Книга Всемирная философия в кратком изложении. Книга вторая. Классическая западная философия (от Средневековья до немецкой классической философии) - читать онлайн бесплатно, автор А. В. Ерахтин. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Всемирная философия в кратком изложении. Книга вторая. Классическая западная философия (от Средневековья до немецкой классической философии)
Всемирная философия в кратком изложении. Книга вторая. Классическая западная философия (от Средневековья до немецкой классической философии)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Всемирная философия в кратком изложении. Книга вторая. Классическая западная философия (от Средневековья до немецкой классической философии)


Ни одна из этих концепций в полной мере не принималась церковью. Перед Аквинским встала сложная задача: не проповедуя полного пренебрежения к разуму, сохранить примат веры над разумом. А.В.Иванов и В.В.Миронов пишут: «В творчестве Фомы Аквинского проявился основной парадокс и двойственность христианской теологии, которая, с одной стороны, строилась на очень рациональных началах, жестко разграничивая веру и знание. А с другой – не могла согласиться с независимостью знания от веры, истины от Бога. Было ясно, что это противоречие необходимо должно было каким-то образом разрешиться»25. Фома Аквинский делает неожиданный для христианского теолога вывод о наличии у наук собственной рациональности, т.е. системы обоснования, не связанной непосредственно с теологическим содержанием. Наука обладает определенной самостоятельностью, она может заниматься доказательством, но ее выводы не могут противоречить догматам церкви. Вера в принципе выше разума. Человеческий разум может ошибаться, а вера опирается на абсолютную правдивость бога, поэтому Божественное Откровение, данное в Евангелие, превосходит любые истины разума. То, что дано разуму от природы не может противоречить истинам веры, поскольку «истина христианской веры превосходит способность человеческого разума»26. Истинность веры, с точки зрения Фомы, доказывается бесчисленными чудесами, совершенными богом (исцеление больных, воскрешение мертвых и т.п.).

Философия и частные науки, согласно Аквинскому, должны выполнять по отношению к теологии служебные функции, они могут использоваться в целях лучшего понимания и более глубокого разъяснения истин Откровения. Теология обращается к помощи философии, чтобы сделать положения веры понятными для «естественного разума» человека, они должны убеждать людей в справедливости ее принципов. Если рациональные знания не выполняют этой задачи, они становятся бесполезными и даже перерождаются в опасные рассуждения.


Социология. Человек не только продукт божественного творения, он имеет и социальную сущность. Поэтому человеку необходима не только церковь, но и государство. Государство существует для того, чтобы заботиться об общем благе, оно регулирует отношения между людьми. Фома Аквинский различает три типа государства: олигархию, монархию и тиранию. Разновидностью тирании он считает демократию, когда несправедливое правление осуществляется многими людьми. Господство народа имеет место именно тогда, когда массы благодаря своей силе подавляют богатых.

Аквинат решительно выступает против социального равенства, сословные различия он считает вечными. Хотя власть происходит от бога, Фома говорит, что могут быть случаи, когда правитель пришел к власти при помощи несправедливых средств и правит несправедливо. Бог в соответствии со своими планами может установить плохую власть в целях наказания людей. Но если власть выступает против божественных установлений, церковных заповедей и моральных норм, подданные имеют право восстать против государственной власти. Лучшая форма государства – монархия, Монарх должен быть в своем царстве тем, чем является душа в теле, а бог в мире. Церковь выше государства, поэтому светская власть должна быть подчинена власти духовной. В XIII веке Фома Аквинский был причислен к лику святых, а его учение, томизм, становится официальной доктриной римско-католической церкви. Однако, в условиях Ренессанса возникает кризис томизма, изучение его трудов прекращается. Но в конце XIX века изучение томизма возрождается. Папа Лев XIII провозгласил в 1879 году в энциклике «Бессмертные отцы» учение Фомы Аквинского обязательным для всей католической церкви.

Глава 2. Философия эпохи Возрождения

2.1. Специфика эпохи Возрождения

Начиная с XV века, в западной Европе происходит ряд фундаментальных изменений в социально-экономической и духовной жизни. Это врем зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств и глубоких социальных конфликтов. Экономический расцвет и новая культура зарождается в городах Северной Италии. Вся средиземноморская торговля находилась в руках итальянских купцов. Невиданного размаха достигли: денежное обращение, кредит, банковские операции. Сами термины «банкир», «ломбард», «кредит» итальянского происхождения.

Культура эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания и великими географическими открытиями. В это время Колумб открыл Америку, Васка де Гама, обогнув Африку, нашел морской путь в Индию, Магеллан своим кругосветным путешествием доказывает шарообразность Земли. Все это расширяло кругозор человека. Появляется научная анатомия и основы физиологии, возникает «ятрохимия» или «медицинская химия», изучаются химические процессы в человеческом организме и воздействие на него лекарств. Огромных успехов достигает астрономия.

Новая эпоха вошла в историю под названием Возрождения – это переходный этап от христианской философии к философии Нового времени. Она осознает себя как возрождение античной культуры, отсюда и название «Ренессанс», т.е. «Возрождение». Но это не означало просто реставрацию старого, оно возникает как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности. Формально мыслители этой эпохи по-прежнему ставили в центр мироздания бога, но главное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Кризис феодализма и зарождение буржуазных отношений привел к падению влияния церкви. Процесс секуляризации

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

См.: Ерахтин А. Всемирная философия в кратком изложении: Книга первая. Становление философии: Восток и Запад. Издательские решения, 2020. С. 74—160.

2

Клемент Александрийский. Строматы. Т.3. (кн. 6—7). СПб., 2003.

3

Клемент Александрийский. Строматы. Т. 1. (кн. 1—3). С. 128.

4

Там же. С. 130.

5

Тертуллиан. Избранные сочинения. М..1994. С. 62.

6

Там же. С. 128

7

Там же. С. 139.

8

Там же. С. 135.

9

Там же. С. 139.

10

Там же. С. 174.

11

Там же. С. 166.

12

Антология мировой философии. Т. 1. С. 593.

13

Антология мировой философии. Т. 1. Ч.2. М., 1969. С. 585.

14

Там же. С. 589.

15

Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. С. 286.

16

Гайденко П. П. Бытие и разум //Вопросы философии. 1997, №7. С. 129.

17

См.: Антология мировой философии. Т. 1. С. 602—603.

18

Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990. С. 23.

19

Там же. С. 29.

20

Там же. С. 164.

21

Майоров Г. Г. Судьба и дело Боэция // Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. С. 379.

22

Гурина М. Философия. М., 1998, с, 194.

23

Фома Аквинский. Сумма теологии. М., 2006. С. 38.

24

Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. Т.1. Ч.2. М., 1969. С. 831.

25

Иванов А. В., Миронов В. В. Университетские лекции по метафизике. М., 2004. С. 105.

26

Фома Аквинский. Сумма против язычников. Книга 1. Долгопрудный, 2000. С. 55.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги