Книга Ненормат - читать онлайн бесплатно, автор Кат Катов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Ненормат
Ненормат
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Ненормат

Сонетик

Вы далеки, как прошлогодний снег,как тихий дождь в жарой звенящий вечер.Отложенная в будущее встречаостанется несбывшейся навек.Мы пережили самоих себя,не став друг другу главным и последнимсобытием. Придуманные бреднинеслись сквозь нас, терзая и губя.Всё хорошо. Всё кончилось уже.И новый неразменянный сюжетсулит начало жизни окончанья.Тих и спокоен вечер. Бога нет.Он знает цену неразумных тщетслепого и конечного отчаянья.

Звонок

Если верить телефону, то звонит Егор Катугин,только голоса Егора что-то я не узнаю.У Егора бас примерный, мы его за это любим,здесь же – ангельская песня, допустимая в раю.«Здравствуй, – говорит мне песня. – Это я, СмирноваБелла.Помнишь, мы на третьем курсе целовались во дворе?»Как не помнить, было дело. Было дело, было дело,было дело, было дело, было дело в октябре.В октябре мы целовались, биохимию не сдали,и историю не сдали, и ещё чего-то там.Потому что улетали в неизведанные дали,там витали в райских кущах, или проще – по кустам.А с кустов спадали листья, обнажая суть явлений,и не только суть явлений, но и нежные соски.Каждый день дарил нам столько всевозможныхоткровений,что смолчать тут было можно, лишь зажав язык в тиски.А язык не зажимался, потому что не бывает,что когда кого-то любишь, ты ему не говоришь,что всего его ты любишь или всю её ты любишь.И пусть мир к чертям летает, если просто рядом спишь.Просыпались, просыпали биохимию всё ту же,и историю опять же, и шатались по кино.Только петелька сжималась этим временем всё туже,и в бокале выдыхалось золотистое вино.И в зачётах разных химий под декабрьской порошейчто-то где-то потерялось – невозможно, навсегда.Потому что вдруг услышать: «Ты прости меня, хороший,ты был очень-очень нужным…» Ну, вы поняли всё, да?Наступал январь свинцовый, уходил февраль тоскливый,и лишь в марте, только в марте стало можно вдруг дышать.И Катугин отряхнулся, стал привычным и ленивым:сколько можно у соседей остры ножики держать?А потом всё стало проще, жизнь тянулась незаметно,без особых потрясений и каких-то страшных бед.Это трубка телефона, это не Егор, конкретно.Это просто райский голос…«Извини, не помню. Нет».

Скрепочка

Пока на амвоне дворцового храмашуты извивались смешно и нелепо,в башке короля колотилось упрямо:«Духовная скрепа, духовная скрепа».И вроде бы всё, как и прежде, толково —колышется рожь, умножается репа.А вот на душе отчего-то хуёво,там где-то зудится духовная скрепа.В народе какая-то злобность во взгляде,толчётся в безверье он глупо и слепо.Придворные – суки, в правительстве – бляди.Единственный выход – духовная скрепа.Духовник кивнул, выражая прискорбность,зять выпил за тему поллитру с прицепом:«Король, ну их на, сунь им в жопу соборностьи выверни матку духовною скрепой».Бездельники, эмо, фейсбук, экстремисты,певцы безобразья от рока до рэпа,тусня, бандерлоги и иеговисты —по каждому плачет духовная скрепа.И скрепа проснулась. Поправив завивку,она поднялась, величаво-свирепа,зевнула – и ёбнула всем по загривку.Она была строгой, духовная скрепа.Король рассуждал с бутылём «Цинандали»,камин разжигая наколотой щепой:«Ништяк козью морду мы им показали?Запомнят надолго. Не правда ли, скрепа?»Бурьян. Колокольни. Казаки. Дружины.Значок ГТО. Православье. Вертепы.Герои труда. Справа бронемашина.На флаге рейхстага – духовная скрепа…Я был в этом городе. Вечером снежнымстоял он без шуток, без мата, без света.Рекламой отелей встречали приезжихмертвецкие склепы, мертвецкие склепы.

Ожог

Бог-курильщик затягивается папиросойперед тем, как выдохнуть облака,что ложатся чуть ниже речных утёсови слегка качаются. Лишь слегка.Запах дыма таёжного – запах Бога,благодатный жар на краю земли.Так сжигается бережно то немногое,что сберечь по глупости не смогли.Выгорают лиственницы и болота,сухостой и редкие солонцы.Это просто такая работа —по живому резать: Бог – публицист.Докурив, вниз бросая святой окурочек,насылая народишку глад и мор,он не в гневе, он строго и мрачно будничен,как заштатный в районном суде прокурор.«Как? За что?» Не трудись познаниемнеизвестного. Просто знай,что сгорает безудержно в этом пламенито, что ад. Но и то, что рай.А под вечер, когда уже выжжено лишнее,дождик брызнет, последний пожар поправ.Бог – курильщик. Он возится с фотовспышкою.И плевать ему на минздрав.

Хорошие пьески

Башлык

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА


Сашка, Шура, Саня – студенты журфака.

Таня, Наташа – их сокурсницы.

Корсунский – комсомольский вожак курса.

Галина Петровна – мать Наташи.

Глеб Алексеевич – парторг факультета.

Степан – водитель водовозной машины.

Полковник Чучалин – начальник военной кафедры.


Действие происходит в крупном областном центре и его окрестностях в начале 80-х годов прошлого века.


ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ


СЦЕНА ПЕРВАЯ


Большая комната деревенского общежития, плотно заставленная койками. Посередине длинный стол со стоящими вокруг табуретками. По радио хор имени Пятницкого поёт песню «Некому берёзу заломати». В углу на кровати с ногами сидит Сашка, что-то пишет в тетрадь.


Сашка (бормочет): Перепутанный мир в сознании… Перепроданный Бог, переструганный идол… Перечёркнутый круг… Хрень какая-то.


Протирает очки с выпуклыми линзами, встаёт, подходит к столу, наливает чай в эмалированную кружку из большого алюминиевого чайника, выключает радио. На крыльце раздаются шаги, в комнату входят Саня, Шура, Корсунский, Степан, снимают куртки и ватники, рассаживаются за столом.


Шура: Спасибо, Сашка, накормил. Там, кроме макарон, в запасе на кухне нет ничего, что ли?


Сашка: Это ты девчонкам спасибо говори, моё дело воду натаскать да дров нарубить.


Саня: Шура, ты ж с голоду пока не пухнешь? Послезавтра колхоз обещал мяса подогнать, отъедимся.


Корсунский (Сане): Ты, между прочим, как командир, этот вопрос давно уже должен был решить с председателем. У нас студенты нормальным питанием не обеспечены. А это, знаешь, добром может не кончиться.


Саня: Иди в жопу, проглот, на тебя не напасёшься. Правда, одно доброе дело ты сегодня учинил. Экое чудо в перьях притащил! (Все, кроме, Сашки, смеются. Степан неуверенно улыбается, грея руки о кружку с чаем).


Сашка: И чего там такого смешного в клубе приключилось?


Шура: Приключился известный гипнотизёр Валентин Стадниченко. «Товарищи, сегодня я вам расскажу об удивительном действии гипноза на наше подсознание. Прошу выйти на сцену добровольцев, желающих приобщиться к тайнам психики…» Ой, не могу! А Стёпа-то, Стёпа!


Степан: Да ладно вам.


Корсунский: Нормальный мужик, кстати. Он со своими гипнотическими опытами в политехе два дня подряд выступал – в большой аудитории геофака плюнуть негде было. Я в райкоме комсомола его из-под носа у медиков увел.


Саня: Представляешь, выходят на сцену десять наших чувих, тётки там колхозные и Стёпа. Гипнотизёр им говорит: «Сцепите руки на затылке, закройте глаза. Когда я досчитаю до десяти, руки вы разжать не сможете». Досчитал. Тётки руки опустили, плюнули и со сцены ушли. Один Степан стоит, дёргается, тут он его в оборот и взял: подошёл, ладонью в лоб легонько толкнул. «Вы, – говорит, – теперь у нас Наполеон!»


Шура: Стёпа руками махал, маршировал, по-французски что-то кричал. Мы там на пол все сползли от хохота…


Входят Таня и Наташа.


Таня: К вам можно, мальчики? Ржёте, как кони, на другом конце деревни слышно.


Сашка: Чего, скучно на танцах?


Наташа: Скучно. Девчонки сами с собой танцуют, ваши грузчики портвейн пьют в палисаднике. Ты бы, Саня, им внушение сделал какое.


Саня: Не маленькие. Работать не смогут, тогда получат… Погодите, мы сейчас Степана допытаем, чего он там ощущал, когда Наполеоном был. А, Стёпа?


Степан: Да так, видения всякие. Пушки чё-то там стреляли, солдаты бегали, карта какая-то на барабане лежала. Я плохо помню… Может, к Фролихе за самогоном сходить?


Шура: Не надо, у нас есть. Правда, Корсунский?


Таня: И когда ж вы только напьётесь, мальчики-поэты?


Корсунский (доставая бутылку из-под кровати): «Выпьем, бедная подружка доброй юности моей. Выпьем с горя, где же кружка?» Кружка где, говорю? Давай все к столу. (Наливает, выпивают.)


Наташа: Это он ещё фамилию твою, Стёпа, не знал. А так был бы ты послом в Иране и отбивался бы от злобных персов.


Сашка: Кричал бы: «Карету мне, карету!» Вот тебе твой «зилок» бы и подогнали.


Степан: Да его никто, кроме меня, и не заведет ни в жисть… А сколько у Наполеона войск в подчинении было?


Саня: Чёрт его знает. Битва при Бородино, битва при Березине, битва при Ватерлоо – много народу положил.


Степан: Так он нормальный мужик был или навроде Гитлера?


Шура: Ну, ты хватил. Гитлер – это одно, а Наполеон – совсем другое. Бонапарт вроде как поприличнее… Да и хрен с ним, давайте еще по одной. (Выпивают.)


Корсунский: Послезавтра первокурсники приезжают. Надо бы встречу организовать.


Саня: Так у нас всё готово: две большие комнаты на втором этаже, кровати уже стоят. Разместим – и вперед, на трудовой фронт. Экономика должна быть экономной!


Сашка: Мы придем к победе коммунистического труда!


Таня: Партия – наш рулевой!


Корсунский: Алексеева, ты не уподобляйся. И вообще, держись лучше приличных людей, а не этих оболтусов.


Шура: Точно, у приличных людей всегда самогон есть заначенный, а у нас он никогда не задерживается.


Идет к себе на кровать, берет гитару. Таня подсаживается к нему.


Степан: А кто такой Мюрат?


Саня: Да ладно тебе. Давай лучше допьем. (Допивают.)


Шура (поёт): «Там, где клён шумит над речной волной, говорили мы о любви с тобой…»


Сашка: Не мучай инструмент. (Отбирает гитару, играет гораздо более умело. Поют хором «Клён». )


Корсунский: Во сколько машина утром будет, Сань?


Саня: В семь. К вечеру уже первокурсников доставишь.


Корсунский: Вы тут придумайте всё-таки чего-нибудь. Завтра выходной, время есть. Могут люди из райкома приехать – они давно грозились посмотреть, как мы молодежь в свой коллектив принимаем. Сам понимаешь, чтобы не просто мешки в руки – и работать, а как-нибудь творчески. Приём, так сказать, в студенческое журналистское братство. Пусть Шура нарисует стенгазету, что ли, а Сашка стихи приличествующие напишет.


Саня: Не волнуйся, сделаем всё… Стёпа, ты пошёл? К среде воду нам не забудь привезти.


Степан: Когда я забывал?.. А чем гренадёры от уланов отличаются?


Наташа: Они все, Стёпа, были очень-очень красивые… Тань, пойдём – Степан нас до общаги проводит.


Степан: Бывайте здоровы, студенты.


Уходит с Таней и Наташей, по-наполеоновски заложив руку в телогрейку.


Корсунский: Давайте отбиваться, что ли. Вы там, чуваки, потише базлайте. И без вас грохоту будет, когда остальные после танцев заявятся.


Корсунский и Саня укладываются спать. Шура зажигает керосиновую лампу, ставит её на стол, гасит верхний свет. Подсаживается за стол к Сашке.


Шура: Ну, чего накропал за дежурство?


Сашка: Да бред какой-то. Сразу покатило: все строчки с «пере-» начинаются. Сыро всё ещё, но послушай:

Переменный ток, переменная жизнь,Перемена школьная первая.Переменный слог, перевёрнутый лист, —Перевёрнутый напрочь, наверное.Перекошенный луг, перепаханный лог,Перепутанный мир в сознании.Перекупленный друг, перепроданный Бог,Перепроданный кем-то заранее.Пережитком дождь переходит граньПеремены меж ливнем и моросью.Перманентный вождь предвещает браньПересвета с ордынскою волостью.Перебита кость, перепит сосед,Переезжена линия встречная.Переспавший гость поношает вследПереростка с вопросами вечными.Пероральный смог поражает мозгПерепадами настроения…Перезревший сок, перегретый воск,Перебитое поколение.Перейду на Вы. Переход – ничто,Переход – пешеходово творчество.Перехода, увы, не заметит никто.Одиночество, одиночество.

Фигня, по-моему.


Шура: Зря ты, старый. Отлично, завидую. Как назвал?


Сашка: «Переход».


Шура: Вообще здорово. У меня так никогда не получится.


Сашка: Да брось ты. На гитаре же уже получается…


Шура: А «пероральный» – это что?


Сашка: Медицинский термин. Когда таблетку пьёшь, ты пьёшь её перорально. Per os – через рот. Латынь, брат.


Шура: Бр-р. У меня от латыни и сейчас мурашки по коже. «Barbara non facit philosophum». А тут еще и медицинская… Да Бог с ней. Чего там Юрка говорил про торжественную встречу первокурсников?


Сашка: Что нужно её устроить в трогательном, но строгом студенческом духе. Типа, Gaudeamus им исполнить.


Снаружи доносится гул многих голосов.


О, наши голубчики заявились. Давай укладываться, а то они до утра гужеваться будут. (Задувает лампу.)


СЦЕНА ВТОРАЯ


В университетском кабинете за преподавательским столом сидят Глеб Алексеевич и Корсунский. Напротив стоят Саня, Шура и Сашка. За дверью томятся Таня и Наташа, иногда пытаясь подслушать, о чем идет разговор.


Сашка: Да не так всё было, Глеб Алексеевич! Вы нам лишнего не шейте.


Глеб Алексеевич: Лишнего?! Вы, господа хорошие, устроили самую натуральную идеологическую диверсию, понимаете? Вы покрыли позором стены этого факультета, всего университета! Это, по-вашему, лишнее? Читай дальше, Корсунский.


Корсунский: «…Затем командир сельхозотряда провёл первокурсников в комнату, где висели якобы работы псевдодекабриста Перловича, изображающие, в частности, картину повешения руководителей восстания на Сенатской площади, нарисованных в форме параллелепипедов…»


Глеб Алексеевич: Кому вообще могла прийти в голову эта дикая идея о том, что (смотрит в бумаги) «декабрист, поэт, художник-параллелепедист Лев Давидович Перлович был сослан царским режимом в село Большие Синяки, переименованное впоследствии в Подгорное»? Кто был автором сего глумливого пасквиля?


Саня: Я.


Шура: И я.


Сашка: Это было коллективное творчество.


Глеб Алексеевич: Благородные рыцари. Мушкетёры. Один за всех и все за одного. Ну-ну. (Корсунскому.) Дальше, дальше.


Корсунский: «…После посещения мифического музея организаторы политической провокации повели студентов с зажжёнными факелами почтить несуществующую могилу Льва Перловича с заранее установленным на кладбище гранитным камнем с соответствующей надписью…»


Шура: Не на кладбище, а только к ограде. И скальный обломок этот там всегда лежал. Мы просто его ото мха отскребли и…


Глеб Алексеевич: И ты, как известный рисовальщик, начертал на нём даты рождения и смерти «декабриста Перловича». Вы хоть понимаете всю низость своего некрофильского поступка? А если бы вот так твою фамилию кто-то нарисовал на надгробном камне? Твою, вполне себе здравствующего молодого, хоть и недалёкого ума человека?


Саня: Так не было же никогда никакого Льва Давидовича Перловича, мы его выдумали. Чью память-то здесь кто оскорбил?


Глеб Алексеевич: Историческую память народа. Народ не простит вам глумления над подвигом декабристов. Тем более что к факельному шествию, очень похожему на фашистское, по дороге присоединялись и не подозревающие о гнусной провокации колхозники. Сельские труженики приняли этот идиотский фарс за чистую монету. Мало того, вы на несанкционированном митинге убеждали жителей Подгорного направить письмо в обком партии с коллективной просьбой об увековечивании памяти декабриста Перловича путем переименования села в Перловку. Это откровенный цинизм, товарищи, осквернение идеалов. Несогласные, понимаешь, нашлись. Народ, повторюсь, вам этого не простит.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги