Параллельно с работой я участвовала в профессиональных конкурсах – выкладывала свои эскизы на дизайнерских и архитектурных площадках, это приносило мне дополнительный пиар. Как результат, однажды мне позвонили с НТВ. Руководство телеканала изучило мое портфолио, и меня пригласили на собеседование в телепередачу «Квартирный вопрос».
И опять пришлось учиться новому: работать в кадре и при этом не просто создавать красивый интерьер, а продумывать историю его создания, которая бы удивила зрителя. Участие в «Квартирном вопросе» стало для меня настоящей проверкой на прочность. Выпуски программы с моим участием получали множество зрительских откликов, конечно, не только положительных. Например, после эфира, в котором я придумала дизайн с черными стенами, мне позвонила незнакомая женщина и сказала, что я ужасный дизайнер. Было неприятно, но благодаря поддержке подруги я пережила этот момент. Мы посмеялись: «Это известность пришла».
Мое «хочу» пересилило «надо», которое навязывали родители. Я все-таки стала профессиональным дизайнером. Хотя до сих пор со смехом произношу в семейном кругу фразу: «Ну, если что, всегда могу пойти работать в паспортный стол».
Сила доверия
Заказов становилось больше, я перестала справляться с таким объемом работы в одиночку, да и постоянные разъезды порядком утомили. Поэтому приняла решение нанять помощников в онлайн-команду. Сказано – сделано, но… команда была разбросана по разным городам и часовым поясам, мы с трудом находили время, чтобы координировать работу.
Мне понадобилось пять лет, чтобы открыть офис в офлайне. Денег на аренду и содержание помещений поначалу не хватало, пришлось приглашать в команду сотрудников на неполный рабочий день. Это напоминало авантюру, но в итоге сыграло нам на руку.
Хотя в самом начале своего бизнес-пути я все-таки допустила ошибку. Когда нанимала первых помощников – не слушала интуицию и сердце, руководствуясь принципом «Диплом есть, портфолио классное – надо брать!». И мне приходилось буквально уговаривать себя работать с этими людьми, потому что по-настоящему я не хотела брать их в свою команду, не доверяла им. Но мой внутренний Самозванец шептал: «Ну кто пойдет ко мне в бюро, оно же такое маленькое! Да и зарплата у меня в фирме совсем небольшая, так что бери что предлагают и радуйся этому». Поэтому я старалась не отсматривать слишком большое количество претендентов и не сильно придираться к ним. Было просто неудобно, неловко перед людьми.
Лишь спустя годы я вынесла для себя, что следует тщательно выбирать тех, с кем предстоит выстраивать свою систему. В бизнесе случается много ситуаций, когда на сотрудника или коллегу необходимо положиться.
Расскажу об одной из них. Однажды я поехала на закрытую выставку текстиля выбрать для своих клиентов что-нибудь интересное и необычное. Масштабы мероприятия меня просто поразили! Приехали известные производители и представители лучших брендов со всего мира, которые занимаются текстилем более 300 лет. И я, изучив все представленные фирмы и их образцы, увидела эту нишу не как дизайнер, покупающий готовый продукт, который соответствует дизайнерской задумке, а с новой точки зрения. Я осознала значимость ткани, ее роль в дизайне, важность структуры, рисунка, материала, после чего задалась целью создать свою коллекцию тканей.
Вы спросите, почему спустя только лет работы в сфере дизайна меня заинтересовало создание текстиля. Начну издалека: ремонт – это два года жизни с клиентом, от начала проектирования и до того момента, когда в интерьер вносят последний штрих. Финальную точку в проекте ставят текстильные декораторы, которые навешивают шторы, укладывают покрывала и подушки.
В какой-то момент мне стало ясно: никто не завершит процесс ремонта лучше, чем я сама! То есть мне хотелось контролировать работу на всех ее стадиях, в том числе отвечать и за текстиль в помещении. Соответственно, потребовались специалисты в этой сфере, и только такие, которым я могла бы стопроцентно доверять.
Такие люди были найдены. С тех пор я стала самостоятельно закрывать свои проекты, а параллельно работать на весь отечественный текстильный рынок и развивать собственную коллекцию тканей испанского производства.
Поэтому и нужно искать того, кто будет не просто выполнять рабочие обязанности «от сих до сих», а станет близок именно в духовном и идейном плане. Нужно чувствовать, что сотрудник тебе подходит, независимо от того, сколько лет он в этой сфере проработал. Намного важнее, если у человека горят глаза и он готов развиваться самостоятельно, без строгого контроля.
Сейчас у меня удаленно работают три визуализатора. Их невозможно контролировать постоянно. Вариант только один: дать людям свободу и признать, что они сами могут грамотно структурировать свое время. Мне неважно, когда конкретно они будут работать – в течение дня или глубокой ночью. Главное, чтобы мы вовремя сдавали проекты.
Когда вы научитесь верить людям, вы увидите, как много они могут сделать для вас. Я своих сотрудников очень ценю и уважаю. Мы одержимы одной идеей и движемся в одном направлении, что важно в командной работе.
Вот почему советую: выбирайте себе в команду тех, кто с вами на одной волне, тех, кому сможете доверять. Руководствуйтесь принципом «хочу принять на работу» (потому что вижу, что у человека горят глаза), а не «надо принять на работу» (потому что у соискателя отличное резюме). Вот увидите, это окупится!
Начало и середина
Параллельно с профессиональной реализацией я успевала заниматься личной жизнью. Обе беременности я работала до последнего дня, а сразу после родов выходила обратно на стройку. Сидеть три года в декрете просто не могла физически.
Дети – это принципиально новый опыт. Только после их рождения я стала понимать, как мало у нас времени и как важно использовать его эффективно. Хотелось быть хорошей мамой, оставаясь высококлассным руководителем! Поэтому я полностью изменила всю внутреннюю систему своего проекта, в том числе – взаимодействие с сотрудниками. Работа стала более структурированной. Но в какой-то момент случился мой личный кризис.
Я стала сравнивать себя с популярными блогерами, у которых по пять детей, а они успевают и безупречно накраситься, и фоточку модную в «Инсту» залить… Где я – и где эти сверхпопулярные персоны? Мой внутренний Самозванец принялся говорить мне: «Тебе надо догнать и перегнать их!» Но все, чего я хотела, – отдохнуть от сумасшедшей гонки…
От выгорания меня спасла коуч, она сказала мне: «Аня, не сравнивай свое начало с чужой серединой». После этих слов я разрешила себе быть собой. Устала – значит устала. Если хочу жить и работать в своем собственном темпе, то это мое право. И не надо пытаться быть идеальной!
К моменту рождения детей я уже была признанным профессионалом и что-то менять в своем ритме жизни и работы не собиралась, но два карапуза внесли коррективы в мои планы. Я стала брать в работу меньше проектов, но они вышли на новый качественный уровень. Например, пришло понимание, что, расставляя мебель, я не просто двигаю предметы по периметру комнаты, а делаю жизнь своих клиентов комфортнее. И это – целая философия, которую мне удалось внедрить в свою работу.
Вот почему не надо сравнивать себя с другими, а тем более переживать из-за этого. Но если сейчас вы находитесь именно в такой ситуации, то попробуйте вот что. Возьмите тетрадку, нарисуйте в ней красивый чемодан и напишите на нем все свои проблемы и переживания в виде списка. Главное, чтобы в него все поместилось, так что чемодан, наверное, получится большим.
Теперь посмотрите на рисунок внимательно. Неужели вам нравится постоянно таскать этот внушительный багаж с собой? Скорее всего, нет. Так что смело выкидывайте его вместе со всеми своими сомнениями и проблемами. Порвите эту бумажку, сомните и бросьте в мусорное ведро.
Очень простое упражнение. Но когда я впервые его выполнила – стала более уверенной в себе и своих силах. Это действительно работает, проверьте сами!
Кто здесь главный?
Моя работа – это в первую очередь взаимодействие с людьми. Я уже рассказала о том, насколько важно уметь правильно подобрать сотрудников. Но с ними всегда можно выстроить продуктивные отношения по принципу «руководитель – подчиненный». А вот с клиентами это сделать намного сложнее. Ведь не я их выбираю, а они – меня. В этом взаимодействии нужно, с одной стороны, красиво упаковать и продать себя и свою идею, а с другой – быть с этими людьми наравне. То есть не стараться «угодить во всем» только потому, что они платят, а спокойно высказывать собственное мнение и профессиональную точку зрения.
Мои клиенты зачастую бывали и старше меня, и выше по статусу: руководители крупных компаний, владельцы предприятий. Поначалу я была для них просто девчонкой-блондинкой, которая ничего не знает о жизни. Поэтому выстраивать и отстаивать свою позицию приходилось с трудом.
А так как работала я чаще всего над дизайном жилого помещения, то на встречу, как правило, приходили двое – муж с женой. Я фактически оказывалась в меньшинстве, потому и выиграть переговоры бывало сложно. Тогда я стала брать с собой взрослого мужчину, который отвечает в моей команде за технадзор, а значит, знает все процессы стройки и в любой момент может четко дать любую техническую информацию. В психологическом плане это очень помогало мне.
Но при этом я понимала, что нужно бороться со своим образом «девочки-блондинки» и утверждаться в обществе клиентов как специалист. В тот период у меня был коуч и психологическая группа, которую я посещала. Там мы создавали безопасное пространство и все вместе учились осознанно отстаивать свои границы, выявлять собственные провалы и понимать, как их преодолеть.
Групповая работа помогла мне сделать то, чего я хочу, – научиться выстраивать здоровые отношения с клиентами и стать более уверенной в себе, вместо того чтобы пойти на поводу у очередного «надо» – подстраиваться под каждого клиента.
Знаю, что в России групповые психологические занятия не столь популярны, но уверена: лучше способа выявить собственные проблемы и перебороть их просто не найти. На терапии я вместе с разными людьми проживала их истории, многому училась и начала видеть некоторые процессы по-иному. В том числе заметила в себе Синдром Самозванца. И в какой-то момент осознала, что я, «девочка-блондинка», внутренне напрягаюсь, когда даю поручения на стройке десяти большим дядям. Мол, а кто я вообще такая, чтобы ими командовать? Стала видеть зажимы в теле и поведении… И только пройдя все этапы, научилась разговаривать с подчиненными так, как этого требует служебная субординация.
Главная моя ошибка в начале пути – мне хотелось, чтобы все проекты получались идеальными с первого раза. Но после групповых занятий я поняла, что любой процесс, в том числе неудачный, – это опыт. И не надо бояться экспериментировать в процессе работы. Например, сделать пять выкрасов, а не один. Или попросить строителей нарисовать три варианта молдинга на стене, чтобы точно знать, какой из них подходит.
Расскажу еще об одном своем «загоне». Работа моей студии происходит таким образом: я создаю идеи, мои сотрудники их реализуют, строители воплощают в материальном плане, а клиенты за это платят. И мне казалось, что если уж я главная в этой цепочке, то мне должны подчиняться все и во всем. Поэтому раньше пыталась быть на одном уровне с теми, кто непосредственно воплощал мои замыслы: если они с чем-то не соглашались – реагировала на это достаточно жестко, спорила, до последнего пыталась отстоять свое мнение.
Позже поняла, что строитель имеет право на свое мнение и часто тоже может предложить хорошую идею. Другое дело, что при работе часто возникают «косяки» и я, как руководитель проекта, обязана их замечать и информировать клиента. И тогда, конечно, конфликтов не избежать.
Однажды мы с хозяином пришли в квартиру, чтобы проверить, как уложена плитка. Не успели осмотреться, как я заметила, что строитель странно стоит – явно закрывает телом какой-то свой ляп. Говорю ему: «Давайте включим свет». И он сразу заволновался: «У нас света нет, лампочки не вкрутили». Думал, наверное, что если я девушка-дизайнер, то меня легко вокруг пальца обвести.
Сейчас я уже ни с кем не спорю, а просто пишу замечания в Журнал авторского надзора. Ну и, как вы помните, приняла на работу помощника, отвечающего за технадзор. И если контролировать все самой не представляется возможным, то он отлично помогает мне.
Фокус внимания
И в школе, и в институте мне всегда было сложно починяться какому-то жесткому графику, ходить строем, делать одно и то же изо дня в день. До определенного возраста я думала, что это плохое качество и с ним надо бороться, развивая силу воли. Сказали «надо» – значит надо.
Мне казалось, что я и в профессии не получаю каких-то больших результатов, потому что бываю непоследовательна. Нужно жить по расписанию и никак иначе! Но позже поняла, что следовать четким правилам просто невозможно.
Будучи беременной, я купила для ребенка кроватку на колесиках, чтобы можно было ее перекатывать из одной комнаты в другую. Но, как только мы собрали кроватку, оказалось, что она на два сантиметра шире дверного проема. Вот вам смешной маленький пример того, что реальную жизнь невозможно втиснуть ни в какие строгие рамки.
Как-то раз привезли мне на стройку камень (трехметровые слэбы). А поднять его на нужный этаж невозможно, потому что лифт в этом доме очень маленький. Что делать? Расстроиться и опустить руки? Нет – принять ситуацию, пораскинуть мозгами и поднять эти слэбы на следующий день строительным краном через окно. Да, нарушить график, сдвинуться во времени, но не сдаться.
На сопротивление обстоятельствам всегда уходит уйма энергии. Думаю, многие страдают подобным – желают удержать мир вокруг себя и контролировать абсолютно все. Дескать, так надо. А я сейчас пытаюсь просто быть в потоке и решать задачи по ходу, так, как я хочу, то есть находить нестандартные решения для любых неожиданностей, которые все равно будут возникать (поэтому всегда закладываю их в рабочие прогнозы).
Очень помогает смена фокуса внимания. Это суперинструмент. То есть, когда случилось что-то плохое, концентрируюсь только на положительном. И вам предлагаю попробовать то же самое.
Дайте себе право на ошибку! Вы можете промахнуться, и обязательно промахнетесь хотя бы раз. Это нормально. Просто шагайте вперед, невзирая на свои зажимы и страхи. И всегда помните: дорогу осилит идущий.
Напишите в директ моего «Инстаграм» кодовое слово «Планировка мечты» и получите скидку на мои услуги 50 %. Перейдите по QR-коду и получите в подарок чек-лист «Что можно согласовать в перепланировке».
Если QR-код не сработал, перейдите по ссылке: https://sindromsamozvantsa.ru/demushkina
Техники преодоления синдрома самозванца от Марии Азаренок
Берем силу в прошлом и опыте
Твердые факты
Выпишите все факты, которые подтверждают ваш профессионализм и статус. Пишите их в формате цифр, имен, названий. Выбирайте только то, что не вызывает вопросов и сомнений и с чем невозможно поспорить: ваши образование, дипломы, количество лет в профессии, количество клиентов, их фактические измеримые результаты. Создайте картотеку всех твердых фактов про себя.
Коллекция благодарностей
Когда нам говорят слова благодарности (наши клиенты, партнеры, сотрудники), очень часто мы радуемся в моменте (а иногда даже и порадоваться в суете не успеваем – просто воспринимаем как должное) и потом забываем… Кто-то что-то когда-то сказал или написал – и через месяц, полгода, год ты уже не помнишь, кто конкретно и что. А ведь именно эти слова, эти эмоции являются очень мощной поддержкой вашего внутреннего мастера. Заведите привычку коллекционировать ЛЮБУЮ форму благодарности вам – сториз, упоминание, личное сообщение. Я для этих целей использую закрытые телеграм-каналы, куда я и мои ассистенты скидываем все, что прилетает из разных источников. Когда становится грустно и возникает ощущение неопределенности, можно открыть любой такой канал – и пять минут чтения или прослушивания сразу нейтрализуют моего Самозванца.
Легенда
Соберите в одном месте три – пять историй, которые вас сформировали. В чем отличие обычной истории от легенды? Легенда относится к разделу трансформационных событий, которые оказали сильное влияние на ваше формирование как личности, предпринимателя, творца, человека – бренда, профессионала. Чем она характеризуется? Наличием эмоционального перепада в точке бифуркации (точке перехода из одного состояния в другое) и выводами, которые вы сделали из этой ситуации. Например: переезд, любовь (счастливая и не очень), прием на работу (взяли или не взяли), первая продажа (или ее отсутствие). Что важно? Через эту ситуацию вы выросли и стали сильнее!
Юлия Энхель. Уникальная Формула Баланса
Основатель международной корпорации ENHEL Group, руководитель лучшей инновационной клиники России Enhel Wellness Spa Dome, эксперт в области anti-age инноваций.
@yulia.enhel
Есть такое состояние души – ENHEL. Это название образовано из двух английских слов: ENergy и HEаLth, что значит «энергия» и «здоровье» соответственно – на мой взгляд, важнейшие составляющие человеческого бытия. И вообще, это то, как я живу, творю и чувствую: каждая минута моего времени наполнена яркими событиями, связанными с бизнесом и саморазвитием. Хотя я не лайф-коуч и не бизнес-тренер, а просто счастливый предприниматель, который нашел уникальную Формулу Баланса.
Уже полгода (на момент написания этих строк) я живу на Мальдивах. И самое интересное, что единственные мои предпринимательские инструменты – два мобильных телефона. Но наш бизнес за это время не просто не «просел», а вовсю развивается и демонстрирует все лучшие и лучшие показатели благодаря собранной команде, наработанному опыту и личным качествам каждого сотрудника.
Из этой главы вы узнаете о том, как внедрить в жизнь вашу собственную формулу, дающую максимальный результат. Поехали!
Зарабатывать с удовольствием
Для начала немного обо мне. Я основатель и собственник ENHEL Wellness Spa Dome, лучшей инновационной клиники России – именно такую награду мы получили в прошлом году.
Десять лет назад стартовал мой первый бизнес-проект, международная корпорация ENHEL Group Company. Наше производство расположено в одной из самых передовых стран мира – Японии: это более 30 заводов, а также лаборатории, в которых работает команда поистине великих японских ученых и технологов. Они разрабатывают продукцию для улучшения качества жизни, поддержания красоты, здоровья и молодости. В коллекции – вода, обогащенная водородом, оборудование для долголетия, космецевтика (препараты, имеющие и лекарственный, и косметический эффект), БАДы. Также мы создаем детскую продукцию и уходовую косметику для тела.
Проще говоря, на сегодняшний день у меня есть многопрофильный бизнес в одной из самых востребованных индустрий в мире. Но так было не всегда.
Начала я с того, что организовала поставки в нашу страну японских аппаратов для обогащения воды так необходимым всем нам молекулярным водородом. И эти приборы были признаны в мире лучшим средством для омоложения организма, его детокса и антиоксидантной защиты. Еще со времен Советского Союза (а именно тогда наши ученые первыми изобрели подобные аппараты) космонавты берут в космос воду, обогащенную водородом, чтобы снизить воздействие радиации на организм. Тысячи научных исследований подтверждают эффективность этого метода!
Впрочем, нет. Мой проект начался с желания помочь самому близкому человеку, бабушке. Она болела сахарным диабетом, и мне приходилось постоянно находить для нее новые лекарства и способы лечения, потому что старые уже не помогали.
Однажды Вселенная услышала мой запрос, и я наконец обрела то, что искала: свою собственную, уникальную методику. Благодаря ей через год уровень сахара в крови у бабушки уменьшился на несколько единиц. Так зародилась идея помогать другим людям.
Конечно, при реализации этой задумки пришлось столкнуться с большими трудностями. Во-первых, как оказалось, с японцами договориться нелегко (а сотрудничать нужно было именно с ними). И во-вторых, в то время я только окончила университет, была совсем юной и абсолютно не вызывала доверия у бизнес-сообщества. Но моя страсть, любовь к делу и смелость в результате помогли воплотить все задуманное!
Постепенно дело пошло в гору: команда росла, обороты – тоже. Я увидела очевидный успех японского оборудования, эксклюзивным дистрибьютором которого являюсь. После чего приняла решение активно развивать свой бренд ENHEL в России и других странах.
Поэтому, когда меня спрашивают, как найти собственную бизнес-нишу, я всегда отвечаю: слушайте свое сердце. Мне оно еще с детства подсказывало путь. К примеру, на одном из уроков в школе нам дали задание рассказать, чем хотим заниматься в будущем. Мне было 12 лет, и уже тогда я мечтала о том, чтобы помогать людям, имеющим проблемы со здоровьем. Но не в стандартном формате (к примеру, став врачом в обычной клинике), а в инновационном.
Я нарисовала четырехэтажное здание и подробно, до малейших деталей, описала, что будет внутри. Это был проект «Дома Красоты и Здоровья» – многими годами позже ему также суждено было реализоваться. Моя бабушка до сих пор со слезами вспоминает этот момент. Оказывается, даже детские рисунки могут прокладывать путь в будущее.
Периодически я сама себя спрашиваю: «Почему же меня все время тянуло к теме оздоровления организма?» Наверное, все оттого, что выросла я на невероятном Байкале, в небольшом городке, и с самых малых лет ощущала единение с природой.
Первые шаги к мечте я сделала еще в подростковом возрасте. Я была пухленьким ребенком, из-за чего надо мной смеялись, но стала заниматься спортом, соблюдать режим, ухаживать за собой. Уже в 15 лет открыла собственный настоящий бизнес – спортивную студию. Ну как бизнес… Сейчас, конечно, вспоминаю это все с улыбкой. Масштаб был небольшим, но та студия стала для меня «пробным шаром». Я училась быть предпринимателем.
Окончив школу, уехала из родного города в Иркутск. Наступили сложные времена, ведь нужно было, с одной стороны, успешно учиться, а с другой – содержать себя. Приходилось пропадать на работе: сначала в лизинговой, потом в энергетической компании – чтобы достичь обеих поставленных целей.
Было тяжело, но усилия не были напрасными. Однажды в отделе по работе с корпоративными клиентами я встретилась со Светланой – моим самым настоящим ангелом. «Тебе не место здесь. Нужно переезжать в Москву» – с этих ее слов и начался новый этап в моей жизни.
Дорога к мечте лежит через Синдром Самозванца
И вот я в столице.
Разумеется, путь мой не был усыпан розами. Когда я основала компанию ENHEL, то быстро столкнулась с проблемой, упомянутой выше: потенциальные партнеры видели во мне смешную маленькую девчонку, которая сама не знает, что говорит. Таков российский менталитет: в нашей стране общество с трудом воспринимает любые нововведения, особенно если они исходят от совсем молодых людей. И я как первопроходец в своей области познала это в полной мере!
Представьте себе: меня не воспринимали всерьез. Все удивленно округляли глаза, а то и крутили у виска, когда я рассказывала о разработках великих японских ученых и врачей. Возможно, у людей жили в памяти воспоминания о 1990-х годах, когда по телевизору показывали экстрасенсов, «заряжавших» воду прямо с экрана. Но я все равно не понимала, почему инновационные технологии из ведущей страны мира вызывают у людей скепсис. Как такое вообще возможно? И когда меня поднимали на смех, мой внутренний Самозванец заставлял меня сомневаться в себе. Но потом я неизменно приходила в привычное состояние баланса. Всегда помнила, что за моей спиной находится мощная команда лучших ученых и врачей. А общественное признание – вопрос времени.
Так и получилось. Научно-доказательная база и результаты исследований команды крупных японских ученых подтвердили, что я не шарлатан: вода, обогащенная молекулярным водородом, действительно имеет терапевтический эффект. Ее эффективность в шесть раз выше, чем у обычной питьевой воды!
Итак, только когда я сфокусировалась на том, что мои продукты должны помогать людям, благосостояние само стало входить в жизнь.