Уроки этики в стране Поэтики
Надежда Эверт
Редактор Н. А. Агафонова
Корректор А. П. Малахова
© Надежда Эверт, 2021
ISBN 978-5-00102-011-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Отзыв
на сборник стихов Н. А. Эверт
«Уроки этики в стране Поэтики»
Сегодня, в новых социально-экономических условиях развития общества, особые требования предъявляются к воспитанию как процессу передачи социального опыта, формирования нравственных качеств, коммуникативных умений, навыков анализа ситуаций и принятия решений, выстраивания отношений и др.
Оказать помощь воспитанникам в выстраивании отношений – значит, создать условия для радости, счастья, успешности ребёнка и стимулирования его самовоспитания. В этой связи неоценима значимость сборника стихов Н. А. Эверт «Уроки этики в стране Поэтики».
Стихи Надежды Александровны помогают взрослым более эффективно решать эти задачи. Написанные в виде бесед на основе этического диалога и в форме мягкого морализирования, наставничества, они пробуждают у ребёнка добрые чувства, светлые переживания и желание жить в радости.
Как сегодня недостаёт такой книги учителям, родителям. Как хорошо держать эту жемчужину в руках и вместе с детьми неспешно читать, перечитывать строчки, анализировать, размышлять, раскрывать и постигать смыслы этических понятий. Удивляешься тому, как можно так тонко связать педагогику, мудрость, простоту, юмор и серьёзность, доходчивость, искренность и жизненность ситуаций с поэтическим словом!
Эта книга не для простого прочтения, она для дружной, долгой жизни с ней.
Васильева Т. И. Отличник народного образования РФ. Член литературно-поэтического клуба «Звенигорье». Член Союза писателей России
Рецензия
на книгу Н. А. Эверт
«Уроки этики в стране Поэтики»
Данная рецензия не может быть формальной по двум причинам. Во-первых, потому, что рецензент лично знаком с автором и относится к нему с огромной любовью и уважением. Во-вторых, потому что рецензируемая книга по сути своей уникальна! В ней сплелись мысли учёного-педагога, давно и серьёзно занимающегося вопросами этики и деонтологии педагога, и раздумья и чаяния бабушки, нежно любящей своего внука. «Уроки этики в стране Поэтики» – это живые страницы, от которых невозможно оторваться!
Надежда Александровна рассказывает нам «истории мальчика о том…»; это очень разные истории, направленные на то, чтобы пробудить интеллект, самосознание, чтобы подвигнуть ребёнка к самовоспитанию и творчеству, к вхождению в многоцветный мир Культуры.
Удивительно, как на основе обыденных жизненных ситуаций, в которые попадает маленький Мальчик (герой данной книги), возникают значимые моральные истины. Идёт постоянный этический диалог между ним, его мамой, бабушкой и папой. Присутствуют ещё участники диалога – это автор и мы с Вами, читатель.
Как просто и доступно для малыша предлагаются такие сложнейшие понятия, как доброта и злоба, одиночество и дружба, эгоизм и альтруизм, истинные и ложные ценности! Мы убеждены, что такая книга очень нужна современным детям и их родителям, она должна войти в золотой фонд семейного чтения.
Особо хочется обратить внимание на оформление данного «этического пособия взросления». Яркая и «добрая» обложка, удобный для чтения шрифт, доступный для маленького читателя или слушателя размер стиха, наличие ненавязчивых выводов в виде афоризма или информации к размышлению, этического словарика и памятки, пояснительных записок и рубрики «возьми на заметку». Нет скучного морализаторства, есть совместное заинтересованное раздумье над основами человеческого бытия.
К сожалению, книга вышла очень небольшим тиражом, а потребность в ней велика и у родителей, и у профессиональных педагогов!
Рецензент: филолог, к.п.н., доцент кафедры педагогики Красноярского Государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева Л. П. Михалева
От автора
Дорогой читатель, задумайся:– Любишь ли ты задавать вопросы?
– Спрашивал ли ты себя хоть однажды «Кто Я?», «Какой Я?»
– Хочешь ли узнать, что значит быть добрым, честным; чем отличается добрый человек от щедрого; что означают понятия: жадность, беспечность, лицемерие и другие?
1. Если «да», значит это твоя книга.
2. Прочти её, и, может быть, на многие из «ста тысяч почему», «зачем и как?» ты найдёшь ответы.
Юный читатель, прими, пожалуйста, мои советы:
– Полистай книгу. Если что-то заинтересовало – прочти.
– Если задумался над прочитанным – прочти ещё раз, порассуждай об этом с другими (близким человеком, другом, учителем…).
– Если понравилось что-то – выпиши в специальную тетрадь или сделай в ней свои записи.
Спасибо за общение!
Введение
Мы в «стране Поэтики»На уроках этикиСможем подружиться с книжкой —Познакомиться с мальчишкой…По страницам с ним пройдёмВсё узнаем и прочтёмПро его истории.И ответы все найдёмНа вопросы вскоре мы.Приоткрою я завесу,Забегу сейчас вперёд,Скажем: мальчик не повеса,Он по совести живёт.Рассуждать старается,Всё понять пытается.Но, однако, не легкоВникать в слово глубоко,Самому и без советовНайти нужные ответы:Как стать добрым, как им быть?И как дружбу сохранить?Нам зачем нужны советы?А беспечность – что же это?Надо ли жалеть друг друга?Быть легко ли верным другом?Что принять, приветствовать?И как соответствоватьПравилам общения,Жить в преодоленииТрудностей и вредных качеств…Весь в вопросах, озадачен —Как понять, что они значат?Часть 1
Вопросы, суждения – ума пробуждение
1. Мысли добрые – дела полезные
Добро душу согревает,
Внутри солнышком сияет,
В добром сердце льдинка тает…
ИСТОРИИ О ДОБРЫХ ДЕЛАХ МАЛЬЧИКА
Я – ДОБРЫЙПо дорожке полз жучок,Мог попасть под башмачок.Тут же я ему помог —Перенёс на бугорок.Я на помощь пришёл в срок,От беды его сберёг.Я СРЕДИ ДРУГИХС мамой шёл по переулку —Помогал нести ей сумку.Во дворе играл с подружкой —Смастерили с ней кормушку.На душе от добрых делКолокольчик зазвенел.Я – САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙС утра делал всё подряд:Сам прибрал постель, подушки.Пол подмёл, сложил игрушкиИ поставил книжки в ряд.Маме с папой помогал,Сказку брату прочитал…Я затратил много сил.Перед сном себя спросил:«Сколько важных, добрых делСделать за день ты успел?»Я – КУЛЬТУРНЫЙЯ вчера в музей ходил,С папой, мамой отдыхал.Там со всеми был я мил:Не грубил, не возражал.За обед благодарил,В просьбах – я им уступал…Перед сном стихи учил,Книжку добрую читал.Я веду себя недурно,Может быть, уже культурный?2. Добро – порыв души
В делах малых и больших
Добрым быть ты поспеши.
Вот приметы Доброты,Их узнаешь сразу ты:Нас окутает вниманием,Отличается старанием,Не изменит, не обманет,В беде друга не оставит.И отзывчива, беззлобна,И обидеть неспособна.Посочувствует, поверит,И поймёт, и пожалеет,И поможет, ободрит.Всех за всё благодарит.ПРОЯВЛЕНИЯ ДОБРОТЫДоброта живёт в заботе,В добросовестной работе,В милосердии святом.И она приходит в дом,Если радость живёт в нём,Да и в горькую минутуДоброта придёт к кому-то…Она стержень и опора.И на помощь всегда скора.Сколько качеств, их не счесть!В доброте ещё что есть?Что в ней главно и что славно?Скромности палата —Оттого и не тщеславна…Совестью богата —Не стремится к злату.Стыдно ей, ребята,За добро ждать плату.Доброта – наш ориентир.Добротой спасётся мир.ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ
* * *К чужому и родному,К здоровому, больному…На помощь сразу поспешиПо зову сердца и души.ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ВАЖНО ПРОЯВЛЯТЬ ОСТОРОЖНОСТЬ
К ПРОСЬБАМ ПОСТОРОННИХ
МальчикПосторонний обратился,Просил сумку донести.Я помог, не рассердился.Было мне с ним по пути.БабушкаМилосердным был ты, друг.Это видно всем вокруг.Но меня вот что тревожит:Осторожность нужна всё же —Мало что случиться может…Если рядом нет родныхИль без разрешения ихНельзя, не допускается,Детям запрещаетсяНезнакомым доверять,С ними в разговор вступать.Ты опасность обойди:От них сразу отойди,Молча мимо проходи.Может помощь не нужнаТак бывает иногда —Совесть с ними не дружна,А зачем мы им тогда?Что они задумали…Может что придумали?* * *Незнакомый позовётПойти с ним за поворот —Откажись,Остерегись…Неизвестно, что там ждёт.И подарков не бери.Ты подумай наперёд,Зачем хочет одарить?3. Заблуждения о добрых делах
Часто заблуждения
Приносят огорчения.
ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК ЖДАЛ НАГРАДУ ЗА ДОБРО
МальчикВот так чудо, вот так диво —Видишь, мама, как красиво!Приложил свои я силыИ три дела враз осилил:В садике цветы полилВсе скамеечки помыл.За собой убрал – смотри.Я награду заслужил —Не одну, а целых три.МамаРада очень я, сынок,Хорошо, что мне помог.Только это заблуждение:За добро ждать награждение.ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК ХВАЛИЛСЯ ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ
МальчикТак приятно, что старалсяИ на просьбы откликался.Всем об этом рассказатьЯ успел подряд раз пять.ПапаДобрым, чутким был – похвально,Только этим, друг, хвалитьсяВовсе даже не годится.Каждый должен изначальноБыть таким «по умолчанью».Добро сделал – промолчиНе жди благодарности.Во всю мощь ты не кричиОт тщеславной радости.ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ
Из корысти доброта —Заблуждение, вот беда.Ей, корыстной, лишь милаБлагодарность, похвала.Доброте же настоящейОткликаться в одночасьеВсем работам предстоящим,Помогать другим – вот счастье.ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК ВЫПОЛНЯЛ ДОБРЫЕ ДЕЛА
НАСПЕХ, КОЕ-КАК
Мальчик«Брату помоги, сынок!Видишь, сделать сам не смог», —Мама тихо подсказала —Моя лень завозражала:Оторваться не хотелОт своих любимых дел.Себя всё же превозмог,Не хотел – потом помог.Но всё делал «впопыхах»,С неохотой, второпях.БабушкаДа какое ж тут доброИ какие ожиданья?Гору слов пустых – ведроОтговорок, нежеланьяЗапустил ты в оправданье.Всем всё ясно уж давно:Пусть ты справился с работой,Но всё делал с неохотой —Недобро тут всё равно.Знай, добро не любит в насЛеность воли, «пустофраз»,Не старанья, промедленья,Спрятанного раздраженьяВнутри где-то, в глубине…Это, друг, поверь ты мне:Не добро, а заблужденье.ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК НЕКРИТИЧНО ОТНОСИЛСЯ К ПРОСЬБАМ
МальчикДруг просил меня помочь —Сделал, как сказал, точь-в-точь.БабушкаПросят – надо отозваться.Только прежде разобраться:Как помочь, с чем соглашаться,Может, что-то поменять…Без разбора, без сомненья,Без ума всё выполнять —Это тоже заблужденье.Знай, так поступать нельзя.Хочешь ты помочь друзьям —К просьбам будь критичным,А в делах – логичным.ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ
К просьбам будь ты осторожен —Выполнять сразу негоже.Вникни, речь идёт о чём —Вдруг попросят о плохом?О пустом, опасном, ложном —Это знаки о тревожном.А зачем дружить со злом?ПРОСЬБЫ ИЗМЕРЯЙ ДОБРОМЕсли просьбы, на твой взгляд,Никому не навредят,Уступай охотно ты —По веленью Доброты.О плохом друг попросил,Сделать что-то предложил,Что могло вред причинить,Маму с папой огорчить —Ему сразу откажи,Поясни всё, подскажи.От слов если отмахнулся,От совета отвернулся,Ты на время отойди —Вашей дружбе не вреди.Может, друг поймёт всё сам —Сразу легче станет вам.ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК ИСКАЛ ОПРАВДАНИЕ СВОЕМУ ПОВЕДЕНИЮ
МальчикМы сегодня встали рано.Целый день по дому мамаВыполняла свои планы:Всё отмыла спозаранок —Словно новой, стала рама,Солнышком стекло играло,А потом она стирала.Что ещё? – Цветы сажала…Ну а я чем занимался?Отчего ей не помог?Очень долго напрягался —Вспомнить ничего не смог.Жалко, что я заигралсяИ помочь не догадался.Я помог бы что есть силы,Если б мама попросила.Сделал сразу б, не потом,И охотно, и с добром.БабушкаНичего, не огорчайся,Оправдаться не пытайся.Не помог. Печально. Что же? —В другой раз ты ей поможешь.Будет ей ещё дороже,Если помощь сам предложишь.ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ
* * *Всё без слов Добро поймёт.Просьбы Доброта не ждёт.ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК ДРУГУ ОКАЗАЛ НЕДОБРУЮ УСЛУГУ
МальчикДоказал не раз на деле,Что я добрый в самом деле:Другу как-то на неделеДелать помогал уроки.Уложился ровно в сроки:За него решил примерыИ рулеткой пол измерил,Чтобы площадь посчитать…Записал он всё в тетрадь —Получил отметку «пять».А в другой раз он опятьПопросил ему помочь —Сочинение написать…Я помочь ему не прочь,Но ошибки допустил,Запятые пропустил.В результате – вот беда! —Получил дружок мой «два».Да, «пустая голова»…Впредь не буду никогдаПомогать другому…И по случаю такомуБабушку спросил тут я:«Есть ли в чём вина моя?»БабушкаПравильно ты поступил,Что помочь ему решил,Но напрасен труд твой был.Ты ему же навредил —За него всё сам решил.И зачем нам рассуждать,Получил он «два» иль «пять»?Дело здесь не в запятых.В другой раз расставишь их.Происходит что, обдумай,О последствиях подумай:Оказал невольно другуТы недобрую услугу.Не беда, что и ошибся…Жаль, что в мыслях заблудилсяИ в поступке оступился.Мальчик: Не запнулся, не ушибся… Отчего же Грустно всё же?ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
* * *Добрый тот, кто научил,Терпеливо объяснил,Выполнил урок совместно…Помощь эта, как известно,Бескорыстна, безвоздмездна —Несёт радость, всем полезна.В жизни за него кто будетВсе задания выполнять?Как он знанием прибудет,Если не хотел читать,Рассуждать, мир познавать?Да и в будущем, как знать,Сможет ли он разрешатьСвои взрослые проблемы,Понимать и обсуждатьПовзрослевшие с ним темы?ИЗ ДНЕВНИКА МАЛЬЧИКА
* * *Мне сегодня стало ясно:Заблуждение опасно.Делать всё подряд, бездумноОчень даже неразумно.Вот и другу навредил,Так как неразумным был.Делаю «добро», я думал —Как же ловко всё придумал…С другом были заодно.Но вернулось,ОбернулосьНеприятностью оно.Бабушка права опять.Как же сам не мог понять?В деле нашем был изъян —В нём главенствовал обман.* * *Прочёл книжку – смог понять,Как же трудно добрым стать!Труд нелёгкий – мной проверен,Только вот сейчас уверен:Доброты умения —Заботу и терпение,К другому уважение…Проявлять сумею я.* * *Вчера в книжке прочиталИ в тетрадку записал:«К похвалам ты будь суровИ тщеславным быть не надо» —Впредь не стану за доброПохвалы ждать и награды.И себе сказал я сам:«Стану я отзывчивым,Внимательным, улыбчивым»…Посоветовал друзьям:«Давайте делать добро сами.Другим поможем, папе, маме…Без просьбы и упрёков,Без лишних слов, намёков».Часть 2
Я и мир. Отношение к другому и всему живому
Вот правило любви:
В заботах ты живи —
Других – любя,
Как и себя,
И, не жалея сил,
Ты их в себе неси.
* * *Знай, нести Других в себе —Вот что, друг мой, означает:Быть причастным в их судьбе —Так любовь повелевает.Они трудность повстречали —Поспеши на помощь сам.Раздели с ними печали,Все заботы пополам.Радость к ним пришла, успех,Ты порадуйся за всех.Друг уехал далеко —Нам печально, нелегко.В душе с нами, рядом он.Без него так грустноИ на сердце грузно…Часто говорим о нём —И всё вспомним, всё припомним,Долгожданной встречи ждём,Потому что любим, помним —Мы в себе его несём.1. Другой, друг и дружба
Жить не можем друг без друга.
Каждый ищет себе друга.
ИСТОРИИ О МАЛЬЧИКЕ И О ЕГО ВЕРНЫХ ДРУЗЬЯХ
* * *У меня есть друзья.Неразлучен с ними я:С Генкой в шахматы играю,С Димкой «Лего» собираю.А с моей подружкой ОлейМы в художественной школеРисовали натюрморты.И потом за чашкой чая,С удовольствием съедаяПряники, кусочек торта…Ещё долго рассуждали —Всё рисунки обсуждали…* * *Рано утром каждый деньПодниматься мне не лень…Звонко зазвонит звонок —И за мной зайдёт дружок.Захватив тетрадки, книжки,Мы дорожкою привычной,Радостные, как обычно,В школу поспешим вприпрыжку.* * *В праздники с друзьямиНа катке, на горке скользкой,Не замёрзшие нисколькоМы катаемся часами.Радость светится огнямиИ летит над головами,Разливаясь голосами,Звонким эхом,Счастьем, смехом…Не грустим, не тужим:Весело нам в стужу.Снег искрится под ногами.Заступил Мороз на службу,Но на «ты» мы с холодами,Потому что всегда с намиСолнечная Дружба.ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ
ВЫБИРАЙ ДРУЗЕЙ СЕРЬЁЗНОКрепка дружба и надёжна,Если к выбору друзейОтноситься осторожноИ ответственным быть в ней.Тогда твёрдо сказать можно:В жизни нет её прочней.Только разобраться сложно,Где друг верный, а где ложный.НАСТОЯЩИЙ ДРУГНастоящий друг – он верный,В жизни в чём-то и примерный.В чём? Увидишь, поймёшь сам.По поступкам и словам.А когда понять не сложно,Что ему доверить можно?Честный, добрый, интересный.В играх дружных и совместныхОн поможет, он подскажет,В просьбах добрых не откажет.Можно с ним и помечтать,Вместе книжку почитать…Не способен друг предать,Плохо обо мне сказать.Защитит всегда отважно —Словом, делом, что так важно.Он поддержит тёплым взглядом,В трудностях со мною рядом.И нет лучшего вокруг,Чем мой верный, добрый друг —В дружбе верность – нам награда.Верность связывает кругКачеств подходящих.Оттого-то верный друг —Самый настоящий.ЛОЖНЫЙ ДРУГЛожный друг – опасный друг.Не спасёт, «не бросит круг».С виду кажется, что верный,А на деле – лицемерный.Ложь из уст его слетаетПоминутно. Правда тает.Не построить дружбы чистой,Не запятнанной, лучистойС человеком-эгоистом.УХОДИ ОТ ДРУЖБЫ ЛОЖНОЙМальчикБабушка, мне тяжело:С другом мне не повезло.Выбрал, видно, не того —Не всмотрелся я в него.С ним собрались на футбол —Он с другим в кино пошёл.Как ему теперь поверить,Можно ли словам доверить?В классе мальчик есть такой —Хочет сам дружить со мной.Только дружба эта ранит:То толкнёт шутя, ударит,То подножку мне подставит…Не хочу с таким дружить.Бабушка, скажи, как быть?БабушкаК другу ты, конечно,Относись с доверием,Повинился он поспешно,Честно – видно по всему.Ни к чему неверие.В сотый раз поверь ему.Но оберегай себя:Если волей подавлял,Обманул он, иль предал —Не вступился за тебя,В куражи часто впадал…Уходи ты безоглядно.Не дружи с таким ни дня.Дружба эта – неприглядна.ИЗ ЭТИЧЕСКОГО СЛОВАРИКА
КТО ТАКОЙ ЛИЦЕМЕР?В отношениях, дружище,Выгоду всегда он ищет:Дружбу ложную взрастит,Своей воле подчинит.Притворяется, что любит:Если друг не нужный будет,Зачеркнёт всё, позабудет,Память добрую погубит —Дружбы узел он разрубит.КТО ТАКОЙ ЭГОИСТ?Эгоист, скажу, друзья,Любит больше всех себя.Вырастил своё он «Я»Выше дома, выше леса.Чтит свои лишь интересы…Рад стараться им служить.До другого нет и дела —Его чванству нет предела…Кто хотел бы с ним дружить?Если друг твой эгоист,На всех смотрит сверху вниз,Его лучше сторонись,Быть таким, как он, стыдись.РАЗГОВОР МАЛЬЧИКА С БАБУШКОЙ О ТОМ, КАК СБЕРЕЧЬ
ДРУЖБУ
МальчикБабушка, мне не понять:Отчего же так случилось?Дружба с Димкою опятьУ меня не получилась.Не пойму, по чьей вине…Настроенье скучное:Без него так грустно мне —Не поможет вкусное.БабушкаМожет, это от того,Что не ценишь ты его.Диалога нет, а вместо —Всё твердил лишь об одном:О своём да о своём…Не оставил другу местаРассказать об интересном,Тебе, может, неизвестном —Диме в дружбе было тесно.Вот и стал он равнодушным:В твоих мыслях было душно.Не комфортно, грустно, скучно…Но печалиться не нужно.Ты попробуй в другой разПредоставить ему шансО своём сказать, забавном,Для него о чём-то главном.ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК ПЛОХО ПОДУМАЛ О ДРУГЕ
МальчикХодил, думал я о разномВ настроеньи безобразном:Отчего ко мне на праздникЛучший не пришёл дружок?Мой вопрос совсем не праздный:Конец дружбе уж предрёк,Так расстроен был отказом —О плохом подумал разом…Я не находил покоя,Возмущался: что ж такое?Мучился в сомнении…И подумал, что забыл онО моём рождении —Что-то там внутри заныло,Стало грустно и уныло…Оказалось – зря сердился,Заболел друг – простудился.БабушкаУм обида захватила.Мысли спутала, смутила…Объяснись скорее с другом.И зачем же, дружок милый,Управлять его досугом?Да к тому же, видишь, сноваПонапрасну был взволнован.Дело проще здесь простого —Прежде чем винить другого,Ты о нём с добром подумайИ плохого не надумай.Поспеши ему заранееСам придумать оправдание.И скажи себе спокойно:«Думать плохо – недостойно,Просто верх безумия —Где ж благоразумие?Поспешим, придумаем —Мало что надумаем»…