Александр Дащинский
Самостоятельное создание сайта с нуля без знаний веб-программирования
Глава 1. Введение
В этой книге я покажу, как без знаний языков веб-программирования можно сделать себе сайт самостоятельно. Мы рассмотрим создание сайта не со стороны разработчика, а со стороны обычного человека.
В этом нет ничего сложного, хотя, наверное, вам сейчас так не кажется. Но поверьте, все сводится к довольно простым этапам и правилам, с которыми я вам помогу разобраться.
Эта книга рассчитана для новичков, хотя также будет полезна для узких специалистов. Мы рассмотрим экономные и простые варианты создания сайта, интернет-магазина, блога или форума.
Итак, давайте разберем, кому подойдет данная книга:
– Тем, кто хочет проверить свою бизнес идею. Вы мечтаете открыть свой бизнес, но не уверены в том, что будет спрос на ваши услуги или товары. В таком случае вы можете сделать сайт, включить на него рекламу и оценить спрос еще до открытия бизнеса.
– У кого уже есть бизнес. Чтобы вас находили в интернете, вам также нужен будет сайт.
–Тем, кто хочет заработать в интернете. Есть много вариантов заработка на сайтах.
– Если хотите поделиться какой-то полезной информацией, то вы можете открыть, к примеру, кулинарный блог или сделать свое сообщество по интересам (на этом также в будущем можно заработать).
– Начинающим специалистам. На старте изучения эта книга подойдет SEO-специалистам, веб-программистам, вебмастерам, контент-менеджерам, администраторам сайтов.
Вариантов может быть гораздо больше, я перечислил лишь основные.
Главная задача – объяснить вам возможные варианты создания сайта без знаний в области веб-программирования. Эта информация поможет дальше развиваться и изучать данную тему углубленно. А кому-то вполне хватит этих знаний для того, чтобы просто создать себе сайт и начать развивать его в интернете.
Для тех, кто не очень хочет разбираться в тонкостях работы сайта, я объясню, как закрывать дополнительные вопросы технического характера, которые могут возникнуть при реализации, а также кому и как их делегировать.
Если вы хотите стать в перспективе веб-программистом, вам нужно будет изучить дополнительно языки веб-программирования, чтобы закрывать разработку полностью самому.
Мы изучим, что такое домен и хостинг, как их регистрировать и работать с ними. Поговорим о движках сайтов (CMS), на которых можно сделать интернет-магазины, форумы, блоги, а также как их устанавливать на хостинг. Рассмотрим конструкторы сайтов и готовые решения. В общем, мы разберем все варианты создания сайта самостоятельно без знаний языков программирования.
Сейчас главное донести до вас информацию о том, какие варианты существуют и как они работают. Инструкций в интернете очень много, поэтому достаточно трудно сделать правильный выбор.
Дополнительно в моем блоге имеются материалы технического характера, пошаговая инструкция и видеоуроки. В конце книги я дам все полезные ссылки по материалам.
Также в моем блоге есть закрытое сообщество единомышленников. С его помощью можно получить ответы и советы по интересующим вас вопросам, возникшим при создании сайта, продвижению его в поисковых системах и другим темам. Контакты указаны в блоге, если захотите получить доступ, пишите.
Итак, приступим к изучению книги. Всем желаю успехов!
Полезные ссылки:
dashchinskiy.com/sozdat-sajt – пошаговая инструкция и видеоуроки.
dashchinskiy.com/community/ – сообщество и форумы.
www.instagram.com/aleksandrdashchinskiy/ – мой аккаунт в Instagram.
Глава 2. Знакомство
Данная часть будет ознакомительной. Ее цель – подготовить вас к следующим главам. Сначала мы узнаем, что такое домен и для чего он нужен.
2.1. Что такое домен?
Начнем с самого начала. Первым делом вам необходимо разобраться, что такое доменное имя. Большинство из вас, наверное, уже догадываются или знают, что такое домен сайта. В любом случае придется изучить этот вопрос подробно.
Итак, вы каждый день сталкиваетесь с доменными именами, когда в браузере на компьютере или мобильном устройстве ищете информацию в интернете. При поиске информации в поисковых системах (к примеру, Google и Яндекс) вы переходите на ссылку и попадаете на страницы сайтов.
У всех этих сайтов есть доменное имя – это название сайта.
Примеры:
–Mail.ru
– Google.com
– Yandex.ru
– Vk.com
– Ok.ru
– Facebook.com
Получается, что у каждого сайта есть свое название.
Структура доменных имен имеет уровневую иерархию. При желании вы можете более детально изучить этот вопрос. Я заведомо упрощаю подачу материала для лучшего усвоения и понимания, чтобы не перегрузить и не запутать. Для достижения цели по созданию сайта без знания программирования вам хватит общего понимания.
2.2. Что такое доменная зона?
Теперь вы знаете, что доменное имя – это название сайта, которое отображается в строке браузера. А что же такое доменная зона?
Доменная зона – это часть доменного имени.
Пример: «Google.com», где «.com» – это доменная зона.
Доменные зоны можно разделить на группы:
общего назначения (могут называться международные);
тематические;
территориальные.
Выбор доменной зоны зависит от ваших целей. Давайте рассмотрим, чем отличаются данные зоны и какую зону лучше выбрать вам.
Общие доменные зоны
К общим доменным зонам относятся:
– .com
– .net
– .info
– .org
В самом начале предполагалось использование доменов по назначению. На данный момент регистрируют домены, несмотря на их первичное назначение.
Тематические доменные зоны
К тематическим зонам относятся:
– .FOREX
– .GAME
– .FITNESS
Уже по названию зоны домена становится понятна его тематика.
Территориальные доменные зоны
К территориальным доменным зонам относятся:
– .by – Беларусь
– .ru – Россия
– .kz – Казахстан
– .ua – Украина
– .us – США
– .de – Германия
– .fr – Франция
Территориальные доменные зоны стоит выбирать в зависимости от того, в какой стране находится ваш бизнес или на каком он языке.
Это не полный список. Я привел примеры для донесения основной идеи, чтобы вы понимали, как делятся доменные зоны. Весь список зон и информацию о них вы сможете без труда найти у регистраторов.
2.3. Выбор доменного имени
Рассмотрим небольшой список рекомендаций, которые помогут придумать и выбрать хороший вариант доменного имени для вашего сайта.
Рекомендации при выборе доменного имени:
– Подобрать короткое название. Примерно от 3 до 6 слов. Конечно, домен может быть и длиннее, но чем короче он будет, тем лучше.
– Важна простота и запоминаемость. Перед покупкой домена посоветуйтесь с близкими и друзьями. Легко ли он читается и запоминается?
– Отражать тематику сайта (если есть такая возможность). Будет легче восприниматься домен, если он будет отображать тематику сайта.
Не рекомендуется:
– Использовать дефис в доменном имени. Если без дефиса никак, то свести к минимуму или обойтись одним.
– Использовать цифры. Исключением могут быть какие-то службы с короткими номерами или такси. В остальном не нужно использовать цифры в домене.
– Созвучность и сходство с популярными брендами. Не стоит вводить в заблуждение людей.
– Использовать кириллицу (пример: мойсайт.бел, ремонт.рф и т.д.). Лучше делать домены транслитом, латинскими буквами (пример: mysite.by, remont.ru и т.д.).
– Использовать поддомены (пример: mysite.site.ru). Часто такой вариант предлагают конструкторы сайтов и сервисы бесплатных блогов. Покупайте сразу нормальный домен (пример: mysite.ru).
Будет плюсом использование ключевого слова в домене по возможности. Такой вариант больше подходит малому бизнесу или какому-то узкому направлению в бизнесе. Следует предусмотреть заранее, что вы, возможно, в будущем будете оказывать не одну услугу. Тогда будет нелогично использовать такой домен.
2.4. Выбор доменной зоны
Какие существуют доменные зоны, мы говорили в Главе 3. Чтобы ее выбрать, вам для начала надо определиться с тем, какой у вас будет сайт, а также ориентирован ли он на определенный регион.
– Если ваш бизнес относится к какой-то стране, то выбираем зону именно этой страны (пример: .by – Беларусь, .ru – Россия, .kz – Казахстан).
– Если ваш бизнес не привязан территориально, то можно выбрать международную зону (пример: .com, .net, .biz) или тематическую (пример: .forex, .game, .fitness). При выборе тематической зоны соблюдайте соответствие тематики сайта.
– Если у вас информационный ресурс, вы можете выбрать территориальный домен исходя из языка сайта (пример: .ru – русский, .ua – украинский, .de – немецкий). Можно рассмотреть международную зону (пример: .com, .net, .info).
Проще говоря, если у вас бизнес в Беларуси, то берите домен .by, если в России – .ru. Если у вас личный блог или информационный сайт на русском языке, то выбирайте .ru, .com, .net, .info. В большинстве случаев для сайтов на русском языке хватает домена в зоне .ru.
2.5. Типы сайтов
В этой главе мы рассмотрим основные типы сайтов, чем они отличаются, чтобы вам было легче понять, какой сайт вам нужен.
Основные типы сайтов:
– Интернет-магазины – это сайты по продаже товаров, как правило, с большим ассортиментом, с фильтрами для удобства сортировки продукции и наличием на сайте корзины. Вы можете заказать товар с доставкой, не выходя из дома. Я думаю, что вопросов по этому пункту не возникнет, так как каждый из вас хоть раз сталкивался с интернет-магазинами.
– Сайт-визитка – это обычный сайт, где размещены контакты, адрес и информация о компании. Как правило, до 3-5 страниц. Создан он только для общей информации.
– Порталы – это сайт похожий на городские порталы с лентами новостей, форумами и полезными сервисами (погода, почта, поиск). Они могут быть также и узкотематичными.
– Landing Page – это одностраничный сайт, целевая посадочная страница с оформлением товара или услуги. Его суть – продать один товар/услугу или небольшую группу товаров/услуг на одной странице. Сейчас уже можно встретить многостраничные сайты, но при этом каждая страница может быть сделана в стиле Landing Page.
– Сайт-каталог. Он предназначен для рекламы своей продукции в интернете. Имеет каталог и подкатегории, а также возможность скачать прайс-лист. Сайт-каталог чем-то похож на интернет-магазин, но часто без возможности заказа через корзину.
– Корпоративный сайт и сайт компании – возможность размещения новостей, акций, разделов и подразделов услуг, портфолио и отзывов. Могут иметь форум, личный кабинет для пользователей и сотрудников.
– Блог – это личный сайт по интересам или на любую другую тему. Вас никто не ограничивает в тематике. Он чем-то похож на информационный сайт.
– Сайт-галерея, портфолио – простой сайт, где размещены фотоработы. Подходит для художников, фотографов и отдельных мастеров. Чем-то он напоминает сайт-визитку, но основная информация – это фото выполненных работ.
– Информационные сайты. Они могут быть как на общие темы, так и узкотематичные. Такого типа сайты чем-то похожи на блоги, но только информация размещается не от одного лица. Информационные сайты могут быть на различные темы (игры, здоровье, машины и т. д.). Как правило, когда вы ищете в интернете какую-то нужную вам информацию, в большинстве случаев вы попадете на информационные сайты (пример поисковых запросов: какую зарядку делать утром, обзор новых игр в этом году и т.д.).
– Форумы и сообщества. Они могут быть как часть сайтов или как отдельный ресурс. Часто бывают на порталах или информационных сайтах. Форумы тоже создаются под определенные узкие темы (пример: форум для мам, клуб определенной марки машины, форум по заработку в интернете и т.д.).
– Агрегаторы и маркетплейсы (сайты-посредники) – каталоги товаров или услуг от разных владельцев бизнеса. За отдельную плату можно загрузить свой прайс-лист с товарами или добавить свои услуги. Существуют как платные варианты, так и бесплатные, но с ограниченными возможностями.
Сайты можно разделить на еще большее количество типов, но смысл будет один и тот же. Функционал все равно пересекается у сайтов. Для ориентира и удобства я разграничил их. Думаю, что так будет проще понять, какие сайты существуют, какой сайт нужен будет конкретно вам.
2.6. Варианты реализации сайта
Цель этой темы – познакомить вас с вариантами реализации сайта. Их очень много, мы разберем лишь некоторые из них. Вы сами можете выбрать, каким лучше воспользоваться.
Создание сайта на базе CMS (движка сайта)
CMS – это готовая система управления контентом. С помощью CMS можно создать сайт без знаний каких-либо языков веб-программирования. У данных систем много готовых решений. У них есть как платные, так и бесплатные шаблоны, которые можно установить и использовать без помощи программистов.
У движков сайтов имеется панель для администратора, с ней разберется любой пользователь ПК. В админке можно добавлять страницы, записи и делить их на категории (разделы сайта). Также можно добавлять тексты, картинки и любую информацию через удобный редактор (чем-то похож на Word).
На таких движках можно сделать практически любой сайт, интернет-магазин или форум. Различие будет только в выборе CMS.
Далее мы подробно рассмотрим работу с системой управления сайтом. Это будет один из основных вариантов реализации сайта.
Конструкторы сайтов
Это более простой для новичков вариант реализации своего сайта. Процесс примерно такой: проходим регистрацию и выбираем шаблон из уже готовой базы шаблонов под разные виды бизнеса (могут быть как платные варианты, так и бесплатные). Меняем текст, контакты и, по сути, сайт готов. Если не хотите использовать готовый шаблон, можно собрать страницу из отдельных готовых блоков (отзывов, форм контактов и т.д.).
Минус в том, что у конструктора нет полного доступа к редактированию. Также вы будете зависеть от его разработчиков, поэтому уйти со своим сайтом уже не получится. Если же он реализован на какой-нибудь CMS, то ваш сайт будет на отдельном хостинге, а вы – единственным владельцем.
Конструкторы часто используют для создания одностраничного сайта для платной рекламы, к примеру, в социальных сетях или контекстной рекламе (более подробно мы поговорим в другой главе).
Конструкторы хорошо подходят для быстрого тестирования каких-то гипотез и ниш бизнеса. Запустив рекламу, вы сможете оценить спрос до открытия бизнеса или закупки партии товаров.
Landing Page можно создать не только с помощью конструкторов, но и используя CMS. Далее конструкторы мы будем рассматривать при создании одностраничных сайтов.
Агрегаторы и маркетплейсы
На агрегаторах и маркетплейсах вы можете себе сделать что-то вроде интернет-магазина. Как правило, их площадки уже раскручены и имеют большое количество посетителей. Многие люди могут сразу искать товар через эти сайты. У них большая посещаемость с поисковых систем и других источников.
Если у вас нет интернет-магазина, вы можете взять у поставщика прайс-лист и начать продавать на таких площадках. Все что вам нужно – это зарегистрироваться там и разместить свой товар.
Такой вариант используют как в отдельности, так и дополнительно к своему интернет-магазину. В общем, это тоже рабочий источник для продаж.
Создание сайта с нуля
Под этим пунктом мы разберем сайты, которые пишутся с нуля, а также случаи, в которых понадобятся знания веб-программирования. Это может быть любой сайт или портал. Его могут писать полностью с нуля без системы управления сайтом (административной части), тогда контент придется добавлять через код. Часто пишут одностраничные, а также небольшие сайты и сложные проекты, если нет нужного функционала у стандартных CMS.
Разработка и реализация сложных и нестандартных решений может быть также на базе какой-то CMS. На ней уже отдельно делают дизайн и дорабатывают функционал под желания заказчика. Данный вариант можно заказать у любого агентства или фрилансера. Можно также дополнительно изучить веб-программирование, и уже в будущем самому разрабатывать сайты с нуля.
Мы рассмотрим почти все варианты создания сайтов, но более детально акцент сделаем на работу с CMS. Напомню, что наша цель – получить сайт без знаний языков веб-программирования.
2.7. Что такое хостинг
Хостинг – это место, где лежит ваш сайт (разработанный с нуля или на базе CMS).
У конструкторов уже предусмотрено наличие хостинга, отдельно его покупать не надо, только доменное имя (о различиях реализации сайта мы говорили в предыдущих главах).
Если с чем-то сравнивать хостинг, то он похож на облако, где хранятся ваши фото и видео с телефона. Также можно привести пример с компьютером. У вас на дисках «С» и «D» находятся папки с информацией, так и на хостинге тоже есть место, где лежат файлы вашего сайта по папкам. Только это не у вас на компьютере, а на сервере в интернете, а уже к нему у вас есть доступ.
Хостинговые компании предоставляют место (услугу) для размещения вашего сайта у них. Они поддерживают работу и следят за серверами, чтобы ваш сайт был доступен 24 часа, и пользователи могли на него заходить.
У каждого хостинга есть панель управления. Там можно посмотреть его характеристики, сколько свободно или занято места, убрать или добавить домен к нему и другие функции. Я думаю, что разобраться в панели управления будет совсем несложно.
Работу с хостингом мы рассмотрим чуть позже. Вы поймете, что все довольно просто.
Итак, хостинг – это сервер, где мы покупаем себе место для того, чтобы расположить там свой сайт, а также, чтобы он был доступен в интернете постоянно. Думаю, с этим разобрались, можем идти дальше.
2.8. Заключение
Мы рассмотрели основные понятия. У вас уже должно было сложиться некое понимание о том, какие бывают сайты и как их можно реализовать, что такое домен и хостинг.
Информацию я стараюсь давать частями, поэтапно (конечно, ее намного больше), так будет лучше укладываться в голове.
Если на каком-то этапе у вас возникнет ощущение, что вы чего-то не поняли, читайте следующие главы. Ответы обязательно найдутся в процессе изучения книги. Вы всегда можете вернуться и перечитать еще раз ту информацию, которую не поняли сразу.
Я где-то местами могу повторяться, так как хочу, чтобы вы максимально усвоили информацию. Перед тем, как пойти дальше, давайте подытожим то, что уже успели пройти.
Итак, домен – это название сайта, которое вы видите в строке браузера. При его создании вам, во-первых, надо определиться с названием.
Во-вторых, вам необходимо выбрать, в какой зоне будет домен.
В-третьих, нужен хостинг (напомню, хостинг – это место, где находится ваш сайт и доступен 24 часа). Вам надо выбрать хостинговую компанию, у которой вы сможете разместить свой сайт.
Если вы будете использовать конструкторы, имейте в виду, что они уже предоставляют хостинг и дополнительно его покупать нет необходимости (но помните, что также есть свои нюансы и определенные ограничения при использовании конструктора).
Если вы выберите реализацию сайта на базе какой-то CMS или разработку с нуля, то вам понадобится хостинг. Это вполне стандартная схема при создании сайта.
Напомню, что на базе CMS вы можете без знаний языков веб-программирования создать себе сайт.
Итого: вам нужен будет домен, хостинг, а также определиться с реализацией сайта. На этом мы завершаем главу, можем двигаться дальше.
Глава 3. Хостинг и Домен
В данной главе рассмотрим, как проходит сам процесс работы, а также подготовим вас к созданию сайта.
3.1. Введение
Сейчас поговорим с вами про хостинг и домен. Чуть ниже вы поймете, почему я объединил их вместе.
К покупке хостинга и регистрации домена приступайте только после прочтения этой главы, когда у вас сложится полная картина. В идеале лучше прочитать книгу до конца, а уже потом пройти все по этапам и сделать сайт.
Для начала вам нужно выбрать регистратора доменов. Лучше покупать хостинг и домен в одном месте – это упростит работу (нюансы поясню в процессе этой главы).
Если вы будете делать сайт на какой-то CMS или заказывать разработку у веб-студии, вам в любом случае понадобится домен и хостинг.
Исключение представляют только конструкторы сайтов. Здесь вам надо купить только домен, хостинг дополнительно покупать не нужно. В тарифах конструкторов уже предусмотрена стоимость за него, также у них хранятся все сайты. Напомню, что с конструкторами есть определенные ограничения.
3.2. Выбор компании (хостинг, домен)
При выборе компаний хостинг-провайдеров и регистраторов доменных имён, во-первых, рассматривайте для начала те компании, которые находятся у вас в городе. Это упростит вам работу с ними в будущем. Бывает, для решения некоторых вопросов будет удобнее приехать в офис компании, поэтому в первую очередь стоит рассматривать компании в своем городе.
Во-вторых, изучите информацию о компании в интернете, почитайте отзывы (тут больше относится к работе хостинга и их технической поддержке). Данный пункт очень важный, нужно отнестись к нему ответственно.
В-третьих, изучите цены на хостинг и домены. Вам несомненно захочется выбрать более бюджетный вариант, но экономить тоже надо в меру. Выбирайте компании, которые работают на рынке уже давно и хорошо себя зарекомендовали, изучайте цены на их услуги.
3.3. Проверить домен
Процесс регистрации и покупки домена у всех компаний практически одинаковый. Для того чтобы купить домен, который вы придумали для своего сайта, вам нужно проверить свободен ли он. Необходимо перейти на сайт регистратора доменов (у всех компаний структура сайта разделена на их услуги). Все довольно просто, не думаю, что тут у вас возникнут вопросы.
Когда вы зайдете на сайт, первым делом переходите в раздел «Домены». Там сразу увидите строку, где вам нужно будет прописать название вашего сайта (которое вы уже придумали к этому моменту) и выбрать доменную зону. В этой строке написано: «Имя вашего сайта» или «Введите домены или слова», «Введите домен для регистрации». Надеюсь, смысл понятен – вам просто нужно ввести сюда название вашего сайта.
Возле этой строчки будет кнопка «Проверить домен» или «Подобрать» (название кнопки может немного отличаться в зависимости от сайта регистратора, но общий смысл одинаковый).
После того как вы выбрали доменную зону и название сайта, нажимайте кнопку «Проверить домен». Таким образом вы проверите свободно ли то название, которое вы придумали для своего сайта или занято уже кем-то другим.
Если домен занят, там будет написано: «Доменное имя занято». Тогда вам придется подумать над другим названием.
Если доменное имя будет свободно, то вы увидите надпись типа «Доменное имя свободно для регистрации». В таком случае вы сможете его купить.
3.4. Как купить домен
После того как вы нашли свободное доменное имя, его необходимо зарегистрировать. Процесс покупки домена тоже прост.
Когда вы увидите, что «Доменное имя свободно для регистрации» (продолжение прошлой главы), рядом находите и нажимаете на кнопку «Купить домен» или «Зарегистрировать данное доменное имя».
Далее переходите к заполнению полей с нужной информацией. Как правило, при регистрации нужно выбрать, кому будет принадлежать доменное имя (юридическое или физическое лицо) и заполнить соответствующую информацию.
Для физического лица необходимо заполнить ФИО, паспортные данные, адрес, контактный телефон и Email. Если юридическое лицо, то данные организации или ИП, а также контактные данные.
Сохраняйте все пароли и логин, которые указываете при регистрации. После заполнения данных вы перейдете к этапу оплаты домена.
Оплатить вы можете как вам удобно. Если вы регистрировали на юридическое лицо, то способ оплаты возможен по безналу. Если на физическое лицо, то любым удобным способом: карта, квитанция в банке, электронные деньги и т. д.
После оплаты вы станете владельцем доменного имени, но также вам нужен еще и хостинг. Далее рассмотрим его покупку.
3.5. Выбор услуги хостинга
Для того чтобы выбрать хостинг для вашего сайта, вам необходимо понять пару моментов. Сейчас я опишу в общих чертах, а далее картина сложится воедино.
Итак, существуют разные услуги хостинга. Возможно, вы столкнетесь с непонятными названиями, но на данном этапе они вам будут не нужны. Для общего сведения я вас с ними все же ознакомлю: