На фоне упадка и деградации традиционного турецкого ислама и наблюдается деятельность Б. Сайда Нурси, который написал целый ряд произведений религиозного характера, призванных восстановить уважительное отношение к традиционному исламу в турецком обществе. Некоторые исследователи литературного творчества Нурси объявляют его фундаменталистом, что, по-видимому, не соответствует действительности, поскольку в своих произведениях Нурси позитивно отзывается об основателях целого ряда суфийских тарикатов, последователи которых имеются в Турции. Фундаменталисты же выводят суфизм за рамки истинного ислама, считая суфизм «греховным нововведением» (бид'а), далеким от «чистого» ислама. Иными словами, Нурси отстаивает в своих произведениях ценности не фундаментального, а традиционного турецкого ислама.
Как отмечают многие другие эксперты, в книгах Б. Сайда Нурси отсутствует информация, способная возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам отношения к религии, национальным и другим признакам. Как представляется, можно согласиться с авторами вышеуказанной экспертизы в том, что публикация произведений Б. Сайда Нурси «в современной России во избежание возможного неадекватного понимания желательна при наличии классических комментариев, возможно, в виде предисловия, которые могли бы вводить читателя в реалии определенного исторического периода».
В настоящее время лидером секты является Фетуллах Гюлен Хаджи-Эфенди, обладающий серьезным политическим влиянием в Турции и контактирующий с первыми лицами государства. Он также имеет контроль над рядом СМИ Турции, при помощи которых проводит политику пропаганды идей исламского фундаментализма и турецкого пантюркизма. Деятельность секты носит конспиративный характер, прием новых членов из числа иностранцев осуществляется после тщательной проверки их на лояльность. Каждого вновь принятого инструктируют о необходимости сохранения в тайне факта своей принадлежности к «Нурджулар», в структуре которой имеется служба безопасности с банком данных на членов движения, занимающаяся, в частности, выявлением агентуры национальных спецслужб и правоохранительных органов. Организация имеет свои газеты, телевидение, холдинги, ее основные сферы деятельности – печать и образование. Денежные средства поступают за счет пожертвований и функционирования принадлежащих секте фирм, банков и холдингов. Кроме того, у лидера секты Ф. Полена имеется возможность осуществлять ее легальное финансирование через турецкие промышленно-финансовые корпорации (холдинги Ihias, Asya finans kurumu, Isik sigorta), а также фонд Ihias, располагающие обширной сетью своих представительств по всей Европе и в Турции.
События в Чечне и Дагестане, а особенно террористические акты исламских экстремистов, совершенные 11 сентября 2001 г. в США, подтолкнули турецкие власти к действиям, направленным на ограничение деятельности «Нурджулар» внутри государства. Дело в том, что братство, исповедуя не только пантюркистскую, но и исламистскую идеологию, тесно связано с террористической организацией «Бозкурт» («Серые волки»), разделяет ее программные установки, финансово поддерживает ее деятельность. Вместе с тем спецслужбы Турции предприняли ряд шагов для расширения сферы деятельности секты вне страны, рассматривая это как один из способов усиления политических и экономических позиций Турции в странах Закавказья, российском Северо-Кавказском регионе и некоторых центрально-азиатских государствах СНГ. При этом особое значение придается пропаганде исламских идей путем открытия учебных заведений. Всего развернуто более 200 учебных центров, где эмиссарами секты осуществляется пропаганда ислам-ского экстремизма и пантюркизма. Одновременно «Нурджулар» реализуется программа подготовки кадров российского мусульманского духовенства в теологических учебных заведениях Турции, где осуществляются их идеологическая обработка, изучение личных и деловых качеств, приобщение к идеям исламского экстремизма, национал-сепаратизма, подготовка к осуществлению подрывной деятельности после возвращения в РФ.
Предпочтение отдается перспективной молодежи с расчетом на ее кадровый потенциал, возможное выдвижение на ключевые посты в экономике, науке, управленческих структурах России. При обучении за пределами Российской Федерации члены «Нурджулар» предлагают студентам крупную материальную и финансовую помощь в обмен на членство в секте, участие в ее деятельности.
С начала 90-х годов миссионерами «Нурджулар» проводится программа открытия учебных заведений (в том числе общеобразовательных) и на территории Российской Федерации. Так, в период с 1993 по 1999 г. сектой были открыты лицеи в Астрахани, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Татарстане, Башкирии, Якутии и Республике Тува. Кроме этого, в средствах массовой информации появлялись сведения о деятельности миссионеров «Нурджулар» в Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Волгоградской, Ростовской областях, Краснодарском и Ставропольском краях.
Другой организацией, проводящей активную работу в мусульманской умме России по вовлечению новых членов, занимающейся также прозелитической деятельностью, является международная террористическая организация «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (араб. – Исламская партия освобождения, далее «XT») – суннитская религиозно-политическая организация, созданная в 1952 г. в г. Куддусе судьей шариатского апелляционного суда Такиуддином ан-Набхани (1909–1977/79). После его смерти лидером партии стал палестинец Абдул Кадим Заллум (1925 г. р.), руководивший партией до 2003 г., а нынешним руководителем партии является Ата Абу Рашт.
После 1967 г. «XT» фактически прекратила свое существование, посчитав невозможным проведение исламской революции в условиях израильской оккупации. Спустя 10 лет после смерти единоличного лидера «XT» и более 20 лет после прекращения деятельности партии, в период первой палестинской интифады, был зафиксирован случай появления на оккупированных территориях листовок от имени «XT», которые, как было установлено, печатались за пределами Палестины.
В середине 90-х годов организация под тем же названием заявила о себе в Центральной Азии, причем сразу в виде мощного международного объединения исламистов. По своей организационной структуре «XT» не характерна для Центрально-Азиатского региона и создана без учета местных традиций по образцу структуры организации «Братья-мусульмане» 50-х годов XX в. в Египте. При этом из программных и организационных документов египетских «Братьев-мусульман» был удален ряд важных, с точки зрения египетских исламистов, направлений деятельности (работа в профсоюзах, спортивных организациях).
В отличие от других центральноазиатских исламских экстремистских организаций (Исламское движение Узбекистана (ИДУ), Таджикская исламская оппозиция), возникновение которых было обусловлено комплексом местных этнополитических и социально-экономических причин, появление «XT» лишь отчасти соответствовало политическим запросам и экономическим устремлениям отдельных слоев населения Центральной Азии. Эксперты отмечают, что естественных предпосылок для возникновения «XT» в этом регионе не существовало. На тот период в государствах Центральной Азии радикальная исламская «ниша» была уже занята, но «XT» сумела без особых трудностей «договориться» с другими исламистами о разделе сфер влияния в регионе.
Кроме того, в отличие от ИДУ, социальной базой которого являются в основном маргинальные и беднейшие слои сельского населения, наиболее пострадавшие от экономических реформ, проведенных по рекомендациям Мирового банка и Международного валютного фонда (МБ и МВФ), пропаганда «XT» ориентирована, в том числе, на образованных жителей города, не удовлетворенных ходом и темпами социально-экономической трансфор-мации.
В то время как в основе деятельности ИДУ лежат главным образом методы локальной вооруженной борьбы в традициях Центральной Азии (по типу басмаческого бандитско-повстанческого движения 20–30-х годов XX в.), «XT» использует преимущественно «интеллектуальные» и «высокотехнологичные» формы организационной и пропагандистской работы, направленные прежде всего на создание эффективно управляемой трансграничной сети своих структур («ячеек») в различных регионах.
Эксперты отмечают, что для «XT» характерна жесткая установка на завоевание политической власти путем распространения своего влияния по всему миру. В отличие от обычных исламских экстремистских организаций, «XT» последовательно создает свои структуры даже в традиционно немусульманских районах, вербуя представителей этнических немусульман. Формы и методы вовлечения новых членов активистами «XT» не типичны для исламских экстремистов и напоминают приобретение неофитов современными западными тоталитарными сектами типа «Свидетелей Иеговы» и сайентологов. В ходе вербовки «тахрировцы» делают акцент не только на борьбу за торжество ислама во всем мире, но и на будущую принадлежность человека к влиятельной международной структуре, способной обеспечить его будущее. В отличие от форм агитации и пропаганды, принятых в деятельности всех исламских экстремистских организаций (фетвы религиозных авторитетов, проповеди в мечетях, аудио– и видеоматериалы, книги С. Кутба, Аль-Маудуди, Бен База – признанных основоположников исламского экстремизма, а также современных авторитетных религиозных радикалов), «XT» на первом этапе своей деятельности в Центральной Азии приступила к распространению серии книг «Исламский порядок», написанных в середине 50-х годов XX в. для жителей Палестины малоавторитетным в исламской среде и давно забытым шейхом Такиуддином ан-Набхани. В отличие от обычных исламских экстремистских группировок, у истоков создания которых всегда стоит признанный духовный и организационный лидер, который имеет, в том числе, и криминальный авторитет, «XT» не имеет авторитетного руководителя и управляется, вероятно, группой лиц.
Следует отметить беспрецедентно высокий уровень квалификации менеджмента «XT», достигаемый, в том числе, благодаря тому, что партия с самого начала своей деятельности активно использовала Интернет в целях мобилизации своих сторонников по всему миру. Анализ содержания информационно-пропагандистских материалов, распространяемых «XT» в странах Центральной Азии, показывает, что они не в полной мере соответствуют менталитету местных жителей, их национально-психологическим особенностям и системе ценностных ориентаций. В подготовке этих материалов могли принимать участие европейские или американские специалисты. Отмечено, что пропагандистская деятельность «XT» осуществляется по принципам и законам современных политических технологий.
В отличие от источников финансирования местных группировок исламистов в Центральной Азии, основу которого составляют преимущественно наркобизнес, рэкет, торговля людьми, контрабанда оружия, кражи скота, незаконная приватизация, «XT» с момента своего появления в этом регионе располагала практически неограниченными финансовыми ресурсами из неустановленных источников. Дислокация основных штаб-квартир «XT» точно не определена, предположительно – Палестина, Иордания, Великобритания, откуда идут основные потоки финансирования. Членство в «XT» строго засекречено. Численность организации не установлена, в Центрально-Азиатском регионе, по некоторым оценкам, сосредоточено до 20 тыс. членов «XT». Региональные центры организации находятся в Великобритании (Лондон), Германии (Франкфурт-на-Майне), Турции (Стамбул), Индии (Лакнау), Саудовской Аравии (Джидда), Палестине (Новый Иерусалим), Малайзии (Куала-Лумпур). Наиболее активные ячейки партии действуют на территории Афганистана, Алжира, Египта, Иордании, Ирана, Ирака, Йемена, Кувейта, Пакистана, Судана, Туниса, КНР, в странах СНГ Центрально-Азиатского региона. Партия издает журнал – «Аль-Вай» (араб. – «Сознание»), который печатается в Иордании. О размахе деятельности этой организации свидетельствует факт, что на ежегодном конгрессе, состоявшемся в Лондоне 24 августа 1996 г., присутствовало около 1 тыс. делегатов из разных стран мира. В ряде государств Европы, Ближнего Востока и СНГ «XT» запрещена законом.
Решением Верховного суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. «XT» признана террористической организацией и запрещена в нашей стране. В России организация официально не регистрировалась, а была представлена эмиссарами и многочисленными законспирированными ячейками и сторонниками.
Для достижения поставленных целей лидерами «XT» реализуется поэтапный план, предусматривающий постепенное создание ячеек организации в различных слоях общества предварительно выбранной страны, их последующее усиление и переход к открытому отстаиванию своих интересов, а на завершающей стадии – силовой захват власти, имеющий конечной целью провозглашение халифата и экспансию в соседние государства. Вся власть в таком государстве должна принадлежать религиозным деятелям ислама и подчиняться законам шариата. Одним из основных направлений деятельности данной организации является создание разветвленной инфраструктуры (конспиративные квартиры, подпольные типографии, склады средств материально-технического и иного обеспечения), приобретение сторонников из числа работников СМИ, студенческой молодежи, влиятельных и авторитетных мусульманских духовных лидеров, опытных юристов (особенно из правозащитных организаций), с тем чтобы подготовить в перспективе легализацию «XT».
На сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция количественного и качественного укрепления состава членов «XT». Если в начале своей деятельности члены «XT» набирали в свои ряды любых желающих, в основном не занятую и безграмотную молодежь, то в настоящее время основной упор делается на привлечение в ряды организации образованных и подготовленных молодых людей. Ими активно проводится вербовочная работа среди подследственных, находящихся в местах лишения свободы, с постепенным оказанием на них идеологического (религиозного) воздействия. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что члены «XT» активизировали работу среди студентов вузов, учащихся среднеспециальных и средних учебных заведений.
В тактическом плане «XT» действует весьма гибко и осторожно. В публичных выступлениях представители организации осуждают насилие как средство достижения политических целей. В материалах, распространяемых британским филиалом «XT» в расчете на общественное мнение Запада, утверждается, что партия стремится к созданию халифата лишь в исламских странах, а ее активность в других регионах, например в Европе и России, ограничивается разъяснениями особенностей исламского образа жизни. Серьезную роль в вербовочной деятельности партии играет привлечение в ее ряды представителей интеллигенции, пользующихся авторитетом, имеющих влияние на общественное мнение и способных усовершенствовать пропагандистскую и агитационную работу «XT». Существенную роль играет и стремление данной партии к вербовке представителей политической элиты, способных повлиять на ситуацию в русле, выгодном для ее деятельности. Необходимо также отметить, что неотъемлемой частью деятельности «XT» является вербовка сторонников силовых структур: планируется использовать их для свержения правящих режимов в современных мусульманских странах и в дальнейшем для уничтожения Государства Израиль и расширения территории халифата силовым путем.
Такой механизм приобретения сторонников и взаимодействия с ними отличается дешевизной и эффективностью, так как позволяет при умелой пропаганде охватывать широкие слои общественности даже в условиях недостатка активных членов партии. Целый ряд документов свидетельствует о стремлении партии «XT» внести раскол в общество. Это имеет отношение главным образом к обществам мусульманских стран или же тех стран, где существует значительная по численности и общественному влиянию мусульманская община (например, в России). Идеологи «XT» заявляют, что мусульмане должны стремиться к свержению существующих в их странах «неверных» режимов и восстановлению «исламского правления». Подобными призывами, которые распространяются в различных государствах, и вносится раскол в общество. Мусульмане оказываются дезориентированными в своей политической и социальной позиции: поддерживать ли им правящий в их стране режим или же воевать против режима во имя создания халифата?
Значительная часть пропагандистских материалов направлена на возбуждение ненависти и вражды, на унижение человека, народа, страны, группы стран по признакам национальности и религии. Евреи объявляются «XT» порочным и лживым народом, более всех ненавидящим мусульман. Государство Израиль должно быть уничтожено, поскольку расположено на территории Палестины, объявленной партией исламской землей. США и Великобритания, а также народы этих стран обвиняются в куфре, т.е. неверии и враждебном отношении к исламу и мусульманам. Русский народ оскорбляется как народ, уничтожающий мусульман в Чечне. В.В. Путин также попал в список лиц, которых «XT» считает врагами ислама. Мусульмане всех стран призываются к джихаду – священной войне против христиан и иудеев. Основанием джихада называются чрезмерное влияние стран Запада на исламский мир и антимусульманская политика, проводимая США и их союзниками.
Также большая часть программных и пропагандистских документов «XT» содержит положения, побуждающие мусульман к насилию и физическому уничтожению людей в открытой или завуалированной форме. Применение насилия как средства политической борьбы вытекает из самой партийной доктрины, т.е. является одним из основных инструментов построения халифата, так как создание данного государственного образования подразумевает пересмотр международно признанных и относительно стабильных границ современных государств, что может быть осуществлено только насильственным (военным) путем. Кроме того, в состав халифата, в соответствии со взглядами партии, должны войти некоторые территории, отвоеванные христианами у мусульман еще в XIV–XV вв., в частности значительная часть современной Испании (Андалусия), что также невозможно без широкомасштабного применения насилия.
Насильственный характер взглядов партии на распространение ислама находит свое выражение в концепции джихада, содержащейся в целом ряде документов «XT». В большинстве документов джихад рассматривается как система насильственных действий, в том числе военных, направленных против сторонников других религиозных учений, государств, считающихся «врагами ислама» (Израиль, США, Великобритания, Россия), и их граждан, а также против современных лидеров мусульманских стран, не признающих «правоту» взглядов данной партии и настроенных на диалог со странами Запада и Россией. Многие документы «XT» содержат неоднократные призывы к армиям и другим силовым структурам мусульманских государств, имеющие своей целью побудить их к насильственному свержению режима в той или иной стране, уничтожению ее лидеров, что также подтверждает вывод о существенной роли насильственных действий в политических планах партии. Необходимо отметить, что некоторые категории людей, в соответствии со взглядами идеологов данной партии, должны подвергаться не просто насилию, а физическому уничтожению (в частности, евреи – граждане Государства Израиль).
«Хизб ут-Тахрир» обладает собственным стандартным и легко узнаваемым стилем изложения своих взглядов и призывов, отличающимся простотой, доходчивостью, эмоциональностью и неоднократным повторением основной мысли документа, что также позволяет делать вывод о принадлежности тех или иных документов к комплексу этой партии. Необходимо также отметить, что для целого ряда документов «XT» (статьи из журнала «Сознание», прокламации, инструкции и т.д.) характерна стандартная манера внешнего оформления, по которой они могут быть определены как документы данной организации.
В материалах встречается упоминание других исламских партий. Однако «XT» выделяет себя среди этих партий тем, что стремится к объединению всех мусульман и к созданию халифата. Деятельность же других партий критикуется за ограниченность, как считает «XT», своих политических требований и социальных устремлений. В ряде документов содержатся призывы к неподчинению законам существующих государств, в том числе и законам Российской Федерации, в силу того, что мусульмане не должны подчиняться никаким другим нормам, кроме «приказов Аллаха». Кроме того, в некоторых документах присутствуют призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации, направленные на «ликвидацию кремлевской власти» над Татарстаном и Кавказом и оспаривание легитимности власти России над «оккупированной» Чечней.
Угроза конституционному строю и суверенитету Российской Федерации заключается в попытках «XT» обострить ситуацию на Северном Кавказе и возбудить сепаратистские настроения внутри северокавказских этнонациональных групп. Одной из линий работы «XT» является деятельность, направленная на подрыв авторитета и доверия к российской власти и включение части территорий России в исламский халифат. Террористическая деятельность «XT» имеет второстепенное значение и рассматривается лидерами и активистами партии как «вспомогательная» мера в случае невозможности достижения поставленных целей политическими методами.
Другие зарубежные экстремистские организации на территории Российской Федерации проявляют себя слабо. Их роль сводится скорее к поддержке тех экстремистских групп на территории РФ, которые уже смогли приобрести сколь-нибудь значимые позиции в местном социуме, в том числе и в молодежной среде.
Таким образом, исламский экстремизм представляет собой реальную угрозу для Российской Федерации. Молодежная среда России вызывает глубокую заинтересованность у экстремистских структур, что вынуждает искать пути противодействия экстремизму не только правоохранительные органы, но и все российское общество. Только совместными усилиями можно значительно снизить степень угрозы и блокировать ее негативные результаты.
«Исламская молодежь в современном мире», Н. Новгород, 2009 г., с. 46–55.КУЛЬТУРНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ
В СОВРЕМЕННОМ ТАТАРСТАНЕ
А. Салагаев, С. Сергеев, Л. Лучшева,публицистыСоциокультурное пространство Республики Татарстан исторически складывалось из православно-русской и тюрко-мусульманских культур, что отразилось на формировании менталитета, традиций правовой и политической культуры, языков, литературы, искусства проживающих здесь народов. Руководство Республики Татарстан официально проводит политику мультикультурализма, всячески подчеркивая полиэтничный состав населения республики и уважение этнокультурных нужд и запросов населения. Эта политика на российском и мировом уровне подается в качестве образца успешного развития этнических культур и их мирного взаимообогащения. Однако декларирование мультикультурализма нередко сочетается с проведением этноцентристской политики. Это проявляется даже на уровне принятых правовых норм. Например, в Законе «О культуре» говорится, что одной из главных задач культурной политики региона является «содействие развитию татарской национальной культуры, культуры многонационального народа Республики Татарстан». Большинство указанных в этой программе мероприятий касается развития культуры всех народов, проживающих в республике, однако предполагаемые в ней действия по возрождению и сохранению татарской национальной культуры являются приоритетными. Сохранение и развитие культур народов Республики Татарстан направлено главным образом на удовлетворение культурных запросов и потребностей татарского народа, проживающего за пределами РТ. Раздел VII второй программы (2004–2007) полностью посвящен поддержке и развитию культуры и языка татар, проживающих на территории Российской Федерации, стран СНГ и Балтии. Это позволило татарстанским руководителям направлять средства республиканских налогоплательщиков на оказание помощи татарскому народу, проживающему за пределами Республики Татарстан. В пункте 29 раздела II второй программы, где речь идет о сохранении и использовании недвижимого историко-культурного наследия, говорится о подготовке и издании Свода памятников истории и культуры только татарского народа.
Языковая и образовательная политика. Согласно пункту 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации, «государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык». Пункт 2 этой же статьи закрепляет право республик самим «устанавливать свои государственные языки». Вместе с тем Конституция не дает ответа, в каком соотношении между собой должны находиться государственный и республиканский языки. Законом «О языках народов Республики Татарстан» закрепляется равноправие татарского и русского языков. Но в связи с необходимостью введения особых мер по возрождению и развитию татарского языка «Республика Татарстан содействует сохранению, развитию и изучению татарского языка татарами и лицами других национальностей, проживающими за ее пределами». Программные документы, выпущенные в РТ, оказывают поддержку в первую очередь развитию татарского языка, что наглядно продемонстрировали руководители ряда учреждений, прибавив 15 % к окладам работников за знание русского и татарского языков. Нетатарское население республики в этой ситуации было сориентировано на необходимость знания татарского языка, и при этом руководство республики принимало меры по усилению его важности.