Книга Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни и праздники святых - читать онлайн бесплатно, автор протоиерей Григорий Сергеевич Дебольский
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни и праздники святых
Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни и праздники святых
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни и праздники святых

Протоиерей Сергеевич Дебольский

Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни и праздники святых

Память праведных с похвалами.

Притч. 10, 7

Слава их не потребится.

Телеса их в мире погребена, а имена их живут в роды: премудрость их поведят людие и похвалу их исповесть Церковь.

Сир. 14, 13–14

Рекомендовано к публикации Издательским советом

Русской Православной Церкви

ИС Р19-928-3429



Печатается по изданию: Прот. Г. С. Дебольский. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. T. I. Изд. девятое. СПб., 1894.



© Издательство «Сибирская Благозвонница», оформление, 2022

Дни святых


В лике святых, в честь которых установлены Церковью дни богослужения, после Пресвятой Богородицы, честнейшей Херувимов и славнейшей без сравнения Серафимов, прославляются:

1. Ангелы.

2. Пророки.

3. Апостолы.

4. Святители.

5. Мученики.

6. Преподобные.

7. Праведные.

Богослужение в честь святых Ангелов и некоторых из святых людей Церковь совершает при воспоминании их благодатных явлений и чудотворений для верующих. В честь же святых людей богослужение совершается по большей части в дни их блаженной кончины на земле или окончании ими земных подвигов.

Сами святые, имея желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1, 23), взирали на дни своего преселения от земли как на главную и вожделейнейшую цель своей многотрудной земной жизни. Потому и для Церкви важен не столько день рождения их на земле, сколько день смерти, или отшествия их для вечной и блаженной жизни.

В этом смысле день временной кончины святых людей знаменательно называется в Православной Церкви преставлением. Это показывает, что смерть праведников, которые, по Писанию, живут во веки (Прем. 5, 15), – это лишь рождение или переход из одной жизни в другую, нескончаемую, лучшую.

«Когда слышите о дне рождении святых, – говорит один из писателей V века, – не думайте, что это день, в который они рождаются на земле плотью. Нет, это – день, в который они переходят от земли на небо, от трудов к отдохновению, от искушений к покою, от страданий к блаженству непреходящему, надежному, постоянному и вечному, от мирских поношений к венцу и славе»[1].

Кажется, только Божией Матери и Предтече, освященным благодатью Божией от материнского чрева, Церковь совершает праздники также и в дни их зачатия и рождения для временной жизни.


Дни святых Ангелов

Имена и лики святых Ангелов и почитание их


В Ветхом и Новом Завете многократно упоминается о святых Ангелах. В их существовании здравый разум усматривает премудрость и благодать Зиждителя, начало и продолжение непрерывной цепи творения, нисходящей от Бога – Духа, «Имже вся быша», до Ангелов-духов, сотворенных бесплотными, и продолжающейся человеком, в котором дух облечен плотью.

Некоторые из Ангелов нераскаянно впали в грех, стали диаволами и непримиримыми врагами добра, истины и блаженства (см.: Иуд. 1,6), но побеждаются верующими именем Господним (см.: Мк. 16,17). Святые же Ангелы приближением к Богу и созерцанием Его Божественного величия утвердились в добре и истине и стали непреклонны ко злу. Они – неумолкаемые проповедники величия Божия (см.: Ис. 6, 1–3; Откр. 4, 8), вестники воли Божией для людей (см.: Лк. 1,13, 26), хранители человеков (см.: Быт. 19, 15–16; Мф. 18, 10; Деян. 12, 15) и служители для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 14).

В Писании сказано, что Ангелы носят имена и что их служения различны между собой. На этом основании святой Дионисий Ареопагит, святитель I века и первый Афинский епископ, рукоположенный апостолом Павлом, в своей книге «Небесная иерархия» изобразил святых Ангелов в трех ликах, разделив каждый на три чина, или степени служения и приближения к Богу.

В первом, высшем лике, ближайшем к Пресвятой Троице, первый чин составляют Серафимы (см.: Ис. 6, 2). Их имя означает «пламенный», «огненный». Непосредственно и непрерывно предстоя Тому, Кто есть любовь (1 Ин. 4,8), Кто обитает в неприступном свете (1 Тим. 6, 16) и Чей престол как пламя огня (Дан. 7,9), они горят любовью к Богу и этот огонь любви воспламеняют и в других (см.: Ис. 6, 6–7).

Второй чин – Херувимы (см.: Быт. 3, 24). Их имя значит «разумение» или «видение», поэтому они называются многоочитыми. Созерцая славу Божию и обладая высшим ведением и мудростью, они наблюдают все творение Божие и изливают премудрость Божию и на других.

Третий чин – Престолы (см.: Кол. 1, 16), на которых Бог благодатно и непостижимо почивает и которые потому называются Богоносными – не существом, но служением. Через них Бог являет Свое величие и правосудие (см.: Пс. 9, 5).

Во втором, среднем лике к первому чину принадлежат Господства (см.: Кол. 1, 16), которые господствуют над низшими Ангелами. Охотно и радостно служа Господу, они сообщают и живущим на земле силу благоразумного владения собой и мудрого строения себя; учат владеть чувствами, смирять бесчинные вожделения и страсти, плоть порабощать духу, господствовать над волей и побеждать искушения (см.: Чис. 22; Суд. 13; 3 Цар. 19, 5–8).

Ко второму чину принадлежат Силы (1 Пет. 3, 22). Через них Бог творит знамения и чудеса для славы Божией, для помощи и укрепления труждающихся и обремененных.

Третий чин составляют Власти (см.: 1 Пет. 3, 22; Кол. 1,16). Они имеют большую власть над диаволом, побеждают его, охраняют человека от его искушений и укрепляют в подвигах благочестия (см.: Дан. 6, 20–24; 10, 14; Мф. 1, 20; Деян. 12,6-10).

В третьем, низшем лике также три чина. В первом чине пребывают Начала (см.: Кол. 1,16). Они начальствуют над благими Ангелами, назначают им должности, распределяют каждому служения, управляют вселенной и царствами или обществами человеческими (см.: Дан. 12, 1-12; Зах. 2,2–4; 4 Цар. 19, 35; Откр. 7, 1–3; 14,15–18).

Во втором чине – Архангелы (см.: 1 Фес. 4, 16). Они – благовестники и провозвестники высших тайн Божиих, утверждающие веру между людьми (см.: Лк. 1,26–38).

В третьем – Ангелы (см.: Тов. 12, 12–14; 1 Пет. 3, 22). Во время богослужения Церковь ежедневно просит у Господа «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших». Ангелы – ближайшие к людям, их хранители и вестники меньших тайн Божиих (см.: 1 Пар. 21, 18–20).

Сонм святых Ангелов, по Писанию, очень многочислен (см.: Дан. 7, 10). Однако известно лишь несколько личных имен святых Ангелов. В Писании и Предании упоминаются только следующие имена:

Михаил – это имя с еврейского переводится «кто как Бог» или «кто равен Богу» (см.: Дан. 10,13; 12,1; Иуд. 1, 9; Откр. 12, 7). '

Гавриил – «муж Божий» или «сила Божия» (см.: Дан. 8, 16; Лк. 1, 26).

Рафаил – «врачевание Божие» (см.: Тов. 12,15).

Уриил – «огонь» или «свет Божий» (см.: 3 Езд. 4, 1; 5, 20).

Салафиил – «молитвенник Божий» (см.: 3 Езд. 5, 16).

Иегудиил – «славящий Бога».

Варахиил – «благословение Божие».

Иеремиил – «возвышение Божие» (см.: 3 Езд. 4, 36).

Почитание святых Ангелов в Церкви Божией столь же древнее, как и сама Церковь. Оно было всегда, от первых времен мира. В Ветхом Завете Моисей, получивший от Бога заповеди, в то же время принял от Него повеление поставить во Святая святых золотые изображения Херувимов. Явления Ангелов всегда возбуждали в людях высокое благоговение, и места этих явлений были священны (см.: Исх. 23, 20; Чис. 22, 31; Нав. 5,14; 1 Пар. 21, 16; Дан. 10,5-10).

В Апостольской Христианской Церкви с самого ее начала и до сих пор непрерывно совершается призывание святых Ангелов и воздается им благоговейное почитание. В IV и V веках в честь святых Ангелов создавались храмы и пастыри произносили поучения. В IV веке по Рождестве Христовом на Соборе, бывшем в 364 году в Лаодикии, 35-м правилом было определено достодолжное почитание святых Ангелов как служителей Божиих и ограждено от неправопочитания – такое иногда бывало в Ветхом и Новом Завете (4 Цар. 23, 5; Кол. 2, 18).

Некоторые древние еретики из гностиков, например ангелики, являясь по наружности смиренными и горделиво думая, что они своим воздержным и чистым житием подражают Ангелам, учили, что Ангелам надлежит воздавать то же поклонение, что и Самому Богу.

Другие же, например карпократиане, говорили, что мир создан и закон дан через Ангелов. Как свидетельствует святитель Иоанн Златоуст[2], они утверждали, что нам должно иметь доступ к Богу не через Христа, но через Ангелов, так как первое не по нашему достоинству. Поэтому, считая Ангелов едиными ходатаями за людей, они оставляли Церковь Христову и составляли особенные собрания, где совершали служение одним Ангелам.

Это заблуждение обличал еще апостол Павел, предостерегая колосских христиан, чтобы кто не увлек их к такому неправому служению Ангелам: Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов (Кол. 2, 18). По словам Феодорита[3], эта служба Ангелам долго держалась во Фригии и Писидии, до тех самых пор, пока Лаодикийский Собор не предал осуждению, как тайных идолослужителей, всех, кто, оставляя Церковь Божию, составлял тайные собрания для служения Ангелам[4].

Таким образом, Православная Церковь, определив в IV веке правильное почитание святых

Ангелов, засвидетельствовала вместе с тем и древность почитания святых Ангелов, которое всегда воздавалось верующими, хотя некоторыми и совершенно неправильно. Прославляя святых Ангелов, Православная Церковь четырежды в продолжение года празднует их память.

День святого Архистратига Михаила

6 (19) сентября

В этот день, который в просторечии называется днем чуда Михаила, Православная Церковь прославляет чудеса, совершенные для блага христиан святым Михаилом, Архистратигом небесных Сил, в разные времена и в разных местах.

Во-первых, в этот день вспоминается чудо, произошедшее в IV веке близ фригийского города Иераполя на месте, называвшемся Хони. Иоанн Богослов, будучи в Иераполе с апостолами Филиппом и Варфоломеем для проповеди Евангелия, которое ученики Господа разносили по всей земле, предсказал, что на этом месте воссияет благодать Божия и святой Архистратиг Михаил будет посещать это место.

Вскоре после этого пробились воды в пустыне иерапольской (Ис. 35, 6) и открылся источник, от которого святой Архангел невидимо подавал верующим исцеления, как некогда от купели Силоамской. Многие приходили к этому источнику, не только христиане, но и неверные, и мывшиеся и утолявшие жажду его водой исцелялись от своих недугов. Многие приняли в нем святое крещение.

Впоследствии при целебном источнике усердием одного грека, дочери которого Господь разрешил язык водой этого источника, создан был храм во имя святого Архистратига Михаила. При храме поселился человек по имени Архипп. В целой стране он прославился своей святостью. Язычники по ненависти к вере Иисуса Христа, уничтожавшей ложных богов, решили разрушить храм, созданный при источнике во имя Архистратига Михаила, и погубить святого Архиппа, служившего в храме.

Неоднократно посрамленные в своих злых намерениях против святыни, они вознамерились затопить место, на котором был воздвигнут храм Архистратигу. Святой Архипп молился об избавлении, и в то время, как поток был пущен из двух рек и с великой силой устремился к храму, Архистратиг чудесно остановил стремление воды рассевшейся землей и спас и храм от разрушения, и святого Архиппа от смерти. Отсюда и произошло название места «хонас» («погружение»).

Второе чудо, воспоминаемое в этот день, произошло в 493 году на неаполитанской горе Гарган близ города Сипонта. Явившийся Архистратиг чудесно указал место для построения храма во имя его. После того как храм был сооружен, он подавал в нем исцеления недужным. Когда же неверные неаполитанцы приступили к Сипонту с враждебным намерением покорить и разграбить его, Архистратиг явился в видении епископу этого города и, ободрив устрашенных жителей, содействовал им своей помощью в победе и изгнании врагов. После этого нападавшие, познав в этом событии всесильную руку Божию, обратились к вере Христовой.

Третье чудо произошло близ Афонской горы. Здесь святой Михаил спас от смерти одного отрока, которого злоумышленники хотели утопить, чтобы воспользоваться найденной им богатой сокровищницей с великим множеством золота. В память об этом чуде некий Дохиар, болгарский царедворец, соорудил на Афонской горе храм и посвятил его Архангелу. А золото, сохраненное вместе с жизнью отрока, было употреблено на украшение нового храма.

В VIII веке преподобный Иоанн Дамаскин, в IX Иосиф Студит и Византий написали множество песнопений на день памяти святого Архангела Михаила, празднующейся 6 сентября. В день воспоминания чудес святого Архистратига Михаила Церковь взывает к нему о предстательстве и заступлении верных и молит его, чтобы он с прочими Небесными Силами оградил нас кровом крил невещественной своей славы.

Собор святого Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных

8 (21) ноября

Значение праздника

Этот день – главный из праздников в честь святых Ангелов. Он посвящен святому Архистратигу Михаилу – вождю небесных Сил. Ведь Архангел Михаил в Писании называется вождь воинства Господня (Нав. 5, 14), один из первых князей (Дан. 10, 13), князь великий (Дан. 12, 1), а прочие Ангелы называются «Ангелами его» (см.: Откр. 12, 7).

По преданию, сатана, который некогда был светлейшим из всех духов небесных и потому названный Люцифером, то есть «светоносным», впал в самолюбие, гордость и злобу. Он отпал от архангельской власти и увлек за собой множество других духов. Тогда святой Архангел Михаил, верный служитель Божий, собрал архангельские лики, не увлекшиеся пагубным примером возношения сатанинского, и сказал им: «Станем добре перед Сотворшим нас. Не будем помышлять зло на Сотворшего нас».

Говоря так всему ангельскому собору, он начал славить Пресвятую, Единосущную, Нераздельную Троицу, Единого Бога, воспевая вместе с ними торжественную песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» Это собрание в единомыслии святых Ангелов получило имя архангельский собор. Оно означает внимание, единомыслие, согласие, единение между собой святых Ангелов, которые единодушно и единогласно славят Отца и Сына и Святого Духа (см.: Откр. 12, 7–9).

Михаил и Ангелы его (Откр. 12, 7), песнословящие Господа, – также и хранители людей. Господь, приснопоклоняемый и славимый святыми Ангелами, являя премудрость, благодать, могущество и величие Своего Божества в творении, управлении и искуплении мира, назначил святых Ангелов особенными хранителями людей – и Ангела Хранителя для каждого из нас.

Это смотрение Божие о человеке многократно засвидетельствовано словом Божиим. Патриарх Иаков в явлении ему особенного небесного покровительства видел над собою Господа и Ангелов (см.: Быт. 28, 12–15). Благословляя своих внуков, он произнес: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих (Быт. 48, 16). Ангел руководил и охранял полки сынов Израилевых во время их странствования из Египта (см.: Исх. 14, 19).

Царьпророк говорит: Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих (Пс. 90, 11). Не ecu ли они, – говорит апостол Павел об Ангелах, – суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр. 1, 14). И Сам Иисус Христос сказал о смиренных верующих: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18,10).

Первые христиане по откровению и опыту знали предстательство о себе честных бесплотных Сил. Когда апостол Петр, чудесно освобожденный Ангелом из темницы, пришел к своим ученикам, они сначала не поверили, что пришедший был сам Петр, но говорили: Это Ангел его (Деян. 12,15). На основании Священного Писания Церковь со времен апостольских ежедневно молит Господа дать нам «Ангела мира, верна наставника, хранителя душ и телес наших».

В IV веке преподобный Макарий Великий составил молитву Ангелам Хранителям, которую и ныне Православная Церковь заповедует произносить нам, когда мы отходим ко сну. Благочестивые греческие цари посвящали святым Ангелам Хранителям храмы Божии и с ними города и царства.

И наша первопрестольная Москва нашими благочестивыми царями вверена хранению Ангелов. Недаром именно их имени посвящен современный основанию столицы Архангельский кафедральный собор, основанный в 1333 году Калитой, перестроенный и расширенный славным Иоанном III.

Итак, в 8-й день ноября Православная Церковь ежегодно празднует память святого Архистратига Михаила. Вместе с ним чествуются и прочие бесплотные Силы, созерцающие и прославляющие непостижимое величие Пресвятой Троицы и охраняющие воинствующую Церковь. Между ними Архистратиг Михаил – и первый хвалитель Бога, и первый хранитель человеков (см.: Дан. 10, 13; Откр. 12, 7).

Поэтому 8-й день ноября в просторечии по преимуществу называется Михайлов день, а Православная Церковь называет этот день Собором святого Архистратига Михаила и прочил Сил бесплотных, подражая в этом наименовании небесному собору Ангелов, неумолчно песнословящих Господа. «Сему и мы последующе, – говорит Пролог, – вси восхвалим сей праздник великого Божия Архангела Михаила и с ним всех Ангелов Господних, посылаемых от него на службу святым угодникам и всем верным, благая от него просящим. Того ради собора день сей Собор святого Архангела Михаила нарицается».

Древность и богослужение праздника

Установление церковного Собора в честь небесного собора святых Ангелов относится к древним временам христианства. До IV века и особенно в этом веке в честь Архангела Михаила были воздвигаемы храмы, в которых совершалось богослужение в честь него и празднование, например в Хонасе и в главнейших городах Востока – в Никомидии, Антиохии и Византии. Некоторые места, ознаменованные явлением Архангела Михаила, назывались по имени его.

Установление настоящего праздника в честь святого Архангела Михаила и прочих бесплотных Сил одни приписывают Сильвестру, Римскому епископу IV века, а другие – Александрийскому патриарху Александру (также IV век). Отсюда видно, что празднование памяти Ангелов Хранителей было уже в IV веке в разных местах, что свидетельствует об общем благоговении древних христиан перед святыми Ангелами, прославляющими Господа и невидимо хранящими немощного человека.

В V веке святитель Анатолий, патриарх Константинопольский, в VIII – преподобный Иоанн Дамаскин, в IX – святитель Георгий Никомидийский, Студит, Византий, а также Арсений Константинопольский, Киприан и Ефрем Карийский написали множество священных песен на день Собора в честь святого Архистратига Михаила и прочих бесплотных Сил.

Месяц ноябрь избран для праздника святым Ангелам потому, что этот месяц – девятый от марта, бывшего некогда началом года: число девять соответствует девяти ангельским чинам. Восьмой же день месяца назначен для праздника как символ Второго Христова пришествия на землю, день которого церковные учителя называют восьмым. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним (Мф. 25,31) и окончится этот мир, время в котором течет седмица за седмицей, наступит как бы восьмой день.

За богослужением в день Собора святого Архистратига Михаила и прочих бесплотных Сил Церковь прославляет их как служителей Божественной славы и наставников людей и молит святых Ангелов от лица верующих оградить нас кровом крыл невещественной своей славы и избавить от бед.

На всенощном бдении в праздник святого Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных Церковь полагает чтение паремий: первую (Нав. 5,13–16) – о явлении вождя воинства Господня Иисусу Навину; вторую (Суд. 6,11–24) – о явлении Ангела Господня Гедеону; третью (Ис. 14) – о спадении с небеси денницы.

В Евангелии на всенощном бдении (Мф. 13, 24–30, 36–43) Церковь возглашает притчу о пшенице и плевелах, которые в настоящей жизни не исторгаются только ради пшеницы, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Поэтому плевелы будут расти вместе с пшеницей до жатвы – кончины века. А во время жатвы Ангелы соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их впечь огненную (Мф. 13,29,41–42).

На литургии чтением Апостола (Евр. 2, 1-13) Церковь возвещает о преимуществе Евангелия перед ветхозаветным законом, данным при Ангелах. Чтением Евангелия (Лк. 10, 17–21) благовествует о спадении с неба сатаны и о силе имени Иисуса Христа над бесами и власти наступать на змей и на скорпионов и на всю силу вражию (Лк. 10, 19), данной апостолам и всем верующим.

Во время богослужения в день воспоминания чудес и в день Собора святого Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных Церковь изображает преимущественно духовно-воинственное служение Архистратига Михаила во славу Божию и в защиту верных от искушений и зол. Со времени падения сатаны Архистратиг ведет непрестанную борьбу с древним змием, обольщающим всю вселенную (Откр. 12, 9).

Как военачальник, ведущий войну, Архистратиг Михаил был некогда особенным заступником и покровителем израильского народа: «Явился, – говорит Церковь, – предводящ древнего Израиля»[5]. В Книге пророка Даниила написано: Вот, Михаил, один из первыхкнязей (Дан. 10,13), стоящий за сынов народа твоего (Дан. 12, 1).

После перехода через Иордан Архистратиг Михаил явился Иисусу Навину с обнаженным мечом и открыл ему способы к покорению земли Обетованной (см.: Нав. 5,14-6,4). По смерти Моисея, оберегая Израиль от всякого соблазна и повода к идолослужению, Архистратиг, вопреки козням сатаны (см.: Иуд. 1, 9), устроил так, что никто не знает места погребения Моисея (Втор. 34, 6).

Христианская Православная Церковь называет Архистратига Михаила своим Божественным украшением и мира дольнего ограждением и утверждением[6]. Она учит, что святой Архангел Михаил «крепостию Божественною обходит всю землю, от лютых изымая призывающих Божественное имя его»[7]; именует его непостыдным предстателем верных, путеводителем и наказателем заблудших[8]; верует, что он всегда с нами ходит и все сохраняет от всякого диавольского обстояния[9].

Как Божий воитель, Михаил в древности изображался попирающим ногами Люцифера, держащим правой рукой копие с белой хоругвию у навершия, а левой – зеленую финиковую ветвь, как знамение победы.

Дни Собора святого Архангела Гавриила

Первый Собор Архангела Гавриила

26 марта (8 апреля)

На следующий день после Благовещения Пресвятой Богородицы Церковью установлен Собор в честь святого Архангела Гавриила. Как в обществах гражданских уважаются представители и посланники государей, облеченные высокой властью, так Святая Церковь чтит небесного посланника – Архангела Гавриила, принесшего на землю радостную весть о воплощении Сына Божия. Она собирается для прославления Архангела и вместе с ним прочих небесных Сил на следующий день после Благовещения, а потому и называет этот день Собором Архангела Гавриила.

Этот праздник в честь святого Архангела Гавриила установлен Церковью в древности на основании Иерусалимского церковного устава, в котором сохранились для нас священные обычаи и установления Первенствующей Церкви. В IX веке Иосиф Студит написал канон на день Собора Архангела Гавриила, как таинника и служителя Божественной славы и поборника миру, прося его заступления. «Пресветлыя и честныя и вседетельныя, пренеизчетныя и страшныя Троицы ты еси, Архистратиже, славный служителю и молитвенниче. Ныне непрестанно моли избавитися нам от всяких бед и мук»[10].

Второй Собор Архангела Гавриила

13 (26) июля

Первый Собор в честь Архангела Гавриила празднуется в наутрие Благовещения Пресвятой Богородицы в воспоминание явления Архангела Пресвятой Деве Марии. Вторично же этот Собор совершается Святой Церковью в июле.

«Коея же ради вины сей вторый Его Собор праздновати уставися, о том нет известия. Мнится же, яко егда в Царьграде и в прочих греческих странах по различным местам создашася местные храмы во имя того святого Архангела, тогда и празднество Собора его, в Четыредесятницу по Благовещении положенного, отложися на сей месяц и день. Понеже тогда великопостное время возбраняет торжественное празднование, ныне же свободнее то совершатися может»[11].