Сенапати – сотник, командир гулмы.
71
Камбоджа – древнее царство на северо-востоке современного Афганистана.
72
Сапта-Синдху – Ведическое Семиречье.
73
Ванаю – царство, которое предположительно находилось в западной Индии.
74
Гхат – ступень, спуск к воде в виде лестницы, имеющий сакральное значение.
75
Шмашана – 1) погребение; 2) погребальный костер.
76
Пхальгуна – месяц древнеиндийского календаря, соответствующий февралю-марту, также считался межсезоньем.
77
Тиртханкар – джина, святой, вероучитель, который указывает джайну путь к спасению.
78
Свадхарма – кодекс поведения варны.
79
Имена кшатриев могли включать компонент «варман» – «защищающий», а имена шудр – «даса», что означает «враг», «чужой», однако со временем это слово стало обозначать раба или слугу.
80
Наяка – командир тысячи лучников.
81
Ракшаса – брак по принуждению.
82
Ахимса – жизненное правило непричинения вреда всему живому.
83
Карнаведха – обряд прокалывания ушей ребенка для защиты от болезней.
84
«Махабхарата» – древнеиндийское эпическое произведение, состоящее из новелл, басен, притч и легенд. Время написания эпоса в разных научных источниках варьируется от нескольких тысячелетий до н. э. до 4–5 вв. н. э.
85
Стратег – 1) командующий родом войск; 2) главный городской военачальник.
86
Полемарх – главный военачальник армии, у которого в подчинении находились стратеги.
87
Кубха – древнеиндийское название реки Кабул, протекающей по территории Афганистана и Пакистана, в античных источниках – река Кофен.
88
Гиппарх – командир конницы.
89
Тарентина – отряд из тридцати всадников, часть илы.
90
Гиероскоп – жрец, гадающий по внутренностям животного.
91
Иларх – командир илы.
92
Копис – махайра, короткий изогнутый меч с односторонней заточкой, предназначался для рубящего удара.
93
Такшашила – современный город Таксила в Пакистане.
94
Мицраим – Египет.
95
Дахлиз – современный город Дели.
96
Каппадокия – историческая область на востоке Малой Азии, возле границы с Арменией и Ираном.
97
Ашрама – монастырь, место уединения мудрецов, аскетов или отшельников.
98
Памфилия – историческая прибрежная область на юге Малой Азии.
99
Архонт – высший сановник в древнегреческом полисе.
100
Калам – тростниковая палочка с заточенным концом, которую на Востоке использовали для письма.
101
Упанишады – раздел ведийской литературы, около двухсот философских текстов, написанных в виде диалога между учителем и учеником, которые, как считалось, выражают истинную суть Вед.
102
Саньяса – четвертый, заключительный этап жизни ария, во время которого он покидает семью и предается созерцательному размышлению в уединении или среди таких же, как он, отшельников.
103
Карма-йога – учение о благотворных действиях.
104
Элефантархия – шестнадцать боевых слонов.
105
Синтагма – подразделение фаланги из шестнадцати лохов (каждый по шестнадцать бойцов), то есть двести пятьдесят шесть гоплитов.
106
Хилиархия – подразделение фаланги в тысячу гоплитов, во главе которой стоял хилиарх.
107
Сарисса – копье гоплита, длина которого, согласно античным авторам, составляла от трех до шести с половиной метров.
108
Лохаг – первый воин лоха, то есть ряда фаланги глубиной в шестнадцать гоплитов.
109
Десятистатерники и двудольники – опытные гоплиты-греки из среднего офицерского состава, которые замыкали лох. Название произошло от суммы месячной оплаты – десять статеров, то есть сорок драхм, и двойной доли солдатского жалованья, то есть шестьдесят драхм.
110
Камара – церемониальное опахало из ячьих хвостов.
111
Трипундра – три горизонтальные белые полосы, знак Шивы.
112
Тетраграмматон – акроним, аббревиатура, то есть слово, образованное, например, из начальных букв других слов.
113
Бхагаван – санскр. господин, уважительное обращение к учителю.
114
Канаиты – от арам. канаим, в переводе с греческого – «ревнители», зелоты, радикальная фарисейская секта борцов за освобождение Иудеи от римских оккупантов. Зелоты-боевики назывались «сикариями», или «кинжальщиками».
115
Асуры – демоны.
116
«Бхавишья-пурана» приводит разговор в Индии царя Шаливаханы с Ишой Масихой (Иисусом Мессией). Пураны являются сборниками древнеиндийских мифов, при этом историки относят их создание к первым векам н. э.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги