Запад против социалистической Румынии. Occidentul este împotriva României socialiste
Восстанавливая истину. Restaurarea adevărului
Автор-составитель Андрей Тихомиров
ISBN 978-5-0056-3451-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Реестр рекордов России Рекордсмен Наибольшее количество тематических книг, изданных одним автором:
https://reestrrekordov.ru/naibolshee-kolichestvo-tematicheskih-knig-izdannyh-odnim-avtorom/
Сайт автора:
http://gazetavseti.narod.ru/
Русская версия
Введение
Романские народы (романы, от латинского названия города Рим – Roma) – группа народов различного этногенетического происхождения, объединённая использованием романских языков. Романские языки, группа родственных языков индоевропейской семьи, развившихся из латинского языка: испанский (кастильский), португальский, каталонский, галисийский, французский, окситанский, итальянский, сардинский, ретороманские языки, румынский, молдавский, а также исчезнувший в 19 в. далматинский язык. Поэтому под романами (романскими народами) подразумеваются ныне испанцы, португальцы, каталонцы, галисийцы (гальего), французы, окситанцы (провансальцы), итальянцы, сардинцы, ретороманцы (ладины и фриулы), румыны, молдаване и др.
Подробнее в книгах Тихомирова А. Е.: Миграции индоевропейцев. Романские народы, Ridero, Екатеринбург, 2018: https://ridero.ru/books/migracii_indoevropeicev_1/; Popoare romanice. Migrația indo-europeană, Ridero, Екатеринбург, 2020 (румынский язык): https://ridero.ru/books/popoare_romanice/
Официально Румыния именуется таковой с 1862 г. по завершении правового оформления происшедшего в 1859 г. объединения образовавшихся в XIV в. и попавших в XVI в. под османское иго княжеств Валахии и Молдовы (часть Молдовы – Бессарабия вошла в состав России еще в 1812 г. по мирному договору с Турцией). Находилась в вассальной зависимости от Османской империи. Независимость Румынии провозглашена в мае 1877 г. в результате русско-турецкой войны В 1881 г. стала королевством. В 1918 г. в нее были включены Бессарабия, Буковина и Трансильвания (это событие отмечается в Румынии как завершение формирования единого румынского государства). В 1940 г. Бессарабия и Северная Буковина по требованию советского правительства перешли к СССР. Северная Трансильвания по второму Венскому арбитражу (1940 г.), навязанному фашистскими державами, была передана Венгрии (Парижские мирные договоры 1947 г. восстановили румыно-венгерскую границу на 1 янврая 1938 г.).
Накануне второй мировой войны Румыния попала в полную зависимость от германского империализма и в 1941 г. приняла участие в войне фашистской Германии против СССР. 19 марта 1944 г. Советские войска под командованием маршала Конева форсировали северную часть Днестра и вступили на территорию Бессарабии. 26 марта Красная Армия достигла старой государственной границы Румынии – реки Прут. Четыре дня спустя была освобождена столица Буковины – Черновцы. Главной задачей советских войск в этом наступлении было создание предмостных укреплений на западном берегу реки Прут. Это было осуществлено 17 апреля на Галацкой дуге и 28 апреля недалеко от города Яссы.
Одновременно советское правительство начало действовать и на дипломатическом фронте. 12 апреля 1944 г. Румынии были предъявлены условия перемирия, предусматривавшие восстановление советско-румынской границы 1940 г.
Ввиду отчаянного военного положения Румынии румынский диктатор Антонеску начал колебаться. Он считал необходимым обсудить вопрос о предложении мира с королевским домом и с руководителями старых буржуазных «исторических» партий. Весьма показательно, что небезызвестный англофил Юлиус Маниу, руководитель так называемой национально-крестьянской партии, энергично настаивал на отклонении русских предложений о мире. Он усиленно рекомендовал Антонеску продолжать войну. Румыния была ввергнута в войну против Советского Союза не только личными усилиями диктатора Антонеску. Вокруг Антонеску группировались ярые фашисты и лидеры старых буржуазных «парламентских» партий. Нужно отметить, что диктатура Антонеску объединяла людей с пронемецкой ориентацией и англофилов.
Антонеску пришел к власти, даже не прибегая к государственному перевороту. Правящие круги Румынии приветствовали установление диктатуры, при помощи которой они рассчитывали продлить жизнь буржуазно-феодальной румынской монархии.
Англофил Маниу уже в 30-х годах популяризировал фашистские порядки, установленные в Германии и Италии, пытаясь преподнести их в качестве образца для Румынии. На выборах 1937 г. он не скрывал своих профашистских взглядов и полностью солидаризировался с фашистской «Железной гвардией». В дни кризиса в сентябре 1940 г. он был одним из вдохновителей установления фашистского режима Антонеску, пришедшего на смену обанкротившейся «королевской диктатуре» Кароля, существовавшей с 10 февраля 1938 года.
Ввиду того, что англо-саксонская пропаганда позднее пыталась представить Юлиуса Маниу и его сообщников как непримиримых противников фашистской диктатуры, необходимо привести некоторые убедительные факты из румынской действительности, целиком опровергающие этот миф. Тогда станет ясно, что представлял собой этот протеже англо-саксов на Балканах. О предыстории установления в Румынии 6 сентября 1940 г. фашистской диктатуры обанкротившийся диктатор Антонеску рассказал на суде после войны:
«Я договорился с господином Маниу и другими о своей политике…». Юлиус Маниу, который сам выступал в качестве свидетеля на суде, отнюдь не опровергал этого и объяснил свои переговоры с Антонеску следующим образом:
«Я имел полномочия войти в контакт с маршалом Антонеску и обсудить с ним соглашение, о котором говорилось в моем мандате. Мы договорились с ним о встрече в Плоешти. Эта встреча действительно состоялась. Там у меня был разговор с маршалом Антонеску. Он ознакомил меня со своими планами, и я, со своей стороны, рассказал ему о своих. Мы договорились, что не примем мандата короля Кароля и, в случае его отречения, будем участвовать в правительстве, но не уточнили, кто должен быть премьер-министром».
Как известно, Антонеску пришел к власти, чтобы сотрудничать с немцами, после того как король Кароль вынужден был отречься от престола во время кризиса, последовавшего за передачей Венгрии северной части Трансильвании. В этих условиях кулацкая партия Маниу пришла на помощь фашистскому диктатору. Маниу сам рассказывает о своей деятельности следующее:
«Маршал Антонеску предложил мне, чтобы несколько моих людей вошли в правительство в качестве экспертов. После этой встречи я дал согласие на то, чтобы два авторитетных эксперта из национально-крестьянской партии вошли в правительство Антонеску…» (Мольтке К., За кулисами Второй мировой войны, издательство иностранной литературы, М.. 1952, с. 261—262).
8 октября 1940 г. заместитель председателя этой партии Михалаке снова вступил в переговоры с Антонеску, в результате чего была достигнута договоренность между обеими сторонами: национально-крестьянской партии была обеспечена полная свобода действий при диктатуре Антонеску. Девять представителей партии Маниу вошли в правительство Антонеску и заняли в нем ведущие посты.
Маниу и его соратники таким образом принадлежали к той категории буржуазных «демократов», которая во время войны служила опорой фашистской диктатуры! То же самое относится к банковским и промышленным магнатам, заправлявшим так называемой либеральной партией, которая издавна подвизалась в роли лакея французского финансового капитала.
Руководители румынских «исторических партий», однако, не только помогали диктатору Антонеску прийти к власти. Они также способствовали превращению румынского народа в поставщика дешевого пушечного мяса для гитлеровской разбойничьей войны против Советского Союза.
Строительство социализма в Румынии
23 августа 1944 г. румынские трудящиеся под руководством Коммунистической партии, использовав благоприятную обстановку, создавшуюся в результате разгрома Красной Армией немецко-фашистских войск в Ясско-Кишиневской операции, свергли военно-фашистскую диктатуру. На заключительном этапе войны Румыния сражалась вместе с СССР против гитлеровской Германии вплоть до ее окончательного разгрома.
Однако в сформированном правительстве генерала К. Сэнэтеску большинство составили реакционно настроенные военные и гражданские деятели. Король Михай отказался удовлетворить требование Коммунистической партии Румынии (КПР) о создании правительства из представителей антифашистских партий и организаций. Учитывая, что новое правительство согласилось на прекращение военных действий против Объединенных Наций, на принятие советских условий перемирия с Румынией, на восстановление в стране демократических свобод, КПР приняла предложение о том, чтобы один из ее руководителей вошел в состав правительства в качестве государственного министра, – им стал Л. Пэтрэшкану (он также исполнял обязанности министра юстиции).
Немецко-фашистские войска предприняли 24 августа попытку захватить Бухарест и восстановить фашистскую диктатуру. Правительство Сэнэтеску в тот же день официально объявило войну гитлеровской Германии. Румынский гарнизон при помощи рабочих отрядов после упорной шестидневной борьбы вытеснил гитлеровцев из столицы и ее окрестностей. 31 августа в город вступили соединения Красной Армии, разгромившие в исторической Ясско-Кишиневской операции крупную группировку фашистских войск.
Правительство Сэнэтеску осуществило ряд положительных мер: объявило амнистию политическим заключенным, ликвидировало концентрационные лагеря, восстановило конституцию 1923 г., легализировало политические партии, запрещенные в годы фашистской диктатуры. Но предложениям о реформах в экономической и общественно-политической областях оно оказывало сопротивление. Король, правительство, командование армии добивались прекращения наступательных операций Красной Армии на территории Румынии и тайно вели переговоры о высадке десантов английских и американских войск.
Между тем в стране непрерывно нарастала активность масс. Увеличилась численность и сеть местных организаций КПР, а также Социал-демократической партии и Фронта земледельцев, создавались единые профессиональные союзы, массовые антифашистские объединения, возникали сельские комитеты. Учитывая это, руководство Коммунистической и Социал-демократической партий выдвинуло 26 сентября при поддержке Фронта земледельцев и профсоюзов программу Национально-демократического фронта, предусматривавшую дальнейшую демократизацию страны, проведение аграрной реформы на основе экспроприации земельных владений размером свыше 50 га и безвозмездного раздела их среди безземельных и малоземельных крестьян, конфискацию имущества военных преступников и проведение ряда других демократических социально-экономических и политических преобразований. Сотрудничество основных буржуазных партий – Национал-царанистской (от румынского Ţara – земля), лидером которой был Ю. Манну, и Национал-либеральной, которую возглавлял К. Брэтиану, с КПР и всеми антифашистскими силами, поддержка ими действий, направленных на ликвидацию фашистского законодательства, привели к усилению влияния этих партии. Но эти партии отказались поддержать программу Национально-демократического фронта (Г1ДФ). 12 октября без их участия был создан Национальный комитет Национально-демократического фронта. Для того чтобы добиться осуществления программы фронта, КПР поставила вопрос о замене правительства военных и гражданских специалистов правительством из представителей организаций, входящих в НДФ, а также Национал-царанистской и Национал-либеральной партий.
16 октября 1944 г. представители рабочих партий в правительстве Сэнэтеску подали в отставку, продемонстрировав тем самым, что рабочий класс лишает правительство доверия. Этот шаг был поддержан массовыми демонстрациями и митингами, а также начавшимся снизу очищением государственного аппарата от антинародных элементов, образованием на ряде предприятий органов рабочего контроля и т. д.
4 ноября король согласился на существенную реорганизацию правительства Сэнэтеску: заместителем главы правительства стал лидер Фронта земледельцев П. Гроза, министром юстиции – Л. Пэтрэшкану, министром путей сообщения – другой видный деятель КПР Г. Георгиу-Деж; еще несколько министерских постов было также предоставлено деятелям НДФ. Но большинство мест в новом правительстве принадлежало деятелям буржуазных партий.
Благодаря энергии рабочего класса и передовой части крестьянства повсеместно под руководством НДФ происходила ломка старых органов власти. Стремясь сорвать дальнейшую демократизацию страны, король с согласия лидеров буржуазных партий назначил 6 декабря 1944 г. главой правительства начальника генерального штаба генерала Н. Рэдеску, оставившего за собой также министерство внутренних дел. НДФ в целом сохранил свои позиции в правительстве, которое обязалось провести аграрную реформу.
Вскоре стало ясно, что правительство Рэдеску не собирается выполнять свои обязательства. Ввиду этого 28 января 1945 г. НДФ выступил с программой завершения революционно-демократической борьбы за власть, в основном соответствовавшей платформе НДФ, принятой в сентябре 1944 г. Для ослабления противодействия сил реакции в программу были внесены некоторые изменения: аграрная реформа не должна была затрагивать земельные владения церкви, монастырей и королевской семьи; задача национализации банков и промышленных предприятий временно снималась.
По инициативе КПР и призыву НДФ по всей стране разворачивалось массовое движение за демократизацию государственного аппарата и раздел помещичьей земли. Рэдеску, угрожая развязыванием гражданской войны, с середины февраля перешел к использованию военной силы для защиты помещичьего землевладения и реакционной администрации. Но вооруженные силы все чаще отказывались выступать против народа. Это ярко проявилось 24 февраля в Бухаресте, где воинские части отказались поддержать полицию и жандармерию, старавшихся разогнать демонстрацию трудящихся.
28 февраля Рэдеску пришлось уйти в отставку и искать убежища в английской миссии.
После неудачной попытки сформировать еще одно реакционное правительство король Михай под давлением 800-тысячной демонстрации в Бухаресте 6 марта вынужден был уступить – в тот же день было создано правительство во главе с Пктру Гроза (1884—1958 гг.). Преобладающие позиции в нем заняли представители левых сил – коммунисты, социал-демократы, крестьянская партия «Фронт земледельцев». Правительство расширяло государственный контроль над производством, стремясь сломить саботаж буржуазией мер по восстановлению экономики страны. Буржуазия пользовалась поддержкой королевского двора и самого монарха, который отказался подписывать постановления правительства. Однако они осуществлялись и без утверждения короля. В мае 1946 г. по инициативе коммунистов был образован Блок демократических партий (БДП), в который вошли социал-демократы, Фронт земледельцев и отколовшиеся от буржуазных партий группировки. На выборах в Великое национальное собрание в ноябре 1946 г. БДП завоевал 80% голосов. Буржуазные партии вскоре утратили свои позиции в обществе и прекратили существование. Коммунисты сплотили вокруг себя союзников и одержали победу.
Реакция пыталась использовать весьма тяжелое экономическое, и в частности продовольственное, положение страны как для подрыва рабоче-крестьянского союза, так и для раскола еще не окрепшего Единого рабочего фронта. Дезорганизаторская линия правого руководства Социал-демократической партии широко использовалась прозападными элементами.
Коммунисты и честные социал-демократы разъясняли демагогический характер требований правых лидеров социал-демократии, добивались сплочения Единого рабочего фронта, преодоления идейных и тактических разногласий, существовавших между двумя рабочими партиями. Благодаря последовательной линии Коммунистической партии, смело апеллировавшей к рабочему классу и всем трудящимся, удалось добиться успехов в борьбе со спекуляцией, саботажем экономической политики правительства, диверсиями, актами террора и другими происками врагов. Все эти действия сочетались с мерами по демократизации органов государственной власти и армии. Создавались новые органы управления в целях руководства экономикой страны, обеспечения ее восстановления и развития в интересах народа, органы государственного контроля над частным предпринимательством, которые действовали в полном единстве с органами рабочего контроля, создававшимися профсоюзами.
Введение 8-часового рабочего дня, системы социального страхования, равной оплаты за равный труд способствовало улучшению положения рабочих.
Налаживание экономики происходило при широкой помощи со стороны СССР. Еще с января 1945 г. Советский Союз оказывал Румынии содействие в восстановлении железнодорожного транспорта. Особое значение для восстановления экономики Румынии имели подписанные с СССР соглашения о торговле и об экономическом сотрудничестве. В соответствии с этими соглашениями начались поставки из СССР металла, промышленного оборудования, хлопка, шерсти и других видов сырья.
6 августа Советское правительство уведомило правительство П. Гроза о своем решении восстановить дипломатические отношения с Румынией. Это решение было принято правительством СССР в связи с реальным выполнением Румынией соглашения о перемирии.
Силы реакции оказывали отчаянное сопротивление политике восстановления и реорганизации экономики страны и ее демократического развития. Они опирались на поддержку правящих кругов Запада, которые, добиваясь реорганизации правительства П. Гроза, заявляли, что оно «непредставительно и недемократично». С 22 августа король прекратил всякие сношения с правительством П. Гроза, перестал рассматривать акты, нуждавшиеся, в соответствии с конституцией, в его утверждении. Эта «королевская забастовка» имела целью дезорганизовать деятельность органов власти и заставить кабинет П. Гроза выйти в отставку.
Действия короля вызвали взрыв возмущения в стране. 24 августа подавляющее большинство министров во главе с П. Гроза приняло решение оставаться на своих постах, «чтобы продолжить и завершить конструктивную деятельность, начатую 6 марта 1945г.». На массовых собраниях и митингах, проводившихся коммунистами, деятелями профсоюзов, левыми социал-демократами, выражались доверие и поддержка правительству, готовность отстаивать единство рабочего класса и всех демократических сил и отразить наступление контрреволюционеров и сотрудничавших с ними правых социал-демократов. Вопреки усилиям правых пленум ЦК Социал-демократической партии, состоявшийся 28 сентября, после бурных прений высказался за укрепление Единого рабочего фронта КПР и СДПР и сохранение у власти народного правительства П. Гроза.
В сложной политической обстановке 16 – 21 октября 1945 г. состоялась Национальная конференция КПР. К этому времени партия превратилась в крупную политическую организацию, насчитывавшую свыше 250 тыс. членов. Конференция определила политическую линию партии, направленную на упрочение Единого рабочего фронта и осуществление политического единства рабочего класса, на укрепление союза рабочих, крестьян и интеллигенции и Национально-демократического фронта, укрепление единства румынского народа с другими народами, живущими в стране, на развитие дружбы с советским народом и другими свободолюбивыми народами. Конференция указала на необходимость расширения экономических функций государства, контроля над распределением сырья и готовой продукции, а также продовольствия, над импортом и экспортом, на необходимость усиления рабочего контроля над частным капиталом и национализации Национального банка Румынии.
Национальная конференция КПР приняла устав партии и избрала ее новый Центральный Комитет. Генеральным секретарем ЦК стал Г. Георгиу-Деж.
Национальная конференция КПР явилась важным этапом в развитии народной революции. Она открыла перспективу перехода от революционно-демократических преобразований к преобразованиям социалистического характера и последующей социалистической индустриализации страны.
Решения конференции КПР были встречены с одобрением рабочим классом, в том числе и рабочими социал-демократами. 28 октября ЦК Социал-демократической партии при возражениях правого меньшинства принял резолюцию, в которой, хотя и с оговорками, в принципе соглашался с курсом, намеченным КПР. Национальная конференция Социал-демократической партии, состоявшаяся в декабре 1945 г., высказалась за укрепление Единого рабочего фронта.
Чтобы сорвать осуществление этого курса, силы реакции, подконтрольные западным спецслужбам, предприняли попытку контрреволюционного переворота: 8 ноября, в день рождения короля Михая, банды реакционеров учинили беспорядки в Бухаресте, Брашове, Плоешти, Констанце и ряде других городов, пытались захватить правительственные и административные здания. Однако вооруженное выступление контрреволюционеров, проходившее под антиправительственными и антисоветскими лозунгами, было решительно пресечено правительством и народом. По всей стране проходили бурные митинги, участники которых требовали осуждения контрреволюционеров. На похороны жертв их преступлений, состоявшиеся 12 ноября в Бухаресте, собралось свыше
750 тыс. жителей столицы и прилежащих уездов. Демонстрация показала готовность
народа идти вперед по революционному пути.
После ноябрьских беспорядков, организованных контрреволюционерами, западные державы предприняли новую попытку добиться отставки правительства П. Гроза. Однако на конференции министров иностранных дел СССР, США и Англии, проходившей 16—26 декабря 1945 г., СССР воспрепятствовал планам изменения состава румынского правительства с целью передачи в нем ключевых позиций деятелям реакции. Было достигнуто компромиссное соглашение, фактически означавшее победу демократических сил: в обмен на согласие правительства включить в свой состав по одному представителю от «исторических» партий – национал-либералов и национал-царанистов США и Англия дали согласие на установление дипломатических отношений с Румынией. В январе 1946 г. королю пришлось прекратить свою «забастовку», а 6 февраля США и Англия официально признали правительство Румынии.
В послевоенные годы благодаря политике индустриализации, а также сотрудничеству с СССР и другими социалистическими странами Румыния превратилась из аграрной страны в индустриально-аграрную.
В стране были проведены ряд преобразований, аграрная реформа, низложение монархии и 30 декабря 1947 г. провозглашение страны народной республикой. Румыния приступила к строительству социалистического общества.
Одной из главных задач, поставленных в тот период Румынской рабочей партией (РРП) перед трудящимися республики, являлось преодоление экономической отсталости Румынии, доставшейся ей в наследство от буржуазно-помещичьего строя, и одновременно утверждение в стране нового типа производственных отношений, создание материально-технической базы социализма.
В декабре 1950 г. Великим национальным собранием РНР был утвержден первый пятилетний план развития народного хозяйства республики на 1951 —1955 гг. Основной задачей, поставленной пятилетним планом, было вытеснение капиталистических элементов из всех отраслей народного хозяйства страны, с тем чтобы к концу пятилетки они были полностью ликвидированы в промышленности и существенно ограничены в торговле и сельском хозяйстве.
Направление капиталовложений определялось задачей ускоренной индустриализации страны. Однако, как это отмечалось в решениях Пленума ЦК РРП, состоявшегося в августе 1953 г., реальные возможности были при этом учтены недостаточно. Низкий уровень капиталовложений в сельское хозяйство и в отрасли промышленности, производящие предметы потребления, привел к возникновению определенных диспропорций в народном хозяйстве и явился одной из причин трудностей в социалистическом строительстве.
Особое внимание уделялось электрификации страны. В октябре 1950 г. Пленум ЦК РРП принял решение об осуществлении десятилетнего плана электрификации на
1951 – 1960 гг.
В августе 1951 г. между РНР и СССР было заключено долгосрочное соглашение о поставках Румынии промышленного оборудования и об оказании ей технической помощи. Подобные же соглашения были заключены Румынией и с некоторыми другими социалистическими странами. Первое место во внешнеторговом обороте Румынии занял Советский Союз, на долю которого приходилось более половины румынского импорта и экспорта. Советские поставки сырья и материалов обеспечивали большую часть потребностей развивающейся румынской промышленности. Значительную роль в осуществлении экономических задач первого пятилетнего плана сыграли поставки из СССР комплектного оборудования, особенно для таких важнейших новостроек, как коксохимический завод и агломерационная фабрика в Хунедоаре, тракторный завод в Брашове, подшипниковый завод в Бырладе, теплоцентраль «Овидиу II» и др. «Нет почти ни одного важного предприятия, которое не было бы оснащено современным советским оборудованием», – отмечалось в газете «Скынтейя» 17 августа 1954 г.