Поэтому очень важно отслеживать и прорабатывать свои убеждения и установки, когда вы начинаете осваивать язык.
Роли
Бытийность я определяю, как способность снимать и одевать на себя разные роли. Приведу простую метафору: бытийность – это тело, а роли – одежда. Вы можете иметь достаточно большой гардероб. Понятно, что у вас есть определенные ограничения со стороны тела: некоторые вещи на вас просто не налезут, другие будут большими. Но чаще вы не одеваете некоторую одежду потому, что она непривычна. Как вы понимаете, владение языком и моделирование носителя – это как раз надевание новой роли.
Часто носитель русского языка не может надеть роль американца, потому что это кажется противоестественным. На английском даже высота тембра другая и вообще мышцы по-другому работают. Вы можете быть настолько отождествлены со своей привычной «русской» ролью, что вам трудно с себя ее снять и стать американцем. Возникает ощущение потери себя. Вам кажется, что вы неуместны или как-то неадекватно выглядит. Если у вас был когда-то случай, где вы пытались заговорить с иностранцем, наверняка вам это знакомо. Вы начинаете говорить и чувствуете, что выглядите как-то глупо и странно, что другой это замечает, возможно смеется над вами где-то в глубине души. Это все очень неприятно и также может быть существенным барьером при изучении языка.
План, результат и подтверждение
Бывает так, что у человека все вышеперечисленное есть, но он все равно не продвигается к цели. В таком случае основной барьер может быть в отсутствии внятного и выполнимого плана изучения языка. Часто люди ставят себе слишком навороченные, сложные или вообще невыполнимые пункты в план. Отчего просто не могут их выполнить и испытывают по этому поводу негативные эмоции. Со временем негатив накапливается и изучать язык становится все сложнее, появляются уже другие психологические барьеры.
Еще один возможный барьер – когда вы не награждаете себя за полученный результат. Даже, если они очень небольшие, вроде «позанимался разговорным английским пятнадцать минут» – это уже повод порадоваться и подтвердить свой маленький успех. Многие люди ждут от себя великих свершений и только тогда они считают себя победителями. Но на самом деле на пути к цели важнее отслеживать самые небольшие шаги и каждый этот шаг как-то отмечать. Как минимум, просто этому радоваться.
Барьеры при освоении языков
Таким образом с помощью Матрицы мы можем вывести основные психологические барьеры на пути освоения языка.
1. Неприсутствие. Когда хочется не слышать, не видеть, отгородиться, убежать и перестать этим заниматься.
2. Наличие негативных чувств, связанных с некоторыми действиями, которые нужно выполнять в процессе освоения языка.
3. Отсутствие реальных потребностей в изучении языка. Если таких потребностей нет, то ставить себе цель выучить язык бессмысленно.
4. Отсутствие желания и конкретных замыслов.
5. Отсутствие идеальной картины. Т.е. представления, как в идеале выглядит владение языком.
6. Убеждения и установки об изучении языка, о носителях или о себе.
7. Невозможность растождествиться с привычной ролью говорящего на родном языке.
8. Отсутствие внятного выполнимого плана изучения языка.
9. Отсутствие подтверждения, награды за достижения.
Глава 2. Формирование лингвистического восприятия мира
Когда происходит зачатие и клетка начинает развиваться в эмбрион, она проходит все эволюционные стадии. Есть период, когда эмбрион похож на маленькую рыбу и у него есть жабры. Понятно, что они не нужны, но в программе записано, что жабры должны быть. То же самое происходит с центральной нервной системой. Она тоже повторяет все стадии развития и программируется так, как она программировалась в эволюционном представлении. Эта информация важна для нас, т.к. имеет прямое отношение к тому, как мы телесно осваиваем язык. Ведь на языке разговаривает именно тело.
Известно, что с ребенком важно разговаривать с самого рождения, важно объяснять и проговаривать, что он делает. Это может показаться ерундой, т.к. он все равно ничего не понимает. Но это очень важный этап, с которого начинается овладение языком.
Мы рассмотрим, как программируется мозг у ребенка, который начинает осваивать язык, на примере модели триединого ума. Я пользуюсь ей на многих тренингах и она отлично помогает разложить все по полочкам.
Триединый ум
Когда на тренингах я объясняю, как устроены эволюционные слои мозга, то обычно рисую такую схему. На ней отображены основные из них.
Нейрошасси
Первый слой, который мы рассмотрим – нейрошасси. Его еще называют «ствол мозга» или «задний ум». Это спинной мозг плюс самые древние, примитивные разделы мозга, которым много миллионов лет. Нейрошасси есть у любого живого существа, даже у беспозвоночных. Еще эта часть мозга контролирует автоматические функции вроде кровотока, сердцебиения, обмена веществ. Если этой части нет или она перестанет функционировать, то жить мы не сможем.
Но основная и интересующая нас функция нейрошасси – восприятие пространства и сигналов, поступающих из него. Потому что именно с восприятия начинается освоение любого навыка. В том числе – освоение иностранного языка.
Р-комплекс
На нейрошасси надстраиваются другие управляющие системы. Первая из них – это Р-комплекс или рептильная часть мозга. Рептильной она называется потому, что впервые появилась именно у рептилий. Говорят, что она возникла порядка 400 миллионов лет назад, т.е. примерно в тот момент, когда первые рыбы выползли на сушу. Рептильная часть ответственна за наши пять чувств. Она распознает движения и ориентируется в пространстве.
Одно из названий этой системы – двигательный центр, потому что эта часть мозга также заведует движением. В том числе она отвечает за речь.
Когда вы еще совсем ребенок, вы учитесь управлять «рептилией». Может вы видели, что дети в младенчестве и на первых годах жизни пытаются повторять за родителями, повторять их речь, но это у них еще плохо получается. Происходит это потому, что у ребенка не настроен двигательный центр.
Именно поэтому очень важно проговаривать все, что вы делаете. «Вот мы с тобой сейчас идем в кроватку, я тебя кладу и заворачиваю в одеялко. Это – одеялко. Я – твой папа. Ты – мой ребенок. Ты сейчас будешь спать в этой кроватке». Хоть ребенок на этом этапе ничего не понимает, у него есть восприятие и какие-то физические ощущения. Постепенно он начинает догадываться, что означают проговариваемые слова – связывая свои восприятия и речь, которую слышит в определенных ситуациях. Со временем он начинает пытаться воспроизводить то, что слышит. Вначале получается просто набор звуков, но в итоге выходит что-то членораздельное. За все это отвечает именно рептильная часть мозга на начальных этапах нашего развития.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги