Агротехника диктует, что даже органику нужно применять с умом, что она должна быть только в верхнем слое (не глубже штыка лопаты, или пусть даже в виде мульчи), а внизу – опора растения в виде малоплодородного грунта. Например, если вы наполните горшок почвосмесью с обычным перегноем, затем посадите в него водное растение (циперус, канны, нимфею) и поместите в свой декоративный прудик, то вам уготовано разочарование, потому что перегной без кислорода протухает с такой силой, что не выдерживают даже корни болотных растений. Часто этим страдает даже торф. Это еще один минус традиционным глубоким посадочным ямам в условиях Средней полосы, где после дождей их заливает водой.
ВЫВОД
Если в системе вашего хозяйства копится какой-то неблагоприятный фактор, то вы должны об этом знать! Если это в почве, то там идет либо накопление вредных веществ, ионов, либо нарастает дефицит каких-то элементов питания или полезных микроорганизмов. Записывайте, что и когда вы вносите, и анализируйте, потому что первые диагнозы нередко ошибочны или бывает так, что только через какое-то время понимаешь то, чего в самом начале в упор не видел.
Кроме того, устойчивое ведение посадок зависит от зимостойкости набранных культур. Опыт сегодня заставляет меня избегать незимостойких сортов и видов по той причине, что в конце концов они все-таки подводят, какие укрытия им ни создавай. В приведенном списке декоративных культур все зимостойкие, кроме разве что декоративной пурпурнолистной бузины, у которой корень все же зимует. Единичные исключения возможны, чего нельзя сказать об общепринятой сегодня практике накупить условно пригодных для наших зим культур или сортов и встречать каждую весну в тревоге за их сохранность. Какая уж тут радость! Да, коммерция знает, что новинки всех привлекают, поэтому под разными смягчающими обстоятельствами («Сорта прошли период адаптации в нашем питомнике!»), под успокаивающими обещаниями («Да вы их в холодильник положите – долежат до весны!» «Да вы их просто на зиму получше лапником утеплите – перезимуют без проблем!») рынок предлагает множество заведомо непригодных растений. И их раскупают. Как говорится, на свой страх и писк иду на этот риск!
Костяк вашего ландшафтного дизайна не может состоять из растений, которые не переносят зимовку в нашей стране, – он должен включать только зимостойкие культуры. От этого зависит его сохранность.
Глава 3
Удобрения в основе питания растений
Время от времени я сталкиваюсь по работе с тем или иным увлеченным ландшафтным дизайнером. Конечно, дипломированным, а главное, действительно дотошным знатоком своего дела, который денно и нощно варится в своих гениальных замыслах… Меня каждый раз привлекает его бутылочка со светлой густоватой жидкостью (не буду называть это популярное у ландшафтников удобрение, чтобы не делать ему рекламу). Почему привлекает? С точки зрения почвоведения, да и просто агротехники, это наихудшее удобрение из всех. То, что все они при всем своем парении в эмпиреях используют только его, это невольно коробит. А что с них спрашивать, если преподаватель дизайнерской школы или курсов уделил удобрениям всего лишь одну фразу, порекомендовав именно это удобрение!
Приведу типичнейшую историю. Вот идешь мимо какого-либо московского монастыря, банка или гостиницы (это не столь важно), идешь и видишь, что на прилежащей к нему территории на славу поработали ландшафтные дизайнеры. Изысканно подобраны и размещены культуры, все красиво и стильно на фоне подстриженного изумрудного газона, а главное, какое все цветущее, сочное, ухоженное, какие длинные приросты (побеги текущего лета)… А что происходит дальше, вам не приходилось отслеживать? И вот идете вы той же улицей через пару лет: вот тот же монастырь, тот же банк, та же гостиница, а где же розы?! Где склоняющиеся от тяжести соцветий великолепные пионы, где лиственницы, можжевельники, хосты? Остался один прозаичный газон, из остальных посадок почти ничего нет. В чем причина? В той бутылочке с густоватой прозрачной жидкостью. Это ведь она дает те благоухающие цветы и сочные приросты в первый год. А потом, как у нас любят говорить, что-то пошло не так.
Друзья, такой сиюминутный ландшафтный дизайн нам не нужен! Понятно, что там дизайнеры всегда могут заболтать заказчика насчет загазованности воздуха, кислотных дождей и пр. Но мы же самим себе не станем вешать лапшу на уши! Чтобы получить сразу долговечный (от слова «вечный») дизайн, нам необходимо научиться разбираться в удобрениях.
Так что же конкретно «пошло у них не так»? Давайте разбираться.
Избытком удобрения можно легко пожечь наиболее ранимые культуры. Какие именно культуры уязвимы? Их довольно много, и данный, так сказать, штрих к портрету я указывал в описаниях культур во второй части книги. Здесь же хочу перечислить наиболее опасные в этом отношении удобрения. Первые в списке минеральные удобрения, так как их раствор может оказаться излишне концентрированным.
Пример. Вы подкормили свои растения вечером или утром разведенным в нужной дозе удобрением, потом дополнительно полили их водой, чтобы смыть его с листвы и загнать поглубже в почву. Вы все сделали правильно, но не учли, что днем на солнце земля начнет высыхать, а значит, концентрация раствора станет резко увеличиваться. В результате можно либо напрямую пожечь корни, либо отравить растения избытком впитанных удобрений. При этом растения дают с виду очень эффектные длинные приросты, но они чересчур «водянистые», с ослабленным иммунитетом. На перекормленные таким образом растения вскоре нападает какое-либо грибное заболевание. Наиболее сильно этот эффект сказывается на песчаных почвах, так как на глинистой и сильно перегнойной земле часть раствора сразу закрепляется в самой почве, снижая концентрацию. Выход – стараться приурочить подкормку к сильному поливу или дождю, когда почва долго остается влажной. Лучше подкармливать слабым раствором 2–3 раза с паузами в несколько дней, чем за раз влить сильный раствор.
Похоже действует и зола, так как в ней содержится до 20–30 % растворимых солей калия, так что, если вы внесете по горсти золы в посадочные ямки и плохо перемешаете, возможны выпады от передозировки калия.
Классическое удобрение, которым можно пожечь посадки, – это птичий помет. Его разбавляют водой не менее чем в 10 раз, подкармливают болтушкой осторожно, разливая ее кружками по ямкам на расстоянии 20–30 см от растения. В этом случае помет ведет себя как отличное удобрение и безотказно действует практически на все декоративные растения.
Свежий навоз тоже принято вносить осторожно из-за риска пожечь корни. По этой причине его вносят с осени, чтобы к весне он успел частично разложиться и усвоиться почвой. Однако если вносить его, не вкапывая, а лишь по поверхности, с последующим легким зарыхлением при борьбе с сорняками, то в этом случае свежий навоз можно с успехом вносить и весной. Лучше так, чем совсем не вносить!
Фекальный компост. По опасности пожечь культуры его можно приравнять к птичьему помету. Его вносят только с осени и только по поверхности вокруг многолетних декоративных растений. Снеговая вода смягчает его действие и превращает в прекрасное удобрение.
Вред хлорсодержащих удобрений – это притча во языцех в растениеводстве, но, к сожалению, многие продолжают судить по единичному применению. Человек 1 раз применил грануляр, содержащий калийную соль, и ничего страшного не случилось. Значит, по его мнению, можно использовать это удобрение на постоянной основе, а последующее хирение растений списать на инфекцию и погоду. Штука в том, что хлор начинает вредить, когда накапливается в почве. Конечно, часть его вымывается осадками и снегом, но что-то всегда остается и однажды превышает критическое количество.
ВЫВОД
Все наши цветы и другие декоративные растения нельзя ровнять под одну гребенку. Среди них есть виды, устойчивые к засолению, к высокой концентрации ионов, но встречаются и привыкшие к почти дистиллированной среде. Все зависит от их географического происхождения. И если какое-то ваше растение спокойно перенесло хлористое или сульфатное удобрение, то это не значит, что остальные отреагируют так же.
Вред физиологически кислых удобрений – это еще один подводный риф, на котором стопорятся садовые проекты. Большинство гранулированных и жидких (кроме гуматов) минеральных удобрений (суперфосфат, калийная соль, аммофос, нитрофоска, селитры, карбамид и др.) закисляет почву. Из органических удобрений к кислым относятся верховой торф и опилки.
Вы увидите во второй части книги, что для каждого вида декоративных культур указан нужный им показатель кислотности почвы, и наверняка удивитесь, что многие из них не любят кислую почву. Кто же тогда станет применять удобрения, закисляющие наши и без того кислые почвы еще сильнее? Только не сведущий в агрохимии «чайник»!
Друзья, теперь вам понятно, что идет не так, когда ландшафтник «подсел» на одно лишь минеральное удобрение и при этом еще повсюду вносит дешевый кислый торф?! Конечно, после яркого начала у него начнется выпад за выпадом.
ВЫВОД
Ошибочно как зацикливаться на каком-то одном виде удобрений (будь то минералка или торф), так и использовать все подряд, веря, что раз продают, значит, безопасно. Лучший результат дает комбинированное, взаимодополняющее применение компоста, перегноя, птичьего помета, золы, известняковой муки и жидких гуматов или каких-то из них на выбор, например, птичий помет + известняковая мука + гуматы = замечательное сочетание.
Перечисленные в выводе удобрения и безопасны, и богаты по своему составу. В итоге в комбинации они богаче любой минералки как по качеству, так и по количеству питания.
Компост приготовляется из газонной травы, опавшей листвы лесных деревьев, сорняков, ботвы цветов и овощей, кухонных отходов. В него можно добавлять для увеличения объема торф, опилки, дерн, прудовую ряску, хвою, известняковую муку и золу. Компосту достаточно быть однолетним.
Птичий помет от домашней птицы экономичней и эффективней использовать в виде пропитанной им подстилки. В клеть или вольер насыпают свежий субстрат (сено, опилки, обычную землю, глину, торф), через 1–2 месяца снимают его штыковой лопатой и используют как удобрение, а на его место насыпают свежий субстрат.
Приобретенный свежий навоз практичнее разделить на две части: малую использовать сразу как удобрение, а большую оставить в закрытой куче на сезон для превращения его в навозный перегной – более высококачественное и универсальное удобрение для декоративных растений.
Гуматы лучше выбирать полного состава, т. е. включающие в себя набор микроэлементов.
Глава 4
Мульчирование многолетников прелыми растительными остатками
Есть особый вид органических удобрений – это прелая растительность, например накошенная за забором трава, собранная в кучу. Полежав всего 2–3 недели, она внутри подпревает. Ее еще нельзя считать компостом, но уже можно использовать одновременно в качестве мульчи (рис. 2) и удобрения, просто закладывая под листья цветов-многолетников или в приствольные круги кустов. Это долговременное и высококачественное удобрение, которое делается доступным корням с помощью дождевых червей, незаметно утаскивающих траву в землю.
Рис. 2. Мульча из прелой травы одновременно служит удобрением
При желании сенную мульчу можно сделать полностью незаметной, замаскированной шапкой листвы. Но есть один недостаток – она превратится в прибежище улиток, которые могут попортить вид листьев у некоторых культур. Но улиток в любом случае здесь придется отлавливать по утрам с помощью разложенных ловушек – досок или пластиковых пакетов. В целом это надежный и экологичный способ, при котором растения ничем не болеют по причине того, что в мульче живут грибы-защитники, подавляющие болезнетворную инфекцию. Вместо прелой травы можно точно так же использовать компост (растительные остатки более сложного состава), навозный перегной. Но только не торф и не опилки!
Разновидность такой мульчи-удобрения – это трава, оставшаяся после приготовления травяного удобрения в бочке с водой. Сам раствор используют как подкормку растений, а извлеченную (ферментированную) траву отправляют на мульчирование.
Навозный перегной – это тоже вариант лучшей мульчи для декоративных многолетников, он просто менее доступен.
ВЫВОД
Мульчирование – это возможность управлять ростом отдельных отстающих культур в вашем ландшафтном проекте. Если кто-то начал менее активно развиваться из-за того, что его обкрадывают газон или соседи, разложите вокруг него кольцо из питательной мульчи.
Глава 5
Законы перемен в дизайне
Вот еще сторона, о которой не могу не сказать в предваряющей части. Как известно, ландшафтный дизайн – это не совсем то же, что дизайн комнаты, здания, хотя они и похожи. Ландшафтный дизайн живой, он создается медленно, годами, он преподносит сюрпризы, развивается – он изменяется. Рисунок на бумаге, план будущих видов, – любой образ идеален, но он мертв. Вы же будете иметь дело с живым сообществом растений. Начать хотя бы с того, что в течение года каждое растение смотрится по-своему. Например, у орешника краснолистного наиболее насыщенный цвет листьев бывает только весной, когда они только распустятся, причем только на солнце, особенно на утреннем. Вот в это время их пурпурный бархат непередаваем, а потом тускнеет. Можжевельники, наоборот, весной тускловаты, как бы припылены, а свой ярко-серебристый наряд показывают в полной мере во второй половине лета, когда они покроются молодыми побегами. И так у каждой культуры! Нужно ловить момент ее наибольшей красоты!
Это все понятно, но главное отличие натюрморта от живой натуры усадьбы не в этом. Дизайнеру-то что?! Он создал идеальный в своем понимании макет вашей усадьбы и отбыл, а вам предстоит иметь дело с живыми растениями: уберегать их от выпадов – вам, сорняки туда не пускать – вам, проводить обрезку каждой культуры, удобрять, вовремя омолаживать… – тоже вам.
А с этого момента, как говорится, поподробнее. Вовремя омолаживать, проводить ротацию культур, плодосмен – вот про что сейчас речь. Итак, ваш ландшафтный дизайн не просто живой, он бывает женский или мужской в зависимости от своего владельца и меняется либо по женскому типу, либо по мужскому. Разница между ними настолько большая, что я не понимаю, как это вообще можно обходить в книгах по дизайну. По идее, полагается объединить их, чтобы получить наилучший вариант жизни участка, но для этого необходимо сначала увидеть их существование.
Чисто женский метод – это раз и навсегда зафиксировать созданное творение, очень красивое и сложное, при огромном количестве всяких видов и сортов. Он ведет к следующим очевидным минусам. Посадки не обрезаются и никогда не рассаживаются, поэтому загустевают, через несколько лет большинство культур постареет и захиреет, но некоторые, наоборот, будут процветать. Главный минус в том, что ничего нового уже не подсадить, посадки морально устаревают за такой срок и отстают от прогресса. Так тянется десятилетиями, участок напоминает заброшенный ботанический сад прошлого века… Перемены, в конце концов, тоже приходят туда, но уже в виде бури – бульдозера, все выкорчевывающего до перепаханной земли.
Чисто мужской ум другой: он очень строго соблюдает правила обрезки (норовит обрезать даже сильнее, чем требуется) и общий режим ухода за посадкой, в которой использовано относительно немного отборных культур. Он хочет все менять если и не каждый год, то через год, поэтому с готовностью все выкапывает и делит, а попутно подкупает новинки и с легкостью замещает ими старые сорта. («Съездил в питомник – кого-то пора в отстойник!») Такой сад всегда свежий и молодой, но оставляет за собой гору сухих остатков растений, потери неоправданно огромные. Хозяин теряет сорта и виды и потом сожалеет об этом.
Я давно вращаюсь в среде садоводов и знаю эти сады! Требуется золотая середина. Нужно уметь как избавляться от лишнего, так и сохранять ценные сорта, дающиеся раз в жизни, а не разбазаривать их, веря, что всегда пойдешь и купишь такой же. Надо, во-первых, применять необходимый минимум правил и ухода, а во-вторых, проявлять гибкость и не превращать правила агрономии в догму. (Кто-то спросит: «А почему же тогда большинство известных ландшафтных дизайнеров мужчины, если они создают, по сути, чисто женский (фиксированный раз и навсегда) ландшафтный дизайн?» Да в том-то и юмор, что их фишка в следующем: наш герой, разработав проект и реализовав его, тут же переключается на нового клиента, напрочь забыв о прежнем. Свою потребность к частым переменам он таким образом воплощает в лучшем виде. При этом своими собственными садами он и подобные ему часто вообще не занимаются.)
Итак, что такое золотая середина? Изначально выбираются опорные точки ландшафтного дизайна (базовые точки композиции), которые точно не будут меняться в ближайшие 30 лет, а уже вокруг них можно суетиться, меняя состав многолетников через положенные 4–5 лет, для некоторых культур (тех же тюльпанов) – через 2–3 года. Это необходимая ротация, чтобы не было болезней, или правила плодосмена, севооборота. Да, картинка немного поменяется, но это освежающий ветер перемен!
Теперь про долговечные опорные точки. Тоже отнюдь не просто! Это должно быть что-то значимое, безоговорочно ценное для всех, что сразу притягивает взор. Традиционно в садах в этом качестве использовали скульптуры, фонтан или крупное дерево типа клена. Но для дачи клены, каштаны и прочие высокие деревья я сразу рекомендую вам забыть, поэтому я даже их не рассматривал в нашем списке: своим размером они закладывают в будущем одни лишь неприятности. А главное, ну кого вы собрались удивить каштаном? Как показывает живая практика, взор всех людей приковывает, например, декоративная яблоня-китайка сорта Керр или Долго. Она рано покрывается плодами, которые весь сезон они висят как загадочные ягоды. Либо вариант опорной точки из двух деревьев – красного и желтого сорта алычи (сливы русской), которые тоже плодоносят ежегодно, урожай дают обсыпной и исключительно декоративны. Так же работает и пара из двух черешен. Они весьма рослые и тоже, как и алыча, могут расти на расстоянии 1–1,5 м друг от друга в виде одной кроны (подстраховка на случай выпада). Очень ценной опорной точкой может быть и обособленное грушевое дерево, под сенью которого уже можно вписать и водоем (еще один универсально-беспроигрышный объект, притягивающий взор гостей), и розарий (тоже супер), и какую угодно композицию из цветов-многолетников. Впрочем, смысловым центром композиции может быть крупный куст, например сирень, туя, орешник…
ВЫВОД
Дача как малая территория должна использовать плодовые деревья в составе ландшафта. Заметьте, все они красиво цветут в мае, легко подвергаются корректировке формы крон. Обычную яблоню с крупными красными плодами сажать даже практичнее, чем декоративную яблоню Недзвецкого, которая в мае быстро отцветет своими розовыми цветками, и все…
Глава 6
Фактор освещенности посадок и главная точка обзора
Часто приходилось слышать вопрос от начинающих о том, какие культуры можно сажать в тени? («Из плодовых или декоративных?» – «И те и другие!») Раньше начинал перечислять наиболее теневыносливые растения вроде аквилегии, хосты и др. Позже понял, что в большинстве случаев люди преувеличивают свою тень и начинают сажать «теневиков» там, где в принципе можно сажать все что угодно. Вот с этого и начну данную главу – с объяснения реальных возможностей садовода сажать позади построек.
Например, на рисунке 3 трехэтажный дом, его северная сторона.
В садоводстве вообще громадную роль играет освещенность солнцем (это урожай!), и грамотный растениевод всегда располагает свои посадки по возможности по росту, чтобы максимально использовать солнечный свет. Самые высокие плодовые деревья у него посажены с севера, затем идут кусты, потом цветники и огород.
Значит, ваша задача как ландшафтника – вписать в это еще и свой проект, исходя из того, что точки обзора должны располагаться с наиболее выгодной в плане освещенности стороны. Неплохая головоломка для творческого человека!
Привожу ниже пример решения этой задачи, ни в коем случае не претендуя на руководство по построению композиций, которое вы продумаете лучше меня, а это лишь иллюстрация для пояснения темы освещенности.
Рис. 3. Положение с теневой северной стороны построек: на расстоянии 1–1,5 м от стены уже можно сажать все декоративные растения
В теории ландшафтного дизайна, как вы, наверное, знаете, есть понятие главной точки обзора. Это место или несколько мест, с которых созданная вами композиция выглядит во всей красе. Этакая смотровая площадка, капитанский мостик, а может, столик для чаепитий, скамейка, крыльцо, окно комнаты, а часто и вид от самой калитки. Стоишь или сидишь один или с гостями и созерцаешь, любуешься, наслаждаешься!
Под главную точку обзора очень важно подгадать наиболее выгодную освещенность участка. Самое лучшее, когда созданная вами панорама обращена на юг, тогда она напрямую весь день освещается солнцем. В солнечном свете будут играть все краски цветов и листвы. Отсюда вытекает, что когда калитка расположена с южной части участка, то главные точки обзора можно обозначать прямо от входа, что очень выигрышно, так как вы и ваши гости, попадая на участок, сразу могут лицезреть всю созданную вами красоту.
Напротив, обратное освещение, когда солнце бьет в глаза, невыгодно. По этой причине, если вход на участок расположен с северной стороны (рис. 4), приходится переносить главную точку далеко в глубину участка. В этом случае иногда имеет смысл обсадить дорожку к ней густыми растениями или оградить различными сооружениями, чтобы они не давали смотреть по сторонам. Тогда внезапно открывающаяся красивая панорама производит наиболее сильное впечатление.
Рис. 4. Вариант северного входа на участок, при котором главная точка обзора перенесена в глубину участка на солнечное место
Еще интересен пример обособления огорода и плодового сада. Как их спрятать и при этом обеспечить полноценным солнечным освещением? Рассмотрим два варианта (рис. 5, 6).
В обоих случаях вход на участок расположен с южной стороны, а главная точка обзора – одновременно из кухни и с открытой площадки для застолий (подразумевается, что лужайка для игр детей должна быть все время на виду у взрослых).
Рис. 5. Обособление огорода. Вариант I
Любой проект ландшафтного дизайна, который вы создадите на бумаге и затем в виде размещенных по местам саженцев, можно реализовать за три сезона. Конечно, еще не окончательно, кое-то еще не до конца наберет размер, но в целом картинка уже сложится.
Рис. 6. Обособление огорода. Вариант II
А теперь с небес спустимся снова на землю. Друзья, подо все это нужна гора удобрений! Машина перегноя или навоза, машина песка для рыхлых посадочных мест, мешки раскислите-ля, упаковки флаконов жидкого гумата… Планируя все эти тонкости, мы обязаны начинать все-таки не с книг по дизайну, а с науки удобрять, потому что только с удобрениями все состоится – все участвующие растения вырастут одновременно и пышно, без занудства и выпадов. Так, кусты, которые вы будете использовать для маскировки теплиц и изгороди, можно разогнать удобрениями до высоты 2 м при положенном росте в 1,5 м. Удобрения дают и скорость роста, и увеличение габаритов всех культур.
ВЫВОД
Затраты на удобрения не просто окупаются – они окажутся смешными по сравнению с совокупной стоимостью дорогих саженцев и при этом могут дать существенную экономию на сокращении их потерь.
Далее раздел про сами культуры.
Рис. 7. «И сбоку – бантик, как вам такой вариантик?»
Глава 7
Декоративные растения для садового участка