Книга Правоведение. Учебник для медицинских вузов. Часть 1 - читать онлайн бесплатно, автор Олег Валентинович Леонтьев
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Правоведение. Учебник для медицинских вузов. Часть 1
Правоведение. Учебник для медицинских вузов. Часть 1
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Правоведение. Учебник для медицинских вузов. Часть 1

Олег Валентинович Леонтьев

Правоведение. Учебник для медицинских вузов. Часть 1

Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для студентов медицинских вузов


© ООО «Издательство „СпецЛит“», 2009

Введение

Правоотношения, возникающие в области здравоохранения, регулируются рядом отраслей права, нормы которых прямо или косвенно имеют своей целью охрану здоровья населения.

В условиях демократических преобразований, осуществляющихся в нашей стране на протяжении последних десятилетий, произошли существенные изменения в области здравоохранения. Раньше охрана общественных интересов всегда ставилась государством выше интересов отдельного человека. Однако сейчас концепция прав человека приобрела особое значение и более распространенным является мнение, что государство может считаться правовым лишь в том случае, если в нем уважаются и соблюдаются приоритеты прав и свобод человека. Изменения произошли и в области юридической регламентации здравоохранения. С 1991 г. и по настоящее время было принято большое количество федеральных законов, регулирующих различные вопросы охраны здоровья в Российской Федерации. Правовая регламентация взаимоотношения государства и гражданина, приоритетное значение прав человека, механизмы их реализации в последнее время явно входят в медицинскую деятельность. Несмотря на современные проблемы в жизни нашего общества, правовая защищенность в сфере охраны здоровья укрепляется. В первую очередь это достаточно основательная правовая база, прочный экономический фундамент финансирования, в том числе через реализацию национальных программ. Правовое государство подразумевает сильное гражданское общество, где власть контролируется общественными институтами. В последнее время многое делается для этого: сформирована Общественная палата, представители органов власти отчитываются перед гражданами России, укрепляются органы муниципальной власти. Формирование правосознания полноценного члена общества, участника правоотношений с базовыми знаниями правовых основ должно начинаться еще на довузовском уровне образования и закрепляться с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности в вузе.

Предлагаемый учебник состоит из двух частей. Дается понятие взаимосвязи государства и права, их роли в жизни общества, большое внимание уделено особенностям формирования правосознания и правовой культуры врача, представлены основные правовые системы современности, дана характеристика отраслей права как гарантов обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Особое внимание уделяется формированию у студентов знаний основ законодательства России, организации и функционирования судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов. В учебнике подробно изложены принципы гражданского права. С учетом изучаемой специальности отдельно выделены основы семейного и наследственного права, а также трудового законодательства. Даны определения правонарушений и юридической ответственности, законности и правопорядка в современном обществе.

Подробно представлены положения законодательства России в области здравоохранения. Особое внимание уделено изучению нормативных и правовых документов, относящихся к организации лечебной и экспертной деятельности медицинских работников, обучению навыкам принятия необходимых мер к восстановлению нарушенных прав, а также практическому применению правовых норм при осуществлении медицинской деятельности, защите врачебной тайны. Определена деятельность врача-исследователя с позиций защиты интеллектуальной собственности. Представлены права, обязанности, проблемы социально-правовой защищенности и пенсионного обеспечения медицинских и фармацевтических работников. Определены особенности фармацевтической деятельности. Освещены основные положения экологического права. Представлены законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Изложены актуальные проблемы медицины и права.

Положения данной работы могут быть полезны и при совершенствовании российского законодательства в области здравоохранения.

Глава 1. Медицинское право, биоэтика и деонтология – важные нормативные системы в сфере охраны здоровья граждан

На протяжении всей истории человечества представления людей об основных жизненных ценностях менялись много раз, но весь тысячелетний опыт говорит о тех вечных нравственных и философских постулатах, которые не зависят ни от географического расположения страны, ни от национальной или социальной принадлежности ее граждан, ни от экономического или политического строя. Эти ценности – общечеловеческие. Главной идеей российской медицины и медицинской науки всегда являлось осмысление, развитие и донесение до общества высоких гуманистических идей служения человеку, идей, основанных на безусловном признании человеческой жизни основной ценностью на Земле. Нет ничего более дорогого, чем жизнь. Медицина – это прежде всего человековедение. «Медицина есть энциклопедия жизни… – говорил в 1928 году известный хирург профессор В. Л. Боголюбов. – Кто же, как не врач, видит рождение, жизнь и смерть, здоровье и болезнь, боль, страдания и радости, все величие и всю ничтожность человеческой души, и все это – в новых формах и проявлениях?!»

Врач обладает огромной властью над людьми, которой надлежит пользоваться мудро, ответственно и человечно, всегда помня пророческие слова А. Моруа: «Завтра, как и сегодня, врач сохранит свой сан жреца, а вместе с ним и свою страшную, все возрастающую ответственность… И жизнь врача останется такой же, как сегодня, – трудной, тревожной, героической и возвышенной».

Медицинских работников совершенно справедливо относят к группе высокого риска самых разнообразных заболеваний из-за частой необходимости действовать в неожиданных ситуациях, постоянно владеть своими эмоциями, обязанности принимать ответственные решения, от которых нередко зависит жизнь человека. Врачи умирают от ишемической болезни сердца в 2 раза чаще, чем люди других специальностей, занятые умственным трудом. Особенно велика смертность среди хирургов: считают, что после 50 лет свыше половины хирургов умирают от инфаркта миокарда или сосудистых поражений мозга. Американские исследователи пришли к выводу, что, если бы удалось продлить жизнь каждого врача даже на один год, то это было бы равносильно увеличению численности врачей примерно на 7 тысяч.

Еще в XVII столетии по предложению знаменитого врача, бургомистра города Амстердама Николааса ван Тульпа эмблемой медиков стала горящая свеча, внутренним смыслом которой были слова «Светя другим, сгораю сам…»

Хотя большинство государств мирового сообщества начертало на своем знамени гордый лозунг «Человек – суть и цель нашей жизни», миллионы людей, оказавшись вовлеченными в орбиту больших и малых, но одинаково несущих зло войн, испытывают лишения и издевательства, расстаются с этим миром как с юдолью страданий, так и не осознав истоков своей гибели. Противоборствующие вооруженные стороны, пытаясь силой оружия защитить свои корыстные политические, национальные и конфессиональные интересы, в ожесточении забыли правила цивилизованного ведения военных действий и часто грубо попирают принципы Женевских конвенций.

Человеческая и профессиональная обязанность врача, любого медицинского работника – беспрекословная и основанная на должной квалификации готовность всеми силами оказывать медицинскую помощь всем раненым и пострадавшим.

Основоположник отечественной терапии М. Я. Мудров в своем «Слове о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных» говорил: «Начав с любви к ближнему, я должен бы внушить вам все прочее, проистекающее из одной врачебной добродетели, а именно: услужливость, готовность к помощи во всякое время, и днем и ночью, приветливость, привлекающую к себе робких и смелых, милосердие… бескорыстие; снисхождение к погрешностям больных; кроткую строгость к их непослушанию; вежливую важность с высшими; разговор только о нужном и полезном; скромность и стыдливость… умеренность в пище, ненарушимое спокойствие лица и духа при опасностях больного; веселость без смеха и шуток при счастливом ходе болезни; хранение тайны и скрытность при болезнях предосудительных; молчание о виденных и слышанных семейных беспорядках; обуздание языка в состязаниях, по какому бы то поводу ни было; радушное принятие доброго совета, от кого бы он ни шел; убедительное отклонение вредных предложений и советов; удаление от суеверия; целомудрие – словом, мудрость».

В 1962 г. И. В. Давыдовский писал: «Современная медицина все еще вращается по преимуществу в сфере единичного (индивидуального) и частного (нозологического). Но достаточно полное знание придет только при раскрытии общих, т. е. принципиальных, закономерностей, как правило, выходящих за пределы человека в мир, его окружающий. Но здесь уже главенствуют не каноны и инструкции деятелей медицины, а непреложные законы жизни».

Воззрения великих мыслителей и врачей привели к формированию научных теорий, связанных с этико-правовыми отношениями при осуществлении медицинской деятельности.

Деонтология – наука, посвященная проблемам морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Д. Бентамом в книге «Деонтология, или наука о морали». В основу учения положено определение так называемого принципа пользы, согласно которому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе. В дальнейшем наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга как внутреннего переживания принуждения, задающегося этическими ценностями. Нас она интересует с позиций изучения правил и норм взаимодействия врача с коллегами и пациентом. Главным вопросом деонтологии является сохранение нравственности при оказании медицинской помощи, проблема эвтаназии и др.

Биоэтика – наука о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии, систематическое исследование нравственных параметров (включая моральную оценку, решения, поведение, ориентиры и т. п.) достижений биологических и медицинских наук. Термин был введен в 1969 г. американским онкологом и биохимиком В. Р. Поттером и относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включенных в экосистемы, окружающие человека. Наука оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.

В настоящее время возрос интерес к правовым, социально-экономическим, морально-этическим проблемам в процессе осуществления деятельности по охране здоровья человека. Прогресс развития общества ставит новые проблемы взаимодействия правовой и биоэтической составляющих медицинской деятельности. В первую очередь это касается вопросов онкологии, эвтаназии, трансплантации органов и тканей человека, генной инженерии, биомедицинских исследований с участием людей и животных. Основные биоэтические принципы нередко вступают в противоречие с экономическими реалиями и правовыми нормами современной России. В век бурного научно-технического прогресса в области медицины появились новые медицинские технологии, что привело к формированию мощных средств воздействия на физиологические и психологические процессы человека, расширению возможностей медицины по лечению болезней, ранее считавшихся неизлечимыми.

В настоящее время остро стоит проблема правового и биоэтического регулирования клинико-экспериментальных исследований, проводимых с участием людей и животных. Данные эксперименты должны особо контролироваться как со стороны этических комитетов, так и со стороны правоохранительных органов.

В соответствии с Конвенцией о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины от 1996 г. государства должны защищать достоинство и индивидуальную биологическую целостность каждого человека, гарантировать всем людям соблюдение прав и свобод. За гражданами закрепляется принцип равной доступности медицинской помощи надлежащего уровня. Человек должен быть проинформирован о целях медицинского вмешательства, о его возможных последствиях и связанном с ним риске. В случае невозможности получения согласия у пациента вмешательство должно осуществляться исключительно в непосредственных интересах данного лица. Если пациент не достиг возраста совершеннолетия или недееспособен, то медицинское вмешательство должно осуществляться только с разрешения законного представителя такого лица или органа власти, определенного законом. Особо законодательством выделяется защита лиц, страдающих психическими расстройствами.

Разрешается вмешательство в геном человека только в профилактических, терапевтических или диагностических целях.

В отношении свободного распространения информации на сегодняшний день имеются следующие взгляды. Хранящиеся в медицинских архивах сведения о пациентах не могут быть использованы для «самоуправного или беззаконного вмешательства в частную и семейную жизнь», запрещенного статьей 17 (1) и (2) Пакта о гражданских и политических правах и статьей 8 Европейской конвенции о правах человека. Различные документы по вопросам этики предусматривают ограничения только по отношению к введенным персонализированным сведениям и не препятствуют использованию данных, при соблюдении определенных предосторожностей, в научных и статистических целях: чисто статистические данные, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать больных, обязательно должны быть отделены от данных медицинского характера, содержащих, например, сведения о диагнозах и способах лечения, которые должны оставаться анонимными.

Религиозная мораль также содержит принципы, касающиеся врачебной тайны. Католическая церковь определяет, что можно считать себя свободным от моральной обязанности соблюдать тайну, если данные не касаются фамилий больных, а содержат научную информацию, открытое и своевременное распространение которой может помочь ученым эффективнее способствовать общему благу. Протестантская церковь исходит из положения о том, что свобода информации зависит от гласности и от равных возможностей коммуникации, которые составляют основу здоровья, культуры и цивилизации. Вместе с тем само собой разумеется, что эта свобода, как и любая другая, кончается там, где начинается свобода и уважение других. Иудейская религия определяет, что следует использовать все, что может способствовать углублению знаний в интересах улучшения медицинской помощи. Но профессиональная тайна должна соблюдаться, несмотря на необходимость способствовать свободному распространению информации. Банки данных могут представлять сведения общего, но не личного характера.

Право больного на частную жизнь и информацию включает в себя уважительное отношение к сведениям, составляющим врачебную тайну, и неразглашение их, а также предоставление больному сведений о его здоровье.

Отдельно стоит проблема этико-правового взаимодействия общества и больных СПИДом. Наряду с проблемами медицинского характера, больные СПИДом сталкиваются с большими трудностями в социальной, морально-этической и правовой сферах жизнедеятельности. Нерешенность вопросов социальной и психологической реабилитации приводит к осознанию безысходности существования больных. Сформированный в обществе имидж больных СПИДом как лиц нетрадиционной половой ориентации и (или) лиц, страдающих наркоманией, вызывает соответствующее к ним отношение вплоть до дискриминационных мер (в частности, при устройстве на работу).

В настоящее время возникла необходимость принятия реальных мер по социальной реабилитации таких больных и законодательного закрепления механизмов реализации законных прав и интересов не только пациентов, но и членов их семей, а также близкого окружения.

Неблагоприятная социально-экономическая обстановка, поразившая Россию, вносит серьезную коррективу в систему охраны здоровья населения. Все эти проблемы требуют в том числе и строгого всестороннего законодательного урегулирования охраны здоровья населения.

Медицина будущего – это медицина, органично, диалектично сочетающая в себе высший синтез всех знаний о человеке, знаний биологических, социально-психологических, нравственных, эстетических, где развитие человека, его непрерывное совершенствование идет через общество, во имя людей, а развитие общества – через человека, во имя личности. В этой органичной связи медицина клиническая и медицина профилактическая все больше будут превращаться в медицину сберегающую, медицину рациональной сдержанности, медицину нравственности, медицину права (Шевченко Ю. Л. [и др.], 2001). Только такая медицина даст человеку счастье здоровой и гармоничной жизни.

Глава 2. Государство и право. их роль в жизни общества

2.1. Государство и право в их соотношении и взаимодействии

Право – в наиболее простом его определении – есть система регуляции общественных отношений с целью установления режима правопорядка. Однако данное определение совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена.

В юридической науке существуют различные трактовки права (нормативная, социологическая, этическая и др.), каждая из которых имеет свои обоснования. Множество определений зависит от того, какую из концепций права принять за основу.

Позитивистская концепция возникновения права рассматривает его как власть, принадлежащую Богу, как внешнюю норму, которой должна подчиниться воля индивида. Божественная воля, в соответствии с этой концепцией, развивается в норму поведения, выраженную в законе, утвержденном властью, государством. Право в этом случае выступает как инструмент принуждения к послушанию власти и выражает лишь абсолютный государственный интерес: власть диктует законы, законы содержат право, власть карает за их неисполнение.

Другая тенденция правопонимания возникла и развивалась на основе разработанных римским правом понятий справедливости, естественного образа мышления, правосудия, на признании взаимности правомочий сторон. Божественная сила в этой системе правопонимания отсутствует. При таком подходе нормы права рождаются в самом гражданском обществе в процессе совместной деятельности людей при постоянном столкновении их интересов. При этом вырабатываются правила сочетания правовых норм, способы взаимодействия и подавления. Для большей объективности в определении права необходимо включить естественно-исторический характер его происхождения, способность быть мерилом поведения свободных и равных субъектов, а также такие свойства права, как нормативность, общеобязательность, взаимозависимость заключенных в нем прав и обязанностей и гарантии реализации права, вплоть до вмешательства со стороны государства. Благодаря работам юристов Древнего Рима в юридическую практику вошло разграничение права на публичное, то есть обращенное к статусу государства, и частное, то есть относящееся к статусу отдельных лиц.

Уходя своими корнями в социальные отношения, право конкретно и реально всегда выражает волю и интересы определенных групп населения, стоящих у власти социальных слоев. В юридической науке выделяются следующие основные признаки права:

– право – это система норм и правил поведения, которая складывается из взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Ими являются нормы права или правила поведения. Данная система должна быть внутренне единой и непротиворечивой, ее нормы должны быть направлены на выполнение строго определенных функций и достижение единых целей;

– право – это система норм, установленных или санкционированных государством. Создавая нормы права, государство действует непосредственно через свои уполномоченные на то органы;

– право всегда выражает государственную волю (воплощенную в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации) как основу права;

– право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер, то есть распространяется не только на рядовых граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство;

– право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение.

Специфическим принципом права, отличающим его от других социальных регуляторов (в соответствии с историко-материалистической концепцией), является принцип формального равенства, так как всеобщность права как равной меры свободы возможна лишь в отношениях между формально равными, независимыми друг от друга субъектами.

Решение проблемы соотношения права и закона находится в прямой зависимости от того, как решается вопрос о соотношении таких институтов, как право и государство. В этой ситуации присутствуют два различных взгляда. Первый определяет, что государство является единственным и исключительным источником права, что все то, что провозглашает государство через свое законодательство, – это и есть право. Такая теория определяется как позитивистская и ориентирована на социологическое понятие государства (Четвернин В. А., 1993).

Отождествляя право и закон (следовательно, право и государство), право представляется как совокупность изданных государством норм, обеспеченных принудительной силой государства. Например, марксистско-ленинская доктрина с классовым подходом к анализу всех общественных явлений определяет: «право – совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, применение которых обеспечивается принудительной силой государства» (Спиридонов Л. И., 1999). Приведенное определение, сформулированное А. Я. Вышинским на I совещании по вопросам советского государства и права в 1938 г., послужило теоретической основой большей части распространенных в советский период определений права, базирующихся на тезисах ленинской трактовки соотношения права, закона и государства. Понятие «право» Ленин ставил в абсолютную зависимость от понятия «власть»: по его убеждению, пролетариат после 1917 г. мог позволить себе любую «юридическую возможность», оправданную «фактическим переходом власти» в его руки. В 1906 г. В. И. Ленин определил форму власти, к которой стремились большевики (диктатуру пролетариата), как «неограниченную, опирающуюся на силу, а не на закон, власть» (Ленин В. И., 1966). То есть марксистско-ленинский тезис о социально-экономической детерминированности права способен оправдать любой произвол.

Другой подход к разрешению проблемы соотношения государства и права основан на том, что право как регулятор общественных отношений считается «относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, например, в качестве надысторичного естественного права или в качестве права общественного, исторически и социально обусловленного, распадающегося в объективных общественных отношениях» (Четвернин В. А., 1993; Нерсесянц В. С., 1983). Такая трактовка относится к непозитивистскому типу правопонимания. Государство – «это не голая монополия силы и не просто наиболее эффективная организация власти на данной территории». Государство – это организация публичной власти, «производная от объективных социально-экономических и культурно-духовных отношений в обществе, от гражданского общества, от отношений свободного эквивалентного обмена, в которые вступают формально равные, независимые друг от друга индивиды. Это организация власти, вырастающая над гражданским обществом и в соответствии со своим естественно-историческим назначением обслуживающая потребности саморазвивающегося гражданского общества и так или иначе ему подконтрольная» (Четвернин В. А., 1993).

При таком подходе государство и право признаются институтами не только относительно самостоятельными по отношению друг к другу, но и в равной степени производными от объективно существующих отношений и условий, складывающихся в рамках конкретного гражданского общества.

Право при этом определяется как форма выражения свободы в общественных отношениях, «как мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода» (Нерсесянц В. С., 1983).

В работах С. А. Емельянова право определяется как социальный институт, «претендующий на всеобщность и общеобязательность, социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости и гуманизма и сохранения окружающей природной среды» (Емельянов С. А., 1992).

Государство при таком подходе не рассматривается в качестве творца права, а само представляется повсеместно связанным правом, ограниченным в своих действиях. Оно воспринимается как институт, который в результате своей законотворческой деятельности формулирует право, исходя из объективно существующей экономической, социально-политической и иной действительности.