Книга Мстиславль (Беларусь) и евреи. История, холокост, наши дни - читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Акулич. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Мстиславль (Беларусь) и евреи. История, холокост, наши дни
Мстиславль (Беларусь) и евреи. История, холокост, наши дни
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Мстиславль (Беларусь) и евреи. История, холокост, наши дни

До позднего вечера площадь была главной площадкой праздника хлеборобов».

Год 2018-й. В этом году в городе прошел фестиваль искусств имени Н. Н. Чуркина «Мстиславль». Вот что об этом событии известно [22]:


Фестиваль искусств имени Н. Н. Чуркина «Мстиславль». 2018. Фото – Могилевский областной методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы Источник: https://fst.by/press-tsentr/novosti/item/457-festival-iskusstv-imeni-narodnogo-artista-belarusi-n-n-churkina-mstislavl


«Белорусский фестиваль искусств имени Николая Чуркина проводится в Мстиславле с 2002 года. Фестиваль ставит своей целью развитие национальной культуры, видов и жанров искусства, направленных на поддержку форм творческой активности, сохранение историко-культурного наследие региона, повышение интеллектуального и культурного уровня населения. В рамках фестиваля проходят творческие встречи со знаменитыми людьми, мастер-классы, выставки-экспозиции, концертные выступления. Национальный академический концертный оркестр Республики Беларусь под управлением Михаила Финберга – постоянный участник фестиваля. Сама идея этой творческой акции принадлежит руководителю оркестра, народному артисту Беларуси, лауреату Государственной премии Беларуси профессору Михаилу Финбергу. Николай Чуркин написал десятки музыкальных произведений, в том числе две оперы, три симфониетты, две музыкальные комедии, около 20 сюит, более 10 романсов. Собрал около 3 тыс. белорусских народных песен и инструментальных мелодий и стал, по сути, основателем серьезного изучения белорусской народной музыки. Организаторы праздника – Министерство культуры Беларуси, Могилевский облисполком, Мстиславский райисполком и Национальный академический концертный оркестр Беларуси».

Год 2019-й. 3 августа в Мстиславле проходил Рыцарский фест «Мстиславль-2019» [23]:


Год 2019-й. 3 августа в Мстиславле проходил Рыцарский фест «Мстиславль-2019» Источник: https://mstislavl.info/main/news-reg/4831-Rycarskijj-fest-Takticheskie.html

«Весь день 3 августа на Замковой горе проходили выступления рыцарских клубов и музыкальных коллективов. Захват знамени, охрана короля, штурм замка, выступление группы «Літы Талер» – мы собрали лучшие фотографии с праздника средневековой культуры «Рыцарский фест. Мстиславль-2019».

Год 2019-й. Двадцать восьмого сентября данного года в Мстиславле проходило празднование Дня города.


Год 2019-й. Двадцать восьмого сентября данного года в Мстиславле проходило празднование Дня города. Источник: https://govorim.by/mogilevskaya-oblast/mstislavl/novosti-mstislavlia/411414-v-mstislavle-prazdnovali-den-goroda.html

III Мстиславль еврейский

«… еврейское население Мстиславля постоянно с небольшими колебаниями возрастало вплоть до Первой мировой войны, сохраняясь на уровне около 60% от всего населения. После этого оно начало уменьшаться, что было связано как с переездом евреев в другие города и эмиграцией в Америку и другие страны, а также потерями во время войн.

В настоящее время в городе проживает около 40 евреев- членов ассимилированных семей. В основном это пожилые и не очень здоровые люди. Евреев скоро в Мстиславле не будет. Нужно сохранить память о них». (Цыпин Владимир. Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города).


Евреи ВКЛ. Изображение средних веков. Источник: https://litvin.pl/statii/narod/kak-evrei-rabotali-na-ekonomiku-velikogo-knyazhestva-litovskogo-po-zovu-knyazya-vitovta

3.1 Первые упоминания о евреях в Мстиславле, ранняя история проживания. Семнадцатое столетие

Первые упоминания о евреях в Мстиславле, ранняя история проживания

Впервые упоминания о евреях в гор. Мстиславле появились в шестнадцатом столетии (в его конце), однако, скорее всего, появление евреев в городе имело место ранее.

На протяжении длительного временного периода мстиславльским евреям удавалось не переживать погромы, хотя в иных беларуских городах и местечках во время войн они наблюдались. Город не оказался захваченным и войсками Ивана Грозного, которого местные жители называли Ужасным.

Поселение мстиславльских евреев, как и евреев других польских и литовских городов, происходило в специальных (еврейских) кварталах – в соответствии с требованием церковного законодательства об обособленности проживания еврейского населения. Впрочем, евреи и не стремились к тому, чтобы жить «бок о бок» с неевреями, поскольку обособленное проживание давало им больше шансов на бесконфликность и избежание помех в плане соблюдения собственных, важных для них традиций и законов.


Семнадцатое столетие


Деревянная синагога в Мстиславле. Источник: https://history.wikireading.ru/14783


К периоду семнадцатого столетия Мстиславль уже начал превращаться в крупный центр торговли, обеспечивавший поддержание связей с Русью и Европой. В 1-й половине данного столетия в городе уже была синагога, евреям было где собираться вместе и молиться.

После кончины градоначальника (городского бурмистра) Тимофея Коза были обнаружены синагогальные драгоценности и серебряная утварь, благодаря чему мстиславльская община смогла сделать залог за имевшийся у нее долг в размере трех ста злотых.


Король Речи Посполитой Владислав IV. Источник: https://russian7.ru/post/kak-polskiy-korol-vladislav-iv-stal-ru/


Год 1634-й. В данном году [1]:

«король Речи Посполитой Владислав IV пожаловал городу Магдебургское право, а также герб. Для увеличения доходов магистрату было позволено построить лавки, хлебные амбары, мясные ряды, городские бани, воскобойни. Имевшие дома на городской земле евреи в правах и повинностях были приравнены к горожанам».

Год 1636-й. В данном году польским королем Владиславом Четвертым было дано официальное разрешение на проживание в городе представителей еврейства. Строительство еврейских домов происходило поначалу за городскими волами вдоль дороги на Кричев, а после – в Казимировой слободе. Это был год возведения в городе синагоги, выполненной из дерева, она простояла очень долго, пока «советы» ее не разобрали перед началом Второй мировой войны.


Мстиславль, синагога, не позднее 1967 года. Яичная темпера. Художник – Анатолий Наливаев. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Mstislavl_-_synagogue_(before_1967)_Anatoly_Nalivaev.jpg?


Евреи (в силу имевшего место запрета) не занимались сельскохозяйственными работами. Они были торговцами и ремесленниками. Руководство всей общинной жизнью возлагалось на кагал, несший груз ответственности перед христианским населением и перед правительством за всех его членов. Кагал занимался уплатой налогов, судебными вопросами, касавшимися тяжб евреев против евреев, регулированием всей внутренней жизни общины. Кагал занимался практически всеми вопросами, что свидетельствует о высоком уровне организованности евреев, их сплоченности, стремлении к выполнению всех заповедей Торы.


Фреска Кармелитского костела. «Наиболее известны две центральные фрески под общим названием „Трубецкая резня“. Одна из них – „Взятие Мстиславля князем Трубецким“ – изображает пылающий в огне Мстиславский замок на Замковой горе и штурм его московскими войсками». Источник: https://belarus-travel.livejournal.com/380612.html


Год 1654-й. В данном году произошло взятие в осаду Мстиславля русскими военными князя Трубецкого, после которого захватчиками была учинена кровавая резня над местными жителями, евреи, разумеется, не являлись исключением.

В статье «A.M.D.G. Трубецкая резня» об указанной резне написано следующее [14]:


Фреска Кармелитского костела «Трубецкая резня». Источник: https://belarus-travel.livejournal.com/380612.html


«Наибольшие испытания выпали на долю Мстиславля в 1654 году, во время Кровавого потопа, т.е. русско-польской войны. На город были двинуты московские войска во главе с князем Трубецким, под командованием которого находилось около 19 тысяч человек. Они штурмом взяли княжеский замок. Город и все замковое имущество было предано огню. Жестоко расправился князь Трубецкой с местными жителями. Тут „шляхты, поляков и литвы, и иных служилых людей… побито больше 10 тысяч человек“, – гласит летопись. 10 тысяч – это треть от всего населения. А тех, кто остался в живых, в народе прозвали „недосеками“. Мстиславские земли были сильно разорены: пришли в упадок ремесла и сельское хозяйство. В ходе Кровавого потопа погибло 70% населения.»

А в статье «Юбилей Великой Победы! История „Неизвестной Войны“ 1654—1667» поведано [15]:


Кровавая резня в Мстиславле. Источник: https://1863x.com/1654-1667/

«Более печальная судьба постигла непокорный Мстиславль. Армия Трубецкого после штурма города перерезала тысячи местных жителей. Это событие вошло в историю под названием „трубецкая резня“ и запечатлено на фреске Вознесенского костёла кармелитов в Мстиславле. Но даже те города, которые присягнули российскому царю, требовали сохранения прежних порядков: местной одежды, выборного самоуправления, городского суда. Отдельно ходатайствовали о сохранении прав иноверцев – особенно евреев, к которым царизм относился особенно безжалостно – или хотя бы гарантий для их безопасной эвакуации на незанятые территории».

И еще (важно) – «Москве не удалось создать в Беларуси местную пророссийскую вооруженную силу» [15].

3.2 Восемнадцатое столетие. Девятнадцатое столетие: начало и середина

Восемнадцатое столетие


Северная война. Источник: http://forum.terraanalytica.ru/?


В период 1700-го—1721-го годов шла Северная война (Россия сражалась со шведами за выход к Балтийскому морю). Для Мстиславля и его евреев она оказалась большим несчастьем. Община была измучена постоями военных, контрибуциями и грабежами. Еврейское население начало голодать и страдать от грабежей со стороны русских военных.

Год 1708-й. Шла Северная война. В августе данного года царем Петром I было обеспечено предотвращение в Мстиславле кровопролития из-за еврейского погрома, начатого его солдатами. Царь посетил город тринадцатого августа. Он зашел в синагогу и выслушал евреев, жаловавшихся на мародерство солдат. И он таки заступился за евреев, немедленно прекратив погром, начатый его солдатами, и жестко наказав зачинщиков. По его повелению были повешены солдаты – 13 человек. Это событие описано в летописи (в кагальном пинкасе) общины города [16]:


Царь Петр I. Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cfd1a86bbfeea00af314113/tainaia-jizn-petra-i-5d10bbe542c5c800b00407b0

«…28 элула 5468 года пришел кесарь, называемый царь московский, по имени Петр, сын Алексея, со всей ратью своей – огромным, несметным войском. И напали на нас из народа его грабители и разбойники без его ведома, и едва не дошло до кровопролития, и если бы не Господь Б-г не положил царю на душу, чтобы он самолично зашел в нашу синагогу, то наверное была бы пролита кровь. Только с помощью Б-жей спас нас царь и отомстил за нас, и приказал повесить немедленно тринадцать человек из них (громил) и успокоилась земля».

Территория Мстиславля граничила с территорией России, однако российские власти никогда не желали проникновения на нее евреев, они всячески препятствовали тому, чтобы евреи на постоянной основе там поселялись. Царь Петр Первый написал [25]:

«Я предпочитаю видеть в моей стране магометан и язычников, нежели евреев. Последние являются обманщиками и мошенниками. Они не получат разрешения поселяться и устраивать свои дела».

В то время среди ремесленников евреев в местечках, небольших городах и деревнях было много – примерно пятьдесят процентов от общего количества занимавшихся ремеслами жителей. Они были цирюльниками, золотых дел мастерами, сапожниками, плотниками, каменщиками, портными. И еще евреи торговали – 3 четверти всей торговли находилось именно в их руках.

Евреи-купцы отличались неприхотливостью, они обычно не тратили много средств на свое содержание (в отличие от купцов-христиан), они были способны жить, имея невысокие доходы. Но банкротства и неудачные сделки оказывались довольно частыми, из-за чего состояния в еврейских семьях обычно не удерживались на протяжении ряда поколений.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги