Время рождения Владимира Андреевича совпало с периодом серьезных испытаний для Московского княжества. В середине XIV оно занимало территорию от верховьев Клязьмы на севере до реки Оки на юге, от реки Гжати на западе до левого притока Оки реки Цны на востоке. По современным представлениям, размер его был довольно скромным (он уступал, например, и довольно значительно, территории нынешней Московской области), но полтысячи лет назад Московское княжество считалось немалым. Его западная часть, именно земли по левым притокам Оки – Лопасне и Наре, по правым притокам Пахры – Моче и Рожае, составляла удел Андрея Ивановича.
И без того непростые отношения между членами московской княжеской фамилии усложнились после вступления в силу завещания Симеона Гордого. Потеряв в марте 1354 года обоих сыновей-наследников, Симеон очень надеялся, что супруга родит ему сына. В предвидении такой возможности великий князь решился на шаг, который не имел прецедента и не повторялся московскими правителями позднее: весь свой великокняжеский удел он завещал жене Марии Александровне, по происхождению тверской княжне. Братьев же Ивана и Андрея Симеон заставил скрепить собственными печатями текст своей необычной духовной грамоты. Но Мария Тверская так и не принесла наследника, а через некоторое время после Симеона умер и Андрей. Положение изменилось. Московский княжеский дом стал по преимуществу домом вдовых княгинь. Единственным взрослым представителем мужского потомства Ивана Калиты оказался его второй сын Иван Красный {22}. Но в его руках был небольшой по размерам звенигородский удел, выделенный ему еще отцом. Основными волостями Московского княжества распоряжалась вдова Симеона Гордого Мария. Значительные территории были за вдовой Ивана Калиты великой княгиней Ульяной и под управлением вдовы Андрея княгини Марии Ивановны. В этой ситуации при поддержке части крупного московского боярства звенигородский князь действовал весьма решительно. Он занял великокняжеский московский стол и отобрал у Марии Тверской главные объекты ее владений: Коломну, а также Можайск с относившимися к нему волостями. Изменилось и положение удела Андрея Ивановича, который должен был принадлежать его сыну Ивану и ждавшей ребенка вдове Марии Ивановне.
22 июня 1354 года на Московское княжество напали рязанцы. «В то самое время, когда Иван Иванович Красный был в Орде, рязанцы во главе со своим малолетним великим князем Олегом Ивановичем взяли Лопасню, захватили московского наместника Михаила Александровича и увели его в Рязань, где держали в «великом томлении». Дело о Лопасне перешло на разрешение хана, который в 1358 году послал царевича Мамат-Хожу для установления границ между Москвой и Рязанью. Мамат-Хожа явился в Рязань, много зла понаделал в Рязанской земле и отсюда пошел в Москву к великому князю Ивану «о разъезде земли Рязанской». Но великий князь не впустил его в свою вотчину, прослышав, что он доброхотствует рязанскому князю и хочет отдать ему Лопасню и другие волости. Мамат-Хожа вскоре был отозван в Орду по обвинению в убийстве ханского фаворита и был там убит. Спор о Лопасне до поры до времени остался нерешенным, но Москва, по всем данным, компенсировала себя занятием некоторых мест по левой стороне Оки, по соглашению с рязанским князем» (41).
Причиной нападения явились захваты во времена Симеона Гордого московскими князьями и боярами пограничных рязанских земель (Еще в 1301 году к Московскому княжеству была присоединена Коломна, принадлежащая Рязани). Когда Симеона не стало, рязанцы решили воспользоваться этим. По наущению своих бояр малолетний рязанский князь Олег Иванович {23} захватил Лопасню, которая входила в состав удела князя Андрея и граничила с территорией Рязанского княжества (очевидно, что после смерти князя Андрея его серпуховской удел контролировал Иван Красный, ставший 24 марта, через год борьбы с Константином Васильевичем Нижегородским за ханский ярлык, великим князем Владимирским. – А.А.)»
В июле 1353 года Алексий прибыл в Константинополь для проставления в митрополиты, где пробыл почти год – константинопольские император Иоанн Контакузин и патриарх Каллист не спешили. В апреле 1354 года патриархом стал Филофей, в июне возведший Алексия в «митрополиты Киевские и всея Руси» «Хотя подобное дело совершенно необычно и небезопасно для церкви, однако ради достоверных и похвальных свидетельств о Алексие и ради добродетельной и богоугодной его жизни, мы судили этому быть, но это относительно одного только кир Алексия и отнюдь не дозволяем и не допускаем, чтобы на будущее время сделался митрополитом русским кто-нибудь другой оттуда; из сего богопрославленного, боговозвеличенного и благоденствующего Константинополя должны быть поставляемы митрополиты русские» (32).
Осенью 1354 года митрополит Киевский и всея Руси Алексий вернулся домой, в Москву. «В ризнице Чудова монастыря сохраняется рукописное славянское Евангелие, письмо и самый текст которого принадлежат по приданию святому Алексию. Рукопись Евангелия – пергаменная, в восьмую долю листа, писанная в два столбца весьма мелким, очень хорошим полууставом, содержит в себе четвероевангелие в порядке и полном виде евангелистов, деяния и послания апостольские, апокалипсис и краткий месяцеслов, всех листов в рукописи 170. По исследованию специалистов, текст Нового Завета, содержащегося в рукописи, отличается многими особыми вариантами и многими особенностями или разновидностями перевода, которые дают видеть в нем, по мнению специалистов, новый перевод или новую редакцию, сделанный в 1355 году. Относительно своего характера и качества перевод святого Алексия отличается буквальною близостью к греческому подлиннику» (19).
В 1356 году литовский ставленник Роман поехал в Константинополь просить передать в его церковное подчинение Киев. Туда был вызван и Алексий, выигравший «спор велик» – Киев Роману не передали. (В 1361 году Роман умер, новых митрополитов для Литвы Константинополь ставить пока не стал. – А.А.)
«Алексий достиг митрополии, как ставленник великокняжеской власти, судьба сделала его фактическим правителем великорусского великого княжества. И в этой роли он опирается на свой церковный авторитет в политических делах, сливает в одно целое свою церковно-политическую деятельность с руководством общей политикой великого княжества всея Руси.
Митрополит Алексий формально закрепил связь митрополии с великорусским великим княжеством, выхлопотав постановление о перенесении резиденции митрополита из Киева во Владимир. Русская митрополия осталась при этом «Киевской и всея Руси», так как за Киевом сохранено значение собственно престола и первой кафедры архиерейской, а Владимирская епископия признана второй кафедрой, резиденцией и местом упокоения митрополитов. И такое решение вопроса о митрополии всецело отвечало существенным интересам как митрополита, так и великокняжеской власти. Интересы эти настоятельно требовали сохранения за русской митрополией характера «Киевской», несмотря на перенесение митрополичьей резиденции на север. Утрата киевского центра грозила не только потерей самого Киева и юго-западных епархий, но и Твери, и Новгорода, и Пскова, не говоря уже о Смоленске, и как только им представится возможность потянуть в церковном отношении к иному, не московскому центру» (61).
Глава 2. Джанибек и Тайдула. Киев и Ольгерд. 1357–1360 годы
В августе 1357 года в Москву прибыло посольство из Золотой Орды с требованием Алексию вылечить заболевшую Тайдулу. Хан Золотой Орды Джанибек писал великому московскому князю Ивану Красному: «Мы слышали, что у вас есть служитель Божий Алексий, которого Бог слушает, когда он о чем просит. Отпустите его к нам; если исцелеет моя царица, то дарую вам мир; если же не отпустите его, пойду опустошать вашу землю». «Жены золотоордынских ханов, нисколько не будучи гаремными затворницами, имели при них не меньшее значение, чем жены европейских государей при своих мужьях. Тайдула – женщина выдающаяся из обыкновенного ряда, имела исключительно большое влияние на дела государства и была настоящей соправительницей хана Джанибека – своего мужа». Знаменитый русский город Тула[8] принадлежал именно Тайдуле. Алексий вылечил любимую жену хана.
«Из семи ярлыков[9], выданных на имя русских митрополитов и сохранившихся в переводах, три ярлыка связаны с именем Тайдулы: «А се другой ярлык дала Тайдула царица Иоанну (? – А.А.) митрополиту в лето 6870», «А се четвертый ярлык Ченибекова царица Тайдула дала Феогносту митрополиту, в лето 6851» (? – А.А.). Особенно характерными являются следующие строки: «По Ченибекову ярлыку, Тайдулино слово татарским улусным и ратным князем и волостным и городным и селным дорогам и таможенником и побережником и мимохожим послом, или кто на каково дело пойдет, ко всем…» (20)
«Сохранилось два ярлыка, данных Алексию от ханши Тайдулы и от хана Бердибека (оба – в 1357 году. – А.А.).
«А се ярлык дала тому ж Алексею Митрополиту Киевскому и всея Руси чудотворцу Тайдула царица Зенебекова, коли ему случится итти к Царю городу. По Зенебекову ярлыку Тайдулино слово к Темным и Тысячным князем; и сотником, и десятником, и волостелем, и городным Дорогам (сборщикам налогов. – А.А.), и князем, и мимохожим послом, и ко многим людем, и всем приказником. Сей Алексей Митрополит, коли пойдет ко царю граду, и зде кто ни будет, чтоб его не замали, ни силы б над ним не учинили ни какие, или где ему случится постояти, чтоб его никто не двигнул, ни коней его не имали, занеже за Зенебека Царя, и за детей его, и за нас молитву творит, так есмя молвили. А кто паки силу учинит, и он на великой пошлине перемолвит сам, так молвя, нашеиную грамоту дали есмя. Ентя году, Арама месяца, во 2 Ветха. Орда кочевала на Гулистане. Написано. Семир Ходча жалобу положил».
«А се ярлык дал Бердебек Царь Алексею Митрополиту Киевскому и всея Руси чудотворцу.
Бессмертного Бога силою и величеством, из дед и прадед, Бердебеково слово. Татарским улусным и ратным князем, Муалбугиною мыслию, волостным самым Дорогам, и Князем, и писцом, и таможенником, и побережником, и мимихожим послом, и сокольником, и пардусником, и бураложником, и заставщиком, и лодейщиком, и заказником, и всем пошлинником, или кто на каково дело не поедет, и всем многим людем. Чингиз чарь и первые цари, отцы наши, жаловали церковных людей, кои за них молилися, молебники, и весь чин поповский. Так молвя, написали есмя: какова дань ни будет, или пошлина, ино того тем ни видити, ни слышати не надобе, чтобы во упокое Бога молили, и молитву воздавали, так молвя, ярлвки подавали. И мы ныне, первых ярлыков не изышачивая, и думав, потомуж есмя Алексея Митрополита пожаловали. Как сядет на своем столе, и молитву воздает к Богу за нас и за наше племя, так есмя молвили. Какова дань ни буди, или пошлина, и того тем ни видати, ни слышати не надобе. Да не емлют у них, ни подвод, ни корму, ни питья, ни запросов ни почести не дают. Или что церковные земли и воды, домы, огороды, винограды, мельницы, того у них никто ничего не замают, ни насилуют над ними, а кто будет что взял, и он отдаст безпосульно. А в церковных домех никтоже не ставится, ни рушити их; а кто ся в них имеет ставити, или рушити их учнет, и тот в гресех да будет, и умрет злою смертью. И ты, Алексей Митрополит и весь ваш поповский чин возмолвише, что есте пожалованы. И церковным домом, и землям, и водам, огородам и виноградом, или кто над церковными людьми учинит через пошлину, ино то на вас; или кто разбоем и татьбою и ложью лихое дело учинит каково, а неиметь того смотрити, и ты сам ведаешь, что будет тебе от Бога. А о нас Богу молися, зане же ты преже, а мы о том не молвим ничего, так рекше и ярлык, с алою тамгою дали есмя на утверждение вам. Тегигуя лета, десятого месяца, в 10 Нова; Альгота месяца в семьсот восьмое. Орда кочевала на Каонге. Написано. У вас Бога, Усяин, Сераи, Ягашляи, Кутлубуга – и те головные князи жалобу клали Сеунч, Темир, Мюрбакшеи писали» (21).
Тогда же в Орде умер или был убит Джанибек – началась великая замятня. «Убийство Джанибек-хана имело огромные последствия в дальнейшей жизни Улуса Джучи. Кандидатура Бердибека (его сына и возможного убийцы. – А.А.) была поддержана далеко не всеми близкими к двору эмирами. В Золотой Орде началась междоусобица, а вместе с ней и распад совсем недавно, казалось, такого прочного государства. Недовольство Бердибеком в среде военной золотоордынской знати было очень велико, и он был убит Кульной (через три года. – А.А.) одним из претендентов на ханский престол. Кульна был убит Наврузом, также своим братом. Убийство Кульны только усилило междоусобную борьбу в Золотой Орде. В течение двадцати лет – с 1360 по 1380 год, т. е. по год прихода к власти в Золотой Орде Тохтамыша, там перебывало более 25 борюшихся между собой ханов» (20).
В январе 1358 года Алексий поехал в Киев, где чудом остался жив. Вернулся митрополит в Москву только через год – Ольгерд «изымал его обманом, заключил под стражу, отнял у него многоценную утварь и может быть убил бы его, если бы он, при содействии некоторых, не убежал тайно и таким образом не избавился от опасности».
Во время отсутствия Алексия в Москве, в 1359 году, умер великий князь Иван Иванович. Историк русской церкви Е.Е. Голубинский писал:
«Мы имеем положительные и ясные свидетельства, что Иван Иванович перед своею смертью (ноябрь 1359. – А.А.) оставил Алексия формальным и настоящим регентом государства при своем малолетнем сыне Дмитрии, – в актах греческих (см. Соборное деяние 1380 года – «великий князь Иван Иванович перед своею смертью не только передал на попечение митрополиту Алексею своего сына, но и вручил ему опекунское заведывание всею властью, не доверяя никому другому.
Таким образом, святой Алексий был и митрополитом и главою государственного управления – это в нашей истории единственный случай.
Он был ревностным охранителем владений и власти московских князей против внешних врагов» (19).
Часть III. Путь к Куликову полю. 1360–1377 годы
Глава 1. Глава Москвы. Великокняжеский стол. Шишовский лес. Мамай. 1360–1366 годы
Иван Иванович оставил малолетнего наследника – девятилетнего Дмитрия «Смерть Ивана Ивановича вновь обострила проблему владимирского стола. За ярлыком на великое княжение в Орду отправился старший сын Ивана Красного Дмитрий. Но захвативший в начале 1360 года власть в орде хан Ноуруз, памятуя непокорство Ивана Красного ордынским послам и видя московского князя «юна суща и млада возрастом», отдал ярлык нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу» {24} (38).
«Суздальский князь Дмитрий Константинович захотел использовать момент, поспешил в Орду и успел получить ярлык на великое княжение. Москве грозила опасность потерять свое политическое значение. В этих трудных для Москвы обстоятельствах пришел на выручку московский митрополит Алексий. С тремя мальчиками (Дмитрий и Иван Ивановичи и Владимир Андреевич. – А.А.) и несколькими боярами он явился в Орду в тот момент, когда в Орде происходили не менее сложные события.
Тот хан, который дал великое княжение князю суздальскому, был убит, его сменил другой. Орда разделилась между двумя ханами – Абдулом, именем которого правил сильный темник Мамай {25}, и Мюридом. Трудно было угадать, кто из двух ханов сильнее. Москвичи обратились к Мюриду, который дал ярлык малолетнему князю Дмитрию Ивановичу. Абдул поддерживал Дмитрия Суздальского» (20).
Летом 1362 года золотоордынский хан Мюрид выдал ярлык на великое княжение Дмитрию Ивановичу. Дмитрий Константинович не уступал владимирского стола и зимой 1362 года московское войско во главе с двенадцатилетним Дмитрием Ивановичем и восьмилетним Владимиром Андреевичем выбило нижегородского князя из Переяславля – Дмитрий Московский стал великим владимирским князем.
«Малолетний князь Владимир Андреевич не мог, разумеется, в полной мере осуществлять свои владельческие права. Ставший великим князем сын Ивана Ивановича Дмитрий (он вошел в историю как Донской) также был мальчиком. От их имени правили бояре, а правительство фактически возглавлял митрополит Алексий, добившийся в 1362 году ханского ярлыка на великое княжение владимирское для молодого Дмитрия Ивановича.
Взаимоотношения великого князя со своим двоюродным братом – владельцем Серпухова регулировались духовной Ивана Ивановича. По договору 1367 года Владимир Андреевич является удельным правителем, подчиненным более могущественному московскому князю. Он признает себя «братом молодшим», а Дмитрия – «братом старейшим», обязуется извещать великого князя о намерениях общих врагов, платить дань в Орду через московского князя. Военные отряды серпуховского князя подчинялись московскому. Урегулировались также отношения князей в вопросах управления своей администрацией.
Владимир Андреевич был вторым лицом в Московском княжестве» (87).
В 1363 году Владимир с братьями участвовал в походе на Галич Мерский княжество было присоединено к Москве.
В 1365 году на Переяславль-Рязанский из мордовских земель неожиданно напал мурза Тагай. Город был взят, разграблен и сожжен. При возврате Тагая домой его войска были настигнуты дружинами Олега Рязанского, Владимира Пронского и Тита Козельского и в кровопролитнейшей битве разгромлены наголову. Уйти смог лишь сам Тагай с небольшим отрядом.
В этом же, 1365 году, в Москве было закончено строительство Чудова монастыря[10] – поставленному, по преданию, на месте, на котором стояла ханская конюшня, и которое было подарено святому Алексию ханшею Тайдуллою. «До митрополита Алексия было в Москве четыре монастыря – Данилов, Спасский, Богоявленский и Петровский. Он построил три монастыря сам – Чудов, Спасский-Андроников[11] (обетный монастырь, построенный в 1360 году на берегу реки Яузы – за спасение Алексия в 1355 в буре на Черном море по дороге в Константинополь; первым настоятелем был ученик Сергия Радонежского Андроник. – А.А.) и Алексеевский (первый женский монастырь в Москве, построенный в 1361 году для двух сестер Алексия. – А.А.); и благословил построить четвертый» (Симонов монастырь, построенный племянником Сергия Радонежского Федором. – А.А.) (19). Три монастыря Алексием были построены и в Подмосковье Серпуховской Владычный {26}, Цареконстантиновский у Владимира (1365) и Благовещенский (1365) в Нижнем Новгороде.
«Многоплодно и величественно было служение святого Алексия не смотря на то, что совершалось при чрезвычайно неблагоприятных обстоятельствах.
Святой Алексий в своих поучениях говорил:
«К церковной службе будьте поспешны, не говорите: отпоем себе дома. Такая молитва не может иметь никакого успеха без церковной молитвы. Как храмина без огня, от одного дыма не может согреться, так и та молитва без церковной. Ибо церковь именуется земным небом, а в ней заключается Агнец – Сын и слово Божие для очищения грехов всего мира в ней проповедывается евангелие царства Божия и писания святых апостолов, в ней престол славы Божией, невидимо осеняемой херувимами; в ней руками священническими приемлется тело и кровь Божественная, и преподается верным на спасение души и тела. Когда приходите, дети в церковь, то имеете со всеми мир и любовь. А входя в церковь, вострепещи душею и телом: ибо не в простую храмину входишь. В церкви же когда стоите, помышляите о своих прегрешениях. И не смейте, дети, прогневлять Бога своими разговорами в церкви» (18).
Сохранилась написанная около 1360 года грамота митрополита Алексия «На Червленый Яр о принадлежности тамошнего края к рязанской епархии.
Благословенье Алексиа митрополита всеа Руси, к всем крестьянам, обретающимся в пределе Червленого Яру и по караулом возле Хопор, до Дону, попом и дьяконом, и к баскаком, и к сотником, и к бояром. Молюся Богови и святой Богородици, да будете душею и телом все добри, здорови, да исполнивали бы есте заповеди Божьи, глаголет бо Христос: «имея заповеди моя, и сблюдет я, той есть любяй мя». Да возлюблени будете от Христа и исполнивайте заповеди его: имейте веру праву к святой и единосущной Троици, в ню же креститеся, любовь и мир друг к другу, правду, целомудрие, милостыню, исповеданье грехов своих. Ибо Господь Бог наш Исус Христос так рек своим учеником и апостолом: «шедше в весь мир, проповедуйте Евангелие всей твари; иже веру имет и крестится, спасен будет, а не веруяй осудится». И паки тут благодать дал им и власть: «елико аще свяжете на земли (грех ради человеческих), связани будут на небесех, елико аще разрешите на земли, будут разрешены на небесех». И паки таки глаголет: «слушая вас, мене слушают, а отметаяся вас, мене ся отметает». Ту же благодать Пресвятого Духа приял и яз грешный от пресвященного патриарха вселенского и от святого собора и приехал есмь к святой Софьи в митрополию всей Руси в Киеве, и к всем крестьяном, обретающимся в всей русской земли, пастух и учитель, и имею великую тягость на собе, что ми молвити и учити всех на вся душеполезная и спасеная. И того ради многажды и Феогност митрополит писал к вам, к детем своим, елико есть на пользу душам вашим.
Вы же, как то и время являет, что моих слов и много поученья не слушаете, но исполнивайте волю телесную и дела темные, а слова моего не слушаите. Не ведаете ли, что все русское земли владыки под моею властью суть и в моеи воли? И яз их ставляю от благодати Пресвятого Духа. Такоже и подана власть владыце вашему: вы пак как его слов не приимаете, но странных пастухов приимаете, и как то видится, несте от паствы истинного пастуха Христа, но противного духа: ибо овца словесныя Христовы гласа Христова слушают и последуют слова нашего. Мы бо Христовы есмы и Хростове слова глаголем, кий же есть Христов, слушает нас и сотворяет, елико пишу; кий же не слушает нас, не есть Божий, ибо истинный хрестьянин и верный от дел своих является, якоже и Апостол глаголет: «вера без дел мертва есть, тако же и дела без веры». Того ради, дети, створяйте дела светла; всяка бо злоба и горесть и ярость и гнев блуд и прелюбодейство, обида и зависть, убийство и пьянство да отъимется от вас, зане Апостол глаголет: «братья, не прельщайтеся: ни блудници, ни прелюбодейцы, ни идолослужители, ни творяще блуд рукою, ни мужеложници, ни лихоимци, ни татеве, ни грабители царства Божьего не наследят». Си слышате, возлюблении, от святых, всегда покайтеся и обратитеся к Богу, поучитеся благая сотворити и стерезите себе. Поминайте всегда смерть и воскресенье и суда оного страшного и судью оного великого и страшного, сведый сердца человеческая и помышленья и деянья, а праведным вечный покой, а грешным вечную муку. Вся та аще имете поминати, николи не согрешите, не ослушиваите имете нас, иже постави Дух святый пастухов и учителев ко всем христьанам. К церквам всегда прибегайте, с женами и с детми, и что имеете в руках, приносите к церквам и к святым. А священников и мнихов любите и просите молитвы их; вдовиц и сирот, и полонянников, и странных милуйте и призирайте, иже в темницах, посетите да сподобитеся блаженного оного святого гласа истинного Христа, глаголюща: «приидете благословении Отца моего, и наследуйте уготованное вам царство от сложенья мира: алчен бех, накормисте мя, и жаден, напоисте мя, странен бех, и введосте мя, болен и в тесмнице, посетисте мя, а злая створяше и беззаконная и немилостивии, не жалостивии, поити им в тьму кромешнюю. Иже имете исполнивати се, спасени будете, и не тяжко есть се.
О том же переделе, по Великую Ворону, возле Хопор, до Дону, по караулом, церкви, что тот передел, как то пишут грамоты брата моего Максима митрополита, и Петра, и Феогноста, что собором створили на Костроме, и владыка Сафоний дал грамоты из уст своих, что ему от тех мест, по тем грамотам, не лзе вступатися в тот передел чюжий, и явно есть и вси ведают, что тот передел не сарайский. Ныне же пак владыка Афанасий сарайский уведав то, видов грамот тех, и за вину его покажнен от митрополита, писаньем отступился того передела; и от сих мест владыце Афанасию сарайскому несть власти в том переделе, но власть рязанская, попы и дьяконы поставляющего владыки и власть дающаго. И ныне послал есмь к вам владыку рязанского Василья с грамотою своею: и вы поминайте его, а пошлину церковную дайте ему по обычаю. Аже исполните, как то пишу к вам, душеполезная и спасеная, а грамоты послушаите, да и пошлину церковную даите, милость Божия и святой Богородицы и мое благословение да будет с вами и с женами вашими и с детми, и со всеми хрестьяны.
Алексий, милостью Божию митрополит всея Руси.
И печать у грамоты привешена, на единой стороне образ пречистыя Богородицы, на второй стране тоежде подписание по гречески изваяно имущая». (53).
Также сохранилось написанное в 1365 году
«Поучение смиренного Алексия, Митрополита всея Руси, игуменном и попам и диаконом и всем правоверным христианом, христоименитом людям, пребывающим в правоверии, всей области Нижегородской и Городецкой.
Благодать вам и мир от Бога свыше. Милостью Божиею и благодатию Святого Духа, данного мне от Бога, хотя и не по достоинству моему, но по великой милости Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа я сподоблен святительства. И потому, дети, я должен вам всегда вспоминать душеполезное и спасительное, дабы вы не сказали в страшный день суда Спасова; мы не слыхали поучения о спасении душ наших от Митрополита Алексия, всея Руси. Для сего, дети, пишу вам и побуждаю вас на благое, игуменом, священником, диаконом и всех правоверных христиан, дабы вы последовали Спасову Евангелию, апостольской проповеди, святых отец установлению. Ибо Христос сказал апостолам: «вы есте соль земли, вы есте свет мира, да видевше человецы добрая дела ваша, да просветится свет ваш пред человеки, и прославят Отца вашего, иже есть на небесех. Так и великий Апостол Павел пишет к своему ученику тимофею: «чадо Тимофее, научи, умоли, запрети благовременне и безвременне. Таким же образом и вы, дети, игумены, иереи учите своих детей духовных страху Божию», исповеданию грехов и милостыни, по силе, не убойтеся лица сильных и запрещайте им, да не обидят меньших. Пойчайте, чтобы христиане имели между собой мир, любоаь и правду, не устами и не языком, но сердцем чистым и душею правою. Смотрите, дети, какой мятеж у вас восстал в сие время! От чего нам все это приключается? от вашей неисправности пред богом, как пишет великий Григорий Богослов: «от чего бывают удары на города, то есть казни или неприятельские нашествия, голод, мор или пожары? Все это бывает по нашему прегрешению пред Богом. Ныне, дети, сколько возможно по силе вашей, как сами живите в страхе Божием и чистоте, так и детей своих духовных учите страху Божию и чистоте. Имейте, дети, всегда пред очами память смерти и воскресение и суд Спасов и воздаяние каждому по делам его. Поучайте детей своих, дабы они были причастниками телу и крови Христовой, с чистотою телесной и душевной, и со страхом Божиим, по слову Спасителя, как он сказал в своем Евангелии: «ядый мою плоть и пияй мою кровь имать живот вечный, на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот». Еще, дети, пишу вам и о том, чтобы все отсекли от себя корень зла, возбуждающий всякое беззаконие, то есть пьянство: оно во-первых погубляет душу, отнимает зрение очей, тело делает бессильным, сокращает жизнь телесную, истребляет в человеке страх Божии, отдаляет его от Бога и доводит его до нищеты духовной и телесной. СМотрите же, дети, сколько зла в пьянстве! Знайте, дети, игумены и священники, вожди слепых, наставники заблуждающих, врачи болящих, что если кто не ведает закона Божия, того наводите на путь закона, наставляйте его на всякую истину, врачуйте болящих душею и будьте подобны соли. Ибо свойство соли таково, что она очертвевшее умягчает, а слабое укрепляет; так и вы, если кто будет упруг к поучению, такового умягчайте словом Божиим законным, как пишет светлый наш учитель Апостол Павел: «Да будет слово ваше солию растворено. Пасите словесные овцы стада Христова со страхом и боязнию, чтобы оне не заблудили по горам и по пустыням, то есть, не блуждали бы без закона Божия, и не сделались бы пищею волков, то есть добычею диавола. Помните слово Спасителя, которое он сказал к верховному своему Апостолу Петру: аще Петр, любиши мя, паси овцы Моя, и это сказал ему не однажды, но трижды. И Петр Апостол, как обещался, так и сделал, и душу свою положил за овцы Христовы. Смотрите ж, дети, сколь велико подлежит вам иметь попечение о словесных овцах стада Христова. Впрочем я пишу сие не одним игуменам и иереям, но и князьям и боярам и мужам и женам, и всем правоверным христианам, чтобы вы, дети, имели почтение, покорность и послушание к отцам вашим духовным, поколику они учат вас душеполезному и спасительному. Наконец, дети, живите в мире и здравии душевном и телесном. Также, дети, поминайте в молитвах своих и наше смирение, дабы Христос Бог нас соблюл от неприязни в сем веке, а в будущем бы сподобил нас Христос стать пред лицом Его и сказать с дерзновением: Господи, се аз и дети мои, я же ми дал еси. И если вы, дети, так исполните то, что я вам писал душеполезное и спасительное, для вашего спасения, то Бог мира да будет с вами и милость святой Богородицы и молитва святых Отец и нашего смирения благословение.