banner banner banner
Библия – основа знаний
Библия – основа знаний
Оценить:
 Рейтинг: 0

Библия – основа знаний


Глава 5.

Образ и подобие Божие

Человек сотворен по образу и подобию Божию. Эти слова есть основание всего, каждый из нас, являясь неповторимой личностью, есть часть Адама. Об образе и подобии человека Богу сказано начиная с первых страниц Библии и подчеркивается на протяжении всех текстов, это великое и важное знание, через которое мы можем познать свое место в сотворенном мире и вечности, насколько это возможно. В Православном катехизисе сказано: «Истина о сотворении человека по образу и подобию Божию постигается вполне после того, как образ Божий воссиял во всей своей чистоте в Богочеловеке, Господе Иисусе Христе… Господь пришел даровать людям единство в любви, по образу единства Лиц Святой Троицы. Поэтому за образ Божий в человеке в его множественности (в человечестве) надо почитать стремление к единству всех. Созданные едиными по природе (единосущными), люди должны были, с помощью Божией, все более уподобляясь Богу, совершенствовать свое единство. Но грех разделил людей…» В Ветхом Завете (отмечено ниже), когда говорится о Боге, очень часто видим не просто личностное в Божественном, также происходит ассоциация с человеком, например, 33 исх 11 «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу…» Святой Иоанн Дамаскин сказал: «Бог бесконечен и непостижим…» Непостижимость Создателя имеется в виду не только человеком, а и всем сотворенным. Человек в земном своем теле более ограничен восприятием по сравнению, например, с ангелами, но также и все живое не может как познать Бога полностью, так и, соответственно, видеть Создателя всего, все Его совершенство в вездесущии. Человек, созданный по образу и подобию, состоит из множества членов, каждый из которых выполняет определенную функцию, являясь частью всего организма. Это не говорит о том, что Бога надо представлять сейчас точно так во плоти, но как знаем из Нового Завета, Бог может приобщать Себе достойных в будущей жизни, где каждый будет исполнять ему назначенное, являясь одно со всеми в Господе Иисусе Христе, а вставших на путь зла отторгать. В Ветхом Завете, как мы уже видим, Бог дает понимание о Себе, открываясь множество раз видом человека. В том числе, как видим из написанного, еще до сотворения человека Господь множество раз, говоря о Себе, употребляет такие выражения, как: 1:6 «И сказал Бог: да будет свет…», 1:10 «И назвал Бог сушу землею…», 1:10 «…И увидел Бог, что это хорошо.», 2:7 «…и вдунул в лице его дыхание жизни…», также другие подобные тексты. Библия написана для людей, и такие слова, как: сказал, увидел, назвал, вдунул соответственно для нас имеют ассоциацию с человеком, тем более знаем, что сотворены по образу и подобию Божию. Тем самым человек напоминает в своей природе образ Создателя, который, являясь непостижимым для всего сотворенного, открывался Своим творениям под видом человека, образа Своего, которого сотворил позже как венец творения. О непознанности Бога говорит святой Иоанн Златоуст в своем толковании: «…Потому-то и Сам (Господь) также говорит: ни Отца кто знает, токмо Сын (11 Мф 27). Что же? Неужели все мы находимся в неведении о Нем? Нет; только никто не знает (Отца) так, как Сын… Якоже знает Мя Отец, говорит Он, и Аз знаю Отца (10 Ин 15)…» В Ветхом Завете много сказано об образе Божием, например: 1 Быт 26, 27 «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их»; 2 Быт 7 «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою»; 3 Быт 22 «И сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…»; 4 Быт 1, 2 «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа»; 32 Быт 24—32 «И остался Иаков один, и боролся Некто с ним до появления зари… И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя…»; 7 Исх 1 «Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком»; 33 Исх 11 «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим…»; 14 Втор 1 «Вы сыны Господа Бога вашего…»; остальные тексты: 1 Быт 1, 2; 2 Быт 7; 3 Быт 4, 5, 22; 4 Быт 1, 2, 25, 26; 5 Быт 1—3; 6 Быт 13; 8 Быт 21; 9 Быт 5, 6; 18 Быт; 19 Быт 15—26; 24 Быт 40; 28 Быт 10—13; 32 Быт 24—32; 35 Быт; 3 Исх 20; 4 Исх 15, 16, 22, 23; 1; 7 Исх 1, 4; 15 Исх 12; 16 Исх 9; 20 Исх 2; 23 Исх 21; 24 Исх 9—11; 31 Исх 12—18; 33 Исх 11, 13, 16, 18—23; 34 Исх 5—7, 20—24, 34; 19 Лев 1, 2; 20 Лев 7, 8, 26; 21 Лев 8; 3 Чис 4; 6 Чис 22—27; 10 Чис 35; 12 Чис 10—14; 14 Чис 30; 20 Чис 9; 2 Втор 15; 3; Втор 24; 4 Втор 25, 34; 8 Втор 3—5; 9 Втор 18, 26, 29; 11 Втор 2, 12; 12 Втор 28; 13 Втор 18; 14 Втор 1, 2; 17 Втор 2; 21 Втор 9; 26 Втор 8; 29 Втор 2, 3, 10, 15; 31 Втор 17, 18, 29; 32 Втор 5—12, 20, 39, 40; 33 Втор 3; 19 Нав 51; 3; Суд 12; 5; Суд 5; 6 Суд 17, 21—24; 11 Суд 11; 13 Суд 21—23; 1 1 Цар 25; 21 Цар 30, 35; 5 1 Цар 9, 11; 7 1 Цар 13; 12 1 Цар 17; 72 Цар 14, 15, 18, 19, 29; 24 2 Цар 17; 8 3 Цар 52; 9 3 Цар 3, 4; 11 3 Цар 33, 36; 13 3 Цар 6; 18 3 Цар 46; 22 3 Цар 19; 3 4 Цар 2, 18; 10 4 Цар 30; 13 4 Цар 2, 4, 23; 15 4 Цар 3; 19 4 Цар 15, 16; 21 4 Цар 2; 23 4 Цар 27; 16 1 Пар 12, 27; 17 1 Пар 24, 27; 22 1 Пар 10; 28 1 Пар 6; 29 1 Пар 12, 14; 2 2 Пар 6; 6 2 Пар 4, 32, 40; 7 2 Пар 4, 14; 18 2 Пар 18—20; 20 2 Пар 6, 9; 25 2 Пар 2; 29 2 Пар 2, 6, 11; 30 2 Пар 12; 35 2 Пар 22; 7 1 Езд 9; 8 1 Езд 18, 21; 9 Неем 15; 13 Тов 2—4; 10 Иов 8; 11 Иов 5; 13 Иов 15, 20, 21, 24; 35; Иов 6; 36 Иов 7; 2 Пс 11, 12; 9 Пс 4, 5, 8, 20, 32, 33, 35, 38; 15 Пс 11; 17 Пс 10, 11, 17; 18 Пс 2; 20 Пс 7—9; 26 Пс 8, 9; 28 Пс 1, 10; 32 Пс 6, 14; 33 Пс 17; 38 Пс 11; 40 Пс 13; 41 Пс 3; 43 Пс 3, 4; 44 Пс 4, 5, 7, 17; 46 Пс; 50 Пс 11—13; 55 Пс 14; 59 Пс 8—10; 62 Пс 9; 67 Пс 6; 72 Пс 15; 76 Пс 16; 77 Пс 42, 54; 79 Пс; 81 Пс 1, 6; 87 Пс 15; 88 Пс 14—16, 22, 23, 27, 28; 94 Пс 3, 7; 95 Пс 6, 9, 13; 96 Пс 2, 5; 97 Пс 1, 2, 9; 99 Пс 2; 101 Пс 3, 26—29; 102 Пс 13, 19; 103 Пс 3, 28, 29; 104 Пс 4; 105 Пс 26; 107 Пс 7; 108 Пс 27; 109 Пс; 113 Пс 7; 114 Пс 2, 8; 117 Пс 15, 16; 118 Пс 13, 73, 88, 135, 169, 170, 173; 137 Пс 8; 138 Пс 7—10, 16; 139 Пс 14; 142 Пс 7; 143 Пс 7; 144 Пс 16; 2 Притч 6; 3 Притч 12; 14 Притч 26, 31; 15 Притч 3; 19 Притч 17; 20 Притч 27; 2 Еккл 24; 3 Еккл 14; 8 Еккл 12; 12 Еккл 7; 2 Прем 12—13, 17—18, 23, 24; 3 Прем 1; 5 Прем 4, 5, 16; 7 Прем 16, 24—26; 10 Прем 20; 11 Прем 11, 18, 22; 12 Прем 7, 19—21, 23—25; 14 Прем 3; 15 Прем 11, 16; 16 Прем 10, 15, 16, 21, 26; 18 Прем 4, 13; 19 Прем 6; 1 Сир 7; 2 Сир 18; 3 Сир 16; 4 Сир 11; 17 Сир 3, 4, 7; 23 Сир1—5, 27, 28; 33 Сир 13; 34 Сир 16, 18—20; 36 Сир 3, 7, 13; 1 Ис 2, 3, 12, 15, 25; 3 Ис 8; 5 Ис 25; 6 Ис 1; 8 Ис 11, 17; 9 Ис; 10 Ис 4; 11 Ис 3, 4, 5, 11, 15; 14 Ис 27; 19 Ис 1, 16; 25 Ис 10; 26 Ис 11; 30 Ис 1, 2, 9, 27, 30; 34 Ис 17; 37 Ис 14—17; 38 Ис 3; 40 Ис 1—5, 10, 22; 41 Ис 20; 42 Ис 1—7; 43 Ис 3, 4, 6, 13; 45 Ис 11, 23; 48 Ис 3, 12—14; 49 Ис 2, 5, 16, 22; 50 Ис 1, 2, 4—11; 51 Ис 5, 9, 16; 52 Ис 10; 53 Ис; 54 Ис 4—8; 55 Ис 11; 59 Ис 1, 2, 15—17; 60 Ис 21; 62 Ис 2, 3, 8; 63 Ис 1, 5, 9, 12, 16; 64 Ис 1—3, 7, 8; 65 Ис 2—6, 12; 66 Ис 1—4, 14, 23; 1 Иер 9; 2 Иер 1, 2; 3 Иер 1—14, 19, 22; 4 Иер 1, 22, 26; 6 Иер 12; 7 Иер 15; 14 Иер 21; 15 Иер 1, 6, 17, 19; 16 Иер 17, 21; 17 Иер 16; 18 Иер6, 10, 20, 23; 21 Иер5—10; 22 Иер 24; 23 Иер 39; 24 Иер 6; 25 Иер 15—17; 27 Иер 5; 31 Иер 9, 20—22; 32 Иер 20—22, 17, 30; 33 Иер 5; 34 Иер 18; 35 Иер 19; 36 Иер 7, 9; 44 Иер 11, 21; 49 Иер 4, 5; 51 Иер5, 25; 52 Иер 2, 3; 1 Плач 14, 22; 2 Плач 1, 3, 4, 7, 8, 19; 3 Плач 3, 12, 33, 38, 56; 4 Плач 16; 5 Плач 19; 2 Вар 11, 16, 17, 19; 3 Вар 5; 1 Иез; 2 Иез 8—10; 3 Иез 14—17, 22, 23; 5 Иез 12; 6 Иез 14; 7 Иез 9, 22; 8 Иез 1—3, 18; 9 Иез 3, 4, 10; 10 Иез 1, 2, 4, 18, 19; 11 Иез 22—25; 14 Иез 8, 9, 13; 15 Иез 7; 16 Иез 8—43, 50—63; 20 Иез 14—17, 21—23, 28, 33—35, 42; 21 Иез 3—5, 8—12; 22 Иез 13; 23 Иез; 25 Иез 13; 33 Иез 7, 22; 35 Иез 3; 36 Иез 7, 17; 37 Иез 13, 14; 38 Иез 20; 39 Иез 21, 23, 24, 29; 43 Иез 7; 44 Иез 15; 47 Иез 14; 3 Дан 41, 54, 55; 4 Дан 5, 6, 15, 20, 32; 5 Дан 14; 7 Дан 9, 10, 13, 14, 22; 9 Дан 17; 1 Ос 10; 2 Ос; 5 Ос 6, 7, 15; 6 Ос 5; 7 Ос 2; 11 Ос 1, 3; 1 Ам 8; 7 Ам 7; 9 Ам 1—4, 8; 2 Ион 5; 4 Мих 4; 1 Наум 3—5; 1 Авв 13; 2 Авв 20; 3 Авв 4, 5; 1 Соф 4, 7; 2 Соф 13; 2 Зах 9—13; 3 Зах 8—10; 6 Зах 12—13; 7 Зах 2; 8 Зах 6, 21; 9 Зах 10; 11 Зах 8, 10—14; 12 Зах 4, 8—14; 13 Зах 7; 1 Мал 6; 2 Мал 10, 11, 17; 3 Мал 1—4, 15—17; 7 2 Мак 31; 6 3 Мак 6, 25; 7 3 Мак 5; 1 3 Езд 27—29; 2 3 Езд 5, 29, 42—48; 3 3 Езд 5, 6; 5 3 Езд 30, 56; 6 3 Езд 11; 7 3 Езд 28, 29; 8 3 Езд 7, 44; 13 3 Езд 32; 15 3 Езд 11, 22; 16 3 Езд 13, 62, 63. Новый Завет: 2 Мф 14, 15 «Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего»; 3 Мф 3 «Ибо Он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему»; 3 Мф 17 «И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение»; 5 Мф 9 «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»; 8 Мф 2 «И вот пошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить»; 11 Ин 25—27 «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир»; 15 1 Кор 47—49 «Первый человек – из Земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного». 1 Мф 20—23; 2 Мф 14, 15; 3 Мф 3, 11, 12, 16, 17; 4 Мф 1—6; 5 Мф 9, 16, 34, 45, 48; 6 Мф 1, 4, 6—18, 26, 32; 7 Мф 11, 20, 21; 8 Мф 1, 2, 5—8, 17, 21, 25, 29; 9 Мф 2—6, 27, 28; 10 Мф 19, 20, 29—33, 40; 11 Мф 9—11, 25—27; 12 Мф 6—8, 17—21, 50; 13 Мф 37—43, 51; 14 Мф 28—33; 15 Мф 13, 21—28; 16 Мф 13—17, 22, 23, 27, 28; 17 Мф 1—5, 14, 15; 18 Мф 10, 14, 19—22, 35; 19 Мф 22—29; 20 Мф 23, 24, 28—34; 21 Мф 3; 22 Мф 36—45; 23 Мф 9, 22; 24 Мф 27—44; 25 Мф 10—13, 31—46; 26 Мф 20—29, 53, 54, 63, 64; 27 Мф 40, 43, 54; 28 Мф 6, 18—20; 1 Мк 1—3, 8—11, 24; 2 Мк 5—12, 18—20, 28; 3 Мк 11, 12; 5 Мк 6, 7, 19, 20; 8 Мк 38; 9 Мк 7, 11—13, 24, 25, 35—37, 42; 10 Мк 25—27, 45; 11 Мк 3, 4, 25, 26; 12 Мк 29—37; 13 Мк 26—33; 14 Мк 22—24, 35, 36, 61, 62; 15 Мк 39; 16 Мк 15—20; 1 Лк 30—35, 43, 44, 51—54, 66, 69, 76; 2 Лк 10—14, 48, 49; 3 Лк 4—6, 16—18, 21—38; 4 Лк 1—4, 9—11, 33, 34, 41; 5 Лк 8, 12, 13, 20—24, 33—35; 6 Лк 5, 35, 36, 46; 7 Лк 6, 13—15, 27, 28, 31, 47—50; 8 Лк 28, 38, 39; 9 Лк 1, 2, 26, 34, 35, 48, 54—62; 10 Лк 1, 2, 16—22, 40; 11 Лк 1—4, 9—13, 39; 12 Лк 7—10, 29—46; 13 Лк 15, 23—25; 17 Лк 5—10, 20—37; 18 Лк 6, 7, 26, 35—43; 19 Лк 8—10, 31—35; 20 Лк 34—36, 41—44; 21 Лк 13—15, 27, 36; 22 Лк 17—22, 28—33, 38, 42—44, 49, 61, 69, 70; 23 Лк 34, 42, 43, 46, 47; 24 Лк 3, 34, 49; 1 Ин; 2 Ин 16; 3 Ин 3—18, 28—36; 4 Ин 19—23, 42, 49; 5 Ин 5—7, 17—45; 6 Ин 23, 27—69; 8 Ин 10, 11, 16—19, 25—30, 35, 36, 38, 41—44, 49, 54, 55, 58; 9 Ин 35—38; 10 Ин 14—18, 25—38; 11 Ин 1—4, 11, 12, 21—27, 32—42; 12 Ин 23—38, 44—50; 13 Ин 1—15, 20, 31—37; 14 Ин; 15 Ин 1—12, 15, 16, 23—27; 16 Ин 3, 5—17, 23—28, 31—33; 17 Ин; 18 Ин 11, 36, 37; 19 Ин 7; 20 Ин 2, 13—31; 21 Ин 7, 12, 15—17, 20—22; 1 Деян1—8, 21, 22; 2 Деян 25—28, 33—36, 38, 39; 3 Деян 13, 14, 20—26; 4 Деян 24—33; 5 Деян 31, 32, 41; 7 Деян 25, 49, 50, 54—56, 59; 8 Деян 16, 37; 9 Деян 1—6, 13—20, 28; 10 Деян 34—43, 46—48; 11 Деян 16—18, 20; 13 Деян 33—35; 14 Деян 10; 15 Деян 11, 26; 16 Деян 31, 32; 17 Деян 26—29; 19 Деян 5, 13, 17; 20 Деян 21, 24, 28, 35; 22 Деян 7—10, 16, 19; 26 Деян 15; 28 Деян 30, 31; 1 Иак 1, 18, 27; 2 Иак 1; 3 Иак 9; 4 Иак 5, 6; 1 1 Пет 1—4, 14—25; 2 1 Пет 1—10, 19—25; 3 1 Пет 12, 18, 21, 22; 4 1 Пет 1, 2, 9—11, 13; 5 1 Пет 6, 10, 11, 14; 1 2 Пет 1—4, 8, 11, 14—18; 2 2 Пет 1, 20, 21; 3 2 Пет 2, 17, 18; 1 1 Ин; 2 1 Ин; 3 1 Ин; 4 1 Ин; 5 1 Ин; 1 2 Ин; 1 Иуд 1, 2, 4, 17, 20, 21, 24, 25; 1 Рим 1—9; 3 Рим 21—26; 4 Рим 24, 25; 5 Рим; 6 Рим 1—11, 23; 7 Рим 4, 25; 8 Рим 1—3, 9—11, 14—23, 29—39; 9 Рим 3—13, 26, 27; 10 Рим 6—13, 21; 12 Рим 3—8; 13 Рим 14; 15 Рим 2—3, 6, 7, 30; 16 Рим 17, 18, 20, 24; 1 1 Кор 1—10, 30, 31; 2 1 Кор 6—8, 14—16; 3 1 Кор 16, 17, 21—23; 4 1 Кор15, 16; 5 1 Кор 4—8; 6 1 Кор 9—11, 13—20; 8 1 Кор5, 6; 9 1 Кор 1, 4—6; 10 1 Кор 16, 17; 11 1 Кор 3, 7, 11, 12, 23—29; 12 1 Кор; 15 1 Кор 3, 20—31, 47—49, 57; 16 1 Кор 21—24; 1 2 Кор 1—3, 14, 19—22; 2 2 Кор 14—17; 3 2 Кор 17, 18; 4 2 Кор 4—14; 5 2 Кор 13—21; 6 2 Кор 16—18; 8 2 Кор 9; 11 2 Кор 1, 2, 31; 13 2 Кор 4, 5, 13; 1 Гал 1—5, 15, 16, 18, 19; 2 Гал 19—21; 3 Гал 13—18, 22—29; 4 Гал 1—7, 19; 6 Гал 14, 17, 18; 1 Еф; 2 Еф; 3 Еф; 4 Еф; 5 Еф 1, 2, 5—8, 20—33; 6 Еф 23, 24; 1 Флп 1, 2, 20, 21; 2 Флп 5—11, 14, 15, 19; 3 Флп 8—11, 14, 20, 21; 4 Флп 19—23; 1 Кол 1—3, 10—29; 2 Кол 2—23; 3 Кол 1—17, 23, 24; 1 1 Фес; 2 1 Фес 14, 15, 19, 20; 3 1 Фес 11—13; 4 1 Фес 1—5, 8, 13—18; 5 1 Фес 5—10, 23—28; 1 2 Фес; 2 2 Фес 1, 8, 13, 17; 3 2 Фес 6, 12, 17, 18; 1 1 Тим 1, 2, 12—14; 2 1 Тим 4—6; 3 1 Тим 14—16; 5 1 Тим 21; 6 1 Тим 1—3, 13, 14; 1 2 Тим 1, 2, 8, 13, 14; 2 2 Тим 8; 4 2 Тим 1, 22; 1 Тит 1—4; 2 Тит 13, 14; 3 Тит 4—7; 1 Флм 3—5, 25; 1 Евр; 2 Евр; 3 Евр 1—6, 14; 4 Евр 9, 10, 13—16; 5 Евр 5—8; 6 Евр 4—6, 16—20; 7 Евр 1—3, 13, 14, 27, 28; 8 Евр 1—5; 9 Евр 11—28; 10 Евр; 12 Евр 2—10, 22—24; 13 Евр 8, 10—13, 20, 21; 1 Откр 4—6, 13—18; 2 Откр 18, 26, 27; 3 Откр 5, 20—22; 4 Откр 2, 3, 9—11; 5 Откр; 6 Откр 15—17; 7 Откр 9—17; 11 Откр 7, 8, 15; 12 Откр 10, 11; 14 Откр 1, 4, 5, 14; 17 Откр 13, 14; 19 Откр 4, 7—16, 19—21; 20 Откр 6, 11; 21 Откр 1—7, 9—11, 22, 23; 22 Откр 1—5, 16, 17, 20, 21. Из Корана отмеченное, где также понимается о человеке – как образе Бога – см. в главе 13.

Глава 6.

Единство людей

Человек создан по образу и подобию Божию, Бог Един в Трех Ипостасях, соответственно, сказанное позволяет во многом разобраться. С первых страниц Библии мы узнаем о сотворении человека, Адама, затем Бог создает женщину, и не напрасно сказано, что Ева взята от Адама. 2 Быт 21—24 «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; онабудет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть». Несмотря на неповторимость личности каждого человека и его пол, мы связаны между собой. Каждый имеет часть от Адама и Евы, понимая, что Ева – одно с Адамом, иначе и не было бы смысла указывать на то, как мы сотворены. Понимание «множества в одном» мы видим на примере в первую очередь Израиля, о котором в прямых текстах сказано в Ветхом Завете, а в Новом открывается в полном объеме. Ветхий Завет: 33 Втор «Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею… И он был царь Израиля, когда собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми… Об Иосифе сказал: да благословит Господь Землю его вожделенными дарами неба… благословение Явившегося в терновом кусте да придет на главу Иосифа… Израиль живет безопасно, один; око Иакова видит пред собою Землю обильную хлебом… Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом…»; 4 Исх 22, 23 «И скажи фараону: так говорит Господь (Бог еврейский): Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего…» Об обществе говорится, как об одном человеке, правильно понимать это так, как написано, то есть от одного человека образовался род (колено), и они имеют некоторую связь между собой. Такие выражения – не исключения, это обычное обращение к народам в Библии, как к одному человеку. 43 Ис 1—4 «Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя… в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя, и народы за душу твою». Отдал в выкуп означает, что род человеческий – все равно что один человек, согрешивший и должен понести наказание в силу его неотвратимости, оно влияет на происходящее в его жизни, на некоторую часть человечества, страдают народы, другим давая возможность обратиться. Остальные подобные тексты: 3 Быт 20; 23 Исх 22; 28 Втор 43, 44; 21 Притч 18; 27 Притч 19; 10 Прем 1, 2; 14 Сир 19—20; 34 Сир 18—20; 43 Ис 3, 4; 44 Ис 6, 23, 24; 45 Ис 12; 48 Ис 20; 51 Ис 10; 62 Ис 12; 63 Ис 4, 9; 12 Иер 3; 46 Иер 10; 50 Иер 34; 13 Ос 14; 4 Мих 10; 3 Зах 8—10; 2 3 Езд 43; 5 3 Езд 50—55; 8 3 Езд 7. В Новом Завете связь и единство человека еще более открывается, когда Сам Господь пришел, воплотившись, по Своей воле пострадал за людей, чтобы дать возможность в жизни будущей в Нем воскреснуть: 1 Мф 19—21 «Иосиф же муж Ее, будучи праведен, …хотел тайно отпустить Ее… Ангел Господень явился ему во сне и сказал: …в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына… Он спасет людей Своих от грехов их»; 8 Мф 17 «…Он взял на Себя наши немощи и понес болезни». В Новом Завете страдания Господа, Крестная смерть за людей и Вознесение – самое важное для нас. Господь Иисус Христос добровольно пострадал за человечество, понес грехи наши, то есть, как видим, совершается спасение людям, в том числе тем, кто не рожден еще на свет, происходит искупление всех. Приняв человеческое естество, Бог, также став человеком, частью нас, принял смерть за грехи людей. О единстве человечества в Новом Завете: 19 Мф 4—6 «…И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть…»; 20 Мф 28 «так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»; 5 Мф 27—30; 8 Мф 17; 18 Мф 8, 9; 19 Мф 4—6; 20 Мф 28; 25 Мф 31—46; 26 Мф 20—29; 9 Мк 31, 43—48; 10 Мк 6—9, 45; 13 Лк 1—5; 22 Лк 17—22; 1 Ин 29; 6 Ин 47—56; 11 Ин 49—52; 15 Ин 1—8; 16 Ин 33; 4 Деян 32; 20 Деян 28; 1 1 Пет 18—21; 2 1 Пет 21—25; 3 1 Пет 18; 4 1 Пет 1, 2, 13; 2 2 Пет 1; 2 1 Ин 1, 2; 1 1 Ин 7; 3 1 Ин 16; 4 1 Ин 9, 10; 2 Рим 1, 24; 3 Рим 24, 25; 4 Рим 24, 25; 5 Рим 5—21; 6 Рим 1—11; 7 Рим 4; 8 Рим 3, 29—33; 10 Рим 6—13; 11 Рим 25—32; 12 Рим 3—8; 15 Рим 1—3; 5 1 Кор 7; 6 1 Кор 15—17, 20; 7 1 Кор 23; 10 1 Кор 16, 17; 11 1 Кор 23—29; 12 1 Кор 12—31; 15 1 Кор 3, 20—23; 5 2 Кор 13—21; 1 Гал 3—5; 2 Гал 20; 3 Гал 13; 4 Гал 4—5; 1 Еф 5—7, 13, 14, 22, 23; 2 Еф 13—21; 3 Еф 4—6; 4 Еф 1—6, 11—16, 25, 30; 5 Еф 1, 2, 22—33; 2 Флп 5—11; 3 Флп 10, 11, 20, 21; 1 Кол 10—29; 2 Кол 6—23; 3 Кол 1—17; 4 1 Фес 13—18; 5 1 Фес 9—10; 2 1 Тим 1—7; 4 1 Тим 10, 11; 1 2 Тим 8—10; 2 2 Тим 10—13; 2 Тит 13, 14; 1 Евр 3; 2 Евр 9—18; 5 Евр 5—10; 6 Евр 4—6; 7 Евр 26—28; 9 Евр 11—28; 10 Евр 1—22, 28—31; 12 Евр 1—4, 22—24; 13 Евр 10—13; 1 Откр 4—8; 5 Откр 9—12; 7 Откр 14; 12 Откр 10, 11; 14 Откр 4—5. В Коране также можно увидеть тексты, подчеркивающие такое понимание о человечестве: Сура 4:1 «…который сотворил вас в одном человеке; от него сотворил супругу ему…»; Сура 5:32 (5:35) «…Мы написали в закон для сынов Израилевых: кто убьет человека, не мстя за смерть человека, или не за распространение нечестия на Земле – тот как бы убьет всех людей; а кто сохранит жизнь его, тот как бы сохранит жизнь всех людей»; 7:189 «Он сотворил вас от одного человека; произвел из него супругу ему…»; Сура 16:72 (16:74) «Бог дает вам супруг из среды вас самих…»; Сура 30:20 (30:19) «…Он сотворил вас из Земли, и потом, когда вы стали людьми…»; Сура 39:6 (39:8) «…сотворил вас от одного человека; потом из него произвел супругу ему…»; Сура 42:11 (42:9) «…Он для вас устроил вас самих четами…»; Сура 75:37—39 «Не был ли он влагой… Не был он потом куском сгустившейся крови? И Он устроил его и дал ему соразмерность членов. Он производит из него чету-мужчину и женщину». Рассматривая Библию, мы видим, что на протяжении всех текстов не случайно нет четкого определения единства и множества, в этом подразумевается связь всех со всем, которая при сотворении была полной, а при утере благодати Господа большую часть ее человек и все живое перестали чувствовать. Но она есть, в том числе в идее и смысле существования, заложенных Богом творению. Самое большее единение на Земле между Богом, человеком и остальным живым миром было в первые времена. Человек видел Господа в Раю и со всем живым миром вокруг находился в полном взаимопонимании. Всей твари были присущи максимальные возможности, она была понятна человеку, также личность, сохраняя неповторимость, находилась в гораздо более открытом состоянии для другой личности, по сравнению с жизнью после изгнания, говоря о Адаме и Еве. Они являлись в большой степени одним целым, как и сказал Бог. После падения во многом утратилось чувство единства, но осталось по слову Господа в браке.

Глава 7.

Душа человека и душа животных

Вначале обратим внимание на сотворение, сказано: [2] Быт 7 «И создал Господь (Бог) человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Написано «вдунул в лице его». Образ и подобие означает в том числе и то, что, обращая внимание на себя, мы можем понять сказанное. Для людей дыхание – воздух, имеющий соприкосновение с нами, выдыхаемое было в нас. Из этих слов – дыхание Господа, вдуновение, мы можем сделать вывод, что жизнь, подаренная Богом, имела к себе прикосновение Его, как дыхание человеку, не являясь его частью. А вдуновение «живого начала» есть некое отношение к Создателю, Его прикосновению до нашего рождения в личностях на Земле, не являвшихся частью Бога, но после появления на свет наделенных перспективами соединиться в Господе. Существуют мнения относительно происхождения души человека, Бог наделил ею нас, вдохнув в лице первых людей и образовав начало жизни для всех. Святые первых веков после Рождества Христова, столпы христианского мира, высказывали на эту тему мнения, надо понимать, что из-за этого не возникало принципиальных разногласий в основополагающем веры. Часть Святых Отцов Церкви: Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин – говорили, что каждая душа отдельно творится Богом, соединяясь потом с телом, по взгляду других учителей: Григорий Богослов, Григорий Нисский, преподобный Макарий – душа и тело одновременно получают свое начало, душа творится от душ родителей, как тела от тел родителей. Григорий Богослов: «Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека…», Иоанн Кронштадтский: «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человеческое…» Возможно, Адам и Ева знали, что есть то «дыхание», данное Богом, которое как бы и принадлежало им, распространяясь впоследствии на всех людей при рождении. Как сказано [2] Быт 24 «потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть», то есть два человека становятся одним, дополняя друг друга. До грехопадения, при полной благодати, возможности мироощущения и взаимовосприятия были выше, но единение не могло быть полным, так как Адам и Ева – личности, и нарушение Божией заповеди означало бы падение Адама. До падения человек обладал явными преимуществами пред всем сотвореным и последующими поколениями людей с возможностью их сохранить вечно, передавая потомкам. Имел видение и понимание всего живого на Земле, знал душу каждого, и наречение имен ясно говорит об этом, так как право дать имена исходит из знания души живого существа, понимания окружающего мира и своего в нем назначения. Для всей твари на Земле человек был гарантом гармонии и справедливости, живя в любви, во взаимопонимании со всем сотворенным, неся ответственность за вверенное ему, но после грехопадения все живое на Земле потеряло справедливого судью, он лишился абсолютного чувства окружающего мира, так как грехом удалился большой части благодати Господа. Имея такие знания, человек не пребывал в неразумном детстве и постепенно познавал большее.

Глава 8.

Причина первородного греха

§1. Грехопадение

Человек, обладающий знаниями в Раю о всем его окружающем, в то же время понимал, что он не Бог 3 Быт 1—5 «…И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло». 2 Быт 15—17 сказано о заповеди, данной человеку, в саду Эдемском, где Бог поселил его, чтобы хранить и возделывать, но запретил прикасаться к плодам с Древа познания добра и зла, ибо сказано – ослушавшись, смертью умрете. 3 Быт – Глава о грехопадении, Ева, послушав змея, сорвала плод с древа познания, дав также его Адаму. В Главах 2 Быт 15—17, 3 Быт 2—6 сказано не прикасаться и не вкушать плодов запретного дерева. Если бы Адам, взяв плод у Евы, не знал о том, что он запретный, то и не было бы вины ему, а если, взяв, вкусил по той же причине, то и наказание было бы равным, так как сказано не прикасаться и не вкушать, при этом не имеет значения – сорвать или также, ослушавшись, прикоснуться и вкусить. Наказание Еве более строгое 3 Быт 16, где сказано о господстве над ней мужем, Адаму же сказано: 3 Быт 16—20: «…за то, что ты послушал голоса жены твоей ел от дерева… со скорбью будешь питаться… в поте лица будешь есть хлеб… доколе не возвратишься в Землю, из которой ты взят…». Возможно, Адам, понимая ответственность за Еву, будучи сотворен ранее нее, осознавая всю трагедию сложившейся ситуации, посчитал повреждение человеческой природы необратимым процессом, не поверил во всемогущество Господа исправить случившееся для него, взял запретный плод из рук Евы, считая измененным окончательно настоящее и будущее человечества. Также слова Адама к Богу: 3 Быт 12 «Адам сказал: Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, я ел», указывают на то, что причиной действий Адама не была любовь к Еве, выбор его был осознанным. Видимо, этому предшествовало некоторое ослабление в душе понимания человеком Создателя. Тогда, несмотря на такую близость к Богу и преимущественность по отношению ко всему сотворенному, как видим, до грехопадения у людей также был соблазн согрешить. И сегодня мы в состоянии понять силу того искушения. Можно наверняка утверждать, что обстоятельства, предшествующие выбору тогда, соответствовали силам преодолеть их и соизмеримы с испытаниями и возможностью преодолеть их людям, рожденным после них. Сила искушения и способность устоять справедливо попущены Господом для каждого, и в том числе по этой причине мы не вправе говорить, что на месте Адама и Евы поступили бы иначе. Начиная с первых веков, христианство, святые Отцы Церкви говорили о человечестве, как об одном человеке, и спустя тысячелетия можно утверждать, что такой взгляд правдоподобно объясняет и показывает законченный смысл Святых Писаний. Возвращаясь к грехопадению, можно говорить о нашем в некотором виде участии, породившем первородный грех. [2] Быт 18—25 «И сказал Господь (Бог): нехорошо человеку быть одному… сотворим ему помощника… и навел на человека крепкий сон… взял одно из ребр его… и создал Господь (Бог) из ребра взятого у человека, жену, и привел ее к человеку… и будут (два) одна плоть…»; [3] Быт 4, 5 «И сказал змей жене… в день в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете как боги…» Также обратим внимание на тексты, из которых видим – земные удовольствия, сиюминутные слабости часто подвигают нас к выбору не в пользу доброго, когда в теле рождаются желания, требующие от человека не простого выбора. Апостол Павел «Послание к римлянам» 7 Рим 7—25: «…я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай… грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв… грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею… закон свят, и заповедь свята и праведна и добра… мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех… Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек… И так тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха». Из написанного можем понять, что к греху часто подвигает плоть. Апостол Иаков 1 Иак 14—15: «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть»; похоть – всякая незаконная страсть и желание, развращение сердца, ведущее ко злу и греху. Апостол Павел, из послания к Евреям: 7 Евр 9—10 «И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его»; 9 Ин 2, 3: «Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Сказанное выше имеет основной смысл, обратим же внимание на другое, постараемся разобраться, может ли быть прямая неразрывная связь между людьми, определяющая нас как одно, при этом позволяющая оставаться отдельными личностями. На уровне мыслей мы осознаем, что есть неправильно, согрешаем или, прилагая усилия, преодолеваем грех, умом понимаем пагубность поступков, а в теле желаем греха и удовольствий сейчас. Это продолжается со времен Адама, когда «мы находились в чреслах» прародителей.

§2. Совершенство твари в Раю,

наличие сознания

Для лучшего понимания вопроса о первородном грехе обратим внимание на совершенство живого мира в Раю. До сотворения человека Господь создает природу и разнообразие живого мира. Человек появился на свет последним, как венец творения, Бог создал его по образу Своему и подобию, вдохнул в него дыхание жизни. Как сказано, душа наша – не одно и то же, что душа остальных живых существ. В Раю, где находился человек, все созданное ранее, все живое было ему послушно. Человек до грехопадения мог видеть и разговаривать с Богом, весь живой мир вокруг был открыт для него. Соответственно, как человек в полной благодати, находясь рядом с Богом, имел больше возможностей и понимания всего, так и тварь, первые представители, предки живого мира, были сотворены совершенными и сохраняли это состояние во плоти и большей степени разумности, в пределах, установленном Создателем. После грехопадения как человек, так и все живое, изменившись в своем восприятии мира, лишились совершенства, потеряли часть благодати Господа. 3 Быт 1—5 «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло». Как видим из написанного, змей – один из созданных Богом, кому человек так же, как всем остальным, дал имя. Ева понимает обращение к ней змея, и он слышит ее. Змей искушает ее, подталкивая согрешить и ослушаться Бога, то есть сотворенная тварь, одно из живых существ в Раю, понимая угодное Господу, Тому кто создал все, идет наперекор, дает силам зла через него повлиять на Еву. Змей по какой-то причине отвернулся от человека, отдав себя использовать злому. Вероятно, человек на тот момент стал в душе удаляться от Господа, так как в полной благодати никто из сотворенных не мог нарушить предназначение Богом данное, кроме самого человека, который имел полную свободу выбора и ответственность за вверенное ему, то есть причина грехопадения и изгнания из рая, безусловно, – человек, так как, ослабевая душой в своем послушании Богу, он дал больше возможности влиять враждующим силам, в том числе на тварь. В частности, змей, хотя и позволил силам зла действовать в нем, но этого бы не произошло, если бы человек жил в абсолютном послушании и вверил свои мысли Господу. Вероятно, его душевное расположение стало причиной такому развитию событий, все ему было подчинено на Земле. Но из сказанного мы можем сделать вывод: в Раю не только человек, но и все живое имело возможность делать некоторый выбор – открывать ли себя силам зла или жить в Божественном свете, а непосредственно змей, который по своей сущности был более хитрым. Чувствуя Господа, тварь понимала, что Ему неугодно, значит, живое имело возможность в каком-то виде приобщиться или отторгнуть, но человек своей близостью Богу определял степень влияния зла в Раю, понимая о смысле своего существования – жить в послушании Богу. Цель же сил зла – падение людей, в том числе через другое творение. Не иметь в Раю выбора хотя бы на самом простом уровне означало бы строго определенную жизнь, когда запрограммированная своими инстинктами тварь существует параллельно человеку и злому началу, тем самым не допуская изменений своей жизни в будущем. Также человек, сотворенный по образу и подобию, изобретая что-либо важное и необходимое людям, ревнует о том, оставляя свое имя в памяти для всех о том, что он создал, предпринимает попытки создать человекоподобное, максимально самостоятельное, и чем более он имеет в этом успех, тем больше ценится созданное. Природа же и жизнь совершенны. Например, в 2 Быт 19—20, где говорится о наречении человеком имен всякой живой душе, дать имя означает полное знание о творении. В те начальные времена жизни человек был как бы судьей, признанным главой для всего живущего на Земле, исполняющий волю Господа. Если бы тварь не имела тогда некоторого самостоятельного мышления, то и не нужен был бы человек для нее, чтобы сохранять правильный порядок жизни, назначенный Богом. Тогда и не изменился бы он после падения человека, но после грехопадения тварь также изменилась, более того, все живое страдает и ожидает возвращения человека к Богу 8 Рим 19—23 «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне…» Человек и все живое находились в тесной взаимосвязи в Раю не в виде простого подчинения твари человеку и понимания им поведения живого создания, но на более тонком уровне. И сегодня известна схожесть организма людей с животными, со многими из которых проводятся научные исследования для лучшего понимания поведения нашего организма. Человек со всем живущем на Земле жил в открытом виде, и тварь в нем видела высшее создание. Видимо, изменение в душе человека отношения к Создателю, до грехопадения, открыло больше возможности силам зла влиять на живой мир, тогда и змей проявил свою некоторую свободу, позволив соблазнить Еву через себя. В начале все сотворенное – человек и остальное живое – были в полном понимании между собой, что впоследствии было ограничено Богом лишением благодати, и от этого пострадал весь мир, но страдания в живом мире имели причиной, помимо основной – человека, также собственную, проявившуюся через змея. Для всей твари после грехопадения человека многое изменилось, инстинкты стали преобладать над их собственной волей.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 20 форматов)