В 1973 г. была опубликована работа белорусских этнологов В. К. Бондарчика и Э. Р. Соболенко «Новые явления в семейном быту сельского населения Белоруссии» [31], написанная на основе этносоциологического обследования 1397 сельских семей колхоза «Рассвет» Вилейского района Минской области и совхоза «Новоселки» Петриковского района Гомельской области и данных переписей 1897, 1926 и 1959 гг. В ней исследуется вопрос изменений формы, размера, структуры сельской семьи и внутрисемейных отношений. Женской тематики исследователи касаются при рассмотрении внутрисемейных отношений, в частности, института главенства в сельской семье. Авторы делают вывод об изменении института главенства семьи за советский период, которое заключалось в том, что супруги разделили между собой отдельные функции по организации быта и распределении домашних работ. В то же время отмечается, что «на выбор главы семьи в деревне большое влияние оказывает традиция» [31, с. 12].
Особую ценность в контексте нашего исследования представляет коллективная монография «Сям’я і сямейны быт беларусаў» (1990), в частности раздел А. Н. Курилович «Сялянская сям’я» [194], написанный на основе широкого фактического материала: данных этносоциологических опросов сельского населения БССР в 1970-1980-е гг., статистического материала, опубликованных источников. В рамках эволюционного подхода автор, исследуя сельскую семью и семейный быт белорусов на протяжении XIX – 80-х гг. XX в. (выделяются два исторических периода: капиталистический и советский), рассматривает такие аспекты трансформации статуса сельской женщины-белоруски, как брачный возраст, мотивы вступления в брак, роль родителей при заключении брака, отношение к разводам в сельской среде, институт главенства семьи, внутрисемейные обязанности.
Необходимо отметить неравномерность при характеристике и анализе обозначенных выше проблем в зависимости от исторического периода. Так, например, наиболее полно и объективно они отражены в дореволюционный период и в 1970-1980-е гг., в меньшей степени – в межвоенный период и послевоенные десятилетия (1950-1960-е гг.). Практически не освещены в данном исследовании вопросы изменения института приданого, добрачных отношений на протяжении XX в. Фрагментарно рассмотрена проблема общественного статуса сельских женщин. Автор ограничивается констатацией таких фактов, как втягивание женщин в производство и различные сферы общественной жизни, повышение уровня их образования. Аналогичный по структуре материал, касающийся белорусской полесской семьи, содержится в разделе «Структура семьи и внутрисемейные отношения» А. Н. Курилович [191], размещенном в коллективной монографии белорусских этнологов «Общественный, семейный быт и духовная культура Полесья» (1987). Проблема трансформации семейного статуса и некоторых брачных установок белорусских сельчанок затрагивается и в более поздних публикациях этнолога, например, в разделах «Отношения в семье» [190] и «Внутрисемейные отношения в XX веке» [189] в коллективной монографии «Белорусы» (1998), в разделе «Сямейны ўклад жыцця» [195] в пятом томе «Беларусаў» (2001), в статье «Сям’я беларусаў у XX ст.» [196] в журнале «Адукацыя і выхаванне» (1996). Анализируя положение современной сельской женщины-белоруски (начало 1990-х гг.), исследователь отмечает дальнейшую демократизацию отношений в современной семье, постепенное снижение значимости традиционных семейных ценностей.
Этнолог М. Ф. Пилипенко в своей диссертации «Семья и брак у белорусских крестьян во второй половине XIX – начале XX в.» (1970) [303], а также в учебном пособии «Этнография Беларуси» (1981) [304] подробно рассматривает содержание приданого сельской девушки-белоруски в начале XX в., выделяет в нем три части и дает каждой характеристику. Исследователь основательно анализирует факторы, которые повлияли на то, что главой белорусской сельской семьи в начале XX в. обычно был старший по возрасту мужчина (отец, старший сын), рассматривает содержание внутрисемейных обязанностей сельской женщины в начале XX в. Ученый в целом оценивает положение белорусской крестьянки в сельском обществе, которое характеризует как более низкое по сравнению с положением мужчины.
Информация о степени участия в государственном и местном управлении, уровне образования сельской женщины имелась в работе «Грамадскі быт і культура сельскага насельніцтва Беларусі» (1993) [72]. Однако сведения по исследуемой теме в работе фрагментарны. Данные представлены в соответствии с идеологическими требованиями. В частности, отмечаются только достижения в сфере занятости женщин в общественном производстве, преувеличивается активность женщин в общественной жизни деревни.
В монографии белорусского этнолога Г. И. Касперович «Миграция населения в города и этнические процессы» (1985) [149] раскрываются причины миграции сельских женщин в города в 1970-1980-е гг., изучаются социальная принадлежность, образование мигрирующих. В работах Г. И. Касперович «Сям’я беларусаў у XX стагоддзі» (1996) [150] и «Эвалюцыя грамадскага і сямейнага побыту» (2001) [151] в рамках исследования изменений в семейном и общественном быту белорусов на протяжении XX в. затрагиваются и отдельные аспекты положения сельских женщин в семье и обществе. Автор подчеркивает направленность сельского общества начала XX в. на укрепление семьи, рождение детей и воспроизводство этноса и неоднозначно относится к изменениям в семейной и общественной сфере, произошедшим в советский и современный периоды, отмечая их сложность и многозначность. В связи с тем, что Г. И. Касперович не ставит своей целью изучение трансформации статуса и функций сельчанки, исследуемые нами аспекты не получили развернутого анализа. В большей степени уделено внимание положению крестьянки в общественной сфере в 1920-1930-е гг., освещено ее участие в делегатском движении. Выявлены особенности и проблемы сельского общества в семейной и социальной сферах во второй половине XX ст., которые касаются и сельских женщин (увеличение загруженности сельских женщин, снижение ценности института семьи и брака, исчезновение положительных семейных традиций и др.).
Отдельную группу исследований составляют работы советских белорусских и российских историков.
В диссертации белорусского историка М. С. Портновой (1972), посвященной деятельности КП(б)Б в 1929–1934 гг. в сельской местности [307], большое внимание уделяется изучению форм и методов работы партийных органов среди женщин в белорусской деревне. Женская политика советской власти трактуется как единственно правильная и исключительно эффективная, отражается лишь ее положительное влияние на изменение статуса женщин в сельском обществе межвоенного периода, отрицательные аспекты при этом замалчиваются.
Первой обобщающей работой, посвященной сельской женщине в СССР, стала монография советского историка М. Г. Панкратовой «Сельская женщина в СССР» (1990) [291]. В ней исследователь попыталась дать оценку изменениям, произошедшим в положении сельской женщины, начиная с дореволюционных лет и заканчивая второй половиной 1980-х гг. Автор отмечает, что включение крестьянки в общественное производство, повышение уровня ее образования на протяжении изучаемого периода способствовали трансформации традиционных ценностных установок сельчанки, повышению ее роли в семье. Затрагивается также проблема бытовой загруженности женщины. М. Г. Панкратова приходит к выводу, что более высокое положение женщин в сельских семьях характерно для молодых семей, где жена имеет профессию, относящуюся к сфере умственного труда. В монографии в большей степени уделяется внимание русской крестьянке. Вопросы, связанные с изменениями брачных установок сельских девушек, практически не затрагиваются. В меньшей степени рассмотрена общественная сфера жизни сельчанки. Имеется также ряд исследований М. Г. Панкратовой, посвященных сельской семье в СССР, в которых анализируются причины разводов, увеличения количества женщин, родивших вне брака, идр. [292,293].
В 1970–1991 гг. отмечается повышение интереса к семейным проблемам сельских женщин со стороны советских философов и социологов. Среди них можно назвать работы, посвященные сельской семье в БССР: диссертационное исследование В. Т. Колокольникова (1972) [168], монография Л. Ф. Филюковой (1976) [422]; сельской и городской семье в БССР: монографии Н. Г. Юркевич (1970) [461], В. А. Сысенко (1981) [401], С. Д. Лаптенка (1985) [218]; сельской семье в СССР – диссертация Л. В. Шибут [454] (1990); сельской и городской семье в СССР – монографии Л. В. Чуйко (1975) [449], А. Г. Харчева (1979) [423], 3. А. Янковой (1981) [463], а также коллективные работы «Население СССР за 70 лет» (1988) [264], «Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы» (1990) [116]. Несмотря на то, что белорусская сельская женщина в данных исследованиях не выделялась в качестве отдельного объекта, в них затрагивались отдельные аспекты трансформации в семейной сфере. Например, социологами анализируются изменения мотивов сельских девушек при вступлении в брак, отмечается уменьшение роли родителей в процессе принятия решения о замужестве в 1950-1980-е гг., рассматриваются вопросы главенства, распределения трудовых обязанностей в сельской семье. Так, исследователи подчеркивают, что институт главы теряет прежнее значение и становится все более формальным, однако в обыденном сознании сельского населения традиция главенства мужчины в семье продолжает сохраняться. В то же время в семейном укладе семьи на протяжении всего советского периода наблюдается сохранение традиционного распределения домашних обязанностей. Отмечается, что на протяжении 1970-1980-х гг. начинают исчезать традиционные сельские ценности. Однако исторической динамики в исследуемых вопросах не прослеживается.
Белорусский социолог Р. В. Гребенников в работе «Проблемы современного села (по материалам конкретно-социологического исследования в Беларуси)» (1973) [73] анализирует изменения за годы советской власти в семейной и общественной сферах жизни белорусской деревни, затрагивая положение сельских женщин. Он приходит к выводу, что в 1970-е гг. в сельской семье еще имеют место патриархальные стереотипы, а изменения здесь происходят довольно медленно.
Ведущими темами советских исследователей в 1970–1991 гг. становятся особенности трудовой деятельности женщин, сочетание семейных и профессиональных обязанностей. В ряде работ затрагиваются отдельные аспекты внутрисемейной занятости сельской женщины, в частности, среди новых явлений отмечается механизация быта, дается его оценка, приводятся данные о пользовании сельскими жителями услугами организаций бытового обслуживания, предлагаются различные варианты для устранения загруженности сельчанки и др., проводится анализ зависимости уровня механизации быта сельских семей от социальной принадлежности супругов [83, 153, 300, 301, 386].
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги