Светлана Олеговна Ермакова
Исторический центр Рима
Введение
Странник, смотри: этот Рим, что раскинулся здесьперед нами,Был до Энея холмом, густо поросшим травой.На Палатине, где храм возвышается Феба Морского,Прежде изгнанник Эвандр пас лишь коров да быков.Не воздвигались тогда, как теперь, золоченые храмы:Было не стыдно богам глиняным в хижинах жить…Где заседает сенат в окаймленных пурпуром тогах,Там собирался старшин попросту, в шкурах, совет…Грубый боец не блистал, врагов устрашая, доспехом:Все обожженным дубьем попросту бились тогда.Проперций. «Элегии»«История Рима – история всего мира», – сказал когда-то Наполеон I. Рим такой же древний, как и вся цивилизация Запада. У каждого человека есть свое представление о древнем Риме. Юлий Цезарь, Спартак, Цицерон, Октавиан Август и многие другие имена связаны с этим городом.
Из города-государства Рим превратился в могучую империю, покорив и объединив под своим началом многие города и народы Италии и Европы.
Древний Рим был красивым южным городом под ярко-синим средиземноморским небом. Легко представить, как по его центральным кварталам прогуливалась знать в белоснежных тогах и туниках, как по пыльным дорогам римских окраин брели вереницы рабов, почерневших от палящего солнца, в одних набедренных повязках.
В дни праздников или спортивных состязаний все население города собиралось в Колизее, где бушевали нешуточные страсти. Столы в домах богачей ломились от изысканных яств и ароматных вин.
Для современников Античности Рим был символом высочайшей культуры и поражал посетителей необыкновенной красотой зданий, арок и мемориальных сооружений, их размахом и одновременно удивительным изяществом.
Римляне оставили богатое литературное наследие, где отражены все этапы исторического развития древнего государства с многочисленными подробностями.
Странно, но специалисты ничего не могут сказать об искусстве Древнего Рима до самого конца IV в. до н. э., о римских художниках того времени нет никаких сведений.
Искусство древних римлян представлено не картинами, храмами и статуями, а оборонительными сооружениями, городскими стенами, водопроводами, дорогами и мостами.
Их инженерный талант опирался на вековой опыт этрусков. Тесаные плиты Аппиевой дороги, кладка стены Сервия Туллия, великолепные гробницы – все это тоже настоящее искусство.
Одни из первых упоминаний в исторических документах относятся к архитектуре, а цельное представление о скульптуре и живописи можно составить только со времен заката Римской республики.
Этот загадочный факт более чем странен еще и потому, что при переходе к империи во времена правления Юлия Цезаря римское искусство переживало период своего грандиозного расцвета.
Многие ученые придерживаются мнения, что римляне преклонялись перед живописью и скульптурой древних греков. Они украшали свои жилища и храмы оригиналами и копиями с греческих произведений искусства. Все, что создавали римские художники и скульпторы, имело черты явного подражания греческому искусству.
Исторический центр Рима включает в себя многочисленные памятники архитектуры, созданные античными мастерами и сохранившиеся до наших дней.
Римская архитектура, в отличие от живописи и скульптуры, представляет совершенно новое направление в строительстве зданий и сооружений. Даже те элементы, которые вначале были заимствованы у этрусков и греков, очень быстро приобрели особый римский стиль.
Современный Рим – это сердце Италии, город, где сосредоточены государственные и общественные организации, правительственные учреждения и центры политических партий страны.
Рим с высоты птичьего полета
Расположен Рим на холмистой равнине – Римской Кампанье, окруженной невысокими горами. Через Рим с севера на юг протекает река Тибр, которая делит город на две части. В античные времена по Тибру суда доплывали до центра города, сейчас же река несудоходна. Большая часть Рима находится к востоку от Тибра.
Сохранившиеся в Риме архитектурные памятники, созданные руками талантливых зодчих, относятся к разным периодам истории и удачно вписываются в облик современного города, придавая ему неповторимую и величественную красоту.
Каждое здание или древние руины являются частью римской истории, свидетелями взлета и падения великой Римской империи. Исторический центр Рима с его античными сооружениями, площадями и улицами находится в восточной части города.
Главной городской артерией считается улица Виа Корсо, соединяющая его северные и южные предместья. Между ней и Тибром в эпоху Средневековья размещался весь Рим. Множество зданий, выстроенных в стиле барокко (название этого стиля означает «чудной, странный»), расположены к востоку от Виа Корсо.
Наиболее знаменитыми историческими памятниками этого стиля считаются колоннада и фасад собора Святого Петра, Пьяцца Навона с церковью Святой Агнессы и тремя фонтанами, церковь Санта-Мария делла Виттория. XVIII в. был ознаменован созданием таких шедевров, как фонтан Треви и лестница со 135 ступенями на площади Испании.
На западном берегу реки разместился город-государство Ватикан. Уникальность Рима заключена в его двойной роли – это центр Италии и Римско-католической церкви. Высшее католическое духовенство до недавнего времени не покидало территории Ватикана, за исключением благотворительных посещений тюрем, церквей и больниц.
Активное строительство развернулось в Риме после отделения папских владений. Появились новые улицы и жилые кварталы, проспекты и фонтаны, был пробит тоннель под Квиринальским холмом.
В конце XIX в. были закончены раскопки на территории древнего форума Романум и Палатинского холма. Взорам изумленных римлян явились развалины грандиозных терм Каракаллы. В начале XX в. на западном берегу Тибра недалеко от мавзолея императора Адриана вырос монументальный Дворец правосудия.
Туристов привлекает жилой район Трастевере на западном берегу Тибра, сохранивший свой древний облик. Здесь находятся знаменитые своей красотой церкви Санта-Мария ин Трастевере и Санта-Чечилия. В 1932 г. была восстановлена улица Императорских Форумов (Виа деи Фори Империали), идущая от Пьяцца Венеция к Колизею.
В последние десятилетия при активном участии Римско-католической церкви и Ватикана отреставрированы многие старинные церкви и соборы. Среди них главнейшие соборы: Святого Петра, Сан-Джованни ин Латерано, Сан-Паоло фуори ле Мура и Санта-Мария Маджоре.
Рим знаменит богатейшими художественными галереями и музеями. Самым значительным хранилищем произведений искусства является Ватикан, где находится крупнейшее в мире собрание античных скульптур.
На Капитолийском холме по разработанному великим Микеланджело проекту был создан прекрасный дворцовый комплекс, который занят сейчас музеем Капитолия, прославившимся замечательными коллекциями античных скульптур и памятников этрусской культуры.
В галерее Боргезе представлены картины и скульптуры последних столетий современной эпохи. Во дворцах Дориа и Барберини экспонируются произведения знаменитых художников-живописцев. Рим славится также Национальной библиотекой, крупнейшей в Италии. На театральных сценах Рима постоянно идут спектакли по пьесам античных и современных драматургов. В летний период устраивают концерты под открытым небом среди руин базилики Максенция, а в термах Каракаллы с большим успехом проходят оперные представления.
Книга познакомит читателя с самыми значительными достопримечательностями исторического центра Рима, включая знаменитые памятники Античности, периода раннего христианства, Ренессанса и Нового времени.
Глава I. Город на семи холмах
Рим – город с богатейшим историческим прошлым. Кажется, что он существовал всегда. Недаром Рим называют Вечным городом. Годом его основания считается 753 г. до н. э., но археологические раскопки доказали, что люди селились на берегах реки Тибр еще в XV в. до н. э. Существует несколько легенд о возникновении Рима. Согласно одной из них, племена, жившие в низовьях Тибра, были вынуждены постоянно отражать набеги кочевников.
Одно из сражений с пришельцами было особенно ожесточенным, но защитники одержали победу над многочисленной ратью. В честь этого события и был основан город, который назвали Рома, что означает «сила».
По другому преданию, Рим основали беглецы из Трои, чьи корабли после долгого плавания прибило к берегу. Одна из женщин по имени Рома предложила измученным путникам остаться в этих краях, а чтобы нельзя было передумать, корабли были сожжены. В честь этой троянки и назвали город.
Из множества легенд народ выбрал одну, ставшую основной и связывающую основание города с именем Ромула. По этому преданию, Нумитор, царствующий в Альбалонге, был свергнут с престола братом Амулием, а царская дочь, Рея Сильвия, была лишена возможности иметь детей. Но она родила двух сыновей-близнецов от бога Марса.
Капитолийская волчица
Амулию были не нужны наследники, и по его приказу близнецов должны были бросить в Тибр. Слуга не смог совершить злодеяние. Этому воспротивилась сама природа: Тибр разлился, и слуге не удалось отправить корзину с младенцами по руслу бесновавшейся реки. Корзинка медленно плыла вдоль берега и вскоре зацепилась за ветки у подножия холма Палатин.
Мальчиков обнаружила огромная волчица, которая вскормила младенцев своим молоком. На холме их нашел пастух. Вместе с женой он решил воспитать близнецов и дал им имена Ромул и Рем. Они выросли отчаянными сорванцами и, собрав вокруг себя сверстников, наводили своими проделками ужас на всю округу.
Однажды Рем попал в руки к пастухам Нумитора, и тайна рождения юношей была раскрыта. Ромул и Рем отомстили коварному Амулию и снова посадили на трон Альбалонга Нумитора, своего деда.
Они не захотели жить с Нумитором и приняли решение поселиться в той местности, где их выкормила волчица. Так братьями Ромулом и Ремом на четырехугольном плато Палатинского холма был заложен Рим.
Следуя священной традиции, братья вырыли глубокую яму и сложили туда различные плоды и злаки. Ромул с помощью плуга пропахал широкую борозду, обозначившую линию для возведения городской стены.
Там, где плуг поднимали, линия прерывалась, и это становилось местом для будущих ворот. Таким был древний обряд, сопровождающий строительство городов.
Необходимо было назвать город, и каждый из братьев хотел дать ему свое имя. Спор перерос в ссору, и Рем был убит собственным братом. Ромул стал первым царем Рима и правил городом с 753 по 716 г. до н. э. Ворота Рима были открыты для беглых рабов и должников, для изгнанников и пришельцев. Их прошлое никого не интересовало.
Это легенда, но Рим возник именно на вершине холма Палатин, защищенной с трех сторон отвесными склонами. Мрачные, унылые места, бесплодные земли привлекли поселенцев, так как являлись удобным местом в устье Тибра для расположения корабельной гавани. Обитатели города стали владельцами ключа от Средней Италии.
Греческий историк Страбон в конце I в. до н. э. так писал о выгодных условиях развития Римского государства: «Первое из этих условий состоит в том, что Италия наподобие острова окружена, как верною оградою, морями, за исключением только немногих частей, которые, в свою очередь, защищены труднопроходимыми горами.
Второе условие то, что хотя большая часть ее берегов не имеет гаваней, зато существующие гавани обширны и весьма удобны. Одно из них особенно выгодно для отражения нашествий извне; другое полезно для нападений на внешних врагов и для обширной торговли».
Основатель Рима и первый римский царь пророчествовал: «Иди и возвести римлянам: так хотят небожители, чтобы мой Рим был главою вселенной; поэтому пусть они усердно занимаются военным делом и пусть сами знают и так передадут потомкам, что никакие человеческие силы не в состоянии противиться римскому оружию».
Ромул создал сенат и свою армию. Благодаря удачным военным походам, город разрастался и богател. При Ромуле родовые территориальные общины начали распадаться, и основой римского общества стала семья – фамилия. В нее входили родители, дети, внуки и рабы, работавшие на эту семью.
Отец был главой фамилии и имел право распоряжаться всеми членами семьи. Никто не мог заставить его изменить решение. Глава фамилии распоряжался всем имуществом семьи, имел право наказывать, казнить и продавать в рабство своих родных. После смерти отца главой фамилии становился старший сын. Такой уклад в римском обществе сохранялся очень долго.
Вот как говорил об этом жестоком обычае греческий историк конца I в. до н. э. Дионисий Галикарнасский: «Римский законодатель (Ромул) предоставил отцу, можно сказать, полную власть над сыном в течение всей своей жизни – пожелает ли он его арестовать, бичевать, держать на полевых работах в оковах или убить, хотя бы сын уже занимался государственными делами, отличался на высших должностях и заслуживал одобрение за ревностное служение государству».
В римскую общину входили те, кто принадлежал к старинным римским родам. Эта привилегированная часть общества называла себя патрициями. Считалось, что только они составляют римский народ.
Другой большой прослойкой общества являлись римские плебеи. Это были свободные люди, но не входившие в роды и фамилии, поэтому и не имевшие права становиться членами общины.
Происхождение плебеев до конца не разгадано, а самой популярной версией является то, что этот социальный слой образовался из жителей покоренных племен и городов.
Вначале плебеям не позволялось участвовать в религиозных обрядах, вступать в брак с патрициями, присутствовать на народных собраниях.
В результате борьбы за свои права в VI в. до н. э. плебеев стали брать на военную службу и разрешили им участвовать в народных собраниях. Ущемление их в других гражданских правах стало причиной социальных потрясений на протяжении веков.
В истории основания Рима отмечен такой факт, что первым обитателям города не хватало женщин для продолжения рода. По преданию, Ромул пригласил на праздник соседнее племя сабинян.
Во время пиршества римляне захватили всех женщин этого племени и оставили их у себя. Сабиняне объявили Риму войну, но женщинам удалось остановить сражение и помирить племена.
После этого римляне и сабиняне объединились в один народ и стали называться квиритами, расселившись при этом на Капитолийском и Квиринальском холмах. Холмов в окрестности было семь. Пустынная долина между ними в дождливую погоду превращалась в настоящее болото.
Этруски построили «величайшую клоаку» для того, чтобы осушить эту болотистую низину. Там впоследствии расположился форум – центр общественной и политической жизни города.
Об уникальной системе подземных сооружений, получившей в народе название «клоака», писал в своих трудах Плиний Старший: «Иногда Тибр гонит воды назад, и потоки внутри сталкиваются, но, несмотря на это, крепкое сооружение выдерживает напор. Наверху везут огромные тяжести, но сводчатая постройка не прогибается; на нее падают обломки зданий, но тем не менее она выдерживает семь сотен лет со времени Тарквиния Древнего, будучи чуть ли не вечной». «Величайшая» клоака существует до сих пор и даже сейчас используется как часть городской канализационной системы.
Н. Пуссен. Похищение сабинянок
Холм Палатин стал центром, где хранились святыни Рима: пещера волчицы, хижина Ромула, древние алтари курий. На Палатине селилась римская знать, а во времена империи здесь возводили императорские дворцы.
Авентинский холм был заселен пленными латинянами при царях Анке Марции и Тулле Гостилии. Для них Сервий Туллий приказал возвести храм покровительницы этого народа, богини Дианы. Авентин всегда считался местом жительства плебеев и бедноты.
Крытый подъем на Палатин
На холме Целлий тоже проживали покоренные римлянами латиняне. Здесь находился дом Тулла Гостилия, а после пожара в 27 г. н. э. Целлий облюбовали богачи. При Сервии Туллии был включен в черту города и холм Эсквилин. Он построил здесь свой дворец, тем самым привлекая новых поселенцев. На Эсквилине находилось кладбище бедняков, а достопримечательностью холма были знаменитые сады Мецената.
Холм Квиринал окончательно был включен в городскую черту тоже при Сервии Туллии. На этом холме возвышался богатый дом второго римского царя, сабинянина Нумы. На Виминале тоже жили сабиняне. Этот холм вошел в состав Рима после похищения сабинянок.
Самой укрепленной частью Рима считался двуглавый Капитолийский холм. Вначале он носил название в честь бога Сатурна – Сатурний, затем назывался Тарпейским. При Ромуле на одной вершине холма стояла крепость, а на другой был возведен храм Юпитера, главный храм Рима.
Стена Сервия Туллия
Согласно преданию, при закладке фундамента храма строители нашли нетленную человеческую голову (лат. caput), что было принято как знак величия Рима и легло в основу нового названия холма. В храме Юпитера иногда проводили заседания сената, а в мастерской при храме Юноны чеканили римские монеты.
На протяжении многих веков Рим напоминал большую деревню, обнесенную городской стеной. Длина древнейшей стены, построенной царем Сервием Туллием в VI в. до н. э., достигала 12 км.
А за стеной стояли глинобитные хижины, крытые соломой. Дороги после дождя становились сплошным месивом из грязи, а в сухую и жаркую погоду ветер поднимал тучи пыли. Повсюду были видны навозные кучи и разбросанные черепки кухонной утвари.
Преображаться Рим начал только в III в. до н. э. Тогда крыши стали покрывать черепицей, а улицы и площади вымостили каменными плитами. Самые величественные постройки в древнем Риме были созданы под влиянием греческой и этрусской культуры. Отделить римскую культуру от эрусской и греческой на начальном этапе просто невозможно.
Большинство историков склоняются к мнению, что этруски пришли в Италию с Востока. Этрурия располагалась на территории современной Тосканы и была ближайшим соседом Рима. Этруски пользовались греческим алфавитом, но до сих пор ученые не смогли расшифровать их язык.
Города этрусков отличались правильной прямоугольной планировкой с домами и храмами, выстроенными из камня. Сильное влияние этрусков на римлян сказалось во всех областях жизни: в архитектуре, искусстве, религии. Даже знаки царской власти – связки прутьев с топориком в центре – римляне переняли у этрусков.
В Этрурии учились римские юноши из знатных семей, а в Риме долгое время существовал квартал, где жили выходцы из Этрурии.
На заре римской государственности этрусские цари даже управляли страной. Со временем римляне сместили их, и два народа смешались, но еще на протяжении нескольких веков этрусская культура имела большое влияние на римлян.
По мере возрастания римского могущества влияние этрусков ослабевало, и к середине I в. до н. э. они уже не играли совершенно никакой роли в истории древнего Рима, постепенно был забыт и язык этого народа.
После свержения этрусских царей, подчинив Лациум и всю Италию, Рим стал республикой, которой до I в. до н. э. управляли сенат и диктаторы. Рим был одним из самых больших городов Древнего мира. Количество его жителей во времена империи доходило до 2 млн человек.
Греческое классическое искусство входило в жизнь римлян из городов-колоний – таких, как Неаполь и Сиракузы, а также при завоевании Греции римлянами. Эллинские города были безжалостно разграблены. В последние десятилетия существования республики бесчисленные сокровища были вывезены из Греции в Рим.
Вслед за произведениями искусства в Риме оказались и греческие мастера живописи и архитектуры. Им нечего было делать в разоренных городах, а Рим в последнее столетие до нашей эры был на вершине благополучия и богатства. Художникам хорошо платили, и Рим, благодаря их таланту и мастерству, постепенно становился центром мирового искусства.
Основываясь на этрусской и греческой культуре и архитектуре, римляне создали свое искусство, сложное и противоречивое. Они постоянно стремились облечь свою действительность в рамки настоящей гармонии.
Римский император Константин принял христианство и сделал Рим центром распространения христианской религии. Во время его правления в 330 г. столица империи была перенесена в Константинополь, и Рим утратил свое политическое значение.
Упадку Рима способствовали нападения варварских племен, войны с остготами, вестготами и вандалами, восстание Одоакра. С 568 г. Римом фактически правили епископы. Долгое время императоры и папы не могли поделить власть.
В 1084 г. Рим разрушили норманны, после чего на месте руин античных зданий выросли феодальные замки и церкви. Арнольд Брешианский в 1143 г. поднял восстание, целью которого было возрождение республики, но попытка не удалась.
До середины XV в. шла непримиримая борьба за власть между богатыми семействами и епископами. Во времена Ренессанса папы заботились о благоустройстве улиц и о внешнем облике города. Они приглашали известных архитекторов и знаменитых художников, и Рим украсили новые дворцы и церкви.
Серьезный урон нанесло Риму вторжение войск императора Карла V в 1527 г. После этого папа Сикст V обратился к архитектору Доменико Фонтана с просьбой составить перспективный план развития Рима.
Такой план был разработан, и до сих пор ему не было равных в Европе. К сожалению, он не был осуществлен до конца, но несколько грандиозных построек все же было возведено. Кроме того, согласно этому плану, римские папы Сикст V и Урбан VIII одобрили основной принцип планировки улиц, радиально расходившихся от основных площадей Рима.
Капитолий. Гравюра XIX в.
Во времена Реформации Рим уже перестал иметь значение единого религиозного центра Европы и стал заметно отставать от европейских столиц по развитию городского снабжения, освещения, канализации.
При оккупации Рима войсками французской Директории в 1798–1799 гг. была провозглашена республика, в 1809 г. Наполеон ликвидировал светскую власть папы и присоединил к Франции большую часть Папской области.
Французские завоеватели вывезли из Рима много ценностей. И все же Наполеон, мечтая сделать Рим жемчужиной в своей короне, тратил немалые средства на строительство. В дальнейшем город пережил еще немало потрясений: восстание Гарибальди, Рисорджименто (борьбу за воссоединение Рима с Италией), фашистскую оккупацию.
В октябре 1922 г. власть в Риме была захвачена фашистской партией. Правление диктатора Муссолини продолжалось до 1946 г., пока король Виктор Эммануил III не принудил его уйти в отставку.
Это произошло после массированного налета 19 июля 1943 г. бомбардировщиков союзной армии на Рим. От немецкой оккупации столица Италии была освобождена 4 июня 1944 г. Строй конституционной монархии был восстановлен. С 1946 г. Рим – столица Итальянской республики.
На улицах города с 2500-летней историей прекрасно уживаются античные исторические памятники, здания в стиле барокко, монументальные памятники древности и современные сооружения из стекла и бетона. И все же Рим для ценителей истории – в первую очередь столица древнего государства, живое напоминание о былой славе и величии Римской империи.
Глава II. Памятники архитектуры и искусства Древнего Рима
Трехтысячелетняя история Рима отразилась в его архитектурном облике. Своеобразие и неповторимость ему придают холмистая местность, обилие древних руин, величественных дворцов и церквей, построенных в самые разные эпохи. Многочисленные фонтаны, купола и пинии, монументальные сооружения и скульптура создают неповторимый образ Вечного города.
Темный кирпич, рыжеватый туф и штукатурка на древних фасадах красно-коричневого цвета помогают органично вплетать колорит города в окружающую природу.
Архитектура была ведущим искусством Древнего Рима. Если в Греции строили главным образом храмы, то в Риме основным направлением архитектуры было возведение сооружений, символизирующих могущество республики, а потом и империи.
Римляне строили форумы, амфитеатры, триумфальные арки, термы, базилики, грандиозные дворцы и загородные виллы. Римские архитекторы занимались также и сооружением коммуникаций, дорог и мостов. До начала III в. до н. э. архитектура Рима была представлена строгими формами. Здания и сооружения не привлекали взгляда красотой декора и архитектурными излишествами. В последующие века от простоты и суровости Рима не осталось и следа. Завоеванные территории стали неиссякаемым источником богатств.