Рассмотрим далее институт частных поверенных.
25 мая 1874 г. утверждены «Правила о лицах, имеющих право быть поверенными по судебным делам».
В соответствии с этими правилами по делам производившимися как в общих так и в мировых судах поверенными (кроме присяжных поверенных) могли быть лица получившие особые свидетельства на право ходатайствовать по другим делам. Форма свидетельства устанавливалась министерством юстиции.
Свидетельства на право ходатайства по чужим делам выдавались мировыми съездами, окружными судами и судебными палатами. Свидетельства эти давали право на ходатайство лишь в том судебном месте, из которого они выданы, за исключением, например, случая, когда поверенный, принявший на себя хождение по делу, производящемуся в мировых судебных установлениях, окружном суде или в судебной палате, по желанию тяжущегося или подсудимого, ходатайствовал по тому же делу и в Кассационных департаментах правительствующего Сената.
Желающий получить свидетельство на право быть поверенным должен был подать прошение в соответствующий суд с приложением документов, удостоверяющих его личность, подтвердив в прошении, что для получения права быть поверенным нет препятствий. Если впоследствии выяснялось, что препятствия имелись, то у лица отбиралось свидетельство и он привлекался к уголовной ответственности, в соответствии с законом. Если суд отказал в выдаче свидетельства, то это решение можно было обжаловать в вышестоящей судебной инстанции.
О лицах, получивших свидетельство на право быть поверенными, суд доводил до сведения министра юстиции и публиковал имена этих лиц в местных губернских ведомостях.
Дисциплинарную власть за частными поверенными осуществляли суды, при которых состояли лица, получившие свидетельства. В случае «неправильных и предосудительных действий» этих лиц, суды рассматривали их действия и могли подвергать частных поверенных следующим дисциплинарным взысканиям: а) предостережению или замечанию; б) выговору; в) запрещению отправлять обязанности поверенного на время свыше одного года; г) исключению из числа поверенных.
Этим же законом 25 мая 1874 г. было предоставлено право по делам производившимся у мировых судей, допускались к ходатайству в качестве поверенных и лица, которые не имели свидетельства (не являлись частными поверенными), «но не более как по трем делам в течение года, в пределах того же мирового округа».
Перед допущением к судебному разбирательству такие лица спрашивались судьей: не ходатайствовали ли они уже в том году в пределах мирового округа по чужим делам, и если ходатайствовали, то сколько раз. За ложное показание по этому вопросу виновные подвергались уголовной ответственности.
Закон от 25 мая 1874 г. являлся ничем иным, как попыткой легализовать деятельность «подпольных» адвокатов, поставив их под контроль государства, но оказался неудачным, т. к. не смог содержать присяжную и частную адвокатуру вверенное целое на благо обществу.
Среди других категорий можно упомянуть присяжных стряпчих при коммерческих судах, но существенного влияния на роль адвокатуры они не оказали.
Все перечисленные формы просуществовали до 1917 г. и были упразднены Декретом № 2 «О суде» 1917 г..
2.3. Советский период в истории адвокатуры России (1917–1991)
22 ноября 1917 г. Декретом № 1 пришедшее к власти правительство
В.И. Ленина (Ульянова) упразднило институты частной и присяжной адвокатуры, без какой либо замены. В соответствии с терминологией употреблявшейся в этот период времени в роли защитников по уголовным делам или поверенным по гражданским мог выступить любой человек пользовавшийся гражданскими правами. Таким образом, адвокатура стала свободной профессией, как и была до судебной реформы 1864 г.
Период с 1917 по 1991 г., т. е. развитие советской адвокатуры условно делится на следующие этапы:
1) с 1917 по 1922 г.;
2) с 1922 по 1939 г.;
3) с 1939 по 1962 г.;
4) с 1962 по 1991 г., т. е. на четыре периода, каждый из которых является исторический вехой развития нашей страны.
Рассмотрим их более подробно.
1. Период с 1917 по 1922 гг.
Условно данный период именуется переходным от старого строя к новому в условиях гражданской войны бушевавшей в России.
Первой попыткой воссоздать адвокатуру была Инструкция о революционных трибуналах от 19 ноября 1917 г. В соответствии с этой инструкцией при революционных трибуналах должны были быть созданы коллегии защитников, куда принимали лиц по рекомендации местных советов. Декрет № 2 «О суде» от 15 февраля 1918 г. гласил что при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов создавались коллегии правозас-тупников, т. е. лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты. В эти коллегии могли вступать лица, избираемые и отзываемые Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
По Положению о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 года стали учреждаться коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе.
Они создавались, как указывалось в Положении «для содействия суду в деле наиболее полного освещения всех обстоятельств, касающихся обвиняемого или интересов сторон, участвующих в гражданском процессе». Так же, как и коллегии правозаступников, они учреждались при Советах рабочих и крестьянских депутатов. Этот законодательный акт уже содержал отдельные положения, касающиеся новой организации судебной защиты, обвинения и представительства, соответствовавшей духу времени.
Члены коллегии избирались Советами рабочих солдатских и крестьянских депутатов и были должностными лицами, получавшими содержание в размере оклада, устанавливаемого для народных судей. При этом плата за участие в процессах членов коллегии определялась и взималась с обвиняемых и сторон судом и зачислялась в доход Республики по смете Народного комиссариата юстиции.
Таким образом, адвокатура была фактически инструментом нового государства, и ни о какой самостоятельности и речи быть не могло. Но даже в таком усеченном виде она не устраивала новую власть, т. к. по пути своей не подходила для тоталитарного государства.
11 мая 1920 г. Совнарком издал постановление «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием». Эти лица в 3-х дневный срок с момента опубликования постановления должны были зарегистрироваться в отделах по учету и распределению работ силы местных советов и их должны были в порядке отбывания трудовой повинности направляться в учреждения нуждающихся в юристах. В случае отказа от регистрации они объявлялись дезертирами и подлежали суду.
21 октября 1920 г. ВЦИК принял дополнение к Положению о народном суде РСФСР, которым коллегии правозащитников были упразднены.
2. Период с 1922 по 1939 гг.
В ходе заседаний 25–26 мая 1922 г. Всесоюзный центральный исполнительный комитет принял Положение об адвокатуре определившей общие черты корпорации и функции коллегий защитников. 5 июля 1922 г. было принято Положение о коллегии защитников.
В соответствии с данным положением коллегии защитников создавались в каждой губернии при губернских судах. Коллегия защитников являлась общественной организацией. В ее состав не включались лица, работавшие в государственных учреждениях и предприятиях, за исключением занимавших выборные должности, а также профессоров и преподавателей высших учебных заведений. Положение не устанавливало образовательного ценза для вступления в коллегии адвокатов.
Руководство коллегией должно было осуществляться президиумом, избираемым общим собранием. Президиум имел широкий круг полномочий по приему и исключению членов коллегии, рассмотрению дисциплинарных дел, организации юридических консультаций.
Надзор за деятельностью коллегии осуществлялся судами, прокуратурой и исполкомами местных советов. Члены коллегий сначала избирались исполкомами, а затем утверждались предприуматии. Стенограммы заседаний коллегий передавались в губернский суд и копия в прокуратуру.
7 июня 1923 г. Постановлением ВЦИК Положение о коллегии защитников было внесено в Положение о судоустройстве в начале отдельной главой.
20 июня 1928 г. решением НКЮ РСФСР губернским и окружным судом было дано право устанавливать предельное число членов коллегий защитников.
В 1927 г. решением центральных партийных органов адвокатам-членам ВКП(б) запрещалась частная практика. Долго шел спор можно адвокатам заниматься частной практикой. В проектах Положения об адвокатуре 1934 г. и 1937 г. это то разрешалось, то не разрешалось и частная практика рассматривалась как альтернатива деятельности адвокатов в коллегиях. Период закончился принятием 16 августа 1939 г. Положение об адвокатуре СССР.
3. Период с 1939 по 1962 гг.
В соответствии с Положением об адвокатуре в СССР от 16.08.1939 г. для оказания юридической помощи населению в краях, областях, автономных республиках и союзных республиках, не имеющих областного деления, образовывались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов.
Организация коллегии адвокатов и общее руководство их деятельностью осуществлялось Народным комиссариатом юстиции СССР через народные комиссариаты юстиции союзных и автономных республик и управления НКЮ союзных республик при областных и краевых советах депутатов трудящихся.
Юридическая помощь населению оказывалась путем:
а) дачи юридических консультаций (советов, справок, разъяснений и т. п.);
б) составления заявлений, жалоб и других документов по просьбе граждан, учреждений, организаций и предприятий;
в) участия адвокатов в судебных процессах в качестве защитников обвиняемых, представителей интересов ответчиков, истцов и других заинтересованных лиц
Коллегиям были даны права юридических лиц.
В соответствии с новым законом членами коллеги адвокатов могли быть лица:
а) имеющие высшее юридическое образование;
б) окончившие юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года;
в) не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трех лет в качестве судей, прокуроров, следователей и юрисконсультов.
Кроме этого заниматься адвокатской деятельностью могли лица, не состоявшие в коллегии адвокатов. Однако они допускались к Занятию адвокатской деятельностью с разрешения Народного комиссара юстиции союзной республики в порядке, определяемом инструкцией НКЮ СССР.
Не могут стать членами коллегии адвокатов лица ранее судимые, лишенные избирательных прав, находящиеся под следствием и судом.
Исключение из коллегии адвокатов также производилось президиумом коллегии адвокатов. Основанием к исключению могло быть:
а) совершение преступления, установленного приговорим суда;
б) совершение проступков, порочащих звание советского адвоката;
в) нарушение правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов.
Решение президиума коллегии адвокатов об отказе в приеме в ее члены или об исключении из коллегии адвокатов могло быть обжаловано Народному комиссару юстиции соответствующей союзной или автономной республики.
Решение Народного комиссара юстиции автономной республики могло быть обжаловано Народному комиссару юстиции соответствующей союзной республики, а решение Народного комиссара юстиции союзной республики – Народному комиссару юстиции СССР, решение которого являлось окончательным.
Народному комиссару юстиции СССР и Народному комиссару юстиции союзной республики принадлежало право отвода принятых в коллегию адвокатов.
Прием в адвокатуру находился под постоянным контролем властей и постоянно усиливался. 22 апреля 1941 г. издан приказ № 63 Народного комиссариата юстиции «О контроле за приемом в адвокатуру СССР». Подобные приказы издавались неоднократно. Особенно следили за политической подготовленностью адвокатов.
Дисциплинарная ответственность адвокатов полностью находилась под контролем НКЮ СССР. 11 апреля 1940 г. была утверждена инструкция о порядке рассмотрения дисциплинарных дел членов коллегий адвокатов. Приказ № 70 от 8 мая 1941 г. определил порядок наложения дисциплин партийных взысканий.
Положение об адвокатуре в СССР 1939 г. действовал до 1962 г. т. е. более 20 лет. Но в этот период существовали значительные изъятия из нормального судопроизводства.
Во-первых это период репрессий.
1 декабря 1934 г. было принято постановление ЦИК СССР, установившее особый порядок судопроизводства по делам о террористических организациях и террористических актах. 14 сентября 1937 г. новым Постановлением ЦИК СССР был определен особый порядок судопроизводства по делам о контрреволюционном вредительстве и диверсиях. Этим постановлением адвокаты не допускались к участию в процессах.
Во-вторых Великая Отечественная война 1941–1945 гг. положила свой отпечаток на работу адвокатов. Так в соответствии с Положением от 22 июня 1941 года всем военным трибуналам было предоставлено право рассмотрения дел по истечении 24 часов после вручения обвиняемому обвинительного заключения. Президиумы коллегий адвокатов и юридические консультации согласно Письму НКЮ СССР № 16-А от 25 декабря 1941 года должны были выделять адвокатов при условии получения от суда извещения накануне дня слушания дела.
Количество адвокатов уменьшилось в связи с их уходом в ряды армии на фронт.
Одной из важных задач для коллегий адвокатов в период военного времени было оказание юридической помощи военнослужащим, членам их семей и инвалидам Отечественной войны. Юридическая помощь этим лицам по определенным категориям дел оказывалась бесплатно. Наркомат юстиции СССР Письмом №Д-21 от 6 марта 1943 г. обязал президиумы коллегий для оказания такой помощи выделять наиболее квалифицированных адвокатов.
После смерти В.И. Сталина и окончания периода репрессий с наступлением Хрущевской оттепели стала несколько меняться позиция законодателя по отношению к законам, дискриминирующим права адвокатов как участников уголовного процесса. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1956 года были отменены: Постановление Президиума ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года о порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов и Постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года и от 14 сентября 1937 года о внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик, которыми устанавливался исключительный порядок расследования и судебного рассмотрения дел о преступлениях, предусмотренных статьями 587, 588,589 УК РСФСР.
Адвокатура стала изменяться и был необходим новый закон об адвокатуре.
4. Период с 1962 по 1991 гг.
В соответствии с принятым в СССР законом о судоустройстве коллегии адвокатов должны были действовать с основанием положений утвержденных Верховными советами союзных республик.
Положение об адвокатуре РСФСР было утверждено Законом РСФСР от 25 июля 1962 г.
В соответствии со ст. 1 Положения коллегии адвокатов определялись как добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в городах Москве и Ленинграде) коллегии адвокатов создавались в целях осуществления защиты на предварительном следствии и на суде, представительства по гражданским делам в суде и арбитраже, а также для оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и колхозам в РСФСР.
Адвокатской деятельностью могли заниматься только лица состоящие членами коллегий адвокатов.
Организация, руководство и контроль за деятельностью коллегий адвокатов осуществлялись Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся. Общее руководство коллегиями адвокатов в РСФСР и контроль за их деятельностью осуществлялся Министерством юстиции РСФСР.
Размер платы, взимаемой за оказание юридической помощи, а также порядок оказания платной юридической помощи определялся инструкцией Министерства юстиции РСФСР, утвержденной Советом Министров РСФСР.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 февраля 1966 года № 15 5 97 была утверждена Инструкция о порядке оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, совхозам, колхозам и другим организациям.
Произошли изменения в требованиях, предъявляемых к претендентам в адвокаты. В соответствии со ст. 9 Положения членами коллегии адвокатов могли быть граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. В виде исключения с разрешения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся в члены коллегии могли приниматься лица, не имевшие высшего юридического образования, при наличии стажа работы по специальности юриста не менее 5 лет.
Государство продолжало осуществлять контроль за поступавшими в коллегии. О каждом приеме в члены коллегии адвокатов президиум коллегии был обязан в семидневный срок доводить до сведения Совета Министров автономном республики, исполнительного комитета краевого, областного Московского, Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся.
Совет Министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся в течение месяца со дня сообщения о приеме нового члена в коллегию адвокатов был вправе отчислить вновь принятого.
Государство контролировало адвокатуру по ключевым вопросам. Во всем остальном коллегии были самоуправляемыми организациями. Адвокатура вместе со всей страной продолжала совершенствоваться.
XXIII съезд КПСС и сентябрьский (1965 года) Пленум ЦК КПСС провозгласили курс на совершенствование экономических отношений. В связи с этим важность роли юристов в управлении народным хозяйством стала признаваться более открыто. В декабре 1970 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали совместное постановление «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве». Адвокатура несла значительную нагрузку в правовом обслуживании предприятий, учреждений, организаций, совхозов и колхозов, в которых отсутствовала юридическая служба.
Наряду с участием в судах по рассмотрению уголовных и гражданских дел адвокаты вели консультационную работу.
Конституция СССР 1977 г. включала статью, в которой говорилось об адвокатуре (ст. 161). 30 ноября 1979 года был принят Закон СССР об адвокатуре.
20 ноября 1980 года, на основе данного Закона было принято Положение об адвокатуре РСФСР.
Новое положение усовершенствовало положение от 1962 г., но, в общем, организационно его повторяло и существовало как до 1991 г. т. е. до распада СССР, а после распада СССР существовало в новой суверенной России еще 10 лет в период становления российской государственности на принципах демократии и признания прав человека приоритетными задачами государства.
Глава 3
Адвокатура России с 1991 г.: пути развития и законодательная база
Войдя в новую Россию с Положением об адвокатуре 1980 г. на разных этапах идущей в настоящее время правовой реформы это положение хотели заменить новым законом об адвокатуре, но получилось это только в 2002 г., т. к. российское общество вышло на новый этап развития в области экономики и права.
Работали два фактора. Первый состоял в том, что в Положении об адвокатуре 1980 г. его создатели, зная, что оно реально в условиях социалистического строя (варианта СССР) невыполнимо, включили в него пункты, основанные на международном праве, действующем и по настоящее время, и когда идеологические «шоры» были отброшены, Положение реально заработало и вполне удовлетворяло общество. А второй фактор состоял в том, что поменявшаяся власть и сама толком не понимала, кто она есть и что ей вообще нужно. Тем более, что страна стала жить по принципу «Что не запрещено, то можно» и поэтому на определенном этапе развития Положение 1980 г. и удовлетворяло общество, т. к. сами адвокаты в работе коллегий основывались больше на Конституцию 1993 г. как на базу своего корпоративного законодательства.
Но на новом этапе развития правовой реформы считаться с Положением 1980 г. стало невозможно, и был принят новый Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
Рассмотрим сначала, на какие международные акты ориентируется законодательство об адвокатуре.
3.1. Международное законодательство об адвокатуре
Среди рассматриваемых документов особое место занимает Устав ООН принятый 26 июня 1945 г.
Он провозгласил право людей различных наций без разделения по признакам пола, языка, религий на создание условий, в которых бы уважались права человека и соблюдалась законность.
В декабре 1948 г. Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую Декларацию прав человека, в которой утверждались принципы равенства всех перед законом, вводились презумпция невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела в суде и, самое главное, гарантии защиты, что очень важно для деятельности национальных адвокатур в разных странах.
Следующим по значению документом стал Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в Нью-Йорке 19 декабря 1966 г. Этот пакт подтвердил основные положения предыдущих документов и детализировал их.
О чем в нем говорилось?
Во-первых, он утверждал право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.
Во-вторых, каждому арестованному при аресте должны быть сообщены причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение.
В-третьих, каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке должно доставляться к судье или к другому должностному лицу, которому по закону принадлежит право осуществлять судебную власть. Арестованные или задержанные имеют право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение.
При этом содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой его стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора.
И в заключение, каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой.
Последующий пункт должен напоминать власти об ответственности за незаконные и необоснованные аресты.
Следующим по значению стал документ, принятый в 1950 г. в Риме. Он назывался Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
В ней, в частности, подтверждалось право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе, как в определенных случаях в порядке, установленном законом.
Конвенция провозгласила, что каждый обвиняемый в совершенном преступлении имеет следующие права:
а) быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного обвинения;
б) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;
в) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, получить защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия.
Данная конвенция неоднократно дополнялась, и в нее вносились изменения (21.09.1970, 20.12.1971, 01.01.1990, 6.11.1990, 25.05.1992, 11.05.1994).
Эти изменения показывают, что Конвенция – живой механизм, она работает, а выявленные в ходе практического применения недостатки устраняются.
В декабре 1988 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН был утвержден «Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме».
В соответствии с этим сводом принципов, любое задержанное лицо имеет право на получение юридической помощи со стороны адвоката. Вскоре после ареста оно информируется компетентным органом о своем праве, и ему предоставляются разумные возможности для осуществления этого права.
Если задержанное лицо не имеет адвоката по своему выбору, оно во всех случаях имеет право воспользоваться услугами адвоката, назначенного для него судебным или иным органом, без оплаты его услуг, если это лицо не располагает достаточными денежными средствами.
Следующий принцип состоит из пяти пунктов:
1) предусматривает право задержанного или находящегося в заключении лица связываться и консультироваться с адвокатом (п. 1);