Евгений Витальевич Симонов
Евроремонт. Секреты мастера
Введение
Сам себе мастер, или Какой смысл в собственноручном выполнении евроремонта
Уже сам факт обращения к данной книге свидетельствует о том, что некоторое время назад в вашей голове поселилась мысль о глобальном ремонте, можно даже сказать, о реставрации старой квартиры (или новой, только что приобретенной, однако выполненной по типовому проекту, мало соответствующему вашим представлениям о квартире-мечте), и что распланировать этот ремонт вкупе с новым обликом жилья и расчетом материалов, а также выполнить его вы намерены собственноручно.
Почему? Не абсурдна ли идея самому, своими руками делать евроремонт, если на каждом уличном столбе, в любой бесплатной газете либо на сайте стройматериалов есть множество объявлений типа «Бригада строителей выполнит быстро и недорого…»?
В качестве первого аргумента в пользу самостоятельного проведения ремонта приведу, как ни странно, не общеизвестное: «Каждый мужчина должен построить дом.», а чисто меркантильный довод. Если вы живете в квартире (которую и собираетесь ремонтировать) – значит, вы не олигарх, не поп-звезда и даже не банкир. Иначе не жили бы в квартире этажного дома и уж точно не имели бы времени бродить по книжным магазинам либо сайтам (за вас это делали бы другие). Вы, скорее всего, типичный представитель молодого российского среднего класса – перспективный программист или бухгалтер, строитель или менеджер по продажам, а возможно, востребованный врач или учитель. У вас есть деньги – не огромные, не фантастические, но позволяющие вам поехать с семьей на отдых хотя бы в Турцию по недорогой горящей путевке. Именно такие, чтобы выполнить евроремонт «малой кровью»: без покрытой золотом потолочной лепнины и мраморной ванной, но с изысканными арками, придающими шарм гостиной, переделанной в большой холл, и изящными витражами в лоджии и ванной. Более того, вы чувствуете, что практически все работы, разве что кроме монтажа новых канализационных труб, вы в силах выполнить самостоятельно: помня опыт деда, научившего вас держать в руках инструменты, к тому же испытывая непреодолимое желание сделать что-нибудь самому, да не что-то – а стильное жилье для себя и своей семьи. Возможно, вас вдохновляет опыт супруги, никогда прежде не имевшей склонности к рукоделию, но вдруг увлекшейся журналом практической моды «Burda Moden» и ставшей не просто портнихой-самоучкой, а самой модной дамой вашего круга общения.
Кроме того, опыт советских десятилетий, когда спрос на «изюминки» жилого интерьера всегда значительно превышал предложение, приучил целые поколения россиян многое, если не все, делать своими руками, причем не отнимая хлеб у профессионалов-строителей, а скорее компенсируя их нерасторопность и переделывая печальные итоги нерадивого отношения к работе. Увы, часто на практике даже «интеллигент-неумеха», вынужденный выровнять косой потолок, оказывается куда более умелым мастером, нежели рекомендованный соседями «шабашник» дядя Вася. Согласитесь, находчивый и пытливый ум российского квартиросъемщика способен найти оригинальные решения для своей территории даже при полном отсутствии стройматериалов. Что говорить о сегодняшнем моменте, когда строительный рынок предлагает тысячи наименований превосходных средств для отделки и обустройства, когда благодаря их обилию и многообразию они дешевеют на глазах, уступая в течение краткого промежутка времени место еще более «продвинутым» технологиям!
Конечно, в этом многообразии современных материалов и технологий нетрудно потеряться, особенно имея лишь поверхностные представления об их свойствах. Следовательно, нужно, приступая к выполнению ремонта, изучить специальную литературу.
Однако вернемся к «основному вопросу» нашего евроремонта: какие еще аргументы есть в пользу того, чтобы выполнить работы своими руками? Те, кто уже имел дело с бригадами строителей, хорошо знают, насколько это сомнительное удовольствие. Раздувающим щеки и косящимся на ваш кошелек мастерам необходимо обеспечить максимум комфорта, закупить выбранные именно ими (у выбранных ими поставщиков) материалы. Более того, они сами устанавливают сроки сдачи работ, отказываются от поэтапного контроля, воспринимают в штыки ваше желание пригласить независимого эксперта, например приятеля-архитектора, все ваши претензии к качеству воспринимают агрессивно. и стоимость работ с ними лучше оговорить, предварительно выпив валерьянки. Однако. у них есть профессиональные умения, – возразите вы. Отвечу: прочтя несколько книг (узкоспециальных, касающихся только, например, работ с гипсокартоном или установки сантехники), вы также получите о них представление. Дальше – дело практики. Поверьте, ваше желание сделать аккуратно, собранность и понимание того, что вы работаете для себя, – это уже своего рода гарантия успеха. Кроме того, вам не обязательно делать самому все: для каких-то ключевых или черновых, подготовительных работ вы можете пригласить человека со стороны. Здесь опять замечу: одно дело, когда заказчик не имеет даже поверхностного представления о реальном объеме и сложности работы, и другое, когда он понимает, о труде какой сложности и квалификации идет речь и на какой верхней планке нужно остановиться, торгуясь с приглашенным строителем. Поверьте, стоимость одной и той же работы может различаться в разы, и неопытность заказчика здесь играет не последнюю роль. Следовательно, прочесть данную книгу или ей подобные имеет смысл хотя бы для того, чтобы не оказаться тем самым простаком, а говорить с профессиональными строителями на равных.
Понятие «евроремонт» (а не просто «ремонт») я вынес в название этой книги не ради красного словца. Дело в том, что сегодня любой ремонт, в любой квартире, любого уровня «элитности» является в той или иной степени евроремонтом. Ведь никто, согласитесь, занимаясь ремонтом, не станет сегодня класть на пол простые грубо обработанные доски (подобно полам в коммуналках, в которых выросли многие из представителей сегодняшнего среднего поколения) или ставить в окна новые обычные стекла в дешевых деревянных рамах.
Конечно, у каждого свои представления о сути евроремонта. Для кого-то это модное определение означает использование исключительно импортных материалов, для кого-то – непременное участие в разработке облика квартиры профессионального дизайнера. Кстати, сразу оговорюсь: здесь в большей степени правы скорее вторые. Что бы ни говорили, но евроремонт – это не просто покраска-поклейка, после которой квартира становится разве что «свежее», а разработка и создание настоящего дизайн-проекта, исходя из концепции которого вы и будете ориентироваться на конечный результат. Ведь сегодня не времена советского дефицита, когда уровень и нюансы ремонта зависели от того, какие материалы удалось достать. Сейчас во главе угла стоит не «кладем плитку, потому что ничего другого не достать», а эмпирическая идея, начало которой берется в вашей мечте об идеальном «светлом тереме с балконом на море», развитие – в понимании (оно приходит в беседах с дизайнерами либо в процессе листания каталогов) того, какие материалы и технологии помогут вам воплотить ваши фантазии, а результат – в умении и желании заказчика уж если не делать все самому, так с самого начала работ контролировать, вникая в детали, процесс преображения своего жилья. Причем вы должны быть не пассивным наблюдателем, особенно если заплатили дизайнеру только за консультацию и полученные советы, а авторского дизайн-контроля за ходом работ не предусмотрено. Вы обязаны, если вам дороги ваши деньги и уют, вносить поправки и замечания, трезво оценивать возможности их реализации, понимать, почему строителям не удается порадовать вас достижением запланированного результата.
Грамотно проведенная перепланировка позволит превратить смежные комнаты в огромный холл, совмещенный со столовой
Чтобы расширить пространство, избавляемся от ненужных перегородок
Конечно, замыслив евроремонт, вы должны быть способны конкретизировать это понятие через призму собственного видения будущего облика жилья. Начну с того, что приставка «евро» означает не только использование материалов и технологий, произведенных и разработанных в европейских странах. Речь идет и о европейских тенденциях дизайна – прежде всего, о его стилях, самых разных, от спокойно-«мещанских» прованса и ретро до пестроты ар-деко и ультраглянцевости хай-тек. Иными словами, в основе убранства комнат должна лежать некая осевая концепция, интерьер каждого жилого и подсобного помещения должен иметь свои акценты, все картины, торшеры, вазы – быть не произвольным нагромождением памятных и случайно доставшихся вам вещей, а «работать единой командой». Кроме того, к тенденциям дизайна европейских квартир, в которых обитает средний класс, нужно отнести следующие: к спальням больше подходит определение «будуар», лоджии являются не кладовками, а уютными мини-террасами, фантазийные детские, гостиные и кухни подчас напоминают студии или мастерские художника. Да и прихожая в тщательно продуманном интерьере должна с самого начала погрузить гостей в мир хозяина дома и четко определить его пристрастия и статус.
Доминирующие (но, разумеется, не обязательные) тенденции оформления современных европейских квартиры – уход от прямоугольных форм к округлым, многоуровневые потолки с перепадами и подсветкой, наличие ниш, арок, подиумов, «перетекающие» пространства, когда глухие стены заменяются легкими перегородками, а то и ширмами, призванными лишь зонировать пространство. Конечно, это только незначительные условности – собственный интерьер вы будете создавать, ориентируясь на индивидуальный вкус, привычки и образ жизни.
Итак, евроремонт – это, во-первых, следование предпочтениям и потребностям хозяина дома и его семьи; во-вторых – стремление добиться максимального комфорта, функциональности, визуальной эстетики; в-третьих – использование современных выразительных материалов и долговечных, надежных строительных и отделочных технологий; в-четвертых – непременное включение в инфраструктуру жилья современных инженерных коммуникаций; в-пятых – продуманность системы освещения.
Как правило, выразительность современного интерьера достигается за счет фундаментальных достижений в строительных технологиях, таких как использование гипсокартона, с помощью которого можно не просто выровнять стены и потолки, но и осуществить перепланировку, возвести перегородки, ниши и даже встроенные шкафы; водно-дисперсионных красок, способных при добавлении нужного пигмента принять любые цвета и оттенки; широкого спектра новых напольных материалов (например, линолеума на вспененной основе); новых материалов для отделки стен (декоративных штукатурок, разнообразных панелей); а также стеклопакетов, филенчатых дверей. Не следует пугаться этого объемного списка. Поговорив со знакомыми, вы узнаете, что, несмотря на их узкий фрагментарный опыт, хоть с какими-то из этих материалов они уже работали самостоятельно. В качестве полноценного источника познаний о них я предлагаю вам эту книгу, ставящую целью обеспечить вас систематизированной информацией о собственноручном выполнении евроремонта. Читайте, решайте: все этапы работ либо лишь некоторые из них вы готовы выполнить самостоятельно, и уж если вы решите делать ремонт не своими руками, так хотя бы – собственным умом.
Цвет и необычность форм – ключевые аспекты стиля ар-деко
Глава 1
Грамотный подход к дизайн-проекту
Это только пчелы и муравьи умудряются соорудить чудеса архитектурной мысли – соты и муравейники, – обходясь без всякого предварительного планирования и чертежей. Человек же вряд ли возведет что-то путное, если пренебрежет не только планами и чертежами, но и элементарными знаниями, дающими возможность логически обосновать свои замыслы.
Зачем нужны элементарные знания о современных стилях
Приступая к созданию дизайн-проекта, вы должны представлять, в каком стиле хотите выдержать квартиру, тем более – в одном стиле или в нескольких будут решены жилые и подсобные помещения. Важно не превратить жилье в эфемерное мельтешение, граничащее с безвкусицей, ведь классический интерьер не имеет ничего общего с авангардным или этническим, а конструктивизм хотя и похож на минимализм, но все же это разные стили, не говоря о хай-тек или арт-нуово. Что касается последних двух, то я не буду вам рекомендовать создавать в них дизайн-проект: такие сложные стили могут реализовывать лишь профессионалы.
Как показывает практика, сегодня, приступая к ремонту, мало кто согласен просто «подновить» стены, купить новую мебельную горку и ограничиться хорошим телевизором и пальмой в углу. Люди уверовали в то, что интерьер – это не просто свежие стены, а некоторое количество «бесполезных» вещей, которые, будучи тщательно подобранными, и составляют наполнение интерьера. Лидируют в предпочтениях сегодня самые декоративные из стилей – ар-деко, кантри. Молодые люди отдают предпочтение минимализму, квартировладельцы постарше – эклектике, или, как ее еще называют, современному дизайну. Некоторые замышляют дизайн каждого помещения отдельно, другие – всей квартиры в комплексе. Во всяком случае, закономерности в тенденциях есть: гостиную практически всем хочется видеть неповторимой, кухню – «состоятельной», богатой, столовую – «деревенской», детскую – предельно оригинальной, тематической (стилизованной, например, под шкатулку Барби или палубу пиратского фрегата), кабинет – деловым, спальню – эротичной, гардеробную и ванную – функциональными, прихожую – гостеприимной. Иногда для достижения этой цели квартира оформляется в разных стилях, но чаще – в едином стиле, особенно если дизайн разрабатывается самостоятельно, без привлечения профессионала.
Сегодня доступно огромное количество альбомов и интернет-сайтов, предлагающих варианты интерьеров, которые, собирая как лото, можно сложить в единый облик квартиры. Однако некоторые понятия о сути стилей и их сочетаемости в рамках одной квартиры или дома вам иметь просто необходимо – дабы не получился единый стиль, который можно будет охарактеризовать как «китч местного разлива» или, проще говоря, безвкусицу и нагромождение дорогих, но случайно встретившихся вещей.
Итак, вначале несколько слов о классических стилях. Античный стиль («игрушка», доступная лишь богатым владельцам больших площадей) подразумевает колонны, мрамор, статуи и статуэтки, высокохудожественную лепнину, вазы и амфоры, мозаичные полы. Иными словами – гармоничные и целостные залитые светом залы, ассоциирующиеся с представлениями о Древней Греции. Однако помните: подражать, так с размахом, иначе незачем и браться. Не меньшей изысканностью и помпезностью отличается готический стиль – здесь обязательны огромные окна, многоцветные витражи, игра световых эффектов, строгая и симметричная, жесткая вертикальность конструкций. Из этой же обоймы – пышный классический стиль, который обычно предпочитают немолодые состоятельные люди. Разумеется, это эталон изящества и благородства, подразумевающий, с одной стороны, лаконичную функциональность предметов, с другой – холодное великолепие убранства. Однако этот стиль требует серьезных финансовых вложений: художественный паркет, колонны, лепнина, мрамор. Не менее статусный стиль – ампир: парадный, торжественный, военно-триумфальный, подразумевающий великолепие, призванное ошеломлять и подавлять, выставлять на показ как былые, так и нынешние заслуги владельцев дома (безусловно, скорее дома, чем квартиры).
Поп-звезды, публичные люди стремятся сегодня свить родовые гнезда в стилях барокко и рококо (пример – апартаменты Ирины Аллегровой). Здесь – величие, пышность, пространственный размах, одновременно – прихотливость, грациозность, интимность.
Типовая двухкомнатная квартира не исключает возможности оформления яркой детской, чувственной спальни, японской кухни и пышной ванной
Совершенно иного плана – неклассические стили, основа которых зародилась в эпоху декаданса, немого кино и первых домов высокой моды. Например, модерн – стиль, достаточно универсальный, чтобы подчеркнуть яркую индивидуальность хозяина жилья. Для всех интерьеров, выполненных в стиле модерн, обязательно обилие плавных и мягких линий, всевозможных декоративных элементов (здесь микс не будет лишним), отсутствие конструктивистских углов и резкостей (конструктивизм – ровесник модерна, стиль, делающий упор на максимальную функциональность и почти полное отсутствие декора, более того, за основу художественного образа берется конструкция, а не композиция). В декоре фасадов и интерьеров, выполненных в стиле модерн, обязательно присутствуют узорная керамическая облицовка, кованое гнутое железо с растительными переплетениями в декоративных решетках и перилах лестниц, витражи с абстрактным пластичным рисунком сложных цветовых тонов и оттенков. Стиль модерн – это изогнутые пластичные формы рисунка на наборном паркете из благородного дерева, витые лестницы с кованой решеткой перил и сложным переплетением вьющихся растений металлической ковки, стены, обтянутые тканью с растительным рисунком, межкомнатные перегородки, выполненные в виде окон с витражами, непременно – лепной плафон в центре потолка. Овальные окна драпируются тканями в тон драпировки стен, а ламбрекен сложной формы обязательно повторяет рисунок на ткани. Это настенные светильники с матовыми плафонами, резные, украшенные декоративными деталями из резного дуба, зеркала – в деревянных рамах сложных искривленных форм, мебель добротная, из древесины, с благородным декором из темной бронзы, в столовой – круглый стол и удобные кресла с гнутыми спинками. Стены отделаны деревянными панелями, светильники призваны давать уютный рассеянный свет, в гостиной обязательны хрустальная люстра с множеством свечей, кресла со спинками в виде половинок раковины, мягкие диваны, обтянутые полосатым шелком с деревянными подлокотниками и гнутыми резными ножками, скульптуры из мрамора и бронзы.
К модным сегодня стилям относятся также:
• ар-деко – стиль, украшающий жизнь, формирующий приукрашенный, приподнятый образ, работающий на прямую выразительность, дающий волю тщеславию хозяина квартиры;
• консерватизм – стиль флегматиков-программистов, спокойные, солидные и респектабельные интерьеры, соблюдающие традиционное назначение помещений и вещей;
• романтизм – стиль вне времени, в таком интерьере нет понятия «антиквариат» – все вещи вечно живые, также и фольклорные формы декора кажутся вполне городскими, а в настроениях преобладают ностальгия, сдержанность и уют;
• поп-арт – стиль для «буйных», энергичных людей, не знающих слов «усталость» и «покой», стиль яркий, экспрессивный, контрастный, требующий возведения в ранг произведений искусства обычных бытовых предметов;
• минимализм – стиль для радикалов. Место отводится лишь самому необходимому, пропорции идеальные, «вольностью» могут быть только смелые и нестандартные цветовые гаммы. Мебель – лишь самая необходимая, встроенная и трансформирующаяся, свет и простор ценятся больше, чем ненужные вещи. Никаких внутренних перегородок, окна должны быть большими, чтобы проникало много света. Разделение пространства происходит с помощью цвета пола и полупрозрачных тканей. Светильники просты по форме и вмонтированы в стены, потолок или пол. Отсутствуют плавные линии – приветствуются острые углы: стулья и кресла прямоугольной формы, диваны с такими же подушками и с жесткими подлокотниками. Светлый тон обивки подчеркивается с помощью подушек другого цвета, на окнах простые жалюзи из металла или прозрачной ткани, незаметные в интерьере, на стенах картины в тонких рамках. Современность стиля подчеркивается использованием металла и стекла;
• неоклассицизм – проще говоря, минимализм плюс классика в пропорциях, которые вы установили сами;
• кантри – душевность и теплота деревенского дома, удобство, практичность, сознательная архаичность;
• хай-тек – «скандальный», с точки зрения старшего поколения, стиль современных и молодых. Вместо декора – ультрасовременность технологий и материалов, в качестве украшений – то, что принято прятать: пылесос, кофемолка, разумеется выполненные в необычных ярких глянцевых тонах, а также крепеж, заклепки, металлические и железные детали. Все должно быть ровным, блестящим и гладким – стены, потолок, двери, оконные рамы. В отделке преимущественно используются металл и стекло, бетон и камень. Стены окрашиваются красками, дающими гладкие блестящие поверхности, либо декорируются жидкими обоями с рельефным рисунком. Полы покрываются керамической плиткой, натуральным камнем, линолеумом, потолки – акриловые либо натяжные, мебель максимально функциональна, четкой геометрической формы, напоминает офисную – из кожзаменителя, пластика, полированного металла. Никаких шкафов и мебельных стенок – вместо них стеллажные модули с закрытыми или открытыми секциями из дерева на металлическом каркасе из полированных труб, поверхность мебели – ровная и гладкая, с блестящей и серебристой металлической фурнитурой, кухонные шкафы – из матовых полированных пластов и белого опалового стекла, панели и столешница – из цельных плит базальта, посуда – техничная, одноцветная, из матового стекла без орнамента, в виде геометрических фигур. Светильники вмонтированы прямо в мебель либо посажены на подставки и кронштейны, плафоны – из молочного или цветного матового стекла незамысловатых форм. В основную цветовую гамму входят черный, белый, серый цвета, в дополнительную – красный, зеленый, желтый, синий. На окнах – жалюзи, на стенах – графические или авангардные картины;
• эклектика – стиль людей не столько с хорошими деньгами, сколько с хорошим вкусом, ведь эклектика означает «развитие, смешение». Иными словами, вам предлагается быть настолько уверенными в себе, смелыми и неординарными, чтобы вы могли самостоятельно модерировать сосуществование и взаимодополнение разнообразных стилей и направлений, иногда, на первый взгляд, взаимоисключающих. Главное в эклектике – с одной стороны, удобство и комфорт, с другой – соседство современной стилистики с традициями прошлого. Вполне нормально поставить актуальную мягкую мебель рядом со старинным комодом, для выделения стен цветными тканями оставить белые участки, чтобы подчеркнуть декор, присутствие сувениров из разных стран: китайской посуды, греческих ковров. Соседствуют также и произведения искусства – от копий полотен старинных мастеров до подарков друзей и даже рисунков собственных детей, забранных в хорошие рамки. Очень важно акцентировать внимание на деталях, ведь именно они объединяют разные по характеру и возрасту предметы.
Велик сегодня интерес и к этническим стилям, то есть стилям, повторяющим экзотические национальные интерьеры. Любой этнический стиль – это сочетание определенного декора, мебели, материалов, цветов, характерных для интерьера жилища конкретной страны. Практика дизайнеров показывает, что чаще всего люди заказывают сегодня проект интерьера, выполненного в марокканском стиле (смешение европейских и традиционных деталей интерьера): маски, яркие пестрые одеяла, шторы и драпировки, мебель из ротанга и зебрана, ковер с традиционным африканским рисунком, разнообразные скульптуры, блюда для фруктов, в том числе из камня, вазы с бамбуковыми палочками, фонари. Характерны теплые тона: цвета заморских фруктов и пряностей; используются подушки в наволочках с вышитыми фигурками тигров и жирафов, а также в качестве драпировок – блестящие ткани из хлопка, вискозы, льна.
Популярностью пользуется японский стиль – сдержанный минимализм, строгие лаконичные формы. Цветовая гамма – светлая, белая, бежевая, молочная, кремовая; мебель – невысокая и прямая, выдержана в светлых тонах, ее поверхность – гладкая, лакированная, из ценных пород древесины и благородных тканей, также в основном кремовых и белых оттенков. Тарелки из фарфора, напоминающие лепестки цветков, изящные картины японской художественной школы, металлический подсвечник со специальным стеклом, увеличивающим пламя свечи, мини-водопад из натурального камня, деревянные часы с отделкой из рогожи в форме пагоды, ароматические лампы из белоснежного фарфора с рельефным узором и свечами внутри, бонсай и икебаны, вещи из бамбука, покрывала и постельное белье с иероглифами или характерными национальными рисунками, посуда для суши, циновки, веера, но главное – японская раздвижная стенка-ширма.