Наташа надела сиреневую юбку с бордовой водолазкой, придирчиво осмотрела себя в зеркале и осталась довольна. На лице девочки появилась улыбка, но её вспугнул внутренний голос, похожий на мамин.
Он бубнил настойчиво:
– В сад съезди за картошкой, морковкой и свёклой, а вечером тётушка придёт, нужно кекс испечь. И уроки выучить.
– Я помню и всё успею, – заверила Наташа.
– А смысл какой? Зачем это надо? Тебе нет четырнадцати лет, а ему уже тридцать семь! Жена, дети…
– Не знаю, зачем. Мне… нравится его добрый взгляд, глаза серые.
* * *
…Год назад шли лыжные соревнования в школе. Учитель химии, Валерий Янович, подошёл к Наташе, ожидавшей старта, и наступил ей на лыжи.
Она дернулась, упала и сразу встала, подумав: «Разве хулиганы такими бывают?». А Валерий Янович – невысокий блондин – изучающе смотрел на неё и широко улыбался.
…Теперь, в седьмом классе, девочка споткнулась на задаче про валентность, заданной на дом, и обратилась к классному руководителю.
– Не тушуйся, спроси прямо у Яновича, – посоветовала учительница биологии.
Наташа подошла к расписанию старших классов. «Ура, химик свободен!» – и мигом взбежала в отдельное, как и положено, по технике безопасности, крыло школы. Резко распахнула дверь, никого не увидела, пошла на шум воды и…
Он мыл пробирки в лаборантской. Увидев ученицу, вдруг застывшую на месте, сразу заулыбался и, вытирая руки, спросил:
– Что случилось, Наташа?
– Тут задача не выходит, – сказала она и дёрнула молнию спортивной сумки, висящей через плечо, чтобы показать тетрадь.
Молния вдруг застряла, девочка пыталась её расстегнуть, думая с досадой: «Старьё уже… Хотела на именины лыжные палки, а придется сумку просить!» – дёрнула сильнее и чуть не сломала замок.
– Не суетись. Дай-ка сюда.
Химик деловито и бережно снял сумку, коснувшись головы запястьем… Через минуту он уже листал тетрадь.
– Так. Ого, ты нестандартное решение почти нашла… Наташа, я сейчас очень занят. Давай, вызову тебя к доске завтра, и мы решим эту задачу.
Она поспешно кивнула, глядя в глаза, и вдруг почувствовала, что он давно ждал её прихода. «Да ладно!» – недоверчиво подумала Наташа и пошла домой, споря с внутренним голосом:
– Если бы он ожидал меня, то нашёл бы пять минут на задачу уже сейчас! – капризно подумала девочка.
– Он же не отказал, а внёс твой вопрос в план урока. Цени это!
На уроке химии учитель вызвал Наташу к доске, деликатно и понятно объяснил, и ей осталось лишь немного додумать и записать. Когда она закончила, то одновременно с его скупой похвалой – «молодец, садись» – уловила слабое ощущение тепла на лбу, на том же месте, которого вчера он случайно коснулся. «Случайно ли?» – подумала она и открыла учебник, с трудом отгоняя эту мысль.
С тех пор ей очень хотелось поговорить с ним. Через неделю она перед уроком передала записку с просьбой о встрече.
Наташа специально замешкалась, собирая портфель, и робко спросила, когда все вышли из класса:
– Валерий Янович, у вас найдётся время?
– Завтра, сразу после уроков, – ответил учитель, улыбаясь…
* * *
Наташа шла на свидание впервые в жизни. Всю дорогу от дома она мысленно торопила время, а минутная стрелка наручных часов ползла как раненная улитка.
В школе Наташа через одну ступеньку вбежала на третий этаж, вошла в открытую дверь кабинета, поздоровалась и села на своё место, положив рядом шубку и шапочку. Учитель расположился за партой перед ней и повернулся лицом.
– Я весь – внимание, – ласково сказал он, и у неё вспотели ладони.
– Валерий Янович… расскажите о себе… вы в армии служили? А кем вы мечтали стать в детстве? Мне всё это очень интересно, – сбивчиво попросила Наташа.
Валерий Янович под натиском вопросов улыбнулся и сказал неожиданно, что он наполовину поляк и родился далеко от Сибири, во Львове.
«Однажды, в шесть лет, – продолжал он дальше, – очень хотел пить, вбежал домой и залпом выпил стакан. Оказалось, там была водка. Я чуть не задохнулся, и теперь в доме нет алкоголя». (Тут Наташа мысленно поставила плюс.) Рассказал, что служил танкистом на срочной и сверхсрочной службе. Поделился, как проводит воскресенье:
– Мы с семьей ездим на «поезде здоровья».
– Что такое «поезд здоровья»?
– Он ходит лишь в выходные. Возит людей на природу, а спустя время – обратно… кто на лыжи, кто в футбол. И просто гуляют, в снежки играют… А знаешь, что мы с сыном делаем, чтобы не вспотеть и не простудиться? Играем в футбол полуголыми…
Он с теплотой рассказал о сыне и дочке, которые учатся в начальной школе. Почти час пролетел незаметно. По дороге домой Наташа, счастливая от этой встречи, то и дело улыбалась, вспоминая все подробности разговора с учителем.
Следующие три недели она удивлялась, какую новую энергию подарил ей этот час общения.
Например, ей стало легче заставлять себя учить домашнее задание по противному – из-за учительницы-халтурщицы – английскому. Раньше Наташа открывала учебник в последние четверть часа до школы. Теперь она разрешала себе браться за любимые предметы лишь после английского языка.
В тот год Наташа не занималась в секции, но зато сама часто ходила на лыжах. Метод «химика» против пота она немного усовершенствовала. Наташа снимала курточку, завязывала рукава на талии и упивалась скоростным катанием.
Но желание общения было сильнее. Когда оно стало невыносимым, Наташа снова написала записку и пришла на свидание.
– Давайте, я вам помогать буду, – предложила девочка и стала мыть пробирки. Потом подняла стулья на парты и начала подметать пол.
– Здорово! Мне давно такой помощницы не хватало, – обрадовался Валерий Янович, подходя ближе.
Он стал очищать парты от фантиков и промокашек, попутно рассказывая об увлечении песнями Высоцкого, о любимой Одессе, игре в преферанс и надвигающемся садовом сезоне с необходимостью постройки теплицы.
Учитель говорил с нею, как с равной. Впервые с тех пор, как не стало папы, ей было удивительно хорошо: интересно и надёжно настолько, что она мысленно воскликнула: «Вечер, продлись ещё!»
* * *
…В весенние каникулы Наташин класс решил поехать по гоголевским местам Украины.
– А ты почему не с нами? – спросила учительница.
– Так. Работы по дому много. И книжки хочу почитать…