Книга Божественный Моисей - читать онлайн бесплатно, автор Олег Федорович Урюпин. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Божественный Моисей
Божественный Моисей
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Божественный Моисей

Позже так стал именовать себя отступивший от истины и благодати Римский папа. В истории связь с Римом видна в наименовании различных правителей европейских стран «императорами великой, священной Римской империи», а также в таких идеях, как «Москва – третий Рим» и в фамилии правящей династии «Романовы» (то есть происходящие от Рима), что имело место в России, а также в названии выборного органа США «сенатом», а его членов – «сенаторами», в подобии в архитектуре, культуре, культах и так далее.

Надо заметить, что во времена возвышения Моисея в Египте правил фараон Рамсес II Великий. Он был третьим царем XIX династии, сыном фараона Сети I и его супруги Туйи, и правил около семидесяти лет, из которых половину воевал. Самый древний из мирных договоров, сохранившихся в истории – это высеченный на камне текст договора Рамсеса II с царем хеттов Хаттусили III, который был подписан спустя несколько лет после знаменитой битвы при Кадеше. Текст договора, изначально составленный на серебряной табличке клинописью, был переведен на египетский язык и увековечен на стенах Карнака и Рамессеума. При Рамсесе II Египет достиг своих максимальных границ. Во время его длительного правления, по праву считающегося одной из эпох высочайшего расцвета египетской цивилизации, было создано огромное количество храмовых комплексов и монументальных произведений искусства, в том числе уникальные скальные храмы Нубии в Абу-Симбеле. Для расширения границ Египта Рамсес II проводил множество военных экспедиций, реорганизовал армию и создал военный флот. Для строительства городов в дельте Hила на земле Гесем, где на протяжении нескольких сотен лет пасли свой скот евреи, требовались тысячи рабочих. Рамсес обратил в рабов кочевой еврейский народ, живший на землях Гесем. «Книга Исход» повествует: «И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес».

Имеет место широко распространенное предание: «В младенчестве, оказавшись на руках фараона Рамзеса II, Моисей снял с него корону и надел себе на голову. Фараон сразу усмотрел в этом поступке дурное предзнаменование, по поводу чего созвал совет своих мудрецов (жрецов). Мудрецы с готовностью подтвердили, что ребенок несет угрозу безопасности самому фараону и его дому, и советовали ему избавиться от Моисея (умертвить). В подтверждение осознанности действий маленького Моисея жрецы поставили перед ним два блюда, одно с золотом (есть версия, что с драгоценными камнями), другое – с раскаленными углями. Это было сделано по совету Архангела Гавриила, который принял вид египетского сановника. Ребенок протянул руки к золоту, но Архангел Гавриил, который был Ангелом-Хранителем Моисея, направил ее к блюду с углями. Моисей схватил один из тлеющих угольков и сунул его в рот, чем прижег себе язык. С тех пор он якобы и страдал косноязычием». В отношении прикасания Ангелом Божьим горящим углем к устам пророка Бога Вышнего можно заметить, что это не было случайностью, но было определенной традицией. Таким образом избранные Богом на пророческое служение люди очищались углем с небесного жертвенника от скверны. В доказательство достаточно привести место из пророка Исайи: Ис.6: «5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. 6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, 7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». Эти слова Серафима – «се прикоснуся устом твоим и отнимутся вся беззакония твоя, и все грехи очистятся» – повторяет на каждой литургии священнослужитель, вынесший Чашу со Святыми Дарами, в адрес каждого причастника в то время, как он по причащении лобзает Чашу (Потир).

Спасение Моисея от положенной законом Египта смерти

Исх.2: «2 Жена… , видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; 3 но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, 4 а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет».

Движимая верой истинному Богу, мать Моисея решилась на некоторый риск и скрывала своего новорожденного сына от Египтян. Когда же скрывать младенца стало невозможно и риск быть пойманной крайне возрос, мать решилась «избавиться» от своего сына, чтобы избежать наказания. Пытаясь сохранить своему сыну жизнь, мать новорожденного решилась на некую хитрость, которая давала хорошие шансы на его спасение. Она сплела корзину из тростника, осмолила ее асфальтом и смолою, чтобы та не пропускала воду и стала бы плавающим средством. Главным мотивом ее действия была ее надежда на то, что ее сына найдет сама дочь фараона и усыновит его, ибо только в этом было спасение ее сына от смерти. Кроме дочери фараона никто бы не осмелился ослушаться повеления фараона и сохранить жизнь еврейскому мальчику, а тем более усыновить его! Отметим и то, что далеко не все матери поступили бы так, как поступила мать Моисея. К сожалению, многие, родившие детей, родили их только для себя. Они рассчитывают на них в качестве своих помощников и потому, из-за своего эгоизма, не хотят отпустить детей от себя даже ради сохранения их жизни и здоровья, но согласны потерять их совсем, лишь бы они не достались другим людям. Мать Моисея думала только о выживании сына и была готова расстаться с ним, лишь бы он был жив и ему было бы хорошо! Кроме этого, она, как человек верующий и богобоязненный, доверила жизнь своего трехмесячного сына промыслу Бога, полностью вверив его в Его волю. Не каждый ребенок в три месяца лишается своих живых родителей и попадает в полную волю Бога. Но Моисей был особым избранником Бога Вышнего и Сам Бог Своим промыслом устраивал его жизнь.

Здесь можно добавить и то, что подвигло мать (кроме природного материнского инстинкта) с риском для своей жизни и жизни двух других своих детей решиться на спасение жизни своего младшего сына, причем с реальной надеждой на его усыновление знатной Египтянкой. Таким мотивом была необыкновенная красота или, лучше сказать, лепота ее сына. Писание свидетельствует нам о том, что рожденный Моисей был не просто красив, но очень красив и красота эта была явлена во всем его естестве. Он был красив лицом, глазами, формами тела, слаженностью, взором, реакциями, движениями, а главное – духом, исходящим от него! Эта красота его не была животной смазливостью или плотской приятностью, но была промыслительным даром Бога. Все это вместе делало его неотразимо лепотным, что и сыграло важную роль в его жизни. Спасая Моисея от гордости и превозношения, Бог сохранил в его естестве один недостаток – некоторую гугнивость или косноязычие, проявляемое Моисеем при речи. Мать Моисея не только видела его необыкновенную красоту, но понимала, что она для него есть особый дар Бога, который свидетельствует об особом избранничестве ее сына для каких-то великих Божьих дел. Можно смело утверждать, что мать Моисея и сестра его часто наблюдали за тем, где и как моются в реке знатные Египтянки, а также сама дочь правящего фараона. Вот почему они намеренно отнесли Моисея в корзине и пустили ее на воду в том месте, где дочь фараона имела обычай омываться. Причем именно сестра Моисея Мариам осталась до конца, наблюдая издалека за тем, что будет дальше и как Бог устроит судьбу ее младшего брата. Именно она, спустя много лет, рассказала Моисею все подробности его спасения и то, как он оказался во дворце фараона в качестве сына его дочери.

Полагаю, что будет уместно привести толкование на это место преподобного и богоносного отца нашего Ефрема Сирина, толкование которого на «Книгу Исход» я считаю самым лучшим из всех отеческих толкований: «В это время, когда были столько утесняемы Евреи, родился Моисей, и матерь его, видя, как он прекрасен, скрывала его с опасностью своей жизни, пока только была возможность скрывать. Ибо боялась, что за пренебрежение Фараонова повеления, как скоро сие откроется, умерщвлен будет весь род ее, и Моисей не останется в живых. Смотри же, Египтяне так строго наблюдали за Евреями, что матерь Моисеева не могла уже долее скрывать у себя младенца. И вместе примечай, благость Божия так заботливо хранила Евреев, что вышли они из Египта в числе шестисот тысяч. Матерь Моисеева положила младенца в ковчег, возвратилась домой, преклонила колена, и в молитве с горькими слезами жаловалась на Фараона Богу Авраамову, говоря: «Ты благословил народ наш, чтобы умножался, и вот он многочислен, как благословил Ты. Но Фараон умыслил зло, чтобы по истреблении младенцев, земля оставалась без возделывающих, и по истреблении рождаемых исчезло семя, которое благословил Ты». Сестра Моисеева Мариам сидела на берегу реки, да уведает, какой конец будет с младенцем, положенным в ковчег. Ибо надеялась на Бога и на красоту младенца, думала, что первый, кто увидит ковчег, возьмет и спасет младенца от смерти».

Усыновление младенца Моисея дочерью фараона

Исх.2: «5 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. 6 Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей. 7 И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? 8 Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. 9 Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его».

Преподобный Ефрем Сирин написал о промышлении Бога в решении дочери фараона взять еврейского младенца себе в сыновья: «Дневной зной заставил дочь Фараонову не в обыкновенное время идти к реке, и в ней измытися. Хотя вышла она, по-видимому, и по своей воле, по причине дневного зноя; но, как вышла не в обыкновенное время, то сделалось сие не по ее воле. Так собственная ее воля непроизвольно привела ее к реке, чтобы извлечь из нее того, кто назначен был за потопленных в реке младенцев отмстить потоплением в море. Увидев же младенца, что он прекрасен, дочь Фараонова рассудила с своими рабынями, что египетские боги неплодству ее уготовали в реке сына; и она убедилась в той мысли, что сим освободится от поношения, получит великое утешение, и для отца ее будет преемник его престола. Тогда приходит Мариам не печальная и не радостная; ибо не показывала в себе ни печали, ни радости, чтобы приличною наружностью скрыть настоящее свое намерение. И рече дщери Фараонове: призову ти жену кормилицу от Еврей, у которой и молоко чистое, и сердце прекрасное, которая тем и другим весьма пригодна для вашего царского сана. Мариам поспешно идет домой, и приводит матерь отрочате, в приличной одежде, и за великие дары соглашается матерь быть кормилицею своего сына. Та, которая отдала бы весь дом за Моисея, чтобы не бросали его в реку, когда отдается ей Моисей, не хочет воспитывать его даром. Наконец, берет она своего сына, но не оставляет и ковчега. И кого выносила из дому со скорбью, того вносит в дом с радостью; кого принесла на реку в темноте, того возвращает к себе, несет по улицам и вносит в дом со светильниками. Возможно стало матери видеть рожденного ею, который скрываем был три месяца, чтобы никто его не видел. Так, в реке увидел свет, кто брошен был в реку, чтобы лишиться там света».

Итак, пока младенец безымянный лежал в корзине на воде, дочь фараона к речке вышла, чтоб омовение совершить, а проще говоря – помыться (в славянском переводе – измытися). Одно это предложение, донесенное до нас современником той далекой древности и участником Моисеем, дает нам много информации о тогдашних условиях жизни и обычаях Египтян. Так мы узнали, что даже представительница семьи фараона, его дочь, ходила на реку, чтобы помыться. Это говорит нам о том, что река в этом месте имела чистую воду и была безопасна от крокодилов и змей. Эту безопасность обезпечивали слуги фараона. Еще этот факт открывает нам о чистоплотности знати Египта и о том, что омовения тел представители знати совершали в реке Нил и ее притоках. А это показывает нам о том, что во дворце фараона не была развита система водоснабжения, как это было позднее в древнем Риме. Простолюдины и рабы тоже омывались в реке Нил, но с риском стать жертвой крокодилов или змей. Как бы там ни было, но царевна заметила корзину среди тростника и послала рабыню взять ее. Рабыня принесла корзину и открыла ее перед царевной. Та увидела прекрасного младенца, который стал плакать. Все это вместе произвело на царевну такое сильное впечатление, что сердце ее сжалилось об этом младенце. Она увидела, что младенец был из Еврейских детей, и сказала об этом вслух. Царевна прекрасно знала о повелении ее отца топить всех новорожденных Еврейских младенцев мужского пола, но это не остановило ее, ибо Бог расположил ее сердце к этому прекрасному ребенку, и его происхождение и национальность не имели для нее никакого значения. Только дочь фараона могла позволить себе нарушить повеление отца, которое в Египте имело силу закона! На решение царевны усыновить себе еврейского младенца повлиял и тот факт, что она не имела своих детей и, скорее всего, не могла их иметь. О безплодии царевны писал и преподобный Ефрем Сирин.

В результате всего вышесказанного мы видим, что вера и интуиция не подвели мать Моисея и его сестру в их надежде на спасение сына и брата от смерти. Их ожидания о его спасении и взятии в дом фараона вполне оправдались на самом деле. Сочетание дивной красоты младенца и необыкновенная обстановка его нахождения сделали свое дело – они привлекли внимание дочери фараона и расположили ее сердце взять его себе, причем именно в качестве своего сына, а не в качестве раба или слуги! В отношении этого решения царевны А.П.Лопухин резонно пишет: «Решившись спасти по чувству сострадания еврейское дитя, она, очевидно, не боится наказания за неисполнение царского указа. В этом случае она опирается на то уважение, которым пользовались египетские женщины вообще, тем более представительницы царской фамилии. Царица почиталась в Египте более царя: царицам и даже принцессам воздавались по смерти божеские почести». Это было первым чудом в жизни Моисея. Само имя Моисей было дано ему царевной, усыновившей его. Это имя, означающее «взятый от воды», закрепилось за Моисеем и даже Господь Бог, для Которого Моисей стал другом, не поменял это имя, как Он это делал, например, с Аврамом, Сарой и Иаковом. Именно так замыслил Господь Бог для Своего будущего друга и служителя Моисея, чтобы тот попал в дом фараона в качестве сына его дочери! Моисей был дивным феноменом, причем не только еврейским и египетским, но всемирным и всечеловеческим! Его мать, сестра, брат, соплеменники, дочь фараона, фараон, царский двор и все прочие, кто входил в его жизнь, были лишь инструментами Божьего промысла, обслуживающими этот феномен! Чем точнее они соответствовали промыслу Бога о Моисее, тем лучше было им самим. Промысл Божий устроил так, что природная мать кормила приемного сына царевны Египта да еще получала за эту радостную для нее работу плату от царевны! Так Моисей, еще ничего не делая, уже отплатил матери своей добром за ее заботы, хлопоты и переживания о нем! В книге А.П.Лопухина справедливо отмечается выбор в кормилицы Моисею еврейки и его матери: «Согласие дочери фараоновой взять в кормилицы к спасенному еврейскому младенцу еврейку, а не Египтянку, является продолжением ее забот о жизни дитяти. При отвращении Египтян к евреям, отвращении, доходившем до того, что Египтяне не могли есть с евреями, потому что это мерзость для Египтян (Быт. 43,32), ничто и никто не мог поручиться дочери фараона, что еврейское дитя останется целым и невредимым в руках кормилицы-Египтянки. И наоборот, вручение его еврейке обезпечивало ему жизнь и здоровье».

Подводя итог этому эпизоду отмечу, что весьма «патриотичное», но дурное для евреев решение фараона об утоплении еврейских младенцев привело к тому, что еврейский младенец стал сперва принцем Египта, а потом избавителем еврейского народа от пленения, притеснения и рабства египетского. Должно отметить, что усыновление Моисея дочерью фараона, которое осуществилось согласно промыслу Божьему о нем, раз и навсегда решило для верных Богу людей вопрос о должном отношении к усыновлению чужих детей в пользу такого усыновления. Бог одобрил и благословил подобное усыновление детей других родителей, как в связи с их смертью или исчезновением, так и в случае, когда они живы, но обстоятельства требуют усыновления другими. Вот почему христианам должно прекратить пустые споры об усыновлениях, ибо Бог давно решил этот вопрос для всех верующих Ему и слову Его в пользу усыновления.

Читая повествование о первых месяцах жизни Моисея, мы можем видеть то, что в спасении Моисея промысл Божий дивно переплел его, его мать, его сестру и дочь фараона. Божий промысл привел мать Моисея ему в кормилицы, однако статус младенца в это время уже поменялся и из еврейского младенца, который должен быть умерщвленным, он сделал Моисея приемным сыном дочери фараона Египта. Так у Моисея начался период его жизни в доме фараона в качестве принца Египетского, которого дочь фараона, его приемная мать, нарекла именем «Моисей», которое означает «взятый от воды».

При внимательном чтении библейской истории о Моисее у боголюбивого читателя могут возникнуть параллельные ассоциации с детством нашего Господа Иисуса Христа, ибо у них было много общего. И Моисея, и Христа богоборчески настроенные люди искали убить с самого дня их рождения. Моисей и Христос в раннем детстве находились в Египте. И Моисей, и Христос заботились о народе Божьем как о своем родном народе. Каждый из них имел свою Пасху. И Моисей, и Христос вышли из Египта, выводя свой народ. И тот, и Другой были пастырями овец словесных. И наконец, Христос и Моисей встретились на горе Фавор в день Преображения Христа. С ними на встрече был еще не умиравший пророк Илия Фесвитянин. Пророки Божии говорили со Христом Сыном Божьим о Его исходе из земной жизни, о Его искупительной Жертве и невероятных страданиях ради искупления и спасения всех людей. Это общение Христа Бога со Своими пророками весьма знаменательно! Оно показывает нам то, что Христос очень любит Своих людей! Сын Божий хочет слышать их мнение по важнейшим общечеловеческим и вселенским вопросам! Он доверяет Своим пророкам и считается с их мнением! Он обсуждает с ними судьбы мира сего и суды Божии! Моисей еще в земной жизни восходил на святую гору, чтобы встретиться с Богом Всевышним и даже сподобился увидеть Бога сзади. После этой встречи с Богом он справедливо стал именоваться Боговидцем! Такого наименования больше не сподоблялся ни один святой муж на земле! На Фаворе же Моисей в своей славе стоял лицом к Лицу с тем Самым Господом Богом, Которого он в своей земной жизни видел один раз на святой горе Хорив и только сзади. Вот почему встреча со Христом на горе Фавор является вершиной достижения святого пророка Моисея, о которой говорится в Священном Писании. Именно на Фаворе соединились воедино Бог, живые и умершие святые (Моисей присутствовал своей душой); Благодать (Христос), Закон (Моисей) и Ревность по Богу (Илия); Ветхий и Новый Заветы; Небо и земля; пророки и Апостолы Божии! Восхитившись этим зрением нашего духа, смиренно спустимся на землю и продолжим рассмотрение жизни и деяний святого Моисея.

Первая попытка Моисея помочь своему народу облегчить его страдания

Рассказав о чудесном спасении младенца, нареченного египетской царевной Моисеем, Писание сразу переходит к его взрослому возрасту, опуская все подробности его возрастания и египетского воспитания. Почему так? Потому что для Бога и Его промысла все бывшее с Моисеем за время его сыновства дочери фараона не имело никакого значения. Подобный статус – высокопоставленного и высокообразованного Египтянина из дома фараона – для Божьего пророка нужен был для того, чтобы Моисей был обучен всей премудрости Египта – самой могущественной и передовой цивилизации того времени, которую можно сравнить с цивилизацией США 20 века, а также, чтобы при отказе от этого статуса и положения стало очевидно, что Вышний Бог и Его народ для боголюбивого человека являются несравненно высшей ценностью, чем самое высокое и удобное положение среди людей в земной и временной жизни. И все же для чего Моисею нужно было стать принцем египетским? Для того, чтобы прочие люди увидели в Моисее необыкновенного, отмеченного Богом человека, а также для того, чтобы Моисей, который в зените своего положения в Египте, по своей воле оторвавшись от него, свидетельствовал бы для всех людей то, что его выбор Бога Всевышнего явился поучением всем будущим поколениям людей несравненно лучшего, чем его высокое и комфортное положение в самом передовом государстве своего времени! Кроме этого, здесь явно видна параллель между Моисеем и Иисусом Христом, ибо как Сын Божий ради помощи братьям Своим по вере оставил Небо и славу Свою, умалив Себя до человека, так и Моисей, прообразующий своей жизнью Христа, оставил славу и честь принца Египетского, чтобы помочь единоверным братьям своим по вере. Вера, умонастроение, желание и качества Моисея были готовы, чтобы оказать своим братьям по вере помощь в освобождении из тягостного рабства, но сами евреи не были еще готовы к такому повороту. Они не были готовы принять помощь от принца египетского, даже если он был им братом по крови. В свое время многие иудеи не были готовы принять спасение от Галилеянина, пришедшего от Назарета, невзирая на все сотворенные перед ними божественные чудеса. Моисей же чудес еще не творил. Вот почему повествование Библии буквально переносит нас через годы от младенца к зрелому мужу Моисею, которому было 40 лет. Бог и вслед Его сам автор «Книги Исход» посчитали, что нам не надо знать подробностей жизни Моисея при дворе фараона в течение 40 земных лет. Единственно, что Бог разрешил донести до нас, так это то, что Моисей был обучен всей премудрости Египта. Но дух Моисея все это время стремился к своему Богу и к братьям своим по вере. Его повседневное окружение, которое только отвлекало его от веры в Живого Бога, служило для него не предметом подражания, а мотивом для освобождения от него! То, что многие люди того времени посчитали бы своим земным счастьем и великим достижением, было для Моисея лишь суетою сует и томлением духа. Тем не менее нам не совсем понятно, почему Моисей тянул с предложением своей помощи своим братьям по вере до исполнения сорока своих земных лет. А тянул время не Моисей, а промышлявший о нем Господь Бог! Прежде, чем выйти к своим братьям по вере и крови с предложением помощи в освобождении их от всех тягостей и болезней, причиняемых им Египтянами, Моисей должен был не только достигнуть возраста, с которым бы считались евреи, но и своим решительным отказом от всех преимуществ великого египетского положения показать евреям, что его решение не есть спонтанное чувство, но есть действие Божественного о них промышления. Томление Моисея по Живому Богу способствовало тому, что его дух все время стремился к вере своих отцов и к своим братьям по этой вере! И вот наступило время, когда Моисей созрел для решительной перемены в своей жизни. Эту перемену жаждала, ждала и искала его боголюбивая душа! Посмотрите, как об этом повествует сам Моисей: Исх.2: «11 Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, [сынов Израилевых]. 12 Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке».

В славянском переводе это место звучит лучше и сочнее: «Бысть же во дни многия оны, велик был Моисей, изыде к братиям своим, сыном израилевым». В русском переводе выходит, что Моисей случайно вышел к евреям, а в славянском – что он сделал это сознательно, зная к кому и для чего он идет. Святой Апостол Павел подтверждает это в своих посланиях: Евр.11: «23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. 24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. 27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. 28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. 29 Верою перешли они Чермное море, как по суше, – на что покусившись, Египтяне потонули».

Здесь у читателя может встать вопрос: что же такое сделал Моисей в данном случае? Кем он явился? Предателем? Убийцей? Нарушителем местного закона? Преступником? Освободителем своего народа? Это очень трудное и весьма соблазнительное место Писания. Оно особенно соблазнительно для всех традиционалистов и патриотов своих народов, стран и государств. С их точки зрения, Моисей является врагом «отечества», предателем, уголовным преступником, убийцей, заговорщиком и инициатором восстания против местного правительства, местных обычаев и традиций. И если бы Моисей не был бы движим Богом и не действовал бы по вере в Бога и во славу Его, в защиту народа Божьего, то все это было бы правдой! Но в нашем бытии, Автор и Хозяин которого Господь Бог, правда человеческая не имеет никакого значения! Прав всегда только тот, кто является верным Господу Богу, находит правду Его и творит ее во славу Его! Божий человек чувствует волю Бога и находит правду Его – и потому он всегда прав – прав перед Господом Богом! Что такое правда Божия и почему Богом заповедано ее искать? Правдой Божией для человека являются все его действия, деяния, мысли, чувства, стремления, которые направлены на совершение воли Господа Бога в пределах Божьего промысла об этом человеке, которые содействуют свершению этого промысла самым лучшим образом. Если из этого утверждения посмотреть на деяние Моисея, то можно уверенно сказать, что он своей гениальностью, интуицией и чутьем нашел в этот момент единственно верное решение, которое и осуществил на самом деле. Бог в это время был с Моисеем и за Моисея! Но жизнь и волеизъявление людей на самом деле проявляются намного сложнее. Часто они бывают неправедными и небогоугодными. Вот почему, если посмотреть с точки зрения тогдашних Египтян, то это деяние Моисея являлось государственным и уголовным преступлением. С точки зрения самих иудеев, ради которых Моисей пошел на это «преступление», которое лишало его высокого и комфортного положения в Египте и обрекало на смертную казнь, это деяние было ошибочным, ибо оно вело лишь к ухудшению и отягчению и без того тяжелого положения евреев. Братья по вере и крови не поняли этого поступка Моисея! Кроткий Моисей был всегда настроен на пресечение зла и на защиту притесняемых людей. Деян. 7: «25 Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дарует им спасение; но они не поняли». Однако евреи не поняли то, что Бог двигал Моисеем, и не увидели то, что он, невзирая на то, что рос в доме фараона, не забывал своих братьев по вере и крови, как и веру своих отцов. Именно эта преданность истинной вере сделала из принца Египетского того Моисея Боговидца, которого мы сегодня знаем и чтим. Его братья по вере не поняли, что Моисей своим поступком, которым он защитил обижаемого Египтянином еврея, перешел невозвратную грань, за которой его ждал полный разрыв с Египтом и, в случае неподдержания его братьями, – смерть! Почему же у Моисея в первый раз не получилось оказать помощь своим братьям, хотя Сам Господь Бог двигал им? Причиной этому была неготовность как самого Моисея, так и людей Израиля, хотя к этому времени исполнилось уже 400 лет их пребывания в Египте. Кроткому и любящему правду Моисею не хватило мудрости и божественности.