория, которая обозначает существование человека, его реальность.

Б) Бытие отдельного человека представляет собой единство его тела и природы.

1) верно только суждение А

2) верно только суждение Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


7. Верны ли эти суждения о мотивах деятельности?

А) Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься деятельностью.

Б) Мотивами деятельности являются: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.

1) верно только суждение А

2) верно только суждение Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


8. Впишите слово, пропущенное в схеме.



9. Впишите слово, пропущенное в схеме.



10. Найдите в приведённом ниже списке мотивы деятельности:

– интересы;

– желания;

– влечения;

– эмоции;

– убеждения;

– жизненные принципы.


11. Найдите в приведённом ниже списке компоненты сознания:

– воспоминания;

– рефлексы;

– предчувствия;

– духовные идеалы;

– инстинкты.


12. Найдите в приведённом ниже списке виды деятельности:

– общение;

– игра;

– плавание;

– труд;

– субъект;

– учение.


13. Найдите в приведённом ниже списке социальные потребности:

– экономические;

– экзистенциальные;

– индивидуальные;

– престижные;

– идеальные.


14. Найдите в приведённом ниже списке элементы структуры внутреннего мира человека:

– познание;

– идеи;

– эмоции;

– чувства;

– мировоззрение;

– идеалы.


15. Установите соответствие между биологическим существом и его характеристиками: к каждой позиции, обозначенной цифрой, подберите соответствующие позиции, обозначенные буквами.


БИОЛОГИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО:

1) человек;

2) животное.


ХАРАКТЕРИСТИКИ:

а) может осуществлять сознательную целенаправленную творческую деятельность;

б) приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни;

в) воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность;

г) преобразует окружающий мир, создаёт материальные блага;

д) может изготавливать орудия труда.

Познание

Познание мира

Познание мира – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Познание мира – это:

– особый вид отражательной деятельности человека;

– духовная сторона практической деятельности человека;

– высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно;

– социальный заказ в виде актуальных потребностей общества.

Процесс познания мира предполагает наличие субъекта и объекта.

Субъект познания – человек, наделённый волей и сознанием; коллектив людей; всё человеческое общество.

Объект познания – весь окружающий мир.

Существуют различные философские направления, имеющие своё мнение о познаваемости мира.

Агностицизм (от греч. agnostos – «недоступный познанию»). Агностики отрицают возможность познания мира.

Скептицизм (от греч. skeptikos – «рассматривающий, исследующий»). Скептики сомневаются в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

Оптимизм (от лат. optimus – «наилучший»). Оптимисты уверены в познаваемости мира.

Познание мира подразделяют на обыденное, научное, религиозное, мифологическое, художественное и социальное.

Формы познания

Существует две ступени познания: чувственное (эмпирическое) познание и рациональное (теоретическое) познание.

Чувственное познание представляет собой первую ступень познания.

Формы чувственного познания – ощущение, восприятие и представление.

Ощущение возникает в результате непосредственного воздействия предметов на органы чувств человека. С помощью этих органов он ощущает отдельные свойства предмета: форму, цвет, запах.

Восприятие позволяет человеку выделить предмет из окружающего мира, отобразить его форму и положение в пространстве, создать целостный образ предмета или явления. Восприятие служит также основой формирования представлений.

Представление сохраняет в памяти человека чувственный образ предметов и явлений без их непосредственного воздействия на органы чувств.

Чувственное познание всегда субъективно, и это порождает большое количество суждений и оценок одного и того же предмета или явления. Но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с внешним миром.

Особенности чувственного познания:

– непосредственность;

– наглядность и предметность;

– воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Рациональное познание представляет собой вторую ступень

познания. Формы рационального познания – понятие, суждение, умозаключение.

Понятие отражает общие принципы и свойства предметов. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение – мысль, в которой утверждается или отрицается какая-либо характеристика предмета, явления или события.

Умозаключение осуществляет связь между несколькими суждениями.

Индуктивное умозаключение – от частного к общему.

Дедуктивное умозаключение – от общего к частному.

Особенности рационального познания:

– опора на результаты чувственного познания;

– абстрактность и обобщённость;

– воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Интуиция – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства.

Основные признаки интуиции: внезапность, частичная осознанность, непосредственный характер возникновения знаний.

Различают два вида интуиции:

• интеллектуальная интуиция – связана с умственной деятельностью;

• мистическая интуиция – связана с эмоциями и чувствами.

Истина, её критерии

Главная цель познания – достижение истины.

Истина – это соответствие знаний, полученных субъектом познания, содержанию объекта познания.

Объективная истина не зависит от человека, т. к. существует в объективной реальности. Объективная истина всегда конкретна. Конкретность истины – это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, а также от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

Субъективная истина зависит от сознания субъекта познания.

Истина субъективна, т. к. при её получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Принято выделять истину абсолютную и истину относительную.

Абсолютная истина – полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении.

По своему содержанию истина объективна, а по форме – относительна.

Основные виды истины – обыденная (повседневная), научная, нравственная, художественная. Виды истины соответствуют видам знания.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика.

Практика (от греч. praktikos – «активный») – это активная деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира.

Формы практики:

– материальное производство;

– социальные действия (например, революции, реформы, войны);

– научный эксперимент.

Черты практики:

– целенаправленность;

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги