Книга Маркс, Энгельс, марксизм - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Ильич Ленин. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Маркс, Энгельс, марксизм
Маркс, Энгельс, марксизм
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Маркс, Энгельс, марксизм

Основные формы общественного хозяйства в переходный период – это три уклада: социалистический, капиталистический и мелкотоварное производство, которым соответствуют определенные классы: рабочий класс, ставший господствующим классом, буржуазия и мелкая буржуазия в городе и деревне, колеблющаяся между пролетариатом и буржуазией. Поскольку в переходный период остаются эти классы, постольку классовая борьба, вопреки утверждениям реформистов и ревизионистов, не исчезает, она лишь меняет свои формы.

Центральное место в теории научного коммунизма занимает учение о диктатуре пролетариата. В. И. Ленин характеризовал вопрос о диктатуре рабочего класса как самый главный вопрос всей пролетарской классовой борьбы, как вопрос о коренном содержании социалистической революции. Он всесторонне разработал учение о диктатуре пролетариата, раскрыл ее классовую природу, охарактеризовал соотношение диктатуры пролетариата и демократии, проанализировал функции, «механизм» осуществления пролетарской диктатуры.

Диктатуру пролетариата В. И. Ленин определил как особую форму союза между рабочим классом и непролетарскими слоями трудящихся, в котором руководящая роль принадлежит рабочему классу, «в целях окончательного создания и упрочения социализма» (Полн. собр. соч., т. 38, стр. 377). Ленин характеризовал диктатуру пролетариата как несравненно более высокий тип демократии, чем буржуазная демократия. Одна из важнейших функций диктатуры рабочего класса – подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, антисоциалистических сил, их попыток реставрации капиталистического строя. Вместе с тем Ленин подчеркивал, что главная сущность диктатуры пролетариата состоит в создании социализма, в ее хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной функциях.

В. И. Ленин разработал план построения социалистического общества в СССР, который имеет международное значение. Создание соответствующей материально-технической базы, индустриализация страны; социалистическое преобразование сельского хозяйства – создание государственных хозяйств и кооперирование крестьянства, мелкотоварного производства; осуществление культурной революции; решение национального вопроса – расцвет всех народов и их сближение, сплочение в едином многонациональном государстве, – такова сущность ленинского плана построения социализма.

Осуществляя этот план, советский народ под руководством Коммунистической партии создал развитое социалистическое общество. По ленинскому пути идут народы братских стран социализма. Социализм, неизбежность которого была научно предсказана и обоснована основоположниками марксизма, стал реальной действительностью.

В своих трудах В. И. Ленин глубоко проанализировал идеи Маркса и Энгельса о социализме и коммунизме, обогатил их новыми выводами и положениями; он раскрыл важнейшие закономерности перерастания социализма в коммунизм. На основе обобщения нового опыта КПСС всесторонне разрабатывает проблемы, связанные с функционированием и развитием зрелого социалистического общества.

В условиях зрелого социализма во весь рост встает задача обеспечения комплексного, гармоничного, пропорционального развития общества как целостного социального организма.

Основная закономерность социализма – наиболее полное удовлетворение материальных и культурных потребностей людей на основе быстрого развития производительных сил. «Только социализм, – указывал Ленин, – даст возможность широко распространить и настоящим образом подчинить общественное производство и распределение продуктов по научным соображениям, относительно того, как сделать жизнь всех трудящихся наиболее легкой, доставляющей им возможность благосостояния» (Полн. собр. соч., т. 36, стр. 381).

Главное в развитии экономики зрелого социалистического общества – это интенсификация, повышение эффективности производства, решающим условием которого является ускорение научно-технического прогресса. Необходимо органически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства. Важнейшее значение имеет дальновидное научно обоснованное прогнозирование и планирование экономического и социального развития.

КПСС исходит из принципиальных положений марксизма-ленинизма, что переход к высшей фазе коммунизма предполагает полное уничтожение классов, преодоление существенных различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом. Зрелое социалистическое общество характеризуется тем, что процесс сближения рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всех социальных групп становится все более явственным. И в развитом социалистическом обществе сохраняется ведущая роль рабочего класса.

Одной из главных задач в коммунистическом строительстве является всестороннее развитие личности, воспитание и обучение, как писал В. И. Ленин, всесторонне развитых и подготовленных людей. В условиях зрелого социализма приобретает огромные масштабы и особое значение работа по формированию у молодежи, у всех членов общества марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистической морали.

В. И. Ленин указывал, что марксизм признает необходимость государства вплоть до перехода «от окончательно победившего и упрочившегося социализма к полному коммунизму» (Полн. собр. соч., т. 27, с. 253). Творчески развивая революционную теорию, КПСС сделала вывод, что с построением зрелого социалистического общества государство диктатуры пролетариата перерастает в общенародное государство, в политическую организацию всего народа при руководящей роли рабочего класса во главе с Коммунистической партией. Социалистическое общенародное государство продолжает дело диктатуры пролетариата. Совершенствование и расширение социалистической демократии – главное направление политического развития общества на пути к коммунизму.

Непременным, решающим условием осуществления пролетариатом его всемирно-исторической роли, победы в революционной борьбе и построения коммунистического общества марксизм-ленинизм считает создание и укрепление политической партии рабочего класса – его боевого авангарда и руководителя.

Развивая идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, В. И. Ленин создал учение о пролетарской партии нового типа, соответствующей тем задачам, которые выдвинула перед рабочим классом эпоха империализма и социалистических революций, переход от капитализма к социализму и коммунизму. Ленин основал первую в мире такую партию – большевистскую партию, Коммунистическую партию Советского Союза, ставшую образцом для революционных марксистов всех стран. Ленин всесторонне разработал идеологические, политические и организационные основы пролетарской партии нового типа, нормы партийной жизни, принципы партийного руководства. «Мы, – писал Ленин, – видим в самостоятельной, непримиримо марксистской, партии революционного пролетариата единственный залог победы социализма и путь к победе, наиболее свободный от шатаний» (Полн. собр. соч., т. 9, стр. 275).

Разработку В. И. Лениным учения о пролетарской партии нового типа, его борьбу за укрепление партии характеризуют произведения, входящие в Сборник: выдержки из книг «Шаг вперед, два шага назад», «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», из статей «О положении дел в партии», «Первоначальный проект резолюции X съезда РКП о синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии» и другие.

Выдающимся вкладом В. И. Ленина в учение Маркса и Энгельса явилась его теория о руководящей роли партии в системе диктатуры пролетариата, в строительстве социализма и коммунизма. Именно Коммунистическая партия, став после победы рабочего класса правящей партией, вырабатывает политическую линию, лежащую в основе руководства социальной жизнью, координирует и направляет деятельность всех органов управления, всех других общественных организаций. Ленин учил давать решительный отпор попыткам ревизионистов и оппортунистов ликвидировать или подорвать руководящую роль Коммунистической партии в строительстве социализма.

Коммунистическая партия Советского Союза уделяет большое внимание отстаиванию марксистско-ленинского учения о партии в борьбе против ревизионистов и его дальнейшему развитию. Огромное теоретическое и политическое значение имеют выводы о том, что с построением зрелого социализма партия рабочего класса становится партией всего народа и что возрастание руководящей роли партии, как объективная закономерность развития социалистического общества, проявляется еще с большей силой в условиях перерастания социализма в коммунизм.

Марксизм, указывал В. И. Ленин, учит, что международной силе капитала, попыткам буржуазии различных стран объединенными усилиями подавлять освободительное движение трудящихся, рабочий класс должен противопоставить свое интернациональное единство; в этом – залог его победы. Ленин всесторонне развил марксистские принципы пролетарского интернационализма.

Пролетарская партия нового типа – глубоко интернациональна по своей идеологии, по своему построению, характеру деятельности. Объединяя в своих рядах пролетариев, трудящихся всех национальностей, она выступает вместе с тем как составная часть единого целого, как отряд международного коммунистического движения. «Интернационализм на деле, – писал Ленин, – один и только один: беззаветная работа над развитием революционного движения и революционной борьбы в своей стране, поддержка (пропагандой, сочувствием, материально) такой же борьбы, такой же линии, и только ее одной, во всех без исключения странах» (Полн. собр. соч., т. 31, стр. 170). Марксизм непримирим к национализму. Ленин решительно боролся против оппортунистических искажений принципов и политики пролетарского интернационализма, против признания интернационализма на словах и подмены его на деле мелкобуржуазным национализмом. Он особенно подчеркивал, в связи с этим, необходимость тесного политического, хозяйственного и военного союза социалистических республик, указывая на неизбежность образования мировой системы социализма.

Неуклонное проведение коммунистическими и рабочими партиями принципов пролетарского, социалистического интернационализма и прежде всего единство коммунистов всех стран – самое важное условие сплочения всех революционных сил современности, их успехов в борьбе против империализма. КПСС и братские партии последовательно проводят курс на укрепление единства международного коммунистического движения на марксистско-ленинской основе.

После появления марксизма, писал В. И. Ленин в 1913 году в статье «Исторические судьбы учения Карла Маркса», каждая великая эпоха всемирной истории приносила ему новые подтверждения и новые триумфы. «Но еще больший триумф принесет марксизму, как учению пролетариата, грядущая историческая эпоха» (Сборник, стр. 140). Жизнь показала, как обоснованно было это научное предвидение Ленина.

Великая Октябрьская социалистическая революция в России в 1917 году открыла эру крушения капитализма и торжества коммунистических идеалов. Прошло немногим более четверти века, и социалистическая революция победила в ряде других стран Европы, Азии, Латинской Америки. Возникла и крепнет мировая система социализма. На новую, высшую ступень поднялась классовая борьба пролетариата в странах капитала. Рухнула колониальная система империализма, и сотни миллионов людей встали на путь самостоятельного развития, борьбы за укрепление национальной независимости и социальный прогресс. Международное коммунистическое движение стало самой влиятельной силой современности.

В своей последней статье «Лучше меньше, да лучше» В. И. Ленин выразил твердую уверенность в том, что победа социализма в мировом масштабе «вполне и безусловно обеспечена» (Полн. собр. соч., т. 45, стр. 404).

Весь ход общественного развития подтверждает историческую правоту великого учения Маркса—Энгельса—Ленина, его интернациональный характер и международное значение. Верность марксизму-ленинизму залог дальнейших успехов коммунистического движения.

* * *

Работы, вошедшие в настоящий Сборник, публикуются по тексту Полного собрания сочинений В. И. Ленина. В конце книги даны примечания, предметный указатель, а также указатели имен и работ К. Маркса и Ф. Энгельса, упоминаемых В. И. Лениным.

Сборник подготовлен Н. Н. Суровцевой и А. Г. Хоменко.

Редакторы – П. Н. Федосеев, В. Я. Зевин.


Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС

<1974>

I

Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма)1

Маркс Карл родился 5 мая нового стиля 1818 г. в городе Трире (прирейнская Пруссия). Отец его был адвокат, еврей, в 1824 г. принявший протестантство. Семья была зажиточная, культурная, но не революционная. Окончив гимназию в Трире, Маркс поступил в университет, сначала в Бонне, потом в Берлине, изучал юридические науки, но больше всего историю и философию. Окончил курс в 1841 г., представив университетскую диссертацию о философии Эпикура. По взглядам своим Маркс был еще тогда гегельянцем-идеалистом. В Берлине он примыкал к кружку «левых гегельянцев» (Бруно Бауэр и др.), которые стремились делать из философии Гегеля атеистические и революционные выводы2.

По окончании университета Маркс переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором. Но реакционная политика правительства, которое в 1832 г. лишило кафедры Людвига Фейербаха и в 1836 г. снова отказалось пустить его в университет, а в 1841 г. отняло право читать лекции в Бонне у молодого профессора Бруно Бауэра, заставила Маркса отказаться от ученой карьеры. Развитие взглядов левого гегельянства в Германии шло в это время вперед очень быстро. Людвиг Фейербах в особенности с 1836 г. начинает критиковать теологию и поворачивать к материализму, который вполне берет верх у него в 1841 г. («Сущность христианства»); в 1843 г. вышли его же «Основные положения философии будущего». «Надо было пережить освободительное действие» этих книг – писал Энгельс впоследствии об этих сочинениях Фейербаха. «Мы» (т. е. левые гегельянцы, Маркс в том числе) «стали сразу фейербахианцами»[1]. В это время рейнские радикальные буржуа, имевшие точки соприкосновения с левыми гегельянцами, основали в Кёльне оппозиционную газету: «Рейнскую Газету» (начала выходить с 1 января 1842 г.). Маркс и Бруно Бауэр были приглашены в качестве главных сотрудников, а в октябре 1842 г. Маркс сделался главным редактором и переселился из Бонна в Кёльн. Революционно-демократическое направление газеты при редакторстве Маркса становилось все определеннее, и правительство сначала подчинило газету двойной и тройной цензуре, а затем решило вовсе закрыть ее 1 января 1843 г. Марксу пришлось к этому сроку оставить редакторство, но его уход все же не спас газеты, и она была закрыта в марте 1843 г. Из наиболее крупных статей Маркса в «Рейнской Газете» Энгельс отмечает, кроме указанных ниже (см. Литературу3), еще статью о положении крестьян-виноделов в долине Мозеля4. Газетная работа показала Марксу, что он недостаточно знаком с политической экономией, и он усердно принялся за ее изучение.

В 1843 г. Маркс женился в Крейцнахе на Дженни фон Вестфален, подруге детства, с которой он был обручен еще будучи студентом. Жена его принадлежала к прусской реакционной дворянской семье. Ее старший брат был министром внутренних дел в Пруссии в одну из самых реакционных эпох, 1850—1858 гг. Осенью 1843 г. Маркс приехал в Париж, чтобы издавать за границей, вместе с Арнольдом Руге (1802—1880; левый гегельянец, 1825—1830 в тюрьме, после 1848 г. эмигрант; после 1866—1870 бисмаркианец), радикальный журнал. Вышла лишь первая книжка этого журнала «Немецко-Французский Ежегодник»5. Он прекратился из-за трудностей тайного распространения в Германии и из-за разногласий с Руге. В своих статьях в этом журнале Маркс выступает уже как революционер, провозглашающий «беспощадную критику всего существующего» и в частности «критику оружия»[2], апеллирующий к массам и к пролетариату.

В сентябре 1844 г. в Париж приехал на несколько дней Фридрих Энгельс, ставший с тех пор ближайшим другом Маркса. Они вдвоем приняли самое горячее участие в тогдашней кипучей жизни революционных групп Парижа (особенное значение имело учение Прудона, с которым Маркс решительно рассчитался в своей «Нищете философии»[3], 1847 г.) и выработали, резко борясь с различными учениями мелкобуржуазного социализма, теорию и тактику революционного пролетарского социализма или коммунизма (марксизма). См. соч. Маркса этой эпохи, 1844—1848 гг., ниже: Литература[4]. В 1845 г. Маркс по настоянию прусского правительства, как опасный революционер, был выслан из Парижа. Он переехал в Брюссель. Весной 1847 г. Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу: «Союзу коммунистов», приняли выдающееся участие на II съезде этого союза (ноябрь 1847 г. в Лондоне) и, по его поручению, составили вышедший в феврале 1848 г. знаменитый «Манифест Коммунистической партии»[5]. В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества.

Когда разразилась февральская революция 1848 г.8, Маркс был выслан из Бельгии. Он приехал опять в Париж, а оттуда, после мартовской революции9, в Германию, именно в Кёльн. Там выходила с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 г. «Новая Рейнская Газета»; главным редактором ее был Маркс10. Новая теория была блестяще подтверждена ходом революционных событий 1848—1849 гг., как подтверждали ее впоследствии все пролетарские и демократические движения всех стран мира. Победившая контрреволюция сначала отдала Маркса под суд (оправдан 9 февраля 1849 г.), а потом выслала из Германии (16 мая 1849 г.). Маркс отправился сначала в Париж, был выслан и оттуда после демонстрации 13 июня 1849 г.11 и уехал в Лондон, где и жил до самой смерти.

Условия эмигрантской жизни, особенно наглядно вскрытые перепиской Маркса с Энгельсом (изд. в 1913 г.)12, были крайне тяжелы. Нужда прямо душила Маркса и его семью; не будь постоянной самоотверженной финансовой поддержки Энгельса, Маркс не только не мог бы кончить «Капитала», но и неминуемо погиб бы под гнетом нищеты. Кроме того, преобладающие учения и течения мелкобуржуазного, вообще непролетарского социализма вынуждали Маркса постоянно к беспощадной борьбе, иногда к отражению самых бешеных и диких личных нападок («Herr Vogt»13). Сторонясь от эмигрантских кружков, Маркс в ряде исторических работ (см. Литературу) разрабатывал свою материалистическую теорию, посвящая главным образом силы изучению политической экономии. Эту науку Маркс революционизировал (см. ниже учение Маркса) в своих сочинениях «К критике политической экономии» (1859) и «Капитал» (т. 1. 1867)[6].

Эпоха оживления демократических движений конца 50-х и 60-х гг. снова призвала Маркса к практической деятельности. В 1864 г. (28 сентября) был основан в Лондоне знаменитый 1 Интернационал, «Международное товарищество рабочих»14. Маркс был душой этого общества, автором его первого «Обращения»15 и массы резолюций, заявлений, манифестов. Объединяя рабочее движение разных стран, стараясь направить в русло совместной деятельности различные формы непролетарского, домарксистского социализма (Мадзини16, Прудон, Бакунин17, английский либеральный тред-юнионизм18, лассальянские качания вправо в Германии19 и т. п.), борясь с теориями всех этих сект и школок, Маркс выковывал единую тактику пролетарской борьбы рабочего класса в различных странах. После падения Парижской Коммуны (1871), которую так глубоко, метко, блестяще и действенно, революционно оценил Маркс («Гражданская война во Франции» 1871[7]), и после раскола Интернационала бакунистами, существование его в Европе стало невозможным. Маркс провел после конгресса Интернационала в Гааге (1872) перенесение Генерального совета Интернационала в Нью-Йорк. I Интернационал кончил свою историческую роль, уступив место эпохе неизмеримо более крупного роста рабочего движения во всех странах мира, именно эпохе роста его вширь, создания массовых социалистических рабочих партий на базе отдельных национальных государств.

Усиленная работа в Интернационале и еще более усиленные теоретические занятия окончательно подорвали здоровье Маркса. Он продолжал свою переработку политической экономии и окончание «Капитала», собирая массу новых материалов и изучая ряд языков (например, русский), но окончить «Капитал» не дала ему болезнь.

2 декабря 1881 г. умерла его жена. 14 марта 1883 г. Маркс тихо заснул навеки в своем кресле. Он похоронен, вместе со своей женой, на кладбище Хайгейт в Лондоне. Из детей Маркса несколько умерло в детском возрасте в Лондоне, когда семья сильно бедствовала. Три дочери были замужем за социалистами Англии и Франции: Элеонора Эвелинг, Лаура Лафарг и Дженни Лонге. Сын последней – член французской социалистической партии.

Учение Маркса

Марксизм – система взглядов и учения Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трех главных идейных течений XIX века, принадлежащих трем наиболее передовым странам человечества: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма в связи с французскими революционными учениями вообще. Признаваемая даже противниками Маркса замечательная последовательность и цельность его взглядов, дающих в совокупности современный материализм и современный научный социализм, как теорию и программу рабочего движения всех цивилизованных стран мира, заставляет нас предпослать изложению главного содержания марксизма, именно: экономического учения Маркса, краткий очерк его миросозерцания вообще.

Философский материализм

Начиная с 1844—1845 гг., когда сложились взгляды Маркса, он был материалистом, в частности сторонником Л. Фейербаха, усматривая и впоследствии его слабые стороны исключительно в недостаточной последовательности и всесторонности его материализма. Всемирно-историческое, «составляющее эпоху» значение Фейербаха Маркс видел именно в решительном разрыве с идеализмом Гегеля и в провозглашении материализма, который еще «в XVIII веке особенно во Франции был борьбой не только против существующих политических учреждений, а вместе с тем против религии и теологии, но и… против всякой метафизики» (в смысле «пьяной спекуляции» в отличие от «трезвой философии») («Святое семейство» в «Литературном Наследстве»)[8]. «Для Гегеля, – писал Маркс, – процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (творец, созидатель) действительного… У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» («Капитал», I, послесловие к 2 изд.[9]). В полном соответствии с этой материалистической философией Маркса и излагая ее, Фр. Энгельс писал в «Анти-Дюринге» (см.): – Маркс ознакомился с этим сочинением в рукописи – «…Единство мира состоит не в его бытии, а в его материальности, которая доказывается… долгим и трудным развитием философии и естествознания… Движение есть форма бытия материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения, движения без материи… Если поставить вопрос,.. чтò такое мышление и познание, откуда они берутся, то мы увидим, что они – продукты человеческого мозга и что сам человек – продукт природы, развившийся в известной природной обстановке и вместе с ней. Само собою разумеется в силу этого, что продукты человеческого мозга, являющиеся в последнем счете тоже продуктами природы, не противоречат остальной связи природы, а соответствуют ей». «Гегель был идеалист, т. е. для него мысли нашей головы были не отражениями (Abbilder, отображениями, иногда Энгельс говорит об «оттисках»), более или менее абстрактными, действительных вещей и процессов, а, наоборот, вещи и развитие их были для Гегеля отражениями какой-то идеи, существовавшей где-то до возникновения мира»[10]. В своем сочинении «Людвиг Фейербах», в котором Фр. Энгельс излагает свои и Маркса взгляды на философию Фейербаха и которое Энгельс отправил в печать, предварительно перечитав старую рукопись свою и Маркса 1844—1845 гг. по вопросу о Гегеле, Фейербахе и материалистическом понимании истории, Энгельс пишет: «Великим основным вопросом всякой, а особенно новейшей философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе… чтò чему предшествует: дух природе или природа духу… Философы разделились на два больших лагеря, сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, так или иначе признавали сотворение мира, …составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма». Всякое иное употребление понятий (философского) идеализма и материализма ведет лишь к путанице. Маркс решительно отвергал не только идеализм, всегда связанный так или иначе с религией, но и распространенную особенно в наши дни точку зрения Юма и Канта, агностицизм, критицизм, позитивизм в различных видах, считая подобную философию «реакционной» уступкой идеализму и в лучшем случае «стыдливым пропусканием через заднюю дверь материализма, изгоняемого на глазах публики»[11]. См. по этому вопросу, кроме названных сочинений Энгельса и Маркса, письмо последнего к Энгельсу от 12 декабря 1866 г., где Маркс, отмечая «более материалистическое», чем обычно, выступление известного естествоиспытателя Т. Гёксли и его признание, что, поскольку «мы действительно наблюдаем и мыслим, мы не можем никогда сойти с почвы материализма», упрекает его за «лазейку» в сторону агностицизма, юмизма[12]. В особенности надо отметить взгляд Маркса на отношение свободы к необходимости: «слепа необходимость, пока она не сознана. Свобода есть сознание необходимости»[13] (Энгельс в «Анти-Дюринге») = признание объективной закономерности природы и диалектического превращения необходимости в свободу (наравне с превращением непознанной, но познаваемой, «вещи в себе» в «вещь для нас», «сущности вещей» в «явления»). Основным недостатком «старого», в том числе и фейербаховского (а тем более «вульгарного», Бюхнера-Фогта-Молешотта) материализма Маркс и Энгельс считали (1) то, что этот материализм был «преимущественно механическим», не учитывая новейшего развития химии и биологии (а в наши дни следовало бы еще добавить: электрической теории материи); (2) то, что старый материализм был неисторичен, недиалектичен (метафизичен в смысле антидиалектики), не проводил последовательно и всесторонне точки зрения развития; (3) то, что они «сущность человека» понимали абстрактно, а не как «совокупность» (определенных конкретно-исторически) «всех общественных отношений» и потому только «объясняли» мир, тогда когда дело идет об «изменении» его, т. е. не понимали значения «революционной практической деятельности».