Книга Complete-менеджмент (целостность мышления и практики менеджера). Часть 1. Целостный метод менеджера - читать онлайн бесплатно, автор Марат Махметович Телемтаев
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Complete-менеджмент (целостность мышления и практики менеджера). Часть 1. Целостный метод менеджера
Complete-менеджмент (целостность мышления и практики менеджера). Часть 1. Целостный метод менеджера
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Complete-менеджмент (целостность мышления и практики менеджера). Часть 1. Целостный метод менеджера

Марат Телемтаев

Complete-менеджмент (целостность мышления и практики менеджера). Часть 1. Целостный метод менеджера

Предисловие

В последние годы все чаще осуществляется преимущественно практическая подготовка специалистов в среднем, высшем, дополнительном и послевузовском образовании. В силу этой и ряда других причин специалисты получают недостаточный объем фундаментальных знаний, необходимых для разработки прикладных целостных теорий и методологий деятельности в инженерном деле, управлении, экономике, в других профессиональных сферах.

Для восполнения данного пробела необходима созданная автором комплетика, помогающая современному профессионалу преобразовать комплекс получаемых знаний в методики целостного решения практических проблем деятельности.

Комплетика (известна также как системная технология – целостный подход) это новое знание о целом и целостности, не имеющее аналогов в мире, результативное на практике.

На основе комплетики здесь произведено доказательное построение общего менеджмента – complete-менеджмента. Complete-менеджмент является теоретико-философской и методологической основой целостной практики любого менеджмента, основой формирования целостности мышления и практики менеджера.

В работе над книгой использован опыт применения авторской комплетики для практического построения систем управления производственными, проектно-конструкторскими, научными, образовательными и другими предприятиями и организациями.

При подготовке монографии все ее разделы апробированы в процессе чтения лекций, проведения практических работ по курсу «Менеджмент» для студентов технических, экономических, экологических специальностей высшего профессионального образования, слушателей технических, экономических, экологических специальностей дополнительного профессионального образования.


В современном и будущем понимании элитный менеджер, как и любой профессионал, это, прежде всего, менеджер, обладающий целостностью мышления и практики, а не только распорядитель более значительных, в сравнении с другими, объемов ресурсов.


Доказательная целостность решений – элитное конкурентное преимущество современного менеджера.

Такое преимущество дает освоение complete-менеджмента.


Данная монография выражает исключительно точку зрения автора и может не совпадать с другими представлениями о целостном методе и методологизме менеджера, не является заключением эксперта о возможностях комплетики автора в сравнении с возможностями другими методов для развития менеджмента.


Разделы 2.1, 2.2 подготовлены совместно с Н. Н. Нураховым, А. М. Телемтаевым, Г. М. Шигановой.

С благодарностью будут приняты пожелания и замечания, которые можно присылать на сайт systemtechnology.ru, а также по электронной почте на адрес: marat_telemtaev@mail.ru.

Глава вводная

Менеджмент с позиций целостного complete-метода

(общие положения, целостность мышления и практики, главная тема книги, Закон выживания, сохранения и развития предприятия и менеджмента; триада управления; критерии менеджмента; комплекс функциональных триад менеджера; триада управления, как сложная и большая система; научно-философское определение комплетики (системной технологии); содержание направления «Системная технология complete-деятельности» (комплетика); определения; рекомендации по освоению целостного метода менеджера)

• Общие положения, Закон выживания, сохранения и развития предприятия. В книге с позиций авторского целостного complete-метода (и авторской комплетики в целом) [32,37] излагается общий целостный complete-менеджмент. Целостный complete-метод как теоретико-философская основа деятельности, позволяет создать общий целостный complete-менеджмент, направленный на формирование совокупности целостного управленческого мышления и целостной практики управления всех участников процесса управления – «управленческого целого».

Л. С. Выготский писал, что «есть два типа научных систем по отношению к методологическому хребту, поддерживающему их. Методология всегда подобна костяку, скелету в организме животного. Простейшие животные, как улитка и черепаха, носят свой скелет снаружи и их, как устриц, можно отделить от костяка, они остаются малодифференцированной мякотью; высшие животные носят скелет внутри и делают его внутренней опорой, костью каждого своего движения. Надо и в психологии различать низшие и высшие типы методологической организации» [12].

Методология «учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации» [6].

Методологизм определим, как совокупность мировоззрения, методологии теории и методологии практики деятельности [30,37].

Методологизм профессиональный понимается как совокупность профессионального мировоззрения, методологии теории и методологии практики деятельности. Методологизм позволяет создать единство мышления и практики. По сути методологизм современного менеджера, как и любого современного и будущего специалиста, должен быть целостным.

Каждый профессионал в своей работе по созданию и осуществлению теорий и практик реализует свое профессиональное мировоззрение, используя доступные ему методологии теории и практики. И если есть противоречия между его мировоззрением и предлагаемыми методологиями, маловероятна успешная работа. По этой причине каждый современный профессионал должен сформировать индивидуальный методологизм успешной деятельности для того круга проблем, решением которых он занимается.

В деятельности современного менеджера, как и любого современного и будущего профессионала, по сути, используются методологизмы деятельности внешний и внутренний. Внешний – методологизм мира, в котором он осуществляет свою деятельность, его «внешняя опора» и, в то же время, – «внутренняя опора» мира его деятельности. Это, напр., совокупность господствующих «сегодня» в профессиональном мире мировоззрений, методологий теории и методологий практики, влияющих на работу современного менеджера, как и любого современного и будущего специалиста. Внутренний – профессиональный методологизм, присущий современному менеджеру, как и любому специалисту. Это совокупность мировоззрения, методологий теории и практики, присущий менеджеру «скелет», внутренняя опора его, как профессионала.

Другими словами, для успешной деятельности современному профессионалу необходимы два «скелета», две опоры – внешняя и внутренняя. Целостное сочетание внешнего и внутреннего методологизмов – современный «высший тип методологической организации» менеджера и любого другого профессионала.

Адекватное восприятие внешнего методологизма, создание целостного сочетания внешнего и внутреннего методологизмов позволяет менеджеру, как и любому современному и будущему профессионалу, не быть «малодифференцированной мякотью» и сделать сочетание этих методологизмов «опорой, костью» своей управленческой деятельности. Такое сочетание внешнего и внутреннего методологизмов составляет индивидуальный целостный методологизм профессионала.

Современный специалист знает, что для решения конкретных проблем теории и практики деятельности нет готовых, заранее созданных «на этот случай» философий, методологий, теорий, практических методик. Поэтому для решения конкретных проблем специалист должен соответствующим образом преобразовать имеющиеся философские, методологические, научно-теоретические, научно-прикладные знания, имеющиеся сведения об аналогичном опыте. В результате он должен создать методологизм решения проблемы, позволяющий создать практические методики систематического решения данной проблемы.

На взгляд автора, философия и наука должны, наряду с традиционным производством результатов в виде новых философий и теорий, направить усилия и на формирование новых методологизмов для различных сфер деятельности. Такая направленность позволила бы сократить разрыв между теорией и практикой. Как, например, в случае complete-менеджмента для желающих стать элитными менеджерами с целостностью мышления и практики.

Целостность мышления и практики возникает, в общем случае, когда мировоззрение, методология теории и методология практики деятельности составляют complete-целое [33]. Целостность мышления и практики основана на целостном методологизме.

Целостность мышления и практики управленца возникает, когда управленческое мировоззрение, методология теории и методология практики управленческой деятельности составляют complete-целое.

Complete-метод дает возможность сформировать целостное общее и профессиональное мировоззрение и перейти от мировоззрения к результату. Целостный complete-подход позволяет перейти от целостного мировоззрения к целостной теории. И метод системной complete-технологии позволяет перейти к целостной практике.

• Целостная совокупность «мировоззрение – методология теории – методология практики» необходима менеджеру, как и любому специалисту, для того, чтобы получать и реализовывать опережающие управленческие решения. С помощью целостного complete-метода можно решить в целостном комплексе 5 основных вопросов работы: «Как взаимно согласовать мировоззрение, замыслы, намерения?», «Как намерение превратить в цельную идею?», «Как создать теорию и методологию цельного осуществления идеи?», «Как создать проект целостной реализации замысла, идеи, теории?» и «Как осуществить целостную деятельность по получению выгоды от проекта?». Выгода, в соответствии с мировоззрением, может быть духовной, финансовой, иной.

Возможно, Вы пренебрегаете четкостью формулирования идеи, или считаете, что методология и теория – дела бесполезные и надо быть «ближе к практике». Или Вы убеждены, что можете все реализовать и без проекта. Возможно Вы считаете, что осуществить свое намерение сможете без четкой идеи, теории и проекта. В этих случаях лучше не браться за дело. Вас ждет неудача или, в лучшем случае, кратковременный успех, основанный на Ваших прошлых методологических и теоретических знаниях. Почему временный?

Потому что Ваши имеющиеся знания не приведены в целостное и целое знание, напр., в целостную и целую систему (complete-систему, полную систему), предназначенную для реализации именно этого Вашего намерения. Потому что никто не приводит все необходимые Вам методологии и теории в систему, тем более – в целостную систему, для реализации именно этой Вашей идеи. Ваша идея имеет особенности, в связи с которыми надо из разных методологий и теорий взять все необходимое. И это необходимое надо дополнить до достаточного объема и привести в целостную методологию реализации Вашего намерения, что можно осуществить на основе данного целостного метода.

Для реализации каждой Вашей идеи нужно соответствующее complete-целое «мировоззрение – методология теории – методология практики». Или complete-целое «философия – методология – теория – проектирование – осуществление». Как построить complete-целое – Вы сможете найти ответ в данной книге.

В пользу complete-целого говорят и следующие обстоятельства.

Любые конкретные профессиональные знания, особенно – управленческие, имеют ограниченный срок эффективного применения на практике. Чтобы продлить период применения профессиональных знаний, необходимо изучать и применять опыт других подобных практик. Для этого нужна методология практики, позволяющая менеджеру создавать методики практики «для себя».

Необходимо и глубокое изучение соответствующих теорий.

Но и теории имеют ограниченный срок эффективного применения. Поэтому нужно создание «своих» новых теорий для данной области практической деятельности. Следовательно, необходима методология теории «для себя».

Далее, для построения и развития методологий, которые тоже не вечны, необходимы философские знания, позволяющие сформировать мировоззрение, а также основы методологического знания.

Другими словами, все уровни знания, которыми руководствуется человек, постоянно нуждаются в обновлении. При этом необходимо опережающее развитие теории по отношению к практике, методологии теории по отношению к теории, философии и мировоззрения по отношению к методологии.

В то же время необходимы цельность и целостность развития всего комплекса «философия – методология – теория – проектирование – осуществление». Необходимо также, чтобы каждый профессионал имел возможность формирования собственного цельного и целостного комплекса «мировоззрение – методология теории – методология практики». Такие возможности дают результаты созданного автором научного направления «системная технология – целостный complete-подход» (комплетика).

Общий complete-менеджмент можно применять для формирования цельности менеджмента всех видов – стратегического, регионального, государственного управления [29], управления человеческими ресурсами, управления образовательной и научной деятельностью, других, в виде частного complete-менеджмента, частного управленческого целого. В полной мере он может быть применен и для формирования целостности и цельности GR-менеджмента, Event-менеджмента, менеджмента БЖД, экологического менеджмента, менеджмента недвижимости, машин, оборудования, др.

• Менеджмент рассматривается, как управление предприятием (организацией, учреждением, фирмой) [32,37], направленное на выживание, сохранение и развитие предприятия в будущей среде деятельности. В качестве участников процесса менеджмента рассматриваются менеджер, специалист (в т. ч. и другой менеджер), являющийся объектом управления, а также результат управления.

Менеджмент появился в связи с крупномасштабностью и сложностью (по отношению к формату управленческих возможностей человека) комплексов технологий производства продукции, как объектов управления. В идеальном случае для управления технологиями производства продукции, снабжения ресурсами и сбыта продукции достаточен один управленец с форматом управленческих возможностей, соответствующим потребностям в управлении.

В реальном производстве «идеального управленца» представляют две взаимодействующие части управления.

Первая, базовая часть управления это непосредственное управление технологиями производства знаний, товаров, услуг, необходимые для выживания, сохранения и развития предприятия в среде.

Вторая, надстроечная часть – менеджмент, управление людьми, как ресурсом управления технологиями производства знаний, товаров, услуг, и другими ресурсами, необходимыми для обеспечения технологий производства и реализации продукции.

Целостный метод позволяет создать единство метода решения проблем обеих частей управления – основной и надстроечной, как предприятием, так и его компонентами.

Для менеджмента предприятия также актуальны проблемы выживания, сохранения и развития. Вполне очевидно, что проблемы выживания, сохранения и развития менеджмента должны решаться с опережением в сравнении с проблемами выживания, сохранения и развития предприятия. В свою очередь, методы менеджмента должны приводить к опережающим управленческим решениям в интересах выживания, сохранения и развития предприятия.

Ключевой проблемой выживания, сохранения и развития менеджмента предприятия и собственно предприятия является проблема целостности менеджмента и собственно предприятия.

Теоретико-философской и методологической основой решения проблемы целостности является авторская системная complete-технология (комплетика) [32,37], ее компоненты – целостный complete-метод, целостный complete-подход, метод системной complete-технологии, а также опыт создания и применения системных complete-технологий [1].

• Главная тема книги – открытие методологизма практики менеджера, как единства философии, методологии теории и методологии практики целостного управления.

Все философии и теории можно рассмотреть как целостные и целые с позиций авторского целостного complete-метода и построить в каждой из них соответствующее целостное и цельное ядро философского направления и теории. Это только усилит специфическую направленность каждой такой философии и теории и поможет создать аналогичное целостное и цельное ядро для каждого раздела философии и теории. Наличие ядра целостного знания поможет, в свою очередь, создать соответствующие методологии целостных теорий и методологии целостных практик.

В свою очередь, все теории и практики менеджмента можно рассмотреть как целостные и целые с позиций целостного complete-метода, используя предложенную здесь общую теорию целостного менеджмента. В каждой из специальных теорий и практик менеджмента можно построить соответствующее целостное и цельное ядро теории специального менеджмента. Это только усилит специфическую направленность каждой специальной теории и практики менеджмента и поможет создать аналогичное целостное и цельное ядро для каждого раздела теории менеджмента. Наличие ядра знания поможет, в свою очередь, создать соответствующие методологии теории и методологии практики менеджмента.

Построенный здесь целостный complete-менеджмент дает основу формирования и реализации целостности видов и направлений специального менеджмента: стратегического complete-менеджмента, complete-менеджмента кадров, финансового complete-менеджмента и других специализированных менеджментов. В специализированных менеджментах целостный менеджмент реализуется в виде системных технологий менеджмента, объединяющих возможности теорий и практик систем, технологий и моделей менеджмента с помощью авторского целостного метода.

Общий complete-менеджмент позволяет рассматривать в единстве общее и особенное в различных теориях, практиках и видах менеджмента. Общее рассматривается как цельное и целостное, в особенном выделяется цельное и целостное ядро.

• В качестве общего основания для построения целостного метода, принят общий Закон выживания, сохранения и развития среды (мира), сформулированный автором в общем виде [37]:

универсальным для среды (мира) правилом деятельности является направленность среды, ее частей, совокупностей ее частей на собственное выживание, сохранение и развитие.

В применении к теме настоящего исследования Закон выживания, сохранения и развития предприятия и менеджмента сформулируем следующим образом:

универсальным для предприятия правилом деятельности является направленность предприятия, его триад управления, совокупностей его триад управления на собственное выживание, сохранение и развитие.

Метод выживания, сохранения и развития предприятия в среде деятельности – получение от среды возможностей пополнения собственного потенциала выживания, сохранения и развития за счет преобразования потенциала среды в продукт (знание, товар, услугу), необходимый среде для выживания, сохранения и развития.

Метод выживания, сохранения и развития менеджмента в среде предприятия – получение от предприятия возможностей пополнения собственного потенциала выживания, сохранения и развития за счет обеспечения эффективной, в смысле определенных критериев эффективности управления, деятельности предприятия.

В связи с ограниченностью потенциала среды существенными компонентами деятельности (бытия, функционирования) предприятия, как части среды, являются:

– повышение способности предприятия к выживанию, сохранению и развитию в среде;

– способность предприятия к эффективной конкуренции за использование потенциала среды в качестве ресурса собственного выживания, сохранения и развития;

– существенное конкурентное влияние предприятия на способности к выживанию, сохранению и развитию других предприятий.

В осуществлении данных компонент деятельности определяющая роль принадлежит менеджменту.

• Триада управления. Менеджмент мы рассматриваем как управление предприятием. В свою очередь, управление – необходимая часть деятельности предприятия. Тогда предприятие это самоуправляемое объединение человеческих и иных ресурсов, производящее и реализующее продукты (знания, товары, услуги). Следовательно, менеджмент это управление, как предприятием, так и управлением предприятия.

Предприятие и любая его часть – объект менеджмента.

В качестве объекта менеджмента – предприятия, рассматриваем:

– отдельные физические лица (работник, специалист, экономист, эколог, менеджер нижележащего уровня, социальный работник, руководитель и др.),

– юридические лица (международные, государственные, частные предприятия, учреждения, организации и др.) и их части (подразделения, службы, управления, департаменты, участки, цеха и др.),

– объединения и группы лиц (холдинг, научно-производственное объединение с обособленным аппаратом управления, социальная группа, коллектив, социальная группа, общество, этнос, участники договора о совместной деятельности, социальный институт и др.).

Менеджмент осуществляет менеджер. В качестве менеджера мы рассматриваем:

– отдельные физические лица (менеджеры нижнего, среднего, высшего звена управления и др.),

– юридические лица (головная организация холдинга, государственный орган, международная организация и др.) и их части (подразделения, службы, департаменты и др.),

– объединения и группы лиц (коллективы менеджеров верхнего, среднего, нижнего звеньев, государство и др.).

Менеджер – часть предприятия.

Для каждого менеджера выделяется соответствующая другая часть предприятия (или все предприятие), как объект управления данного менеджера. Объектом управления для менеджера может быть он сам, как производитель, напр., управленческого решения.

Для объекта управления менеджер – субъект управления.

Объект управления, как предприятие или один из производственно-технологических объектов предприятия, производит определенный результат. Производимым результатом может являться продукт (знание, товар, услуга), план, аналитическая записка, бухгалтерский баланс, другой результат. Под влиянием совместной деятельности менеджера и объекта управления результат приобретает необходимые свойства, форму, состояние.

Менеджер, объект управления, результат составляют собой управляемую (самоуправляемую) производственную триаду «субъект – объект – результат». Такой триадой является как любая управляемая часть предприятия, так и все предприятие. Будем называть такую самоуправляемую производственную триаду «субъект – объект – результат», для удобства рассмотрения в формате данного исследования, также и триадой управления. В других форматах, напр., при исследовании собственно производственно-технологических процессов предприятия, эти триады удобнее рассматривать как производственные или технологические триады «субъект – объект – результат».

Наличие триад управления «субъект – объект – результат» позволяет рассматривать управление как цельность и целостность с позиций целостного метода [36,37]. Триада «субъект – объект – результат» – основная модель целого с позиций целостного метода.

С этих позиций менеджеры предприятия рассматриваются только как субъекты триады управления, так как они неотъемлемы от объекта и результата управления. Недопустимо, в формате целостного исследования менеджмента, рассмотрение, напр., физического лица, осуществляющего управленческую должность, без учета его единства с объектом и результатом управления. Такой подход нарушает цельность и целостность представлений о менеджменте.

Другими словами, наименьший «неделимый» менеджер (элемент менеджера предприятия) – субъект элементарной триады управления. Так рассматривается, в данном случае, менеджер любого звена – низшего, среднего, высшего. Менеджер всего предприятия, любая часть менеджера предприятия также рассматриваются только в составе соответствующих триад. Такое рассмотрение дает возможность, в частности, выделения общего и особенного во вкладах производственной деятельности объекта управления и управленческой деятельности менеджера в результат деятельности триады «субъект – объект – результат».

Закон выживания, сохранения и развития предприятия [36,37] можно сформулировать с применением полученных здесь представлений о триадах управления в следующем виде:

универсальным для предприятия правилом деятельности является направленность предприятия, его триад управления, совокупностей его триад управления на собственное выживание, сохранение и развитие.