Николай Новичков
Герои или Титаны
© Николай Новичков, 2017
© Издательская группа «Точка», 2018
Смерть профессий?
Мир профессий меняется. Некоторые прямо на наших глазах уходят в прошлое – этот процесс вечен, он начался вместе с возникновением профессий в результате неоднократных разделений труда, а завершится одновременно с концом истории. Профессиональная деятельность – одна из форм человеческого бытия, связанная с тем, что никто на планете не может знать и уметь всё без исключения (хотя, наверное, нам бы этого хотелось). А раз так, то появление рынка, конкуренции и профессионализации было неминуемым.
Некоторые исследователи говорят об исчезновении профессий как о явлении постиндустриального мира. Безусловно, набор компетенций для той или иной профессиональной деятельности меняется постоянно, но набор операций, действий, решений, характерных для профессиональной системы – явление более постоянное, а значит можно говорить о том, что профессии существуют, и ими можно и нужно овладевать.
Важной характеристикой современного профессионального мастерства является наличие Х-компетенций – профессиональных возможностей, лежащих на пересечении различных, иногда далеких друг от друга сфер человеческой деятельности. Самый яркий пример таких «людей-Х» – технологические предприниматели (технопренёры) или инженеры-управленцы. Трудно сказать, что в них превалирует – экономическое мышление или инженерно-технологические навыки; здесь важен баланс, сочетание первого и второго, а точнее – определение того пересечения, в результате которого и рождается Х-профессионал, способный получать экономический эффект в постоянно меняющихся и ускоряющихся технологических условиях.
Означает ли рост значения Х-компетенций отмену профессий? Однозначно – нет. Напротив, он акцентирует наше внимание на важности развития профессиональных систем.
В книге, которую вы держите в руках, про мир профессий на уровне понятий и первичной классификации сказано почти всё. Проведенного автором анализа вполне достаточно для того, чтобы понять, чем одна профессия отличается от другой, и это позволяет читателю ответить на два важнейших для профессиональной самореализации вопроса: «Чем же я занимаюсь? И чем же я хочу заниматься?». Эти вопросы в равной степени актуальны и для старшеклассников, и для выпускников вузов, и даже для поколения сорокалетних.
Автор книги – успешный человек, неоднократно менявший профессии, уходивший из тех или иных профессиональных систем и возвращавшийся в них. В современном мире это, практически, уже норма. Жизнь постоянно повышает профессиональную планку, и если полвека лет назад важно было быть специалистом в узкой сфере, то сегодня приоритетом становится способность ориентироваться в широкой, а точнее – размытой профессиональной среде. А стало быть, ещё более необходимо четко разбираться в том, чем одна профессия отличается от другой, и чем они способны друг друга (а значит и нас) обогащать.
Практически каждый человек хочет, чтобы его считали профессионалом, стремится к успеху и признанию. Это нормально, так и должно быть, так устроен мир. Но знания, навыки и компетенции – это не просто набор в конструкторе «Лего Успех», это открытая, развивающаяся система. Начало её создания – поиск призвания, определение склонности и построение индивидуального профессионального трека. Для того, чтобы лучше понять себя и попытаться найти свой уникальный профессиональный путь, и нужна эта книга.
И не забывайте про Х-компетенции. «Люди-Х» уже среди нас!
Сергей СЕРЕБРЕННИКОВДекан факультета инженерного менеджмента РАНХиГС, доцентПрофессионалы и компетенции в мире героев и титанов
«Ничто не вечно, кроме перемен», – сказал некогда Гераклит. С этим сложно спорить, хотя всем нам очень хочется стабильности и постоянства. И в этом противоречии – вся суть жизни социума: одни люди держат на своих плечах землю, а другие её вращают. И тем, и другим нужны компетенции и профессионализм.
Еще совсем недавно диплом об окончании высшего или среднего специального учебного заведения обеспечивал человеку место в социальном организме, гарантировал понятную стартовую позицию. Сегодня всё – или почти всё – выглядит по-другому. Знания и навыки, полученные за 4–5 лет обучения в вузе или колледже, устаревают, в зависимости от специфики, минимум на 50 процентов, а часто и на все 90. Это не хорошо и не плохо. Это часть условия задачи, которую каждый человек решает индивидуально, и не стоит рассчитывать на то, что правильный ответ отыщется в конце задачника.
Профессии и профессиональные компетенции в современном мире никто не отменял – просто из статических систем (набора знаний и навыков) они превратились в динамические – постоянно меняющиеся совокупности умений отвечать на профессиональные вызовы. Стабильность в этой новой среде тоже присутствует, и заключается она в системах профессиональной деятельности. Инструменты решения и способы постановки задач могут меняться, но характер и содержание деятельности как таковой остаются более или менее предсказуемыми. Как и тысячу лет назад, нужно готовить еду, писать стихи, защищать свой дом. Профессионалы в этих областях будут востребованы в XXII веке так же, как они были нужны в начале нашей эры или в античном мире.
Автор книги, которую вы держите в руках, стремится систематизировать наши представления об основных направлениях человеческой деятельности, значимой для социума. Новизна его подхода состоит в том, что все профессиональные системы он делит на два основных класса – творческие и служебные. Кроме них, автор говорит о профессиях-конвергентах и «всадниках будущего», но узнать о том, что это такое, мы предлагаем вам, прочитав эту книгу, которая призвана еще раз продемонстрировать, что осознанность в выборе профессионального пути крайне важна.
Чтобы выбор был на самом деле осознанным, нужно досконально разобраться в той или иной профессиональной системе и ответить на ряд, казалось бы, простых, но, на самом деле, довольно сложных вопросов. С чем связана та или иная профессиональная деятельность? Чем занимаются те, кто выбирает её? Что они делают? Какие используют компетенции? Знать ответы на эти вопросы важно и при выборе профессионального пути, и при построении карьеры. Кстати, здесь полезно вспомнить, что владение одной профессией в современном мире – уже анахронизм. Сегодня человеку, стремящемуся жить полной жизнью и успешно развиваться, нужно не только постоянно повышать квалификацию, как это было прежде, но и овладевать новыми компетенциями. Проще всего делать это, обращая внимание на близкие или смежные профессиональные системы. Об их классификации тоже рассказано в этой книге.
«Герои и титаны» – не просто красивая метафора. Это все мы, каждый из нас. Кем стать – каждый решает сам, но делать выбор проще, и он более эффективен, когда понимаешь, на что способен и чего хочешь от своей профессиональной деятельности и вообще от жизни.
Овидий говорил: «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними». Сегодня можно сказать: «Мир меняется, и компетенции меняются вместе с ним». Россия делает амбициозную заявку на то, чтобы стать одним из законодателей моды в подготовке профессионалов. Вырастить новые поколения героев и титанов непросто, но выбора нет: только успех каждого из нас формирует успех страны и мира.
Профессионалами не рождаются, ими становятся. Желаю всем читателям найти себя, понять своё призвание и обрести свои собственные профессиональные достижения и признание!
Павел ЧЕРНЫХГенеральный директор Центра навыков и компетенций «SkillsCenter»Об авторе
Всю свою сознательную деловую жизнь сорокатрехлетний доктор экономических наук, профессор Николай Новичков занимается маркетингом в самых разных сферах и направлениях. Он организовывал образовательные процессы, создавал институты развития, был успешным политтехнологом, советником нескольких российских губернаторов и министра культуры России. Возглавлял министерство культуры Пермского края, был заместителем руководителя Федерального агентства по туризму. Вместе с командой создавал и реализовывал концепцию развития туризма Новгородской области, разрабатывал и продвигал бренды нескольких регионов России.
Автор книги выступал и выступает с публикациями в ведущих российских изданиях и научных журналах, имеет изданные учебники и монографии.
Он постоянный спикер Санкт-Петербургского международного экономического форума, член экспертного совета Правительства Российской Федерации. Его концепция культурной экономики и культурных организаций, отраженная в целом ряде научных работ и публикаций, находит постоянное подтверждение в современной экономической реальности.
Николай Новичков – участник и спикер форсайт-сессий по определению контуров будущего, в том числе эксперт «Атласа новых профессий». Он признанный специалист в развитии современного высшего образования и подготовки кадров для постиндустриальной экономики. Такое видение особенностей развития профессий настоящего и будущего – в частности, понимание тенденций глобального постиндустриального экономического развития – позволило автору сформировать уникальную классификацию современных профессий и спрогнозировать их изменение в будущем.
Кем быть?
«Жизнь – это всегда выбор. О чем-то мы жалеем, чем-то гордимся. Что-то будет преследовать нас вечно. Мы сами решаем, какими нам быть»
Грэм БРАУН«Лучшим каждому кажется то, к чему он имеет охоту»
Козьма ПРУТКОВКак стать тем, кем ты хочешь?Когда ты выбираешь профессию, у тебя, что называется, разбегаются глаза. В одном только Общероссийском классификаторе их – сотни. Как понять, какая именно – твоя?
Можно, конечно, посоветоваться с друзьями или с теми, кто уже выбрал. Но, боюсь, их ответы тебя не очень удовлетворят: люди, выбравшие профессию, могут рассказать об одном, максимум – трех-пяти профессиональных треках. И не каждый из них будет удачным. Стало быть, надо идти другим путем. Каким? Я предлагаю простой и понятный алгоритм, состоящий из пяти последовательных шагов, сделать которые тебе поможет именно эта книга. Вот эти шаги.
Первый: понять, что такое профессия.
Второй: разобраться в том, какой класс профессий тебе ближе – те, что основаны на творчестве, или профессии, суть которых состоит в служебной деятельности. Возможно, кстати, что тебе будет интересно связать будущее с одной из профессий-конвергентов.
Третий: в рамках интересного тебе класса профессий выбрать из списка представленных в книге видов деятельности два-три наиболее привлекательных.
Четвертый: понять, как выбранные виды деятельности изменятся в будущем и сможешь ли ты успешно реализовывать себя в этих профессиях через 15–20 лет.
Пятый: еще раз спросить себя, готов ли ты связать свою жизнь с выбранным.
Если ты готов – вперед. А я помогу тебе сделать эти пять шагов. Именно ради этого и написана лежащая перед тобой книга.
Не забывай, что выбор профессии – дело ответственное. Одним решением в молодости ты на многие годы определяешь то, с чем будет ежедневно связана твоя жизнь. И люди, к сожалению, очень часто делают на этом пути ошибки. Две трети из них ходят на нелюбимую работу! Это катастрофические цифры, но и они, что называется, еще полбеды. Большинство из тех, кто ошибся с выбором профессии, не готовы что-либо менять и годами живут, двигаясь «по колее», оставаясь несчастными.
Не бойся совершать ошибки. Жизнь дает человеку возможность совершенствоваться, в том числе и с точки зрения профессиональной самореализации.
Менять профессии в нашем быстро меняющемся мире, это уже норма. Норма – иметь несколько профессий. Норма, если через десять лет ты снова озаботишься выбором, – и тогда эта книга снова тебе поможет.
Но повторю: к выбору первой профессии нельзя подходить легкомысленно. Это твоя жизнь, и неверно принятое решение может повлечь за собой серьезные проблемы. Поэтому двигайся поступательно: предложенный тебе алгоритм построен на любимом методе Шерлока Холмса – дедукции, ведущей от общего к частному. Общее в нашем случае – классы профессий, особенности их проявления в той или иной деятельности, а частное – твой собственный выбор.
Что ты сможешь найти в этой книге?Рождение той или иной профессии определяется ростом потребности общества в систематическом оказании той или иной услуги. Эта книга содержит описание нескольких десятков важных и востребованных сегодня видов деятельности, среди которых ты точно сможешь найти тот, который интересен именно тебе. И именно тебе он поможет стать счастливым, востребованным и успешным. Объясню, как я формировал комплекс описанных здесь профессий.
1. В создании системы профессий я претендую на всеобщность и универсальность.
В том или ином виде здесь нашли отражение почти все профессии, для которых требуется сейчас высшее образование.
Некоторые из них носят комплексный характер – они объединяют в себе сразу несколько профессий. Примером такой комплексной профессиональной системы является профессия инженера, имеющая множество проявлений, связанных, например, с отраслевыми особенностями. Можно встретить инженера-строителя, инженера-энергетика, военного инженера и т. д. Содержание работы представителей этих подпрофессий принципиально на самом деле почти не отличается, и это позволяет говорить, что мы здесь имеем дело не с множеством профессий, а лишь с одной, но комплексной. Особенно это важно понимать потому, что в обозримом будущем большинство имеющихся отраслевых различий, скорее всего, исчезнут.
2. В этой книге я не рассматриваю явления, которые принято называть профессиями, но которые не являются системами, то есть целостными образованиями. Например, я не знаю такой профессии, как экономист. Я знаю профессии предпринимателя, ученого-экономиста, менеджера. Но экономист – это не профессия, а сфера или среда деятельности (экономическая среда), в рамках которой существует несколько самых разных профессиональных активностей. Также я не включил в книгу ряд известных профессий, по которым карьерный трек является довольно сложным для описания и реализации. К таким направлениям относится, например, профессия священнослужителя.
3. Отдельно хочу отметить, что я категорически не применяю отраслевой принцип к описанию профессий. Системы деятельности возникают исходя из общественных потребностей и на основе человеческой активности, поэтому ты не найдешь в этой книге таких профессий, как, скажем, строитель или юрист. Ведь в строительной отрасли, как ты понимаешь, трудятся представители множества самых разных видов деятельности: ученые, изобретатели, предприниматели, инженеры, рабочие и т. д. Аналогичным образом и юридический цех включает в себя немалое количество профессий, начиная с государственных чиновников и заканчивая частными сыщиками и адвокатами.
4. Я также не рассматриваю отдельно «профессии-версии» или «профессии-синонимы». Например, зачем отдельно изучать ветеринара, если это фактически «врач для животных»? Точно так же нет смысла говорить об агрономах или зооинженерах, ибо это версии «большой» инженерной профессии, с той лишь разницей, что «классический» инженер имеет дело с «железными» механизмами, а агрономы и зооинженеры – с биологическими.
5. Хочу обратить твое внимание, что у меня не было намерения изучать рабочие профессии. Я оперирую профессиональными системами, приобщение к которым требует высшего образования. Я, конечно же, готов к тому, что ты решишь искать себя в пределах среднего профессионального образования. Но это будет твой выбор, и реализовывать его ты будешь без меня.
Все описанные в этой книге профессиональные системы имеют перспективы развития, то есть будут востребованы не только в ближайшей (4–6 лет), но и в более отдаленной (15–20 лет) перспективе.
Что ты получишь в результате?Эта книга не призвана дать ответы на все вопросы о твоем профессиональном будущем. Скорее, ее задача – помочь тебе правильно поставить эти вопросы перед самим собой. Ведь ты, наверно, знаешь, что точно сформулировать проблему – это уже означает наполовину решить ее.
Иными словами, мне важно показать, что можно системно подойти к выбору будущей профессии и реализовать его, пользуясь эффективным алгоритмом. Профессиональные системы, как бы они ни были сложны и разнообразны, все построены по общим лекалам и принципам. Содержание работы в любой профессии определяется всего лишь двумя видами деятельности – творчеством или службой (в крайнем случае их конвергенцией). Такой метод позволит тебе сразу сузить перечень подходящих профессий – по той простой причине, что творчество и служба отличаются друг от друга, как день и ночь. Разобравшись со своими склонностями и интересами, ты будешь способен сделать адекватный выбор профессии.
По большому счету, прочтя эту книгу, ты увидишь образ твоей будущей профессии и сможешь – совершенно самостоятельно – принять максимально верное решение. А я постараюсь давать тебе такие советы, чтобы это решение было органичным, обоснованным и открывающим тебе путь к счастью и профессиональному успеху.
I
Все виды профессиональной деятельности делятся на два класса: творчество или служба. И это всё!
«Любовь и работа – единственные стоящие вещи в мире. Работа – это своеобразная форма любви»
Мэрилин МОНРО«Если что-либо стоит делать, это стоит делать за деньги»
Джозеф ДОНОХУ Что такое профессиональная деятельность?Профессия – это регулярный оплачиваемый труд, имеющий характерное (отличаемое от другого труда) содержание.
Положим, общество имеет потребность в образовании детей. Это влечет за собой появление ученых, преподавателей, исследователей и наставников. Надеюсь, для тебя не секрет, что прообразы тех или иных профессиональных деятельностей появились еще в первобытном обществе вместе с первым разделением труда – скажем, на земледельцев и скотоводов. Второе разделение было связано с выделением ремесла из аграрного производства, а третье – с отделением от двух обозначенных направлений купечества и др. С тех пор прошло множество разделений труда: когда-то умственный отделился от физического, а машинное производство стало альтернативой ручному труду. И процесс этот продолжается до сих пор: например, предложенная мной систематизация с выделением творчества и службы – это тоже своего рода разделение труда, которое мы наблюдаем прямо сейчас.
Чтобы сделать правильный выбор, надо понять, из чего складывается та или иная деятельность и каковы ее содержательные признаки. Здесь я сразу должен сделать некоторую оговорку. В этой книге при описании человеческого труда мы не будем говорить о таких качествах, как честность, порядочность, верность слову, патриотизм или человеколюбие, не станем акцентировать внимание на необходимости соблюдения этических норм, законов и правил поведения – как общечеловеческих, так и профессиональных. Этими качествами должен обладать, как мне представляется, любой нормальный человек вне зависимости от того, какое у него образование и чем он занимается. Как сказал некогда Виссарион Григорьевич Белинский: «Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и прочее, но худо не быть при этом человеком». Я буду исходить из того, что человеком ты уже стал, и теперь пора помочь тебе найти свое место в мире и подыскать, как раньше говорили, хорошую работу. Этим мы с тобой в этой книге и займемся.
10 признаков профессиональной деятельностиВольтер когда-то сказал: «Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды». Соглашаясь с классиком, давай разберемся с признаками профессиональной деятельности как явления.
Во-первых, это всегда труд – то есть приложение усилий (работа) для достижения нужного результата. Как ты понимаешь, труд бывает разным: физическим, умственным, творческим, механическим и пр., но в любом случае он – базовый признак профессиональной деятельности, без него она невозможна в принципе.
Во-вторых, профессиональный труд всегда имеет особое характерное содержание. В самом общем виде это операции (действия), которые необходимо совершать, чтобы выполнять работу. Чем сложнее работа, тем сложнее система (сочетание и разнообразие) операций. Тем не менее, какой бы сложной ни была работа, ее содержание можно представить как совокупность простейших операций, которая отличает (или, наоборот, сближает) различные виды трудовой деятельности.
Что в рамках своей работы делает, например, предприниматель? Он предпринимает (!) исследовательские действия (изучает спрос, ищет уникальные рыночные ниши, анализирует практику конкурентов), творческие действия (формирует уникальное предложение рынку) и управленческие действия (организует предприятия, нанимает, мотивирует и контролирует персонал и т. д.). Разнообразие совершаемых предпринимателем операций весьма велико. Но! Центральным звеном в их цепочке является, конечно, блок творческих действий – вывод на рынок того товара или той услуги, за которые потребитель (то есть мы с тобой) отдаст свои деньги. Аналогичным образом можно описать содержание любой профессиональной деятельности, определив именно те особенности, которые формируют профессиональную систему, делая ее уникальной и привлекательной.
В-третьих, профессия всегда подразумевает систематическое повторение тех или иных действий или операций. В содержании работы любого профессионала всегда есть повторяемость. Это не говорит о том, что он делает «одно и то же». Но характер работы в рамках профессии не может радикально меняться. Это важно понимать при выборе профессии, поскольку ты будешь, условно говоря, заниматься почти «одним и тем же» в течение целого ряда лет. С повторяемостью тесно связана и специализация – совокупность особенностей приложения профессиональных действий, например, по отраслям.
В-четвертых, любая профессиональная деятельность обладает признаком сообщности; ею занимается множество людей, все они – коллеги, члены профессионального сообщества. Это порождает профессиональную этику, цеховые интересы, коллективную солидарность и т. д. Ты спросишь: может ли у той или иной профессиональной деятельности быть только один, единственный представитель? Отвечаю: может! Но только в том случае, если он – гений и действительно изобрел некую новую, ранее неизвестную сферу применения человеческих способностей. В остальных случаях всегда будет существовать множество людей – носителей компетенций той или иной профессиональной системы.
Профессия состоит из компетенций, то есть умений делать нечто такое, что интересно другим людям, за что они готовы тебе платить. «Компетентный» – значит «профессиональный».
В-пятых, любая профессиональная активность подразумевает наличие знаний, навыков и компетенций, то есть совокупности способов и методов выполнения работы, приобретенных, как правило, в результате обучения. Некоторыми компетенциями, впрочем, человек может обладать и от рождения (способностями, склонностями, талантами), но роль их в последнее время снижается, тогда как роль компетенций, полученных в процессе обучения и образования, растет. Сейчас практически не осталось профессиональных систем, не требующих накопления знаний, формирования навыков и компетенций. Поэтому, нравится это нам с тобой или нет, но учиться в жизни придется много и постоянно.
В-шестых, степень профессионализма характеризуется квалификацией – уровнем умения совершать в рамках профессии необходимые действия или операции. Полагаю, для тебя не секрет, что кто-то, например, из сообщества программистов лучше и быстрее других пишет алгоритмы и коды, а кто-то делает это не столь успешно – при наличии формально одинакового уровня образования. Овладение тонкостями и секретами профессии означает повышение уровня квалификации. Именно таким образом специалисты внутри профессионального сообщества конкурируют друг с другом. Квалификация, кроме того, отличает профессионала от любителя – человека, который начинает заниматься какой-то деятельностью без специальной подготовки.
В-седьмых, профессиональная деятельность не есть некая абстракция. Она всегда персонифицирована, выражена в должностях и имеет вполне конкретных носителей. Должность – это совокупность обязанностей и полномочий, реализуемых с помощью профессиональных действий. А носители – это мы с тобой, то есть люди, получившие возможность выполнять ту или иную работу на той или иной должности.
Профессиональный труд характеризуется карьерой, то есть перемещением по уровням мастерства, оплаты труда и важности занимаемых должностей.