Книга Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Николаевна Терещенко. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)
Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)

Время земной жизни нашей бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь. (4)

* * *

Как было во дни Ноя, возвестил Господь, так будет и во дни Сына Человеческого (Лк. 17, 26). Днями Сына Человеческого названо то время, которое будет предшествовать пришествию Его, которое заключится Его пришествием – началом вечного невечернего дня, концом времени и времен. Окончится время с окончанием тех явлений, которыми оно обозначается: не будет времени, когда и день, и ночь, и утро, и вечер, и недели, и месяцы, и годы, и столетия заменятся единым вечным днем. (4)

* * *

Недавно я размышлял о краткости земной жизни человеческой. Внезапно жизнь представилась мне такой краткой, что и остальное время моей земной жизни представилось мне уже прошедшим. Буду еще жить – и что увижу нового на земле? – Ничего. Те же добродетели и те же страсти, которые до сих пор являлись предо мною в разнообразных костюмах и действиях, будут являться и впредь; точно так же добродетель будет тихо пробираться между людьми, не примечаемая, гонимая ими; точно так же порок, прикрываясь бесчисленными личинами, будет обманывать людей и господствовать в среде их. Двухлетняя жизнь и столетняя жизнь одинаково малы, ничтожны перед вечностью. Обыкновенно людям только будущее время представляется продолжительным, прошедшее кажется им таким коротким, мгновенным, как сон минувшей ночи. Уединение, соединенное с вниканием в себя, делает и будущее время коротким. Коротко прошедшее, коротко будущее! Что же земная жизнь? – Путь к вечности, которым надо воспользоваться, но на котором не надо заглядываться в стороны. Этот путь надо совершать умом и сердцем, – не числом дней и годов. (6)

Второе пришествие

Первое пришествие мы можем созерцать в благочестивом воспоминании, второе представлено нашему воображению Словом Божиим в чертах самых живописных и сильных. Эта живопись может спасительно потрясти наши души страхом Божиим, возбудить нас от глубокого нерадения о нашей вечной участи, как от сна непробудного, которым усыпила нас плотская жизнь наша. Приидет Сын Человеческий во славе Своей (Мф. 25,31). (4)

* * *

Первое пришествие Его было пришествием Искупителя, подчинившегося всем немощам человеческим, подъявшего их на Себя для уничтожения их Собою; второе пришествие будет пришествием Судии для принятия отчета от человечества в поведении человечества относительно дарованного ему Богом Божественного искупления. Приидет Сын Человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним… и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31–32), чтобы представить Ему на суд дела свои и приять от Него награды или казни сообразно делам своим. (4)

* * *

Спаситель мира, знакомя учеников Своих с признаками, возвещающими скорое Его второе пришествие, сказал; тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте… Если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24,23–27; см. Лк. 17, 23–24). Не нужно и невозможно будет человекам передавать друг другу весть о пришествии Сына Божия. Он явится внезапно, явится по всемогуществу Своему всем человекам и всей земле в одно время. Возражение ученых, что нет возможности в одно время явиться Сыну Божию перед всем человечеством по естественному шарообразному устройству земли, не имеет никакого места. Если всемогущий Бог извлек и землю, и весь мир из ничтожества Своим всемогущим и всепремудрым повелением, не понуждавшись в предварительном совещании с учеными, то неужели Он не возможет по той же причине, по неограниченным могуществу и премудрости Своей явиться человечеству в одно время, хотя бы способ к приведению этого в исполнение был недоступным, каким он и должен быть, для всех ученых земли?

Господь заключил учение о кончине мира и о Своем втором пришествии следующим наставлением и завещанием: смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему яйцу земному (Лк. 21, 34–35). В этих словах Господа, в этом завещании Господа, в этом совете, в этой заповеди Его воспрещается плотская жизнь и излишество в земных занятиях, что все вместе претворяет человека из духовного в плотского и вещественного, заставляет забывать вечность и Бога, влечет к падению во все грехи. В сердце, которое не ограждено и не запечатлено памятованием Бога и страхом Божиим, удобно входят все страсти; в него входит нравственный мрак, в него входит неведение Бога. Для людей, проводящих плотскую, греховную жизнь, упоенных, отуманенных ею, наступит пришествие Господа, как сеть. Обымет эта сеть все человечество. Убежать, ускользнуть от сети нет возможности ни для кого. Ведая это, будем пребывать в постоянном трезвении. Прибегая к Богу учащенными, непрестанными, исполненными умиления и плача молитвами, стяжавая и поддерживая в себе Царство Божие жительством по воле Божией, мы возможем избавиться от цепей и козней, греха и миродержца Божией благодатью и силой. (4)


Г


Герои

На поле битвы человек часто бывает героем от кипения в нем крови – в переворотах жизни молено быть героем только от величия души. (6)

Гнев

Страсть гнева: вспыльчивость, приятие гневных помыслов; мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума, непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство; памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего. (1)

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Преподобный Ефрем Сирин. Слово 106. Об антихристе. 4.2.

2

Преподобный Макарий Великий. Беседа 31, гл. 4.

3

Благовестник. Объяснение на Ии. 5, 43.

4

Преподобный Ефрем Сирин. Слово 106, 4.2.

5

«Взирати на небо (подвижнику молитвы) зело редко подобает страха ради (из предосторожности) лукавых на воздусе духов, сего ради и именуются воздушнии дуси, иже производят многая и различныя прелести на воздусе». Симеон Новый Богослов. О третием образе внимания. Добротолюбие. Ч. 1.

6

Преподобный Ефрем Сирин. Слово

7

Откр. 13, 2. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва.

8

В синодальном переводе: и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. – Прим. ред.

9

Преподобный Макарий Египетский. Беседа 7, глава 5.

10

Преподобный Макарий Великий. Слово 1, гл. 13.

11

Преподобный ассиан Римлянин. Книга IV, гл. V.

12

Объяснение на вышеприведенные слова 19 – й главы Евангелия от Матфея.

13

По объяснению блаженного Феофилакта. Благовестник.

14

Исторические сведения в этом поучении заимствованы из: Флери. Церковная история. T. 1, кн.1.

15

Такой взгляд христианина собственно на себя отличается совершенным отличием от так называемого оптимизма, или учения, что все в мире идет к лучшему. В противность этому учению Священное Писание утверждает, что все доброе постепенно ослабевает.

16

Слово 3. Гл. 12, 13 и 14.

17

Преподобный Макарий Великий. Беседа 4, гл. 9.

18

В синодальном переводе: прах ты и в прах возвратишься. – Прим. ред.

19

Преподобный Исаак Сирский. Слово 48.

20

2 Пет. 1, 19. Мы имеем вернейшее проронеское слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.

21

По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского.

22

В синодальном переводе: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. – Прим. ред.

23

Блаженному Серафиму Саровскому.

24

«Солгася древле Адам и бог возжелав быти, не бысть. Человек [человеком] бывает Бог, да бога [богом] Адама соделает». Акафист Божией Матери. 4-я стихира.

25

Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово о вере. Добротолюбие. 4.1.

26

Страдание святого мученика Филимона. Четьи-Минеи. 14 декабря.

27

Преподобный Симеон Новый Богослов. Гл. 1. Добротолюбие. 4.1.

28

Здесь указывается на некоторые религиозные партии, обращавшие на себя внимание Северной столицы в 1823-м и 1824 годах.

29

Каллист и Игнатий Ксанфолули. Добротолюбие. М. 2.

30

Тропарь на часах Святой Пасхи.

31

В переводе П. Юнгерова: право слово Господне и все дела Его верны. – Прим. ред.

32

В переводе П. Юнгерова: будет руководить кротких в суждении, научит кротких путям Своим. – Прим. ред.

33

Святой Исаак Сирский. Слово 36.

34

Преподобный Григорий Синаит. О прелести и пр. Добротолюбие. 4.1. Св. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Гл. 73. Добротолюбие. Ч. 2.

35

Алфавитный патерик.

36

Преподобный авва Дорофей. Поучение 13.

37

Преподобный Кассиан. Слово о рассуждении. Добротолюбие. 4.4.

38

Преподобный Симеон Новый Богослов. Главы деятельные и богословские. Гл. 4. Добротолюбие. 4.1.

39

«Плоть имеет свою волю» (т. е. свое пожелание), – сказал преподобный Марк Подвижник, ссылаясь на апостола (Еф. 2, 3). Слово 4.

40

О том, что верой уничтожается разум плотский и душевный и рождается разум духовный, см.: Преподобный Исаак Сирский. Слово 28.

41

Передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова (Лк. 1,2).

42

«Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает и приемлет цену Создавшаго Своими руками человека». Кондак, глас 2-й в Великий Четверток.

43

«Господи, осудиша Тя Иудеи на смерть, Жизнь всех». Тропарь 3-го гласа в Великий Пяток. – «Видя разбойник Начальника жизни на кресте висяща, глаголаше: аще не бы Бог был воплощься, Иже с нами распныйся, не бы солнце лучи своя потаило, ниже бы земля трепещущи тряслася: но вся терпяй помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Тропарь 9-го часа.

44

Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова. Беседа 37. Гл. 5. Преподобный Марк Подвижник. Слово 6.

45

Физики.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги