Как продемонстрировали С. Роккан и его коллеги, важные структурные факторы – конфигурации центров и периферий, сообществ и элитных групп, различных исторических традиций их взаимодействия. В частности, исследуя опыт формирования государств в Западной Европе, С. Роккан обнаружил, что степень контроля и совпадения границ во многом определялась концентрацией, совпадением или конкуренцией центров различных типов: административных / военных, экономических и культурных. При высокой концентрации центров на определенной территории возрастали возможности «выхода» и осложнялся процесс формирования государства. Подобная ситуация наблюдалась в трансграничных перифериях династических центров, конкурирующих за влияние на эти территории. Такие периферии сложно было интегрировать в рамках единого государства. Проблема обострялась в тех случаях, когда различные региональные интересы дополнялись культурными, этническими или конфессиональными особенностями и противоречиями. Эти противоречия подкрепляли и усиливали друг друга, создавая основу для альтернативной центру политической идентичности.
Учет конфигурации центров и периферий различных типов лег в основу концептуальной карты Европы, в рамках которой С. Роккан и выделил монокефальный и поликефальный типы формирования государства и нации. Монокефальный возникал там, где наблюдалось сосредоточение различных центров на небольшой территории, «все элиты и держатели ресурсов на которой склонны концентрироваться недалеко друг от друга и, соответственно, совместно использовать различные возможности» [Rokkan, 1987, p. 21]. Этот тип отличался доминированием в процессе строительства государства одного из политических акторов и был свойственен европейским династическим центрам.
Поликефальный тип характеризовался дисперсией центров, «пространственной сегментацией различных типов владельцев ресурсов, цепочкой отдельных центров, в каждой из которых существует особая элита» [Rokkan, 1987, p. 21]. Этому типу было свойственно преобладание консенсусных практик над практиками доминирования, в том числе и в отношении национальных меньшинств. Подобная полицентрическая модель преобладала в Западной Европе на территории «пояса городов», от Адриатики до Северного моря. Этот «пояс городов» представлял собой трансграничную периферию династических центров, высокоразвитую в культурном, экономическом и организационном отношениях. Существование на данной территории множества развитых центров и наличие многочисленных возможностей для «выхода» чрезвычайно затруднило возвышение одного из них над другими. Не было географически определенной центральной области, вокруг которой могла бы сформироваться устойчивая территориальная система. На этой территории в меньшей степени, чем в европейских фрагментированных государствах типа Испании, была выражена поляризация между экономическими и административными центрами. Как отмечает С. Роккан, «модель, которая лежит в основе этой системы, – это лига городов, открытая договорная организация для защиты торговых привилегий и контроля над рынками» [Rokkan, 1973, p. 83]. Именно на территории пояса городов сформировались европейские консоциации: Швейцария, Нидерланды и Бельгия.
Конфигурация центров, элитных групп во многом определила специфику исторического опыта, постепенно получившего закрепление в той или иной конфигурации власти и органов государственного управления. На важность этого опыта обращали внимание многие исследователи. В частности, Лембрух подчеркивал большое значение исторического опыта формирования консоциации, которую он рассматривал как длительную практику, уходящую корнями в историю. По его мнению, консоциация возникает как результат действий меньшинств по формированию социально-политических сетей для защиты своих интересов и постепенной интеграции этих сетей в общенациональную институциональную структуру [Lehmbruch, 1993].
Учет конфигурации различных центров оказывается важен и при анализе влияния внешнеполитических акторов на выбор той или иной стратегии формирования государства и нации. Исследования влияния внешних акторов на внутриполитический процесс в отдельных странах выявили неоднозначные эффекты этого явления.
С одной стороны, наличие внешнего центра, к которому ранее принадлежала территория или часть территории новой политии, увеличивает возможности для выхода и осложняет формирование государства и нации. Влияние внешнего центра оказывается особенно ощутимым в том случае, если на территории нового независимого государства проживает значительное этническое или конфессиональное меньшинство, «материнская» родина которого является внешним центром. В особенности это актуально для стран, возникших при распаде имперских образований. В частности, как показал Д. Ливен, потеря империями территорий происходит легче и относительно бескровно при отсутствии их колонизации. Колонизационные полумеры, в результате которых имперское население оказывается угнетающим меньшинством, при распаде империй вызывают самые худшие проблемы для самих колонизаторов [Lievan, 2002].
С другой стороны, внешние центры могут оказывать обратное влияние: приводить к корректировке стратегии в отношении этнических и конфессиональных меньшинств и способствовать снижению конфликтов. Так, например, Дж. Макгэрри и Б. О’Лири на основе анализа конфликта в Северной Ирландии пришли к выводу, что внешние силы могут сыграть важную роль в развитии консоциативных практик и механизмов в многосоставных обществах. Вмешательство государств-посредников, международных организаций, как отмечают ученые, зачастую оказывает благоприятное воздействие на разрешение конфликтных ситуаций в разделенных обществах [McGarry, O'Leary, 2008]. К схожим выводам о положительном воздействии международных структур приходят и исследователи, анализирующие политические процессы в бывших колониях, а также странах постсоветского пространства9.
Данная тематика нашла свое отражение также и на страницах журнала «Политическая наука», в нескольких номерах которого анализировались проблемы формирования государств и наций на постсоветском пространстве и в других посткоммунистических странах и влияние внешних центров на этот процесс (особенно в № 3 за 2005 г., № 1 за 2008 г., № 4 за 2008 г.). В настоящем номере эта проблематика развивается сразу в нескольких материалах: в статьях А.И. Миллера и П.А. Федосова, анализирующих различные аспекты государственного и национального строительства в России и на Украине, в работах И.В. Кудряшовой и Е.Г. Пономаревой, рассматривающих влияние различных центров на формирование наций и государств на Балканах. Кроме того, в номер включен сводный реферат работ турецких авторов, анализирующих подходы к формированию нации и проблемы, возникающие в этой связи на другом постимперском пространстве – в Турции.
Влияние внешних центров как фактор формирования государств и наций играет особую роль в несостоявшихся или непризнанных (полупризнанных) государствах, в которых существует тесная связь между процессом консолидации границ, внешним международным признанием государства и внутриполитическим развитием. Международное признание способствует укреплению государственного суверенитета, консолидации центра и границ политии, в частности путем накладывания общей правовой, политической рамки. Это, в свою очередь, способствует политической и правовой стандартизации и политическому структурированию внутри страны. Соответственно государства, лишенные международного признания, оказываются в определенной степени вне связей международного сообщества, вне влияния требований общей рамки. Тем самым в них создаются неблагоприятные условия для консолидации центра, границ и политического структурирования, повышается степень произвола политических акторов, в том числе и в выборе стратегии по отношению к национальным меньшинствам. В данном номере «Политической науки» эти проблемы нашли свое отражение в статье И.В. Кудряшовой, анализирующей воздействие международных структур и нормативных требований на государственное и национальное строительство в Боснии и Герцеговине и в Косове.
3. Современные тенденции политического развития как фактор выбора типа стратегии государственного и национального строительстваБольшую роль в государственном и национальном строительстве, конечно же, играют современные процессы интеграции, глобализации, массовой иммиграции и пр. Они сказываются не только на странах, где задачи формирования государства и нации до сих пор остаются нерешенными или решены лишь частично, но и на политиях, в которых национальные государства сформировались уже относительно давно. Современные тенденции бросают вызов национальным государствам, которые начинают сталкиваться с серьезными проблемами.
Одним из таких вызовов является надгосударственная интеграция и, в первую очередь, те ее формы, которые предполагают тесное взаимодействие стран, формирование определенных атрибутов и реализацию некоторых функций государства и нации, как это происходит в Европейском союзе. Существует немало политологической литературы, в которой демонстрируется, что подобные формы интеграции оказывают противоречивое влияние на формирующиеся или уже сформированные национальные государства. Так, например, с одной стороны, ЕС способствует определенному смягчению проблем, связанных с правами и участием меньшинств на государственном уровне за счет создания более широкой политической рамки. С другой стороны, существование Европейского союза приводит к ослаблению и деконсолидации границ территориальных политий, создает дополнительные возможности для «выхода», в том числе и территорий с компактным проживанием меньшинств, что отрицательно сказывается на институтах политического структурирования и целостности нации [Bartolini, 2005; Fossum, 2006; Keating, 2004].
Деконсолидация границ современных государств, связанная с возникновением надгосударственных образований и иными процессами глобализации, актуализирует проблему эволюции модели гражданства. Работы, в которых признаются серьезные изменения в этой сфере [Benhabib, 2002; Tambini, 2001; Soysal, 1994; Soysal, 2002; Somers, 2006; Kymlicka, 2001; Joppke, 2006 etc.], можно условно разделить на две группы. Авторы исследований, относимых к первой группе, признают снижение функциональной значимости национального гражданства и презумпции универсальности прав людей в современном мире. Так, формулируя концепцию «постнационального» гражданства, Й. Сойсал [Soysal, 1994] исходит из того, что один из определяющих принципов национального гражданства и государственного суверенитета – исключительная способность государства обеспечивать гражданские права. Национальная идентичность и права – два первичных компонента гражданства, – по мнению исследователя, в современном мире оказались дезагрегированными до такой степени, что государство осталось важным источником идентичности, но не грарантом прав. Обладание правами все меньше зависит от гражданства. Основными агентами, обеспечивающими их реализацию, все чаще становятся надгосударственные организации, опирающиеся на международные правовые нормы, а не на национальное законодательство. Таким образом, членство в нации в настоящее время не является более необходимым для индивидов для пользования правами [Soysal, 2002; Tambini, 2001]. В фокусе внимания другой группы авторов находится противоречие между фактом наличия гражданства и равенством в доступе к различным правам у отдельных групп населения и индивидов – проблема, особенно актуальная для мультикультурных сообществ. Они обращают внимание на тот факт, что разрыв между формальным обладанием статусом гражданина и реальными возможностями иногда приводит к тому, что некоторые граждане фактически оказываются людьми без гражданства. Причинами подобной ситуации являются сложившиеся в том или ином государстве представления о национальной идентичности, а также условия рыночной конкуренции [Somers, 2006].
В целом представители как первого, так и второго подходов обращают внимание на возникающий разрыв между институтом гражданства и правами, особенно актуальный в современных условиях. Одни авторы полагают, что человек может не обладать формальным статусом гражданина, но пользоваться правами, в то время как другие исследователи считают, что человек может быть гражданином, но не иметь возможности пользоваться правами.
Анализируемые этими авторами проблемы во многом обусловливаются деконсолидацией границ территориальных политий. На этот фактор обращает внимание и автор одной из статей данного номера «Политической науки» И.Б. Фан, в которой рассматриваются изменение модели гражданина Модерна и возможности ее адаптации в неевропейских условиях.
Проблема деконсолидации границ во многом обостряется под влиянием иммиграции, результатом которой часто является возникновение инокультурных меньшинств, традиции и опыт которых предполагают иную, отличную от общепринятой в том или ином государстве систему ценностей и идентичностей. Подходы к исследованию этой проблемы можно условно разделить на две группы. Первая включает работы, анализирующие функциональные последствия и проблемы, которые несут иммиграция и образование значительной доли инокультурных сообществ для национального государства. Вторая объединяет исследования, в которых внимание акцентируется на вопросах смысла и цели: проблема оценивается с нормативных позиций, с этой же точки зрения рассматриваются различные пути ее решения. Обзор исследований последних лет, посвященных проблеме интеграции мусульман в европейские государства, выполненных в рамках первого подхода, представлен в настоящем номере журнала в статье Е.В. Пинюгиной. Позиция второй группы авторов раскрывается в статье А.В. Веретевской, посвященной мультикультурализму как исследовательскому подходу.
В связи с расширением географического фокуса внимания ученых появляется все больше работ, анализирующих воздействие эволюционной стадии развития общества на формирование государств и наций в условиях этнокультурной разнородности. В ряде работ выявляются и анализируются проблемы, возникающие в условиях существования и доминирования архаических и традиционных, доэтнических идентичностей и способов организации власти при их совмещении с этническими и религиозными. Эта проблематика актуальна для многих стран и регионов, включая постсоветское пространство. В данном номере эта тематика отражена в рецензии на книгу О. Руа об эволюции политических систем Центральной Азии и в реферате на статью С. Пейруза, посвященную русскоязычному меньшинству в Казахстане.
Материалы номера «Политической науки» сгруппированы в несколько тематических разделов. В первый входят статьи, обобщающие исследовательский опыт по теме номера. Во втором и третьем представлены работы, анализирующие стратегии государственного строительства соответственно на постсоветском и постъ-югославском пространстве. В центре внимания авторов четвертого раздела – вызовы европейскому национальному государству, обусловленные глобализацией, наднациональной интеграцией, иммиграцией и другими современными тенденциями общественного развития. Последний раздел включает обзоры, рефераты и рецензии. Авторы и редакторы-составители номера не претендуют на всеобъемлющий анализ поставленных проблем. Однако мы надеемся, что представленные работы будут способствовать оживлению научной дискуссии по вопросам государственного и национального строительства в условиях этнокультурной разнородности с использованием более широкого репертуара методологических концепций и подходов.
Список литературы1. Ле Руа Ладюри Э. История регионов Франции: Периферийные регионы Франции от истоков до наших дней. – М.: РОССПЭН, 2005. – 432 с.
2. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. – М.: Аспект-пресс, 1997. – 287 с.
3. Bartolini S. Restructuring Europe: Centre formation, system building, and political structuring between the nation state and the European Union. – Oxford: Oxford univ. press, 2005. – 448 p.
4. Bell D.A. The cult of the nation in France: Inventing nationalism, 1680–1800. – Cambridge, MA: Harvard univ., 2001. – 303 p.
5. Benhabib S. Citizens, residents, and aliens in a changing world: Political membership in the global era // The postnational self: Belonging and identity / Ed. by Hedetoft U., Hjort M. – Minneapolis: Univ. of Minnesota, 2002. – P. 85–119.
6. Bernier J. Nationalism in transition: Nationalizing impulses and international counterweights in Latvia and Estonia // Minority nationalism and the changing international order. – Oxford: Oxford univ., 2001. – P. 342–362.
7. Brubaker R. Citizenship and nationhood in France and Germany. – Cambridge: Cambridge univ. press, 1992. – 288 p.
8. Brubaker R. National minorities, nationalizing states, and external homelands in the New Europe // Daedalus. – Cambridge, MA, 1995. – Vol. 124, N 2. – P. 107–132.
9. Caramani D. The nationalization of politics: The formation of national electorates and party systems in Western Europe. – Cambridge, N.Y.: Cambridge univ., 2004. – 349 p.
10. Elazar D.J. Covenant and constitutionalism: The grate frontier and the matrix of federal democracy. – New Brunswick, N.J: Transaction publ., 1998. – 287 p.
11. Finer S. State-building, state boundaries and border control: An essay on certain aspects of the first phase of state-building in Western Europe considered in the light of the Rokkan-Hirschman model // Social science information. – L., 1974. – Vol. 13. – P. 79–126.
12. Fossum, J.E. Conceptualizing the European Union through four strategies of comparison // Comparative European politics. – Houndmills; Basingstoke: Palgrave, 2006. – Vol. 4, N 1. – P. 94–123.
13. Galbreath D. Nation-building and minority politics in post-socialist states: Interests, influence and identities in Estonia and Latvia. – Stuttgart: Ibidem, 2005. – 336 p.
14. Ghanem A. State and minority in Israel: the case of ethnic state and the predicament of its minority // Ethnic and racial studies. – Surrey, 1998. – Vol. 21, N 3. – P. 428–447.
15. Guillorel H. France: Religion, periphery, state and nation-building // Mobilization center-periphery structures and nation-building / Ed. by Torsvik P. – Bergen; Oslo: Tromsǿ: Universitetsforlaget, 1981. – P. 390–428.
16. Hale H. Divided we stand: Institutional sources of ethno-federal state survival and collapse // World politics. – Princeton, 2004. – Vol. 56, N 2. – P. 165–193.
17. Hirschman A.O. Exit, voice, and loyalty: Response to decline in firms, organizations, and states. – Cambridge: Harvard univ. press, 1970. – 162 p.
18. Joppke Ch. Citizenship between de– and re-ethnicization // Migration, citizenship, ethnos / Ed. by Y.M. Bodemann and G. Yurdakul. – N.Y.: Palgrave, 2006. – P. 63–91.
19. Keating M. European integration and the nationalities question // Politics and society. – 2004. – Vol. 32, N 3. – P. 367–388.
20. Kymlicka W. Politics in the vernacular: Nationalism, multiculturalism, and citizenship. – Oxford, UK; N.Y.: Oxford univ. pressy, 2001. – 383 p.
21. Lehmbruch G. Consociational democracy and corporatism in Switzerland // Publius: The journal of federalism. – Oxford, 1993. – Vol. 23, N 2. – P. 43–60.
22. Lieven D. Empire: The Russian empire and its rivals. – L.: John Murray, 2000. – 486 p.
23. Lijphart A. The puzzle of Indian democracy: A consociational interpretation // American political science review. – Los Angeles, 1996. – Vol. 90, N 2 – P. 258–268.
24. Lijphart A. Thinking about democracy: Power sharing and majority rule in theory and Ppactice. – N.Y.: Routledge, 2007. – 305 p.
25. Linz J., Stepen A. Problems of democratic transition and consolidation: Southern Europe, South America and post-communist Europe. – Baltimore; L.: The John Hopkins univ., 1996. – 480 p.
26. Lustick I.S. 1979. Stability in deeply divided societies: Consociationalism versus control // World politics. – Princeton, 1979. – Vol. 31, N 3. – P. 325–344.
27. McGarry J., O'Leary B. Power-shared after the deaths of thousands // Consociational theory: McGarry-O’Leary and the Northern Ireland conflict / Ed. by Taylor R. – L.: Routledge, 2008.
28. Peled Y. Ethnic democracy and the legal construction of citizenship: Arab citizens of the Jewish state // American political science review. – Los Angeles, 1992. – Vol. 86, N 2. – P. 432–443.
29. Pennings P., Keman H. The changing landscape of Dutch politics since the 1970s: A comparative exploration // Acta politica. – Leuven, 2008. – Vol. 43, N 2–3, July 2008. – P. 154–176.
30. Pettai V., Hallik K. Understanding processes of ethnic control: Segmentation, dependency, and co-optation in post-communist Estonia // Nations and nationalism. – Oxford, 2002. – Vol. 8, N 2. – P. 505–529.
31. Rae H. State identities and the homogenization of people. – Cambridge: Cambridge univ. press, 2002. – 372 p.
32. Roeder P.G. Where nation-states come from: Institutional change in the age of nationalism. – Princeton: Princeton univ. press, 2007. – 430 p.
33. Rokkan S. Cities, states, and nations: A dimensional model for contrasts in development // Building states and nations / Ed. by S.N. Eisenstadt, S. Rokkan. – Beverly Hills; L.: Sage, 1973. – Vol. 1. – P. 73–97.
34. Rokkan S. The center-periphery polarity// Center periphery structures in Europe: an ISSC workbook in comparative analysis. – Frankfurt a. M: Campus, 1987. – P. 17–50.
35. Smooha S. The model of ethnic democracy: Israel as a Jewish and democratic state // Nations and nationalism. – Oxford, 2002 – Vol. 8, N 4. – P. 45–503.
36. Somers M.R. Citizenship, statelessness and market fundamentalism: Arendtian right to have rights // Migration, citizenship, ethnos / Ed. by Bodemann Y.M., Yurdakul G. – N.Y.: Palgrave, 2006. – P. 35–62.
37. Soysal Y.N. Citizenship and identity: Living in diaspora in postwar Europe // The postnational self: Belonging and identity / Ed. by Hedetoft U., Hjort M. – Minneapolis: Univ. of Minnesota, 2002. – P. 137–151.
38. Soysal Y.N. Limits of citizenship: Migrants and postnational membership in Europe. – Chicago: Univ. of Chicago, 1994. – 244 p.
39. Stepan A. Comparative theory and political practice: do we need a state-nation model as well as a nation-state model? // Government and opposition. – Oxford, 2008. – Vol. 43, N 1. – P. 1–25.
40. Tambini D. Post-national citizenship // Ethnic and racial studies. – Surrey, 2001. – Vol. 24, N 2. – P. 195–217.
41. Tilly Ch. Contention and democracy in Europe, 1650–2000. – Cambridge: Cambridge univ. press, 2004. – P. 95–132.
42. Tilly Ch. Reflection on the history of European state-making // Formation of national states in Western Europe. – Princeton: Princeton univ. press, 1975. – P. 3–84.
43. Tilly Ch. Sinews of war // Mobilization canter-periphery structures and nation-building / Ed. by Torsvik P. – Bergen; Oslo; Tromsǿ: Universitetsverlaget, 1981. – P. 108–126.
44. Tilly Ch. Coercion, capital and European states, AD 990–1990. – Oxford: Basil Blackwell, 1990. – 269 p.
ЗНАЧЕНИЕ И ЗНАЧИМОСТЬ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА
А.В. ВЕРЕТЕВСКАЯТермин «мультикультурализм» сегодня довольно часто встречается в научных и публицистических текстах. Политологи, социологи, социальные антропологи, культурологи, социальные психологи и, конечно, философы и журналисты обращаются к нему в попытках дать объяснение множеству проблем, встающих перед современным обществом. Этот термин возникает, когда речь заходит о проблемах иммиграции и социальной неустроенности, о разобщенности и об отсутствии солидарности в современном обществе, о кризисе современной модели государства; о мультикультурализме неизбежно заходит речь в дискуссиях о смысле культуры и в дебатах о значении идентичности; без него сложно представить себе серьезное обсуждение образовательной политики или тематики прав человека. В данной статье рассматриваются различные значения этого термина в работах исследователей.
Принято считать, что понятие «мультикультурализм» вошло в широкое обращение на рубеже 1960–1970-х годов. Именно так в 1971 г. канадцы назвали свою социальную политику, основанную на принципе включенности. Немногим позднее этот термин появился и в официальной политической риторике другой бывшей британской колонии – Австралии. В США идеи, очень похожие на будущую канадско-австралийскую тенденцию, Х.М. Каллен выдвинул еще в 1924 г. [Семененко, 2006, с. 63]. И даже несмотря на то что в Америке на правительственном уровне мультикультурализм так и не стал популярным, словосочетание «американский мультикультурализм» встречается нередко. Из Нового Света мультикультурный дискурс перешел и в Старый. К концу века такие слова, как «английcкий мультикультурализм» или, скажем, «французская модель мультикультурализма», стали общеупотребимыми.