banner banner banner
Когда открывается вечность. Старец архимандрит Ипполит
Когда открывается вечность. Старец архимандрит Ипполит
Оценить:
 Рейтинг: 0

Когда открывается вечность. Старец архимандрит Ипполит


Иеромонах Михаил (Петренко),

начальник скита Покрова Пресвятой Богородицы

в с. Боброво Рыльского района.

С 2010 года наша обитель Казанской иконы Божией Матери стала заметно преображаться и благоукрашаться, началось масштабное строительство. Знаком Божьей милости стало удивительное событие, случившееся в нашем монастыре 19 декабря 2010 года. В тот день в обители стояли рядом две большие иконы: Казанская и Отрада, или Утешение. Два образа, один из которых был привезен к нам с Афона, из монастыря Ватопед, где хранится Пояс Пресвятой Богородицы, а другой – из Серафимо-Дивеевского монастыря с поясочком, освященном на Поясе Божией Матери там же, на Святой горе Афон.

В нашей обители завершалось праздничное богослужение в честь Святителя Николая Чудотворца. Я произносил отпуст «Христос – истинный Бог наш…» В этот момент несколько человек внесли в храм большую Казанскую икону, мы ее приняли и поставили около колонны храма. Параллельно, около другой колонны, стояла икона Отрада или Утешение из Ватопеда, такая же большая по размерам. Вносившие Казанский образ рассказали, что ехали они из Дивеево с этой иконой не к нам, а в Рыльский монастырь. Дороги не знали. Всего в нескольких километрах от Свято-Николаевского монастыря в их машине отключился навигатор. Поехали наугад, сбились с пути. Но очень скоро навигатор сам собой включился и снова стал показывать дорогу в монастырь. Каково же было удивление наших гостей, когда они узнали, что приехали с Казанским образом не в Свято-Николаевский, а в наш монастырь Казанской иконы Божией Матери! Так, промыслительно, они и подарили нам эту Казанскую икону. Сестры, насельницы нашей обители, глубоко верят в то, что непостижимым образом, прикровенно, помощь нашему монастырю ниспосылается молитвами приснопамятного старца архимандрита Ипполита, который много лет подвизался на Святой горе Афон, а после основал нашу обитель.

Событие, о котором я рассказал – несомненный знак его молитвенной поддержки.

Иеромонах Игнатий (Матюхин),

духовник женского монастыря в честь

Казанской иконы Пресвятой Богородицы

в с. Большегнеушево Рыльского района.

Муж и жена ехали в автомобиле по узкой горной дороге на высокой скорости. Окна машины были открыты и вот, во мгновение ока, ветер набросил на глаза водителя авто длинную шаль его супруги. Она вспоминала, что в тот ужасный момент, когда они могли оказаться в пропасти, маленькая фотография отца Ипполита на лобовом стекле машины расширилась до огромных размеров, и автомобиль, вопреки отсутствию управления, не сорвался, «сам» вырулил по горному серпантину. Старец Ипполит не допустил их гибели.

Такой удивительный случай.

Иеромонах Серафим,

насельник Свято-Николаевского монастыря, г. Рыльск.

Мой родной брат Валерий недавно ехал из Москвы в Курск в груженой фуре. Водитель нервничал: они подъезжали к посту, на котором машину в течение долгого времени всякий раз останавливали и неизменно находили повод для того, чтобы выписать штраф. Ни разу не пропустили без мзды. Брат сказал водителю: «Успокойся! В этот раз все будет хорошо. Я попрошу старца Ипполита, и вот увидишь – мы «проскочим» этот пост, не останавливаясь». Подъехали. Прямо на глазах «гаишники» отвернулись от них, ушли с дороги по каким-то своим делам, машину просто не заметили, они проехали, едва притормозив. «Ты что, волшебник?!» – водитель смотрел на брата с самым неподдельным изумлением. «Нет, – ответил Валера, – просто ты не знаешь, кто такой батюшка Ипполит!»

В напряженные дни военного противостояния на Донбассе моего брата задержали на границе с ЛНР украинские пограничники. Кончиться это могло, понятно, очень плохо. Валерий (он рассказал мне потом) взмолился батюшке Ипполиту: «Отец, помоги!!!» Пограничник повертел в руках его паспорт: «У тебя в Луганске семья?» – «Да, семья». Пограничник помолчал и вернул Валерию документы: «Ну, раз семья, давай, проезжай». Так брат избежал беды.

Со мною тоже чудеса происходили. Вскоре после похорон отца Ипполита я оказался в скиту Коренной пустыни, где поделился своей скорбью о почившем старце со скитоначальником. В утешение он подарил мне фотографию батюшки в полный рост, которая была отснята в монастырской келье. В тот год я служил в Знаменском курском монастыре и возвращался в Курск из Коренной по лютому морозу, лицо замерзло, щеки посинели. Когда вошел в свою келью, поставил на стол фотографию батюшки и замер: лицо отца Ипполита будто бы покрылось инеем, как мое. Через десять минут я согрелся и снова внимательно посмотрел на фото. Лицо отца Ипполита сделалось таким же розовощеким, румяным, как и мое лицо. Так старец Ипполит меня утешил, дескать, смотри: я живой!

Замечательный случай произошел на Афоне несколько лет назад. Мы, двое паломников из России, находились в греческом монастыре Симонопетра, а когда пришло время возвращаться в свой, Русский-на-Афоне Свято-Пантелеимоновский монастырь, на море разыгрался шторм. Греки предупредили нас о том, что к монастырской пристани можно и не спускаться: в такую погоду теплоход никогда не подойдет к причалу (на Афоне сообщение между монастырями преимущественно морское). Но мы должны были действовать по благословению и вернуться в Свято-Пантелеимоновскую обитель в тот самый день. Спускались к пристани по крутой тропе, путь от Симонопетра до моря неблизкий. Но наконец пришли, стоим на пристани и видим, как наш теплоход проплывает мимо, о чем и предупреждали нас греки. Море разбушевалось не на шутку, и вот уже мы смотрим вслед удаляющемуся теплоходу. Тогда я обратился к отцу Ипполиту, который почти восемнадцать лет был насельником Свято-Пантелеимоновского: «Батюшка, помоги! Как же быть? Нам ведь благословение надо исполнить!» Просили, надеялись, что отец Ипполит нас услышит. Непременно! Но все же не поверили своим глазам, когда теплоход вдруг стал разворачиваться и поплыл к пристани, где мы стояли. Взошли на борт, после чего нас тут же потребовали к капитану. Он с неудовольствием смотрит, кричит нам что-то по-гречески, мы, конечно, ничего понять не можем. Но греки перевели его гневные слова в наш адрес:

– Я из-за вас чуть не разбил корабль!!!

Даже такое возможно.

Иеромонах Алексий,

насельник Коренной Рождества Пресвятой Богородицы пустыни.

«…Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!» Это сказал шекспировский Гамлет, в данной строчке совпадая с не на всякий день и час чудесным, но всегда спасительным христианским опытом веков.

Византийское время… полночь

«Да будет воля Твоя!»

Кровью христиан освящена сокрушающая отвесные скалы волна Эгейского моря. В ее шуме звучит эхо боя со смертью, варварами и слабостью падшего естества – немеркнущая красота и несокрушенный дух империи Ромеев – дух Византии! Дух свободы от смерти, жизни в бою!

Сиреневый воздух Эллады.
Здесь ночи черней шоколада,
И звезды сочней винограда,
И смерть уж не смерть, а отрада.
Евангельская прохлада
Живет в твоем сердце, Эллада.
Эллада…[1 - Инок Всеволод (Филиппьев). Ангел Апокалипсиса.]

Парадоксальным может показаться этот факт. Огромные, с боем, часы над Русским-на-Афоне Свято-Пантелеимоновским монастырем каждый час отсчитывают земное время ушедшей в вечность цивилизации. Византийское время…

Оно не похоже на суетливый бег стрелок на наших часах. Оно подвижно и чутко, время империи, подарившей нам Никео-Цареградский Символ веры и самую суть ее.

От захода солнца за горизонт начинается отсчет времени нового дня на Афоне. Момент полночи. А в те часы, когда земля на тысячи верст вокруг погружается в глубокий сон, на Святой Горе возносятся молитвы к Богу за весь мир. Никто не спит в эти ночи напряженного духовного подвига. И Богородица благословляет Свой земной удел – узкой полоской суши соединенный с древней Македонией, с землей Эллады горный полуостров в Эгейском море, Агион Орос, Святой Афон.

…В 60-е годы прошлого века Русской Православной Церкви выпало пережить еще одну ночь гонений. Как и в годы первых безбожных пятилеток, коммунисты снова взрывают храмы и разгоняют монастыри. Держатся, не закрыты лишь Троице-Сергиева Лавра, Псково-Печерский монастырь. Незакрытые обители пытаются превратить в «культурно-исторические заповедники», из них всевозможными (и порой весьма изощренными) способами «выдавливают» монахов. Перед отцом Ипполитом и его собратьями встает выбор: быть изгнанными из своих обителей в мир или…

Именно в это время знаменитый церковно-общественный деятель (личность, безусловно, историческая), добившийся, в конце концов, вопреки всему улучшения положения Церкви, влиятельный не только в СССР, но и в определенных международных кругах, Ленинградский митрополит Никодим (Ротов) сумел получить от светских властей почти сверхъестественное «добро» двух далеко не дружественных в то время между собой государств. Ему разрешили пополнить новыми насельниками из Советской России вымиравший русский Свято-Пантелеимоновский монастырь на Святой Горе, в далекой Греции.

Известия оттуда не поступали десятилетиями, с самой революции семнадцатого года до конца Великой Отечественной войны вообще не было ни единой весточки. Да и потом почти ничего. Никто точно не знал, что там происходит. Побывав на Святой Горе, Владыка Никодим воочию убедился, насколько своевременно пытаться сохранить православное русское присутствие на Афоне.

Выбор в России пал на нескольких крепких телом (трудиться им предстояло и день и ночь) черноризцев из «простых», не способных, с точки зрения государственной власти, на «политические провокации». В первой же «четверке» избранных и оказался, по послушанию священноначалию, иеромонах Ипполит. Желал ли он и сам, возможно, на всю жизнь, навсегда отправиться на Афон? Конечно, послушный Господу монах желал исполнить волю Божью о себе, которую усмотрел в сложившихся обстоятельствах. Сам батюшка ответил однажды на этот вопрос с великим смирением и простотой: «Ну а куда было деваться, идти в мир?..» Еще в те далекие годы для многих стала очевидной его полная покорность Промыслу, независимо от хода и деталей ускользающего времени.

Слезы над морем

В те далекие годы молодой иеромонах Ипполит питал душу и сердце смиренным духом русского старчества в Псково-Печерском монастыре, в число братии которого он был принят в ноябре 1957 года. В обители подвизались старцы из закрытого безбожниками Валаамского монастыря. Один из них – иеросхимонах Михаил (Питкевич), который много лет жил в пустыне отшельником – предсказал псковскому монаху, отцу Сергию (Маркелову) важную перемену в судьбе: через три года отец Сергий вместе с отцами Ипполитом и Досифеем (Сороченковым) отправится подвизаться на Святую гору Афон.

Так и случилось. Архимандрит Ипполит говорил, что он и отец Михаил дружили и исповедовались друг другу. Старец Ипполит вспоминал, как однажды увидел отца Михаила выходившим из пролома в монастырской стене в столпе огненном. По прошествии десятилетий архимандрит Ипполит говорил о своих духовных наставниках с неизменной благодарностью, с какой-то детской простотой: «Вот схимонах Николай слепенький… Бывало, придешь, он лежит в балахончике, его навещают врачи и так смешно говорят: «Дышиче-глубче, у вас сердце болит». Он любил яйца с черной икрой, наболтает сырые. Такое яйцо он называл «курочкой». Бывало, подойдешь к нему под настроение: «Вы что, старец, желаете? Курочку? А может, дурочку?..»

Так легко, с улыбкой говорил батюшка Ипполит. И ни жалобы, ни намека в его словах на тяжелейшую внутреннюю борьбу, на суровые «статьи законов» того времени. Так скрывал он себя.

Девятого июня 1966 года архиепископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов) подписывает увольнительную грамоту иеромонаха Ипполита (Халина), «который… направляется на Святую гору Афон для несения т а м постоянного иноческого послушания».

Слово «там» выделено в документе безо всяких на то ссылок или требований делопроизводства. Вероятно, для архиепископа Иоанна и его канцелярии это самое «там» находилось где-то бесконечно, безвозвратно далеко. Не без оснований, конечно.

Думал ли батюшка когда-нибудь вернуться на родину, которую так любил?.. Он забрал с собой дух русского старчества Глинской и Псковской обителей, который вместил в себя всю Россию. И, верный обетам монашеским, больше не взял ничего, оставив нам все «приметы времени», все претензии «века сего». Почему? Говорят, что старцы увозят с собой лишь сокровища духа. А вообще, Бог знает, почему…

«Как мы не понимаем людей!» – архимандрит Ипполит произнес эти слова спустя много лет с того дня, когда он впервые ступил на землю Эллады. Сколько же он постиг перед тем, как выстрадал эту мудрость!

Вряд ли когда-нибудь после ухода из мира отец Ипполит искал понимания среди людей. Хотя наверняка его часто ранило бессердечие окружающих. Он раз и навсегда обрел утешение и сочувствие в мире ином. Вот ключ к разгадке его личности. Батюшка никому не открывался – ни близким, ни дальним. Тому, кто общался, может быть, каждый день со Святителем Николаем, не было в этом нужды. А пред ним не оставалась неразгаданной, непонятой ни одна живая душа! Как же умел он понимать и чувствовать людей!

– Да, отец, это же жизнь, – глубоко вздохнул старец в разговоре с одним журналистом, – жизнь человеческая! Раньше-то, помнишь, из жизни былины да поговорки складывали. Вот жили вместе мать и дочь. А у дочки умер любовник или жених. Мать ей и говорит:

Дочь моя, доченька, брось, моя родная,
Брось ты о нем говорить.
Время настанет – полюбишь другого,
Счастливо будешь с ним жить.