Книга Психология сектантства - читать онлайн бесплатно, автор Виталий Юрьевич Питанов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Психология сектантства
Психология сектантства
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Психология сектантства

Виталий Питанов

Психология сектантства

«…не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7:23).

Об авторе

Питанов Виталий Юрьевич – профессиональный психолог и теолог. Автор ряда книг, посвящённых современному сектантству.

Сайт автора – pitanov.info

Профессионально занимаюсь психологическим консультированием. Консультирую людей пострадавших от сект.

В каких ситуациях я могу быть вам полезен:

– Вы подозреваете что близкий вам человек попал в деструктивную религиозную организацию и хотите разобраться в ситуации.

– Близкий вам человек находится в деструктивной религиозной организации, и вы хотите помочь ему из неё выйти.

– Вы хотите реабилитироваться после пребывания в религиозной деструктивной организации.

Пишите: v.pitanov@gmail.com

Сектантство как психологическая проблема

Проблема сектантства вызывает бурную полемику и не однозначное отношение в психологическом сообществе. На мой взгляд, это связано в первую очередь с недостаточностью проработанности данной темы, а также смешения мировоззренческих – идеологических взглядов тех или иных психологов и собственно психологических фактов.

В данной статье я не буду с кем-либо спорить или что-либо кому-то доказывать, опишу своё понимание проблемы психологии сектантства. Статья не претендует на научность в академическом смысле, я осознаю, что многие приводимые в ней утверждения не однозначны, другие требуют для своего доказательства экспериментально доказанных фактов. Статья скорее размышление по теме и любая обоснованная критика её будет приветствоваться.

Цель статьи, попытаться ответить на ряд вопросов: что такое сектантство с позиции психологии? Кто такие сектанты? Почему люди становятся сектантами? И какие существуют возможные варианты решения проблемы? Если конечно считать сектантство проблемой, а автор стоит именно на такой позиции!

На мой взгляд, сектантство – это отклонение от психологической нормы. Но что есть норма? На этот вопрос нет однозначного ответа. В своей практике я придерживаюсь определения данного доктором психологических наук Борисом Сергеевичем Братусем в его книге «Аномалии личности»: «…нормальное развитие – это такое развитие, которое ведёт человека к обретению им родовой человеческой сущности». Раскрывая понятие «родовая сущность» Братусь продолжает: «Условиями и одновременно критериями этого развития являются: отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода «человек» (центральное системообразующее отношение); способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни».

Итак, психологическая норма, по мнению Братуся, включает наличие у человека: самоценности; децентрации; самоотдачи; любви; творческой жизнедеятельности; позитивной свободы; свободного волепроявления; самопроектирования будущего; осуществимости намеченного; ответственности перед собою и другими; сквозного смысла жизни.

В сектах указанные выше критерия развития личности не поддерживаются, более того, я утверждаю, что они противоречат психологии сектантства. Какие аргументы можно привести в обоснование данного тезиса.

Начнём с определения сектантства. В своей практике я придерживаюсь определения данного американским психологом Маргарет Тейлер Сингер, оно звучит так: «Культовые (сектантские – В.П.) отношения – это отношения между людьми, в процессе которых один человек намеренно склоняет другого к полной или почти полной зависимости от него практически во всех главных жизненных решениях и порождает в этом человеке веру в свой особый талант, дар или способности». Т.е. проблема сектантства раскрывается через понятие психологической зависимости.

При таком подходе, термин «секта» можно раскрыть как сообщество, в котором формирование психологической зависимости от организации, конкретного человека (гуру, пастора и т.д.), определённых форм поведения является базовой. При таком понимании, сектантство можно определить, как одну из форм поведенческой зависимости.

Сектантство может существовать в форме деструктивных религиозных сект, оно может присутствовать в традиционных религиозных направлениях, например, в Православии – это младостарчество. Сектантство можно найти в среде профессиональных психологов и психотерапевтов, при условии, если конкретный специалист будет нарушать принципы профессиональной этики и создавать у своего клиента зависимость от себя. Сектанты могут существовать вне каких-либо сообществ, так как сектантство – это в первую очередь тип мышления, психологическая особенность человека. Например, магическое мышление вполне можно назвать элементов сектантского мышления.

На вопрос: что есть секта? Ответ дан. А кто такой сектант? Человек становится сектантом, т.е. членом конкретного сообщества, потому что оно отвечает имеющимся у него внутренним психологическим потребностям. Сектант – это психологически зависимый человек. От кого или чего он зависит нужно смотреть в каждом конкретном случае. Механизмы формирования психологической зависимости подробно описаны во множестве источников, потому не вижу смысла в данной статье их разбирать, из литературы на данную тему я мог бы рекомендовать книги Валентины Москаленко или супругов Берри и Дженей Уайнхолд. Естественно библиографию можно было бы продолжить, но я предполагаю, что данную статью в основном будут читать психологи, а любой психолог или психотерапевт с данной темой знаком, а для первичного знакомства, указанных выше авторов достаточно.

Вернёмся к определению Братуся. Самоценность означает принятие себя, у зависимых низкая самооценка, они себя не любят. Децентрация означает способность видеть объект или явление с позиции другого человека, в сектах есть одно правильное видение разных проблем и диктуют его лидеры сообщества или один конкретный гуру. Самоотдача в секте может присутствовать, причём в нездоровой форме, вплоть до физического и психического саморазрушения. Я это неоднократно наблюдал, консультируя своих клиентов, которые пострадали от сект. Любовь включает принятие себя, а это не про зависимых. Творческая жизнедеятельность – подразумевает возможность человеку выступить в роли творца нового, в сектах это не поощряется, человек должен быть как все и чем меньше в нём оригинальности, тем выше его статус в секте. Позитивная свобода означает возможность действовать по своей воле, в сектах обычно свобода воли не поощряется. Свободное волепроявление включает возможность самому человеку ставить перед собою цели, выбирать средства их реализации – это точно не о сектах, там цели ставит организация или гуру, также они определяют средства их реализации. Самопроектирование будущего включает способность действовать из собственного замысла, как вы, наверное, уже догадались это не о сектах. Осуществимость намеченного и ответственность перед собою и другими также не возможны в сектах, так как сектант не определяет своё будущее. И последний пункт, сквозной смысл жизни – это основной вектор развития человека, в сектах он определяется её лидерами, а не самим человеком.

Какие существуют способы решения проблемы сектантства?

Я полагаю, что их вполне можно заимствовать из работы с другими формами поведенческой зависимости, с учётом психологических особенностей сектантов.

В своей личной практике я работаю над повышением критического мышления сектанта. Демонстрирую ему технологии психологического манипулирования, применяемые в сектах. Далее, я исхожу из принципа что секта является компенсатором имеющихся у человека психологических проблем (например: зависимость или созависимость, детские травмы и т.д.), потому при выводе его из секты, необходима помощь человеку в их решении. Здесь возможны разные варианты, в частности я в своей работе использую интегральное консультирование, куда включаю элементы транзактного анализа, эмоционально образной терапии, а также наработки доктора медицинских наук Валентины Москаленко. Естественно другой специалист может решать проблему поведенческой зависимости сектантов иными методами.

Религиозная зависимость

Когда вы слышите слово «религия» какие ассоциации оно у вас вызывает, положительные или отрицательные? Хотелось бы услышать, что они положительные, но мой профессиональный опыт часто сталкивал меня с людьми увидевшими изнанку религиозного бытия, и пережившими опыт религиозной психологической зависимости. О нём я и поразмышляю.

Пожалуй, начнём. В подавляющем большинстве случаев религия, формирующая независимого, способного отвечать за свою жизнь человека, добро. Но любые попытки снижения психологической автономности человека, создание зависимости от конкретной религиозной организации или конкретного человека, претендующего на статус религиозного учителя, зло.

Опыт религиозной зависимости может возникнуть как в традиционной, так и нетрадиционной религиозной организации. Гуру, лжепасторы, младостарцы существуют, паразитируя на человеческих слабостях. Люди отдаются в их волю чтобы компенсировать имеющиеся у них психологические проблемы.

Что способствует созданию религиозной зависимости?

Первое, не достаточно сформированная у молодых людей и девушек «Я»-концепция. Напомню, «Я»-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой. У таких людей не сформировано представление о личных границах, они инфантилы, без чётких взглядов на жизнь и себя. Такие люди легко могут стать жертвой харизматичных лидеров.

Откуда у человека берётся данная проблема?

Если ребёнок от родителей получал противоречивые оценки себя и своих поступков, то у него не формируется представление о личных границах, он по сути не может определить себя. Такие люди через религиозную идеологию завершают формирование своего «Я». Религиозная организация компенсируют проблемы воспитания ребёнка, которые были в его семье.

Второе, юноши и девушки, не имеющие развитой мировоззренческой позиции, по сути здесь та же проблема неразвитости «Я»-концепции. Это люди, не имеющие в жизни целей, плывущие по жизни, как корабль без капитана.

Таким людям скучно жить, их жизнь пуста, у них возникает невроз, и они начинают с ним бороться с помощью алкоголя, наркотиков, игромании, могут заняться экстремальными видами спорта, у них может возникнуть религиозная зависимость и т.д. В религиозных организациях их привлекает тот смысл жизни, который они привносят в жизнь своих адептов.

Третий вариант предпосылок к формированию религиозной зависимости, это страх перед ответственностью за свою жизнь. Здесь опять же речь идёт о неразвитой «Я»-концепции. Человек задаёт себе вопрос о смысле жизни и боится сам дать на него ответ. И этот страх толкает его в объятия тех людей, которые этот ответ дадут за него.

Четвертая причина, люди с низкой самооценкой. Религиозная организация повышает самооценку, внушая человеку идею избранности, элитарности его жизни.

Пятый вариант, люди, бунтующие против родителей и системы ценностей общества в целом. У каждого человека есть подростковый период, когда почти каждый проходит через подобный бунт, но вот если человек в нём застревает, добро пожаловать в религиозную зависимость.

Шестой вариант, это люди, стремящиеся быть правильными, духовные перфекционисты. В стремлении к совершенству нет ничего плохого, плохо, когда идеальное «Я», игнорирует реальное «Я». Человек начинает играть в духовность, он начинает жить как бы в виртуальном мире, и многие религиозные организации с радостью ему помогут в этом не благом деле убегания от реальности.

Седьмой вариант, это люди, разочаровавшиеся в своих прошлых убеждениях. Такие люди теряют мировоззренческую опору в жизни и религиозные организации могу стать такой новой опорой.

Восьмая причина, люди, не сумевшие себя реализовать. Не нашедшие в своём окружении психологической и иной поддержки, такие люди могут стать лёгкой добычей для не очень чистоплотных религиозных организаций, которые сымитируют данную поддержку.

Какой можно сделать из всего ранее сказанного вывод, начинайте работу с религиозно-зависимыми людьми с их семьи, там можно найти многие, хотя и не единственные корни их состояния. Цель работы, повышение самооценки и работа с «Я»-концепцией.

Как определить, что вы жертва деструктивной религиозности

Религия может окрылять, а может убивать, в том числе психологически! Так получилось, что уже более тридцати лет я изучаю различные как традиционные, так и нетрадиционные религиозные движения в их деструктивных проявления.

Уже более десяти лет я занимаюсь консультированием людей пострадавших от сект и традиционных религиозных движений и если раньше основное внимание я уделял помощи пострадавшим через повышение их критического мышления, то в настоящее время на первый план в моей консультационной практике вышли психологические проблемы моих клиентов, возникающие вследствие злоупотреблений в религиозных сообществах.

Причём под религиозными сообществами я подразумеваю не только некие традиционные или не очень религиозные общины, но и семьи, в которых кто-либо из родителей насаждает детям свои религиозные взгляды в травматичной для них форме.

Как определить, что вы являетесь жертвой «нездоровой духовности», которая оставила в вашей психике разрушительные следы, ведущие к разрушению всей вашей жизни. Далее я предлагаю небольшой тест. Он прост, на вопросы нужно отвечать: «да» или «нет». Если ваши ответы положительны в трёх и более ниже приведённых вопросах, имеется большая вероятность что вы являетесь жертвой деструктивного религиозного влияния. Такое влияние могло быть в прошлом, когда вы были детьми, такое влияние может быть в настоящем, соответственно нужно рассматривать в своих ответах как родительскую семью, так и свою. Родительская покажет ваши детские травмы, перенесённые в настоящее, своя, расскажет о калечении ваших детей и вас в настоящем.

1. В вашей семье были люди, духовная практика которых, на ваш взгляд, была деструктивной?

2. В вашей семье присутствовал религиозно мотивированный запрет на дружбу с кем-либо?

3. В вашей семье возникали финансовые проблемы по причине значительных финансовых перечислений в религиозные организации?

4. Вас пытались «духовно исправить» подвергая физическим наказаниям?

7. В вашей семье возникали ситуации, когда требовалась физическая защита от верующего члена семьи?

8. Повзрослев, ощущаете ли Вы себя зрелым? Вам не кажется, что внутри Вы остались ребёнком?

9. Родители по-прежнему обращаются с Вами, как с ребёнком? Продолжаете ли Вы в их присутствии играть свою детскую роль?

10. Вы считаете себя ответственным за чувства и переживания родителей? Верно ли, что другие родственники обращаются к Вам со своими проблемами?

11. Вы боитесь властных фигур или разгневанных людей?

12. Верно ли, что Вы часто ищете одобрения и похвалы, но когда слышите комплимент, не можете его принять?

13. Вы воспринимаете критику как нападение?

14. Случалось ли Вам полностью посвятить себя какому-то делу, а потом сердиться за то, что другие не ценят Вас?

15. Как вы думаете, Вы должны нести ответственность за чувства или поступки другого человека?

16. Вам сложно определить свои чувства?

17. Вы склонны искать любовь и защищённость вне себя?

18. Вы влезаете в проблемы других людей? Вы «оживаете» в кризисных ситуациях?

19. Вы приравниваете секс и близость?

20. Вы путаете любовь с жалостью?

21. Случалось ли Вам обнаружить себя в отношениях с одержимым или опасным человеком, не понимая, как Вы могли в них оказаться?

22. Верно ли, что Вы осуждаете себя без капли сострадания и пытаетесь угадать, что считается нормой?

23. Ваше поведение на людях сильно отличается от поведения дома?

24. По вашему мнению, религиозность близких вам людей была здоровой?

25. Повлияла ли на Вас деструктивная религиозность ваших близких?

P.S. Тест является авторской переработкой теста работы с ВДА.

Стадии вовлечения в секту

Входя в секту человек проходит ряд стадий вовлечения в неё, каждая из которых имеет свою специфику, которую надо учитывать психологу, работающему с сектантом. В данной статье я кратко опишу систему, предложенную Ливией Бардин в её книге «Как справиться с вовлечением в культ: Руководство для семей и друзей».

Ливия Бардин пишет о шести стадиях вовлечённости в секту: 1. неформальный член группы; 2. новичок; 3. медовый месяц; 4. ветеран; 5. привычный член группы; 6. изгнанник.

Опишем теперь каждую стадию более подробно.

Неформальный член группы

 Принимает ограниченное участие в секте, не является её членом. Посещение секты не убирает из жизни человека другие его интересы. Не приводит к конфликтам с членами его семьи. Никак не влияет на его работу и образ жизни. Финансовые траты на секту минимальны. Никаких обязательств перед сектой человек на себя не берёт.

Данная стадия опасна не сама по себе, а тем что человек может перейти на следующую. На данном этапе работы с человеком, близким ему людям достаточно ознакомить его с критическими материалами о секте, но делать это надо вежливо, без давления и материалы должны отражать реальную ситуацию, связанную с сектой. Психологу можно поговорить о психологических проблемах человека, показать возможные альтернативные пути их решения, чем предлагает секта.

Новичок

 Человек увлёкся сектой и стал принимать активное участие в её деятельности, но связи с прошлой жизнью у него не порваны. На данном этапе он ещё открыт к критическому взгляду на секту.

Данную стадию сложно отследить, чтобы сделать это вспомните, когда человек стал с энтузиазмом рассказывать о новых знакомствах, идеях, у него появилось много новых друзей, он начал регулярно куда-то ходить. Возможно уже поздно, но есть шанс что всё это началось недавно и человек всё ещё находится на стадии «новичка».

Медовый месяц

 В период «медового месяца» человек становится адептом секты, он проникнут её идеями, видит в ней только хорошее, закрыт к любому её критическому анализу. Более того, любая критика секты в данный период будет контрпродуктивна и оттолкнёт сектанта от тех, кто секту критикует, даже если это будут его родные. Для сектанта, сам факт критики секты, это подтверждение испорченности тех, кто это делает.

В этот период происходят основные проблемы, связанные с членством близкого вам человека в секте. Близким в этот период нужно сосредоточиться на сохранении контактов, никакой критики секты, просто сделайте так, чтобы близкому человеку с вами было психологически комфортно. Чтобы он не делал, чтобы не говорил… главное сохранить контакты, данный период пройдёт, хотя и будет очень неприятным.

Ветеран

 Медовый месяц рано или поздно заканчивается и человек становится ветераном секты. Точного срока,, когда это произойдёт, не существует, может быть это случится через пару месяцев, а может лет, но этот срок настанет. К человеку в секте начну относиться как к «серой лошадке» которая должна работать, приносить деньги, или заниматься миссионерской деятельностью. В этот период у члена секты начинают спадать иллюзии относительно её, он начитает замечать противоречия в сектантском учении, несоответствие декларируемого и реально делаемого. В общем, накапливается негативный опыт пребывания в секте. На данном этапе ветеран видит проблемы и не состыковки которые есть в секте, но всё же верит в неё, а свои неудачи и видимые проблемы списывает на человеческий фактор, в том числе своё несовершенство.

Близким сектанта на этом этапе стоит проявлять то что называют «добротой» и «любовью». Встречаться с ним почаще, давать возможность сектанту рассказывать о своей жизни… Показывать, что его любят, что он ценен для близких ему людей. Что его всегда рады видеть.

Привычный член группы

 После энного количества лет пребывания в секте, сектант становится привычным её членом. У него нет иллюзий о происходящем в секте. Любые внутренние противоречия в учении секты, или сомнительные с нравственной точки зрения практики для самого себя он уже оправдал и объяснил. Возможно, что на этом этапе у него начался карьерный рост в секте, он вкусил власти и денег. Большая часть его друзей в секте, за её пределами мало кто остался. Вся его жизнь в ней. На этом этапе даже если сектант сомневается в секте, он это не покажет, это уровень профессионального лицемерия. Такой человек от секты уже ничего не ждёт, идеалист в нём умер. Он просто в секте живёт, так как не понимает, а как можно жить без неё. Страх и привычка, два главных фактора удерживающих данного человека в секте.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги