banner banner banner
Профессия шофер самолета. Пилот гражданской авиации – 1
Профессия шофер самолета. Пилот гражданской авиации – 1
Оценить:
 Рейтинг: 0

Профессия шофер самолета. Пилот гражданской авиации – 1


Ну а то, что нет перспектив – да пофиг! Мне 16 лет, и за время учебы наверняка что-то да изменится!

Я был и остаюсь оптимистом, и это качество помогло принять важное решение, которое и сегодня, по прошествии более чем двух десятков лет, считаю правильным. Я благодарен шестнадцатилетнему себе, который не испугался невзгод!

Вот так я решил стать пилотом. Я не грезил фанатично полетами и небом до момента поступления в Бугурусланское летное училище, но будучи уже там, понял, что выбрал правильный путь. Что само по себе кажется сегодня очень удивительным – ведь Бугуруслан был крайне небезопасным местом, бандитским – иного эпитета не придумаешь. Жили в непростых условиях, процветала дедовщина, бензина не было, перспективы с полетами выглядели очень туманно. А без полетов нет пилота – одного лишь диплома недостаточно, для выдачи летного свидетельства. И тем не менее, я получал удовольствие от изучения авиационных дисциплин, а полеты на тренажере Ан-2 приводили меня в экстаз, несмотря на крайний примитивизм этого устройства: в макете кабины располагались приборные панели, штурвал кресла – все как у настоящего «кукурузника», только, конечно, макет стоял на полу неподвижно, и не было никакой картинки за окнами. Да и окон не было – вместо стекол стоял непрозрачный белый пластик.

Зато все приборы работали, скрытая где-то жужжалка имитировала звук двигателя, и это было прекрасно!

Памятник Ан-2 в Бугурусланском летном училище

В профессию я влюбился уже в летном училище, хотя, если рассуждать хладнокровно и логически, после невзгод, сквозь которые пришлось пройти в БЛУГА, после трудностей, с которыми пришлось столкнуться за время летной карьеры, я скорее должен был ее возненавидеть. Но любовь, как говорится, зла.

Сегодня, когда я пишу эти строки, 18 сентября 2022 года. Ровно двадцать четыре года назад я получил свое первое пилотское свидетельство. На самолетах Ан-2, Ту-154 и Б-737 налетал более 11000 часов. Посетил множество городов и стран, выполнял посадки и взлеты в разнообразнейших условиях. Были непростые ситуации в полетах. Были очень сложные периоды жизни…

Я не жалею.

Я до сих пор считаю эту профессию лучшей из тех, которые я мог бы выбрать.

Да, она именно не скучная. Даже летая по одному и тому же маршруту каждый день, все равно полеты разные. Иные погодные условия, иная воздушная обстановка. Разные вводные, которые приходится решать, разные коллеги по кабине, разное время суток, сезон года – все это делает каждый новый полет непохожим на предыдущий. Да одно только лишь пилотирование, возможность чувствовать единение с такой махиной – огромное удовольствие, которое обеспечивает эта профессия!

После посадки в непростых условиях, после того, как твой экипаж отработал слаженно и четко, решив все возникшие по ходу полета задачи, ты испытываешь великое удовлетворение от проделанной работы, даже если таких посадок ты совершил уже не одну тысячу. Каждый раз почти как в первый!

Профессия пилота позволила мне познакомиться с большим количеством людей, влюбленных в авиацию не меньше моего – и не только с пилотами, замечу. Многие из них вообще не имеют никакого отношения к летному делу, но все они влюблены в самолеты и авиацию. Искренняя любовь к небу объединяет, как правило, весьма неплохих людей, которых за честь иметь в друзьях. Которые тебя понимают с полуслова и поддержат в непростую минуту советом и делом.

Профессия позволила мне посетить множество стран – и не только как пилоту, но и в качестве участника различных международных конференций. Я выступал в роли докладчика на региональном семинаре ИКАО в Париже, в Дублине слушал выступление коллег из разных стран, представлявших новейшие достижения в области программных решений. С рабочей поездкой я провел четыре дня в авиакомпании Qatar Airways, увидев пример отлично настроенной системы организации летной работы, что помогло мне внедрить некоторые интересные вещи в S7 Airlines, в которой я на тот момент работал на одной из летных должностей.

Профессия позволила мне получить опыт работы в международном коллективе, выполнять полеты с представителями многих стран! Увидеть новые города, новые страны, узнать иные культуры и религии. Осознать и прочувствовать, что мир еще больше, чем виделся мне из кабины такого же самолета, но зеленого[4 - В 2017 году я покинул S7 Airlines, авиакомпанию, где вырос как пилот и летный руководитель, ради получения международного опыта в зарубежной авиакомпании.].

Оказывается, любовь к небу присуща всем людям на планете. Мои коллеги по кабине: веселый американец, серьезный швед, нескладный взъерошенный француз, темнокожий улыбчивый парень из Нигерии, арабская девушка из Омана, по традиции надевающая платок на голову, и многие другие – они ничуть не меньше моего любят эту профессию. Их эмоции, радости и проблемы аналогичны тем, что испытываем мы.

Больше двадцати лет я поднимаю самолеты в небо. И каждый раз, когда после бессонной ночи вижу, как на северо-востоке светлеет небо, с легкой улыбкой жду появления солнца. Я радуюсь рождению нового дня точно так же, как радовался, встретив свой первый рассвет в кабине самолета много-много лет назад.

Я все так же с волнением и уважением гляжу на мощные грозы, на ужасающую красоту молний, озаряющих вспышками небесное пространство.

Недавно я прочитал в блоге одного пилота заметку примерно следующего содержания:

– Летел с инструктором в возрасте, и он, глядя на занимающийся на горизонте рассвет, сказал: «Двадцать пять лет назад я боялся, что это мне однажды наскучит. А теперь я боюсь однажды потерять возможность видеть это».

Как же я понимаю этого инструктора! Это и мои мысли тоже!

Я все так же ловлю удовольствие, соединяясь с лайнером кончиками пальцев и пятой точкой. Мое настроение бьет ключом в конце рабочей смены, даже если это был полет после третьей ночи подряд и мой организм отчаянно сигнализирует об усталости. Я благодарю своего коллегу по кабине, крепко пожимая руку. Я благодарю команду проводников и желаю всем замечательного отдыха. И получаю искренние слова благодарности и волну позитива в ответ.

К этому невозможно привыкнуть.

Это не может наскучить!

Чего бы я мог пожелать юным парням и девушкам, задумывающимся, как когда-то задумывался я, о выборе этой профессии?

Сейчас очень похожее на девяностые время. Ситуация в отрасли крайне непростая. В своих блогах и на встречах с любителями авиации я не раз говорил, что если вы в мечтах об авиации видите лишь красивые картинки-сторис в соцсетях или тугой кошелек после дня зарплаты, то это не та профессия, в которую вам стоит идти. Это очень ответственная работа, и помимо описанного позитива существует и большое количество трудностей и невзгод, которые регулярно выпадают на долю пилота. Здоровья эта работа не прибавляет, да и люди, которые вам встретятся на пути, совсем не обязательно будут всегда хорошими. Ненадежных людей можно встретить и в авиации – это жизнь.

Гражданская авиация – это та отрасль, которая первая попадает под удар в случае очередного кризиса, существует большой риск потерять работу… Которую, прежде чем потерять, еще и найти надо – сегодня не только выпускнику, но даже опытному пилоту приходится очень непросто. Вы должны четко и серьезно взвесить все «за» и «против». Прислушайтесь к голосу разума и зову сердца одновременно.

Вы готовы рискнуть и вступить на путь, который необязательно приведет вас к небу по окончании летного училища через несколько лет?

Готовы?

Тогда вперед!

И не ропщите на судьбу в моменты трудностей. Судьба любит тех, кто что-то делает для того, чтобы все устаканилось. Будьте нормальными парнями и девчатами. Ведь, как известно, когда летят нормальные парни (и девчата!) – и погода налаживается, и топливо экономится.

Бороться и искать! Найти и не сдаваться!

Побеждает тот, кто не отвернул!

Успехов вам и удачи!

Шофер самолета

Предисловие

Однажды в моем блоге[5 - www.denokan.livejournal.com (http://www.denokan.livejournal.com/)], в комментариях под очередной записью, пилотов гражданской авиации несколько раз назвали «водилами трамвая» и «шоферюгами». Мол, «шоферюги вы и есть». Комментаторы, накормленные слухами о несусветных пилотских зарплатах, решили спустить пилота-писателя (то есть меня) на землю. И зародилась тогда в голове моей шальная мысль: рассказать о профессии для таких вот… кхм, недостаточно осведомленных людей, чтобы они получили (или хотя бы попытались получить) понимание о том, какой путь пилот гражданской авиации проходит и за что несет ответственность. Я уселся за клавиатуру, и вскоре родилась статья, наполненная сарказмом, которым, как мне думалось, я «расстрелял» подобных комментаторов. Статья потом превратилась в видеоликбез «Профессия шофер самолета», ну а через несколько лет, когда я задумался об этой книге, то, думая о том, как ее назвать, не смог удержаться от соблазна.

Из того опуса родилась эта первая глава, которая будет полезной не только жирным интернет-троллям, но и вполне адекватной ребятне из старших классов, которая еще только ищет свое место в жизни и решает, какое направление избрать после окончания школы. Эта глава будет так же полезна и тем, кто, достаточно пожив взрослой жизнью, внезапно понял, что после школы избрал не тот путь и словил притяжение неба.

Я буду говорить о получении пилотского образования по российской модели, так как сегодня это единственный реальный путь для того, кто решится стать «шоферюгой самолета» в нашей стране. Россиянам, ставшими пилотами за рубежом, государство в лице «Росавиации» практически не разрешает летать в нашем небе[6 - А вот иностранцам, закончившим те же самые зарубежные летные школы разрешает. Да еще и командирами в «Аэрофлоте». Удивительно, но факт – иностранцев в Росавиации любят больше, чем соотечественников.]…

Я буду немного стебаться. А может быть, даже не немного, уж простите меня заранее. Причина моего саркастического тона, помимо указанного выше желания отыграться на троллях, – наличие определенного опыта переписки и работы с юными (и не очень) представителями одного из регионов нашей необъятной страны, у которых за пределами известной окружной дороги жизни нет. Поверьте, имея такой опыт, мне сложно сдерживать едкий сарказм.

Стройный собирательный образ подобных «представителей», пишущих мне трогательные письма вроде «я хотел стать летчиком, но в „регионе“ не оказалось летного училища, поэтому я не решился, да и мама отговорила» вел меня вперед и рождал строки текста.

К такому вот виртуальному персонажу и будет обращена значительная часть повествования. Не принимайте близко к сердцу!

Полетели!

Учеба в летном училище

Выбор

В России существуют несколько государственных учреждений, в которых получение брендового[7 - В данном случае – имеющего заметные отличия от того, что принято в остальном авиационном мире. И к сожалению, отличия не являются преимуществом. Да, это тоже сарказм.] образования совмещают с получением лицензии пилота коммерческой авиации, что формально дает выпускнику возможность работать в авиакомпаниях на должности второго пилота сразу же после выпуска. Или на должности командира воздушного судна, если речь не идет о коммерческих перевозках (например, выполнение полетов по патрулированию лесов[8 - Следует заметить, что в России то ли уже приняли, то ли вот-вот примут правила, позволяющие выполнять за деньги некоторые авиационные работы даже обладателю свидетельства частного пилота. И это тоже «брендовость» – такого нигде больше в мире нет.]) при условии получения допуска на самолет, на котором он будет работать.

Жителей «региона» предупреждаю – в вашем регионе таких учреждений нет. Вам придется либо рискнуть и выехать за ту самую окружную дорогу, либо оставить надежду получить брендовое российское летное образование.

Для тех, кто уже за пределами окружной дороги, сообщаю – российские летные школы находятся:

а) Высшие учебные заведения: Ульяновск и Санкт-Петербург.

б) Средние учебные заведения: Бугуруслан, Сасово, Красный Кут, Омск (вертолеты).

Есть еще пара летных школ в Красноярске и Якутске, вполне себе государственных и угодных «Росавиации», но они еще не успели стать «брендами» и поэтому не на слуху.