Книга Беларусь. Обряды на благополучие и богатство - читать онлайн бесплатно, автор Лариса Новицкая. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Беларусь. Обряды на благополучие и богатство
Беларусь. Обряды на благополучие и богатство
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Беларусь. Обряды на благополучие и богатство

Карыся, карыся,Усим да ног кланися,Старога, малога не минай,Кожнаму да ног прыпадай,Кожны тваю галовку абайме,Шчасцем, долею агарне. (10. С. 200)

Вслед за «кликаньем» проходил посад, и затем жених и «дружина» отправлялись в дом тестя. Жениху полагалось ехать верхом или в экипаже. «Дружинники» сопровождали его исключительно верхом, обеспечивая тем самым «князю» в браке достаток, благополучие и крепкое общественное положение. Даже самые бедные крестьяне считали своим священным долгом отправиться к венцу на лошадях, а не пешком.

Посад

Связанный с культом домашнего очага и культом предков-«дедов» обряд посад, во время которого невеста и жених садились на покрытую вывернутым кожухом дежу, был одним из главных обрядов, наделяющих семью достатком, изобилием, благосостоянием, плодовитостью. Поскольку дежа олицетворяла лоно божественной прародительницы, а вывернутый кожух – идущее от предков изобилие всяческих благ, обряд подключал молодых к родовым силам деторождения, добробыта, благополучия, богатства. Ещё посад обеспечивал жениху и невесте благословение на добрую «венчальную долю» «деток заплечных». Все ритуальные действия посада служили залогом хорошего отношения к молодым «деток заплечных» добрых и защитой от прихода «злыдней».

Выполнить обряд могли только целомудренные брачующиеся. Редкая невеста, потерявшая целомудрие до свадьбы, соглашалась сесть на «посад». Когда девушка отказывалась садится на дежу, то свадьба расстраивалась и сторона жениха требовала вернуть все денежные расходы. Но если невесту опорочил сам жених, заключение брака считалось его нравственной обязанностью. На браке настаивали и родители девушки, и родные молодого человека. Непорочность требовалась и от жениха. Родители «согрешившего» парня порой отказывали ему в благословении. «Жениху третий раз указали на дежу, но он вынул из кармана носовой платок, разостлал перед собой на полу, и, опустившись на колени, приник устами к земле… Не вставая с земли и не глядя никуда, жених повернулся в сторону отца и приник к его ногам, издавая глухие звуки рыдания. Отец вскочил как ужаленный и ногами стал бить сына, но тот не вставал, продолжал целовать ноги отца. Тяжело дыша, отец жениха прислонился к скамейке и зарыдал, как ребенок, закрывшись руками. …Многие стали просить отца простить сына и благословить. «Нет, – сказал он, – хоть я благословлю, но Бог его не благословит, раз он так сделал мне. Какая же твоя жизнь будет, сынок, если ты не боялся Бога и не хотел слушать отца». (11. С. 104) Так описывал М. В. Довнар-Запольский случившуюся во время посада историю и продолжал: «… это центр свадьбы, традиционно приковывающий к себе всё внимание присутствующих, выполняемый с особым эффектом, торжественно; но торжественность эта скорее мрачного, удручающего душу характера, производящая тяжелое нравственное впечатление даже на совершенно стороннего зрителя и резко отличающаяся от бесконечного веселья всех последующих обрядов». (11. С. 103)

Сиденье на «посаде» молодого проводилось у него дома перед отъездом на венчание. Две девушки и парень вносили в комнату положенный на крышку дежи каравай и ставили его на стол. Вслед за караваем приносили хлебную дежу и накрывали вывернутым кожухом. «Дружка» брал рушник за один конец, другой давал в руки молодому и обводил его три раза вокруг дежи по ходу движения солнца, дважды предлагая жениху сесть на «посад». Тот, дважды отказавшись, на третий раз садился, и ему под ноги ставили миску с рожью. Сват брал тарелку, накрывал белым платком и предлагал всем присутствующим благословить молодого на дорогу деньгами. Отец клал на тарелку серебряный рубль и говорил: «Дарю житом, бытом, долгим веком, чистым серебром, караваем и конём». Так же поступали мать, братья, сёстры, гости и свадебная «дружина».

После одаривания сват отрезал у жениха несколько волос и, положив их на крест, поджигал восковой «громничной» (у католиков) или сретенской (у православных) свечой со словами: «Благословите мать, отец и все добрые люди». Присутствующие трижды отвечали: «Бог благословит». Сват мазал мёдом монету, укладывал на середину головы парня, надевал поверх монеты шапку и произносил: «Ни перед князем, ни перед паном не снимай этой шапки. Тот тебе её снимет, кто надел». Затем следовали напутствия родителей и гостей, пожелания счастья, доли, и свадебный поезд отправляется в дом невесты.

Сиденье на «посаде» молодой. Прибывших жениха и «дружину» встречала мать новобрачной, держа в руках чарку водки и хлеб. Зять, сойдя с коня или с повозки, бросал в чарку серебряную монету, входил в дом и садился за стол. Сват, взяв чарку, просил у отца, матери, сестёр и братьев девушки благословение идти за невестой в камору (помещение для хранения зерна и самых ценных вещей семьи). Ему отвечали: «Пусть Бог даст счастья!» Сват с «дружками» направлялись в камору, где их ожидала невеста в окружении сватьи и «большанок». Первым из каморы выходил сват со свечей в руке. За ним сваха выводила за рушник новобрачную. Последними в комнату входили «большанки» и подруги молодой. Сени, через которые вели невесту в комнату, выстилали полотном и покрывалами для обеспечения ей достойной, «княжеской» жизни в браке. Этому служили и вносимые в дом братом невесты ржаной пирог, ражка (небольшая кадка, из которой кормили коров) с водой и берёзовая ветка.

В комнате на покрытом холстом полу уже стояла хлебная квашня. Её накрывали вывернутым кожухом и насыпали рожь. Брат невесты трижды обводил сестру вокруг стола, сажал на «посад» и давал в руки завернутый в полотенце хлеб. Потом он распускал косу новобрачной, расчесывал ей волосы, и на девушку надевали платок, чаще всего красный. Красный цвет платка олицетворял посвящение невесты домашнему огню и божествам плодородия. В западных районах Беларуси брат, посадив невесту на «посад», просил её снять сапог. В сапог он клал завернутые в овечью или козью шерсть монеты и снова давал сестре его надеть. Невеста вставала, а квашню с кожухом переносили в сени. Брат ударял по кожуху два раза кнутом и снова сажал сестру, ставя ей на подол тарелку со щёткой. Он проводил щёткой по волосам девушки, бросал в тарелку копейку, и за ним все присутствующие наполняли тарелку монетами, желая «притягиваться деньгам».

Затем брат брал рушник за один конец, второй давал в руку сестре, поднимал её с дежи, вёл к скамье возле стола и усаживал рядом с женихом. Молодые пили водку через положенный перед ними хлеб. После третьего глотка жених бросал в рюмку несколько медных копеек и подавал рюмку с деньгами избраннице. Она выливала водку через плечо и забирала монеты. После небольшого угощения брачующиеся вставали, кланялись родителям, углу с иконами, хлебу, караваю и выходили во двор, чтобы ехать в церковь.

Столбовая песня

Во время угощения перед венчанием сват вставал из-за стола и три раза обращался к гостям: «Гости званые, собранные! Не найдется ли среди вас такого молодца, чтобы молодому князю песню спеть, в путь-дорогу отправить?» Всем полагалось очень долго молчать, а затем «дружка» кричал: «Есть!» Он брал в руки хлеб и пирог, забирался с ними на печной столб и пел песню-благословение жениху, стуча пирогом и хлебом друг о друга. Песня просила предков-«дедов» невесты благосклонно отнестись к её избраннику. По окончании обряда пирог и хлеб «дружка» бросал к дверям, и их хватали дети. Такая же «столбовая песня» пелась позже в доме жениха для невесты.

В обряде печной столб и печь символизировали божественных предков, через испечённый хлеб наделяющих благополучием и долей семью девушки. Благодаря столбовой песне блага и доля оставались с невестой и переходили вместе с ней в новый дом и новый род. В самом старинном варианте песня призывала божество домашнего очага, а хлеб с пирогом приносились ему в жертву. В более позднем обряде «дружка» обращался уже к христианскому Богу, прося благословить новобрачных и «сковать», закрепить свадьбу.

Обряд «Обсыпание»

Обряд «Обсыпание» связан с белорусским поверьем о дожде, приносящем в день венчания богатство молодой семье. «Обсыпание» проводилось для хозяйственного благополучия молодых, наделения их «хлебной» и «денежной» долей. Дождевую воду в нём символически заменяли зерно и монеты. Перед отъездом на венчание родные невесты смешивали рожь, овес, хмель, мелкие монеты. Затем крестная мать, набрав зерно с монетами в решето или фартук, становилась на комнатную скамью и обсыпала ими жениха и невесту, желая «счастья-доли, прибытка в хлеву и поле». Невеста дарила «обсыпальнице» кусок полотна, а мужчине, снимавшем женщину со скамейки – вышитый пояс.

Выйдя во двор, сваты и «дружки» принимались гонять «обсыпальницу» кнутом, а она, обсыпая свадебный поезд, трижды оббегала вокруг него. Часть зерна с монетами невеста завязывала в платок и брала с собой на венчание. Вернувшись из храма, она сама обсыпала родительский дом и двор. Приехав в дом к молодому уже как в свой, молодая жена во все углы тоже насыпала зерно, а на каждый угол стола и припечек клала булочку. Гости старались взять себе немного такого зерна, чтобы смешать со своим в час сева. По поверьям, оно обеспечивало очень хороший урожай.

Обряды на богатство при венчании

На венчание в храм невеста ехала в экипаже или на подводе с подругами и «большанками». Желая сохранить свою добрую долю в новой семье, она пела:

Доля мая доля,Кали добра твая воля,Садзися са мною,Паедзем с табою,Не пакидай ты мянеНа чужой старане. (10. С. 192)

На второй подводе размещались остальные девушки и женщины, на третьей – старики и мужчины. Жених и молодые парни ехали впереди «свадебного поезда» верхом.

Прибыв в церковь, невеста кланялась, согласно обычаю, каждому присутствующему, даже незнакомым, «каб кажды долей аггарнуу (наделил)». Появление данного обычая связано со следующей легендой. Решили один богатей и мельник своих детей поженить. Устроили они свадьбу, позвали много гостей. Но пожалели они деньги на угощение тратить, хорошо людей накормить и напоить. Гости стали ругаться на скупых хозяев, а те принялись гостей со двора выпроваживать. На свадьбе был один прохожий человек. Никто не знал, кто он и откуда. А то был великий чародей. Он сильно разгневался на неуважение к гостям, нарушение всех свадебных обычаев и обратил всю свадьбу в волколаков. С тех пор на свадьбах стали почитать всех гостей, хорошо угощать. А молодые пары всем встречным и по дороге в храм, и в церкви, и дома начали трижды кланяться до земли, чтобы их благословили на счастье, на долю, на долгий век.

Прибывшие со «свадебным поездом» слушали обедню, а после неё свахи расстегивали у жениха и невесты несколько застежек, оберегая молодую семью от стесненных обстоятельств в будущем. В это время «дружки» готовили для молодых «место». В середине церкви перед аналоем они расстилали белый холст. По его краям выкладывали в разных местах по две булочки и монеты, привлекая изобилие в новую семью. Жених с невестой становились на холст и оставались на нём во время венчания. При венчальном обряде все очень внимательно смотрели на горящие свечи в их руках. Ясный и равномерный огонь предсказывал благополучную и богатую жизнь, а треск свечей означал частые ссоры и отсутствие добробыта. В обратный путь из храма молодые отправлялись вместе в одном экипаже.

Каравай

Каравайные обряды белорусов связаны с почитанием хлеба, как основы добробыта. Каравай, круглый большой хлеб, украшенный испеченными из теста птицами, растениями (репой и морковью), солнцем, месяцем, звездами был символом богатства, деторождения и добробыта молодой семьи, их доли и счастья. Солнце и месяц выступали в качестве древних языческих богов-покровителей брака, дарителей здоровья и изобилия, божественной парой, от которой пошли людские браки. В своей жизни человек мог иметь только один свадебный каравай. На свадьбу вдовы или вдовца каравай не пекли.

Обычно готовили два каравая: в доме у невесты и в доме у жениха. Их матери приглашали 5, 7 или 10 каравайниц, как замужних женщин, имевших много детей и славу хороших хозяек, так и незамужних девушек. В помощь им давали двух мужчин, женатого и холостого. Распоряжалась всем процессом крестная мать. Каравай пекли накануне венчания или в день венчания и раздавали после первой брачной ночи. Согласно белорусским традициям, вкушение невестой каравая подтверждало лишение её девичества.

С караваем тесно связан древний культ плодородия. Он давал плодовитость не только молодой, но и каравайницам. Размешивание теста, лепка украшений сопровождались песнями, восхваляющими оплодотворяющие силы природы. По тому, как подходило тесто, судили о плодородии брачующейся пары. Каравайный хлеб являлся зародышем благосостояния молодых, в нём зарождались задатки их материального и нравственного благополучия. На каждое действие – смолоть и просеять муку, разделать и замесить тесто, посадить хлеб в печь и вынуть из печи, вынести в клеть – каравайницы просили благословения у родителей, у святого угла, у соседей, у приятелей, у рода. Просили Бога дать молодым хлеба, потомства, много денег. Белорусы говорили: «Каравай сам Бог месит, Богородица освящает, ангелы воду носят и у Бога для молодых счастливую долю просят». (16. С. 38) Они верили, что на протяжении всего каравайного обряда Бог находится в доме и передаёт караваю божественные свойства. Поэтому часто просили счастливую долю не только у Бога, но и у каравая.

Петь песни во время каравайных обрядов приглашали молодых девушек. Готовить дрова, печку, необходимые приспособления для выпечки – женатых мужчин. Сажать каравай в печь – неженатого кучерявого парня. Обязательно звали соседей: чем больше шума и гама стояло во время приготовления каравая, тем лучше он получался, тем большим счастьем наделял новобрачных. Дрова для него брали трёх разных пород дерева с трёх дворов, воду – из трёх криниц. Масло – от коров первого отела, мёд – ярых пчел, муку – из сырого зерна, либо сушенного не в печи. Дежа, лопата, помело, вилки – всему полагалось быть новым.

Дежу для замешивания теста ставили посредине хаты на вывернутом кожухе. Затем одновременно сыпали в неё муку и лили воду. Тесто размешивала правой рукой по ходу солнца или старшая каравайница, или все каравайницы по очереди. Его месили ладонями, ни в коем случае не кулаками, чтобы муж никогда не поднимал на жену руку. Тесто делали сладким, иногда совсем без соли, добавляя немного водки, означающей богатую и весёлую жизнь молодой пары. Вокруг каравая посыпали сыр и клали куски масла с верой, что с этой минуты в его середине зарождается счастье. Из остатков теста выпекали каравайчики, шишечки, баранки, месяц. Каравайную шишку и месяц молодые держали за пазухой во время всех свадебных обрядов. Каравайчики клали на порог, в святой угол, угол за печкой и припечек для предков-«дедов». Готовый главный каравай мазали мёдом, посыпали сыром, сажали лопатой в печь и стучали ею по печи. Если у родителей жениха и невесты были ещё незамужние дочки, то каравайницы дотрагивались каравайной лопатой до их голов. Потом лопату выносили во двор и бросали через дом, чтобы она сломалась. Прилипшим к рукам тестом каравайницы мазали лицо присутствующим мужчинам. Оставшуюся воду выливали под плодовые деревья, на ток и в хлев для плодовитости сада, зерна и домашней скотины. Затем старшая каравайница и сват брали пустую дежу, трижды кружились с ней и целовались друг с другом.

Испеченный каравай вынимали из печи, клали на верх покрытой белой скатертью дежи, посыпали овсом, рожью, хмелем и украшали. На каравай невесты ставили выпеченную из теста большую шишку или гусыню, а вокруг неё маленькие шишечки, гусят, звёздочки, баранчики, восьмёрки, цветочки, фигурку младенца. На каравай молодого – полумесяц, петушка с курицей, бочечки с обручами. Обязательными для каждого каравая были листики мяты и руты, ягоды брусники и калины, бумажные цветы. К шишкам привязывали одну или три свечи и зажигали их во время кульминации свадебного торжества. Все желающие посмотреть на каравай клали деньги на поставленное рядом блюдце. Потом отцы новобрачных выкупали готовые караваи у каравайниц за угощение и ставили в клеть на связках ржи. Жених, собираясь ехать за невестой, вешал на каравай венок, зажигал свечу и так вёз его с собой. Подъехав к дому, отдавал каравай свату. Тот поднимал каравайный хлеб высоко над головой и входил в дом. Семья невесты встречала прибывших со своим поднятым над головами караваем, соблюдая примету: чей каравай поднимут выше, тот и станет верховодить в семье.

Перед первой брачной ночью каравай ставили в камору молодым, а утром «дружки» жениха выносили его к гостям под музыку и песни. Парни кружились с ним, трижды обносили вокруг стола и торжественно на стол водружали. Разрезанный на части каравайный хлеб раскладывали по тарелкам, добавляя к нему кусок сыра. Сват подходил с тарелкой к каждому гостю и говорил: «Вот дарит отец, мать и молодой (имя) караваем, Божьим даром». Гость отвечал: «Благодарю отца, мать, молодого и молодую за каравай, Божий дар». И если у него был неженатый сын или незамужняя дочь, то продолжал: «Путь Бог даст дождаться свадьбы моего сынка или дочушки, чтобы я вас в веселии и радости одарил караваем». Получив каравай, гость подавал свату на кнуте подарок для матери невесты. Каравай родителей новобрачной раздавали с той же обрядностью. Полагалось верх каравая отдать родителям молодых, среднюю часть – гостям, нижнюю – свату. Затем в знак почтения молодая через свата одаривала родителей жениха и его «дружину» полотном.

Разделив на свадебном пиру каравай, новобрачные один его кусочек обязательно оставляли дома, положив в сени. Все оставшиеся куски раздавали. Гости одаривали молодых подарками за полученную часть каравая, а принеся её домой, делили на маленькие кусочки. Один кусочек закладывали в приготовленное для посева зерно, второй скармливали домашней скотине, третий распределяли между домочадцами. Такой обряд давал людям достаток и счастье, помогал вырастить богатый урожай, наделял здоровьем и силой домашних животных.

Одаривание молодых

Закончив раздачу каравая, сваты приступали к обряду одаривания молодых. Они сажали жениха и невесту за стол, брали крышку от дежи и клали на неё суконную юбку. Отец молодой со словами «Дарю тебя, дитятко, хлебом-солью» ставил на юбку хлеб и соль, оставлял на хлебе деньги и прибавлял: «На это не надейтесь, рано вставайте, один другого будите». Невеста отвечала: «Да, мой таточка (папочка). Хорошо у тебя работала, верно служила. Выслужила хлеба кусочек и соли дробочек». Затем сват брал тарелку, оборачивал скатертью, становился посредине комнаты и приглашал гостей одаривать новобрачных. Первыми подходили их родители и насыпали в тарелку монеты. Сват брал одну, ударял ею по стене и принимался вызывать поименно всех гостей. Новобрачные каждому кланялись, а молодая говорила: «Благодарю тебя за дары великие твои. Коль жива буду да сильна, тебе пригожусь. А если не тебе, то деткам твоим». Иногда невесте перед одариванием мазали губы мёдом, и она целовалась со всеми дарителями. Подобный обряд обеспечивал благополучие и домашний лад каждому из них.

Кроме денег одаривали вещами, домашней скотиной. В последнем случае гость сообщал о подарке свату, а тот оглашал его присутствующим. Тогда кто-нибудь брал кочергу, символ защиты домашнего хозяйства, и рисовал ею на потолке или полу, приговаривая: «Есть, записано». Потом выливал вверх немного воды и продолжал: «А коль не отдадут, то волки съедят». (Белорусы верили: если не исполнить обещанного, то удержанное животное не пойдет хозяину впрок. Или его действительно загрызут волки, или оно заболеет и умрет).

Обряд «Выпрабаванне» («Испытание»)

Обряд «Выпрабаванне» помогал невесте войти в род жениха и одновременно проверял её умение вести хозяйство, обеспечивать семейный добробыт. Молодую жену в сопровождении музыкантов и гостей вели к колодцу. Она доставала из колодца два ведра воды и, не расплескав ни капли, несла их в дом. Порой задание усложнялось, и приходилось нести ведро, держа его только одним пальцем. На срубе колодца новобрачная оставляла пирожок или шишку со своего каравая, а к журавлю привязывала изготовленный своими руками пояс, рушник или намитку (головной убор). Порой кто-либо из гостей бросал пирожок в колодец, и молодая третьим ведром вылавливала его из воды и тоже приносила в свой новый дом. Дома она колодезной водой поливала по очереди руки родителям мужа, всем его родственникам и давала для вытирания сотканный и вышитый ею рушник. Далее в том же порядке поила их принесенной водой. Остальную воду новобрачная выливала на лавки и досуха их вытирала. Такая вода считалась чудодейственной, дающей силу и бодрость.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги